Взаимодействие музея и школы

Обновлено: 16.05.2024

Музей и школа представители двух разных систем – образования и культуры. Всегда, вовсе времена эти две системы стремились найти пути взаимодействия. Предметный мир музея мог бы занять значительное место в образовательном процессе в качестве наглядных пособий: познакомить учеников с окружающим миром и расширить кругозор их знаний, полученных на школьном уроке.

Сотрудники музеев и руководители школьных музеев поделились опытом работы с детьми и пришли к выводу, что музей и школа остаются партнерами в деле воспитания подрастающего поколения и активно участвуют в развитии и сохранении культурных и исторических традиций.

Участники семинара приняли резолюцию, в которой рекомендуют:

активизировать поиск форм и методов, направленных на поддержание дальнейшего сотрудничества школ и музеев;

организовать проведение семинаров, конференций для учащихся для поддержания интереса к истории своей семьи, улицы, города или села в котором они живут, для воспитания чувства гордости за свою Родину;

организовать профессиональные встречи между представителями музея и школьными учителями в разных форматах для обмена информацией, идеями, опытом с периодичностью 1 раз в год.

Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

ВложениеРазмер
cherkesova_e.v._statya_vak_no2.doc 69.5 КБ

Предварительный просмотр:

About the nature of interaction between the school and the museum in the social partnership

ABSTRACT : The social partnership is one of mechanisms of formation of civil and patriotic qualities of the person of the teenager. The modern education system – is the initiator of social partnership which help to solve a complex of educational tasks. As the ideal social partner for school the museum which provides sociocultural space for the solution of problems of civil and patriotic education of school students acts.

KEY WORDS : социальное партнерство, a citizenship, patriotism, values, the qualities of the personality.

О сущности взаимодействия школы

и музея в социально-партнерских отношениях

Аннотация : Социальное партнерство – это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования – является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова : социальное партнерство, гражданственность, патриотизм, ценности личности, качества личности

Социальное партнерство, согласно точке зрения Крыловой Н.Б. – это способ организации совместной деятельности, которая выражается на базе развитых разнообразных форм сотрудничества по целенаправлению: сотрудничество в социальной сфере, в правовой сфере и информационно-образовательном пространстве школы [2; 87]. Мы, в свою очередь, предлагаем рассматривать социальное партнерство на нескольких образовательных уровнях: уровень низового социального партнерства – это организация партнерских отношений внутри образовательного учреждения, где равноправными партнерами признаются педагоги и учащиеся; переходный уровень социального партнерства, когда школа выходит за рамки собственного образовательного пространства, контактируя с представителями иных сфер общественного производства; продуктивный уровень социального партнерства, который проявляется в том, что система образования сама инициирует и устанавливает партнерские отношения. На наш взгляд, продуктивный уровень социального партнерства связан, прежде всего с взаимовыгодным сотрудничеством социальных партнеров в решении задач, поставленных ими перед собой.

Бесспорным является факт, что для сотрудничества учителя и ученика в образовательном процессе как своеобразного партнерства в решении образовательных задач (обучающих, воспитательных, развивающих) необходима мотивация педагогического сообщества. Так и в социальном партнерстве школы и музея необходима мотивация педагогов, которые выбирают формы совместной деятельности целесообразно потребностям и интересам учащихся, задачам воспитания юных граждан, в частности, развития гражданско-патриотических качеств подростков.

Исследование обнаружило, что большинство педагогов не выделяют особенностей социального партнерства школы и музея в образовании школьников, не осознают необходимость совместно принятых решений в их взаимодействии (договорных, организационных и др.); не видят социальное партнерство явлением современной социальной действительности; не понимают назначения социального партнерства школы и музея как социокультурного механизма в процессе формирования гражданско-патриотических качеств личности школьника подросткового возраста.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства в области гражданско-патриотического воспитания объективно связана с тем, что основные его субъекты – школа и музей как социокультурные институты не могут эффективно реализовать свои интересы без взаимодействия друг с другом, говоря другими словами, им трудно обойтись друг без друга в достижении своих задач. Педагог О.В. Швейдер считает, что социальное партнерство – это особая сфера социальной жизни детей, делающая вклад в становлении их гражданственности [6;7]. Так речь идет о том, чтобы дети как равноправные партнеры включались в сотрудничество в условиях социального партнерства.

Сотрудничество музея и школы мы представляем в виде разноуровневой пирамидальной системы. Самой низкой стадией развития партнерства выступает знакомство, когда равноправные участники вырабатывают общие цели, ценности и ресурсное обеспечение сторон; эту стадию можно рассматривать как создание ситуации социального партнерства. Предполагается вынесение на всеобщее обсуждение вопросов о необходимости и сущности сотрудничества музея и школы: какие формы сотрудничества будут более эффективными? что думает о развитии сотрудничества каждая из сторон? как организовать сотрудничество, чтобы ребенок мог проявить способности и инициировать себя в системе социального партнерства?

Бесспорно, музей и школа – это различные по своим функциям социальные институты в обществе, но их объединяет то, что они способны оказывать глубокое воздействие на формирование личности ребенка. Общество переживает цивилизационный кризис и интеграционные процессы мирового сообщества, а музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре. Современная доктрина образования не только не опровергает этого постулата, но и подключает музей как социокультурный институт к процессу формирования личностных характеристик школьников. А партнерские отношения между школой и музеем в масштабах государства, которые пока носят эпизодический характер, это неизбежная характеристика современного социально усложняющегося мира, в котором развивается образовательное пространство.


В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Ключевые слова: духовное наследие, экспонаты, образцы изобразительного искусства, зрительная память, художественный вкус, экскурсия, выставка, портретная живопись, художественный деталь, музейные материалы.

Совместную деятельность школы и музея рекомендуется проводить в нескольких направлениях [1]. Ведущий специалист в области музейной педагогики Б. А. Столяров рекомендует организовать два блока (секции);

1) Школа – музей в образовательной деятельности и 2) Музейная педагогика в школе. В его рекомендации входят в основном экскурсии и деятельность музея. Учителя школы должны быть готовы к совместной деятельности с сотрудниками музея.

Сотрудничество между школой и музеем целесообразно начать с составления программы и использовать её в учебном процессе прежде всего для воспитания учащихся в духе уважения к культурному наследию.

В данной статье мы попытаемся изложить методику использования музейных материалов учителями общественно – гуманитарных предметов и организаторами воспитательной работы на примере изучения отдельных тем. В аспекте сказанного выше на школу возлагаются следующие задачи:

· Пробудить у учащихся интерес к образцам изобразительного искусства, народного прикладного искусства, скульптуры и других видов искусств;

· Формировать у учащихся знания, умения и навыки на примере образцов искусства в области истории, литературы, общество ведения и др.;

· Привить учащимся чувство гордости и уважения к духовным ценностям;

· Довести до сознания учащихся понимание духовного богатства как комплекса духовных и материальных культурных ценностей;

· Воспитать культуру посещения музеев, осмотра и изучения музейных экспонатов, представляющих современную и древнюю эпохи;

· Формировать духовность, индивидуальные способности личности, творческий подход к окружающей действительности.

Использование материалов музея в процессе изучения общеобразовательных предметов, посредством организации передвижных выставок, исторических документов, образцов прикладного искусства, репродукций картин художников,

во-первых, воспитывает у учащихся уважение и чувство гордости к духовному наследию;

во-вторых, развивает у них художественный вкус, способность к размышлению, зрительную память, творческое воображение, эстетические чувства, так как познание действительности начинается с чувственного восприятия, которое является источником художественного мышления.

Разумеется, при изучении основ наук в школе нет возможности постоянно проводить уроки в музеях. Поэтому целесообразно организовать курсы повышения квалификации учителей при музеях для того, чтобы они вооружились методикой использования музейных материалов в условиях школы.

Возможности использования музейных материалов в школе при изучении школьных дисциплин, в особенности гуманитарных предметов, безграничны.

Ведущее место в этом отношении занимает литература. Писатель так же, как и художник, отражает действительность в образах, только литератор создаёт образы в словесной форме, а художник – красками и специальными приёмами: выбор сюжета, композиция, колорит (цветовая гамма), использование освещения через созданные образы не только воссоздаёт действительность, но и воздействует на чувства.

Идея, выраженная в художественной форме, оказывает более сильное влияние, поэтому целесообразно отбирать высокохудожественные произведения.

При знакомстве учащихся с произведениями искусства, будь то литература или другой предмет, речь не идёт о детальном подробном анализе. В этой связи необходимо соблюдать следующие требования:

· Реализация поставленных перед школой учебных и воспитательных целей при отборе содержания художественных произведений;

· Соответствие отобранных образцов искусства развитию познавательной деятельности учащихся;

· Соответствие изучаемой теме;

· Отобранные произведения должны быть высокохудожественными;

· Использование произведений искусств должно быть последовательным и постоянным.

На уроках литературы в 5-7 классах учащимся даются краткие сведения о жизни и творчестве писателей, рекомендуются для чтения отрывки из их произведений, привлекаются отдельные факты биографии. Учащиеся же должны иметь более широкие познания о писателе и его творческой деятельности. Поэтому учителю важно привлечь как можно больше дополнительных сведений, и в этом могут помочь фотографии, портреты, картины, предметы, хранящиеся в музеях.

В 5-9 классах проводится работа с портретами писателей, в 9 классе сведения о портретных изображениях писателей углубляются, кроме того привлекаются изображения общественно – политической жизни, окружающей обстановки того времени, когда жил писатель – всё это повышает уровень восприятия событий и эпохи.

В программе для 5 класса по изобразительному искусству содержатся сведения о портретной живописи. Благодаря видеофильмам, слайдам, репродукциям, относящимся к портретному жанру, учащиеся получают представление об этом жанре. На уроках литературы эти представления укрепляются на основе работы с портретами художников А. Абдуллаева, Р. Ахмедова, Б. Жалолова, А. Икромжонова, Ж. Умарбекова, создавших галерею портретов писателей.

В процессе изучения творчества Навои проводится сопоставление известных портретов, созданных узбекскими художниками, с биографическим текстом, дополняются сведения о Навои как поэте, государственном деятеле, великом гении и обычном простом человеке.

А. Навои – великий гуманист, основатель узбекского языка и литературы, талантливый и выдающийся учёный – энциклопедист, государственный деятель, писатель, поднявший узбекскую классическую литературу на новую ступень, выдающийся деятель культуры. При изучении его жизни и творчества следует остановиться на детских и юношеских годах, научной и творческой деятельности, заслугах в области культуры и благоустройства, общественно – политической деятельности и при этом использовать портреты: А. Навои и Абдурахмон Джоми, Навои и Хусайн Байкаро, созданные как при жизни Навои, так и в последующие годы.

Можно продемонстрировать портреты, созданные Махмудом Музаххибом, В. Кайдаловым, А. Абдуллаевым.

В 9 классе при изучении творчества Навои выясняется, какие из портретов Навои учащимся знакомы. Учащиеся называют портреты В. Кайдалова, А. Абдуллаева или те, которые встречали на страницах журналов, либо в литературно – краеведческих музеях и музеях изобразительного искусства.

Портрет Алишера Навои кисти А. Абдуллаева очень близок к портрету, написанному Махмудом Музаххибом. Об этом свидетельствует и словесное описание облика Навои в романе Айбека Навои. Учитель путём сопоставления словесного портрета и портрета, выполненного художником Абдуллаевым, раскрывает перед учащимися секреты воссоздания образа с помощью художественного слова.

Учащиеся, рассматривая портрет, обращают внимание на детали, отмеченные Айбеком. И писатель, и художник – один искусством слова, другой средствами живописи (кистью и красками) прекрасно воссоздали образ великого государственного деятеля Алишера Навои.

Первым создателем портрета Навои был ученик великого мастера Бехзода Махмуд Музаххиб, работа которого сохраняется в Тегеране в Шахиншахской библиотеке [3]. Портрет Навои, созданный Бехзодом, до нас не дошёл.

На портрете Музаххиба поэт изображён, будучи в преклонном возрасте. Он стоит, опираясь на посох, несколько наклонившись. Годы борьбы за правду и справедливость отразились в побелевших волосах и во всём облике. Поэт, будучи уставшим, всё же кажется активным, одухотворённым. Его слегка нахмуренные брови, углублённый в себя взгляд изображены живо и реально. Портрет Навои свидетельствует о Махмуде, как о сложившемся художнике.

Постоянные творческие занятия Навои, сложности и трудности государственной деятельности его явно утомили и отразились на здоровье. В период, когда великий поэт возглавлял государственную службу, по его инициативе создавались величественные здания, мечети, медресе и др. Он создал достойные условия для служителей искусства, науки, культуры и покровительствовал им. Одним из таких деятелей был Бехзод.

Если учитель приведёт примеры из жизни Навои, связанные с поддержкой, материальной и моральной помощью Бехзоду, то воспитательное воздействие таких фактов ещё более возрастёт.

Амир Алишер, сменив свою официальную одежду, приходит в келью бродячего художника (Бехзода) и стучится в дверь. Услышав ответ изнутри, он спрашивает разрешения войти. В келье он обнаруживает собственных изображений больше, чем шахских (т. е. Х. Байкаро).

Несколько удивившись, он спрашивает:

- Это чьи изображения?

Художник почтительно отвечает ему:

- Это портреты отца мастеров, великого деятеля, господина Амир Алишера, перед которым я сейчас стою.

- Почему до сих пор Вы не приходили ко мне?

- А зачем ? Если бы я пришёл к Вам, Вы бы меня одарили, и получилось бы, что я продаю свою произведения. Между тем, есть столько желающих приобрести Ваш портрет, что до Вас очередь не дошла бы.

Алишер Навои сыграл значительную роль в истории развития культуры и литературы узбекского народа. Как крупный поэт и мыслитель, он в своих произведениях выдвигает идеи гуманизма, просветительства, справедливости. Однако в его время трудно было реализовать свои чаяния.

Противники Навои постоянно преследовали его, в результате этих преследований и клеветы, его отправляют в Астрабад в качестве хокима, а точнее – в ссылку. Это сильно подействовало на него. В Астрабаде он чувствует себя скованным львом и выражает это состояние в своём рисунке.

Приведенные примеры из жизни Навои не только восполняют знания учащихся, но и призваны способствовать их вхождению в мир искусства, обогащению их знаний а также проявлению их творческих способностей.

Основные термины (генерируются автоматически): Навой, портрет Навои, жизнь Навои, изобразительное искусство, музей, портрет, произведение, учащийся, художник, школа.

Ключевые слова

духовное наследие, экспонаты, образцы изобразительного искусства, зрительная память, художественный вкус, экскурсия, выставка, портретная живопись, художественный деталь, музейные материалы

Похожие статьи

Творчество и педагогическая деятельность народного художника.

Среди художников внесших огромный вклад в развитие изобразительного искусства

Началось углубленное исследование истории, миниатюры, фольклора и поэзии А.Навои.

Похожие статьи. Живописные произведения художника-любителя Владимира Каклеева.

Портреты Амира Тимура и Захириддин Мухамеда Бабура.

Основные термины (генерируются автоматически): портрет, художник, изобразительное искусство, Великий полководец

Портреты графов Зубовых из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Человек — многогранный источник творчества художника.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

Это закономерно. Западное изобразительное искусство в свое время также прошло трудный этап становления.

Чтобы понять смысл картин художника необходимо ознакомиться с трудами средневековых поэтов Востока — Аттара, Навои, Низами, Руми, с трудами.

Рациональный анализ восточной миниатюры | Статья в журнале.

Неувядаемые, прославленные в веках произведения классиков восточной литературы — Абулкасыма Фирдоуси, Низами Гянджеви, Абдурахмана Джами, Алишера Навои

Он развил искусство живописи, рисовал портреты, различные иллюстрации к художественным книгам.

Фантазия художника стала явью, В доме мысли скрывается всё. Увидел себя средь изумительный лад

Генеалогический анализ антонимов в исторических произведениях Алишера Навои.

Методы ознакомления детей с изобразительным искусством

После знакомств с произведениями искусства, школьники не просто знакомятся с явлениями жизни, они так же получают представления об искусстве и обо всем прекрасном, которое нас окружает.

Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.

А. Навои и А. Арипов — две жемчужины узбекской поэзии

Значит, то, что начато нашими великими предками, то продолжают претворять в жизнь наше поколение, наши поэты-современники.

Генеалогический анализ антонимов в исторических произведениях Алишера Навои.

Девон является сборником почти всех стихов Навои-Фони, сочинённых на персидско-таджикском языке на протяжении всей жизни, и

В Узбекистане, как большое достижение навоиведения, был выпущен двадцатитомный сборник избранных произведений Алишера Навои.

О неизданной статье Е. Э. Бертельса по изучению творчества.

Довольно многие произведения Навои были изданы, но большей частью литографическим способом и без всякой критики.

Специальный сборник упомянутый в статье посвященной эпохе, жизни и творчеству Навои был издан Е. Э. Бертельсом только 1948 году.

О первоначальном процессе сбора рукописей произведений.

Когда к власти пришел Хусейн Байкара, сам поэт и приверженец искусств, Навои был срочно

На своем посту Алишер Навои оказывал большую помощь музыкантам, поэтам, художникам

Он пришел к следующему выводу: из всех произведениях Навои, дошедших до Европы.


Современные социально-экономические условия, которые заявляют о себе в нашей стране, говорят об изменении потребности в качестве подготовки детей в школе. Все более актуальной задачей становится формирование творческой личности. Реализация перехода на федеральные государственные образовательные стандарты на всех ступенях образования активизировала интерес к применению всеми участниками образовательного процесса современных технологий, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности ученика.

Кроме того, развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала.

Поэтому особенно актуальным становится общение школ с учреждениями культуры, разработка и воплощение в жизнь новых путей взаимодействия.

Данный вопрос находится в нескольких плоскостях, на наш взгляд, которые целесообразно объединить в единую модель, систему.

1. Музейная педагогика – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации.

2. Краеведение – это изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.) [8].

Таким образом, краеведение и музейная педагогика являются элементами прикладной культурологии, которая, в свою очередь помогает воспитывать глубоко нравственного человека, знающего и понимающего историю, культурные особенности своей страны, язык, менталитет народа, способного беречь наследие и ресурсы и передавать знания будущим поколениям.

В соответствии с существующей нормативно-правовой документацией и необходимостью объединения усилий в области воспитания подрастающего поколения существует ряд методических противоречий, которые показывают неготовность в полном объёме реализовать партнёрство.

Школьные учителя и сотрудники музеев не всегда могут работать в единой команде, так как относятся к разным министерствам. Это приводит к рассогласованности планов работы по организации воспитательной и образовательной деятельности музеев и школ. Кроме того, противоречия возникают между планированием учебно-воспитательного процесса и отсутствием или недостаточностью учебно-методической базы, образовательных ресурсов для организации совместной деятельности и единого информационного пространства.

Благодаря разработанной форме взаимодействия школы и музея через практику гуманитарного и естественнонаучного образования созданы условия для развития субъектов деятельности, что позволит объединить усилия по достижению культурно-образовательных целей.

Создана система работы совместного образовательного пространства музея и школы (рис. № 1,), которая построена на основе принципов демократизации, дифференциации, гуманизации, а также системно-деятельностного, личностно-ориентированного и краеведческого подходов.


Организационная и функциональная структура представлены целевым, содержательным, организационно-деятельностным, потребностным и результативным компонентами. Это дает возможность элементам данной модели работать оптимально, сбалансированно и взаимосвязанно. Процессуально-деятельностные отношения в рамках взаимодействия предполагают эффективную работу на каждом этапе, мониторинг качества образовательных услуг.

В результате основная идея взаимодействия - объединение заинтересованных социальных партнёров для разработки и апробации инноваций, связанных с формированием социально культурных компетенций у учащихся. А также воспитание рачительного хозяина, патриота и гражданина России, который заботится о своём доме, городе, области, стране.

Определены социальные партнёры проекта:

– вузы г. Новосибирска: ФГБО ВПО НГПУ, Институт систематики и экологии животных СО РАН;

Оговорены условия содействия в осуществлении познавательной, культурно – просветительской деятельности и в решении уставных задач, направленных на патриотическое, культурное и нравственное воспитание учащихся Заельцовского района.

Определены основные потребители результатов проекта: социальные партнёры (школы, музеи, библиотеки, организации дополнительного образования, родители), которые путём объединения образовательных ресурсов решат поставленные задачи.

Проведено анкетирование родителей и представителей местного сообщества на предмет интереса к совместным проектам школы и других участников образовательных отношений.

В результате совместной деятельности сопоставлены программы между участниками образовательных отношений для использования в процессе работы. Сотрудники музея имеют колоссальный опыт проведения музейно-педагогических занятий по всем направлениям, отражённым в программе воспитательной работы школы. В связи с этим программа воспитательной работы школы была дополнена комплексом новых мероприятий, направленных на воспитание учащихся в духе уважения к культурному и историческому наследию.

С целью формирования способностей к научно-исследовательской деятельности и творческого потенциала учащихся в соответствии с программой работы руководители проекта организовали встречи с представителями науки.

Итогом ученических проектов будут презентации, видеоролики, статьи об особо охраняемых природных территориях, которые будут не только прославлять природу родного края, но и проводить просветительскую работу среди сверстников и взрослых. С учетом исторических особенностей сибирского края силами музея и школы планируется цикл передач, посвящённый 125-летию города.

Учителя школы и сотрудники музея организовали совместные занятия краеведческого направления для обучающихся. Таким образом, происходит интеграция:

в рамках урочной деятельности таких предметов, как география, биология, история, астрономия, литература;

в рамках внеурочной деятельности проводятся совместные мероприятия духовно-патриотического, экологического направления;

в рамках проектной деятельности обучающиеся включены в окружные, городские и региональные проекты, что вызывает интерес и мотивирует их на дальнейшую работу.

– горных пород и минералов России и Новосибирской области;

– марок, открыток к различным праздникам для обозрения всеми посетителями.

Используя в системе все ранее упомянутые элементы работы, нам удастся сформировать активный ученический коллектив, успешный в учёбе и творческой деятельности. Мы убеждены, что учебная и воспитательная система создаётся не только школой, а совместными усилиями всех участников процесса: учителями, детьми, родителями, партнёрами.

1. Алтыникова, Н. В. Экологическая культура как компонент профессиональной компетентности педагога / Н. В. Алтыникова // Совершенствование качества образования: методология, теория, практика [текст]: Материалы Всероссий-ской научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. С. 42-45.

4. Соловьева, М. Ф. Музейная педагогика как новая отрасль педагогической науки. Музейная педагогика (Текст): учеб. пособ. – хрестоматия / под ред. М. Ф. Соловьевой. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. – 146 с.

Соловьева, М. Ф. Педагогизация общества средствами музея и музейной педагогики // Образование в Кировской области. Научно-методический журнал 2007. – № 4. – С. 50–54.

5. Соловьева, М. Ф. Музеи как центры инновации и устойчивого развития системы непрерывного образования // Образование через всю жизнь. Непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества Т. 6 / Ленинг. гос. ун-т им. А. С. Пушкина и [и др]; [сост.: Н. А. Лобанов ]; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова. – Санкт-Петербург: Альтер Эго, 2008. – С.427–430.

6. Сотникова С. И. Природа и музей в культуре эпохи. Исторический экскурс // Вестник РГГУ. Серия "Культурология", №10/07 - М: РГГУ, 2007. - с. 253-266.

Читайте также: