Выступление по профилактике суицидального поведения в школе

Обновлено: 05.07.2024

На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства среди молодежи. Причинами отклонений в их поведении являются отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Россия занимает одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков.

Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день и считается “Убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Из этого следует, что главным “убийцей” подростков является суицид.

К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях.

Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития психологически здорового ребёнка. Это включает в себя и профилактику суицидального риска. Предотвращение суицидального поведения учащихся для учителей, социального педагога, психолога и других работников школы является важной задачей, для решения которой необходимо:

- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

- профилактика здорового образа жизни;

- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

- контроль посещаемости занятий и прогулов и т. п.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.

1. Понятие “Суицид”

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемогo пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Он характеризуется продуманным планом действий. Решение на его совершение вызревает не мгновенно. Такому суициду всегда предшествуют более или менее продолжительный период переживаний, угнетенное настроение, депрессивное состояние. Происходит борьба мотивов и поиск выхода из создавшейся ситуации. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является у подростка способом обратить внимание на себя и на проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями, позвать на помощь. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, “осознать” свое несправедливое отношение к нему. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни “по собственному желанию”, а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента.

Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

2. Причины подросткового суицида

Причинами суицида в детском и подростковым возрасте может быть следующее:

1.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Он думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе без этого чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. Молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4. Дисгармония в семье, нарушенные внутрисемейные, внутришкольные и внутригрупповые взаимоотношения.

5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующие о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Психика при депрессии лишается сильных чувств. Поступки и настроение как бы выдыхаются. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Подростки, относящиеся к группе риска, могут иметь склонность к суициду.

К “группе риска” по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, "одиночки";

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Характерные черты суицидальных личностей:

- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- “туннельное” зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

- изоляция (чувство, что тебя не понимает, тобой не интересуется);

- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

3. Профилактика суицида в образовательной среде

Основой предотвращения суицидов является профилактика. За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Депрессия является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Поэтому профилактика депрессий у подростков является важной в профилактике суицидов. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребенку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка - сегодняшнего с подростком -вчерашним и настроить на позитивный образ подростка - завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе. Занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать в этот период физическое состояние подростка.

4. Оптимизация межличностных отношений в школе

Причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, поэтому необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления. Необходимо формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.)

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками;

- информировать учащихся о получении анонимной экстренной помощи по городскому “телефону доверия”;

- проводить классные часы на формирование положительных ценностных жизненных установок на темы: “Жизнь прекрасна”, “Мы голосуем за жизнь”, “Улыбка”, “Жизнь замечательных людей”, “Давайте говорить друг другу комплименты” и т.п.

Незнание ситуации, в которой находится ребенок, отсутствие контроля за посещаемостью и успеваемостью ученика – все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу, направленную на повышение групповой сплоченности и улучшение психологического климата в классном коллективе.

Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в своем письме о суицидальной ситуации в среде несовершеннолетних к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву предлагает разработать и принять федеральную целевую программу “Охрана психического здоровья детского населения страны на 2012-2016 годы”. Школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности. Поэтому проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы – эти мероприятия помогут снизить проблемы суицидального поведения. Для освоения детьми и подростками навыков успешного преодоления жизненных трудностей необходимы усилия не только родителей, но и других окружающих — друзей, учителей и персонала школ.

Профилактика здорового образа жизни, развитие личности каждого ребенка, формирование положительных ценностных жизненных установок, формирование, сохранение и развитие психологически здорового ребенка – являются приоритетными задачами в профилактике суицидального поведения школьников.

Суицидальную превенцию в школах следует осуществлять в тесном сотрудничестве с психиатрами, психологами, социальными педагогами и другими специалистами, которые могут оказать необходимую поддержку учащимся, их родителям и школьному персоналу при взаимодействии с суицидальной молодежью

Участники педсовета: администрация и педагогический коллектив школы, председатель Управляющего совета школы, члены Совета старшеклассников школы.

Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватманские листы и маркеры для работы в группах.

Форма проведения: педагогический совет на основе доклада.

Цель педсовета: к концу педагогического совета участники

План проведения педсовета:

II. Проектная часть:

III. Подведение итогов педсовета. Принятие решения.

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.

Ход педсовета сопровождается презентацией
(Приложение 6)

1. Вступительное слово директора школы:

По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя – уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2–3 местах.

Попытки осмыслить природу суицидов, делались очень давно (Булацель П.,1900). Но и в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.

Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что самоубийцы это душевно больные люди, а суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств.

Сторонники социальной концепции считают, что в основе суицидального поведения лежат проблемы взаимоотношения человека с социальной средой.

Дальнейшее развитие социальной и психологической концепции суицидов получило в работах отечественного психиатра А.Г. Амбрумовой (1981).

2. Выступление социального педагога школы с результатами анкетирования учащихся школы (Приложение 5).

Суицид – это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.

По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство
1 100 000 человек, среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).

Статистика суицида в подростковой среде:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
  • подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
  • подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
  • одаренные подростки;
  • подростки с плохой успеваемостью в школе;
  • подростки – жертвы насилия.

Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

Истинный суицид никогда не бывает спонтанным.

Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… То есть деструктивное, саморазрушающее поведение.

И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
  • Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
  • Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
  • Несчастная любовь, одиночество.
  • Страх перед будущим.
  • Потеря смысла жизни.
  • Воздействие искусства. Подражание кумирам. В Челябинске 15– летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания – напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее – странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Словесные признаки

  • Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
  • Шутит на тему самоубийства.
  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
  • Социально изолирован.
  • Живет в нестабильном состоянии.
  • Ощущает себя жертвой насилия.
  • Перенес тяжелую потерю.

Факторы риска совершения суицида

  • Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку – грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
  • Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
  • Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
  • Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
  • Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.
  1. Суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
  2. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.
  3. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.

Установка на практическую часть работы на педсовете.

Школа – это место, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Начните практическую часть вашей работы с ответа на три базовых вопроса:

  • Что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство подростка?
  • Что должно быть сделано, когда подросток угрожает покончить жизнь самоубийством?
  • Что необходимо делать, когда самоубийство произошло?

II. Проектная часть (40 минут)

III. Подведение итогов педсовета

Многое, из того, что нам взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложной ситуации нет.

Проект решения педсовета:

IV. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета

Участники педагогического совета заполняют листы рефлексии (Приложение 4), затем желающие высказывают своё мнение о ходе педсовета.

V. Организаторы педсовета благодарят педагогический коллектив за участие в работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоубийство означает, намеренное лишение себя жизни. В основе существования такого явления лежит:

- пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы (продумываются способы, время и место самоубийства);

- суицидальные намерения, предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента.

Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации традиционно называют предсуицидальным. (слайд №2)

В подростковом возрасте есть особенности, которые могут повлечь суицидальные действия:

2. Подростки не осознают необратимость смерти, у них ещё нет жизненного опыта, нет осведомлённости о пределах границы между жизнью и смерти.

3. Для подростка с его максимализмом, эгоцентричностью, неумением прогнозировать свою жизнь, создаётся ощущение безысходности, порождает чувство отчаяния, одиночества. Это делает конфликтную ситуацию суицидоопасной. (слайд №3)

Психологический смысл подросткового суицида: призыв, крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. А также может быть такой формой протеста, мести. Физическая смерть не всегда цель суицида. (слайд №4)

Условно выделяют три основные концепции: психопатологическую, психологическую и социальную.

Все эти концепции односторонние. Дальнейшим развитием социологической и психологической концепции являются работы отечественного психиатра Ашбрумовой, которая предлагает свою концепцию: суицидальные поведение согласно её концепции, ест следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта.

Таким образом, наиболее частые причины суицидов среди подростков относится: семейные конфликты и неблагополучие, боязнь насилия со стороны взрослых, бесстактным поведением отдельных педагогов, потеря любимого человека, уязвлённое чувство собственного достоинства.

В группу-риска подростков, склонных к суициду входят:

- дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности

- дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, а они в силу субъективных причин не могут их выполнить

- дети, с повышенной тревожностью и склонных к депрессии. (слайд №6)

Виды суицидального поведения:

Демонстративный вид иногда проявляется как способ своеобразного манипулирования (чаще со стороны людей, у которых просто нет других способов воздействия). Они не хотят умирать, просто так хотят наказать своих обидчиков или привлечь внимание.

Аффективный вид. Такие действия обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события.

Истинный вид не бывает спонтанный. Такому суициду всегда предшествуют угнетённое настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Словесные признаки: человек, готовящейся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Такие люди могут говорить напрямую о своём желании покончить жизнь самоубийством или косвенно намекать об этом могут шутить и интересоваться вопросами смерти. (слайд №8)

- раздают вещи другим, имеющим большую личную зависимость, мириться с давними врагами;

- демонстрировать радикальные перемены в поведении: в еде, во сне, во внешнем виде, в школьных привычках.

- признаки депрессии: угнетённость, беспомощность, безнадёжность. (слайд №9)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один на белом свете.

Основываясь на том, что в настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков, 6 место в мире среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии), возникает необходимость в организации деятельности по предупреждению и профилактике суицидального поведения.

В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении стимулирующих это явление факторов, так и о коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, психологи. Также работа организуется при сотрудничестве с правоохранительными органами, специалистами МУЗЦГБ, КДНиЗП, со службой телефона доверия, Центром диагностики и консультирования.

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что он не один на белом свете.

Основываясь на том, что в настоящее время Российская Федерация занимает 1 место в Европе по количеству суицидов среди детей и подростков, 6 место в мире среди всех возрастов (после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии), возникает необходимость в организации деятельности по предупреждению и профилактике суицидального поведения.

В связи с этим остро стоит вопрос, как об изучении стимулирующих это явление факторов, так и о коррекции суицидального поведения в детско-подростковой среде образовательного учреждения.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники образовательной деятельности: педагоги, учащиеся, родители, психологи. Также работа организуется при сотрудничестве с правоохранительными органами, специалистами МУЗЦГБ, КДНиЗП, со службой телефона доверия, Центром диагностики и консультирования.

В связи с этим, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

Также, специалисты в данной области утверждают, что отягощающими факторами риска суицида в большинстве случаев выступают школьная дезадаптация и трудности обучения, дисфункции семейных систем, необоснованно суровая и непоследовательная дисциплинарная практика, нервно-психические заболевания, поведенческие девиации. Это было учтено при организации профилактической работы в нашем образовательном учреждении.

В преддверье выпускных экзаменов (9, 11 классы) с учащимися проводится диагностическое обследование эмоционального состояния, и склонности к депрессивным состоянием. Со всеми выпускниками проводятся занятия с элементами тренинга, способствующие снятию эмоционального напряжения и обучению способам саморегуляции и самоконтроля.

Стоит отметить, что под особым вниманием находятся учащиеся, состоящие на всех видах учета, учащиеся из неблагополучных семей, приемные и опекаемые подростки; дети, родители которых находятся в разводе и, конечно же, одаренные ученики.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям: темы о здоровом образе жизни, дружбе, добра, взаимопонимания.

В работе с семьей используются разнообразные формы деятельности, то есть родительские собрания, лектории, консультации и занятия с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактики семейных конфликтов.

Классные руководители посещают семьи обучающихся с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.

Еще одна сложность в том, что не всегда удается с помощью диагностического инструментария выявить детей в состоянии эмоционального напряжения и предугадать возможный суицид.

Приложение 1.

План работы

по профилактике суицидального поведения учащихся

Цель деятельности: профилактика и преодоление социально-психологической дезадаптации.

Основные задачи:

оказать помощь в решении личностных проблем социализации и построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и сверстниками;

содействовать профилактике неврозов;

способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.

Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственные

Диагностическая работа

Особенности детско-родительских отношений

Ноябрь (повторно в течение года)

Удовлетворенности учащихся школьной жизнью и сформированности ученических коллективов.

Диагностика в рамках ВШК

Диагностика в рамках ВШК

Определение эмоционального состояния и личностных особенностей у подростков для профилактики суицидального поведения.

Читайте также: