Выступление на педсовете гто в школе

Обновлено: 05.07.2024

учителя физической культуры Варфоломеевой Ларисы Петровны.

Вы знаете, что глава России Владимир Путин подписал указ о возрождении в стране норм ГТО – физкультурной программы советских времен по воспитанию патриотической молодежи.

Также глава государства добавил, что для развития массового спорта в России даже имеются финансовые средства, поскольку не все выделенные бюджетные средства на Игры в Сочи были израсходованы в 2014 году. Именно эти средства и планируется освоить для начала действия программы ГТО.

Здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, эти понятия пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро.

Что же такое комплекс ГТО?

Соответствие физической подготовки человека той или иной ступени называется комплексом ГТО. Всего ступеней 12, их разделение происходит в зависимости от возрастной группы участников. Комплекс ГТО в школах состоит из первых пяти ступеней:

I СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 1 - 2 классов, 6 - 8 лет)

II СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 3 - 4 классов, 9 - 10 лет)

III СТУПЕНЬ (мальчики и девочки 5 - 6 классов, 11 - 12 лет)

IV СТУПЕНЬ (юноши и девушки 7 - 9 классов, 13 - 15 лет)

V СТУПЕНЬ (юноши и девушки 10 - 11 классов, среднее профессиональное образование, 16 - 17 лет)

Для каждой ступени в соответствии с возрастом разработана тестирующая часть в которой точно указывается какие физические упражнения должен сдать ребёнок для получения значка: испытаний на скорость, гибкость, выносливость и силу. По результатам им присваиваются значки (бронзовый, серебряный, золотой), которые могут помочь при поступлении ребенка в вуз. За наличие значка ГТО абитуриенту начисляются дополнительные баллы, в соответствии с его категорией.

Все ли могут сдавать ГТО.

Основные принципы ГТО

Комплекс ГТО построен на принципах 4Д: доступность, добровольность, доступ врача, для здоровья. Только участие на добровольной основе в данном проекте может помочь добиться поставленной цели. А основной целью государства является воспитание здоровой нации. Добровольное участие может происходить через осознание человеком всей значимости данного мероприятия. Если ребенок с малого возраста будет заниматься спортом, то вопросы по табакокурению, алкогольной зависимости и употреблению наркотических средств в будущем должны сойти к минимуму. А это и есть главный аспект воспитания здоровой нации.

К сдаче нормативов ГТО в школах допускаются учащиеся основной группы здоровья, но при обязательном выполнении определенных условий. Учеником занятия физической культуры должны посещаться регулярно. Ребенок должен заниматься в спортивных секциях, соответствующих его группе здоровья. К сдаче ГТО допускаются учащиеся, имеющие соответствующее медицинское разрешение. Ребенок со слабым здоровьем не будет подвергаться физической нагрузке.

Физкультура — лучшее лекарство от любого недуга.

Введение ГТО в школах – это необходимый процесс для воспитания личности ребенка. Это помогает выработать у него такие человеческие качества, как выносливость, стремление работать над собой, желание быть здоровым и воспитывать здоровое поколение. Кроме того, данный комплекс способствует развитию не только физической функции организма, но и умственной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Формирование ЗОЖ учащихся через участие во ВФСК ГТО.doc

Выступление на заседании МО классных руководителей

учителя ОБЖ и физической культуры Копниной Л.Н.

Формирование ЗОЖ учащихся через участие во ВФСК ГТО

"Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”

За последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.
Одним из необходимых условий жизни является двигательная активность. Дозируемая физическая нагрузка является важнейшим фактором коррекции образа жизни, от которого в основном (на 50-55%) зависит здоровье, поэтому необходимо повышение двигательной активности детей. Движение – это жизнь. И наши дети должны двигаться, чтобы успешно развиваться во всех отношениях.

Цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Физическая культура и спорт рассматриваются как социальное явление, так как несут в себе основы здорового образа жизни у населения, продления активного периода жизни человека, отвлечение детей, подростков, юношей и девушек от негативных воздействий, к которым относятся курение, алкоголизм, наркомания и токсикомания, хулиганство и другие пагубные стороны социальной среды, формирует этику человеческих отношений, создает условия демографического развития.

Мониторинг состояния здоровья детей свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых детей не превышает 10%, у значительной части обследованных детей (70%) имеются множественные функциональные нарушения. При этом первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки, уплощение стопы, последствия перенесенного рахита). На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны органов пищеварения (кариес, дискинезии желчевыводящих путей), диагностирующиеся более чем у половины детей. У многих дошкольников регистрируются отклонения со стороны системы кровообращения (систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии), заболевания лор-органов. Отмечены негативные тенденции роста распространенности нарушений нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергопатологии.

Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать и основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму. Сдавшим нормы в зависимости от результата будут выдаваться значки золотой, серебряный, бронзовый. Уже со следующего учебного года Комплекс внедрят во всех Российских школах. И как сообщают эксперты, в будущем, успешная сдача норм ГТО даст дополнительные баллы для поступающих в высшие учебные заведения.

С 1июня 2015 года начал работу интернет-портал ГТО, где все желающие заведут себе личный кабинет, ознакомятся с условиями, временем и местом выполнения видов испытаний.

Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности – вот то, на что направлена реализация комплекса ГТО.

У всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл. Поскольку комплекс ГТО является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, который устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, значит каждый из нас будет иметь какое-то отношение к этому комплексу.

Основной проблемой внедрения Комплекса ГТО можно назвать саму необходимость внедрения данного комплекса. Сегодня все чаще можно услышать вопрос: зачем нам сдавать ГТО? Ответ на этот вопрос для каждого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Опрос показал, что таких больше, в частности в нашей школе, но есть и те, которые негативно относятся к сдаче норм ГТО.

Испытания комплекса ГТО направлены на обеспечение объективного контроля уровня развития основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты, координации и гибкости, а также уровня овладения прикладными умениями и навыками.

Процесс тестирования предусматривает предварительную подготовку, допуск врача и соревнования по выполнению нормативов.

Возрождение комплекса ГТО в учебных организациях принципиально важно для формирования у молодого поколения ЗОЖ, целеустремлённости и уверенности в своих силах.

Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.

За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.

В стране функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений. Развивают физическую культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в 170 тыс. учреждений, предприятий и организаций. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более 32 млн. человек, что составляет 22,5% общей численности населения страны.

Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.

Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.

Проект является практически значимым для учреждений системы школьного образования муниципального уровня.

Актуальность выбранной темы

Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отметим, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл.

Цели и задачи проекта

Цель: создание системы внедрения комплекса ГТО в МОУ СОШ №34 и разработка рекомендаций по ее реализации.

Задачи:

  • проанализировать теоретическую основу и практику использования предыдущих комплексов ГТО в нашей стране;
  • изучить нормативно-правовую базу, определяющую правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;
  • разработать дорожную карту внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;
  • разработать ресурсное обеспечение проекта;
  • рассмотреть возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.

Объект исследования: физкультурно-оздоровительное и военно-патриотическое направления деятельности.

Предмет исследования: внедрение комплекса ГТО в образовательном учреждении.

Новизна проекта заключается в возрождении системы комплекса ГТО в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта и потребностям общества.

Проект призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:

  • отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения;
  • недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой;
  • несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране;
  • недостаточная работа по пропаганде ценностей физкультуры и спорта как составляющей здорового образа жизни в средствах массовой информации.

Историческая справка

Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. В 1931 году значкистами ГТО стали 24 тысячи физкультурников, в 1932-м — 465 тысяч и в 1933 году 835 тысяч физкультурников. В 1932 году была введена 2-я ступень комплекса ГТО, содержащая 25 норм: 3 теоретических требования и 22 практических испытания по различным видам физических упражнений. Она была значительно сложнее. Сдать все нормативы можно было только при условии систематических тренировок.

Проектное решение

Система внедрения комплекса ГТО - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении.

В качестве базовых компонентов в системе внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении выделяем:

  • управленческий блок по организации эффективной деятельности по внедрению комплекса ГТО;
  • блок нормативно-правового и ресурсного обеспечения;
  • блок программно-методического, технологического и организационного обеспечения процесса проектирования системы внедрения ГТО;
  • блок информационного сопровождения и проведения информационно-разъяснительной работы;
  • блок мониторинговых процедур, обеспечивающих внедрение ГТО;
  • блок организации и проведения мероприятий спортивной и военно–патриотической направленности.

Создание управленческого блока обеспечивает организацию эффективной деятельности по внедрению комплекса ГТО в образовательном учреждении, который представлен следующей трехуровневой структурой:

Стратегический уровень: директор, управляющий совет, педагогический совет.

Тактический уровень: Центр внедрения комплекса ГТО, который создается на временной основе для организации и координации деятельности по внедрению комплекса ГТО. Основными функциями Центра являются:

  • разработка нормативных документов по внедрению комплекса ГТО;
  • осуществление методического сопровождения педагогов по вопросам внедрения комплекса ГТО;
  • организация информационного сопровождения и проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании
  • организация и проведение комплексного мониторинга, обеспечивающие внедрение комплекса ГТО.

Организационный уровень: методическое объединение преподавателей физической культуры и ОБЖ, орган студенческого самоуправления.

  • Созданная интегративная управленческая модель, в которой с разными функциями, но на равных правах участвуют педагоги, администрация, обучающиеся и родители (законные представители). Каждый элемент этой управленческой структуры имеет свой функционал и отвечает за свой участок работы.

Основные параметры управления:

  • обеспечение целенаправленности, организованности, экономичности ожидаемого результата;
  • свойства управления: активность, прогностичность, интегративность, демократичность;
  • управленческие действия: анализ, планирование, организация, руководство, контроль.

Кроме функциональной управленческой структуры осуществляется специальная процедура управления - мониторинг степени участия всех участников образовательного процесса во внедрении комплекса ГТО.

Предполагается регулярное проведение мониторинга эффективности реализуемых в рамках проекта мероприятий на основе перечня показателей, разработанных в ходе первого этапа реализации проекта. На основании данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий проекта, а также в их ресурсное обеспечение вносятся своевременные корректировки, проводится уточнение показателей и затрат на мероприятия проекта.
Система работы по внедрению комплекса ГТО в образовательном учреждении представлена в дорожной карте.

Описание ожидаемых результатов

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Сформированная система стимулов для всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой, участию в общественной и спортивной жизни образовательного учреждения, успешному прохождению тестирования по комплексу ГТО.
  • Методические рекомендации для преподавателей физкультуры по работе с обучающимися, неспособными успешно выполнять нормативы комплекса ГТО.
  • Методические рекомендации по эффективным способам и формам информационно-разъяснительной и PR-кампании по внедрению ГТО.
  • Рост профессионального мастерства преподавателей физической культуры, педагогов дополнительного образования.
  • Увеличение числа преподавателей, разрабатывающих авторские программы, курсы, модули в рамках внедрения ГТО.
  • Повышение мотивации обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщение к спорту.
  • Вовлеченность обучающихся в непрерывный тренировочный процесс и соревновательную деятельность.
  • Высокий уровень общефизического развития участников образовательного процесса.
  • Удовлетворенность участников образовательного процесса функционированием инфраструктуры спортивно – оздоровительной среды колледжа.
  • Уменьшение числа заболеваний обучающихся по отношению к 2018 году на 30%.

К эффективности реализации проекта следует отнести повышение уровня физической подготовленности всех участников образовательного процесса, уровня профессионального мастерства педагогов.

Мотивы и стимулы реализации проекта

Комплекс как социально-культурное явление должен стать важнейшей частью физической культуры личности и общества и выступить фактором, объединяющим и стимулирующим интересы всех категорий граждан.

Для каждой социально-демографической группы граждан, а также организаторов процессов, активно участвующих в выполнении комплекса ГТО, включить различные системы мотивации:

  • система мер награждения и поощрения обучающихся, успешно выполняющих нормы ГТО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • система мер награждения и поощрения организаторов и активных участников внедрения Комплекса на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
  • проведение всероссийских конкурсов на лучшую организацию работы среди субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций и ведомств по созданию условий для внедрения Комплекса среди различных категорий и групп населения;
  • льготное использование объектов спорта при проведении мероприятий Комплекса;
  • морально-материальное стимулирование лиц, участвующих в подготовке и успешном выполнении норм ГТО, а также предоставление льгот при посещении фитнес-клубов, спортивных залов, бассейнов и других объектов спорта (по решению муниципальных органов власти и собственников объектов);
  • учет сведений об индивидуальных достижениях, результатах выполнения нормативов ГТО при поступлении на обучение по программам профессионального образования.

Заключение

В данном проекте проанализирована теоретическая основа и практика использования комплекса ГТО в образовательных учреждениях, изучена нормативно-правовая база, определяющая правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении, разработана дорожная карта по внедрению комплекса ГТО, представлено ресурсное обеспечение проекта, рассмотрены возможные риски реализации проекта и пути их минимизации.

Предложенная дорожная карта позволит внедрить систему подготовки обучающихся к сдаче нормативов ГТО эффективно.

Ожидаемая оценка экономической эффективности проекта представляется очень высокой в связи с тем, что для его внедрения достаточно тех ресурсов, которые уже есть в школе. Системная работа по внедрению данного проекта предполагает повышение мотивации участников образовательного процесса со стороны обучающихся и преподавателей.

Реализация предложенного проекта будет способствовать модернизации системы физкультурно-спортивного движения, созданию эффективной системы физического воспитания и развития массового спорта. Это существенно повысит возможности использования средств физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии страны, активном вовлечении граждан Российской Федерации в систематические занятия физической культурой и спортом.

Нормативно-правовые документы

THE COMPLEX TRP AS THE BASIS OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

Marchenko Irina Nikolaevna, the teacher of physical culture

Vasily Shlykov Kimovich, honored teacher of the Russian Federation

Municipal educational institution "secondary school № 100 of the Kirov district of Volgograd"

Anatasia: This article briefly reveals the importance and need for a large-scale project in physical education. The all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (TRP) is considered as the core of physical, spiritual, moral and Patriotic education of students MOU secondary school № 100 in the city of Volgograd .Ready for labor and defense, indeed, plays an important role in society. The main goal is the proof of the utility of this complex for young people, especially students.

Keywords: UFSK "TRP" physical development, health, physical culture, healthy lifestyle.

В настоящее время специалисты в области физического воспитания и спорта все настойчивее обращают внимание на то, что задачи модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе физического воспитания учащихся. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении молодого поколения, неизмеримо велика. Физическая культура играет значительную роль в формировании навыков здорового образа жизни.

На слабую физическую подготовленность современных школьников указывают многие авторы (П.А. Виноградов, Н.В. Паршикова 2002, С.И. Изаак, В.А. Кабачков, А.Н. Тяпин, 2002, В.А. Кабачков, Ю.П. Пузырь, 2006 и др.).

Задачи проекта

4. Разработать дорожную карту внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;

4. Формировать у учащихся осознанные потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни;

6. Создать школьный спортивный клуб.

Особое внимание уделялось также следующим категориям учащихся:

- учащимся, немотивированным к занятиям спортом;

- детям из неблагополучных семей;

- детям со сниженным иммунитетом.

Предполагаемый результат

-положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через участие в предлагаемых спортивных мероприятий и регулярных занятиях спортом в объединениях физкультурно-спортивной направленности.

- повысит мотивацию неспортивных обучающихся к физической культуре и здоровому образу жизни, их приобщит к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

- повысит у учащихся иммунитет, снизит заболеваемость школьников по отношению к 2015 году и будет прослеживаться положительная динамика физического развития участников образовательного процесса;

- позволит активнее участвовать родителям в школьной жизни ребенка, в том числе спортивной.

- профилактика вредных привычек, формирование потребности в здоровом образе жизни;

В процессе работы нами были использованы следующие методы:

1. теоретический : изучение и анализ литературных источников, газет и информации статей сайтов об истории ГТО, нормативных документов по внедрению ВФСК ГТО – федерального, регионального, муниципального уровней. На основании которых, разработаны школьные нормативные документы

2 . эмпирический : интервью, социологический опрос-анкетирование .

- статистическая обработка полученных данных (сравнение, анализ и обобщение полученной информации);

- практические (разработка анкеты для проведения опроса; проведение анкетирования среди учащихся 1-11-х классов; провести обобщение и анализ результатов опроса;

Деятельность в рамках данного проекта проходила с 1 сентября 2016 года по 15 мая 2018 года. Для решения задач проекта предлагалось организовать работу по четырем взаимодополняющим, неразрывно связанным между собой направлениям:

1. Регулярное тестирование учащихся.

2. Организация в школе работы спортивного клуба.

3. Вовлечение учащихся в соревновательную и физкультурно - массовую деятельность.

4. Информационное сопровождение и проведение масштабной информационно-разъяснительной и PR-кампании.

2. Разработка и распространение информационно-пропагандистских материалов, направленных на привлечение всех категорий учащихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО;

- линейка - открытие проекта и выступления инициативных групп перед обучающимися, с целью повышения информированности;

3. мониторинг материально-технической, спортивной базы в образовательной организации;

Читайте также: