Взаимодействие школы и прокуратуры

Обновлено: 08.07.2024

Правовое просвещение в образовательных учреждениях Курчатовского района: взаимодействие с органами прокуратуры С

Правовое просвещение в образовательных учреждениях Курчатовского

района: взаимодействие с органами прокуратуры Соколец Галина Петровна, старший помощник прокурора Курчатовского района г. Челябинска

Образовательная система Курчатовского района: 43 дошкольных учреждения

В прошлом учебном году проведено социологическое исследование

сформированности понятий и системы нравственных и духовных ценностей у 779 старшеклассников и 199 педагогов

Результаты исследования: подрастающее поколение в первую очередь ценит

в людях честность и порядочность, считает неприемлемыми в жизни лживость и жестокость. Подростки отметили недостаточный уровень информированности по вопросам правовой грамотности. Результаты опроса подтвердили важность и необходимость правового просвещения молодежи

Результаты опроса педагогов: сформированность нравственных ценностей

определяет семья. На втором месте влияние СМИ. Педагоги отмечают: работа по формированию гражданственности ведется в школе регулярно и имеет хороший эффект

По результатам опроса был проведен круглый стол «Роль семьи и школы по

Возможности школы по правовому воспитанию реализуются через:

Организация месячников и декад правового воспитания Проведение

индивидуальных бесед и консультаций с учащимися Проведение классных часов, часов общения и родительских собраний по вопросам правового воспитания учащихся Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования Участие школьников в социально - досуговых мероприятиях Привлечение учащихся в работу школьного ученического самоуправления Межведомственное взаимодействие по вопросам правового просвещения

Правовое воспитание должно ориентироваться на то, чтобы правовая

информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно, а также вести борьбу с любыми правонарушениями

Школами был определен круг потребностей по совершенствованию работы по

правовому просвещению: Расширение числа организаций, учреждений и лиц в качестве социальных партнеров при организации мероприятий по правовому просвещению. Юридическая помощь семье и её правовое просвещение в сфере образования. Разъяснение законодательства и оказание бесплатной юридической помощи участникам образовательного процесса. Организация целевых мероприятий в образовательных учреждениях с участием юристов и специалистов Прокуратуры. Создании Виртуальной помощи юриста на сайте, где пользователь может задать вопрос правового характера ( в том числе анонимно) и получить на него ответ

Прокуратурой Курчатовского района подготовлены материалы для

размещения информации по правому просвещению на сайтах образовательных учреждений, составлен график встреч сотрудников прокуратуры с участниками образовательного процесса

Сотрудниками прокуратуры в 2012 году в школах района проведены лекции,

Новые планы и проекты: Расширение практики проведения правового

воспитания с подростками. Развитие сотрудничества с правоохранительными органами по ранней профилактике всех участников образовательного процесса, а не только детей и подростков с дезадаптивным и асоциальным поведением


Организацию прокурорского надзора можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как организационных механизм (определенную структуру внутри органов прокуратуры) [3; С. 14–15] [4; С. 24–25], а, во-вторых, как наиболее рациональную систему действий при проведении прокурорской проверки, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств [2; С. 22]. Мы остановимся на организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании в первом значении.

Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими государственными органами [10; С. 98]. Применительно к надзору за исполнением законов об образовании можно охарактеризовать два базовых направления такой деятельности, указав на их организационное обеспечение.

1) надзор за законностью правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор в сфере экономики и экологической безопасности;

4) предупреждение преступных проявлений.

Прокуратура осуществляет надзор за законностью на этапе разработки нормативно-правовых актов, для чего налаживает взаимодействие с представительными органами, обеспечивает непосредственное участие прокуроров в правотворческом процессе. Но, главным образом, надзор осуществляется на этапе исполнения нормативно-правовых актов, в силу чего осуществляется взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами.

В отмеченном приказе от 7 декабря 2007 г. № 195 Генеральный прокурор РФ акцентирует внимание на необходимости защиты закрепленных в Конституции РФ прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, трудовых, жилищных, избирательных и иных социальных и политических прав и свобод человека и гражданина. При этом, согласно п. 8.2., руководитель ведомства призывает уделять особое внимание вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов. Именно в рамках последнего направления прокурорского надзора конкретизируются приоритеты надзора за исполнением законов об образовании.

Организационной особенностью прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов является повышенная ответственность прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним военных прокуроров и иных специализированных прокуроров. Согласно п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. № 192, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры в соответствии с компетенцией должны:

1) закрепить в распоряжениях о распределении обязанностей за конкретными прокурорскими работниками вопросы надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, осуществлять регулярное их заслушивание по результатам проводимой работы;

2) создать в аппаратах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур межведомственные рабочие группы в целях координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов.

Применительно к нашему исследованию важно отметить, что в п. 3.8. приказа Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 г. № 192 указаны задачи прокурорского надзора за исполнением законов об образовании: проверка (1) полноты и своевременности принятия уполномоченными органами власти мер, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, (2) процесса формирования современной и безопасной образовательной среды, (3) модернизации инфраструктуры общего и профессионального образования, в том числе расширения сети образовательных организаций, обновления их материально-технической базы, (4) условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Также перед органами прокуратуры стоит задача пресечения фактов незаконного закрытия школьных и дошкольных заведений в населенных пунктах.

Во-вторых, надзор за исполнением законов об образовании осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, основы которого регулируются приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188. Согласно названному документу, существуют отдельные направления прокурорского надзора в обозначенной сфере, которые, на наш взгляд, затрагивают вопросы образовательной деятельности:

1) надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних;

2) надзор за соблюдением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию.

Помимо перечисленного, в п. 6 приказом Генерального прокурора РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 отмечено, что надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования является важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений. Согласно приведенному документу, прокурорам в исследуемой сфере следует работать в следующих направлениях:

1) пресечение фактов противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введения всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия (п. 6.1.);

2) незамедлительное реагирование на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы с тем, чтобы основания и порядок предоставления платных образовательных услуг соответствовали требованиям законов Российской Федерации (п. 6.2.);

3) использование мер прокурорского реагирования на нарушения порядка лицензирования образовательной деятельности, процедур разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий (п. 6.3.).

Можно убедиться, что надзор за исполнением законов об образовании сложился как направление прокурорской деятельности в рамках общего надзора, надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов и надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи [7; С. 61–62]. Тем самым, отмеченное направление прокурорской деятельности не получило организационного обособления. Так, в структуре Генеральной прокуратуры РФ действует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, включающее Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан и Управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Аналогичные структуры создаются на уровне субъектов РФ, при этом, как отмечалось выше, также в регионах формируются рабочие группы, координирующие надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов. На районном уровне надзор за исполнением законов об образовании поручается конкретным сотрудникам, осуществляющим надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов и осуществляющим надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Следует отметить, что в рамках общего надзора органами прокуратуры устанавливается соответствие действий и нормативной базы субъектов РФ федеральному законодательству, в частности, при проверках органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования необходимо устанавливать разрабатываются и реализуются ли региональные программы развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации [5; С. 87–88].

При осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об образовании прокурор взаимодействует с представителями Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором), а также уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация прокурорского надзора за исполнением законов об образовании подразумевает существование организационного механизма, т. е. определенной структуры внутри органов прокуратуры. Применительно к надзору за исполнением законов об образовании можно охарактеризовать два базовых направления такой деятельности:

во-первых, осуществление надзора за исполнением законов об образовании в рамках общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, где особо выделяется такое направление, как надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов;

во-вторых, надзор за исполнением законов об образовании осуществляется в рамках прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Надзор за исполнением законов об образовании сложился как направление прокурорской деятельности в рамках общего надзора, надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов и надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, однако, отмеченное направление прокурорской деятельности не получило организационного обособления. Так, в структуре Генеральной прокуратуры РФ действует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, включающее Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан и Управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Аналогичные структуры создаются на уровне субъектов РФ, где также формируются рабочие группы, координирующие надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов. На районном уровне надзор за исполнением законов об образовании поручается конкретным сотрудникам, осуществляющим надзор за исполнением законодательства при реализации национальных проектов и осуществляющим надзор за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, исполнение законодательства, надзор, Генеральный прокурор РФ, исполнение, проект, образование, общий надзор, прокурорская деятельность, реализация.

Полномочия прокуратуры достаточно широки. Она может проверять любую деятельность школы. Поэтому руководителю учебного заведения необходимо знать о правах и обязанностях прокуратуры при исполнении ею надзорных функций. О процедуре проведения проверки в школе и ее возможных результатах - в статье.

Основания для проведения проверки

Повод для проверки в школе - информация о фактах нарушений, требующих принятия мер прокурором. Она может поступать в виде заявлений, жалоб и ходатайств любых лиц. Это родители учеников, органы власти, коммерческие и общественные организации и иные лица.
Отметим, что существует практика планирования Генпрокуратурой РФ регулярных тематических проверок исполнения школами законодательства в масштабах всей страны. Поэтому проверка может также выполняться по поручениям генерального и иных вышестоящих прокуроров.

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Прокуратура осуществляет, в частности, надзор за соблюдением:
- Конституции РФ и всех законов, действующих на территории РФ;
- прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанные полномочия органов прокуратуры приведены в статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее - Закон № 2202-1).
При этом прокуратура действует независимо от каких бы то ни было органов власти (федеральных, местных или муниципальных), общественных объединений. И свои функции она должна выполнять в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Основание - пункт 2 статьи 4 Закона № 2202-1.
Таким образом, прокуратура может проверить, к примеру, как конкретная школа исполняет законодательство и соблюдает права и свободы учеников.

Что могут проверять
Проверке подлежат, например, вопросы соблюдения:
- прав школьников;
- законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и здоровье населения;
- законодательства о противодействии терроризму или экстремизму.
При этом прокуратура не подменяет собой другие контролирующие государственные органы. Она не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Однако прокуратура может уполномочить провести проверку деятельности школы иные государственные органы. Для этого, как правило, направляется обязательное для исполнения поручение. Так, если проверка касается вопроса использования бюджетных средств, ее по указанию прокуратуры может осуществить контрольно-ревизионное управление Минфина России. А если имеется информация о возможном совершении экономического преступления - служба по линии БЭП МВД России.

Права прокурора при проведении проверки
Прокурор при выполнении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения учреждения;
- иметь доступ ко всем документам и материалам;
- проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
- требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- требовать проведения проверок и ревизий деятельности учреждений;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Основание - пункт 1 статьи 22 Закона № 2202-1.

Как проходит проверка
Уполномоченный прокурор на основании указания вышестоящего прокурора, планового задания или поступившего заявления лица направляет руководителю школы письмо. Оно оформляется на официальном номерном бланке. В этом письме прокурор сообщает о проведении проверки со ссылкой на ее основания.
При этом чаще всего он истребует объяснения и необходимые документы, поручает совершить определенные действия либо провести проверку по определенным фактам. Кроме того, в своем письме прокурор вправе обязать сообщить к установленному сроку о результатах предписанных действий либо вызвать к определенному времени и дате на прием.
При необходимости прокурор согласовывает время и дату посещения школы и личного ознакомления с интересующими его документами. По сложившейся практике при подобном визите он представляется, предъявляет служебное удостоверение и документ, являющийся основанием для проведения проверки. Хотя специально данные действия прокуроров законодательством не регламентированы.

Обязанности работников прокуратуры
Прокурор и следователь имеют право не давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов и не представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Исключение - случаи, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в пункте 2 статьи 5 Закона № 2202-1.
Тем не менее прокурорские работники обязаны осуществлять свою деятельность гласно. Они должны предоставлять возможность получения в законных пределах сведений о деятельности прокуратуры. Кроме того, при проведении проверок следует исключить случаи истребования лишних документов и сведений, не относящихся к предмету проверки.

Как отсрочить выполнение требований
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При этом статистическая и другая информация, любые справки, документы и их копии представляются безвозмездно.
Неисполнение законных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут наложение на виновное лицо денежного штрафа. Такая ответственность предусмотрена статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но может так случиться, что школа не успевает в установленный срок представить затребованные документы или провести проверку. Тогда необходимо обратиться к прокурору с просьбой о продлении сроков.

Результаты проверки
Если в ходе проверки нарушения не обнаружены, об этом сообщается ее инициаторам и заинтересованным лицам.
В случае же выявления нарушений действующего законодательства прокурор:
- приносит протест об отмене незаконного правового акта;
- вносит представление об устранении выявленных нарушений, их причин и условий;
- выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица;
- направляет предостережение о недопустимости нарушений закона, которые могут произойти;
- возбуждает уголовное дело при выявлении признаков преступлений, предусмотренных законодательством;
- направляет и поддерживает иски в суде в защиту прав и свобод граждан (в случае если нарушение закона приобрело особое общественное значение).

Лицо, издавшее соответствующий правовой акт, должно рассмотреть протест в течение 10 дней с момента его поступления. Затем либо удовлетворить требование, либо оспорить его в суде.
А вот представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений. О результатах следует сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение в целях предупреждения возможных нарушений закона исполняется в установленный прокурором срок. Иначе должностное лицо, которому оно было направлено, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Решение можно оспорить
Принятые в результате проверки решения и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы в суде. То же самое касается и незаконных действий (бездействия) прокурора.
Кроме того, школа в случае несогласия с требованиями, решениями и действиями проверяющих вправе обратиться к вышестоящему прокурору вплоть до генерального прокурора РФ.

(ФСБУ 5/2019, ФСБУ 25/2018, ФСБУ 26/2020, ФСБУ 6/2020, ФСБУ 27/2021).

Успейте записаться, пока есть места! Старт уже 1 марта, программа здесь.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Взаимодействие с правоохранительными органами в образовательном учреждении. Презентация на заданную тему содержит 10 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Взаимодействие с правоохранительными органами в образовательном учреждении Подготовила: студентка ФЗО 2РЛ Колесниченко Д.С.

Введение Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся достижением гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Каким образом можно добиться обеспечения всеобщего среднего образования? В первую очередь, несомненно, мы должны говорить о непосредственном взаимодействии школы и семьи. Без этой совместной работы оптимальных результатов добиться просто не возможно. Но, учитывая сложную экономическую, социальную обстановку, на деле школа не всегда получает максимальную отдачу со стороны родителей, а иногда ее просто нет. И уже здесь нужно говорить о взаимодействии школы, органов профилактики и правоохранительных органов для обеспечения закона "Об образовании”.

Читайте также: