Высшая школа в россии когда появилась

Обновлено: 04.07.2024

Стараниями нашего министерства образования 99% населения России без единого колебания отвечают на этот вопрос, что:

Да-да, так отвечают не только простые граждане, но даже большинство справочников и учебников! При этом авторов книг и сайтов ничуть не смущает даже тот факт, что даже в официальной биографии Михаила Ломоносова, каковая зачастую публикуется в тех же источниках на соседней странице указывается, что сам Ломоносов учился — угадайте, где?

Чем дальше, чем страннее, правильно?

Так когда в России появился первый университет?

Дабы не множить путаницы, начнем по порядку.

И ко всей этой коллекции стоит добавить старообрядческо-начетническую школу протопопа Аввакума, основанную в 1652 году.

Кстати, именно это являлось отличительной чертой всех российских университетов — они предназначались для детей всех сословий, и в них бок о бок могли учиться простой рыбак, родовитый боярин и казацкий отпрыск. И, как ни странно — ничего. Никаких скандалов.

В XVII веке в России сложилась уникальная ситуация, когда в стране не просто существовало высшее образование. В России шла острая конкуренция сразу нескольких направлений в высшем образовании! Это:

— латинофильское течение Симеона Полоцкого,

— византийско-русское учение, разработанное Федором Ртищевым,

— греческая школа братьев Лихуды и.

Таким образом, список первых университетов, если не обращать внимание на мелкие провинциальные и быстро закрывшиеся вузы выглядит так:

Забавная деталь: в первое столетие существования МГУ в нем обучалось вдвое меньше студентов, нежели за сто лет до того в училище Федора Ртищева — 80-100 юношей против примерно двухсот.

Однако достижения допетровской Руси крайне не нравятся Российскому Министерству Образования — и потому все успехи Федора Ртищева оно изо всех сил, со всем старанием затерло обеими ногами.

Так что забыть — и растереть!

При таком старании Российского Министерства Образования изгадить и принизить русскую историю нет ничего удивительного, что в головах получивших российское обучение граждан первым русским университетом по сей день считается всего лишь один из многих вузов, начавший свою работу через сто лет после возникновения более ранних и крупных высших учебных заведений.

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество граждан из зарубежных стран. Подготовка ведется в нескольких направлениях: медицинском, инженерно-техническом, финансово-экономическом и гуманитарном. Существующие сегодня дисциплины позволяют получить высшее образование по любой специальности и абсолютно каждому, кто имеет аттестат об окончании среднего (школы) или специального учебного заведения (ПТУ).

Высшая школа России

высшее образование в России

Фундамент российского высшего образования базируется на всемирно известной школе, уникальных знаниях и открытиях русских ученых, а также на непреодолимой тяге наших предшественников к наукам.

Высшее образование в России – это не пустой звук. Оно подкреплено практическими навыками высококвалифицированных преподавателей, многие из которых имеют степень кандидата, доктора наук, а некоторые – носят гордое звание профессора. Высшая школа дает возможность не только получить хорошие знания, умения, профессиональные навыки, но и престижное образование, поскольку диплом российского образца ценится во многих иностранных государствах.

Россия – это страна с многовековой историей, традициями, культурным наследием, несравненной природой и ее богатствами, со своим укладом, обычаями и национальными особенностями. Получая высшее образование, человек незаметно для себя становится частью всего этого могущества, приобщается к опыту поколений, истории, становясь частичкой русской души.

Система высшего образования в России

система высшего образования в России

Как ни крути, тема высшего образования неразрывно связана с историей. В частности, с историей его становления. Та система, которая сложилась на сегодняшний день, появилась ни сразу. Она вырабатывалась столетиями, достигалась годами.

Несколько иначе обстоит дело, если вы решили получать высшее образование в медицинском институте. В этом случае время обучения зависит от выбранной специализации: диплом клинического психолога, фармацевта или стоматолога студент получает через пять лет. По курсу педиатрии, спортивной медицины и лечебному делу ему необходимо проучиться шесть лет. Далее образование в высшем медицинском учебном заведении можно продолжить, поступив в интернатуру (1 год). В зависимости от специальности и пожеланий доктора можно закончить клиническую ординатуру (от 2 до 5 лет). Или поступить в аспирантуру, срок обучения в ней составляет три года.

Основные моменты в системе ВО

Учебный год в российских высших школах длится с 1 сентября по 30 июня. Он разделен на два семестра, каждый из которых заканчивается сессией (зимней и летней). Во время нее студенты сдают многочисленные зачеты, экзамены по прошедшим ранее дисциплинам. Каникулы у студентов, получающих высшее образование, тоже есть. И начинаются они как раз после сессий. Зимние длятся две-три недели, летние – два месяца. Самые сложные экзаменационные испытания студент проходит в последний год своего обучения. Зимой он сдает госэкзамены, они включают в себя вопросы по всем изученным дисциплинам. И летом защищает свою самостоятельную дипломную работу.

Обучение в российских университетах осуществляется на русском языке и ведется по трем формам обучения: очной (дневной), заочной (позволяет параллельно с учебой работать) и вечерней (проводится в вечернее время или выходные дни). В последнее время многие негосударственные высшие школы практикуют дистанционную форму обучения, при которой человек живет в другом городе (чаще провинции) и получает задания на дом, периодически приезжая на сессию. По этой же системе занятия могут осуществляться через скайп, если, например, говорить об изучении иностранных языков.

высшее образование в современной России

По окончании университета выпускник получает российский диплом государственного образца с указанием квалификации. И, как правило, документ с отличием имеет красный цвет, в остальных же случаях – синий. Важно знать, что в настоящее время наши дипломы считаются действительными во всех странах мира.

Система оценок

Как развивалось высшее образование

Это достаточно объемная тема. Ее можно было бы выделить в отдельную публикацию или даже книгу, но попытаемся уложиться в рамки одного подраздела статьи. Зарождение и развитие высшего образования в России началось примерно в XI-XII веках и постоянно зависело от ряда факторов. Во-первых, разные области жизнедеятельности человека (наука, культура, мореплавание, торговля и другие) не стояли на месте, а развивались, следовательно, общество уже нуждалось в более квалифицированных кадрах. Во-вторых, само российское окружение требовало дальнейшего формирования в плане освоения наук, поскольку шел обмен опытом с другими странами, активно изучались языки. Особенно заметно это происходило во времена Петра I.

высшее профессиональное образование в России

Нельзя не учитывать тот факт, что большой вклад в развитие высшей школы внесли русские деятели, просветители, математики, химики, философы, мыслители: Ковалевский, Ломоносов, Радищев, Лобачевский, Писарев, Белинский, Герцен, Добролюбов, Тимирязев, Пирогов, Менделеев и многие-многие другие. В то же время на высшее образование в России сильно повлияло учение К. Маркса и Ф. Энгельса. А Михаил Васильевич Ломоносов, например, как никто другой, стремился избавить сферу учения от схоластических взглядов, навязываемых до этого церковью, и старался сделать образование более светским. Кроме этого, он составлял учебные программы, пытаясь сделать так, чтобы ученики получали не только теоретические знания, но и обучались практическим навыкам, участвовали в лабораторных опытах и экспериментах. А в 1755 году открылся Московский университет имени Ломоносова (МГУ), который являлся, пожалуй, самым классическим примером учебного заведения, где и сегодня можно получить российское высшее образование в полном его понимании.

Немного истории…

Развитие и история высшего образования в России также тесно переплетаются с событиями, которые постоянно происходили на территории страны и за ее пределами. Например, вслед за промышленным переворотом в Европе наша держава тоже претерпевает свои изменения, в частности, основывается Ленинградский горный институт, который стал прародителем высшего технического образования в России. В основном в горном училище (так называли его в те времена) преподавались математические дисциплины: алгебра, геометрия, архитектура, металлургия, минералогия, химия, физика, иностранные языки. Такое разнообразие точных наук помогало получать достойное и разностороннее образование. Россия, как и многие другие страны, пыталась сделать обучение доступным для женской половины. Окончательно это стало возможным после Великой Октябрьской социалистической революции. В это же время перед высшим образованием встали другие цели и задачи. Планировалось строить совершенно новое общество посредством целенаправленного воспитания молодежи и введения коренных изменений в процесс обучения.

развитие высшего образования в России

Во времена СССР получение высшего образования тесно было связано с планами развития общества и всех отраслей народного хозяйства. Достаточно вспомнить ежегодные выезды студенческих бригад на картошку или обязательное активное участие в делах профсоюза. Перед высшими школами главной задачей было повышение уровня подготовки будущих специалистов, а также привлечение как можно большего количества людей из народа к получению качественного образования. В связи с этим был принят ряд мер: введение льгот, предоставление бесплатного общежития, а само обучение тоже было не платным и осуществлялось оно на 70 языках. В период Советского Союза высшее образование в России становится доступным для всех граждан, имеющих аттестат об окончании школы.

Высшее образование в современной России

Система высшего образования в России развивается в соответствии с потребностями общества, а также в зависимости от достижений наших ученых в естественных науках, медицине, физике, химии, информатике и других областях знаний. Отсюда сразу обозначаются программы, предметы, формы и методы преподавания в высших учебных заведениях.

проблемы высшего образования в России

В последние годы остро встает вопрос необходимости специалистов широкого профиля: инженер-конструктор, врач-биохимик, юрист-экономист, инженер-программист и т. д. Учебный процесс в современной России сочетает в себе комплексный подход овладения знаниями, т. е. лекции чередуются с самостоятельными заданиями, в том числе практическими. Такой подход в обучении позволяет активизировать мышление, инициативу, работоспособность, ответственность у студентов. Систематическое проведение кафедрой научных исследований позволяет приобщить студенческое сообщество к экспериментальной работе и тем самым повысить уровень подготовки. С этой целью во многих вузах нашей страны организованы опытные лаборатории, вычислительные центры, научные институты, где изучаются, решаются актуальные задачи современного общества.

Проблемы высшего образования

Конечно, сегодняшнюю Россию нельзя представить без насущных вопросов и перспектив планирования в области высшего образования. Среди наиболее явных трудностей, пожалуй, можно отметить вопрос платного образования. К сожалению, с конца 90-х годов получить образование в нашей стране можно и с помощью денег. С одной стороны, это дополнительная возможность для некоторых категорий граждан, с другой – настоящая панацея, рождающая множество спорных вопросов.

история высшего образования в России

Первый из них связан с тем, что резко упал уровень образования, поскольку все покупаемо, начиная с оценок и заканчивая дипломом. Как следствие, вытекает вторая проблема – жестокая коррупция в образовательных структурах. И в последние годы она становится все серьезнее. Проблемы высшего образования в России стоят остро, а решаются медленно. Однако радует уже то, что в этом направлении есть хоть какое-то движение.

Если же говорить о перспективах развития высшего образования в нашей стране, то этому процессу сильно способствуют наши победы в науке. Развитие нано- и биотехнологий однозначно в ближайшем будущем приведет к появлению новых специальностей. А вместе с этим и к новым программам, методам и формам образования.

высшее учебное заведение, осуществляющее на базе среднего (общего или специального) образования подготовку специалистов высшей квалификации для практической, педагогической или научной деятельности в различных отраслях промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства, здравоохранения, культуры, науки и др.

К В. ш. относят университеты, политехнические и отраслевые (инженерные, с.-х., экономические, медицинские, юридические, педагогические, художественные и др.) учебные институты, академии, высшие училища, школы, колледжи и др.

По определению ЮНЕСКО, В. ш. считается любое учебное заведение, готовящее специалистов на базе полного среднего образования, независимо от объёма знаний и уровня квалификации, которые оно даёт обучающимся. Поэтому в ряде стран к В. ш. относятся не только высшие (типа советских вузов и зарубежных университетов), но и такие учебные заведения, которые осуществляют подготовку кадров на уровне советских техникумов и других средних специальных учебных заведений.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Высшая школа" в других словарях:

высшая школа — высшее учебное заведение, вуз Словарь русских синонимов. высшая школа высшее учебное заведение, вуз Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ВЫСШАЯ ШКОЛА — издательство, Москва. Основано в 1939 (до 1959 Советская наука ). Учебная литература для вузов, средних специальных и профессионально технических учебных заведений, ряд журналов … Большой Энциклопедический словарь

ВЫСШАЯ ШКОЛА — Согласно статистике, высшее образование увеличивает мой многолетний доход на круглую сумму, которую я трачу на то, чтобы дать своему сыну высшее образование. Билл Вон Если, по вашему, образование обходится слишком Дорого, испробуйте невежество.… … Сводная энциклопедия афоризмов

Высшая школа — Высшее учебное: Высшая школа общее название высших учебных заведений Высшая школа тип высших учебных заведений в Бельгии Высшая школа тип высших учебных заведений в Нидерландах Высшая школа тип высших учебных заведений в… … Википедия

Высшая школа — ВЫ́СШАЯ ШКОЛА. За годы Сов. власти в В. ш. СССР сложилась социалистич. система обучения и воспитания студентов. Сформировались кадры социалистич. нар. интеллигенции. К 1941 вузы имелись во всех союзных республиках. Наряду со старейшими ун тами,… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

высшая школа — aukštoji mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokslo, mokymo ir auklėjimo įstaiga, kurioje rengiami aukštos kvalifikacijos įvairių sričių specialistai ir mokslo darbuotojai. Seniausios aukštosios mokyklos yra universitetai. Ilgainiui… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Высшая школа — государственное издательство, Москва. Научная, научно популярная, образовательная, учебная, учебно методическая литература. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 478) См. также Издательства РФ … Педагогический терминологический словарь

Всю историю высшего образования в России можно разделить на 4 этапа:

  • Высшее образование до XVIII века.
  • Высшее образование в XVIII-XIX веках.
  • Высшее образование при Советском Союзе.
  • Высшее образование в современной Российской Федерации.

И чтобы не смешивать всё это в кучу, каждый из выделенных временных промежутков будет описан в отдельном пункте статьи.

Высшее образование в России до XVIII века

В современном понимании то, что происходило в XII-XVIII веках в образовании сложно назвать высшим образованием, но развивающиеся отношения с другими странами, мореплавание и культура требовали и развития общества. Однако, образование оставалось во власти церкви, так что высшее образование представляло собой смесь из философии Аристотеля и христианского богословия.

история высшего образования в России

Симеон Полоцкий, основатель Славяно-греко-латинской академии

Но всё же это были первые шаги, которые прошли и Европейские страны, здесь никаких отличий не было, кроме временного промежутка, в Европе это всё же закончилось и открылись первые университеты раньше, чем в России. Первые европейские университеты были открыты в XII-XV веках, так что нужно признать, что развитие образования в России происходило с некоторым запозданием относительно Европы.

Высшее образование в России в XVIII-XIX веках

Этот временной промежуток характеризуется тем, что от образования, основанного на схоластических взглядах Россия стала переходить к университетскому образованию. Во многом здесь надо сказать спасибо Петру I и его реформам, которые позволили открыть первые университеты:

  1. Академический университет в Петербурге (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) – 1726 г.
  2. Московский университет (ныне МГУ) – 1755 г.

Вообще университеты открывались не сказать, что сильно часто, и до 1917 года их было открыто 11. Но были еще открыты высшие учебные заведения, так называемого, неуниверситетского типа – это были педагогические, сельскохозяйственные и технические институты. Но с их открытием значение университетов продолжало оставаться огромным и только увеличивалось.

Наиболее престижным было военное и военно-техническое образование, это определялось военно-феодальным режимом Российской империи. Высшее образование оставалось доступно только членам привилегированных сословий (дворянство и купечество). И тут дело не только в высокой стоимости обучения, но и в том, что крестьяне не видели необходимости в таком обучении и знаниях, которые на тот момент давали высшие учебные заведения. Воспитание оставалось общинным, традиционным для крестьян.

Высшее образование при Советском Союзе

Первой задачей, которую решали власти СССР в сфере образования была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. 20-е годы XX века были посвящены решению в основном этой проблемы, но и высшее образование не было забыто.

история высшего образования в России

Граждане СССР имеют право на высшее образование

В 40-50 годы XX века увеличился интерес к получению высшего образования, в первую очередь университетского. Связано это было с успехами в освоении космоса, развитии ядерной энергетики. Число ВУЗов изменилось незначительно.

80-е – начало 90-х годов можно отметить сближение технических и гуманитарных специальностей, что проще всего было сделать в университетах. И, кроме того, увеличилось сотрудничество разных стран – это обмен студентами и преподавателями, и, кроме того, совместные разработки в области совместных научных проектов, унификация учебных планов.

Высшее образование в современной Российской Федерации

Прекращение существования Советского Союза принесло как проблемы, так и положительные результаты.

К проблемам можно отнести то, что взаимодействие с университетами бывших Союзных республик стало сложнее или вообще невозможно. Кроме того, значительная часть преподавателей из России мигрировали в Европу или США.

Положительная сторона распада Союза была в том, что в Россию переехало большое количество специалистов высокой квалификации, выехавших по разным причинам из ныне независимых государств ближнего зарубежья.

Для того, чтобы преодолеть отставание количества университетов от Европейских показателей в 1992 году большое количество узкоспециализированных институтов были переименованы в университеты, таким образом число университетов за один 1992 год возросло с 48 до 97.

90-е годы принесли повышение интереса к гуманитарным специальностям, продолжалось это и в начале 2000-х, в результате в настоящее время наблюдается избыток специалистов экономических и юридических специальностей. Наиболее востребованными являются технические специальности. Кроме того, на данный момент недостаточно количество кадров со средне-специальным образованием.

Если статья показалась Вам интересной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.

Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.

Читайте также: