Взаимодействие логопеда и медицинского работника в доу

Обновлено: 05.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Рекомендации по организации взаимодействия логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса

Рекомендации по организации взаимодействия логопеда с субъектами коррекционно-образовательного процесса

Рекомендации будут способствовать повышению уровня профессионализма и здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ

1.Работа с медицинскими картами детей поступающих в ДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей в группы с нарушениями речи.

2.Подготовка и организация на базе ДОУ районного ПМПК по отбору детей в речевую группу.

3.Подготовка документов и организация медицинского обследования детей речевой группы следующими врачами: педиатр, невропатолог, отоларинголог, хирург, окулист.

4.Своевременное направление на медицинское обследование детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание) с целью оказания помощи в работе логопеда через медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

1.Организация на занятиях психогимнастики.

2.Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

3.Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического

мышления через различные формы занятий.

4.Развитие зрительного гнозиса.

5.Расширять запас знаний у детей через ознакомление с окружающей

6.Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать предметы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ -ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Отрабатывать на занятиях с детьми знания основных цветов и их оттенков.

2.Развивать ориентировку в пространстве через разные виды деятельности.

3.Развитие зрительного восприятия.

4.Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием лексических тем (с

учетом перспективного плана логопедической группы).

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ИНСТРУКТОРОМ – ФИЗО

1.Развитие общей моторики через игры и упражнения на занятиях.

2.Формировать правильное речевое дыхание (длительность выдоха, дифференциация ротового и носового дыхания).

3.Проводить расслабляющие упражнения (релаксация) для снятия мышечного напряжения с элементами психогимнастики.

4.Развитие координации движений, ориентировки в пространстве в соответствии со словесными указаниями педагога:

а/Коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти и др. высших функций;

в/Формировать умение сосредотачивать свое внимание на действиях -словесной инструкции педагога.

Запоминать последовательность двух и более заданий, а также запоминать

словесную инструкцию педагога с постепенным усложнением (имитация движения

животных, птиц и т.п.)

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ

ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

- Подготовительный этап

1.Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического

слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации

движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для

формирования артикуляционного уклада звуков.

- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков

постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

1.Автоматизация звуков в распевках.

2.Продолжать развивать неречевые функции.

3.Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).

4.Развитие звуковысотного и динамического слуха; фонематического восприятия.

5.Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом

- Этап формирования коммуникативных умений и навыков –

1.Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.

2.Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.

3.Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.

ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

-Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

-Формирование правильного произношения.

-Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

-Развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл. 1).

Таблица 1.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1.Создание обстановки эмоционального

благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей,

состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3.Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с цель перспективного планирования коррекционной работы.

4.Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового

6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.

10.Развитие фонематического восприятия детей.

10.Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12.Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация взаимодействия учителя-логопеда с педагогическими и медицинскими работниками, другими специалистами в целях реализации комплексного подхода к коррекции развития детей

(из опыты работы)

Малахова Г.А., учитель-логопед

ТОГАОУ «Котовская школа-интернат

В образовательной организации выстроена система взаимодействия с педагогическими, медицинскими работниками и другими специалистами, охватывающая различные аспекты коррекции развития обучающихся и приводящая в конечном итоге к созданию условий для развития потенциальных возможностей каждого обучающегося в соответствии с его потенциальными возможностями и потребностями.

Структура взаимодействия специалистов

Основные направления взаимодействия

Школьный психолого-педагогический консилиум

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК)

Логопедическое представление детей, получающих логопедическое сопровождение, уточнение образовательного маршрута в соответствии с динамикой в обучении (или отсутствием таковой).

Формирование логопедических групп в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.

Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы

Совместное проведение диагностических мероприятий, взаимопосещение уроков и логопедических занятий, выработка единых требований, контроль учителя за правильностью речи обучающихся, консультативная помощь по коррекции нарушений устной и письменной речи.

Закрепление результатов логопедической работы в каждом периоде воспитательно-образовательного процесса, наблюдение и контроль за речью детей в повседневной жизни, развитие речевого общения, коммуникации.

Формирование психологической базы речи (внимания, памяти, мышления, воображения), совершенствование эмоционально-волевой сферы, создание благоприятного психологического настроя обучающегося на успешность в овладении правильной речью.

Формирование умений, навыков, способствующих успешной социализации, консультативная помощь родителям.

Изучение особенностей обучающихся с нарушениями развития, выработка индивидуального подхода в коррекционно-логопедической работе с учетом степени и тяжести имеющегося нарушения.

Развитие речевого слуха, речевого дыхания, координация речи и движения.

Учитель физической культуры

Консультирование по проведению логоритмических упражнений с целью развития и коррекции нарушений оптико-пространственной ориентации, чувства ритма, координации.

Старшая медицинская сестра

Информирование о соматическом состоянии детей-логопатов, проведение медико-педагогического мониторинга физического развития.

Изучение медицинского анамнеза обучающегося, информирование о медикаментозных назначениях, способствующих укреплению нервной системы, созданию благоприятного фона для психотерапии и активной логопедической работы

Учитель-логопед организует тесное взаимодействие сотрудничества, сотворчества с педагогическими и медицинскими работниками, специалистами школы-интерната для реализации комплексного подхода к коррекции нарушений речевого развития школьников.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 064 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.01.2021 479
  • DOCX 17.9 кбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Малахова Галина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Швеции запретят использовать мобильные телефоны на уроках

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами образовательного учреждения в работе с детьми с с общим недоразвитием речи.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Яковлева Анастасия Сергеевна

Населенный пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования, которое учитывает социальный заказ государства и семьи на образовательные услуги, организует активное взаимодействие всех участников образовательного сообщества, направлено на формирование у ребёнка предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, интегративных качеств и развитие личности в целом.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие, способствуют преодолению имеющихся у детей речевых недостатков. Поэтому, говоря о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Чтобы устранить речевые нарушения и сформировать речевую базу, необходимо тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

В данное время происходит переосмысление и продуманность коррекционной программы с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи будет существенно повышена в условиях взаимодействия всех специалистов образовательного учреждения.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения всеми видами деятельности, которые предусмотрены основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

В процессе овладения разными видами деятельности по пяти образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности детей с нарушениями речи, способствовать развитию как речевых, так и внеречевых процессов (мышления, восприятия, памяти) воспитанников.

В задачу воспитателя входит создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация образовательно-воспитательных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедической непосредственно образовательной деятельности, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов в коррекции речевых нарушений.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

В процессе воспитания важно организовать возможность межличностного общения детей, совместные игры. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

В дидактических играх с предметами дети усваивают названия предметов, их отличительных признаков по всем лексическим группам. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.

Формирование лексического запаса и грамматического строя на непосредственно образовательной деятельности воспитателя осуществляется поэтапно:
1) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

2) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

3) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом). Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. Определённое место в этой работе отводится и коррекции звукопроизношения.
При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Воспитатель уточняет с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Все перечисленные направления работы отражаются на фронтальных занятиях, проводимых логопедом, где немаловажная роль отводится воспитателю в виде индивидуальной помощи (по образцу, совместные действия, по аналогии).

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и специалистов ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:

учитель-логопед и воспитатель - педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в психолого-медико-педагогических консилиумах;

учитель-логопед и заместитель заведующей по воспитательной работе -помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ коррекционной работы;

учитель-логопед и медицинские работники - медицинское обследование детей, изучение анамнеза, определение возможной нагрузки по каждому ребенку, подготовка консилиумов;

учитель-логопед и музыкальный руководитель - педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевые игры, попевки-распевки на основе чистоговорок;

учитель-логопед и инструктор по физической культуре - педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, игры и упражнения по развитию мелкой моторики, координации речи с движением.

Учитель-логопед проводит запланированные и индивидуальные консультации по запросу специалистов.

Основные задачи взаимодействия специалистов ДОУ:

1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) и повышение их профессионального уровня.

2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

3. Разработка карты взаимодействия со специалистами, построенной на основе комплексной диагностики.

5. Подбор игр и упражнений по развитию:

общей и мелкой моторики (включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику);

лексико–грамматических категорий и связной речи (игры и упражнения на обобщение, дифференциацию, образование относительных прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребление предлогов и т.п.);

просодической стороны речи (упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи);

фонетической стороны речи,

психических процессов (игры на развитие зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, воображения и мыслительных операций).

Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ:

достаточно развита артикуляционная, мелкая и общая моторика;

сформировано произношение, фонематический слух и восприятие;

сформированы навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов;

достаточно развито восприятие, внимание, память, логическое мышление;

обогащена и активизирована лексика;

сформирован грамматический строй речи;

развиты коммуникативные способности.

Таким образом, взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воробьева, Т.А., Крупенчук, О.И. Мяч и речь. /Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. КАРО. С-Пб.: 2003. 88с.

Киселева, Т.В., Останина, А.И. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи./ Т.В. Киселева, А.И. Останина. Екатеринбург: 1992. 150с.

Логопедия под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М.: Владос: 1998 678с.

Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2005. 655с.

Нищева, Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада./Н.В. Нищева. С-Пб.: Детство-пресс. 2004.120с.

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М.: Мозаика-Синтез. 2007. 303с.

Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет. /Л.Н. Смирнова. Мозаика-Синтез. Москва: 2007.70с.

Филичева, Т. Б., Туманова, Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу – до 60 % от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Дети с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. От того, насколько целенаправленно, комплексно и систематично проводится коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

В настоящее время образовательный процесс в МДОУ отличается преимущественно “учебной” направленностью коррекционно-педагогической работы, неправомерно повышенным вниманием к решению задач начального школьного курса, в ущерб задачам речевого, индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

Поэтому я приступила к активным поискам новых, инновационных форм организации логопедической помощи дошкольникам, и их экспериментальной апробацией, наряду с совершенствованием традиционных форм коррекционно-речевой работы.

Во-первых, я обращаю главное внимание на полноценное формирование и развитие личности ребенка с речевыми недостатками в целом.

Во-вторых, считаю, что эффективность коррекционно-педагогической работы намного выше, если корригировать каждого ребенка, изучив все его личностные, речевые, психологические особенности, структуру речевого дефекта, клинический диагноз.

В-третьих, у детей все чаще и чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые заставляют модифицировать привычные формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, заниматься не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии неязыковых функций и процессов.

В-четвертых, мной совершенно отчетливо установлена прямая зависимость от преемственности в работе всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Я считаю, что полноценная коррекционная работа не может осуществляться без целенаправленной, систематически спланированной, комплексной работы всего коллектива образовательного учреждения, без осознанного заинтересованного включения в этот процесс родителей.

Работа по коррекции системного речевого недоразвития не ограничивается стенами логопедического кабинета. Успешное преодоление речевого дефекта возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего медико –психолого -педагогического коллектива (учителя-логопеда, невропатолога, воспитателей, музыкального руководителя, медицинского блока детского сада, психолога детской консультации или Центра диагности и консультирования) и единства требований, предъявляемых к детям.

Актуальность проблемы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой всех специалистов дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с другими специалистами будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – взаимодействие в работе с медицинским блоком и устранение различия в позициях учителя -логопеда и медицины по вопросам речевого развития детей.

Медицинский блок в детском саду хорошо осуществляет свою работу, а учитель- логопед делает свою, и в лучшем случае взаимодействие этих специалистов осуществляется при направлении ребенка к неврологу.

Медики нередко, как самопроизвольно отстраняются от работы по лечебно- коррекционной работе , так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Кроме того определенная часть учителей – логопедов недооценивает важность тесного взаимодействия в работе с медицинским блоком детского сада в коррекционной работе.

Отсутствие систематической обратной связи лишает возможности и тех и других вести эффективно работу по устранению речевой патологии у детей дошкольного возраста, быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей со всех сторон и медицинской и педагогической.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Осознанное включение медицинского блока в совместный с учителем–логопедом лечебно — коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и медиков будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что взаимодействие всех специалистов в ДОУ дадут полноценное развитие ребенку с нарушениями речи.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях необходимо тесное взаимодействие медицины и учителя-логопеда для решения проблем речевого развития детей, посещающих детский сад компенсирующего вида. Признание приоритета взаимодействия медицины и педагогов в коррекции требует иных взаимоотношений медицинского блока детского сада и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Это сотрудничество становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с медиками; а медицинский персонал — повышения педагогической культуры , как основу совершенствования для полноценного развития ребенка.

Вовлечение медицинского блока в коррекционно -образовательный процесс, заинтересованное участие в этой деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития детей в детском саду.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

1. Изучить особенности взаимодействия между учителем- логопедом и медицинским блоком для коррекции речи детей.
2. Привлечь медицинский блок к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.
3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей, через лечебно- коррекционные мероприятия
4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и медики в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и медицинского блока в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Стратегия достижения поставленных целей

Реализация проекта будет проходить в три этапа: диагностический, основной и заключительный.

1 этап. Диагностический- сентябрь
2 этап. Основной этап- октябрь- апрель
3 этап. Заключительный этап-май ( Приложение № 3)

Работа организуется по следующим разделам:

1.Коррекционно-логопедическая работа и коррекционно — образовательная работа (учитель-логопед и воспитатель, помощник воспитателя):

  • развитие общих речевых навыков;
  • коррекция звукопроизношения;
  • работа над слоговой структурой слова;
  • развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
  • обогащение лексики;
  • формирование грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие общей моторики.

2. Коррекция основных психических процессов (Учителя- логопеда, воспитателя, психолога детской консультации или Центра Диагности и консультирования, так как психолога в нашем учреждении нет):

  • работа психолога по нейропсихологической программе.

3. Коррекционно-оздоровительная работа:

- взаимосвязь с невропатологом( учитель-логопед, медицинский блок, воспитатель, музыкальный руководитель ,врачи детской консультации);
- консультации отоларинголога, ортодонта, хирурга;
- БОС (постановка нижнее- диафрагмального дыхания);
- массаж (зондовый);
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- музыкотерапия;
- арттерапия.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей специалистов. Многие из коррекционных задач решаются специалистами совместно. Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить их функции, чтобы исключить возможность дублирования.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю — логопеду. Я, как специалист, лучше знаю речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания в речевом развитии сравнительно с речевой нормой, динамику коррекционной работы, а так же принципы, методы и приемы формирования правильных речевых навыков у детей.

В начале учебного года на совещании я знакомлю всех участников коррекционного процесса с результатами обследования детей, (вся информация о поступивших детях вносится в специальную папку, т. е. создается банк данных детей); обращаю их внимание на особенности поведения, характер детей, определяет программу обучения, объясняя цели, задачи программы, методы ее реализации, продолжительности этапов коррекционной работы, намеченные результаты. Совместно обсуждается план оздоровительной работы. (Приложение №4)

При определении содержания работы я знакомлю всех с перспективным планом работы, а в течении всего учебного года систематически информирует об изменении требований, предъявляемых к речевому развитию детей на разных этапах обучения.

Специалисты содействуют развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым, укрепляют и расширяют компенсаторные возможности ребенка, осуществляют коррекционную работу в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных мной в определенный период обучения.

Воспитатели проводят предшествующую логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. Так же воспитатели закрепляет учебный материал логопедических занятий. Совместно с воспитателями составляется перспективный план по развитию речи, в котором четко прослеживается взаимосвязь коррекционных задач логопеда и воспитателей.

Работу с воспитателями осуществляю в следующих формах :

  • Тематические педсоветы, консультации для специалистов МДОУ;
  • Мини-педсоветы с участием педагогов, работающих в группе, которые посвящаются анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  • Индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;
  • Тематические консультации ;
  • Индивидуальные консультации ;
  • Круглые столы;
  • Творческие гостиные;
  • Теоретические и практические практикумы…

Контингент дошкольников с ОНР представлен в главном образе с детьми с остаточными проявлениями органического поражения ЦНС. Это обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями, поэтому преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой.

В рамках сотрудничества с педиатрами детской поликлиники, психоневрологом ЦРБ проводится следующая работа: медицинская сестра и я имеем возможность просматривать медицинскую карточку ребенка и собирать информацию об анамнезе, о его раннем речевом и моторном развитии, о его заболеваниях до года и после года. Такое направление работы, как контроль со стороны медицинского персонала научно обосновано положением о необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы. Нарушения развития могут возникать вследствие различной этиологии, и проявляться в различных формах, в частности в виде речевых расстройств. Для правильного определения патогенеза и структуры речевого нарушения недостаточно только педагогического обследования, необходимо привлечение данных клинических исследований (проводимых врачами: детским невропатологом, отоларингологом, окулистом, стоматологом-ортодонтом и т.д.) Эти данные имеют большое значение для разработки дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия и выбора, необходимых медико-педагогических мероприятий, направленных на преодоление речевого расстройства.

Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута. Перечислим основные необходимые составляющие такой системы:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
- медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
- включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
- обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
- специально организованная работа по физическому воспитанию:
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей предполагает:

- обеспечение условий для жизни и деятельности детей, отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам (соответствующая мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д);
- проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы;
- обеспечение полноценного питания, витаминизация;
- проведение закаливающих мероприятий;
- проектирование пространства и его оснащение.

Медицинский контроль и профилактика заболеваемости:

- диспансеризация и профилактический осмотр осуществляется врачами детской поликлиники;
- текущий медицинский контроль и профилактика заболеваемости осуществляется старшей медицинской сестрой (штатная единица) , врачом – педиатром, и врачами-специалистами: психиатром, невропатологом, физиотерапевтом (специалисты детской консультации);
- проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс:

- предупреждение гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима (утренняя гимнастика, двигательные разминки, в процессе занятий);
- использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения. Для решения этих задач используются артикуляционная, и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки, упражнения для релаксации, гимнастика пробуждения ;
- формирование у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни, в том числе формирование культурно-гигиенических навыков, обучение некоторым приемам самомассажа ;
- создание психологически комфортных условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Функции специалистов в организации здоровьесберегающего режима и коррекционно-образовательного процесса:

- Обеспечение гибкого, щадящего режима.
- Обогащение словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя речи.
- Формирование звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий.
- Гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
- Массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- Работа с воспитателями и родителями.

- Обеспечение гибкого оздоровительного режима.
-Наблюдение за динамикой развития детей.
- Коррекционная работа.
- Использование оздоровительных технологий.
- Работа с родителями и воспитателями.

-Вакцинация, витаминизация, медикаментозная помощь.
-Физиотерапия.
-Лечебно-профилактические мероприятия,
-Закаливание.
-Индивидуальный общеукрепляющий массаж.
-Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического развития детей;
-Медицинский контроль и профилактика заболеваемости;
-Включение оздоровительных и коррекционно-развивающих технологий в педагогический процесс;
-Обучение педагогов оздоровительным технологиям и методам коррекционного воздействия на психомоторное развитие ребенка;
-Специально организованная работа по физическому воспитанию:
-Формирование представлений о здоровом образе жизни;
-Включение членов семьи воспитанников в процесс физического развития и оздоровления детей.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Читайте также: