Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре в доу

Обновлено: 05.07.2024

культуре в коррекционно-образовательной работе.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с речевыми

нарушениями занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической

культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей,

то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает

задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных

умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.

Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных

учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка

путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с

учетом изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по

физической культуре осуществляются следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

общей и мелкой моторики;

закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

речевого и физиологического дыхания;

формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

работа над мимикой лица.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются

задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем

выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции,

развитие пространственно-временной организации движения.

Используется сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию

речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с инструктором по

физическому воспитанию, исходя из того этапа речевого развития, на котором

находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием

движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается

его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из

основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи,

особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях,

способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики.

Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания,

развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает

детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая

детей на игру. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает

учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их

возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет

инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Сентябрь Мониторинг физических качеств детей; составление плана

взаимодействия с логопедом.

Октябрь Способствование выработке правильного диафрагмального дыхания,

развития продолжительности выдоха, его силы и плавности;

способствование расслаблению мышц; развитие координации речи и

движений; развитие артикуляционного аппарата.

Ноябрь Развитие координации движений общей и мелкой моторики; укрепление

опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой

системы; развитие двигательной памяти, формирование правильной

осанки; развитие артикуляционного аппарата.

Декабрь Тренировка пальцев и кистей рук, развитие “ручной умелости”;

совершенствование основных видов движений; снятие

психоэмоционального напряжения; развитие положительных эмоций

на спортивных праздниках и занятиях; развитие артикуляционного

Январь Развитие основных видов движений; развитие интереса к спорту и

здоровому образу жизни; развитие чувства ритма; развитие

Февраль Развитие моторики; способствование выработке правильного

диафрагмального дыхания, развитие продолжительности выдоха,

его силы и плавности; способствование расслаблению мышц; развитие

координации речи и движений; развитие артикуляционного аппарата.

Март Координация речи и движений; укрепление опорно-двигательного

аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; развитие

координации движений общей моторики, двигательной памяти;

формирование правильной осанки; развитие артикуляционного

Апрель Развитие правильного дыхания; развитие двигательных навыков,

быстроты реакции, координации движений.

Май Развитие правильного дыхания; развитие двигательных навыков,

быстроты реакции, координации движений, ловкости.

Мониторинг физических качеств детей; составление плана

взаимодействия с логопедом.

Взаимодействие учителя – логопеда и инструктора по физической культуре

в коррекционно-образовательной работе в старшей логопедической группе.

Сентябрь 1-3 неделя Бег на 10 метров; метание мешочков на дальность;

диагностика прыжок в длину;

4 неделя заполнение журнала по мониторингу;

заполнение плана взаимодействия.

Развитие физиологического дыхания «Послушаем свое

Развитие речевого дыхания и силы выдоха «Осенние

Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно

Звуки [А-У]. Использование элементов логоритмики при изучении

Игра с массажным мячиком (развитие ручной

моторики, тактильных ощущений)

Звук [П], буква П. Использование элементов логоритмики при изучении

(чистоговорка на автоматизацию звука [П]

2неделя "Обувь" Отбивание ритма с чередованием положения руки

Звук [О], буква О. (кулак – ладонь).

Использование элементов логоритмики при изучении

Использование элементов логоритмики при изучении

(чистоговорка на автоматизацию звука [М])

Звук [Н], буква Н. снежками между деревьями).

Психогимнастика Изобразим птичек и покажем их

походку: галка, вороны, голуби, воробьи, совы

Дыхательное упражнение Звукоподражания

Двигательно-речевая игра «Я,младешенька,

Проговаривание чистоговорок на звук [Т]

Пальчиковый игротренинг (предлоги на, в, под).

Артикуляц. гимнастика Белочка цокает язычком.

Проговаривание чистоговорок на звук [Т’Т]

Развитие речевого дыхания и голоса «Разговор

Двигательно-речевая игра «Что делают дети

Проговаривание чистоговорок на звук [К]

Проговаривание чистоговорок на звук [К- К’]

Фонематическое восприятие Игра

2 неделя "Мебель". Повороты налево, направо.

Звук [К,К’], буква К. Делать повороты на углах во время движения.

Проговаривание чистоговорок на звук [К- К’]

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в

Фонематическое восприятие Игра

3 неделя "Профессии" Отбивание ритма с чередованием положения

Звук [Б], буква Б. руки (кулак – ребро).

(маляр, повар, врач).

Проговаривание чистоговорок на звук [Б]

"Самосвал высыпает груз"

Звук [Э], буква Э. Использование элементов логоритмики при

изучении гласных звуков.

Игра на развитие воображения, слуховой

2неделя "Человек, части тела, Дыхательное упражнение «Подуем на правое

Звук [Г – Г’], буква Г. Отбивание ритма с чередованием положения

руки (кулак – ребро).

Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы,

Психогимнастика Образное перевоплощение.

Проговаривание чистоговорок на звук [Г – Г’]

4 неделя "Наша армия". Развиваем движение и бег: «Солдаты на

Использование элементов логоритмики

при изучении гласных звуков.

Двигательно-речевая игра «Аты-баты шли

1неделя "Весна,8 марта. Комплекс ОРУ с гимнастической палкой

Развиваем движения и бег:

2 неделя "Комнатные растения" Использование элементов логоритмики при

Звук [С’], буква С. изучении звука [Сь].

Упражнения с массажными мячиками.

Двигательно-речевая гимнастика «На окне в

Чистоговорки для автоматизации звука [С] [С’]

пресноводные рыбы". Дыхательное упражнение «Рыба сорвалась с

Подвижная игра"Рыбак и рыбки"

Чистоговорки для автоматизации звука [Ш]

Пальчиковая гимнастика «Город чудный, город

Звук [В - В’], буква В. (на длит. выдохе У-У – У-У)

Чистоговорки за звук [В - В’]

Игровой самомассаж по массажным дорожкам

Малоподвижная игра: «Тише едешь – дальше

Чистоговорки на звук [Ж]

Чистоговорки на звук [Д – Д’]

4 неделя Диагностика Бег на 10 метров; метание мешочков на

Звук [Ф - Ф’], буква Ф. дальность; прыжок в длину;

заполнение журнала по мониторингу;

заполнение плана взаимодействия.

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей

Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре в совместной работе по укреплению здоровья детей Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач ДОУ. Вопросам физической культуры дошкольников.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их ре¬чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос-питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на-рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого¬педом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г.
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности.

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения здоровья ребенка. Одна из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Главной задачей дошкольных учреждений являет­ся коррекция отклонений в развитии ребенка с особыми возможностями здоровья. Успеш­ное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при усло­вии использования комплекса разнообразных средств и методов, способствующих всестороннему развитию ребенка, в том числе укреплению здоровья и физическому развитию.

Эффективность коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении во многом определяется взаимодействием учителя логопеда и инструктора по физической культуре.

Учитывая выявленные особенности детей были выделены основные направления деятельности субъектов коррекционно-образовательного процесса, которые нуждаются в координировании:

- специальные упражнения, укрепляющие мышцы, связанные с речью (мимическая и артикуляционная гимнастика)

2. Мелкая моторика:

- развитие мелкой моторики рук,

- развитие координации движений

3. Общая моторика:

- укрепление опорно-двигательного аппарата

- развитие физических способностей

- специальные корригирующие упражнения

3. Массаж и самомассаж

5. Закрепление и совершенствование правильного произношения через игру

- физкультминутки, динамические паузы

- коррекционные игры и упражнения

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей деятельности в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Совместная деятельность учителя-логопеда

и инструктора по физической культуре

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года на ПМПк ДОУ учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с результатами логопедического обследования (навыков мелкой моторики), заключениями областного ПМПК, психологическими и возрастными особенностями детей.

Инструктор по физической культуре знакомит с результатами обследования двигательно-моторного развития.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и обсуждаются планы коррекционно-развивающих физкультурных занятий. Для детей, чьи результаты диагностики выявляют большие проблемы-составляются индивидуальные маршруты коррекции. В середине учебного года на заседании ПМПк ДОУ вносятся необходимые коррективы в планирование индивидуальной работы с детьми. В конце учебного года на итоговом заседании ПМПк ДОУ подводятся итоги проделанной совместной коррекционно-развивающей деятельности.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы на учебный год, согласно ему составляется комплекс речевого материала для развития движений. Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед , в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

Развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

Развитие речевого и физиологического дыхания;

Формирование темпо-ритмической выразительности речи;

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Развитие словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности коррекционно- развивающей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоит в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Хочется выделить наиболее эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физическому развитию.

1. Совместное обследование детей.

2. Планирование и проведение занятий в соответствии с единым интегративным календарно-тематическим планом.

3. Психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.

4. Тематические мини-педсоветы.

10. Взаимопосещение и анализ занятий (оценка умений и навыков, результативность, коррекционная направленность). , панорамные просмотры.

Документационное обеспечение взаимодействия учителя логопеда и инструктора по физической культуре:

Перспективное планирование физкультурно-речевых занятий.

Тетрадь взаимодействия учителя логопеда и инструктора физической культуре.

Лист контроля специалиста за речью детей (звуки поставленные и автоматизированные логопедом)

Протоколы заседаний ПМПк ДОУ.

Семья и детский сад, выполняя каждый свою функцию, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка. Большинство родителей готовы активно участвовать в развитии своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых знаний и умений. Поэтому методическое сопровождение семьи в вопросах физического воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи является важным разделом коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и инструктора по физической культуре, включающей:

Таким образом, преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре к в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме 1.

Взаимодействие логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется по двум направлениям:

Учитель - логопед, и инструктор по физической культуре должны:

 осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

 закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;

 всесторонне развивать личность дошкольника.

Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре

Оздоровительные

Укреплять костно-мышечный аппарат.

Развивать координацию движений и

Формировать правильную осанку

Оптимизация мышечного тонуса.

Коррекционные

Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.

Формирование речевого и физического дыхания.

Работа по развитию моторики:

в) лицевой и артикуляционной.

Направления деятельности учителя – логопеда с инструктором по физической культуре

1. Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию.

3. Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.

4. Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре.

5. Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой моторики.

План взаимодействия учителя-логопеда с инструктором по физической культуре

на учебный год.

Формы работы

Планирование совместной работы учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в логопедических группах.

Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.

Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников

Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора

Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе

Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.

дата: ____________________________________________________________

Читайте также: