Выступление на рмо заведующих доу
Обновлено: 16.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
РМО ВОСПИТАТЕЛЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Принцип организации развивающей среды в образовательном процессе в ДОУ в рамках ФГОС ДО
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:
ЗАВЕДУЮЩИЙ МАДОУ
МАРТЫНОВА Е.В.
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
В процессе перехода на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования возникает необходимость в использовании инновационных подходов к организации образовательного процесса в современной дошкольной образовательной организации
Одним из основных принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Индивидуализация образования.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
- индивидуально ориентированную помощь в реализации базовых потребностей
- создание условий для максимальной реализации заданных природой
(наследственных) способностей и возможностей, характерных для
- поддержку ребенка в духовном саморазвитии, развитии способности
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Проблема становится актуальной в новой траектории образовательного процесса , вариантов качественного изменения содержания воспитательно- образовательного процесса.
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны
Основные задачи педагогической поддержки:
– помощь ребенку в личностном выборе, соотнесение личностных и общественных потребностей;
– поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой;
– помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.
Основной педагогической тактикой является тактика поддержки ребенка (активности, инициативы, способностей)
Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Реализации принципа индивидуализации ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО
Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
Изменение содержания образовательной деятельности
Организация предметно- пространственной среды
Взаимодействие детского сада с семьей
Изменение образовательной деятельности возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предусматривающих открытое предметно-развивающее пространство или пространство детско-взрослого сообщества. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
Предметно-пространственной среда, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:
1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.
2 Этап- анализ полученной информации;
3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;
4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Мы рады вас видеть на заседании районного методического объединения педагогов дошкольного образования.
II. Теоретическая часть
В концепции обновления современного российского образования воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. Это обусловлено целым рядом проблем, с которыми сталкивается современное российское общество в целом и образовательные учреждения в частности.
Цели воспитания в разных социальных группах нашего общества: семьях и образовательных учреждениях порой различны – отсутствует согласованность целей. К ребенку предъявляются разные, часто взаимоисключающие требования. Все это приводит к отсутствию мотивации адекватного положительного поведения молодежи.
Изменения, произошедшие в обществе, несомненно, сказались на условиях организации воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Основная цель воспитания: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Отсюда главными задачами воспитательной работы с детьми является:
- развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать;
- освоение знаний об окружающем мире, о человеке;
- воспитание патриотических чувств;
- развитие потребности проявлять заботу о других;
- развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни;
- воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.
1. Одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание, которое направлено на гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе светской этики, патриотических и культурно-исторических традиций России.
Слово представляется: Баженовой Ольге Васильевне.
Вопросы к докладчику.
Решение: продолжать работу по духовно – нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста планомерно и целенаправленно.
2. Следующим основным направлением воспитательной работы детского сада является проведение мероприятий пропагандирующих основы безопасности дорожного движения, привития твёрдых навыков безопасного поведения дома, на улице, в обществе.
Слово представляется: Милюковой Ольге Михайловне.
Тема : Организация безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы к докладчику.
Решение: продолжать развивать навыки безопасного поведения детей дома, на улице, в обществе.
3. Проблема экологического воспитания существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений детского сада.
Слово представляется: Одиной Ольге Валентиновне.
Тема: Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Вопросы к докладчику.
Решение: В процессе решения задач по экологическому воспитанию - воспитать экологически грамотного человека , способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.
Спасибо докладчикам за содержательный и интересный материал.
А закончить наше заседание хочется повествованием одной легенды.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
“Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя:
любимым, красивым, нужным, а главное – успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 ноября в МБДОУ "Детский сад "Солнышко"прошло заседание методического объединения педагогов дошкольного образования
3 ноября в МБДОУ "Детский сад "Солнышко"прошло заседание методического объединения педагогов дошкольного образования.
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования.
Приказ о проведении районного методического объединения педагогов дошкольных групп
С целью совершенствования педагогического мастерства и повышении профессиональной компетенции педагогов МБДОУ.
Приказ УО от 22.05.2015г. №791 "Об итогах проведения заседаний районных методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций в мае 2015 года"
Приказ УО от 22.05.2015г. №791 "Об итогах проведения заседаний районных методических объединений педагогов дошкольных образовательных организаций в мае 2015 года".
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в рамках внедрения ФГОС ДО.
Индивидуализация ОД в ДОУ основывается на принятии уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов.
Изменение образовательного процесса возможно при совершенствовании условий жизнедеятельности детей в ДОУ, предметно – пространственная среда и пространство детско – взрослого сообщества.
Образовательный процесс выстраивается на основе вариативности форм и содержания работы с детьми, на деятельности, отражающие самоценность дошкольного возраста.
Слайд 2
Ребенок —это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Слайд 3
Модель индивидуализации образовательного процесса
поддержка индивидуальности ребенка
работа с семьей
Слайд 4
нормативно – правовая база
разработка методов и соблюдение принципов индивидуальной работы
использование новых методик и технологий
повышение квалификации педагогов ДОУ
Слайд 5
- ООП ДОУ и рабочие программы педагогов ДОУ;
- План работы методической службы
- Перспективный планы работы (специалисты, воспитатели)
- Циклограмма видов деятельности педагогов и детей
- Календарно – тематическое планирование
- блочно – тематическое планирование
Слайд 6
Виды индивидуальной работы
Коррекционная (развитие движений по заданию инструктора физкультуры по заданию учителя – логопеда; педагога-психолога; музыкального руководителя; по разделам программы)
Компенсирующая (вновь поступившие дети в ДОУ; дети, отсутствующие в ДОУ длительный период / санаторий, по болезни, отпуск родителей)
Дополнительная (развитие творчества /в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности работа с детьми с опережающим темпом развития (одаренные дети)
Слайд 7
Реализация принципа индивидуализации в ДОУ
- Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка
- Изменение содержания образовательной деятельности
- организация предметно- пространственной среды
- взаимодействие детского сада с семьей
Слайд 8 - 9
Известно, что развитие детей протекает не спонтанно, а определяется условиями жизни, поэтому в ДОУ необходимо создать условия (т. е открытые пространства) центры в которых, ребенку не должно быть запретных мест, игрушек, пособий. Взрослые содействуют в развитии детей.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе, включающий в себя:
-центр двигательной деятельности
-центр музыкально театрализованной деятельности
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности:
-центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
-центр правильной речи и моторики.
Каждая группа должна быть индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, и коллектива в целом (Например, если больше мальчиков – машинки, конструкторы….)
Слайд 10
Компоненты детской субкультуры
-В портфолио детей совместно с воспитателями и родителями фиксируют достижения детей (грамоты, рисунки).
Могут быть такие формы работы, как:
- Коллекционирование, газеты, мини- выставки
Слайд 11
Совместная воспитательная образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в режимных моментах, ОД, в ситуативных разговорах, в разных видах деятельности.
Слайд 12
Взаимодействие с семьей
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Формы работы с родителями:
- Домашние фото и видео проекты
- Распространение на флеши носителе
- Различные мероприятия, досуги
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволит учитывать интересы и социальную ситуацию развития воспитанников Д
Прикреплённые файлы:
Тема РМО на 25.11.2021г.
"Программа воспитания - как составная часть ООП"
1. Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы воспитания.- (заведующий М. С. Кожемякина МДОУ "Д/с "Радуга" п. Ивановский)
2. Алгоритм разработки рабочей программы воспитания (заведующий Т. А. Борко МДОУ "Д/с "Соловушка" п.Казанцевский)
3. Алгоритм разработки календарного плана воспитательной работы (заведующий А. К. Мамаева МДОУ "Д/с "Ромашка" п. Сухтелинский)
РМО заведующих МДОУ Верхнеуральского района запись закреплена
РМО заведующих МДОУ Верхнеуральского района запись закреплена
Дошкольник: играем, развиваемся, растём
РМО заведующих МДОУ Верхнеуральского района запись закреплена
Заведующие ДОУ, управление детским садом
Годовой план работы детского сада по ФГОС
- позволяет улучшить показатели труда педагогов,
- сформировать сетку мероприятий с участием воспитанников и их родителей,
- организовать взаимодействие с другими учреждениями.
План определяет ключевые направления работы педколлектива, распределяет ответственность за проведение мероприятий, позволяет реализовать воспитательно-образовательный процесс согласно нормам ФГОС и, кроме того, повышает дисциплинированность и ответственность сотрудников.
Показать полностью.
Годовой план развития ДОУ включает те задачи, которые необходимо решить в предстоящему учебном году, а также перечень мероприятий, направленных на повышение эффективности работы педагогов. В плане предусмотрены следующие разделы:
Подробный анализ работы за прошедший период. На основании данного анализа производится подготовка основного плана. В данном пункте присутствуют следующие подразделы:
- процент успешности выполнения задач;
- анализ эффективности мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, развитие их физической подготовки и социальных навыков;
-итоги мониторинга физического и умственного развития воспитанников;
- подготовка детей из выпускных групп к поступлению в СОШ;
- работа АХЧ.
Основные цели на предстоящий год.
Оптимальное количество задач в плане – от 3 до 5. Каждая из них должна быть емко и корректно обозначена. При постановке задач важно также предусмотреть механизмы их выполнения и критерии оценки.
Педагогическая работа – основные направления повышения ее эффективности. В данном разделе указываются темы для педсоветов, мероприятия по повышению квалификации педагогов и переподготовке, методические наработки.
Методы промежуточного оценивания – способы, позволяющие анализировать работу педсостава.
Общение с родителями воспитанников – родительские собрания, решение ключевых вопросов, семейные праздники и т.д.
Взаимодействие со сторонними организациями, в первую очередь, школами.
Административные вопросы:
документация,
безопасность труда в ДОУ,
организация питания,
ремонтные работы,
обновление инвентаря,
штатное расписание,
инвентаризация и др.
Специалисты также отмечают, что годовой план работы ДОУ должен включать, помимо приведенных выше разделов, следующие блоки:
- работа ясельной группы;
- совершенствование педагогических программ за счет привлечения консультантов и экспертов;
- разработка специализированных образовательных планов для детей с особыми потребностями.
Годовой план ДОУ в соответствии с ФГОС дает возможность осуществлять полноценный контроль работы сотрудников и выявлять проблемы и затруднения уже на ранних этапах. Во время подготовки плана важно предотвратить риски профессионального выгорания педагогов. С этой целью не следует стараться включить в план как можно больше задач и мероприятий. Напротив, целесообразно выделить несколько основных целей, а весь план разбить на логические блоки, определив критерии успешности и назначив ответственных лиц. Такой подход позволит наиболее грамотно построить педагогическую работу, при которой детский сад будет успешно функционировать.
Презентация "Дистанционное образование в ДОУ", заместитель заведующего МАДОУ детского сада № 573 "Мозаика" Евдокимова В.В.
1. Презентация заместителя заведующего МБДОУ компенсирующего вида № 342 Л.Ю. Лепилиной "Взаимодействие психолого-педагогического консилиума ДОУ с семьями детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
2. Презентация заместителя заведующего МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 49 Н.В. Сабировой
23 января 2020 года прошло методическое мероприятие заместителей заведующих ДОУ.
26 апреля 2019 года прошло методическое объединение заместителей заведующих ДОУ. Тема МО "Работа по ранней профорентации в условиях ФГОС ДО: формы и методы". Программа мероприятия была насыщенной. Главный специалист Управления образования Ленинского района Татьяна Сергеевна Банникова поздравила победителей районного конкурса педагогических достижений "Педагог ДОУ. Формула успеха".
В рамках встречи прошли мастер- классы, такие как: "Дошкольная инженерия", "Педагог - аниматор", "Мы - дизайнеры", "Кулинар". Мастер - классы подготовили педагоги МАДОУ № 53, 32 и 23.
В заключении встречи лучшие заместители заведующих ДОУ были награждены благодарностями, а также коллективы ДОО 119, 222, 53, 386, 73, 366, 233 награждены грамотами начальника Управления образования Ленинского района Т.В. Лежниной за лучшую организацию методической службы и значительные достижения в воспитании и образовании детей дошкольного возраста в 2018 - 2019 учебном году.
В рамках методического сопровождения педагогов было рассмотрено два вопроса:
Читайте также: