Взаимодействие доу с музеями

Обновлено: 08.07.2024

Сроки реализации проекта: сентябрь 2018 года - май 2019 года.

Участники проекта: дети подготовительных логопедических групп ОНР, воспитатели, учителя – логопеды, родители

Актуальность проблемы

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Конечно же, надо понимать, что музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов, грамотно рассуждающих о периодах творчества Врубеля или Рублева и т.д. Это не главное. Даже знать фамилии известных художников, названия их произведений дети не обязаны. Важно видеть в ребенке гармонично развитую личность. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение – вот пожелания современных родителей. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить, образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Ведь не секрет, что сейчас детский язык отличается беднотой и упрощенностью. Погружаясь в мир прекрасного, ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать все свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями, друзьями. И это далеко не все.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений также одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Новизна проекта

Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является музейная педагогика, которая является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. Они проявляют познавательный интерес к музею.

Музей играет не только познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада с семьями воспитанников и с культурными центрами города.

Поэтому целью проекта формирование у детей дошкольного возраста понятия о нравственных, эстетических, культурных, исторических ценностях посредством музейной педагогики.

  • учить детей видеть историко – культурный контекст окружающих вещей, т.е оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • развивать психофизические качества: наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, сенсорную способность, произвольное внимание, способность ориентироваться в пространстве и временных понятиях, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Ожидаемые результаты проекта.

В процессе реализации проекта ожидается:

  • формирование у детей духовно – нравственных ценностей;
  • развитие творческого, логического и креативного мышления;
  • развитие коммуникативно – языковой компетенции;
  • развитие социальной компетенции;
  • обогащение предметно – развивающей среды;
  • обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми интерактивными формами.

Ожидаемая практическая значимость проекта

Данный проект позволит:

  • вести разноплановую работу с детьми;
  • применять различные методики;
  • повысить компетентность и творческий потенциал педагогов;
  • обновить образовательный процесс новыми интерактивными формами.

Календарный план реализации проекта:

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

1 этап подготовительный

Выявление проблемы, создание нормативной базы

Мониторинг и анализ состояния специализированной образовательной среды в ДОУ (нормативные документы и методический материал)

Изучение и подбор нормативных документов

Изучение возможности внедрения музейной педагогики в практику ДОУ

Проведение диагностического обследования воспитанников;

заключение Договоров о сотрудничестве с музеями города, Выставочным залом и Детской библиотекой ДК Павлово – Покровский.

Утверждение творческой группы;

изучение с последующим обсуждением отчета результатов анкетирования;

заключение Договоров о сотрудничестве

Заседание творческой группы

Изучение разработанных и принятых педагогическим советом документов по критериям и оценке качества образования (Музейная педагогика)

2 этап практический

Организация сотрудничества с музеями и учреждениями культуры на основании заключенных договоров

План работы с музеями, библиотекой, выставочным залом

Посещение культурных центров города согласно разработанному и утвержденному плану

Применение вариативных форм работы с детьми и взаимодействие с родителями по социально – коммуникативному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников.

Организация в группах мини – музеев и выставок;

организация виртуального музея

Создание среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей детей, родителей, педагогов в развитии интереса к музейной педагогике.

Формирование у дошкольников умений синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что поможет им проникнуться духом исторического времени, а значит, освоить накопленные историко – культурные ценности.

Использование разнообразных форм в работе с родителями

Педагогический мониторинг, который позволяет выявить интересы и потребности родителей в вопросах художественно – эстетического воспитания дошкольников; семинары, творческие гостиные, открытые занятия для родителей по музейной педагогике, дискуссии и прочее;

проведение викторин, конкурсов, досугов, музыкальных салонов, творческих гостиных.

В течение года согласно плану

Повышение компетенции родителей в вопросах Музейной педагогики.

В конце года повторное анкетирование, по которому можно судить об удовлетворении запросов родителей .

Аналитический этап работы

Определение эффективности работы коллектива в рамках музейной педагогики

Проведение контрольно – диагностического обследования дошкольников по усвоению технологии

- активно рассматривать и обследовать музейные экспонаты;

- определять свойства музейных предметов и экспонатов, выделять средства художественной выразительности;

- проявлять инициативу и самостоятельность в художественно – творческой и эстетической деятельности;

- соблюдать правила поведения при посещении музеев, правила обращения музейными ценностями, бережного отношения к музейным экспонатам;

- отражать полученные эстетические представления в собственной деятельности: играх, рисунках, поделках, музыкальном и речевом творчестве

Диссеминация опыта работы по заявленному проекту педагогическому сообществу на муниципальном и региональном уровне

Проведение мероприятий для педагогов и руководящих работников на различных уровнях через Ассоциацию педагогов дошкольных образовательных организаций Московской области. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

Итоговая защита проекта

Праздник правильной речи

Использование опыта ДОУ в дошкольных образовательных организациях города и района

Перспективное планирование воспитательно – образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2018 – 2019 учебный год

(социальное партнерство с музеями, детской библиотекой ДК Павлово – Покровский)

Знакомьтесь – библиотека ! (сентябрь)

Обучение правилам пользования книгами, воспитание бережного отношения к ним.

Активизация познавательного интереса к объектам культуры в окружающем мире.

Обогащение словарного запаса.

Формирование навыков безопасного поведения на улицах города и культурного поведения в общественных местах.

Формирование нового социального и культурного опыта (я- воспитанник детского сада, я – пешеход, я читатель, я – культурный человек)

Рассказ педагога о появлении книги. Беседа о предстоящей экскурсии в библиотеку, просмотр фотографий здания и помещений библиотеки.

Чтение детской художественной литературы по выбору воспитателя и по запросу детей.

Привлечение воспитанников к совместному подбору книг и иллюстраций для образовательной деятельности.

Рассказ о любимых книгах из личного опыта педагога и беседа с детьми о книгах, которые им читают дома.

Самостоятельная деятельность в книжном уголке.

Прогулка по улицам района, прилегающим к ДОУ

Изготовление подарочной книжки - малышки

Экскурсия по библиотеке, рассказ о ее помещениях, их назначении, правилах поведения.

Рассказ библиотекаря о том, как стать настоящим читателем.

Наблюдение за работой библиотекаря в читальном зале.

Демонстрация приемов поиска, выбора книги, обращение с ней, возврата на прежнее место.

Самостоятельный выбор и рассматривание книг, обмен впечатлениями.

Рассматривание работ на выставке детского творчества читателей библиотеки.

Представление и размещение на выставке книжки – малышки, сделанной воспитанниками детского сада.

Подведение итогов встречи и мотивация дальнейшей деятельности: принятие решения записаться в библиотеку, приготовить к празднику Осени в библиотеки свои творческие работы (рисунки, поделки, стихотворения)

Праздник Осени (октябрь)

Развитие грамотной связной речи, памяти, внимания, эстетического восприятия городских скверов, парков.

Совершенствование навыков безопасного поведения на улицах района, общественных местах.

Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.

Беседа с рассматриванием иллюстраций осенних пейзажей средней полосы России.

Наблюдение за объектами природы.

Чтение художественной литературы о природе родного края.

Разучивание стихотворений об осени.

Целевая экскурсия в Парк Победы.

Дидактические игры на дифференциацию и обобщение признаков природы.

Выставка поделок из природного материала.

Беседа – диалог библиотекаря об осени и ее особенностях.

Просмотр видеофильма о русских художниках-пейзажистах и рассказ о них.

Презентация коллективных работ воспитанников детского сада.

Мой родной Павловский Посад (ноябрь)

Знакомство с историей возникновения г. Павловский Посад и памятниками культуры, историей района Южный (происхождением, основными улицами, предприятиями, главными достопримечательностями)

Расширение представлений детей о социальном, культурном и природном разнообразии родного города.

Формирование основ познавательно – ценностного отношения к социальной действительности, воспитание уважения к труду людей.

Развитие общей культуры детей в т.ч. культуры общения в разных условиях социокультурного пространства города.

Воспитание чувства любви к своей Родине, родному городу.

Рассказы о Павловском Посаде, его истории, о Южном районе, где находится детский сад.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин местных художников.

Чтение художественной литературы о России.

Интегрированная образовательная деятельность культурно – исторической тематики.

Целевые прогулки, экскурсии по району.

Организация мини – музеев

Беседа – диалог о Павловском Посаде.

Знакомство с символикой города и района.

Знакомство с книгами Павлово – Посадских писателей, чтение с детьми стихотворений о родном городе, семье, детском саде.

Музеи Павловского Посада (декабрь)

Приобщение детей к миру искусства через социокультурную среду музеев района.

Формирование образа музея как особого места, в котором хранятся художественные коллекции, имеющие культурно – историческое значение.

Развитие художественного восприятия, образного мышления, обогащение словаря.

Воспитание ценностного отношения к искусству.

Формирование интереса к русской истории и культуре, потребности к созданию прекрасного в своем окружении

Рассказ о том, как создаются коллекции музеев, их разнообразии и особенностях.

Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций к сказкам и былинам.

Чтение народных и авторских произведений художественной литературы.

Посещение музеев г. Павловский Посад и Выставочного зала.

Презентация мини – музеев детского сада

Беседа – диалог о музеях Павловского Посада, объектах национальной культуры и истории.

Знакомство с интерьерами музеев.

Продолжение знакомства с музеями Москвы.

Выставка работ детского творчества.

Праздник русского платка и шали (январь)

Углубление знаний детей об особенностях русских головных уборов.

Формирование представлений о труде взрослых в семьях села Павлово ( ткачество)

Активизация познавательного интереса к истории родного края.

Развитие ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества.

Рассказ воспитателя об облике русской деревни, русских семьях в старину, обязанностях и взаимоотношениях членов семьи, бытии и традициях русского народа.

Рассматривание иллюстраций с изображением русских красавиц в Павловских шалях.

Рассматривание иллюстраций картин русских художников с изображением красавиц в национальных головных уборах

Встреча с художниками Платочной мануфактуры.

Праздник Русского платка

Беседа с библиотекаря о платочной мануфактуре.

Чтение книг о платках и шалях.

Выставка книг, в которых встречаются платки и шали.

Продолжение темы (февраль – март)

Культурные центры Павловского Посада (апрель)

Формирование устойчивого интереса к театральному виду искусства.

Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Расширение представление о театральных профессиях.

Развитие интереса к театрализованным играм, творческой активности, выразительности, исполнительских умений (через интонацию, мимику, движения и жесты передавать эмоциональное состояние и характерные особенности художественных образов).

Формирование социального опыта культурного досуга и поведения в большом Дворце культуре на примерах игровой и реальной ситуации.

Беседы о Дворце культуре, о театральном кружке, театральных профессиях с рассматриванием иллюстраций, открыток, просмотром видеоотрывков детских театральных постановок.

Рассказы детей из личного опыта о посещениях театра.

Творческие игры со словом, разучивание скороговорок.

Разучивание ритмопластических этюдов.

Изготовление театральных атрибутов, пригласительных билетов, афиш для игр – драматизаций.

Театрализованная деятельность с участием семей воспитанников.

Выступление детей подготовительной группы перед детьми младших групп с постановкой сказки.

Рассказ руководителя тетральной студии и библиотекаря о Дворце культуре Павлово – Покровский.

Кадровое обеспечение проекта

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии)

в проекте организации – заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.)

Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Камня-на-Оби, но и для всего края. Знакомить детей с доступными историческими событиями- наша задача.

Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.

ВложениеРазмер
morozova_t.v.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Морозова Татьяна Васильевна

г. Камень-на-Оби 2014 год

Многолетняя история нашего города богата событиями, значимыми не только для жителей Камня-на-Оби, но и для всего края. Знакомить детей с доступными историческими событиями- наша задача.

Мы, воспитатели, хорошо понимаем, что процветание Родины, уважение к культуре и традициям народа, связь с прошлым, наличие исторической и национальной памяти, непосредственно зависит от воспитания. Мы так же прекрасно осознаем, что воспитывать наших детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях. Важны традиции и правила, по которым живет наше сообщество. И в этом нам на помощь приходит музей.

Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны.

Проведенный опрос родителей подтвердил потребность в воспитании детей на духовно- нравственных традициях, возникших в нашем городе. 30% родителей считают, что знакомить детей с городом и его историческим прошлым нужно, потому что это интересно и важно, чтобы уважать историю предков; 45% родителей в качестве основания для этой работы видят то что, зная историю своего города, чувствуешь гордость от, того, что ты потомок тех, кто пришел сюда первым; 25% родителей считают, что дети должны знать, откуда они родом, родители убеждены, что, не зная историю родного края, нельзя быть образованным человеком.

Изучая данную проблему, мы разработали значимое для наших условий содержание, формы, средства и методы взаимодействия ДОУ и краеведческого музея в патриотическом воспитании старших дошкольников, основываясь на современных подходах к организации взаимодействия ДОУ и социальных институтов.

В основу нашей работы мы заложили тезис о необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя с одной стороны – детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой стороны – детьми своей страны, той маленькой частички огромной России – нашего города.

Вопросами краеведения, патриотического воспитания, в должном понимании этого слова, родители самостоятельно практически не занимаются. Поэтому эти функции должен взять на себя детский сад, чтобы не только воспитать у детей интерес к истории родного края, но и убедить родителей в важности и необходимости этой работы. Немаловажную роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет и краеведческий музей, благодаря которому ребенок может увидеть как жили предки, узнать факты из жизни города и т.п.

Анализ литературы и педагогического опыта позволил определить следующие противоречия:

- между заявленной государством идеей о необходимости воспитания патриотизма, ориентированной на все социальные слои и возрастные группы граждан России, и недостаточной разработанностью научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания в современных условиях; - между остро осознаваемой необходимостью возрождения духовной связи с родным народом и утратой у значительной части населения (особенно молодежи) уважения к своей культуре, что осложняет работу по воспитанию патриотических чувств у детей;

- между пониманием того, что воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, и утратой интереса и уважения к собственной культуре;

- между стремлением воспитания толерантности и проявлениями высокомерия, унижения чужой культуры;

- между необходимостью начинать воспитание патриотизма с детского дошкольного возраста и низким уровнем подготовленности работников дошкольных учреждений и родителей к патриотическому воспитанию.

Выявленные противоречия и определяют актуальность нашего исследования.

Ведущая педагогическая идея

Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея является важным условием воспитания чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Педагогически целесообразное влияние детей и правильно организованное взаимодействие ДОУ и краеведческого музея по патриотическому воспитанию дошкольников – основная идея опыта. Именно такой подход способен обеспечить ознакомление детей с историей нашего города и развить их национальное самосознание.

Работа над опытом охватывает период с сентября по май. Осуществляется она поэтапно:

Первый этап. Анализ научно – методической литературы; изучение опубликованных в периодических изданиях материалов из опыта работы; определение цели, задач, подбор диагностических методик и изучение интереса к данной проблеме среди коллег, родителей. Изучение уровня представлений детей о музее и о прошлом родного города.

Второй этап. Разработка модели взаимодействия ДОУ и краеведческого музея. Разработка и апробирование технологии подготовки и проведения занятий, экскурсий и праздников, посвященных истории родного города, края.

Третий этап . Анализ результатов. Обобщение и систематизация материалов опытной работы. Подготовка публикаций.

В основе педагогического опыта лежат идеи К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского[16,18] о необходимости и значимости ознакомления детей с историей Отечества. В трудах А.П. Усовой, С.А. Козловой, Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой[6,13]. определены задачи и содержание работы по воспитанию любви к малой родине и стране в целом, разработана система игр, занятий по ознакомлению детей с природой родного края, трудом людей, народным творчеством. С.А. Козлова[6], считает, что свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди, всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре и истории малой Родины. В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.

Проблемы патриотического воспитания рассматривались и исследовались многими педагогами, психологами. И сейчас они остаются актуальными.

Патриот - человек, который любит свою Родину, свой народ. Патриотизм- любовь к Родине к своему народу.

Большое влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, изучение героического прошлого старших поколений, боровшихся за независимость и суверенитет страны, оказывает взаимодействие детского сада с краеведческим музеем.

Определяя содержание музейной педагогики, нельзя абстрагироваться от возрастных особенностей воспитанников.

Характер общения ребёнка с музеем во многом зависит от степени его воспитания, интересов и способности ориентироваться в окружающем мире.

В музейной педагогике обозначена главная проблема – осмысление подходов к познанию дошкольниками музейного пространства. Общение педагога и детей в музейной среде, традиционно ограничиваемое алгоритмом экскурсии, в настоящее время приобретает более живой, импровизированный характер. Личностно ориентированная модель взаимодействия ребёнка с музейным объектом предполагает проявление разных чувств, восприятие образов и формирования индивидуальных представлений. Однако этого явно недостаточно для построения по настоящему диалогичного взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде.

Новизна опыта состоит в разработке активных методов взаимодействия ДОУ с краеведческим музеем в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Целью работы является изучение краеведения как элемента дошкольного образования и разработка активных методов ознакомления старших дошкольников с историей родного края на основе взаимодействия дошкольного учреждения с краеведческим музеем.

  1. Обосновать и в ходе работы апробировать активные методы формирования представлений детей 5-7 лет об истории родного края на основе взаимодействия с краеведческим музеем.
  2. Использовать наряду с традиционными экскурсиями в музей, занятия в детском саду с музейными предметами, которые проводит сотрудник музея.
  3. Создать условия для закрепления представлений о истории Камня-на-Оби, полученные на экскурсиях и занятиях, в разных видах творческой деятельности.

Организация учебно – воспитательного процесса

Организация работы по ознакомлению старших дошкольников с историей Камня-на-Оби строится в соответствии с перспективным планом.

К числу активных методов, позволивших успешно реализовать поставленные задачи, относим и методы закрепления представлений детей об истории края через создание условий для разных видов изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность относится к числу специфически детских видов деятельности, поэтому она всегда интересна для детей и обеспечивает усвоение представлений об исторических событиях.

Эффективными методами, активизирующими восприятие детей, обеспечивающими их речевую активность, является слайд и видео-презентации.

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования, позволил выделить следующие критерии, определяющие:

  • уровень представлений о прошлом города;
  • уровень представлений о навыках поведения в музее, его назначении, правил музейного поведения;
  • эмоциональное отношение к событиям истории нашего города, края.

К каждому из критериев обозначены показатели для определения уровня развития детей по данной проблеме:

высокий – дети знают, что такое музей, и имеют представление о его назначении, им знакомы правила музейного поведения; соотносят понятие и реальные вещи или события связанные с историей Камня-на-Оби;

средний – могут объяснить, что такое музей, имеют не четкие представления о его экспонатах,; с помощью взрослого могут назвать одно – два правила поведения в музее; ;

низкий – дети не знают, что такое музей, даже при помощи взрослого не могут выделить правила музейного поведения; не проявляют интерес к музею и изучаемой теме, не используют в речи слова и выражения изученные, на занятиях и в музее

Показателями результативности опыта являются уровень представлений детей:

  • о музее и музейном поведении;
  • о истории нашего города ;
  • положительное эмоциональное отношение к этим событиям.

Методики для измерения

Представление о музее и музейном поведении

Представление о военной истории нашего края

Эмоциональное отношение к военной истории Белгородчины

Влияние иллюстраций на эмоциональное отношение дошкольника к историческому событию. Модификация методики Т.А. Репиной.

Эмоциональное поведение детей при восприятии литературных произведений связанных с историей. Модификация методики А.Д. Кошелевой.

Раннее знакомства дошкольника с фондами краеведческого музея, с целью приобщения их к наследию духовной, материальной культуры и истории родного города, края.

Важно подчеркнуть: необходима серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение представлений ребенка об истории края и формирование навыка музейного поведения.

Основная трудность в ознакомлении дошкольников с историей города, края состоит в том, что у них не сформировано историческое сознание: они не могут представить историческую прямую времени, определить своё место на ней, поэтому сохраняя хронологический порядок описываемых явлений следует сводить их к двум историческим понятиям: прошлое (давным — давно, в старину) и настоящее (наши дни).

Основной формой работы ознакомления детей с историей города, края являются экскурсии, которые дополняются занятиями в детском саду с музейными предметами, играми, связанными по тематике с историей города, края.

Успешность освоения представлений об историческом прошлом города,края, определяется не только и не столько информированностью детей о цифрах, датах, именах, сколько развитием их личностного интереса, желания воспринимать эмоционально ориентированный материал. Ребенок идет к постижению ценностей через эмоционально – образное принятие исторических событий, личностное переживание их значимости, развитие положительного отношения к истории края.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности взаимодействия детского дошкольного учреждения и краеведческого музея в ознакомлении старших дошкольников с историческим прошлым нашего горда, края.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста

В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни у старших дошкольников

Объективные социальные условия создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях взаимодейств.


Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце.


Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в.


laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи».


Программа "Взаимодействие детского образовательного учреждения с семьей по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников"

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Только во взаимодействии друг с другом они дают ребенку определенный социальный опыт, создают оптимальные условия для вхожд.

Содействие социальному развитию дошкольников, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, ин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация социального партнерства ДОУ с музеями города

В контексте реализации ФГОС важно чтобы дошкольное учреждение использовало дополнительные резервы и образовательные ресурсы в процессе обучения.

Установление связей между детскими учреждениями и обществом можно рассматривать как способ повышения качества дошкольного образования через культурно-образовательный кластер. Сегодня это образовательная система для организации досуга и воспитательной деятельности детей посредством различных форм культурной деятельности.

Сотрудничество с каждым учреждением основано на определении конкретных задач, исходя из потребностей и интересов всех участников образовательного процесса с целью удовлетворения их потребностей.

Музеи и детский сад являются представителями двух разных систем - образования и культуры. Эти два института, каждый со своими методами, выполняют общие задачи - воспитательные и образовательные, формируют личность, гармонично развитую, творческую, активную.

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество получаемой информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности, обязательной частью нашей работы является продуктивная деятельность детей, закрепление полученных знаний,

эмоций, т.е. учитывается деятельный подход в обучении. В нашем детском саду налажено тесное сотрудничество с Мичуринским краеведческим музеем, Домом-музеем А.М. Герасимова, с Мичуринским литературно- музыкальным музеем.

Мичуринский краеведческий музей реализует комплексные проекты по этнографии, краеведению. Мероприятия направлены на патриотическое воспитание

граждан России; укрепление связей между разными поколениями города; культурно-историческое, семейно- гражданское воспитание молодежи. В Мичуринском краеведческом музее особое внимание уделяется возрождению, развитию и сохранению традиционных народных промыслов, декоративно-прикладного искусства и всех видов прикладного искусства как части культурного наследия Тамбовской области. На базе музея проводятся выставки, предоставляются методические рекомендации. После каждого взаимодействия с Мичуринским краеведческим музеем мы проводим обобщающее мероприятия: выставки рисунков, поделок, домашние очерки на тему мероприятий.

Творческое сотрудничество с Мичуринским литературно-музыкальным музеем позволяет нам формировать чувство уважения, любви к тому, что нас окружает, способствует социальному развитию старших дошкольников, их ориентации на мир и пробуждает интерес к литературно-музыкальным традициям города Мичуринска, обогащает знания о предметах быта. Участие в экскурсиях, просветительских встречах в музее, учат детей проявлять интерес к событиям и фактам, развивают речь, учат оценивать собственную деятельность. Музейные предметы дают ребенку богатую пищу для размышлений и раздумий. С его помощью ребенок учится понимать историческое прошлое родного города, страны. После музейных мероприятий дети отражают свои знания в продуктивной деятельности, передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из

которых формируются выставки в группах. Педагоги обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят позитивные эмоции в жизнь детей, у них есть желание снова пойти в музей.

Хорошо спланированное и организованное функционирование культурно-образовательного кластера создает условия для расширения кругозора дошкольников, поскольку территориальные ограничения дошкольного образования исчезают. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает взгляды детей на различные профессии; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любопытство. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстроить единое информационно-образовательное пространство, что является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире, а следовательно, поднимает предоставление образовательных услуг на более высокий уровень, который является конечным продуктом образовательного кластера в целом.


Сотрудничество прогимназии с учреждениями культуры можно представить в виде схемы..

АКТУАЛЬНОСТЬ

Ключевой линией дошкольного детства - является приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей.

Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Основные направления:

Так же При формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

• Наглядность.

• Доступность.

• Динамичность.

• Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

• Обязательное сочетание предметного мира учреждений культуры с программой, ориентированной на проявление активности детей.

• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями, объектами культуры (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

• Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

• Активность детей в усвоении культурного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй)

Не задаваясь целью рассмотреть теоретические аспекты по данному вопросу, коснусь лишь его практической части, а именно- хочу поделиться опытом сотрудничества нашего учреждения с учреждениями культуры.

В нашем дошкольном учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада с театрами, библиотеками, музеями и другими социальными объектами города разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.

(Наряду с этим так- же осуществляем выезд воспитанников с воспитателями в рабочие дни - в рамках образовательного плана. )

И , обязательно ,результатом взаимодействия с любым учреждением культуры является продуктивная деятельность детей ,детей и родителей-концертные программы ,рисунки, поделки ,проекты.

Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. В.Астафьев

2 .Cотрудничество с библиотеками (№8,№3,Центральной городской библиотекой ,областной библиотекой для детей и юношества им.Пушкина)

Реализация основных направлений сотрудничества

Социокультурные

Взаимо-действия

Мероприятия,

способ (формы)

взаимодействия

Центральная городская библиотека

Воспитание интереса к библиотеке, чтению книг. Ознакомление воспитанников с родным краем.

Приобщение детей к культуре чтения детской литературы, знакомство с творчеством детских писателей.

Работа с детьми:

-использование фонда библиотеки для организации занятий с детьми;

оснащение книжных выставок(9мая,Наш Саратов,юбилеи-

А. Пушкина,В.Бианки и т.д.)

-беседа о космосе;

Работа с педагогами:

-организация выставок детской художественной и методической литературы;

-проведение викторин, праздников сотрудниками библиотеки;

Работа с родителями:

-участие родителей в образовательных детских проектах.

Одна из важных целей сотрудничества с библиотеками — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

Прививать любовь к слову печатному . Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

В начале учебного года мы составляем примерный план работы с библиотеками ,опираясь на планирование библиотек ,тематику недель и даты юбилеев детских писателей. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

В план входит организация книжных выставок ,занятия, экскурсии.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

•Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.

•Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.

•Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.

•Участвуют в физкультминутке.

•Изготавливают поделки в творческой мастерской.

•Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.

•Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.

•Смотрят советские мультфильмы. (слайды)

3-Музейная педагогика.

На протяжении 4 лет я являюсь организатором музейной педагогики в прогимназии -работа носит системный характер и в тесном сотрудничестве со школьным блоком-где осуществляется преемственность на протяжении всего времени обучения

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием . образованием и социализацией детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Одна из определяющих целей музейной педагогики – Формирование у дошкольников представления о музее, создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Усвоение социального опыта - в данном случае музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее .

Слайд (план работы)

Эта работа ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СИСТЕМЕ И ПО СОСТАВЛЕННОМУ В НАЧАЛЕ УЧ.ГОДА ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ совместных мероприятий.

План посещения музеев составляется мною с учётом перечня экскурсий и лекций,которые предлагаются музеями , на основе тем недель

перспективного планирования МАОУ , и опросника педагогов (. Анкеты-опросники воспитатели и педагоги заполняют в августе с учётом своих индивидуальных перспективных планов, проектов которые в свою очередь включают в себя те темы, которые актуальны и интересны родителям, детям .педагогам) Слайды…

Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности, обязательной частью нашей работы является продуктивная деятельность детей, закрепление полученных знаний эмоций.. т.е учитывается деятельный подход в обучении

Объявления с приглашением на проводимые ею экскурсии мы размещаем на сайте прогимназии .Родители ,дети ,коллеги с удовольствием посещают её программы.

Дополнительное направление которое хотелось бы затронуть- создание мини-музеев музейной экспозиции.

Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду тема не новая-во многих детских садах широко используется-поэтому подробно рассматривать её не будем-но хочется отметить что – как первая ступень. основа при освоении глобального музейного пространства-очень важна и необходима!

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных "больших" музеев, с другой отражает особенности этих учреждений культуры.

В современном музееведении существует такое понятие, как "детский музей".

Главное в таком музее - не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности деятельности ребенка.

Создание музейной экспозиции, коллекций в детском саду позволяет развивать у детей познавательно-исследовательские способности, вызвать интерес к поисковой деятельности.

созданы мини- музеи по народно-прикладному творчеству.

В коллекции имеются экспонаты , выполненные руками родителей, детьми. Собрана коллекция народных игрушек , вышивки, деревянные предметы и др.

Его задачами является: воспитание интереса к народным промыслам.

Развивать художественный вкус .Активизировать речь детей

Проблема: ценность музейной педагогики неоспорима. но справедливости ради стоит отметить, что данная программа_,которая инициирована педколлективом и поддержана родителями в системе ведётся много лет, но для масштабного внедрения достаточно затратна (за исключением библиотек).т.к высоки транспортные расходы ,оплата лекций и экскурсий, игровых программ и фольклорных праздников ,требуется предварительная работа и последующая педагогов с детьми…но поверьте -оно того стоит.

Золотые правила музейных педагогов. Их около 50, я приведу только несколько:

* Береги свое достоинство!

* Береги достоинство другого!

* Умей прощать!

* Передай добро по кругу!

* Девочки! Вас украшает женственность!

Мальчики! Вас украшает мужественность!

* Нравственность –это умение чувствовать чужую боль!

* Прежде чем улучшить мир, постарайся улучшиться сам!

* Что дороже всего на свете? Человеческие отношения.

* Чтоб был талантливым ребенок

В музей неси его с пеленок.

Чтоб дело наше шло быстрей,

Музей, учи учителей!

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.

Вот и мы стараемся зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.

В заключении мне хотелось бы отметить- На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обрядам, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.

Читайте также: