Взаимодействие школы и органов опеки и попечительства

Обновлено: 07.07.2024

Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, разработанные в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. N 14.

к письму Минобрнауки России

от 23.08.2017 N ТС-702/07

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО

I. Общие положения

Методические рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 2 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 21 декабря 2016 г. N 14.

Настоящие Методические рекомендации адресованы органам и учреждениям, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), и призваны способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Методические рекомендации могут являться основой для разработки либо совершенствования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие ключевые понятия:

- межведомственное взаимодействие - совместные согласованные действия (решения) субъектов (участников) межведомственного взаимодействия по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

- информационное межведомственное взаимодействие - обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении;

- субъекты (участники) межведомственного взаимодействия - органы и учреждения системы профилактики, иные органы и организации, участвующие в пределах их компетенции в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- порядок (регламент) межведомственного взаимодействия - документ, определяющий перечень субъектов (участников), осуществляющих межведомственное взаимодействие, виды деятельности, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия, порядок и формы межведомственного взаимодействия, требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронной форме, порядок осуществления контроля и оценки результатов межведомственного взаимодействия.

II. Принципы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие должно быть основано на принципах:

- разграничения компетенции между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

- исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

- индивидуального подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации.

Кроме того, применяемые подходы к методологии отнесения семей к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы рекомендуется осуществлять на основе принципа презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав. В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации воспитание ребенка для родителей является неотъемлемой составляющей частью осуществления родительских прав, поэтому органам и учреждениям системы профилактики при выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рекомендуется в первую очередь признавать и уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка.

Таким образом, принцип презумпции добросовестности родителей подразумевает под собой добросовестность действий родителей в отношении их детей до тех пор, пока соответствующими органами и учреждениями системы профилактики (например, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органом опеки и попечительства или другим уполномоченным органом) не будут зафиксированы и установлены обратные факты, свидетельствующие о недобросовестном поведении родителей в отношении их детей.

III. Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории субъекта Российской Федерации осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющая деятельность на территории субъекта Российской Федерации (далее - комиссия субъекта Российской Федерации).

Организацию и координацию межведомственного взаимодействия на территории муниципального образования (городского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородских территорий городов федерального значения) осуществляет территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданная органом местного самоуправления (далее - территориальная [муниципальная] комиссия).

Субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия являются:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел;

- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Создаваемые в указанных органах учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации могут участвовать в межведомственном взаимодействии в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также постановлениями комиссий субъектов Российской Федерации и (или) территориальных (муниципальных) комиссий.

Комиссиям субъектов Российской Федерации и территориальным (муниципальным) комиссиям при организации и координации межведомственного взаимодействия с учетом индивидуального подхода к работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, рекомендуется использовать весь потенциал субъектов (участников) межведомственного взаимодействия.

Председатели комиссий субъектов Российской Федерации, председатели территориальных (муниципальных) комиссий несут персональную ответственность за организацию работы соответствующих комиссий по координации вопросов межведомственного взаимодействия.

IV. Формы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие может быть организовано в следующих формах.

1. Межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование используются в целях сбора сведений (информации), необходимых для выявления проблем в организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Межведомственный анализ направлен на совместные аналитические разработки субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, где на основе полученных результатов может строиться дальнейшее прогнозирование результативности профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Совмещение потоков информации, организуемых различными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, позволяет предвидеть появление новых проблем в семье, являющейся объектом межведомственного взаимодействия (например, возможные конфликты между несовершеннолетним и его родителями [иными законными представителями]).

Представляется необходимым совокупность полученных данных анализировать органом, осуществляющим организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной [муниципальной] комиссией) с точки зрения прогноза вариантов развития событий, что предопределяет расстановку и тактику использования различных профессиональных сил.

2. Проведение заседаний комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных (муниципальных) комиссий, а также созданных ими совещательных органов (в случае создания таковых): рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных органов.

3. Совместная разработка руководящих указаний, правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия при их совместной работе, установление которых до начала совместной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, влияет на конечный результат взаимодействия.

4. Согласование документов, необходимых как для организационных аспектов реализации межведомственного взаимодействия, так и для осуществления самой совместной профессиональной деятельности.

5. Проведение совместных комплексных целевых мероприятий, проверок, проектов, операций и т.д.

Данная форма может иметь две разновидности.

Во-первых, это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный срок с последовательным накоплением информации, профессионального опыта по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и поэтапным введением сил и средств различных субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (реализация межведомственных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении).

Во-вторых, это краткосрочные, единичные совместные действия субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (например, обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает семья).

При реализации данной формы орган, осуществляющий организацию и координацию межведомственного взаимодействия (комиссия субъекта Российской Федерации, территориальная [муниципальная] комиссия) по согласованию с иными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия может определить круг участников мероприятия, обладающих профессиональными навыками, необходимыми для выполнения поставленных задач.

6. Выработка единой стратегии совместного взаимодействия (например, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Результаты совместной выработки стратегии могут быть реализованы в предложениях при подготовке различных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций, совместных планов работы, ведомственных актов (приказов, постановлений) или локальных решений.

7. Рабочие встречи руководителей либо иных представителей субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, которые организуются для повышения оперативности взаимного информирования, реагирования на возникшую проблему (например, борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних).

На таких встречах достигаются договоренности о координации действий и обмене информацией, готовятся планы совместных мероприятий.

8. Информационное межведомственное взаимодействие, которое реализуется посредством информационного обмена между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием современных технологий (например, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", локальных межведомственных сетей, баз данных и иных).

Данная форма позволяет проводить сетевые консультации, вебинары, селекторные совещания, телеконференции.

При организации межведомственного взаимодействия одновременно могут применяться различные формы межведомственного взаимодействия.

V. Информационное межведомственное взаимодействие

Информационное межведомственное взаимодействие осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Условия обмена информацией, требования к ее содержанию и формам представления, в том числе в электронном виде, рекомендуется закрепить в порядке (регламенте) межведомственного взаимодействия, который может иметь статус нормативного правового акта либо утверждаться постановлением комиссии субъекта Российской Федерации и (или) территориальной (муниципальной) комиссии.

При разработке требований к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронном виде, целесообразно предусмотреть:

- создание (определение) оператора системы межведомственного взаимодействия, который будет осуществлять обеспечение ее функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;

- возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к системе межведомственного взаимодействия. Доступ участников межведомственного взаимодействия к электронным сервисам для осуществления межведомственного взаимодействия рекомендуется предоставлять для получения информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на субъектов (участников) межведомственного взаимодействия;

- защиту передаваемых документов и (или) информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанных документов и (или) информации в систему межведомственного взаимодействия;

- хранение документов и (или) информации, содержащейся в электронных сервисах информационных систем субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, подключенных к системе межведомственного взаимодействия и мониторинга работоспособности электронных сервисов;

- условия организации межведомственного взаимодействия;

- форму представления межведомственного запроса и ответа на данный запрос;

- ответственность за несвоевременное предоставление документов и (или) информации в рамках межведомственного взаимодействия.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие субъектов сопровождения профессиональной подготовки сирот – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для трудовой деятельности и дальнейшего образования ребенка. Необходимость взаимодействия субъектов сопровождения профессиональной подготовки детей- сирот обусловлена следующими причинами:

− влияние различных образовательных и социальных структур на выпускника детского дома, действия которых не должны противоречить друг другу;

− необходимость объединения усилий и действий специалистов в решении проблем ребенка, создав тем самым условия для успешной социальной адаптации и профессио- нальной подготовки выпускников детских домов.

Наиболее эффективным типом взаимодействия является сотрудничество субъектов сопровождения профессиональной подготовки – это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого субъекта сопровождения, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач на последующих этапах сопровождения выпускников учреждений для детей - сирот.

Профессиональная подготовка выпускников детских домов проходит поэтапно:

На первом этапе взаимодействия происходит – профессиональное самоопределение. Цель его – обеспечить подготовку к сознательному выбору профессии и соответствующего уровня образования. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на данном этапе является педагогический коллектив детского дома.

2 этап – подготовка воспитанников к поступлению в профессиональное образовательное учреждение по выбранной ими профессии. Организатором этой работы является детский дом.

3 этап – устройство воспитанника в профессиональное образовательное учреждение.

4 этап – адаптивный, предполагающий адаптацию выпускников в профессиональном образовательном учреждении. Это этап активного взаимодействия субъектов сопровождения, от которого очень многое зависит в дальнейшей профессиональной подготовке воспитанника детского дома.

5 этап – основной период обучения воспитанников детских домов в профессиональных учебных заведениях.

6 этап – завершение обучения в профессиональном учебном заведении и трудоустройст- во. Организатором взаимодействия субъектов сопровождения на этом этапе является образовательное профессиональное учреждение, в котором наставник (куратор), специалист по профориентационной работе особое внимание уделяет сиротам, согласуя свои действия с педагогами детского дома и работодателями.

Взаимодействие детских домов с учебным заведением осуществляется на уровне администрации и специалистов (социальных педагогов, воспитателей, преподавателей, мастеров, психологов, медицинских работников).

Обучаются дети из детских домов Свердловской области:

Асбестовский детский дом- 3 чел.

Богдановичский детский дом- 4 чел.

Буланашская школа – интернат – 2 чел.

Верхотурский детский дом – 1 чел.

Екатеринбургский детский дом № 3- 2 чел.

Екатеринбургский детский дом № 7 – 7 чел.

Ирбитский детский дом – 1 чел.

ЦСПС и Д г. Ирбита – 1-чел.

ЦСПС и Д г. Полевской -1 чел.

ЦСПС и Д г. Нижние Серги – 2 чел.

Каменск – Уральский детский дом – 3 чел.

Камышловский детский дом – 5 чел.

Карпинский детский дом – 4 чел.

Малоистокский детский дом – 4 чел.

Мартюшский детский дом – 4 чел.

Невьянский детский дом – 4 чел.

Нижнесергинский детский дом – 3 чел.

Нижнетагильский детский дом – школа №1 -2 чел.

Первоуральский детский дом № 1- 7 чел.

Полевской детский дом – 4 чел.

Серовский детский дом – 2 чел.

Сухоложский детский дом -2 чел.

Сухоложский детский дом № 1 – 2 чел.

Сысертская школа – интернат - 4 чел.

Сысертский детский дом – 5 чел.

Тавдинский детский дом – 19 чел.

Филатовская школа – интернат – 2 чел.

Черноусовская школа - интернат – 11 чел.

Содержание и формы совместной деятельности представителей детского дома и образовательного учреждения:

совместные встречи представителей детского дома и куратора (наставника) техникума, ребёнка, представителя администрации с целью представления и обоснования необходимой информации о воспитаннике, о взаимодействии с ним, о его проблемах и трудностях, их учете в образовательной и профессиональной подготовке;

обсуждение процесса сопровождения и результатов адаптации воспитанника на совместной встрече администрации, социального педагога и представителя администрации учебного заведения, классного руководителя, мастера производственного обучения (ПУ);

обсуждение проблем воспитанника, выявленных на этапе адаптации с участием психолога, воспитателя и др. работников детского дома, наставника, педагогов, представителей администрации, специалистов учебного заведения;

проведение педагогического консилиума по разработке мер поддержки и психолого- педагогической помощи сироте;

посещение собрания первокурсников, первого собрания учебной группы с целью изучения атмосферы и среды, в которой будет проходить обучение сироты представителями детского дома и учебного заведения;

знакомство с первым опытом проживания сирот в общежитии социальным педагогом детского дома и наставником учебной группы;

постоянный обмен информацией по проблемам адаптации в учебном заведении и другим проблемам, касающимся сирот, между специалистами, курирующими воспитанников, из детских домов и профессионального учебного заведения;

взаимодействие социального педагога детского дома, наставника (классного руководителя) с преподавателями дисциплин, по которым могут возникнуть трудности при обучении воспитанника, совместный поиск средств и способов предупреждения возможных проблем;

сбор и коррекция информации о детях и взаимодействие в течение всего периода обучения по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся: консультирование, беседы…

Взаимодействие образовательного учреждения с детскими домами осуществляется:

а) на уровне коллективов (совместные педсоветы, семинары по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, их трудоустройству).

б) на уровне отдельных групп педагогов и специалистов детского дома и профессионального учреждения (педконсилиумы, проблемные группы по оказанию поддержки сирот, совместные психолого-педагогические службы);

в) отдельных педагогов и специалистов (обмен информацией, обсуждение проблем, совместных действий (психологом, воспитателем, социальным педагогом детского дома и классным руководителем, наставником учебной группы; руководителем детского дома и представителем администрации учебного заведения).

г) по взаимодействию техникума с детскими домами ведётся переписка:

письма с информацией о нарушениях правил обучения, проживания в общежитии, самовольных уходах в отношении выпускников детских домов, обучающихся в техникуме.

письма – ответы на запрашиваемую информацию (характеристики, успеваемость…).

письма – запросы в детские дома по различным вопросам (медицина, разрешение детям на снятие денежных средств. )

письма – запросы о возможности принять детей на выходные и праздничные дни, на каникулы. Данные письма направляются в каждый детский дом. Бывают случаи, что приходится направлять повторно. письма – запросы об оказании содействия в устройстве обучающихся на производственную практику.

Заключены договоры по взаимодействию техникума с учреждениями государственного воспитания, где каждый берет на себя определенные обязательства.

Все вопросы, касающиеся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласуются совместно с органами отделов опеки и попечительства Управлений социальной политики тех территорий, откуда прибыли обучающиеся из числа детей – сирот. Руководители и специалисты данных организаций активно взаимодействуют с работниками техникума: оказывают помощь в различных вопросах, касающихся детей – сирот: дальнейшее жизнеустройство выпускников техникума, обеспечение жильём и т.д.

от 14 апреля 2016 года N 07-1545

О направлении порядка взаимодействия

Ответственный секретарь
Правительственной комиссии
по делам несовершеннолетних
и защите их прав,
директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Минобрнауки России
Е.А.Сильянов

Приложение
к письму
от 14 апреля 2016 года N 07-1545

Примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социально-реабилитационной работы с детьми

I. Общие положения

1.1. Настоящий Примерный порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения социально-реабилитационной работы с детьми (далее - Порядок) разработан в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций, а также организации индивидуальной профилактической работы с детьми, совершившими самовольные уходы.

1.2. Закрепленные в Порядке положения, касающиеся организации розыска несовершеннолетних, используются также в случаях их безвестного исчезновения.

1.3. Для целей настоящего Порядка применяются следующие основные понятия:

самовольный уход - добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление семьи или государственной организации; отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного (установленного) для возвращения;

государственная организация - организация социального обслуживания; специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; организация, осуществляющая образовательную деятельность; образовательная организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальное учебно-воспитательное учреждение; медицинская организация; организация отдыха и оздоровления детей; организация органов по делам молодежи.

1.5. В систему органов и организаций, принимающих участие в деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыска, а также проведения индивидуальной профилактической работы входят:

1.5.1. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, отделы или другие структурные подразделения, на которые возложены полномочия по обеспечению деятельности указанных комиссий;

1.5.2. органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление функций в сфере социальной защиты населения, организации социального обслуживания;

1.5.3. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования и организации, осуществляющие образовательную деятельность, образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения;

1.5.4. органы опеки и попечительства;

1.5.5. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере молодежной политики, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере молодежной политики, и созданные при них учреждения по делам молодежи;

1.5.6. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере охраны здоровья, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья и медицинские организации;

1.5.7. органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере занятости;

1.5.8. органы внутренних дел;

1.5.9. организации отдыха и оздоровления детей.

1.5*. Участие в деятельности по профилактике самовольных уходов детей из организаций органов управления в сфере культуры и досуга, спорта, туризма, а также иных органов осуществляется в пределах их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.6. Участие в организации и координации деятельности по профилактике самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействия их розыску, а также проведению индивидуальной профилактической работы с ними Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации и его территориальных подразделений, органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма, Ассоциации организаций и граждан по оказанию помощи пропавшим и пострадавшим детям "Национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" (далее - Национальный центр) (его филиал (представительство) в субъекте Российской Федерации) осуществляется в пределах их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.

II. Основные задачи и функции органов и учреждений системы профилактики, а также иных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций

2.1. Основными задачами деятельности органов и учреждений системы профилактики, а также иных организаций (далее - субъекты взаимодействия) по вопросам профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, оказания содействия их розыску, а также проведения индивидуальной профилактической работы с ними являются:

2.1.1. обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

2.1.2. выявление и устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам детей из семей, государственных организаций;

2.1.3. предупреждение ситуаций, угрожающих жизни, здоровью, половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних;

2.1.4. оказание содействия в организации поиска несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, государственных организаций;

2.1.5. предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2.1.6. предупреждение, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, иных правонарушений и антиобщественных действий;

2.1.7. предупреждение совершения преступлений в отношении несовершеннолетних;

2.1.8. проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями с учетом анализа причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних из семей, государственных организаций;

2.1.9. организация оказания медицинской, психологической и социальной помощи и реабилитации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, государственных организаций.

2.2. Совместная деятельность субъектов взаимодействия по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, оказания содействия их розыску, а также проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними включает:

2.2.1. проведение совместных мероприятий по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних с целью принятия конкретных мер по устранению причин и условий, им способствующих;

2.2.2. ведение мониторинга самовольных уходов детей из семей и государственных организаций;

2.2.3. оперативный обмен информацией о несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и государственных организаций;

2.2.4. организацию и проведение розыскных мероприятий;

2.2.5. индивидуальную профилактическую и социально-реабилитационную работу с несовершеннолетними, допускающими самовольные уходы, и их родителями (иными законными представителями) в целях выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению самовольных уходов из семей и государственных организаций.

2.2.6. информационно-методическую, инструктивную работу с сотрудниками государственных организаций по вопросам профилактики самовольных уходов детей из семей, государственных организаций, осуществления их поиска и оказания им необходимой помощи, в том числе реабилитационной.

III. Организация деятельности субъектов взаимодействия при выявлении фактов самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций

3.1. В случае выявления факта самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации:

3.1.1. Сотрудник государственной организации, установивший факт самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации, незамедлительно:

сообщает руководителю организации либо иному, уполномоченному локальными нормативными актами государственной организации лицу о факте ухода несовершеннолетнего из государственной организации;

составляет служебную записку установленной формы на имя руководителя государственной организации с подробным описанием обстоятельств самовольного ухода несовершеннолетнего из государственной организации (время, дата, место, очевидцы и свидетели случившегося, обстоятельства случившегося и т.д.).

3.1.2. Руководитель государственной организации:

обеспечивает незамедлительное направление извещения о факте самовольного ухода несовершеннолетнего в дежурную часть территориального органа МВД России;

в кратчайшие сроки (не превышающие 30 минут после установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего) проводит оперативное совещание по постановке задач и распределению ответственности по розыску и возвращению несовершеннолетнего в государственную организацию;

по итогам оперативного совещания издает локальный акт по распределению обязанностей и ответственности работников по розыску и возвращению несовершеннолетнего в государственную организацию, по оказанию содействия органам внутренних дел в установлении места нахождения несовершеннолетнего;

в кратчайшие сроки (не превышающие трех часов) с момента установления факта самовольного ухода несовершеннолетнего обращается с письменным заявлением в дежурную часть территориального органа внутренних дел;

при подаче заявления о розыске несовершеннолетнего, совершившего самовольный уход, к заявлению прилагает (при наличии) фотографию данного ребенка, соответствующую его возрасту, копии документов, удостоверяющих личность несовершеннолетнего, а также предоставляет информацию:

1) о дате, времени и месте самовольного ухода несовершеннолетнего, последнем известном месте его нахождения;

2) о приметах внешности: росте, телосложении, наличии особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);

3) об одежде, в которой возможно был одет несовершеннолетний в момент самовольного ухода, о предметах, которые ребенок имел при себе;

4) о взаимоотношениях самовольно ушедшего несовершеннолетнего, о возможных мотивах, вследствие которых несовершеннолетний мог самовольно покинуть государственную организацию;

5) сведения, характеризующие его личность и психоэмоциональное состояние;

6) иные сведения, способствующие оперативному розыску несовершеннолетнего.

3.2. Факт самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи и государственной организации считается установленным с момента:

3.2.1. подачи заявления руководителя государственной организации;

3.2.2. обращения родителя (иного законного представителя), а в отсутствие родителя (иного законного представителя) - лица, его заменяющего, с заявлением о розыске несовершеннолетнего в дежурную часть территориального органа МВД России или к участковому уполномоченному по месту нахождения семьи или государственной организации;

3.2.2*. при отсутствии заявления, указанного в подпунктах 3.2.1, 3.2.2 настоящего Порядка, - с момента составления в установленном порядке территориальным органом МВД России акта о выявлении беспризорного или безнадзорного несовершеннолетнего.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.4. Сотрудники государственных организаций и сотрудники органов внутренних дел фиксируют факт самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи, государственной организации в документах установленной формы.

3.5. В целях оперативного получения информации о несовершеннолетних, объявленных в розыск, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП), заинтересованные органы и организации, входящие в систему профилактики, обеспечивают подключение к рубрике "Поиск несовершеннолетних", размещенной на интернет-сайтах территориальных органов МВД России.

3.6. Руководитель государственной организации в течение 24 часов информирует Учредителя о факте самовольного ухода несовершеннолетнего.

IV. Организация мероприятий по розыску и возвращению несовершеннолетнего, совершившего самовольный уход в семью, государственную организацию

4.1. Сотрудники органов внутренних дел обеспечивают проведение мероприятий по организации и осуществлению розыска несовершеннолетних в соответствии с требованиями ведомственных нормативных правовых актов.

4.2. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего государственная организация обеспечивает мероприятия по его розыску и возвращению в соответствии с инструкцией, утверждаемой локальным актом государственной организации, оказывает содействие органам внутренних дел в проведении мероприятий, направленных на установление места нахождения обучающегося.

1. Государственный орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, территориальный орган опеки и попечительства вправе в установленном порядке поручить выполнение отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних образовательным учреждениям, учреждениям социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения и другим государственным, муниципальным и негосударственным учреждениям (далее - учреждения органа опеки и попечительства).

2. Задачами учреждений органа опеки и попечительства являются:

- оказание содействия в выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства;

- осуществление работы по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

- организация и обеспечение профессиональной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства;

- организация и обеспечение профессиональной помощи родителям (иным законным представителям) детей, гражданам, желающим принять или принявшим детей на воспитание в свои семьи .

На усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, на другие формы устройства, предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации.

Учреждение органа опеки и попечительства может осуществлять свою деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного или нескольких территориальных органов опеки и попечительства.

3. Учреждение органа опеки и попечительства при выполнении отдельных работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних действует на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между соответствующим органом опеки и попечительства субъекта Российской Федерации и учреждением органа опеки и попечительства (далее - соглашение о сотрудничестве).

Соглашение о сотрудничестве предусматривает обязательства сторон по организации и выполнению работы для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, иные условия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответствующий орган опеки и попечительства субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за выполнением учреждением органа опеки и попечительства условий соглашения о сотрудничестве.

Читайте также: