Взаимодействие старших и младших дошкольников в доу

Обновлено: 07.07.2024

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир таков, что одним из условий успеха является способность работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания и бесконфликтного общения с людьми. Поэтому, на наш взгляд, организация педагогического процесса, направленного на вхождение ребёнка в мир социальных отношений, требует от педагога особого мастерства и новых технологий.

социализация детей раннего возраста обеспечивает безболезненную адаптацию к дошкольному образовательному учреждению благодаря постепенному отрыву ребенка из семьи, происходящая в том темпе, который необходим данному ребенку. Как и во многих других дошкольных учреждениях, в первые дни пребывания ребенка в группе адаптироваться к новой обстановке и чужим взрослым ему помогают родители.

Конечно, в группе все подчинено развитию личности ребенка, в том числе и его социальных качеств: организация внутреннего пространства, правила, которые наглядно демонстрируются взрослыми. Важно отметить, что соблюдение норм поведения обязательно для всех – и детей, и родителей, и сотрудников дошкольного образовательного учреждения. И именно эти правила обеспечивают детскую базовую безопасность.

Однако погружение детей в незнакомую среду, предъявление новых требований чужими взрослыми вызывают тревогу, и мы заметили, что случайные встречи со старшими братьями и сестрами в пределах сада значительно улучшают эмоциональное состояние малышей. Очень интересной оказалась практика привлечения старших братьев и сестер, воспитанников старших групп для более успешной социализации младших ребят.

Разрабатывая данную технологию, мы предположили, что привлечение старших дошкольников к адаптации и социализации малышей в различных видах деятельности будет эффективно. Для малышей старшие дети более безопасны, несут детскую игровую культуру и являются привлекательными объектами для подражания, а кроме этого, присутствие рядом старшего брата или сестры из старших групп детского сада оказывает положительное влияние на эмоциональное настроение малыша, снижает уровень тревожности.

При организации взаимодействия старших дошкольников с малышами мы учитывали следующие моменты:

  1. Посещение детьми старшего возраста младших и помощь им должна происходить исключительно на добровольной основе.
  2. Помощь старших дошкольников должна осуществляться вне времени отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты.
  3. Важно формировать мобильные по составу группы детей старшего возраста с цельюдать возможность осуществить им свои запросы в разных видах деятельности.
  4. Обязательное включенное психолого-педагогическое сопровождение деятельности старших детей. Это и подготовка старших детей, и подбор совместных видов деятельности старших и младших детей, а также демонстрация и поддержка самостоятельной деятельности.

Взаимодействие старших дошкольников и детей раннего возраста было организовано по нескольким направлениям:

  1. Игровая деятельность, главная развивающая и тем самым привлекательная деятельность, создающая благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка раннего возраста, организаторами которой являются старшие ребята. Через разные виды игры мы стараемся донести до малышей информацию о безопасности и комфортности нашего садика, его правилах и традициях.
  2. Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств, переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание. Мы применяем и полное рассказывание сказок детьми старшего возраста малышам с элементами театрализации, и отдельные театральные этюды-образы.
  3. Формирование культурно-гигиенических навыков. Старшие дети становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу. Мы устраиваем для детей раннего возраста мини спектакль, к ним в гости приходят различные герои и в игровой форме обучают детишек навыкам гигиены.
  4. Экскурсии для малышей, проводимые детьми старшего дошкольного возраста по детскому саду. Этот вид деятельности способствует расширению границ нового мира, снижению тревожности малышей. В сопровождении взрослого дети посещают различные помещения и кабинеты нашего сада, а старшие ребята в ходе экскурсии демонстрируют младшим образец поведения.

Реализация технологии адаптации и социализации детей раннего возраста к ДОУ осуществлялась по следующему алгоритму:

1. Проведение подготовительной работы со старшими дошкольниками, в которую входило:

1а. Проведение беседы с детьми подготовительной группы с обращением к ним за помощью в организации периода адаптации и дальнейшей социализации малышей:

1б. Интервьюирование детей старшего дошкольного возраста с целью выявления их желания помочь малышам и предпочитаемой деятельности с детьми раннего возраста (ребята хотят играть с малышами, помогать им кушать, одеваться, мыть ручки, укладывать спать и т.п.)

3. Далее виды деятельности с детьми раннего возраста проводят в следующем порядке:

3б. Театрализованная деятельность. Когда малыши в процессе игры уже немного привыкнут к старшим ребятам, будут концентрировать на них внимание, можно привлекать старших детей к постановке небольших театрализованных представлений, с использованиемкостюмов и атрибутов.

3в. После того, как у малышей уже возникла определенная степень доверия к старшим ребятам, педагоги начинают привлекать дошкольников к помощи к процессу формирования культурно-гигиенических навыков. Можно доверить старшим ребятам помощь при кормлении и одевании на прогулку, т.к. малыши в большинстве готовы слушать старших и следовать их инструкциям. Старшие дети дублируют индивидуально инструкции воспитателя и помогают их выполнять. На данном этапе возможно использование опыта двух предыдущих этапов – игрового и театрального.

Помимо этого старшие дети помогают младшим одеваться на прогулку, называя одежду и проговаривая порядок одевания.

3г. Экскурсионная деятельность. К этому этапу маленькие дети уже довольно хорошо привыкают к старшим детям, своему воспитателю и к группе, появляются привязанности, доверие сформировано, поэтому можно расширить представление малышей о дошкольном учреждении и вывести их за пределы группы, познакомив с основными, эмоционально значимыми помещениями ДОУ. Мы считаем, что экскурсии – один из важных моментов социализации детей раннего возраста, расширяющий представления об окружающем мире. Все экскурсии проводятся в мини-подгруппах по 3-4 ребенка.

Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление малышей на балу выпускников детского сада, где они перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.

Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние малышей становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции взрослого, вырабатывает произвольность, снимает тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.


Важнейшей задачей, поставленной ФГОС ДО, является формирование самостоятельной личности, способной к сотрудничеству и принятию решений, инициативной, умеющей поставить цель и выбирать адекватные пути ее достижения.

Актуальность разновозрастного общения детей в ДОУ в настоящее время возросла. Очень часто ребенок является единственным в семье, современные дети меньше стали гулять во дворах, игровой опыт они черпают больше из мультфильмов и компьютерных игр, чем из общения со сверстниками и детьми старшего возраста [1; с. 10–11].

Целью нашего проекта является содействие формированию самостоятельной личности, формирование опыта сотрудничества, формирование умения самореализовываться в детском коллективе. Нами был разработан перспективный план, в котором были представлены методы и приемы наиболее эффективные для успешного взаимодействия детей. Так же были подобраны игровые, образовательные, проблемные ситуации, которые вошли в картотеку.

Перспективный план по взаимодействию детей старшего и младшего возраста в ДОУ

Задачи

Формы работы

Содержание. Методы и приемы.

Формировать первичные представления о себе и других людях, их сходстве и отличии, о социокультурных ценностях нашего общества, содействовать формированию самостоятельной личности.

Чтение художественной литературы

Решение проблемных ситуаций

Формировать опыт сотрудничества детей разного дошкольного возраста, развивать эмоциональный и социальный интеллект ребенка, воспитывать уважительное отношение к чувствам и эмоциям других людей, готовность к сопереживанию.

Решение проблемных ситуаций

Мастер-класс по изготовлению открытки к 23 февраля

Формировать умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, развивать усвоенные нормы и ценности принятые в обществе, закрепить опыт социально одобряемого поведения в обществе.

Мастерская детского творчества

Интерактивные технологии (работа в парах, работа в малых группах, интервью)

Решение проблемных ситуаций

В процессе работы мы решали следующие задачи: когнитивную, коммуникативную, поведенческую.

Решая коммуникативную задачу, мы формировали опыт сотрудничества детей разного дошкольного возраста, используя такие формы работы как ситуативный разговор, игровые ситуации, решение проблемных ситуаций, театрализованные игры, подвижные игры, трудовая деятельность, благотворительные акции, чтение художественной литературы, мастер-классы. Детям была очень интересна такая форма работы как мастер-класс. Дети старшего дошкольного возраста получили опыт вовлечения детей младшего возраста в продуктивную деятельность, умения проявлять заботу и внимание. Дошкольники младшего возраста развивали навыки общения. Обмен знаниями, идеями и способами происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать коммуникативные умения: прислушиваться к мнению другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, вырабатывать совместное решение [2; с. 30–31]. Такая форма работы способствует установлению эмоциональных контактов между детьми, приучает их работать в команде, снимает нервное напряжение, помогая дошкольникам испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Ход совместной образовательной деятельности по изготовлению объемной открытки детьми подготовительной и средней группы

Участники : дети подготовительной и средней группы, педагоги.

Цель : формирование опыта сотрудничества детей разного дошкольного возраста.

Задачи:

— побуждать детей к взаимодействию друг с другом во время практической деятельности; развивать навыки общения;

— развивать конструктивное мышление и сообразительность;

— воспитывать настойчивость в достижении цели;

— тренировать внимание, память, координацию движений, воображение.

Материалы и оборудование: гуашь;соль;клей ПВА;цветной картон;кисточка № 5;простой карандаш;ластик.

Части совместной образовательной деятельности

Методы и приемы

Содержание деятельности

введение в ситуацию

— вы знаете, какой праздник скоро будет? (день защитники Отечества)

— кому посвящен этот праздник? (военным, солдатам)

— а в вашей семье кто-нибудь служил в армии? (да: папа, дедушка)

— хотели бы вы их поздравить? (да)

— дети подготовительной группы недавно научились делать объемную открытку с изображением салюта, они могут научить и вас. Хотите? (да)

рассказ об этапах работы с помощью технологической карты

— дети подготовительной группы показывают последовательность работы: выполнить рисунок карандашом, обвести рисунок клеем ПВА, покрыть его солью, дать высохнуть, затем раскрасить красками.

— дети средней группы приступают к изготовлению открытки, дети подготовительной группы помогают им при возникновении затруднений.

Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)

Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)

Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)

Дышим глубже, (Руки вверх — вдох; руки вниз — выдох.)

А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)

Как погода хороша! (Прыжки на месте.)

Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)

Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)

Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)

Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)

Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)

Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)

Размахнись рукой — бросок! (Изображаем метание левой (правой) рукой).

Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)

загадки о военных профессиях

Дети средней группы заканчивают изготовление открытки.

— давайте вспомним, что мы делали сегодня? (открытку к дню защитника Отечества с помощью клея ПВА и соли)

— у вас получилось? Благодаря чему? (дети подготовительной группы нам объяснили, как делать открытку и помогали нам, если было трудно)

— вам понравилось учиться чему-то новому? (Да)

— а старшим детям понравилось выступать в роли наставников? (да, мы больше умеем и можем научить других)

— дети подготовительной группы приглашают младших на выставку военной техники, сделанной своими руками.

Решая поведенческую задачу, мы формировали умение самореализовываться в коллективе детей разного возраста, используя такие формы работы как мастерская детского творчества, интерактивные технологии, сюжетно-ролевые игры, образовательные ситуации, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы. Здесь мы использовали специальную форму организации детской деятельности — интерактивное обучение. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

— активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

— формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

Результатом нашей работы стала дружба и общение детей разного дошкольного возраста. Дети стали более эмоционально отзывчивыми, стали более внимательными к чувствам других людей. Эта работа позволила детям лучше усвоить общественные нормы и ценности, принятые в обществе. Мы считаем, что разновозрастное общение детей способствует приобретению социального опыта и адаптирует ребенка к реалиям современной жизни.

  1. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, А. Д. Кошелева и др.; под ред. А. Д. Кошелевой, —М.: Просвещение, 1985. — 176 с., ил.
  2. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 135 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подготовительная группа, форма работы, дошкольный возраст, младший возраст, ситуация, художественная литература, изготовление открытки, образовательная ситуация, самостоятельная личность.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В последнее время тема социализации становится все более обсуждаемой. Именно задачи социализации называются главной причиной, по которой многие родители стремятся пораньше отдать ребенка в детский сад. Ученые спорят о правильности такого решения: ранняя социализация, успешная социализации, позитивная социализация – термины множатся, методики шлифуются. Педагоги очень стараются сделать так, чтобы дети стали уверенными, добрыми, успешными, счастливыми и не боялись ошибаться.

Успешность социального развития дошкольника проявляется в умении:

- войти в общество ребят

- совместно взаимодействовать с другими детьми

- соблюдать нормы поведения в обществе детей

- уметь контролировать свои желания

- уметь задавать вопросы и находить ответы

- проявлять инициативность, креативность и самостоятельность.

При организации взаимодействия старших дошкольников с малышами, мы учитывали следующие принципы:

1.Посещение детьми старшего возраста младших и помощь им должна происходить исключительно на добровольной основе.

2.Помощь старших дошкольников должна осуществляться вне времени, отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты.

3.Важно формировать мобильные по составу группы детей старшего возраста с целью дать возможность осуществить им свои запросы в разных видах деятельности.

4.Обязательное включенное психолого-педагогическое сопровождение деятельности старших детей. Это и подготовка старших детей, и подбор совместных видов деятельности старших и младших детей, а также демонстрация и поддержка самостоятельной деятельности.

Реализация технологии адаптации и социализации детей раннего возраста в ДОУ осуществляется по следующему алгоритму, в несколько этапов:

I . Проведение подготовительной работы со старшими дошкольниками.

II Введение старших дошкольников в группу к малышам.

III Совместные виды деятельности с детьми раннего возраста.

В подготовительную работу со старшими дошкольниками входили:

1б). Интервью проводилось с детьми старшего возраста с целью выявления их желания помочь малышам и предпочитаемой деятельности с детьми раннего возраста. В ходе интервью выяснилось, что ребята хотят играть с малышами, помогать им кушать, одеваться, мыть руки, укладывать спать.

Далее идут совместные виды деятельности. Первая, конечно же, игровая деятельность. Старшие дети приносят малышам свои игрушки, знакомят с ними, показывают игровые действия с ними.

Проводился и показ физических упражнений на зарядке, и подготовка к праздникам, и совместные праздники.

Театрализованная деятельность является эмоционально яркой, способствует выражению чувств и переживаний, привлекает, удерживает и переключает внимание.

Мы применяем и полное рассказывание сказок детьми старшего возраста малышам с элементами театрализации, и отдельные этюды-образы.

При формировании культурно-гигиенических навыков старшие дети становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу, или как правильно мыть руки, спускаться и подниматься по лестнице. На данном этапе возможна интеграция двух предыдущих этапов – игрового и театрального, с привлечением героев сказок.

В последнее время изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Воспитатели в своей работе используют современные методы и технологии. Одной из таких новых технологий и является квест – игра.

Что такое квест – игра? Это командная игра, в которой дети выполняют различные задания, перемещаясь по определенным точкам и получая при этом подсказку. Перед проведением квеста составляется сюжет приключенческого характера. Изготавливаются декорации и материалы, задействуются все группы или площадки ДОУ. Сами ребята принимают активное участие в процессе игры, становятся героями сюжетов.

При проведении квестов используются следующие принципы:

- системность – задания должны быть связаны друг с другом;

- доступность – задания не должны быть чересчур сложными для ребенка и адаптированы под разный возраст;

- эмоциональность – задачи решаются в игровых формах и приемах.

В нашем детском саду мы используем различные темы для квест – игр. Это познавательные квесты, создающие определенные проблемы, реализующие образовательные задачи, отличающиеся от учебной элементами сюжета, ролевой игрой, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, информации, для решения которой используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.

Это могут быть литературные квесты, на основе авторских произведений. Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в детской среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. На каждой остановке в маршруте предстоит выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Поисковые квесты одни из самых любимых. Они включают в себя различные путешествия в поисках приключений или сокровищ.

В нашем детском саду проводятся совместные квесты в различных возрастных группах: младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группе.

Итак, нам показалась успешной адаптация технологии квест к социализации детей раннего возраста. Ведь квест, будучи довольно продвинутой формой игры, позволяет не только актуализировать физические и интеллектуальные навыки, но и является прекрасным средством для построения команды, моделирования коллективного поведения и воспитания чувства локтя. А ведь это и есть составляющие успешной социализации.

Заключением такой работы со старшими и младшими детьми в течение года служит поздравление от малышей на балу выпускников детского сада, где младшие дошкольники перенимают эстафету без страха и слез, видя знакомые лица и поддержку своих старших друзей.

Как показала практика, такой опыт взаимодействия ребенка раннего возраста со старшими детьми способствует не только его успешной социализации, но и помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, эмоциональное состояние становится более стабильным. В свою очередь, старшие дети понимают свою значимость, это способствует формированию у них позиции Взрослого, вырабатывается произвольность, снимается тревожность, ребята становятся более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности.

Список использованной литературы:

1. Батлуцкая Е.И., Евтюхина О.В. « Организация взаимодействия старших и младших дошкольников – условие социализации детей раннего возраста // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2008.-128с.

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение.Умение понимать состояние и мотивы поступков других и правильно на них реагировать.Совместное сотрудничество детей разных возрастных групп, способствует формированию доброжелательного и заботливого отношения к малышам, способствует сплочению детского коллектива.

ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_starshih_i_mladshih_doshkolnikov_v_teatralizovannoy_deyatelnosti.docx 18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие старших и младших дошкольников в театрализованной деятельности.

«Театр это - волшебный мир,

в котором ребёнок радуется,

В современном образовании остро стоит вопрос о социализации детей, которая происходит, в первую очередь, через общение.

С учётом реализации новых ФГОС в системе ДОУ, индивидуализации образования становится актуальным построение образовательной деятельности на основе личностных особенностей каждого ребенка. Сам ребенок становится активным в выборе вида деятельности.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях.

Наш многолетний опыт работы с детьми коррекционной группы показал, что у детей имеет место системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. У этой группы детей наблюдаются двигательная расторможенность, отвлекаемость, повышенная утомляемость. Дети обычно не умеют ограничивать свои желания, отличаются негативизмом, импульсивностью, робостью, неуверенностью в себе, застенчивостью. Используя в своей работе разнообразные методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Вместе с тем, мы отметили, что у детей нашей группы недостаточно опыта совместной деятельности и общения с представителями другого возраста. В детском саду ребенок имеет дело с детьми своей возрастной группы, дома – с взрослыми людьми, а в редких случаях со своими братьями и сестрами. А если ребенок в семье единственный, он не имеет реальных навыков общения с детьми другого возраста, что и порождает развитие многочисленных конфликтов между ними. Перед нами встала задача научить детей активно и результативно сотрудничать как со сверстниками, так и с малышами. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального сотрудничества разновозрастных детей.

Дети нашей группы с удовольствием опекают малышей, обучают их, организуют совместную деятельность, а малыши подражают поведению старших дошкольников. К сожалению, иногда при непосредственном контакте у детей возникают конфликтные ситуации. Именно поэтому, рассматривая совместное сотрудничество детей разных возрастных групп, необходим поиск эффективных методов и приёмов сплочения детского коллектива. Мы активно ведём работу в этом направлении.

Освоение детьми опыта сотрудничества, содействует формированию уважительного отношения к педагогу, симпатии к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а также умение понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. Все это без сомнения поможет детям в дальнейшем легко строить отношения с другими людьми, как с взрослыми, так и со сверстниками и детьми младшего возраста.

Читайте также: