Выставка театральной куклы в доу

Обновлено: 08.07.2024

Цель занятия . Познакомить детей с театральными терминами: зрители, актёры, аплодисменты, зрительный зал; с театральными куклами: марионетками, тростевыми. Обогащать знания детей о способах кукловождения театральных кукол. Воспитывать культуру поведения в музее.

Ход занятия – экскурсии

Занятие начинается в группе.

Воспитатель . А вы помните правила поведения в музее? Давайте их назовём.

Дети вспоминают правила поведения в музее.

У входа в музей детей встречает Петрушка (тростевая кукла).

Петрушка. Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы приняли моё приглашение, потому что мне очень хочется познакомить вас с моими друзьями, куклами. Только не шумите, они очень боятся шума и крика, от них они могут заболеть. Договорились? Тогда проходите!

Петрушка . Открывается дверь в наш музей!

Заходи, посмотри поскорей,

Сколько разных здесь кукол живут,

В гости вас уж давно они ждут!

Спасибо, Петрушка, что ты позвал ребяток, я их познакомлю с твоими друзьями.

(Петрушку ставит к остальным куклам).

А теперь посмотрим вот сюда. Здесь живут другие куклы. Вы познакомились с ними, когда немного подросли. Посмотрите, сколько их! И у всех есть…(показывает палочку)…Что это? (ответы детей). По-другому палочка называется гапит. Поэтому и куклы называются…помогайте мне! Да, куклы на гапите.

А здесь расположились куклы-марионетки. Посмотрите, у них к ручкам и ножкам привязаны ниточки, совсем как в песне.

Вот по такой ниточке не хотела ходить кукла, она хотела двигаться сама, как живая. Куклы-марионетки более подвижные, чем куклы на гапите: у них могут двигаться и руки, и ноги, посмотрите (показывает).

Ребята, скажите, кем были Ирина и Марина? (Ответы детей). Да, они были артистами-кукловодами. А мы с вами были…зрителями. Да, в театре обязательно есть артисты – они выступают на сцене, — и зрители, которые сидят в зале и смотрят спектакль.

Дети, а вы обратили внимание на кукол, к рукам которых прикреплены не ниточки, а тоненькие палочки – трости? Да, вот эти куклы. Они относятся к верховым куклам, как и куклы на гапите, но у них можно двигать и руки, и голову, посмотрите. Такие куклы называются тростевыми. Она как живая. Наш Петрушка – это тоже тростевая кукла (берёт Петрушку), и сейчас Петрушка вам что-то хочет сказать.

В театре всё готово!

За вежливое слово!

Ребята, Петрушка приглашает вас на кукольное представление в театр. Но сначала нужно купить билеты. Вместо денег – вежливое слово.

Вежливое слово называйте,

Проходите, не стесняйтесь!

В зрительном зале располагайтесь!

Желаю приятного просмотра!

Вот и закончилась наша экскурсия. Куклы в нашем Музее всегда ждут вас в гости. До новых встреч!


Цель : Главной целью мы ставим развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства .

1. Приобщение детей к миру искусства, миру театра .

2. Развитие моторики, речи, предоставление условий для самостоятельной игры, и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок) .

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

• Принцип опоры на интересы ребёнка;

• Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

• Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Пальчиковые куклы , настольный театр , куклы ручной работы , маски.

Дата создания мини музея

Структура управления музеем :

Руководители музея планируют, координируют, контролируют работу в музее.

Аспекты музейной деятельности

Мини – музей театрального искусства помог заинтересовать детей миром театра, развить детское воображение.

При создании музея мы использовали принцип деятельности и интерактивности, принцип динамичности и вариативности, принцип разнообразия. Они позволяют ребенку реализовать себя, поддерживают творческую инициативу, дают возможность по своему желанию принять участие в создании экспонатов, игрушек для дальнейшего творчества.

Мини – музей помог решить задачи многих разделов основных программ дошкольного образования. Например, по развитию речи, творчества, овладению навыками коммуникации, а также реализовать педагогическую технологию по театрализованной деятельности, которые развивают личность ребенка, прививают устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуют артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждают их к созданию новых образов. Учитывая специфику дошкольного возраста мини – музеи театра вызывают у детей наибольший интерес, так как дети могут поиграть.

Важная особенность мини -музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Каждый мини -музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини -музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини -музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

• является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

• способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

• помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

• мини -музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы детей с ОВЗ

Оформление музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

Музей расположен на двух скрепленных полках. На данных полках размещены театральные экспонаты.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием театральных кукол для разнообразной театральной деятельности . Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию у дошкольников творческих способностей театральной деятельности .

2.2. Задачами музея являются :

• Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде театрализованной деятельности .

• Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу :

• Изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;

• Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);

• Обеспечивает сохранность музейных предметов;

• Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;

• Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.

• Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

• 4. Руководство работой музея

• 4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководят музеем воспитатели. Педагогическое руководство работой музея осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующей дошкольного учреждения.

• 4.2. Заведующая рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея.

План работы по созданию мини – музея

1. Подготовительный этап :

Содержание работы - родительское собрание, анкетирование.

Сроки реализации - октябрь 2017г.

Ожидаемый результат- 1).Определение темы и название музея. 2). Выбор места размещения.

1).Сбор и изготовление экспонатов (в течение года) .

2). Оформление музея (февраль) .

Ожидаемый результат-Создание мини - музея .

3. Подведение итогов :

1. Проведение экскурсий в мини музей . (Май) .

Результат : Дети экскурсоводы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ

Октябрь : анкетирование родителей.

Задача : отслеживание мнения родителей по данному направлению работы.

Задачи: р азвивать мелкую моторику рук в сочетании с речью. Учить детей разыгрывать

небольшие постановки, сценок, сказок при помощи пальчикового театра ;

Развивать : речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

Задачи : воспитания любви к театру , умение называть предметы театрально - игрового оборудования.

Участники : воспитатель, дети.

Задача: Познакомить детей с приемами кукловождения, познакомить с разными видами театральной игрушки.

Участники : воспитатель ,дети.

Задачи : вызвать у детей интерес к сказке, привлечь к игре-драматизации по сказке.

Участники : воспитатель ,дети.

Март :игра с куклой-марионеткой .

Задача : развивать воображение, речь, способность управлять куклой марионеткой .

Участники : Воспитатель, дети.

Май :18 мая – Международный день музеев. Экскурсия в музей кукол для детей средних и старших групп.

Задачи :содействовать развитию эстетического восприятия образцов театральной куклы , способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Участники : руководители мини-музея , воспитатели, дети.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экскурсии в мини-музей "Театральная кукла"

Цель работы: сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных.


Мини-музей русской народной куклы.

Музей для детей старшей группы.


Мини - музей народной тряпичной куклы

Мини - музей народной тряпичной куклы.


презентация мини - музей "Моя любимая кукла"

презентация мини - музея "Моя любимая кукла".


Проект на тему мини-музей "Русская обрядовая кукла"

Мини-музей в детском саду "Русская обрядовая кукла".


Мини-музей "В мире куклы"

Цель мини-музея:- познакомить детей с историей создания кукол.Задачи:- вызвать интерес у дошкольников и их родителей к созданию мини-музеям, художественно-эстетическим выставкам;- расширить кругозор д.















Положение конкурса для детей и родителей

Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Театральная кукла, как и любая другая, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса.

Цель: содействовать развитию интереса дошкольников к театральному искусству и расширению знаний ребенка о театральных куклах и атрибутах.

1. Развитие эстетического восприятия, творческого воображения, художественного образного мышления воспитанников.

2. Формирование навыков работы с различными материалами (ткань, картон, бумага, бросовый материал).

3. Приобщение родителей и педагогов к совместной художественно-творческой деятельности с детьми.

3. Организация конкурса.

Подготовку, организацию и общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет в составе:

Старший воспитатель – Боркова О.Е.

Воспитатели всех групп

Непосредственное оценивание результатов конкурса возлагается на жюри. В состав жюри войдут представители администрации МАДОУ, педагоги, родители.

Конкурс проводится с 14.01.2019г. по 28.02.2019г.

Участниками конкурса являются дети и их родители, педагоги МАДОУ.

I этап – организационный (14.01-21.01.2019г.)

– расширение и уточнение представлений детей и родителей о театральных куклах, атрибутах и их значении в театрализованной деятельности детей и взрослых (материал для родителей представлен в виде ширм, консультаций, статей, для детей – в беседах, совместной деятельности и др. формах работы).

Задание: изготовить театральную куклу, атрибут или театр любого вида, сделать презентацию (название, ФИО изготовителя), возможны дополнительные сведения: сказки, стихи, песни, диалоги собственного сочинения для использования в игровой деятельности.

Игрушка может быть изготовлена из любого доступного экологически чистого материала (ткань, вата, шерсть, нитки, глина, дерево, солома, тесто, бумага). Можно представить разные виды театра: пальчиковый (фетр, вязанный), варежковый театр, театр-кукол би-ба-бо, настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе, театр масок, штоковая кукла, театр оригами, театр марионеток, тряпичные куклы, театр на палочках.

II этап – исполнительский (21.01-25.02.2019г.)

– изготовление театральных кукол, атрибутов или театра любого вида.

III этап – оценочный (26.02-28.02.2019г.)

– оценивание жюри предоставленных на конкурс работ.

2. Использование экологически чистых материалов.

3. Участие детей в создании кукол, игрушек.

4. Творческий подход к изготовлению, использование нетрадиционных материалов, технологий в изготовлении.

8. Возможности использования театральной куклы, атрибута в игровой деятельности детей в группе

• Диплом за оригинальность театральной игрушки

• Диплом за творческий подход к созданию театральной игрушки

• Диплом за лучшее совместное творчество детей и родителей в создании театральной игрушки

• Диплом за активное участие детей в создание театральной игрушки

• Диплом за создание экологически чистой театральной игрушки

• Диплом за возможность широкого использования театральной игрушки в деятельности детей


Название проекта: Платковый театр;

Тип проекта: познавательно-творческий, ролево-игровой;

Продолжительность проекта: долгосрочный;

Автор и участники проекта: Воспитатель-Михайлова Е.Н, дети 2-3 лет, родители воспитанников;

Цель проекта: Развитие личностных качеств ребенка, его творчества через совместную театрализованную деятельность со взрослыми;

Актуальность:

Полноценное образование ребенка младшего дошкольного возраста возможно лишь при условии психологического комфорта ребенка в процессе общения со сверстниками, взрослыми в детском саду и семье.

Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стрессовое состояние. Адаптация проходит сложно, с массой негативных изменений в детском организме, что проявляется в поведении ребенка.
В период поступления ребенка в детский сад адаптационный период наступает не только у него, но и у родителей.

Ситуация затяжной адаптации детей и родителей к условиям ДОУ не способствует полноценному развитию детей. Поэтому имеется необходимость в облегчении адаптационного периода. Сделать это можно добиваясь эмоционального комфорта детей и вовлекая родителей в образовательный процесс через совместную театрализованную деятельность с детьми. Поэтому, становится особо актуальным создание условий для театрализованной деятельности на территории детского сада.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.

В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй, что очень важно в этом возрасте. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

В своей работе захотелось внести свежую струю, создать куклу, которая поможет решать все педагогические задачи.

Платковые куклы-яркие и зрелищные, являются настоящим украшением театральной постановки, досуга детей, как сюрпризный момент любого занятия.

Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Играя с этими куклами, дети становятся инициативными, коммуникабельными.

Задачи проекта:

1.Приобщать к разнообразному кукольному миру детства, вызвать интерес у детей к куклам платкового театра;

  1. Стимулировать активность и творчество детей в создании различных образов, использовать их в различных видах деятельности;
  1. Обучать родителей средствам и способам взаимодействия с ребенком в процессе театрализованной деятельности;
  2. Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных театрализованных мероприятий с использованием платковых кукол;

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие

  • Активное включение детей в театрализованную деятельность в рамках НОД, в совместную и самостоятельную деятельность;
  • Формировать умение выполнять действия, соответственно игровому правилу;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

Формировать представления об окружающем мире, расширение кругозора детей посредством платкового театра;

Стимулировать игровые действия, соответствующие тексту знакомых сказок, песенок, потешек;

  • Развивать и обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих объекты окружающего мира, глаголов, обозначающих действия животных;
  • Стимулировать ребенка повторять вслед за взрослым отдельные слова и выражения из стихов, потешек, сказок;

Чтение художественной литературы

  • Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы, вызвать интерес к ним;
  • Формировать целостную картину мира, посредством чтения детской художественной литературы;
  • Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по его содержанию;
  • Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках и поделках;
  • Поддерживать интерес к совместным музыкально-ритмичным играм, используя платковые куклы;
  • Формировать навык более точного выполнения танцевальных движений, передающих характер изображаемых кукол;
  • Накопливать и обогащать двигательный опыт детей посредством подвижных, хороводных игр, развлечений с родителями;
  • Учить выполнять движения в соответствии с текстом;
  • Развивать мелкую моторику рук: координации движений, снятие мышечного напряжения;

Ожидаемый результат:

Формы совместной деятельности:

  • Кукольные представления;
  • Игры-этюды с платковыми куклами;
  • Игры-забавы с платковыми куклами;
  • Подвижные игры;
  • Инсценировка эпизодов сказки;
  • Пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика;
  • Вечера развлечений c участием родителей;
  • Cюжетные игры с платковыми куклами;

Продукты проекта – Театр платковых кукол;

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный;
  2. Основной;
  3. Заключительный.

Подготовительный этап:

  • Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков методом наблюдения, игр с различными видами театра;
  • Разработка паспорта проекта: определение целей и задач проекта, разработка сценариев досугов, кукольных спектаклей совместно с родителями, обновление картотек игр на развитие эмоциональной сферы, воображения детей;
  • Составление перспективного плана театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
  • Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей;

Основной этап:

Заключительный этап:

Итоги проекта:

Для детей

  • Дети адаптируются к условиям ДОУ;
  • Обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с театрализованной куклой;
  • Сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
  • Пополнение театрального уголка атрибутами к сказкам и персонажами платкового театра;
  • В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами платкового театра;

Для родителей

  • Сближение родителей между собой и педагогом в процессе изготовления платковой куклы;
  • Обогащение детско-родительских отношений в процессе совместной театрализованной деятельности;

Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:

  • Учет основной (игровой) деятельности дошкольника;
  • Сочетание реализма и воображения;
  • Взаимосвязь всех участников творческого обучающего развивающего процесса;

Способы использования платковых кукол в разных видах деятельности:

  • Сюрпризный момент в НОД;
  • Организация режимных моментов в группе;
  • Организация досуга, спектакля для детей;
  • Организация сюжетно-ролевой игры;
  • Использование платковых кукол в трудовой, самостоятельной деятельности;
  • Использование куклы на прогулке, экскурсии;

Алгоритм использования платковых кукол с детьми раннего возраста

  1. Сюрпризное использование платковой куклы
  2. Обыгрывание платковой куклы (импровизация)
  3. Сюжетно-игровая деятельность (инсценировки с платковой куклой)
  4. Использование эмоциональных, имитационно-игровых упражнений для развития выразительного образа платковой куклы.
  5. Использование платковых кукол в театрализованной деятельности.

Перспективный план работы с родителями на 2019– 2020 год.

(Совместная работа детей с родителями в подборе материала к костюму зайца и изготовлении атрибутов-морковок для платковой куклы)

(Изготовление пальчикового театра для дидактической платковой куклы)

Список литературы:

1.Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 2-7 лет/ сост. О.П. Власенко.-Волгоград: Учитель, 2009

Читайте также: