Высказывания про адаптацию к школе

Обновлено: 05.07.2024

Собрание проводится в виде консультативной беседа, рассматриваются вопросы , которые волнуют многих родителей в первые дни обучения ребенка в школе.

ВложениеРазмер
roditelskoe_sobranie_adaptaciya_v_shkole.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать своё отношение к этой проблеме; предложить практические советы по адаптации первоклассников; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Форма работы : информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители

Основные вопросы для обсуждения:

1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению.

4. Родительский практикум по проблеме.

Педагогика должна стать наукой для всех

– и для учителей, и для родителей.

I. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребёнка

Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь того, что он стал школьником. (Приложение 1.)

II. Эмоциональный настрой на собрание

На доске радуга, каждая дуга которой выражает самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. После того, как Ваш ребёнок переступил школьный порог, в Вашей душе, в Вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Выберите свою разноцветную дугу и назовите это чувство. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулу родительской педагогики. Возьмите листочки, которые лежат перед вами, рассмотрите их: одна сторона его чиста, а вторая заполнена. На заполненной страничке написаны предложения, в которых рассказывается о том, что я, как педагог, увидела в вашем сыне или дочери за это время, на что хочу обратить ваше внимание.

Мы никогда не будем вслух анализировать проблемы, неудачи, горести детей. Они остаются для индивидуального общения с вами. Это станет нашим с вами законом общения, нашей традицией родительских собраний. Также предлагаю сделать традиционными следующие рубрики:

Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Расшифруйте их.

Закон семьи =______+______+_______+________

ед.тр. зн. похв. тр.уч. разд.благ.

- У кого что получилось? Какие законы семьи здесь зашифрованы?

I закон. Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

II закон. Закон значимости похвалы для ребенка.

III закон. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

IV закон. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится, как человек, как личность.

Вспомните все себя в возрасте ваших детей, вспомните школу, в которой вы учились и скажите, изменился ли современный ребёнок-первоклассник, по сравнению с ребёнком вашего детства? Изменилась ли школа?

(Высказывания родителей, обсуждение).

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

4. Наличие недоверчивост и к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.

5. У современных детей более слабое здоровье.

Школа тоже не та. Приоритетная цель современной школы – личностно-ориентированное обучение. Задачи построения такого обучения:

Сформировать все психические процессы, которые обеспечат полноценное образование.

Развить коммуникативную деятельность, умение общаться и сотрудничать с другими людьми.

Сформировать учебную деятельность. Научить ребёнка учиться:

- уметь принимать учебную задачу;

- находить способы её решения;

- отбирать нужные средства;

- контролировать свои шаги;

- самому оценивать полученные результаты.

Какие плюсы даёт такое обучение?

Ученику: развитие ума, воли, чувств, формирование потребности учиться; радость от свободного умственного труда, творчества и общения; самостоятельность, уверенность, ответственность; стремление к сотрудничеству.

Учителю: изменение взгляда на образование ученика; технологию развития личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; расширение возможностей для творчества.

Родителям: уверенность в успешном будущем своего ребёнка.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Физиологические условия адаптации первоклассников к школе

- организовать перерывы в процессе выполнения уроков, наполняя их двигательной активностью;

- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости;

- тренировать мелкие мышцы кистей рук;

- обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты;

- создавать условия для занятия спортом;

- воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.

Психологические условия адаптации первоклассников к школе

  1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей.

2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков.

3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню.

4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей.

5. Создавать благоприятный климат в семье.

6. Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность.

7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.

Задание для родителей

-Что обеспечит успех ребёнка в школе?

-Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости.

а) Физическое здоровье.

б) Развитый интеллект.

в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками.

г) Умение считать и читать.

д) Выносливость и работоспособность.

е) Аккуратность и дисциплинированность.

ж) Хорошая память и внимание.

з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

Когда уместна тревога?

Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку. Психолог поможет нам разобраться в этом вопросе:

Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность.

Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома.

Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.

Вывод: беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.

V. Что должна делать семья, чтобы ребёнок был более успешным, инициативным, талантливым?

Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления . Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать.

Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её.

Необходимо развивать внимание и память ребёнка.

Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа.

Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей.

Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Тестирование родителей с целью коррекции в дальнейшей работе

Ребёнок очень охотно идёт в школу.

Очень охотно принимает распорядок школы.

Совсем не принимает.

Очень сильно переживает учебные успехи.

Совсем не переживает.

Очень горячо делится школьными впечатлениями.

Совсем не делится.

Преобладают положительные впечатления.

Преобладают отрицательные впечатления.

Самостоятельно выполняет учебные задания.

Справляется с помощью взрослых.

Очень часто жалуется на одноклассников.

Совсем не жалуется на одноклассников.

Я думаю, что наша встреча не прошла зря. Вы получили много рекомендаций, ответы на волнующие вас вопросы, встретились со специалистами, а теперь пришла пора подвести итоги нашей встречи.

Анкеты в виде незаконченных предложений для заполнения отзыва о встрече. ( Приложение 3)

VII. Итог собрания

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода.

Очень хорошо, если Вы поместите эти правила в комнате или в рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Так хочется, чтобы в наше непростое время дети были по-настоящему счастливы!

Что ты делаешь когда у тебя возникает ощущение, что ты единственный ребенок в комнате, наполненной взрослыми? Ты улыбаешься, делаешь шаг и приспосабливаешься.

Бернар Вербер. Энциклопедия относительного и абсолютного знания

В момент опасности ты либо адаптируешься, либо погибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать.

Фридрих Вильгельм Ницше. Так говорил Заратустра

. и кто среди людей хочет остаться чистым, должен уметь мыться и грязной водой.

Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия

Долговременная привычка, благородная осанка, безукоризненная обувь и платье, прочно усвоенная надменность в обращении часто выручают человека не хуже впечатляющего счета в банке.

Джеффри Евгенидис. Средний пол

Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам.

Я ненавижу любовные истории (I Hate Luv Storys)

Карл Густав Юнг

Неумение адаптироваться к внутреннему миру — столь же тяжкое по последствиям упущение, как и невежество и неловкость во внешнем мире.

Мачеха (1973)

Растению, когда его пересаживают, что нужно? Время и тепло. Чтобы прижилось растение. А тут живой ребёнок.

Расплата (The Accountant)

Мир не самое дружелюбное место, но именно в нём он [сын] должен научиться жить.

The world is not a friendly place and that's where he needs to learn to live.

Шандор Ференци

Человек — единственное живое существо, которое лжет. Это делает столь трудным для ребенка приспособление к окружению.

Школа в основном значении — учебное и воспитательное заведение, государственного или частного содержания. В школах получают начальное, основное или полное среднее образование. Выделяют школы общеобразовательные и специальные, или профессиональные; мужские, женские и совместные; светские и религиозные. Благодаря существованию школ каждый человек может реализовать свое законное право на получение образования. Цитаты про учебу в школе представлены в этой подборке.

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников.

Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

Школа — это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному.
Константин Мелихан

Некоторые дети так любят школу, что хотят оставаться в ней всю жизнь. Вот с них и выходят ученые.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обычно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом.

Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…

Почему дети обычно такие умные, а родители, как правило, нет? Как видно, потому, что дети ходят в школу.
Александр Дюма сын

Школа везде и всегда составляет самую крепкую и неприступную цитадель всевозможных традиций и предрассудков, мешающих обществу мыслить и жить сообразно с его действительными потребностями.
Дмитрий Писарев

Что ты делаешь когда у тебя возникает ощущение, что ты единственный ребенок в комнате, наполненной взрослыми? Ты улыбаешься, делаешь шаг и приспосабливаешься.

. и кто среди людей хочет остаться чистым, должен уметь мыться и грязной водой.

В момент опасности ты либо адаптируешься, либо погибнешь. В момент опасности ты смотришь вокруг, не вынося суждений и не философствуя. Ты учишься ничего не знать.

Ум довольно быстро адаптируется ко всему, кроме тоски.

Долговременная привычка, благородная осанка, безукоризненная обувь и платье, прочно усвоенная надменность в обращении часто выручают человека не хуже впечатляющего счета в банке.

Цивилизованные люди не привыкли адаптироваться к среде обитания. Они адаптируют среду под себя. Они строят города, дороги, создают средства передвижения и другие механизмы. Проводят электричество, чтобы ожили и заработали их машины, облегчающий труд. Но они не знают когда нужно остановиться. Чем больше они стараются упростить себе жизнь, тем больше всё вокруг усложняют. Теперь их дети вынуждены учиться по десять-пятнадцать лет, чтобы выжить в этой опасной и сложной среде обитания. Цивилизованные люди отказавшиеся от адаптации к натуральной среде, каждый день, каждый час должны приспосабливаться под новые условия жизни созданные ими же.

Читайте также: