Взгляды философов ионической школы фалеса анаксимандра анаксимена на природу живого

Обновлено: 02.07.2024

В VI веке до н.э. Фалес, житель богатого торгового города Милет, расположенного на одном из Малоазиатских полуостровов и с трех сторон окруженного морем, говорил, что начало всему — вода и что мир оживлен и полон богов. Из этой поговорки родилась европейская философия, а ее родоначальником стал сам древнегреческий мыслитель.

Но разве важность Фалеса не преувеличена? Почему он считается первым европейским философом? Аристотель назвал Фалеса первым родоначальником философии. Сегодня это мнение общепринято, но не все с ним соглашались в древние времена. Многие исследователи, которые в то время обратились к истории идей, как называли первых философов, затем Гомер с Гесиодом, затем Орфей, Музей и Лайнус, жившие намного раньше философов милетовской школы, также занимались вопросом происхождения всего, что существовало в мире, но что сегодня не принято рассматривать как философов. А английский исследователь Э.Тейлор вообще отложил зарождение философии на 40 тысяч лет назад, во времена палеолита, когда человек впервые начал пытаться объяснять мир с помощью религии и мифов. Однако только в VI веке до н.э., когда зачатки научного познания появились в Древней Греции, когда традиционные религиозные верования перестали полностью удовлетворять пытливый ум, и когда человеческое сознание научилось абстрагироваться от конкретных понятий и объектов, появление философии стало возможным.

Материализм и идеализм в учениях Милетских философов

Верования Анаксимандера и Анаксименов относительно обожествления природы были по существу теми же самыми, что и учение Фалеса. Единственное различие в их учениях заключалось в том, что они понимали материальную природу мирового духа, так как каждый из этих мыслителей признавал своё происхождение первым элементом. Они придавали материалу первичный элемент атрибутов языческих богов — бессмертие, всемогущество, постоянство.

Фалес Милетский

Наиболее ярким представителем милетической школы является Фалес — первый греческий философ и ученый [в геометрии: доказал равенство прямых углов, описал треугольник в круг; в астрономии: открыл Медвежонка, первым предсказал солнечное затмение, разделил год на 365 дней и т.д.]. Он был хорошо знаком с достижениями науки древнего Востока, Египта, который в то время был далеко впереди Греции. Есть известный случай: используя принцип сходства треугольников и простой палки, ему удалось измерить пирамиду в Египте по соотношению теней, после чего он порадовал фараона]. Земля была представлена Фалесом как плоский диск, плавающий на поверхности воды.

Фалес считал, что вода — это источник существования: все, что существует, поступает из воды через ее застывание или испарение и возвращается в воду. По рассуждению Фалеса, все живое происходит из семени, и семя влажное; более того, живые существа погибают без воды. Человек, по словам Фалеса, также сделан из воды.

Древнегреческий мыслитель, основатель древней философии и науки, основатель милетической школы, одной из первых записанных школ философии. Он проследил всевозможные вещи до одного главного элемента — воды.

Первые философские системы возникли в VI-V вв. до н.э. на западном побережье Малой Азии в ионических городах, основанных греками, которые опережали Грецию в своем культурном развитии. Милет был самым большим из всех греческих городов Малой Азии.

О первых греческих философах известно очень мало. Обычно повествование о философии начинается с упоминания семи греческих мудрецов и первого из них — Слова Милетского.

О жизни Фалеса Милетского существует несколько версий.

Считается, что существует точная дата, связанная с его жизнью — 585 год, когда в Миллете произошло солнечное затмение, и Фалес предсказал его.

Фалес и первые ионийские ученые пытались определить, какая материя составляет мир.

Согласно Фалесу, природа, как живая, так и неживая, имеет движущую силу, которую называют такими именами, как душа и Бог.

Фалес считает воду первозданным элементом, из которого образовалась земля, которая подобна осадку этого первозданного элемента, как и воздух и огонь.

Если основным элементом является вода, то земля должна опираться на воду. По словам Фалеса, земля плавает в пресном океане, как корабль.

Фалес пытался сформулировать основные законы Вселенной, но современники лучше помнили его нравственное учение.

Идеи Анаксимандра

Анаксимандер был еще более политически активен, чем Талес. Есть доказательства того, что он возглавил миграцию из Милета в Аполлонию.

Это бесконечное происхождение кажется божественным, ибо оно бессмертно и нерушимо. Но не совсем в духе Гомера и древней традиции, Анаксимандер приписывает богам их первобытный принцип как бессмертное начало, которое управляет и поддерживает все; он уточняет, что оно не имеет ни пределов, ни конца, ни начала. Древние боги не умерли, а родились. Божество Анаксимандера не умирает и не рождается. Таким образом, в нем, как и в Фалесе, мы видим сдвиг в фундаменте, на котором строилась теогония, то есть генеалогия богов, в ином смысле, чем в традиционной греческой мифологии.

Для Анаксимандера Бог является главной причиной, и боги становятся мирами, вселенными, которых много, и они циклически возникают и умирают.

Что кажется неоспоримым в этом понимании, так это трансформация религиозных идей из орфографических коннотаций в рациональные.

Как мы видели, идея изначальной вины и ее искупления связана в сиротстве с идеей компенсационной справедливости. Логотипы Анаксимандера до сих пор заимствуют эти идеи. Но уже его ученик Анаксимены пытается дать чисто рациональное решение этой проблемы.

Воздух — как первоэлемент в философии Анаксимена

Анаксимены считали воздух первым элементом существования. Это главный элемент его философии. Воздух был одновременно материальным веществом (аперон) и веществом бетонного материала, из которого были получены все элементы. От воздуха формируется все другое материальное чувственное существо. Из воздуха образуются облака, облака конденсируются, и начинается выпадение дождя (воды), вода выпадает в виде осадков и образуется земля, а из земли образуются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандера, Анаксимены верили, что генетическим и существенным происхождением всего является воздух, из которого все выходит в результате процессов растворения и конденсации. Анаксимены приписывают воздуху свойства бесконечности, безграничности, безразмерности (аперона). То есть, если для Анаксимандера аперон является генетически-субъектным началом, то для Анаксименов аперон является свойством этого начала (воздуха). В доктрине воздуха содержится важная новая идея о процессах разбавления и конденсации, которые приводят к образованию всех специфических веществ из первоосновной основы. Анаксимены упорядочили ряд состояний первичной основы мира-воздуха следующим образом: Огонь-воздух (как бетон, чувственно воспринимаемое вещество), Ветер-облака-вода-земляные камни. Чтобы построить эту философскую систему, Анаксименес ввел понятие конденсации или концентрации, которое характерно для воздуха. Конденсация воздуха приводит к появлению облаков и т.д. Душа также состоит из воздуха и богов. Но воздух — это материальное происхождение. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. они смертны.

Основная концептуальная идея школы Милетус — попытаться найти первооснову мира. И такой принцип, который не был бы персонифицированным божеством или одухотворённым элементом. Это была попытка овладеть миром с научной точки зрения, понять его структуру и первоосновы. Милетинцы хотели установить как основную основу существования, так и законы, по которым развивается вселенная. Одной из главных проблем, стоявших перед древнегреческими философами, был вопрос о движении и изменчивости мира. Эта дихотомия СТАТИКС-ДИНАМИКИ, ИЗМЕНЕНИЕ — ИЗМЕНЕНЕНИЕ, находилась в центре внимания древнегреческих философов. Здесь возникли два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первой тенденции считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменениям. В рамках метафизики считалось, что нет движения — то есть абсурда восприятия, и что истинное происхождение мира реально и неподвижно, неизменяемо и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решаются современной физикой. Представителями диалектики была школа Гераклита Эфесского. Метафизическая мысль была воплощена в Элейской школе.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения.

Первую школу в греческой философии основал мыслитель Фалес, живший в городе Милет (на побережье Малой Азии). Школа получила название милетской. Учениками Фалеса и продолжателями его идей были Анаксимен и Анаксимандр.

Задумываясь об устройстве мироздания, милетские философы говорили следующее: нас окружают совершенно различные вещи (сущности), причем многообразие их бесконечно. Ни одна из них не похожа на любую другую: растение это не камень, животное – не растение, океан – не планета, воздух – не огонь и так далее до бесконечности. Но ведь несмотря на это разнообразие вещей, мы называем всё существующее окружающим миром или мирозданием, или Вселенной, тем самым предполагая единство всего сущего. Мир является все же единым и цельным, значит, у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех разных сущностей. Несмотря на разницу между вещами мира, он является все же единым и цельным, значит у мирового многообразия есть некая общая основа, одна и та же для всех различных предметов. За видимым разнообразием вещей кроется невидимое их единство. Подобно тому, как в алфавите всего три десятка букв, которые порождают путем всяческих комбинаций миллионы слов. В музыке всего семь нот, но различные их сочетания создают необъятный мир звуковой гармонии. Наконец, нам известно, что существует сравнительно небольшой набор элементарных частиц, а различные их комбинации приводят к бесконечному разнообразию вещей и предметов. Это примеры из современной жизни и их можно было бы продолжать; то, что разное имеет одну и ту же основу – очевидно. Милетские философы верно уловили данную закономерность мироздания и пытались найти эту основу или единство, к которому сводятся все мировые различия и которое разворачивается в бесконечное мировое многообразие. Они стремились вычислить основной принцип мира, все упорядочивающий и объясняющий и назвали его Архэ (первоначало).

Милетские философы первыми высказали очень важную философскую идею: то, что мы видим вокруг себя, и то, что действительно существует, – не одно и то же. Эта идея является одной из вечных философских проблем – какой мир сам по себе: такой, каким мы его видим, или же совершенно другой, но мы этого не видим и потому не знаем об этом? Фалес, например, говорит, что видим мы вокруг себя различные предметы: деревья, цветы, горы, реки и многое другое. На самом же деле все эти предметы являются разными состояниями одного мирового вещества – воды. Дерево – это одно состояние воды, гора – другое, птица – третье и так далее. Видим мы это единое мировое вещество? Нет, не видим; мы видим только его состояние, или порождения, или формы. Откуда же мы тогда знаем, что оно есть? Благодаря разуму, ибо то, что нельзя воспринять глазом, можно постичь мыслью.

Из мышления в рамках мифа (мифологического мышления) оно стало преобразовываться в мышление в рамках логоса (логическое мышление). Фалес освободил мышление как от пут мифологической традиции, так и от цепей, привязывавших его к непосредственным чувственным впечатлениям.

Именно грекам удалось разработать понятия рационального доказательства и теории как его средоточия. Теория претендует на получение обобщающей истины, которая не просто провозглашается, взявшись неизвестно откуда, а появляется путем аргументации. При этом и теория, и полученная с ее помощью истина должны выдержать публичные испытания контраргументами. У греков возникла гениальная идея, что следует искать не только собрания изолированных фрагментов знания, как это на мифической основе уже делалось в Вавилоне и Египте. Греки начали поиски всеобщих и систематических теорий, которые обосновывали отдельные фрагменты знания с точки зрения общезначимых свидетельств (или универсальных принципов) как оснований вывода конкретного знания.

Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена называют милетскими натурфилософами. Они принадлежали к первому поколению греческих философов.

Милет - один из греческих полисов, находившихся на восточной границе эллинской цивилизации, в Малой Азии. Именно здесь - переосмысление мифологических представлений о начале мира раньше всего приобрело характер философских рассуждений о том, как многообразие явлений, окружающих нас, возникло из одного источника - изначальной стихии, первоначала - архэ. Это была натурфилософия, или философия природы.

Мир неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость.


ФАЛЕС (VII–VI вв. до н. э.)
1. Все начинается из воды и в нее возвращается, все вещи произошли из воды.
2. Вода представляет собой сущность каждой отдельной вещи, вода пребывает во всех вещах и даже Солнце и небесные тела питаются испарениями воды.
3. Разрушение мира по истечении "мирового цикла" будет означать погружение всего сущего в океан.

Фале́с (ок. 625–547 до н. э.) — родоначальник европейской науки и философии

Фалес выдвинув идею субстанции — первоосновы всего , обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в ВОДЕ (во влаге): ведь она пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду же обращается. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений.

Фалес считал основой всего сущего воду: есть только вода, а всё остальное – ее порождения, формы и модификации. Понятно, что его вода не совсем похожа на то, что мы сегодня разумеем под этим словом. У него она – некое мировое вещество, из которого все рождается и образуется.

Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма — воззрения, по которому жизнь — имманентное свойство материи, сущее само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное. Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем. Фалес рассматривал душу как нечто спонтанно-активное. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окружающей Землю вселенной, определить, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: Луна, Солнце, звезды. И в этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял порядок светил обратным тому, который существует в действительности: он полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего — Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями. Его философское представление о мире полно отзвуков мифологии.

«Считается, что Фалес жил между 624 и 546 г. до Р.Х. Частично это предположение основывается на утверждении Геродота (Herodotus, ок. 484–430/420 до Р.Х.), писавшего, что Фалес предсказал солнечное затмение 585 г. до Р.Х.
Другие источники сообщают о путешествии Фалеса по Египту, что было достаточно необычным для греков его времени. Сообщают также, что Фалес решил задачу исчисления высоты пирамид путем измерения длины тени от пирамиды, когда его собственная тень равнялась величине его роста. Рассказ о том, что Фалес предсказал солнечное затмение, указывает на то, что он владел астрономическими знаниями, которые, возможно, пришли из Вавилона. Он также обладал познаниями по геометрии — области математики, которая была развита греками.

Фалес, как утверждают, принимал участие в политической жизни Милета. Он использовал свои математические знания для улучшения навигационного оборудования. Он был первым, кто точно определял время по солнечным часам. И, наконец, Фалес разбогател, предсказав засушливый неурожайный год, в преддверии которого он заранее заготовил, а затем выгодно продал оливковое масло.

Мало что можно сказать о его работах, так как все они дошли до нас в переложениях. Поэтому мы вынуждены придерживаться в их изложении того, что сообщают о них другие авторы. Аристотель в Метафизике говорит, что Фалес был родоначальником такого рода философии, которая ставит вопросы о начале, из которого возникает все сущее, то есть то, что существует, и куда потом все возвращается. Аристотель также говорит, что Фалес полагал, что таким началом является вода (или жидкость).

Фалес, как и другие, наблюдал множество вещей, которые возникают из воды и которые исчезают в воде. Вода превращается в пар и лед. Рыбы рождаются в воде и затем в ней же умирают. Многие вещества, подобно соли и меду, растворяются в воде. Более того, вода необходима для жизни. Эти и подобные простые наблюдения могли подвести Фалеса к утверждению, что вода является фундаментальным элементом, который остается постоянным во всех изменениях и преобразованиях.

Из воды возникают все остальные объекты, и они же превращаются в воду.

Ставя вопрос о воде как единственной основе мира и начале всего сущего, Фалес тем самым решал и вопрос о сущности мира, все многообразие которого выводится (происходит) из единой основы (субстанции). Вода - это то, что в последующем многие философы стали называть материей, "матерью" всех вещей и явлений окружающего мира.

Анаксимандр (ок. 610 — 546 до н. э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон — неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее начало: оно недоступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей. Это вечно живой источник новообразований: в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. Так малые крупицы золота образуют целые слитки, а частички земли — ее конкретные массивы.

Апейрон не ассоциируется ни с каким конкретным веществом, порождает многообразие предметов, живых существ, людей. Апейрон беспределен, вечен, всегда активен и пребывает в движении. Будучи началом Космоса, апейрон выделяет из себя противоположности - влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).

Анаксимандр решил не называть первооснову мира именем какой-либо стихии (воды, воздуха, огня или земли) и считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо конкретной стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону всех стихий, все их в себя включает и называется Апейроном (Беспредельным, бесконечным мировым веществом).

До наших времен сохранился только один фрагмент, приписываемый Анаксимандру. Кроме того, имеются комментарии других авторов, например, Аристотеля, который жил на два столетия позже.

В Космосе существует свой порядок, не созданный богами. Анаксимандр предполагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. От животных со временем произошел и человек, родившись и развившись до взрослого состояния из рыбы.


Самый разреженный воздух – это огонь, более густой – атмосферный, еще гуще – вода, далее – земля и, наконец, – камни.

От Анаксимена дошли только три небольших фрагмента, один из которых, вероятно, неподлинный.

Душа также состоит из воздуха. "Подобно тому, как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир". Воздух обладает свойством бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаждением, а разрежение - с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первиичен даже по отношению к богам. Не богами создан воздух, а они сами из воздуха, совсем как наша душа, воздух подддерживает все и управлет всем.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отметим, что философия здесь возникает как рационализация мифа. Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материальных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (греч.hyle и zoe - вещество и жизнь - философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan - все и theos - Бог - философское учение, в соответсвии с которым "Бог" и "природа" отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усматривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Рекомендованная литература:

В греческой философии с самого начала обозначилась тенденция к монизму, то есть к поиску главной и единственной основы бытия. Подобные поиски рано или поздно должны были привести к конфликту с языческой религией и способствовать восприятию греческим обществом новой монотеистической религии - христианства. Однако в тот период, о котором пойдет речь, поиск Единого происходил в рамках языческого в целом мышления и приводил к формулировке учений, в которых на первое место ставилась определенная полу-материальная сущность-стихия, порождающая из себя многообразие вещей.

К милетской школе относят трех философов: Фалеса Милетского, Анаксимандра и Анаксимена. Все они творили в начале 6 века до н.э. Анаксимандр и Анаксимен были младшими современниками Фалеса и развивали его идеи. Учение самого Фалеса, по-видимому, не было никогда записано, и от него остались только отдельные упоминания историков и последующих философов. Из этих упоминаний следует, что Фалес был не только философом, но и исторически значимым деятелем своей эпохи.

ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ
Фалес происходил из знатной финикийской семьи. Он был богатым купцом и государственным деятелем Ионии. В качестве советника лидийского царя Креза он участвовал в попытках противостоять растущему персидскому влиянию и создать государственность Ионии. В качестве купца он, вероятно, занимался морской торговлей тирским пурпуром и оливковым маслом.

В космогонии Анаксимандра можно усмотреть и метафизический аналог идей первородного греха и его апокалипсического искупления: вещи возникают из первоначального единства апейрона и должны в конце времен в него же обратно вернуться. Выделение вещи из единого мыслится как своего рода неправильность, которая должна быть наказана конечным разрушением и возвращением в источник /5/. Отождествление греха с индивидуализацией и выделением из Единого, а искупления - с обратным процессым воссоединения с Единым будет впоследствии играть важную роль в христианской философии и мистике.

Единый пдф-файл, соответствующий полному содержанию данного сборника, можно скачать здесь

P. Kingsley. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxford Univ. Press, 1995.

Милетская школа философии берет свое название от города Милет, который был расположен в Малой Азии на Ионическом побережье (ныне - территория Турции). Милетская школа являлась первой школой древнегреческой философии. Философы милетской школы стали одними из первых создателей в Древней Греции математических, астрономических, физических и биологических понятий и догадок, а также сконструировали первые научные приборы, описали модель небесной сферы. К Милетской философской школе относят трех философов: Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, которые жили в Милете и оставили после себя труды, вошедшие в структуру философского знания. интересы, которых были направлены на решение целого ряда общемировоззренческих проблем. Рассмотрение этих проблем позволяет дать содержательную характеристику всех идей и представлений Милетской школы и тем самым определить ее характерные особенности. К этим основным особенностям Милетской школы можно отнести:

· (1) натуралистический подход в понимании Природы и Космоса;

· (2) поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималась не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм);

· (3) решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с практической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, которое по своей сути было натуралистическим;

· (4) развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).

Фалес — основатель философской школы в Милете. Фалесу присуща и практическая деятельность: ему приписывается измерение высоты пирамид в Египте по их тени, изобретение гидравлических часов и технических усовершенствований в способах ведения военных действий, строительство мостов и успешные метеорологические прогнозы. Большинство первых философов считало началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи. Фалес — основатель такого рода философии — утверждал, что начало — вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде)

Анаксимандр. По традиции считается, что он ученик Фалеса Разделяя натуралистическую ориентацию Фалеса в понимании основ мироздания, Анаксимандр пошел дальше по пути научной абстракции. Он углубил проблематику первоначала. Вода для него есть нечто производное, а первоначало всего существующего, по его мнению, есть апейрон, т.е. неопределенная и беспредельная субстанция.

Анаксимен. ученик и последователь Анаксимандра. Круг его интересов — философия, астрономия, метеорология. Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через его разрежение и сгущение. Беспредельная, вечно движущаяся субстанция — воздух, по мнению Анаксимена, обладает свойством переходить во все вещественные формы бытия: путем разрежения — в огонь, путем последовательных уплотнений — вветер, туман (облака), воду, землю, камень. Причиной перехода воздуха в вещественные формы он считал температурные изменения: тепло разрежает воздух, холод уплотняет и сжимает его. Именно разрежение и сгущение воздуха объясняют, по мысли Анаксимена, все многообразие чувственно воспринимаемого мира.

4)ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА

В учении о бытии (онтологии) Гераклит утверждает, что первоосновой мира является огонь. Космос никем не сотворен, а был, есть и будет вечно живым огнем, то разгорающимся, то потухающим. Огонь вечен, космос – порождение огня. Огонь претерпевает ряд трансформаций, вначале становясь водой, а вода есть семя мироздания. Вода в свою очередь трансформируется в землю и воздух, порождая окружающий мир.

Гераклита можно считать основоположником учения о познании (гносеологии). Он первым стал различать чувственное и рациональное познание. Познание, по его мнению, начинается с чувств, однако чувственные данные дают лишь поверхностную характеристику познаваемому, поэтому должны быть соответствующим образом обработаны разумом.

Читайте также: