Ян амос коменский материнская школа цитаты

Обновлено: 05.07.2024

Ян Амо́с Ко́менский — чеш­ский педа­гог-гума­нист, писа­тель, обще­ствен­ный дея­тель, епи­скоп Чеш­скоб­рат­ской церкви, осно­во­по­лож­ник науч­ной педа­го­гики, систе­ма­ти­за­тор и попу­ля­ри­за­тор классно-уроч­ной системы.

1. Не только хижина

Люди при­учают вола к пахоте, собаку к охоте, коня к вер­хо­вой езде и к пере­возке тяже­стей, потому что они созданы для таких целей и их нельзя при­спо­со­бить для дру­гих. Чело­век — более высо­кое созда­ние, чем все эти живот­ные, — дол­жен быть при­ве­дён к самым высо­ким целям, чтобы сво­ими доб­ро­де­те­лями как можно более соот­вет­ство­вать Богу, образ кото­рого он носит. Тело, конечно, как взя­тое из земли, есть земля, при­над­ле­жит земле и снова должно обра­титься в землю. А душа, кото­рую вдох­нул Бог, — от Бога, должна остаться в Боге, под­няться к Богу.

Поэтому роди­тели недо­ста­точно испол­няют свой долг, если научают своих детей есть, пить, ходить, гово­рить, укра­шаться одеж­дами, ибо всё это слу­жит только для тела, кото­рое не есть чело­век, а слу­жит хижи­ной для чело­века. Хозяин этой хижины (разум­ная душа) оби­тает внутри; о нём и сле­дует забо­титься больше, чем о внеш­ней этой оболочке.

2. Трой­ная цель

Должна быть твёрдо уста­нов­лена тро­я­кая цель вос­пи­та­ния юношества:

1) Вера и благочестие.

3) Зна­ние язы­ков и наук.

И всё это в том самом порядке, в кото­ром пред­ла­га­ется здесь, а не наобо­рот. Прежде всего, нужно при­учать детей к бла­го­че­стию, затем — к доб­рым нра­вам или доб­ро­де­те­лям, нако­нец — к более полез­ным нау­кам. Чем более, однако, они могут сде­лать успеха в этом послед­нем, тем лучше.

У кого в своём доме дети пре­да­ются этим трём упраж­не­ниям, у того — рай, где сеются, оро­ша­ются, зеле­неют и цве­тут небес­ные рас­те­ния; у того — храм Свя­того Духа, в кото­ром он создаёт и совер­шен­ствует сосуды мило­сер­дия, ору­дия славы, чтобы в них, как в живом образе Бога, всё более и более бли­стали лучи его могу­ще­ства, муд­ро­сти и бла­го­сти; как счаст­ливы в таком раю родители!

3. Когда начи­нать воспитывать

Роди­тели не должны откла­ды­вать вос­пи­та­ние до обу­че­ния своих детей учи­те­лями и слу­жи­те­лями Церкви (так как невоз­можно уже вырос­шее кри­вое дерево сде­лать пря­мым и лес, повсюду усе­ян­ный тер­но­выми кустами, пре­вра­тить в ого­род). Они сами должны изу­чить спо­собы обра­ще­ния со сво­ими сокро­ви­щами, согласно с их цен­но­стью, чтобы под их соб­ствен­ным руко­вод­ством дети начи­нали воз­рас­тать в муд­ро­сти и любви у Бога и людей.

В пре­де­лах шести лет ребё­нок дол­жен знать:

(1) Что Бог суще­ствует, (2) везде при­сут­ствуя, взи­рает на всех нас; (3) тем, кто за Ним сле­дует, дарует пищу, питьё, одежду и всё; (4) людей строп­ти­вых и без­нрав­ствен­ных нака­зы­вает смер­тью; (5) Его сле­дует бояться и все­гда при­зы­вать и любить как отца; (6) нужно испол­нять всё то, что Он пове­ле­вает; (7) если мы будем доб­рыми и чест­ными, Он при­мет нас на небо и пр.

В этих пре­де­лах, говорю я, ребёнка к шести годам жизни должно дове­сти в бла­го­че­сти­вых упражнениях.

4. Когда начи­нать обучать

При­рода всех рож­да­ю­щихся существ такова, что они явля­ются гиб­кими и всего легче при­ни­мают форму, пока они в неж­ном воз­расте; окреп­нув, они не под­да­ются фор­ми­ро­ва­нию. Все это, оче­видно, в такой же мере — отно­сится и к самому чело­веку. У него мозг, вос­при­ни­мая попа­да­ю­щие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск, в дет­ском воз­расте вообще вла­жен и мягок и спо­со­бен вос­при­ни­мать все встре­ча­ю­щи­еся пред­меты; затем поне­многу он высы­хает и твер­деет, так что, по сви­де­тель­ству опыта, вещи запе­чат­ле­ва­ются и отоб­ра­жа­ются на нем с боль­шой трудностью.

Точно так же и корни бла­го­че­стия сле­дует насаж­дать в сердце каж­дого с ран­них лет. В ком мы желаем гар­мо­ни­че­ски раз­вить изящ­ный нрав, над тем нужно рабо­тать в неж­ном возрасте.

Только то в чело­веке прочно и устой­чиво, что он впи­ты­вает в себя в юном возрасте.

5. О здо­ро­вом теле

Кто-то ска­зал, что должно молить богов о том, чтобы в здо­ро­вом теле был здо­ро­вый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и тру­диться, ибо Бог обе­щает бла­го­сло­ве­ние не празд­ным людям, а тру­до­лю­би­вым. Так как дети тру­диться ещё не могут и не умеют изли­вать мольбы к Богу, то за них должны это делать роди­тели, ста­ра­ясь питать и вос­пи­ты­вать (во славу Божию) тех, кого они про­из­вели на свет.

Но прежде всего, так как обу­чать детей можно только в том слу­чае, если они будут живы и здо­ровы (ведь с боль­ными и хилыми не достиг­нешь ника­кого успеха), то пер­вая забота роди­те­лей – обе­ре­гать здо­ро­вье детей.

6. Семья

Школа, вос­пи­та­тели, про­по­вед­ники могут лишь раз­вить и неко­то­рым обра­зом напра­вить вос­пи­та­ние детей в нуж­ное русло. Основ­ное умо­на­стро­е­ние лич­но­сти рож­да­ется в семье.

7. Укреп­лять интерес

Все роди­тели должны стре­миться к тому, чтобы у детей не было недо­статка в развлечениях.

Напри­мер, на пер­вом году настро­е­ние у них поды­ма­ется дви­же­нием колы­бели, дви­же­нием рук, пением, щел­ка­ньем тре­щотки, ноше­нием по двору или по саду, или даже поце­лу­ями, объ­я­ти­ями, лишь бы всё это про­ис­хо­дило осмот­ри­тельно. На вто­ром, тре­тьем, чет­вёр­том и т. д. году это про­ис­хо­дит бла­го­даря при­ят­ной с ними или между ними игре, бега­нию в раз­ные сто­роны, пре­сле­до­ва­нию, слу­ша­нию музыки и каким угодно при­ят­ным зре­ли­щам, рисо­ва­нию и т. д.

И чтобы ска­зать вкратце, ребёнку ни в каком слу­чае не нужно отка­зы­вать в том, что ему угодно и при­ятно; мало того, если к тому, что при­ятно для зре­ния, слуха и дру­гих чувств, будет заме­чен какой-либо инте­рес, то это будет укреп­лять тело и дух. Не сле­дует допус­кать только того, что про­тивно бла­го­че­стию и доб­рым нравам.

8. Дети должны быть заняты

Дети охотно все­гда чем-нибудь зани­ма­ются, так как их живая кровь не может оста­ваться в покое. Это весьма полезно, а потому не только не сле­дует этому мешать, но нужно при­ни­мать меры к тому, чтобы все­гда у них было что делать. Пусть они будут теми мура­вьями, кото­рые все­гда заняты; что-нибудь катают, несут, тащат, скла­ды­вают, пере­кла­ды­вают; нужно только помо­гать детям, чтобы всё, что про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дило разумно, и, играя с ними, ука­зы­вать им даже формы всех игр (ведь зани­маться серьёз­ным они ещё не могут).

9. Научить ребёнка молчать

Пока дети ещё учатся гово­рить, им нужно предо­ста­вить сво­боду гово­рить и воз­можно больше лепе­тать. Но после того как они научи­лись гово­рить, будет весьма полез­ным научить их также мол­чать. Мы желали бы, чтобы они были не немыми ста­ту­ями, а разум­ными созда­ни­ями. Нача­лом вели­кой муд­ро­сти явля­ется воз­мож­ность разумно поль­зо­ваться молчанием.

Мол­ча­ние никому, конечно, не повре­дило, но весьма мно­гим повре­дило то, что они гово­рили. Вреда могло бы и не быть, однако, так как то и дру­гое — гово­рить и мол­чать — явля­ется осно­вой и укра­ше­нием всего нашего раз­го­вора на всю жизнь, то они должны быть соеди­ня­емы нераз­дельно, чтобы сразу мы при­об­ре­тали себе воз­мож­ность поль­зо­ваться тем и другим.

Итак, роди­тели должны при­учать детей к мол­ча­нию во время молитвы и бого­слу­же­ния (как дома, так и в церкви); ника­кое бега­нье, крик, шум не должны быть ими поз­во­ля­емы в это время. Также должны они научиться молча выслу­ши­вать какие-либо при­ка­за­ния отца или матери.

Дру­гой сто­ро­ной мол­ча­ния будет обду­ман­ная речь, чтобы, прежде чем гово­рить или отве­чать на вопросы, дети поду­мали, что и как им разумно ска­зать. Ибо гово­рить всё, что под­вер­нётся на язык, глупо, и не под­хо­дит это тем, из кого мы желаем сде­лать разум­ные суще­ства. Однако, как я все­гда под­чёр­ки­ваю, — насколько поз­во­ляет воз­раст, на это разум­ные роди­тели должны обра­щать серьёз­ное внимание.

10. Обра­зо­ва­ние для всех

В школы сле­дует отда­вать не только бога­тых или знат­ных, но и всех вообще: знат­ных и незнат­ных, бога­тых и бед­ных, маль­чи­ков и дево­чек во всех горо­дах и местеч­ках, сёлах и деревнях.

Потому что всех должно обра­зо­вы­вать по образу Божьему.

Все люди, кото­рые только роди­лись, про­изо­шли на свет с одной и той же глав­ной целью: быть людьми, т. е. разум­ными суще­ствами, вла­ды­ками тва­рей, ярким подо­бием сво­его Творца. Сле­до­ва­тельно, всех нужно вести к тому, чтобы они, над­ле­жа­щим обра­зом впи­тав в себя зна­ния, доб­ро­де­тель и рели­гию, могли с поль­зой пройти насто­я­щую жизнь и достойно под­го­то­виться к будущей.

У Бога нет лице­при­я­тия — не раз сви­де­тель­ствует Он об этом сам. А если мы поз­во­лим раз­ви­вать свой ум только неко­то­рым, исклю­чив осталь­ных, то будем неспра­вед­ливы не только по отно­ше­нию к тем, кто обла­дает той же самой при­ро­дой, но и по отно­ше­нию к самому Богу, Кото­рый хочет, чтобы все, на ком Он начер­тал свой образ, Его позна­вали, любили и восхваляли.

Это, несо­мненно, будет про­ис­хо­дить тем пла­мен­нее, чем больше будет раз­го­раться свет зна­ния. Мы любим именно настолько, насколько познаём.

11. Раз­ви­вать имеющееся

Как это ясно, когда семя, поса­жен­ное в землю, внизу пус­кает малень­кие корни, а выше даёт ростки, из кото­рых впо­след­ствии по врож­дён­ной силе раз­ви­ва­ются ветви и сучья; послед­ние покры­ва­ются листьями, укра­ша­ются цве­тами и пло­дами. Сле­до­ва­тельно, нет необ­хо­ди­мо­сти что-либо при­вно­сить чело­веку извне, но необ­хо­димо раз­ви­вать, выяс­нять то, что он имеет зало­жен­ным в себе самом, в заро­дыше, ука­зы­вая зна­че­ние всего существующего.

12. Самый дей­стви­тель­ный путь

Нет на земле ника­кого более дей­стви­тель­ного пути для исправ­ле­ния чело­ве­че­ской испор­чен­но­сти, чем пра­виль­ное вос­пи­та­ние юношества.

13. Кого учить?

Чем пло­до­род­нее поле, тем обиль­нее оно про­из­во­дит тер­нов­ник и чер­то­по­лох. Так и выда­ю­щийся ум полон пустыми меч­та­ни­ями, если его не засе­ять семе­нами муд­ро­сти и доб­ро­де­те­лей. Как дей­ству­ю­щая мель­ница, если в нее не под­сы­пать зерна, т. е. мате­ри­ала для пере­ма­лы­ва­ния, сти­рает сама себя и, отры­вая от жер­но­вов куски и даже повре­ждая и раз­ры­вая отдель­ные части, бес­по­лезно с шумом и трес­ком пылит, так и подвиж­ный ум, лишен­ный серьез­ной работы, будет вообще напол­няться ничтож­ным, пустым и вред­ным содер­жа­нием и ста­нет при­чи­ной своей соб­ствен­ной гибели.

14. В школах

Во всех слу­чаях без исклю­че­ния нужно стре­миться к тому, чтобы в шко­лах, а отсюда бла­го­даря шко­лам и во всей жизни при посред­стве наук и искусств:

I. Раз­ви­ва­лись способности.

II. Совер­шен­ство­ва­лись языки.

III. Раз­ви­ва­лись бла­го­нра­вие и нравы в направ­ле­нии вся­кой бла­го­при­стой­но­сти согласно со всеми нрав­ствен­ными устоями.

IV. Бог искренно почитался.

15. Как про­буж­дать и под­дер­жи­вать в детях стрем­ле­ние к учению

Стрем­ле­ние к уче­нию про­буж­да­ется и под­дер­жи­ва­ется в детях роди­те­лями, учи­те­лями, шко­лой, самими учеб­ными пред­ме­тами; мето­дом обу­че­ния и школь­ным начальством.

Если роди­тели в при­сут­ствии детей с похва­лой отзы­ва­ются об уче­нии и об учё­ных людях или, побуж­дая детей к при­ле­жа­нию, обе­щают им кра­си­вые книги, кра­си­вую одежду или ещё что-либо при­ят­ное; если хва­лят учи­теля (осо­бенно того, кото­рому хотят пору­чить детей) как со сто­роны его учё­но­сти, так и гуман­ного отно­ше­ния к детям (ведь любовь и вос­хи­ще­ние явля­ются силь­ней­шим сред­ством, чтобы вызвать стрем­ле­ние к под­ра­жа­нию); нако­нец, если они ино­гда пошлют детей к учи­телю с пору­че­нием или малень­ким подар­ком и пр., то легко достиг­нут того, что дети искренно полю­бят и науку и самого учителя.

Если учи­теля будут при­вет­ливы и лас­ковы, не будут оттал­ки­вать от себя детей своим суро­вым обра­ще­нием, а будут при­вле­кать их своим оте­че­ским рас­по­ло­же­нием, обхож­де­нием и сло­вами; если учи­теля сове­туют науки, к кото­рым они при­сту­пают, со сто­роны их пре­вос­ход­ства, при­вле­ка­тель­но­сти и лёг­ко­сти; если более при­леж­ных уче­ни­ков будут время от вре­мени хва­лить (даже наде­ляя малы­шей ябло­ками, оре­хами, саха­ром и т.п.); если, при­гла­сив неко­то­рых уче­ни­ков к себе на дом, а также всем вме­сте, будут пока­зы­вать кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие то, что им в своё время при­дётся изу­чать: опти­че­ские и гео­мет­ри­че­ские инстру­менты, гло­бусы и дру­гие подоб­ные вещи, кото­рые могут вызвать у них чув­ство вос­хи­ще­ния; если будут через них сно­ситься с роди­те­лями, – сло­вом, если учи­теля будут отно­ситься к уче­ни­кам с любо­вью, тогда они легко заво­юют их сердце так, что детям будет при­ят­нее пре­бы­вать в школе, чем дома.

16. Не перегружать

Учи­тель дол­жен учить не столько, сколько может, а сколько уче­ник может освоить.

17. Поря­док

Если ты при­смот­ришься к порядку, гос­под­ству­ю­щему в обще­ствен­ных и част­ных делах у хорошо обра­зо­ван­ного народа, там все идет как часы… У вар­ва­ров же все похоже на раз­вя­зан­ный сноп или песок без цемента.

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком то считаться не вправе.

Книги — это инструмент насаждения мудрости.

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений. Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать.

Войны необходимо отвергать как нечто звериное, ибо людям подобает гуманность. Не войны, а мир ставьте себе целью своей жизни!

До сих пор школы не приучают учеников, подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней; скорее они приучают их привешивать к себе сорванные на стороне ветки. А между тем основательное учение человека есть дерево с собственными корнями, которое питается собственными соками, и поэтому всегда живёт, зеленеет, цветёт и приносит плоды.

Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости.

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Великий чешский мыслитель-гуманист, выдающийся общественный деятель, историк, философ, педагог-новатор Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в Южной Моравии. Коменский написал такие книги, как "Великая дидактика", "Материнская школа", "Открытая дверь к языкам", "Новейший метод языков", "Физика", "Астрономия", "Мир чувственных вещей в картинках", "Школа-игра", "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" и др., которые еще при его жизни получили распространение во всей Европе, использовались в Америке и странах Азии. Умер Ян Амос Коменский 15 ноября 1670 г. в Амстердаме, вдали от родины.

Чешский педагог Ян Амос Коменский

Перечитывая книгу великого чешского педагога-просветителя Ян Коменского "Материнская школа", очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики. Книга, написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей.

Ян Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище. " и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни. ", ". золото и серебро - вещи, ненадежные и скоро проходящие, а дети бессмертное наследие", "происходят. дети - из самой нашей сущности" и родители "иногда за их спасение готовы пожертвовать своей собственной жизнью".

Великий педагог сравнивает детей с ангелами: ". у кого дома есть дети, тот может быть уверен, что в доме присутствуют ангелы; всякий, кто обнимает руками маленьких детей, пусть не сомневается, что обнимает ангелов".

"Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно - божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей".

По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. "Человек - высокое создание - должен быть приведен к самым высоким целям и добродетелям". Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей: есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами.

Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости.

В книге "Материнская школа" он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться "с различными случайностями", и родители должны учить детей "осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни". Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать "изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни. ".

Ян Коменский на европейских марках

Ян Коменский на европейских марках

Ян Коменский выделяет "троякую" цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук.

И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот. "У кого в своем доме дети предаются трем упражнениям, у того - рай, где сеются, орошаются, зеленеют и цветут небесные растения; у того - храм святого духа, в котором он создает и совершенствует сосуды милосердия, орудия славы, чтобы в них все более и более блистали лучи мудрости и благости; как счастливы в таком раю родители!"

В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему.

Ян Коменский - один великих символов Чехии, его портрет был размещен на чешской купюре в 200 крон

Ян Коменский - один великих символов Чехии, его портрет был размещен на чешской купюре в 200 крон

Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может "достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания"? Конечно, это "совершенно невозможно".

  • Основы православной и просто здравой психологии - подборка лучших публикаций по теме психологии
  • Христианский брак, домостроительство, семейное счастье - подборка лучших публикаций по теме семьи
  • Христианское воспитание детей - подборка лучших публикаций по теме христианской педагогике
  • Старший ребенок в семье: повинность или привилегия? - Екатерина Бурмистрова
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? - Людмила Петрановская
  • Я сердита, я сердита! (о родительской раздражительности и гневливости) - Ирина Лукьянова
  • Ябеда-карябеда (если ребенок ябедничает) - Инна Карпова
  • Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок? - протоиерей Алексий Уминский
  • Почему не хочется хвалить ребенка? - Татьяна Шишова
  • Как стать моральным уродом? - интервью с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Марковой

Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена "обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложат­ся ли спать или встают".

"Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с пренебрежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества вместе с правом наказания поручалось мужам мудрым, благочестивым, почтенным".

Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Само название этих учреждений "указывало на то, что дело обучения и учения само по себе и по своей природе приятно и сладко и представляет собой чистую игру и забаву для духа".

Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать, ведь "по природе обыкновенно бывает так, что каким что-либо стало образовываться с самого начала, таким остается и в старости приносит те же самые плоды, семена которых получило в молодости". С этим согласна и известная пословица: "Занятия молодости - наслаждение старости".

И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, "так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым". Они должны сами "изучить способы обращения со своими сокровищами. чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям".


"Портрет мальчика" - итальянский художник Пинтуриккио (около 1454-1513)

По мнению Ян Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

- умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

- опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

- почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

- предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

- говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

- справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

- благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

- трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

- молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

- терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

- деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

- изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

- держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы "как-нибудь не навредить ребенку". Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо, или "даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка".

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, "чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему". На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, "вялостью и бездельем", занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, "ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка".

Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, "сама была его кормилицей" и подвергает порицанию тех матерей, которые "поручают это делать чужим женщинам". Он сожалеет, "что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно . природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания".

Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. "Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой ".

Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также "горячего и острого". Когда дети подрастут и их отнимут от груди, "их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее, однако, в умеренном количестве, а именно - хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; так они будут расти, как травка у текущей воды; нужно лишь доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения".

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав "не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки". По мнению Коменского, в это время целесообразно повязывать голову детей шапочкой, наподобие подушки, набитой ватой, чтобы, упав, дети не так легко могли повредить голову. Эта предохранительная мера может быть применена и к другим частям тела.

Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, "от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище". Родители должны постоянно заботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей "не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды", нужно во всем соблюдать умеренность.

Говоря о том, что ребенок должен вести "упорядоченный образ жизни", педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать и снова вставал, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима "весьма полезно" и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что наша жизнь - огонь, а огонь требует воздуха и движения. Так и дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, "тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно".

Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им "такой способ упражнения, который был бы безвредным". К охране жизни и здоровья детей Коменский предлагает привлекать кормилиц и нянек.

Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу "Веселое настроение - половина здоровья" и высказывания римского философа II в. Фаворина, о том, что "веселее сердца есть сама жизнь человека, все родители должны стремиться к тому, чтобы у детей не было недостатка в развлечениях". На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, "лишь бы все это происходило осмотрительно". Взрослеющему ребенку уже интересна "приятная" игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, "что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух. Не следует допускать только того, что противно благочестию и добрым нравам".

"Материнская школа" Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Светлана Пидручная,
старший воспитатель МДОУ д/с № 24 "Березка",

Коменский Ян Амос краткая биография (1592 — 1670 гг.)

Коменский Ян Амос цитаты

Коменский Ян Амос цитаты. Великий чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель, основоположник дидактики.

Позже работал в Венгрии, занимаясь перестройкой школьного образования. Вернувшись на родину, испытал все тяготы войны. Его дом был сожжен вместе со всеми рукописями и книгами.

В 1657 г. уехал в Голландию, где прожил до самой смерти.

Коменский Ян Амос цитаты

* Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.

* Без примера ничему не выучишься.

* Дерево также нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения.

* Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

* Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

* Известна особенность людей: до того как будет сделано какое-либо замечательное открытие, они удивляются, как это оно может быть сделано, а после того — как это оно не было открыто раньше?

* Извлечение из классиков принесет прекрасную пользу, причем всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдет в плоть и кровь.

* Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

* Книги — это инструмент насаждения мудрости.

* Кто, будучи даже взрослым, умеет говорить лишь одними словами, а не делами, тот и человеком-то считаться не вправе.

* Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди.

* Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

* Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

* Нет ничего труднее, как перевоспитать человека плохо воспитанного.

* Ничто притворное не может быть продолжительным.

* Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

* Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений.

* Противоядием невежеству является образование, которым в школах должны быть напитаны души молодых людей.

* Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения.

* Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает.

* Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее.

* Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

* Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.

* Тот, кто мало знает, малому может и учить.

* Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

* Читать и не понимать — то же, что совсем не читать.

* Что такое красивый невежда, если не разукрашенный перьями попугай?

>> Коменский Ян Амос цитаты…

Arzamas + Издательство Я ндекса. Просветительский проект: ▶ Смотреть Arzamas

Читайте также: