Взаимодействие школы и семьи по пдд

Обновлено: 31.05.2024

Повседневная жизнь обычного гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится все актуальнее. Решение этой проблемы только одно – с раннего дошкольного возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую как безусловную ценность.

С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий : по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения : ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Прикреплённые файлы:

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей - улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта.

Лэпбук по ознакомлению детей с правилами дорожного движения

Лэпбук по ознакомлению детей с правилами дорожного движения Лэпбук по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. Цель: -Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом МДОУ д/с №5 в тесном сотрудничестве с родителями особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей на основе двухстороннего взаимодействия, направленных на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  • С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
  • Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
  • Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Прогнозируемый результат:

  • Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями по охране и безопасности жизни детей;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Гуманизация связи семьи с сотрудниками МДОУ, с сотрудниками ГИБДД;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • Появление интереса у родителей к проблемам ДОУ.

Сроки реализации проекта: 2009-2011 г.

Место события:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.

Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инспектор ГИБДД.

Нормативно-правовая база взаимодействия образовательного учреждения с семьёй:

Семейный кодекс РФ

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Статья 65. Осуществление родительских прав

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Декларация прав человека РФ

  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
  2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

ЧАСТЬ III Статья 13

  1. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются: уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Закон об образовании РФ

Статья 13. Устав образовательного учреждения.

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 55. Права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки.

Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка и города.

Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Новизна: Система деятельности МДОУ по овладению детьми базовыми правилами поведения на дороге, представленная в проекте, отражает творческие подходы к решению данной проблемы, представляет целенаправленную, спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения.

Технология проекта

Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско – родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении, работающем в данном направлении. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создаются газеты и альбомы с фотографиями мероприятий, сотрудничество со средствами массовой информации, проводятся съемки праздников и многое другое. Целесообразно провести мониторинг родителей об удовлетворенности их деятельностью во время работы в проекте.

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (аналитический);
  2. Основной (реализация намеченных планов)
  3. Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем)

Перспективный план по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма воспитанников МДОУ д/с №5

Заключение

Ребенка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Надеемся, что данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов МДОУ района, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

Анкетный опрос родителей показал: Необходимость продолжения работы в данном направлении:

Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на мероприятиях, открытых занятиях, участии в семейных выставках, в оформлении фотоальбомов и т. д.

Мы убедились, что такая система работы дает положительные результаты – за годы нашей кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками. Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие школы и семьи по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с самого раннего возраста.

Под профилактикой детского дорожно – транспортного травматизма (ДДТТ) понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий способствующих дорожно - транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Важно, чтобы работа в этом направлении стала систематичной, только в этом случае она будет иметь результат.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.

Игры на проезжей части и возле нее.

Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.

Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или жёлтый сигналы светофора.

Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.

Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.

Незнание правил перехода перекрестка.

Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Профилактика ДДТТ в школе осуществляется:
- на уроках ОБЖ,
- интегрированных уроках,
- в ходе внеклассных мероприятий.
-деятельности отряда юных инспекторов движения.

Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма –работа с родителями.
Исследования показывают, что подавляющее число родителей (в основном те, у кого нет автомобилей) не знают Правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологический особенности поведения детей в дорожной среде –основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно - транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места в районе школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.
Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися педагог начальной школы и классные руководители среднего звена совместно с преподавателем ОБЖ должны методически обеспечить и работу с родителями.

В работе применяются следующие основные формы занятий:
- лекции
- проведение тематических бесед
- вовлечение родителей в совместное участие во внеклассной работе (в проведении тематических классных часов, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности)
- индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска( слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

- проведение классных и общешкольных родительских собраний

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам дорожной грамотности, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей.

Задача педагогов и родителей – воспитать из детей грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.

Совместная работа школы и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать.


Ключевые слова: правила дорожного движения, травматизм, дети.

Травматизм на автомобильных дорогах — это насущная проблема, которая тревожит всё современное общество, так как за последние годы увеличилось не только количество автомобилей, но и автолюбителей, а транспортная инфраструктура и сами дороги остались прежними, поэтому рационально прогнозировать увеличение количества ДТП, особенно страшно, что это происходит с маленькими пешеходами.

Сплошь и рядом участниками дорожно-транспортных происшествий оказываются школьники с родителями. Маленькие граждане, к несчастью, беспризорно могут играть около проезжей части дороги, переходить улицу в неположенных местах, неправильно входят и выходят в транспортные средства, их родители часто сами провоцируют детей не соблюдать ПДД, чем подвергают собственных детей опасности.

Однако дети школьного возраста — это особая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с такими же критериями, как ко взрослым или совсем маленьким, ведь для школьников дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров недоступна для них в дорожной лексике, требует от школьников иного абстрактного мышления, препятствует обучению. Особо остро стоит проблема восприятия ПДД у старших школьников, из-за их отрицания всех норм и правил, противопоставление себя окружающему миру. Вот почему с раннего детства необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя разные методы и приемы, соответствующие их возрастным понятиям. В этой работе должны принимать участие родители и педагоги школьных учреждений, социум и служба пропаганды ГИБДД, а в дальнейшем жизнь.

Принимая во внимание особенную важность работы в этом направлении, все педагоги, а особенно классные руководители, уделяют значительное внимание подготовки детей к самостоятельному и предсказуемому поведению на дорогах.

Разнообразие и серьезность опасной обстановки на дороге определяет неизбежность специально организовать работу со школьниками всех возрастов. Решение проблем безопасности на дороге должно быть осуществлено только через приемы комплексного подхода, объединяющего в себе развитие культуры в области безопасного поведения на улице и дороге, а также практическую подготовку детей к безопасному поведению в опасных ситуациях на автотрассах.

В школе ведется системная работа по обучению детей правилам дорожного движения с практическими приемами для самостоятельной деятельности ребят. На это ориентирована вся управленческо-методическая деятельность школы.

Цель работы нашей школы: продуктивное взаимодействие школы, инспекторов по пропаганде ГИБДД, инспекторов дорожного движения, а так же родителей по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Соблюдение правил дорожного движения должно стать ежедневной сознательной необходимостью для всех школьников. Для этого мы стремимся пересмотреть сложившуюся практику: уйти от отдельных мероприятий к единой работе, осуществляемой с детьми и их родителями; выбраться за рамки обычных форм и методов работы — как организационных, так системно-образовательных.

Наша работа организована по возрастающей степени сложности, начиная с самых простых задач воспитания детей начальной школы и завершая более сложными проблемами, которые должны освоить и использовать на практике старшеклассники.

Множество форм способны показать свою деятельность и предприимчивость школьникам. Регулярно проводятся классные часы и беседы со школьниками, месячники безопасности, обучающие игры, театрализованные представления, моделирующие сложные ситуации квесты, включающие тренировочные практические занятия.

Организуются праздники и КВН-развлечения, просмотры кукольных спектаклей, конкурсы рисунков и поделок, дидактических игр, акций и флешмобов на тему безопасности на дороге.

На таких мероприятиях школьники учатся выходить из проблемных ситуаций с помощью знаний, полученных в школе.

В каждом звене школьного образования проводятся фотовыставки и выставки рисунков. Наши дети вместе с родителями и учителями активно участвуют и занимают призовые места в конкурсах разного уровня. Творческий подход и мастерство педагогов помогают реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с увлечением и интересом познавали окружающий мир.

Коллективом школы созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. В каждом классе имеется уголок безопасности дорожного движения и схема безопасных подходов к школе, ученики с помощью учителей моделируют проблемные ситуации на проезжей части дороги, ищут пути их решения. Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа школы, семьи, представителей ГИБДД. Единые требования взрослых в школе и семье обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.

Перед школьным учреждением и семьёй стоят следующие задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них на дороге, приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Транспортная безопасность является важным условием личностного роста, самоактуализации человека. Её отсутствие приводит к неправильному развитию личности, возникновению страхов, фобий.

На классных и общешкольных родительских собраниях знакомим родителей с задачами по обучению детей правилам дорожного движения, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, проводим беседы с представителями ГИБДД. Сотрудники ГИБДД рассказывают о причинах и тяжелых последствиях детского травматизма, знакомят родителей со статистикой ДТП с участием несовершеннолетних. Во время индивидуальных бесед и консультаций с родителями узнаем, насколько хорошо сами родители ориентируются в таких вопросах — как права и обязанности пассажиров, сигналы светофора, правила перехода проезжей части — стараемся тут же устранить пробелы в знаниях родителей и этим предотвратить будущие проблемы с детьми.

В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядная информация. На стендах и в холле школы на видеомониторе помещаем рекомендации по правилам дорожного движения, регулярно обновляем информацию по ПДД на сайте школы.

Для расширения и углубления теоретических и практических знаний, совершенствования имеющихся и приобретения новых профессиональных навыков и умений учителей и работников школы проводятся: тематические дни, методические часы, встречи с сотрудниками ГИБДД, конкурсы, обзор новой методической литературы, просмотры социальной реклами и обучающих видеофильмов, вечера развлечений, досуги.

Систематическая работа школы и семьи помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма, применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по формированию у школьников основ безопасного поведения на дорогах и улицах, мы можем предположить, что полученные знания пригодятся детям и родителям школьников, в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.

  1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  2. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. — М.: Дрофа, 2007.
  3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. — М., 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, дорога, окружающий мир, обучение детей, правило, родитель, ситуация, школьник.

Читайте также: