Взгляды к п ягодовского на преподавание естествознания в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

К.П. Ягодовский родился в многодетной семье приходского священника. Девяти лет он был отдан в бурсу в городе Чернигов, а затем поступил в гимназию, которую окончил в 1895 году с серебряной медалью. После окончания в 1901 году полного курса Императорского Санкт-Петербургского университета по физико-математическому факультету, К.П. Ягодовский получил право на преподавание естественной истории. У него началась активная профессиональная деятельность: сотрудничал с педагогическими курсами при Фребелевском обществе, с Психоневрологическим институтом; являлся директором и председателем педагогического совета в женской гимназии Стоюниной; читал лекции учителям на выездных курсах по России; возглавлял Глуховский учительский институт; вел научно-методическую и исследовательскую работу в Государственном институте научной педагогики, директором которого К.П. Ягодовский являлся несколько лет, и т.д.

Идеи и результаты своих научно-методических исследований приходилось отстаивать, и следствием противостояния с позиции Наркомпроса, возглавляемого Н.К. Крупской, явились репрессии в отношении многих, включая и К.П. Ягодовского, который избежал ареста, однако был выслан в Свердловск [1].

Шевырева Татьяна Вячеславовна – доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии, продолжая династию дефектологов, более 25 лет работает в Московском Педагогическом Государственном Университете. Является одним из ведущих специалистов в области методик обучения лиц с нарушениями развития. В круг ее научных интересов также входят проблемы экологии, одаренности, вопросы клинической физиологии и использования инновационных технологий в образовании.

Свои научные исследования сотрудники кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии проводят в содружестве с другими организациями: вузами, школами, представителями рода Ягодовских, а также с ассоциацией венгерских дефектологов ERTUK-VELLE.

Принципами научной школы профессора К.П. Ягодовского и сегодня руководствуются преподаватели дефектологических вузов, учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также авторы школьных учебников естествознания, методических пособий и программ для детей с ОВЗ.

В своих работах К. П. Ягодовский отмечает, что занятия по естествознанию в начальной школе должны дать детям знания о самых обычных предметах и явлениях природы, пробудить у них любовь к родной природе и дать элементарные знания и на­выки по сельскому хозяйству и охране здоровья,. На основе по-30

.нученных знаний учащиеся должны видеть существующие с-нязи мгжду отдельными явлениями природы, что создаст прочную базу для формирования материалистических взглядов на ок­ружающее. Кроме ^ого, знания о природе должны содейство­вать расширению политехнического кругозора детей и воспита­нию простейших трудовых навыков.

К. П. Ягодовский на конкретных примерах показывал, как 1'ледует вести преподавание естествознания, чтобы успешно ре­шать данные задачи. Прежде всего в процессе обучения, зна­комя учащихся с определенными объектами или явлениями природы, необходимо организовать восприятие их с помощью органов чувств. Чувственное восприятие учащихся требует уп­равления со стороны учителя; руководить процессом восприятия следует так, чтобы дети наблюдали то, что составляет сущность предмета или явления, чтобы созданный образ прочно связы­вался с точно отвечающим ему словом, названием.

В результате чувственного восприятия предмета или явления природы у ребенка формируется ряд ярких представлений, ха­рактеризующих изучаемый предмет или явление. По мере на­копления представлений ребенок начинает их обобщать, при­водить в систему и постепенно подходит к понятию. Перед учи­телем стоит задача помочь ему произвести эту трудную работу по обобщению, так чтобы выводы и заключения, к которым ре­бенок придет, были правильными. Прежде всего ребенку нуж­но помочь среди совокупности признаков предмета или явления выделить существенные признаки и на основании этого сделать обобщения.

Чтобы выполнить указанные выше задачи, К. П. Ягодовский рекомендовал в каждом отдельном случае ясно видеть цель уро­ка или всякой предстоящей работы, определить содержание работы, т. е. тот материал, которым будет пользоваться учи­тель для достижения цели, найти методы и формы работы.

Таким образом, К- П. Ягодовский в своих работах положил начало исследованиям об учебном предмете как системе взаи­мосвязанных понятий. Он определил пути и средства формиро­вания понятий в процессе преподавания природоведения в на­чальной школе. Это позволило более четко решать вопросы ме­тодов и средств обучения, содержания школьного предмета природоведения.

Большую роль в развитии начального обучения географии сыграли такие советские методисты, как А. А. Половинкин, К. А. Сонгайло.

Задание: Ознакомиться с работами К.П.Ягодовского. Выступить с докладами

Литература:

3. Работы Ягодовского К.П.

Тема 23-24 . Методическая деятельность Половинкина А.А.и Сонгайло К.А. (2 ч)

Цель: Роль работ Половинкина и Сонгайло К.А. в истории развития методики естествознания

1. В чем заключалась методическая деятельность Половинкина А.А. и Сонгайло К.А.

Половинкин Александр Александрович (1887—1955)—про­фессор Московского государственного педагогического институ­та имени В. И. Ленина, свои основные труды посвятил методи­ке преподавания географии, в которых показал пути осуществ­ления идей активизации учащихся на уроках, раскрыл необхо­димость проведения экскурсий в природу для непосредственного ознакомления школьников с окружающей местностью. Также он обратил внимание учителей на работу с планом, картой, на применение педагогического рисунка на уроках географии.

Сонгайло Константин Антонович (1890—1961) работал в основном над содержанием и методикой преподавания геогра­фии в начальных классах. Он много внимания уделял изучению детьми плана, карты, проведению практических работ, экскур­сий, наблюдений на местности, ознакомлению школьников с жизнью населения на основе краеведческого принципа. К. А. Сонгайло работал над созданием различных типов на­глядных пособий и методических указаний к ним.

В связи с этим законом в СССР вместо обязательного семи­летнего образования вводится обязательное восьмилетнее об­разование. Восьмилетняя школа является неполной средней об­щеобразовательной трудовой политехнической школой.

Советская школа в период с 1917 до 1960-х годов претерпе­ла различные преобразования, обусловленные особенностями становления и развития социалистического общества.

На протяжении этих лет методика преподавания природове­дения совершенствовалась как наука в своей теории и прак­тике.

Задание: Изучить систему работы указанных методистов.

Литература:

Взгляды Надежды Константиновны Крупской, Константина Павловича Ягодовского на преподавание естествознания в начальной школе

Кратко и красочно.
Крупская Надежда Константиновна (1869—1939) внесла значительный вклад в разработку и решение важнейших проб­лем педагогики, повлиявших на развитие методики преподава­ния естествознания. Определение целей и задач всесторон­него воспитания, связь школы с практикой социалистическо­го строительства, трудовое и политехническое воспитание, оп­ределение содержания образования, вопросы возрастной педа­гогики, воспитание коллективизма — эти и другие проблемы нашли определенное решение в ее статьях.
Ягодовский Константин Павлович (1877—1943) — замечательный педагог, методист, значительно способствовал становлению и развитию школьного природоведения в советский период.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История развития методики преподавания Естествознания

Описание презентации по отдельным слайдам:

История развития методики преподавания Естествознания

История развития методики преподавания Естествознания

Древняя Русь В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных кни.

Древняя Русь В школах Древней Руси детей обучали письму, чтению священных книг и пению в церкви. Предметов о природе не было

М.В.Ломоносов Поиск неизвестных руд, дорогих металлов и камней Составлена анк.

М.В.Ломоносов Поиск неизвестных руд, дорогих металлов и камней Составлена анкета из 30 вопросов

Зуев Василий Федорович (1754 – 1794) Определена последовательность изучения п.

Севергин Василий Михайлович (1765 – 1826) По мнению автора, исследовательская.

Севергин Василий Михайлович (1765 – 1826) По мнению автора, исследовательская работа, проводимая в одной и той же местности ежегодно, должна иметь большое научное и практическое значение. Это обеспечивало связь обучения с жизнью, с нуждами развивающегося государства. Надо отметить, что В.М. Севергиным впервые рекомендовалось использовать учебник в виде руководства к практической деятельности вне урока. Учебный процесс таким образом обогатился внеурочной практической работой учащихся

1809 г. – учебник В.Ф.Зуева заменяется учебником А.М.Теряева «Начальные основ.

К.Д.Ушинский (1824 – 1870) Всю систему изучения природы, усвоения представлен.

Дмитрий Дмитриевич Семенов (1835-1902) Семенов разработал методику проведения.

Александр Яковлевич Герд (1841 – 1888) Основоположник передовой русской метод.

Александр Яковлевич Герд (1841 – 1888) Основоположник передовой русской методики преподавания Естествознания в школах России Воплотил в учебнике зоологии идеи дарвинизма; Создал методическое пособие для учителей (1883); Обосновывал, что изучение Естествознания следует начинать с изучения неживой природы; Создал образцы этих уроков с показом; Публиковал статьи, в которых проявлялась борьба с консерватизмом и идеализмом в преподавании естествознания в школе

Дмитрий Никифорович Кайгородов (1846-1924 В 1901 году в гимназиях действовала.

Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) педагог, методист начальной школы Ши.

Леонид Сафонович Севрук (1867 – 1918) Методист по естествознанию. В 1902 г. и.

Иван Иванович Полянский (1872 – 1930) 1904 году И.И. Полянский издал учебник.

Валериан Викторович Половцов (1862-1918) Впервые в истории Петербургского уни.

Константин Павлович Ягодовский (1877-1943) Большое значение для развития мето.

Перроте Александра Александровна (1880 – 1963) методист по естествознанию в н.

Павлович Сергей Андронникович (1884 – 1976) методист-биолог Уделял большое ос.

Валерьянова Екатерина Александровна (1885 – 1970) методист по естествознанию.

Валерьянова Екатерина Александровна (1885 – 1970) методист по естествознанию в начальных классах Уделяла большое значение работе с учителями; Использование принципа наглядности при обучении естествознанию; Создала ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в т.ч. и диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных фильмов

Половинкин Александр лександрович 1887-1955 Большой вклад в развитие методики.

Половинкин Александр лександрович 1887-1955 Большой вклад в развитие методики естествознания внес А.А. Половинкин, профессор МГПУ им. В.И .Ленина. Он разрабатывал методику преподавания начального курса географии. В своих трудах Половинкин много внимания уделял активным формам и методам обучения младших школьников: экскурсиям по изучению окружающей местности, работе с планом и картой, применению педагогического рисунка на уроках.

Сонгайло Михаил Александрович 1874-1941 методист-географ Разработкой занятий.

Сонгайло Михаил Александрович 1874-1941 методист-географ Разработкой занятий по курсу географии с краеведческим содержанием в начальной школе занимался известный методист К.А. Сонгайло. С 1935 года в третьих и четвертых классах действовали составленные им программы по географии. Большую работу К.А. Сонгайло проделал по созданию различных типов наглядных пособий: таблиц, диапозитивов, диафильмов и методических указаний по их применению. Основное внимание в его работах уделено методике про-ведения практических работ на местности и экскурсий.

Завитаев Петр Алексеевич (1890 – 1970) Разработал методику проведения наблюде.

Завитаев Петр Алексеевич (1890 – 1970) Разработал методику проведения наблюдений, опытов и экскурсий для формирования природоведческих понятий; Наметил систему предметных уроков, определил их содержание и методику проведения; Уделял большое внимание занятиям на пришкольном участке Совершенствовал методику применения оборудования и наглядных пособий на уроках

Скаткин Михаил Николаевич (1900 – 1991) методист по преподаванию естествознан.

Скаткин Михаил Николаевич (1900 – 1991) методист по преподаванию естествознания в начальных классах Автор программ по естествознанию; Автор учебников по природоведению для 3 и 4 классов; Сгруппировал методы обучения Большое внимание проведению экскурсий, ведению календарей, наблюдению в природе, внеклассной работе по природоведению; Созданы серии наглядных пособий, таблиц, картин, коллекций, кинофильмов, а также методические указания к их применению на уроках

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970) советский педагог Создавал д.

Читайте также: