Выступление профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина. Задачи:  воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;  сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;  развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;  воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Содержимое публикации

Государственное учреждение Тульской области

Беседа по профилактике правонарушений

воспитатель

Третьяков Елена Петровна.

Белев – 2020.

«Не всякое сопротивление беде

награждается избавлением от несчастья,

но всякое несчастье начинается

Л. Л. Леонов

Цель беседы: способствовать воспитанию законопослушного гражданина.

воспитывать у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

сформировать у воспитанников основные понятия проступок, правонарушение, преступление;

развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;

воспитывать толерантное отношение к другим людям.

Здравствуйте, ребята! Как видите в руках у меня две нити. (одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Но незнание закона не освобождает от ответственности. По последней статистике ГУИН в настоящее время в России насчитывается около 927000 заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.

- Если человек не следует законам, он совершает правонарушение. А что такое правонарушение? Что вы об этом знаете? (ответы детей)

Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. За правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. К ответственности подростки привлекаются с 16 лет. За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

I.Уголовная ответственность - предусмотренная уголовным законом обязанность лица, совершившего преступление, понести ответственность за совершенное преступление и претерпеть негативные последствия своего поведения, налагаемые государством в соответствии с уголовным законом.

Ситуация к размышлению.

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих

сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Статья 87 Уголовная ответственность несовершеннолетних гласит:

Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа органа у правления образования.

Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Статья 88. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

–лишение права заниматься определённой деятельностью;

–лишение свободы на определённый срок.

II.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

III.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

IV.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Рассмотрим понятие нарушений:

Необходимо к этим понятиям найти определения.

– это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

– это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

– это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление–это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся спиртного, а также сами учащиеся за приобретение и распитие).

- Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Как вы думаете, ребята, какие причины способствуют / препятствуют совершению правонарушений?

отказ от вредных привычек;

добросовестное отношение к учебе и общественной работе;

наличие собственного мнения;

самоконтроль за поведением;

проблемы в семье;

общение с искусством, природой;

алкоголизм и наркомания;

выяснение отношений только с помощью силы;

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;

неуверенность в завтрашнем дне;

умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою; позицию, умение слушать других и быть услышанным другими;

умение, словом и делом помочь другому;

прекращение связей с антиобщественной средой;

осознание отрицательного поведения;

низкий уровень правовой культуры;

наличие интересов, увлечений.

учащимся предлагается, определить:

a) группу причин, способствующих совершению правонарушений (первый столбец);

b) группу причин, препятствующих совершению правонарушений (второй столбец).

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда помните о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Институт психолого-педагогического образования Кафедра социально-педагогического образования

Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних

Материалы городской научно-практической конференции

Выполнила: Тедеева Зарина Алановна, социальный педагог ГБС(К) ОУ №480 Кировского района, г. Санкт-Петербург

Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

  1. меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,
  2. меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, - нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска . К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современной России, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

  1. создать уклад норм школьной жизни;
  2. помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
  3. помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
  4. помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;
  5. воспитать навыки правовой культуры.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях, Совете профилактики.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе" расчитан на учеников старших классов, а также родителей учащихся. Среди учащихся проводится во внеурочное время, а среди родителей на родительских собраниях. Основной целью является профилактика правонарушений среди учащихся.

Подготовила: Социальный педагог Клевно Е.Н.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, - нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска. К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по профилактике правонарушений, целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современном Казахстане, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

создать уклад норм школьной жизни;

помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

воспитать навыки правовой культуры.

На основании Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

Профилактика правонарушений в школе.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

Социальная и педагогическая запущенность детей развивается на фоне равнодушного, невнимательного отношения к ним окружающих, родителей, учителей, общественности. Это равнодушие дети глубоко переживают как своё одиночество, ненужность, заброшенность, отверженность. Возникает чувство протеста по отношению ко всему миру, взрослым, коллективу. Ребёнок ищет новые формы самоутверждения, и обычно выбирает те, которые являются неэтичными и даже противоправными.

В повседневной практике учителю приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях учитель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто не посещают школу, плохо ведут себя на уроках, дерутся. Среди них много второгодников. Воспитанием таких детей в семье обычно не занимаются. Дети предоставлены сами себе. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают противозаконные действия.

Дети зачастую отражают образ жизни своих родителей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

• отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

• незнание их интересов и потребностей;

• политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

• усиление влияния псевдокультуры;

• неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

• отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

• чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

• сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного

• потеря эмоциональных контактов с детьми.

Педагогическая запущенность – это часть общей социальной запущенности. Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. Система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему в самоутверждении.

План работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и с неблагополучными семьями

№ Мероприятие Ответственные Сроки исполнения

1. Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, планов совместной работы с ПДН, ГИБДД, КДН. Социальный педагог Сентябрь

2.. Участие в выявлении учащихся, имеющих пробелы в знании фактического учебного материала, систематически или эпизодически не посещающих школу. Работа с журналами прошлого года, постановка на ВШК. Социальный педагог Август и в течение учебного года.

3. Оформление учетных документов на учащихся, поставленных на ВШК. Классные руководители Сентябрь и по мере постановки

4.. Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу:

- Социально - неблагополучные Социальный педагог Сентябрь

5.. Выявление причин непосещения учебных занятий учащимися, состоящими на ВШК, Классные руководители Ежедневно

6.. Осуществление контроля, за посещением уроков учащимися, состоящими на ВШК, контроль за поведением данных учащихся на уроках. Классные руководители Ежедневно

7. Осуществление регулярного взаимодействия с родителями учащихся, состоящих на ВШК, изучение домашних условий данных учащихся, проведение профилактических бесед индивидуально и на родительских собраниях. Классные руководители 1 раз в месяц и по мере необходимости

8. Индивидуальная работа с данной категорией учащихся, проведение профилактических бесед, диагностических исследований, привлечение к выполнению посильных поручений. Диагностика внеурочных интересов учащихся, требующих особого педагогического внимания, вовлечение в деятельность музыкально-эстетической студии, спортивных секций, креативных групп и других внеурочных занятий, осуществляющихся как в школе, так и вне школы. Классные руководители В течение года

10. Контроль, за посещением учащимися, требующими особого педагогического внимания, выбранных ими дополнительных занятий. Классные руководители В течение учебного года

11. Проведение бесед, посвященных пропаганде здорового образа жизни, профилактике безнадзорности, наркомании и правонарушений, оказание помощи классным воспитателям по проведению такого рода классных часов, предоставление дополнительных материалов по данной тематике. Социальный педагог 1-е полугодие

12. Профилактические беседы о вреде табакокурения и алкоголизма с учащимися 7-11 классов. Социальный педагог, классные руководители 2-е полугодие

14. Проведение декады по профориентации. Социальный педагог

Специалисты ЦЗ Январь

17. Беседа сотрудников ПДН ОВД с учащимися по профилактике подростковой преступности в соответствии с планом совместной работы. Социальный педагог, сотрудники ПДН 2-е полугодие

18. Информирование учащихся о их правах и обязанностях при задержании милицией. (на классных часах.) Социальный педагог, классные руководители Март

19. Плановая индивидуальная встреча с учащимися, состоящими на ВШК Социальный педагог По мере необходимости

20. Взаимодействие с учителями по решению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания. Социальный педагог По мере необходимости

21. Участие в заседании Совета по профилактике правонарушений. Зам. директора, социальный педагог 1 раз в четверть и по мере необходимости

22. Собеседование с отделом дополнительного образования воспитывающей деятельности и социальной защиты детства о летнем отдыхе учащихся. Социальный педагог Апрель-май

24. Взаимодействие с ПДН ОВД осуществляется согласно утвержденному плану совместной работы. Социальный педагог Согласно плану

25. Анализ проделанной работы Социальный педагог В конце года

26. Сдача отчетов Социальный педагог По запросу

Работа с детьми, состоящими на учете в школе и ПДН

1. Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:

- изучение индивидуальных особенностей детей;

-изучение социально-бытовых условий;

-изучение социума по месту жительства. Сентябрь Классные руководители

2. Собеседование с учащимися, состоящими на ВШУ с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками В течение года Классные руководители, социальный педагог

3. Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций. По мере необходимости Кл. рук.

4. Информировать родителей о постановки на временный учёт их детей. Сентябрь Кл. рук

5. Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником). 1 раз в четверть Кл. рук

6. Вести учёт правонарушений в школе. В течение года Соц. педагог

7. Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми учащимися, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций. В течение года Соц. Педагог

Администрация школы

8. Заслушивать учащихся, состоящих на учё те на:

-школьном совете профилактики,

- пед советах, совете школы В течение года Соц. педагог,

Председатель Совета школы

9. Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, состоящих на учёте, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения 1 раз в четверть Работники ОВД

10. Оказывать материальную помощь детям

-в организации свободного времени. В течение года Соц. педагог

11. Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся, поставленных на учёт. По мере необходимости Соц. педагог,

12. Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков. В течение года Классные руководители

15. Изучение психологических особенностей ноябрь Соц. педагог

16. Посещение классных часов, уроков По понедельникам Социальный педагог

17. Посещение на дому проблемных учащихся, Постоянно в течение учебного года Классные руководители,

19. Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков 1 раза в четверть Социальный педагог

20. Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;

выяснение причин и проблем школьника По мере необходимости Классные руководители,

Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог

22. Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, оказавшихся в СОП Март-июнь Классные руководители, социальный педагог

Работа с родителями

1. Внести изменения и дополнения в картотеку неблагополучных семей. сентябрь Соц. педагог

2. Проводить индивидуальные беседы с родителями:

-об обязанностях по воспитанию и содержанию детей,

-о взаимоотношениях в семье,

-о бытовых условиях и их роли в воспитании и обучении. В течение года Классные руководители

3. Посещать квартиры неблагополучных семей. В течение года Класс. руководители.

4. Заслушивать родителей о воспитании, обучении, материальном содержании детей

-на совете профилактике,

-на административных планёрках,

-на педсоветах. В течение года Соц. педагог,

5. Оказывать помощь в организации

-летнего отдыха детей,

-занятие в свободное время. В течение года Соц. педагог

6. Содействие в организации летнего оздоровительного отдыха детей. Апрель, май Класс. руководители, социальный педагог

7. Родительский лекторий:

Администрация школы.

8. Участие в заседаниях комиссии ПДН По необходимости Соц. Педагог

10. Собеседование с родителями, уклоняющимися от воспитания подростков; Постоянно в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог

Правовые знания для учащихся и их родителей

1. Знакомство учащихся с уставом школы, своими обязанностями и правами. Сентябрь

январь Классные руководители 1-11 классов

2. Проводить встречи с работниками правоохранительных органов. В течение года Соц. педагог

3. Проводить встречи со специалистами по различным областям знаний медицины:

-инфекционистом. В течение года Соц. педагог,

4. Проводить беседы с учащимися на классных часах по теме

Работа совместно с школьным Советом по профилактики

Цель: оказание административного и педагогического воздействия

№ п\п Содержание мероприятий Сроки Ответственные

1 Утверждение плана работы на учебный год.

Итоги трудоустройства учащихся в летний период. Сентябрь Социальный педагог

2 Утверждение индивидуальных программ профилактической работы с несовершеннолетними и семьями несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Сентябрь Кл. рук

3. Предварительные итоги успеваемости и посещаемости уроков учащимися, состоящими на учете в ПДН и ВШУ. Октябрь, декабрь, март, май Кл. рук

4. Профилактические беседы с учащимися пропускающими уроки без уважительной причины. По мере необходимости Кл. рук.

5. Подведение итогов работы за I полугодие классных руководителей и учителей по предупреждению неуспеваемости и повышению посещаемости занятий проблемными учащимися. Декабрь Администрация

7. Прогнозирование трудоустройства учащихся в летнее время (дети, относящиеся к социальной группе риска) Апрель Социальный педагог.

8. Организация досуга учащихся в летнее время, трудоустройство. Май Завуч по УВР

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

№ п\п Мероприятия Срок Ответственный

1. Заседание Мо классных руководителей:

-значение изучения личности учащихся в совершенствовании работы по их нравственному воспитанию

-роль классного руководителя в повышении уровня развития классного коллектива и воспитание каждого школьника

-общечеловеческие ценности и их место в воспитании Ноябрь

Март Социальный педагог, психолог

Заместитель директора по воспитательной работе

2. Индивидуальное консультирование по возникшей проблеме По мере необходимости Классные руководители, социальный педагог

5. Совместное посещение семей с целью изучения социально-бытовых условий жизни Октябрь, ноябрь и по мере необходимости Классные руководители, социальный педагог

Социальный педагог Тимощенко Е. Э.

Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений Правовая квест-игра по профилактике правонарушений и преступлений Цель: профилактика правонарушений и преступлений в подростковой среде.

Профилактика детского травматизма Детский травматизм кажется неизбежным злом, особенно в летний период — на каникулах тяжело контролировать ребенка и ограждать его от опасностей.

Профилактика и коррекция дисграфии Консультация логопеда Нарушение письма. Коррекция дисграфии В последние годы возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями.

Профилактика подросткового суицида Профилактика подросткового суицида. По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и.

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Читайте также: