Вюрцбургская школа опыты о кюльпе

Обновлено: 07.07.2024

Опыты по изучению мышления: отметили существование таких явлений, состояний, направлений, актов, которые не подходили под схему старой психологии, процесс понимания, который происходит без представлений.

Интроспекция направлена на выделение и изучение отдельных фаз мышления. Испытуемые сообщают данные самонаблюдения непосредственно после опыта.

Критика метода:Сеченов, Выготский (Рассмотрение интроспекции как единственного или основного орудия познания психики неправомерно. Самонаблюдение – важный источник сведений о психической жизни, но это не способ прямого усмотрения истины, эти сведения требуют еще своего истолкования).

Маудсли (Модели): - немногие способны следить за последовательностью явлений в их собственном духе. Такое самонаблюдение требует особенного упражнения.

- Противоречивость данных самонаблюдений людей одинакового образования и способностей.

- Направлять сознание внутрь себя - значит изолировать деятельность души на время, прервать связь этой деятельности с ее обыкновенными условиями, следовательно, сделать ее неестественною (интроспекционисты в ответ - ретроспекция)

- как быть с самонаблюдениями помешанных?

- Факты бессознательного психического в доказательстве несостоятельности метода.

32. Экспериментальные исследования памяти Г.Эббингауза.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Память: наша душа расширяет и обогащает всегда то, что ей непосредственно дано, на основе своих прежних переживаний. При помощи представлений она постоянно восстанавливает те более обширные связи и более значимые единства, в которых она некогда переживала то, что в настоящий момент дано ей частями и полно пробелов. Общая способность души к этой работе и называется памятью.

Воспроизведение (воспоминание):процесс возрождения пережитых некогда содержаний сознания в виде представлений. Воспроизведение душевных образований, пережитых некогда вместе, объясняется тем, что эти образование вступили в тесную связь между собой и настолько между собой внутренне связаны, что одно из них всегда за собой влечет другое. Эта мысленная связь и называется ассоциацией. Ассоциация обозначает вспомогательную внутреннюю причину воспроизведения.

Общий закон ассоциации.Если какие-нибудь душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого прежнего переживания взывает представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали.

Виды ассоциативных связей:по сходству, по контрасту, по пространственному сосуществованию, по временной связи

Выделяет несколько методов изучения ассоциативных процессов:

1.метод воспроизведения запомненных элементов: по сути испытуемому просто дается начальная ассоциация и затем наблюдают как в динамике развертывается ассоциативный процесс. Подобный эксперимент целесообразно проводить в разных условиях.

2.метод запоминаемых членов: вызывают у человека одновременно несколько впечатлений в непосредственной последовательности, по истечению времени просят указать, какие из них он в состоянии воспроизвести в первоначальном или любом порядке

3.метод заучивания: многократно запечатлевают в памяти ряд элементов до тех пор , пока не наступит воспроизведение без ошибки.

4.метод угадывания: перед человеком несколько раз воспроизводят элементы, подлежащие ассоциации, и затем через некоторое время воспроизводят перед ним только некоторые отдельные элементы из запечатленного раньше ряда с требованием указать всякий раз следующий за ним элемент.

5.метод поправок: заставляют человека воспроизводить запечатленный ранее до известной степени ряд , помогают ему в тех местах, где он останавливается или получаются ошибки, подсказывая ему правильный вариант – этим методом определяется существующее в данный момент состояние неполно ассоциированных рядов.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1.Метод заучивания. Цель — добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.

Критерий усвоения — первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте — два безошибочных воспроизведения)

Воспроизведение: Испытуемый воспроизводит материал, удержанный в памяти, а между воспроизведениями материал для запоминания ему многократно предъявляют в постоянном темпе.

Показатели: - количество проб - время, необходимое для полного заучивания материала.

Обработка — рисуется кривая научения: 0х — число проб, 0у — число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.

Проблемы метода:-медленно обучающиеся субъекты получают большее число повторений материала, поэтому оказываются в более выгодном положении. - сложно воспроизвести в коллективных условиях.

2.Метод сбережения. Цель изучение динамики изменения памяти. Критерий усвоения — первое заучивание до определенного критерия. Воспроизведение — через некоторое время испытуемый не в состоянии воспроизвести заученное или даже идентифицировать стимулы.

Повторное заучивание (!) повторное заучивание требует значительно меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа.

Показатели величина абсолютного сбережения — различие между числом проб при первоначальном и повторном заучивании.

Исследования мышления в вюрцбургской школе.

Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления.

Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915).

В первые годы своей деятельности он частично повторял эксперименты, проводимые в Лейпцигской лаборатории, частично совершенствовал интроспективный метод.

Изменение инструкции, которая дается испытуемому перед началом эксперимента, привело к тому, что главное внимание в работах Кюльпе и его сотрудников было сконцентрировано уже не на результатах деятельности (скорости ответа, его точности и т.д.), а на ее процессе. Задача заключалась не в том, решит ли испытуемый предлагаемую задачу, а интересен сам его рассказ решения задачи. Они делили эксперимент на три части: прерывали процесс. Сначала давали задание (было достаточно простое), давали решать задачу (прерывались) – отчет как происходит решение, и последнее прерывание в самом конце. Самоотчеты были большие. И тут выяснилось совершенно неожиданное: по содержанию мышление не сводится к совокупности образов.

Поставив перед испытуемым задачу и наблюдая за ее решением, Кюльпе фактически начал экспериментальное изучение процесса мышления. Тем самым было опровергнуто мнение Вундта о том, что экспериментальному изучению доступны только элементарные (сенсорные) процессы и что сознание представляет собой сенсорную мозаику, т. е. комплексы взаимосвязанных сенсорных элементов – ощущений и представлений.

Эксперименты Вюрцбургской школы показали, что испытуемый при выполнении заданий совершает умственные операции, которые он обычно не осознает. Из этого следовало, что:

§ эти элементы сопряжены с действиями субъекта, его умственной деятельностью;

§ неосознанность этих актов в момент их совершения требует внести коррективы в метод интроспекции.

В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось при взвешивании предметов сообщить не только о том, какой из них тяжелее, но и о том, как они пришли к этому выводу.

Целью опытов Уатта и Мессера было проследить за тем, какие процессы происходят в сознании испытуемого в промежутке между восприятием слова-стимула и ответной словесной реакцией. Эти эксперименты, так же как и работы Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику систематической интроспекции, доказали наличие несенсорных компонентов в сознании. Выявили они и наличие нового, неизвестного фактора, детерминирующего процесс мышления. Это не был поток ассоциаций, но он и не направлялся апперцепцией, как считал Вундт.

В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления, исследовать волевой акт. Он исходил из того, что принцип построения этих актов одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование в ответ на раздражитель нажатием на ключ ничем не отличается от реагирования словом. На основе полученных результатов он ввел понятие детерминирующей тенденции, направляющей ход деятельности в обоих процессах и помогающей достичь лучшего результата.

В экспериментах Бюлера испытуемому уже предлагались логические и арифметические задачи. Обдумывая их, он должен был замечать путь, который ведет к решению. В результате Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что принятие задачи является главным фактором, определяющим процесс мышления, т.е. именно задача, ее содержание направляет и регулирует этот процесс. Таким образом, мышление стало рассматриваться не как одномоментный акт, а как процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Более детальное изучение динамики мышления помогло выявить новые важные закономерности.

Прежде всего, к ним относится понятие установки, которая определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей. Понятие установки, принятое в Вюрцбургской школе, естественно, отличалось от современной ее трактовки, но также подразумевало бессознательную направленность на решение задачи, которая возникает у испытуемого в момент принятия этой задачи как цели. В зависимости от этой установки (которая в некоторой степени рассматривалась и как аналог современной мотивации), испытуемые выполняют задание быстрее или медленнее, более или менее продуктивно.

Тем не менее, экспериментальное исследование мышления, начатое в Вюрцбургской школе, было продолжено другими исследователями и стало одной из самых обширных областей экспериментальной психологии. Однако первые материалы получили именно Кюльпе и его сотрудники, главными достижениями которых стало распространение экспериментального метода на высшие психические процессы (мышление и волю).

Зельц – ученик Кюльпе – в рамках Вюрцбургской школы занимался изучением продуктивного мышления, дал его краткое поэтапное описание:

1. Появление проблемного комплекса – антиципирующая схема задачи, в которой имеется разрыв, отвечающий искомому.

2. Эта схема направляет и контролирует ход мыслительных операций.

§ Если задача типовая – пробел в схеме заполняется актуализацией имеющихся способов решения.

§ Если задача нетипична и не решается с помощью типичных методов, то она приобретает для данного человека творческий характер. → Возникает необходимость поиска новых способов решения. Причем нахождение искомого облегчается подсказкой извне, в качестве которого выступает случайное совпадения каких-либо фактов.

Зельц в своих работах подчеркивает целостность мышления, что в последующем станет некоторой предпосылкой возникновения гештальт-психологии, несмотря на выступление матёрого гештальтиста Коффки ☺ против основных положений Вюрцбургской школы. И ведь он был отчасти прав. Вюрцбуржцы интерпретировали мышление как особую духовную активность, оторванную от чувственных образов, от речи, от практики. Такая трактовка мыслительного процесса стала закономерным следствием ограниченности метода систематической интроспекции. В самонаблюдении мышление действительно выступает как протекающее без опоры на чувственные образы и привычные формы речи. Однако объективные методы свидетельствуют о связи мышления с речью. В частности, применение электромиографической и электроэнцефалографической техники позволяет регистрировать во время решения задачи движения мышц речевых органов и электрическую активность соответствующих участков коры мозга.

Итог: Ошибочная трактовка мышления в Вюрцбургской школе явилась закономерным следствием ограниченности метода исследования — систематической интроспекции. В самонаблюдении мышление действительно выступает как протекающее без опоры на чувственные образы и привычные формы речи. Однако исследования, проведенные объективными методами, свидетельствуют о связи мышления с речью.

Несмотря на некоторые недостатки Вюрцбургской школы, в экспериментах ее представителей было впервые доказано, что мышление представляет собой процесс, несводимый к чувственным образам и зависящий от разнообразных факторов, в том числе и от установки, возникающей при принятии задачи. Эти данные наглядно показали, что психологические закономерности мышления несводимы к логическим. Таким образом, изучение мышления стало приобретать психологические контуры.

1. Вюрцбургская школа

1. Название направления, представители:

Вюрцбургская школа (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе, К. Бюлер)

2. Предмет исследования: сознание

3. Методы изучения, описать специфику:

Метод систематической интроспекции (модифицируется и становится ретроспективной интроспекцией – испытуемого просят произвести самоотчёт после её решения, просят его давать в обычных словах). Метод задач (задача – это цель, данная в условиях, которые препятствуют её достижению).

4. Понимание мышления и объяснение его механизмов

Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Отрицается образный характер мышления. Мышление – это движение голых сущностей, носит целенаправленный и активный характер. Активный и целенаправленный характер определяется детерминирующей тенденцией, которая показывает влияние задачи на субъекта. Детерминирующая тенденция определяет выделение существенных признаков для образования понятий. Основная специфика мышления – его целенаправленность. Мышление – это осознанное усмотрение отношений, независимое от чувственных наглядных представлений. Мышление – это акт усмотрения отношений.

Необходимо раскрыть и осознать отношения между условиями и требованиями. Затем абстрагировать отношения от чувственных представлений и подняться на уровень (о)сознанности, где будут выделены существенные признаки.

Явления внутреннего опыта делятся на два уровня:

· класс А – чувственные представления;

· класс B – мысли и сознанность.

5. Центральные постулаты направления и понятия

Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Основная специфика мышления – его целенаправленность (телеологический подход).

Детерминирующая тенденция – психическое состояние человека, определяющее направленность, избирательность мышления в зависимости от поставленной задачи.

6. Исследования мышления, эксперименты (цель, гипотеза, результаты, выводы)

Испытуемые (сами психологи) должны были сообщить о процессах собственного мышления при выполнении заданий типа толкований сложных текстов и выражений, установлений отношений, выяснения соотношений.

Эксперимент Бюлера. Цель – выяснить отличие мыслей от представлений. Гипотеза – если мысли не отличаются от представлений, то при заучивании стихов первые должны запоминаться с такой же трудностью, как и последние. Результат: ассоциации между мыслями образуются несравненно быстрее и прочнее, чем между словами. Вывод: мысли качественно отличаются от представлений.

Н. Ах создал первую методику образования искусственных понятий.

7. Результаты и выводы по всему направлению

Мышление рассматривается как внутреннее действие (акт). Основная специфика мышления – его целенаправленность (телеологический подход). Однако мышление рассматривается в первую очередь как репродуктивное. Выдвигается принцип деятельности (особый вид деятельности души).

8. Анализ направления в соотнесении с другими направлении

Впервые вводится изучение мышления как процесса решения задач, что становится общепринятым и в других направлениях психологии мышления. Однако основным методом изучения остаётся интроспекция, причём в качестве испытуемых выступают сами квалифицированные психологи. Критикуется отсутствие изучения продуктивного мышления. Критикуется гештальт-психологами за материал исследования, закономерности репродуктивного мышления.

Идеи Вюрцбургской школы были развиты в работах О. Зельца, понимавшего мышление как функционирование интеллектуальных операций.

Вюрцбургская школа — группа исследователей во главе с немецким психологом О.Кюльпе, изучавших в начале XX в. в Вюрцбургском университете (Бавария) высшие психические процессы (мышление, волю) посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции ("экспериментальное самонаблюдение", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им состояний на каждой из стадий выполнения инструкции).

К Вюрцбургской школе принадлежали немецкие психологи К.Марбе, Н.Ах, К.Бюлер, английский психолог Г. Уатт, бельгийский психолог А. Мишотт и др.

В противовес общепринятым в то время воззрениям Вюрцбургская школа пришла к выводу, что в сознании содержатся несенсорные компоненты (умственные действия и независимые от чувственных образов значения, смыслы). Поэтому специфику концепции Вюрцбургской школы обычно усматривают в том, что она ввела в психологию понятие о без-образном мышлении. Процесс мышления трактовался ею как смена операций, иногда приобретающих аффективную напряженность (чувства уверенности, сомнения и др.).

Работы психологов Вюрцбургской школы поставили ряд важных проблем, касающихся качественных различий между мышлением и другими познавательными процессами, вскрыли ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. При этом, однако, мышление без образов ("чистое" мышление) неправомерно противопоставлялось другим его формам, а зависимость мышления от речевой и практической деятельности игнорировалась. Важные позитивные результаты при исследовании проблем, поставленных Вюрцбургской школы, были получены гештальт-психологией, Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном и их учениками.

Денис Шолохов

Денис Шолохов

Денис Шолохов запись закреплена

ПРО ВЮРЦБУРГСКУЮ ШКОЛУ

О. Кюльпе основал свою лабораторию в Вюрцбургском университете в 1896 году . Развитие и формирование умозаключений — основная область научных интересов рассматриваемого направления. О. Кюльпе и его ученики расширили использование метода интроспекции и первыми занимались исследованием мыслительных процессов, используя экспериментальные методы. Сотрудники Вюрцбургской школы видоизменили метод интроспекции, который впоследствии стал называться методом экспериментального самонаблюдения. Суть метода состоит в получении ретроспективной информации об опыте субъекта после выполнения сложной задачи, связанной с мышлением, запоминанием и т. д.

Испытуемым, обычно это были коллеги по университету, предлагалось решить различные мыслительные задачи: например, на понимание фразеологизмов. Их просили, как можно более точно описать процесс принятия решения. Анализ экспериментально полученных данных позволил исследователям сделать вывод, что мышление не может быть объяснено как результат возникновения ассоциаций между образами. О. Кульпе и его коллеги полагали, что значительную роль в процессе мышления играют неосознаваемые факторы, которые определяли направление мыслительных процессов. Эти заключения составляли жёсткую оппозицию господствовавшему в то время ассоцианизму. Представители этого направления также особенно подчёркивали роль мотивации в процессе мышления. Таким образом, мотивация — это переменная, которая напрямую влияет на результат мышления.

Вильгельм Вундт считал, что Вюрцбургская школа разработала совершенно новый, целостный взгляд на проблему мышления, в котором внимание уделялось изучению как процесса, так и содержания мышления. Это положение имело большое значение, так как стало прочным фундаментом для дальнейшего развития гештальтпсихологии/

Представителями Вюрцбургской школы были такие ученые, как Карл Марбе, Карл Бюлер, Нарцис Ах и другие. Позже к ним присоединился Отто Зельц, который работал под руководством О. Кюльпе во время его учебы в Бонне. Работы этих ученых сыграла важную роль в изучении процессов мышления. Они заложили основу для современной когнитивной психологии.

Представителями Вюрцбургской школы были такие ученые, как Карл Марбе, Карл Бюлер, Нарцис Ах и другие. Позже к ним присоединился Отто Зельц, который работал под руководством О. Кюльпе во время его учебы в Бонне. Работы этих ученых сыграла важную роль в изучении процессов мышления. Они заложили основу для современной когнитивной психологии.

Освальд Кюльпе (1862—1915) считал, что предыдущие исследования процесса мышления, в том числе исследование В. Вундта о связях между мыслями и образами, были неполными. Под влиянием своего интереса к философии, О. Кюльпе полагал, что существуют определенные ощущения, чувства или представления, которые не поддаются описанию и не могут быть ассоциированы в уме с изображением. В ходе исследований испытуемые выделяли и описывали мыслительный процесс.

Нарцисс Ах (1871—1946) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий.

Карл Марбе (1869—1953) разработал концепцию переключаемости установок, объясняющую разную степень подверженности людей происшествиям. Личности, обладающие хорошей способностью к смене установок (психомоторных, перцептивных, внимания, аффективных) в изменившихся условиях деятельности, относительно хорошо защищены от ошибок и редко оказываются жертвами или виновниками аварий и несчастных случаев.

На основе анализа данных страхового общества о распределении несчастных случаев среди 3 тыс. офицеров в течение 10 лет ему удалось обнаружить важное, биологически детерминированное, плохо поддающееся развитию и тренировке качество, определяющее успех профессионального приспособления в трудовых и жизненных ситуациях.

Сначала предъявлялись первые части всех афоризмов, после того, как испытуемые выражали субъективное чувство уверенности в том, что они запомнили первые части выражений, предъявлялись вторые, через 15 минут и в другом порядке. Испытуемых просили их запомнить, а после этого, воспроизвести все, что они запомнили. В результате отвечали полными высказываниями. К. Бюлер объяснил это с помощью детерминирующей тенденцией, которая зависит от запоминаемого материала. Детерминирующая тенденция — это психическое состояние, возникающее при постановке задачи и определяющее направление и избирательность мышления.

Читайте также: