Взаимодействие доу и семьи высказывания
Обновлено: 06.07.2024
Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно успешно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка. Задача ДОУ- это прежде всего сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи .
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.
Основными принципами взаимодействия педагога с родителями являются:
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
2. Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
3. Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
Для того чтобы взаимодействие было более эффективным, педагогу необходимо как можно лучше узнать семью воспитанника, для этого используют следующие методы изучения:
1. Анкетирование родителей.
2. Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
3. Наблюдение за ребенком.
4. Индивидуальные беседы с детьми.
5. Обследование семьи с помощью проективных методик.
6. Посещение семей воспитанников.
Существуют традиционные формы и методы работы с родителями:
- Оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.
- Посещение семей воспитанников.
- Анкетирование по разным вопросам.
- Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НОД, утренников.
- Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
- Организация работы родительского комитета группы, сада.
Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй.
К нетрадиционным (новым) формам работы педагогов ДОУ с родителями относятся:
- Создание семейных проектов
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Клубы по интересам.
- Организация библиотеки для родителей.
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями, который успешно зарекомендовал себя. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, графике работы различных специалистов, мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнований и т.п.). Нам видится широкое использование ИКТ-технологий как источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы, своевременно получать полезные советы и рекомендации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на работу с различными категориями семьи, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное "живое общение", а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет ресурсов и сайтов.
Внедрения ИКТ-технологий позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т.е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.
Широкое внедрение ИКТ-технологий в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей - дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные технологии. Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы педиатра, детского психолога, просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.). Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны:
- документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования);
- авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы для родителей (медиа-консультации для родителей, экспресс-практикумы, Интернет-семинары и дистанционные круглые столы);
- кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);
- медицинская информация (календарь прививок, противопоказания к их применению, советы по закаливанию, симптоматика детских болезней, профилактика заболеваний);
- адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.
ИКТ-технологии позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог.
На сегодняшний день ИКТ-технологии становиться всё более актуальны в эффективном сотрудничестве ДОУ с родителями.
1.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является эмоциональный микроклимат, где формируется поведение в общественной жизни, отношение к себе
Семья дает ребенку поддержку, психологическую защищенность. Здесь он находит примеры для подражания и если мы хотим вырастить здоровых детей, то должны воспитывать сообща: семья, детский сад, общественность. За воспитание несут ответственность родители, а все остальные должны поддерживать воспитательную деятельность.
Семья и детский сад — две важные структуры для ребенка, которые взаимосвязаны с собой. Задача детского сада — оказать педагогическую помощь, сделать так, чтобы семья помогала в воспитании ребенка. При взаимодействии работы педагога с семьей нужно учитывать дифференцированный подход, социальный статус семьи, а также степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагога — сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. И реализовать через функции:
‒ развитие интересов ребенка;
‒ распределение обязанностей и ответственностей между родителями;
‒ формирование семейных отношений;
Понимание индивидуальности ребенка.
Основные задачи работы с родителями:
‒ создать атмосферу взаимопонимания,
‒ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
‒ развивать и воспитывать детей,
‒ использовать с родителями различные формы сотрудничества.
Принципы взаимодействия ДОУ с родителями:
- Доброжелательный стиль педагога с родителями,
- Индивидуальный подход — воспитатель чувствует ситуацию, настроение родителей,
- Сотрудничество — создать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
- Создать развивающую среду, где взаимодействует педагог с семьей, развивается личность в семье и детском коллективе,
- Динамичность — быстро реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательные процессы.
Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно. При работе с родителями можно использовать традиционные и нетрадиционные формы. Традиционные формы делятся на следующие группы:
‒ Коллективные — родительские собрания, конференции, консультации;
‒ Индивидуальные — индивидуальные консультации, беседы;
‒ Наглядные — папки-передвижки, стенды, дни открытых дверей.
Существуют требования к формам взаимодействия — это оригинальность и интерактивность. Большой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы:
- Информационно-аналитический. Направлены на выявление интересов, запросов, установление контакта между детьми, родителями и педагогами. Сюда можно отнести анкетирование, опрос. Эта форма используется воспитателем с целью изучения семьи, выяснение образовательных потребностей родителей. Получив данные, педагог вырабатывает тактику общения с каждым родителем.
- Наглядно-информационный — это форма направлена на обогащение знаний и информационное просвещение родителей. Эту форму разделяют на две подгруппы:
Задача информационно-ознакомительной формы — познакомить родителей с учреждением, педагогами. Сюда можно отнести: совместные выставки детских рисунков и коллажей.
Задачи информационно-просветительской формы направлены на обогащение знаний родителей об развитии и воспитании детей. Сюда можно отнести:
Папки-передвижки — они формируются по тематическому принципу. Информационные стенды — знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Мини-библиотеки — с помощью методической литературы родители могут проанализировать интересующие их проблемы.
- Познавательные формы — ознакомление — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, обогащение педагогического опыта. В этой группе лидируют родительские собрания — на них воспитатель знакомит с задачами, содержанием и целями воспитательного процесса, а также обсуждаются проблемы воспитания детей.
Родительские конференции — повышение педагогической культуры родителей. На ней выступают педагоги, представители медицинской службы, психологи.
Клубы для родителей — педагог оказывает помощь в возникших проблемах.
- Досуговые — это неформальные, доверительные отношения, происходит контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытые для общения. Сюда можно отнести праздники, утренники, совместные досуги. Родители могут поучаствовать в конкурсах, выставках, семейных вернисажах. Здесь демонстрируется совместная трудовая деятельность родителей и детей. Посещение семей — обследование условий проживания ребенка.
Семья и детский сад имеют свои функции и не могут заменить друг друга. Главная задача — установить доверительный контакт между детским садом и семьей. А использование нетрадиционных форм взаимодействия детского сада с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями. Так как они уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем. А педагоги уверены в поддержке со стороны родителей в большинстве проблем.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, семья, педагог, ребенок, задача, отношение, форма взаимодействия.
Похожие статьи
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с
всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей
Одна из важнейших задач воспитателя — способствование единению, сплочению семьи
Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог.
Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Создание условий для партнерских отношений с семьями.
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
- проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому мы стараемся постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся
- взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей
Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.
Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность
Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических задач через межличностное общение и конструктивное взаимодействие.
Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале.
Сегодня перед большинством детских садов стоит задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; - использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание.
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.
Похожие статьи
Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании.
Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с
всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами.
Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей
Одна из важнейших задач воспитателя — способствование единению, сплочению семьи
Родительская гостиная — это модель взаимодействия «Родитель — педагог.
Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку.
Создание условий для партнерских отношений с семьями.
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка
- проследить организацию взаимодействия семьи и детского сада. Поэтому мы стараемся постоянно совершенствовать содержание и формы этой работы, стремимся
- взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей
Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников как.
Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность
Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических задач через межличностное общение и конструктивное взаимодействие.
Взаимодействие детского сада с семьей | Статья в журнале.
Сегодня перед большинством детских садов стоит задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.
Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; - использование разнообразных форм работы с семьей в их взаимосвязи
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание.
Детский сад и семья: аспекты взаимодействия
детский сад, семья, родитель, семья воспитанников, ребенок, педагог, единое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, участие родителей, дошкольное образование.
Автор: Петрова Людмила Михайловна
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Сургут
Успешность решения задач воспитания и развития ребенка во многом определяется уровнем эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Социальная нестабильность, занятость, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и психологии - вот немногие из причин, ведущие к снижению воспитательного потенциала семьи, изменения ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родных, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизненную опору, являясь при этом действенным компонентом воспитания ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи - сложная задача, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, единомышленниками, союзниками, друзьями, необходимо их вовлечь в жизнь детского сада. Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей и у них одна общая цель - вырастить здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.
И искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование, они понимают механизмы развития ребенка- дошкольника, видят и могут оценить текущую ситуацию и перспективы, они фактически заменяют родителей во время их отсутствия.
Основная цель работы с семьей : способствовать формированию в семье максимальных комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.
Задачи взаимодействия с семьей :
Создание единого образовательного пространства.
Возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи, ДОУ и учреждений дополнительного образования.
Формирование родительской ответственности.
Формирование в семье позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Оказание социально-психологической помощи родителям в осознании собственных семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношений с ребенком.
Организация и проведение семейного досуга, совместное творчество.
Концепция работы с семьей основана на положении о том, что в центре внимания семьи должны находиться личность ребенка и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: сама семья, ДОУ и досуг, включая связанное с ним микросоциальное окружение.
Основные принципы, ориентированные на семью предлагаем использовать педагогам в практике своей работы:
Первый принцип . Считать семью основным получателем услуг. Учитывая, что семья является константой в жизни ребенка, признавая ее главенствующую роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и обеспечении качества жизни ребенка.
Второй принцип . Стимулировать, поддерживать и уважать решения, принимаемые семьей. Этот принцип предлагает специалистам рассматривать членов семьи как главных людей, отвечающих за принятие решений относительно стратегий образования ребенка, и важнейших участников образовательной практики. Если родители будет предоставлена возможность принимать решения, касающиеся обучения и развития ребенка в первые шесть лет его жизни, а также возможность овладеть умениями, которые могут потребоваться для отстаивания его интересов в будущем, то вероятность их дальнейшего участия в образовании сына или дочери будет велика.
Третий принцип. Проявлять гибкость и чуткость в воспитании детей. Предоставлять услуги, призванные улучшить жизнь ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения изменяющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным общественным услугам (медицинским, социальным), а также координацию этих услуг.
Воспитателю необходимо взять на себя главную роль в проектировании, запуске и осуществлении мероприятий по работе с родителями. Алгоритм взаимодействия с семьей может быть представлен следующими компонентами:
Выход педагога на личный контакт с родителями: создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
Обогащение воспитательных умений родителей: осознание родителями своей воспитательной роли в семье, опыта взаимоотношений с ребенком, переосмысление своих воспитательных установок, стереотипов;
Совместное сотрудничество: постановка единых целей и задач, выработка согласованных мер к воспитанию и развитию ребенка;
Организация продуктивного общения: обмен мыслями, идеями, чувствами;
Участие родителей в жизни собственных детей через нетрадиционные взаимодействия: выставки выходного дня, создание семейных газет, составление родословной, защита семейных проектов, игротеки, контрольные для родителей и другие.
Одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является участие родителей в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским садом. При этом формы сотрудничества могут быть различными.
Родители могут выступать:
в роли ассистентов и помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми;
в роли эксперта, консультанта или организатора;
Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, который их окружает.
Гарантом эффективности работы с родителями являются:
установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;
заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
системный характер работы.
Участвуя в деятельности по реализации задач ООП ДО, родители:
ощущают себя причастность к организации образовательной деятельности с детьми;
видят, как ребенок общается с другими;
начинают больше понимать в детском развитии;
получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним;
обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься дома с детьми ;
знакомятся с друзьями своих детей, о которых они рассказывали;
получают возможность помогать ребенку дома в освоении программы.
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
понять, как родители мотивируют своих детей;
увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;
получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими детьми.
Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительного взаимоотношений между воспитателями, родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к освещению последствий негативных отношений в семье.
В целях педагогического просвещения родителей, воздействие на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа кратковременна и возникает в связи с запросами родителей или вызвана желанием воспитателя поговорить о ребенке, он не должна вестись мимоходом. Эта форма требует от педагога большого такта, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными. А.Аркин очень верно определил воспитательную работу как созидательную. Истинная сущность ребенка, говорил он, не в его недостатках, как это часто думают родители: она заключается в возможности и в его стремлении стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже в том случае, когда педагог считает, что родители недостаточно внимания уделяют воспитанию своего ребенка, не стремятся выполнять рекомендации детского сада, он дает им советы, делает замечания в доброжелательной форме.
Широкое распространение должны получить такие формы педагогической пропаганды и приобщение родителей к работе детского сада, как открытые дни и наблюдение за непосредственно образовательной деятельностью детей. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада, методы обучения детей, которые могут использовать в семье родители. Такое проникновение в жизнь детского сада позволяет увидеть родителям своего ребенка в коллективе. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений детей в играх, в быту, на их гигиенический, трудовые навыки, вместе с родителями анализируют их увиденное, ищут причины отклонения в поведении детей. В последние годы подчеркивается необходимость одновременно привлекать к различным формам педагогического просвещения не отдельных представителей от семей воспитанников, а одновременно обоих родителей. Так например, психологи предлагают включать малые группы родителей в различные тренинги, которые помогают овладеть многими полезными практическими умениями, выработать свою позицию на те или иные проблемы воспитания и семейной жизни в целом.
Следует отметить, что именно партнерские взаимоотношения между родителями и детским садом рассматриваются зарубежными и отечественными педагогами как наиболее способствующие положительных результатов в воспитании и образовании детей, посещающих дошкольные учреждения.
Ожидание родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. До сих пор педагоги-практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной задачей привести ребенка утром в детский сад и забрать вечером. И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого-педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, предоставлять условия для игр и общение со сверстниками, от педагогов требуют лишь подготовки к школе. Но социально-экономические, культурно- образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии ребенка, имеющих возможности и желание участвовать в его образовании как условии успешности в будущем.
Стандарт дошкольного образования утвержден, но стал ли он частью сознания педагогической и родительской общественности? Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь заложенную в Стандарте идеологию.
Литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.; Логос, 2002.-384с.
Каган М.С. Философская теория ценности. - СПБ.; Петрополис,1997.-205с.
Михайлова-Свирская Л.В.Работа с родителями. - М.;Просвещение,2015.-126с.
Таблица 1.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников (Приложение 1. Положение об общем родительском собрании ДОУ). На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Как и любое родительское собрание требует тщательной предварительной подготовки (см. ниже). Для родителей, вновь принятых в ДОУ детей, целесообразно провести экскурсию по детскому саду с объяснением профиля и задач учреждения, познакомить со специалистами; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении или показать презентацию; организовать выставку работ детей и т.д.
Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей (Приложение 2. Сценарий родительской конференции). Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.
Педагогический консилиум. По утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму (Приложение 4. План-конспект консилиума «Подготовка детей к школьному обучению). Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).
В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее материальное положение и статус ребенка в семье. Итогом работы консилиума может быть:
• наличие сведений об особенностях конкретной семьи;
• определение мер помощи родителям в воспитании ребенка;
• разработка программы в целях индивидуальной коррекции поведения родителей.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин¬формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов (Приложение 9. Клуб заботливых родителей)
Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ. (Приложение 14. Общепринятое положение о попечительском совете при ДОУ).
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.
Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)
К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д. Посещение приносит пользу и родителям, и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка. Повторные посещения планируются по мере необходимости.
Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:
• быть тактичным при посещении семьи;
• не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;
• не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;
Составьте для себя памятку по организации домашних визитов и постарайтесь ее выполнять.
Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
Кроме того, существуют приемы создания ролей для родителей. Они могут играть разные формальные и неформальные роли в программе развития и воспитания своих детей в группе детского сада. Ниже приведены некоторые из них.
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
Оплачиваемая должность. Некоторые родители могут занять оплачиваемую должность в качестве члена воспитательного коллектива.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер¬жанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.
Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми (Приложение 23. Информационный листок);
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т.д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий (Приложение 23. Серия памяток для ДОУ).
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
VII. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
Читайте также: