Яндекс учебник марафон по функциональной грамотности в начальной школе

Обновлено: 21.07.2024

Автор: Крайнова Наталья Анатольевна

Организация: МБОУ Школа №134

Населенный пункт: г. Нижний Новгород

Развитие функциональной грамотности младших школьников средствами современных цифровых образовательных ресурсов (на примере Яндекс.Учебника)

В основе функциональной грамотности лежит функциональное (смысловое) чтение: оно помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото, речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и другие, работать с ней, интерпретировать, анализировать, сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности — математическая и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции — будут ребенку недоступны, потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией, и именно функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста

Несмотря на то, что электронное чтение не исследовано, не известно точно, как ребенок воспринимает текст на экране, и это должен был быть разговор будущего…. НО пандемия расставила свои акценты, и мы вынуждены были активно осваивать дистанционное обучение.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Включение ЦОС в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Сегодня начальная школа должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ЦОР в образовательный процесс.

Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий. ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ЦОР, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.

Со времен дистанционного обучения весной 2020 года я изучила и начала активно применять сервис ЯндексУчебник- бесплатная российская образовательная платформа для учителей и учеников. Сервис позволяет преподавателям назначать и автоматически проверять домашние задания, отслеживать успеваемость отдельных учеников и всего класса, индивидуально работать с успешными и отстающими учениками, участвовать в вебинарах, проходить курсовую подготовку, осваивать новые вершины цифрового пространства.

Структура марафона состоит из нескольких этапов и позволяет учителю легко и постепенно погружаться в работу по формированию ФГ:

1 этап: онлайн-диагностика компетенций самого учителя, насколько они у него развиты, в результате получат свой личный профиль компетенции, а затем изучить методические материалы, пройти онлайн-курс повышения квалификации по методике формированию у учеников ФГ. Надо отметить, что курс интересный, подготовлен экспертами Оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО… и методистами МГПУ

1.Ориентирование в источнике информации;

2. Определение характера требуемой информации и ее извлечения;

3. Работа с недостающей информацией и как ее можно восполнить

4. Обобщающие занятия по всем трем направлениям

Задания находятся в библиотеке личного кабинета, учитель их сам отбирает, выдает частично или группой, выбирает сам удобный темп, время работы, место (дома, на уроке) и т.д. В каждом занятии есть видео от экспертов, чтобы помочь внедрять их в учебный процесс.

Слайды 11, 12, 13, 14, 15…

Специально для этого проекта методисты разработали около 500 оригинальных заданий. Инструкция к заданиям может быть прочитана на слайде, либо прослушана, что очень удобно. Очень разнообразен визуальный ряд, эксперты постарались, чтобы было интересно, увлекательно…

Примеры некоторых заданий и их особенности…

Задания появляются постепенно, наполнение хорошее. Задания по классам, но удачнее сказать по годам обучения, мы с 4 классом начали с 3, а некоторые задания беру даже из 2 класса. 3 и 4 классы начинаются с входной диагностики, состоящей из комплекта карточек на все умения по работе с информацией.

По результатам учитель получает специальную карту компетенций. Это рекомендации с какого места, с какого момента, с какого блока нам нужно начать работу именно с этими детьми, для того, чтобы оптимально развивать у учеников все навыки по всем направлениям.

В 1 и 2 классах диагностики нет, так как предполагается, что навыки по работе с информацией или не развиты, или развиты настолько слабо, что нужно начинать сначала.

Марафон легко встраивается в образовательный процесс и на оффлайнуроках, и в дистанционный формат. Для потенциальных участников марафона по функциональной грамотности являются грамоты ученикам, сертификаты учителям, аналитический отчет по компетенциям своих учеников. И все это совершенно бесплатно и без каких-либо временных ограничений для всех участников.

В Яндекс.Учебнике уверены: работа с функциональной грамотностью — важная задача. Но у современного учителя много важных задач, поэтому электронные ресурсы могут ему помочь. В Яндекс.Учебнике предлагается не только сервис с автоматической проверкой, но и грамотные задания, подготовленные талантливыми учителями-методистами, полезные для формирования функциональной грамотности и интересные детям. Эти задания выверены методически и являются отличными образцами, по которым можно работать дальше с формированием функциональной грамотности школьников. Кроме того, на платформе есть аналитика, которая показывает, какие темы даются конкретным ученикам сложнее всего.

Я считаю, что информационные технологии для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

§ Подборка заданий ко Дню космонавтики для развития читательской и математической грамотности школьников.

Что такое функциональная грамотность?

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Функциональная грамотность школьников в Яндекс.Учебнике

Методисты Яндекс.Учебника, ориентируясь на международные исследования PIRLS, TIMSS, PISA, создали подборку заданий для развития читательской и математической грамотности учеников 1–5-х классов. В зависимости от ваших целей вы можете выбрать более простые и более сложные задания. Для младших учеников мы предлагаем задания для развития базовых умений, а также упрощенные задания следующего уровня. Чем старше ученики, тем больше усложняется предлагаемый материал. Для удобства каждое задание содержит методические комментарии с подробным описанием умений, на которые направлено данное задание.

Для развития функциональной грамотности школьников мы выбрали тему космоса. Сложность заданий увеличивается не только за счет структуры текстов, но и за счет их содержания. От простых тем для детей 7–9 лет: животные в космосе, жизнь космонавтов, мы переходим к более сложным, требующим навыков абстрактного мышления: космические аппараты, Луна, космический мусор.

Читательская грамотность школьников

Читательская грамотность включает в себя умение умение понимать и использовать прочитанное, соотносить информацию со своим опытом и знаниями, интерпретировать ее.

Работая с заданиями Яндекс.Учебника, начните с небольшого количества карточек. Не забывайте, что внимательное чтение требует от младших школьников больших усилий. Внимательно отслеживайте движение и трудности, с которыми сталкиваются ученики. Если детям трудно, выдайте более простые карточки из этого класса или задания предыдущих классов. Если ученики справляются хорошо, не спешите и не забегайте вперед.

Ниже — пример задания для формирования читательской грамотности в первом классе. В тексте нужно найти информацию и соотнести ее с рисунком. Само по себе это достаточно сложное умение. Но за счет того, что материал и уровень сложности текста подходит ученикам этого возраста, задание по силам первоклассникам.

Пример задания для формирования читательской грамотности школьников

Математическая грамотность школьников

Математическая грамотность — это способность применять математику для решения проблем реального мира. Решение включает в себя этап переформулирования проблемы на математическом языке, этап решения уже математически сформулированных задач и этап интерпретации полученных результатов в контексте исходной проблемы.

Выдав детям карточки Яндекс.Учебника, контролируйте процесс и результаты выполнения заданий. Настройте ребят на то, что задания интересные, но непростые, и их цель — научиться применять математику в необычных ситуациях.

Как правило, ученики ошибаются в двух случаях: не могут подобрать способ решения или делают ошибку в вычислениях. В первом случае выдайте детям более простые задания этой подборки — можно взять задания предыдущих классов. Если путь решения проблемы был выбран верно, но допущена ошибка в вычислениях, повторите с учениками соответствующие правила. Для этого выдайте карточки с более традиционными заданиями из основного раздела библиотеки.

Посмотрите пример задания на формирование математической грамотности для первого класса. Ученики получают опыт применения математики для решения проблемы. Заполняя пропуски в предложениях, дети учатся решать поставленную проблему по указанному плану, они выполняют необходимые вычисления и дополняют вывод.

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс.Учебнике:
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.


2-й класс




3-й класс


4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

После теста мы дадим вам рекомендации и составим подборку полезных материалов.

Выделите свободный час, попросите вас не отвлекать, — и приступайте к тесту.

Они помогут проверить, как вы работаете над формированием функциональной грамотности у учеников. Каждое задание ― реальная ситуация из работы учителя.

Ваша задача ― выбрать, как бы вы поступили в каждой из этих ситуаций. При выборе не нужно учитывать специфику учебного предмета ― сфокусируйтесь на своих навыках.

Читайте также: