Вырыпаев кислород краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Все пьеса поделена на 10 композиций. У каждой композиции имеется свое название, своя история и связанная с ней божья заповедь.

Простой парень Саша рассказывает историю о том, как он встретил девушку с мужским именем Саша (второе главное действующее лицо), которая была сплошной кислород. Она столь пленила его, что он больше не смог без этого кислорода. А его жена, была женщиной с черными волосами и пухлыми короткими пальцами, она была для него как удушение, в ней не было кислорода. Поэтому он взял и зарубил свою жену лопатой, хотя ему сказали , не убей, но он не слышал этого из-за плеера в ушах.

В первой композиции и завязывается действие. Завязка - это тот самый момент, когда Саша встречает Сашу. С этого и начинает все происходить и именно по этой причине, потому что Саша, встретил Сашу, и эта встреча изменила их жизни раз и навсегда (далее об этом написано).

Хочется сразу написать про ритм пьесы, ритм здесь спокойный, размеренный, читателю все просто повествуется, и он слушает историю. Когда читаешь эту пьесу нет никакого ожидания следующего действия, все очень спокойно и тихо, не смотря на те страсти (если можно так сказать), которые происходят в этом произведении.

По моему мнению, под кислородом, столь необходимым каждому человеку автор подразумевает любовь. Девушка Саша была сплошная любовь, она насытила парня Сашу этой любовью. После чего он и убил свою нелюбимую жену. В плеере парня Саши играла музыка, он танцевал-любил, и эта любовь столь ослепила его, что он взял и убил жену лопатой, чтобы дышать полной грудью. В каждой женщине есть любовь и она ей должна делиться с мужчиной, но не каждая женщина может дать эту любовь, и если человек не получит той любви, что ему так необходима, то он пойдет на самое страшное преступление и будет осужден.

Не прелюбодействуй. А у каждого кто возжелает множество женщин. Вместо сердца огромная кровать. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, желает не девушку наполнить-дать ей любовь, защиту, ласку, а себя желает опустошить-исполнить акт семяизвержения. А Саша так сильно возжелал Сашу, что вместо его сердца тоже появилась огромная кровать, но ее простыни были чистыми, как и чистота намерений Саши наполнить девушку Сашу кислородом (любовью) и дышать ее кислородом. Чистота намерений и искренняя любовь поселились в Саше.

Не клянись вовсе. А девушка Саша клялась уже три раза. Клялась она о том, что нечего волшебнее поцелуя, который ей подарил случайный парень на улице, нет нечего. Второй раз она клялась своему мужу в том, что не изменяла ему с парнем Сашей из провинции. Третий раз она клялась, когда ее тошнило продуктами, прорекламированными с экранов телевизоров, поклялась она, что не будет, есть эту пищу. И решила она, что лучше будет курить траву и есть яблоки, т.е. делать то, что соответствовало бы ей, было бы ей по душе и доставляло удовольствие, чем, если бы она клялась небом и землей. А клясться можно только любовью своею. И если сердце человека и его тело принадлежит одному человеку, то и клясться он может в любви только своему любимому.

Композиция четвертая: Московский ром. В этой композиции два рассказчика Он и Она вступают в диалог, доходящий даже в один момент до спора и посыла друг друга. Продолжение невероятной истории любви Саши и Саши, становится все более печальным. Они едут в Серпухов, чтобы там обмениваться кислородом друг с другом и танцевать на полу дома, стоящего в огороде, в котором закопана жена Саши, о чем не знает девушка с рыжими волосами. Прежде чем уехать Саша заканчивает свои отношения с мужем, и когда он ударил ее по правой щеке. Она не захотела подставить вторую щеку, она захотела убить своего бывшего мужа, но вместо этого он ударил ее и по левой щеке. И вот приехали они в Серпухов, и тут осознала Саша, что между ними, двумя кислородными людьми, есть огромная пропасть. Которую никогда не преодолеть.

Не противься злому. Саша девушка города, а Саша парень провинции. А Московский ром, купленный в городе, мешают с колой, для того чтобы когда у тебя захотят отсудить рубашку, сделай так чтобы тебя посадили на 18 лет. Девушку Сашу ударили по второй щеке за ее связь с парнем из провинции, и пока она с ним, она делает так, что будет получать за все и по левой щеке.

Здесь Он и Она говорят о том, что плохо, а что хорошо, как можно и как нельзя. И приходят они к выводу, что каждый человек поступает, так как он хочет, и что каждого интересуют только его проблемы, а не до чего другого дела нет. Так уж устроен человек, он может думать о проблемах мировых, жалеть нуждающихся, но толку от этого никакого нет.

Вопрос: Как кумиром может быть секс, если у этого человека секса нет с нелюбимыми женщинами, т.е. он спит только с той, кого любит, а с теми, кого не любит спать не может, хотя говорит, что для него кумиром является секс и секс именно с разными женщинами? Он хочет, чтобы его кумиром был секс, но не может этого сделать, потому что у него есть совесть. Ведь нельзя спать с нелюбимой, когда есть любимая, это измена. А если с спишь с нелюбимыми, когда есть любимая, то и тело твое принадлежит не одному человеку, а многим, а это уже неправильно и говорилось об этом в третьей композиции.

Рассказчик Она говорит, что спала с разными мужчинами, и проблем у нее не было, потому что при этом она была влюблена. Но как выясняется и рассказчиком Он она спала, но у них нечего не получилось, потому что он импотент.

Тут автор явно дает понять читателю, что Он и Она это не случайные герои, это и есть Саша и Саша. И их разговор со стороны всегда касается их отношений (их истории любви). Но если Он и Она и есть эти два главных героя и Он говорил ей слова о любви. Но при этом секса у них не получилось, потому что он импотент, а исходя из их разговора все женщины, с которыми он спал, думали, что он импотент, а он просто не мог завестись, то тут и получается, что Она является для него нелюбимой женщиной. Хотя с любимой у него все получалось, а любимая женщина это Саша.

Они сказал, что они не знают друг о друге нечего, и вообще нечего не помнят. И Сашу посадили на два года за сокрытие. Но на этом все не закончилось. А закончилось все тем, что Саша умер от аллергии на поле из полыни, а Саша умерла от таблетки, в которой было слишком много психотропных средств.

По моему мнению, момент смерти двух главных героев Саши и Саши, является наивысшей точкой, а, следовательно, этот момент и можно считать кульминацией.

Что касательно развязки, то я думаю, что ее в этой пьесе нет.

И чтобы не судить, лучше сказать, что ты забыл, что у тебя амнезия. Ведь если рассказчиков спросят о Саше и Саше. Чтобы их не судить, они скажут, что они забыли, и это будет по-своему правильно, не суди, да не судим, будешь.

Здесь читатель понимает, что все - таки Он и она это вовсе не Саша и Саша, и не спали они друг с другом. И на вопрос любит ли один из них другого они с уверенностью отвечают, нет, но при этом и откровенничают друг с другом, хотя с любимым человеком делать бы этого они не стали.

И говорят они, что только в жемчуге есть смысл, а без него смысла нет. А в жемчуге со свиньей, есть только топор, т.е. смерть. И под свиньей тут подразумевается родина рассказчика Он. И это не означает, что свинья – это обязательно что-то плохое, ведь когда ешь шашлык из свинины - наслаждаешься его вкусом, а когда видишь свинью в жемчужном ожерелье – это становится своеобразным признаком разращенного и разграбленного.

Но верно ли это суждение? В этой композиции у Нее и у Него свой взгляд на этот вопрос.

Он говорит о том, что он не очень плохой человек, то значит и дерево, от которого он произошел тоже плохое, а произошел он от Бога, но разве может быть Бог плохим?

Она говорит, что Бог прекрасен, то значит и все плоды его прекрасны. Но самое главное это то, что нужно сделать так, чтобы все на этой земле совершалось по любви, и чтобы каждый человек мог дышать этим кислородом (подразумевается любить).

В этой пьесе движет действием желание дышать кислородом, т.е. любить. Именно из-за любви все совершается в истории Саши и Саши.

В этой пьесе есть конфликт человека с самим собой : девушка Саша, которая понимает что без кислорода она никуда, но и мучается из-за того. Что огромная пропасть между ней и ее возлюбленным. Так же этот конфликт встречается и у рассказчиков.

Конфликт человека и человека. Представителями можно считать опять же рассказчиков и главных героев.

Конфликт человека и окружающего мира. Об этом конфликте говорится практически в каждой композиции.

Иван Вырыпаев - Кислород

Иван Вырыпаев - Кислород краткое содержание

Иван Вырыпаев – одно из самых ярких открытий в современном российском искусстве. Его популярность как драматурга и актера стремительно нарастает, и это тот случай, когда жребий стать модным и осыпанным наградами кажется вовсе не слепым, а прицельно точным и справедливым. Захлебывающийся рэп сценической прозы Ивана Вырыпаева и на книжных страницах сохраняет колоссальную энергетику. За стебовыми сценками и ненормативной лексикой стоит серьезная и глубокая попытка осмыслить сегодняшнюю действительность, нащупать взаимосвязь современного человека с вечными категориями, такими как Бог и совесть.

Кислород - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Это АКТ, который нужно производить здесь и сейчас.

Композиция 1. Танцы

ОН: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду? А я знал одного человека, у которого был очень плохой слух. Он не слышал, когда говорили, не убей, быть может, потому, что он был в плеере. Он не слышал, не убей, он взял лопату, пошел в огород и убил. Потом вернулся в дом, включил музыку погромче, и стал танцевать. А музыка была такая смешная, такая смешная, что и танцы его сделались смешными в такт музыки. И плечи его сделались смешными, и ноги, и волосы на голове, и глаза. Танцы стали увлекать его, увлекать, и увлекли в какую-то новую страну. В этой стране, было только движение, только танцы и танцы . И танцы увлекали его, увлекали, и уже так сильно увлекли, что он решил навсегда остаться в этой стране, и он решил, что больше не одной минуты не будет жить не танцуя, а будет только танцевать и танцевать.

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

А у этого человека с танцами все было в порядке, а со слухом плохо. Он танцевал, а к нему приехали его друзья на машинах, такие же бандиты, как и он. Из-за танцев не слышно было, как они вошли в дом. И из-за танцев не слышно было, как один из них стал кричать, что: Ты че, Санек, блядь, охуел, ты че сделал то, блядь?! Ты же, блядь, жену свою изрубил почти на куски. Санек, ты че, не слышишь? Ты че натворил, ты че свихнулся, тебя че передернуло?. Но Санек не слышал из-за плеера, как к нему обращался его друг. И тогда его друг, ударил его четыре раза по лицу, два раза по животу, и один раз по груди. Танцоры в груди остановились, и Санек упал, на пол пытаясь ртом отыскать кислород.

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

И вот этот Санек, лежал на полу, искал кислород губами, и вдруг, почувствовал, что танцоры в его груди снова зашевелились. Тогда он спросил у своих друзей, таких же бандитов, как и он, что вам нужно? И его друг, тот, что его избил, повторил свой вопрос, насчет изрубленной лопатой жены в огороде. И когда Санек, понял вопрос, понял, о чем его спрашивают, и что имеют в виду, он ответил так. Он сказал, что зарубил лопатой свою жену в огороде, потому что, полюбил другую женщину. Потому что, у жены его, волосы были черного цвета, а у той, которую, он полюбил – рыжего. Потому что, в девушке с черными волосами и короткими полными пальцами на руках нет, и не может быть кислорода, а в девушке с рыжими волосами, с тонкими пальцами, и с мужским именем Саша, кислород есть. И когда, он понял, что его жена не кислород, а Саша кислород, и когда он понял, что без кислорода нельзя жить, тогда, он взял лопату, и отрубил ноги танцорам, танцующим в груди его жены.

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

И в каждой женщине есть два танцора, и каждая женщина поглощает кислород, но не каждая женщина сама является кислородом. И если человечеству сказали не убей, а кислорода вдоволь не предоставили, то всегда найдется Санек из маленького провинциального городка, который, для того, чтобы дышать, для того чтобы легкие танцевали в груди, возьмет кислородную лопату, и убьет не кислородную жену. И будет дышать полными легкими. Потому что, когда говорили не убей, у него плеер был в ушах, и танцоры в груди увлекали его в другую страну, в страну, где только танцы и кислород. И кто скажет ему: рака – конченый человек, подлежит синедриону. А кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной.

Композиция 2. Саша любит Сашу

ОН: Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй? И что: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Представьте, какое огромное сердце должно быть у мужчины, чтобы в нем могли поместиться все женщины, на которых, он смотрит с вожделением? Это, даже, не сердце, а большая двух спальная кровать, простыни, которой, залиты семяизвержениями. И вот, мой знакомый Санек из маленького провинциального городка, возжелал в сердце своем, девушку Сашу из большого города, увидев ее на парапете памятника одному писателю, в то время, как она с друзьями курила траву.

И вот, если сказано: не смотри с вожделением, то это означает, не возжелай в сердце своем. А тот, кто смотрит на женщину с похотью, у того сердце, закрыто на амбарный замок. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь, себя желает опустошить.

А когда, мой приятель, тот самый Санек, с кислородными танцорами в груди, увидел Сашу с рыжими волосами, то так сильно возжелал ее в сердце своем, что его сердце стало подобно, пресловутой, белой кровати, с той лишь, разницей, что простыни на ней, были абсолютно белого цвета. И когда, он увидел Сашу ходившую по парапету босяком, то с ним случилось кислородное отравление, потому что, кислородное отравление, случается с теми, у кого было кислородное голодание.

И если сказано: не смотри с вожделением, то это означает, не возжелай в сердце своем. А тот, кто смотрит на женщину с похотью, у того сердце, закрыто на амбарный замок. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь, себя желает опустошить.

И кислородное голодание, случается с теми, кто много лет дышал воздухом мало насыщенным кислородом. Кто дышал женщинами, пахнущими потом или дешевыми духами, вместо детского мыла, поскольку, если нет у тебя денег, на дорогие духи, то на детское мыло и на шампунь из крапивы, всегда можно насобирать. И если нет у тебя, дорогого платья, то сарафан из цветов, всегда можно сшить самой. И если ты следуешь моде из журналов, и не знаешь, что мода это то, что отражает твой внутренний мир, то не духи, не мыло, не сарафан из цветов, не насытят воздух кислородом, и у любого мужчины рядом с тобой, обязательно наступит кислородное голодание. А Саша вся была сплошной кислород. У нее было платье из льна, сумка обшитая стеклом, сандалии на веревочках, а глаза ее были зеленого цвета. Но главное, у Саши, были красивые, дорогие очки и рыжие волосы. И вот, когда видишь такую девушку, то понимаешь, что это кислород. А когда, стоишь с такой девушкой рядом, то чувствуешь запах детского мыла, дорогих духов и шампуня из крапивы.

В отчете с "Кинотавра" я уже коротко рассказывала про этот фильм, получивший в Сочи призы за лучшие режиссуру и музыку, а также "Белого слона" Гильдии киноведов и кинокритиков, – экранизацию Вырыпаевым собственной пьесы семилетней, кажется, давности. Пьесу перевели в семи десятках стран; спектакль в столицах имел огромный успех; мне довелось посмотреть его самое последнее представление. Парень (сам автор) и девушка пританцовывали на сцене, чуть прирэпованным речитативом как бы рассуждая о хрестоматийных заповедях, начиная со знаменитой краткой шестой – "Не убий".
Тема, как вы понимаете, самая что ни на есть сценическая, если помнить завет: театр – кафедра. Что до формы, то после Гришковца (ну, уж по телевизору "Как я съел собаку" можно было увидеть) все дозволено – и "избыточность", за которой не угнаться, в словах, и минимализм в так называемой театральности. Задохнуться от восторга при прощании со спектаклем "Кислород" не случилось, что легко было списано мною на усталость постановки и/или на случайность, однако впечатление осталось ясное и хорошее. Впечатление чего-то вполне настоящего.

Нынче выясняется из вырыпаевских многочисленных интервью (молодец, отработал ради фильма честно), что он сразу же хотел пьесу эту перенести на экран, но не было возможности. Теперь перенес – и, скажу сразу, блестяще использовал все наличествующие кинематографические средства, начиная с трех родовых – текста, театра и монтажа. А также грамотно потрафил привычке своих зрителей к аудио- и видеоплейеру.
Короче говоря, в фильме мы видим два действия. Парень (Алексей Филимонов очень хорош) и девушка (Каролина Грушка более чем хороша) в студии записывают диск – рассказ в десяти главах под музыку (перечисление прочитаете в титрах, весь музыкальный ряд просто отличный) о том, как Санек полюбил Сашу, как оба они нарушили заповеди и что такое эти самые заповеди-то нынче. Рассказ их оживает в десяти клипах с теми же актерами.

Напомню, что экранизация Декалога – не новость. О познавательно-обучающей анимации для детей говорить не будем; профессионалам известна не очень удачная попытка Георгия Габелии отрефлексировать Закон Божий средствами документального кино; сериал "Декалог" (1988) Кшиштофа Кесьлевского, только что повторенный каналом "Культура", знаменит. Особенно две его части – "Короткий фильм о любви" и "Короткий фильм об убийстве", которые даже шли в прокате.
Вырыпаев весьма вольно обходится с памятником – берет разные переводы из разных источников, да к тому же и не полностью, так что не ждите от фильма некоего академического издания с комментарием.

И не ждите от фильма шуток, всего того, что называется ироничным, пардон, стебаловом. Наоборот, в современную легкую – по видимости – форму засунуто весьма серьезное содержание. Прямо мечта всех общественных воспитателей молодежи и продюсеров (тех, которые постоянно лгут). Комментарий же Вырыпаева к заповедям – для кино автор кое-где почикал свою пьесу – состоит из сюжета о любви и рассуждений о том, почему практика (то есть, жизнь) так плохо согласуется с Заветом.
В сюжете автор соединил любовь и убийство, преступление и наказание. Чтобы избежать, в духе времени, перегруза (кислород – синоним легкости), выбрал мелодраму. Все же драматическую, а не комедийную. И снабдил финал индийским обертоном – правда, в ироническом ключе, с обманкой. В самом конце, когда пролилась не первая, но последняя кровь, под звуки характерной индийской мелодии-"мантры" изображение начинает откручиваться назад: привет, кино, мы знаем, что ты не жизнь.

Впрочем, до финала далеко. Сюжет почему-то оказывается неважен тем, кто пишет о картине "Кислород". Критики трактуют эту удачно найденную автором метафору – универсальное обозначение всего, без чего наступает кислородное голодание и жить невозможно, – любви, совести и Бога, а также оценивают созданную Вырыпаевым для своего фильма форму. Между тем, для его содержания важно, что Санек из Серпухова убил лопатой в огороде жену по причине отсутствия в ней "кислорода". То есть, преступил главную же заповедь. И незнание Саньком сего закона из-за того, что банан в ухе (пардон, наушники с музыкой), не смягчает вины.
А девушка Саша из Москвы, полюбившая убийцу, виновата в другом: предавала мужа своего. В итоге любовники хлебнули-таки кислорода, но расплата наступила закономерно: пара четко-невнятных ментов, взявшихся в ситуации вполне абстрактного клипа невесть откуда, в декорациях кривых зеркал – комнаты смеха в парке культуры и отдыха – сами искривленные, стреляют в искривленные же изображения наших героев. Вот она, ветхозаветная кровь за кровь.
Эпизод больше того, что можно описать здесь словами; важно, что мы в сей момент впервые жалеем Санька и Сашу, их юные жизни, загубленные глупостью. А до того эмоции зрителя ограничены восхищением ловкостью драматурга и режиссера Вырыпаева и красотой каждого кадра, исполненного оператором Андреем Найденовым. А потому главным в фильме и не становится простая история (что не могут не приветствовать все, кому эти самые простые истории чертовски надоели или же, как мне, изначально неинтересны).

Теперь попробуем разобраться с завещанными от Бога нравственными максимами и авторским с ними обхождением. На самом деле Вырыпаев эти как бы заповеди не то что примитивизирует, но вынимает из контекста веры и ее понятий, вставляя в контекст медийный. Во-первых, публицистический, поскольку он говорит о том же, о чем пишут лучшие и обыкновенные перья наших, извините, СМИ. О моральном кодексе строителя капитализма – следовании десяти заповедям (правда, идея неприкосновенности частной собственности изящно опущена), о столичности и провинциализме, наркотиках, жизни не по лжи, всеобщей амнезии, русском и нерусском (еде и кино) и так далее.
Толковать это все с экрана очень трудно, тем более, если не угождать зрителю сказкой о том, что все кругом виноваты, кроме тебя самого. Вырыпаев уравнивает личную ответственность и ответственность социума, а чтобы не впасть в пафос и пошлость, то и дело "отстраняется" разными способами. Самый яркий – неожиданный якобы рекламный клип "Грибы сухие из Санкт-Петербурга", при котором невозможно не вспомнить бессмертное курехинское "Ленин – гриб".

Более того, Вырыпаев, вслед за общественностью обсуждает терроризм, ислам, израильско-палестинскую проблему, символы, догматы и традиции разных вероучений. Кстати, единственно "Кислород" из всех фильмов в конкурсе "Кинотавра" выходил за границы российской проблематики (на что остроумно работал даже польский и "католический" акцент актрисы), показывая наших людей частью мирового контекста. И тем выгодно отличался от иных картин, делая их немножко узкими, что ли.
Еще Вырыпаев говорит о ханжестве, фарисействе и безбожии. (На пресс-конференции изумлялся: общество спокойно смотрит на то, как патриарх освящает боевые ракеты.) А также о смысле смысла, искренности и эгоизме. А рядом и одновременно с таким "высоким" – и это во-вторых – его фильм мимикрирует под наши новые журналишки, которые суть простейшие учебники поведения. Там известные и анонимные авторы преподают юнцам навыки того, как себя вести. В доступной форме. В мелких текстах. Что есть, что носить, как себя чувствовать. Как любить. Как не курить (вернее, что трава – нехорошо). А будете бездумно жить, как живете, – умрете от аллергии посреди конопляного поля или сиганете в окошко.

Замечательно, кстати, что вот я нашла пьесу "Кислород" в Интернете – там поле полыни, а не конопли. Понятно, что из опасения "компетентных" упреков в пропаганде наркотиков, но получилось лучше – "в тему": полынь – горечь, поле полыни – горечь горькая… А на экране "как положено" голый Санек носится по изумрудной траве, в которой и остается – однозначным вариантом смертельного исхода тому, кто принял некий "химический элемент" за чистый кислород.

Теперь вы понимаете, что смыслы и идеи Вырыпаев отлично кинематографизировал: они отнюдь не только в словах и психофизике актеров, как в театре, но – в картинке, в их сочетании, в шумах, звуках, музыке. Скажем, вот человек в инвалидной коляске, вот любовники в сетке координат, вот сплетаются арабская и еврейская мелодии, вот буквы на экране – как знаки беспомощной цивилизации посреди все того же, как в "Эйфории", совершенно первобытного мироощущения, допускающего убийство другого. Кинематографическая чувственность – главное достоинство фильма, в котором картинка преодолевает конструкцию; единственное, чего опасаюсь, – что нынешние рациональные молодые люди не узнают себя в героях, которые способны убить из-за недостатка кислорода.
35-летний автор предъявляет нам мировосприятие человека моложе себя – того, кто считает безграничность своих ощущений и инстинктов не основой, но смыслом жизни, кто не успевает постичь заповеди, однако успевает их так нарушить, чтобы погибнуть. А если начинает разбираться в сущем и должном, то впадает в ступор от несоответствия практики и завета. И еще далек от мысли, что стоит прекратить изумляться этому несоответствию, как превратишься в того, кто отказался от кислорода и живет по привычке: просто ходишь в церковь-мечеть-синагогу и исправно ложишься с любимым/нелюбимым партнером в кровать. Только по-настоящему взрослые понимают, что главное – любовь, совесть и Бог – суть одно, а невзрослым все отдельно, отчего вроде как и можно любить и лгать, а Бог вообще "где-то там".

Вот в чем и есть особое качество этой картины - динамичного, яркого, своеобразного коллажа "Кислород" – она сделана молодым сознанием, и оба слова тут важны. Ибо прочие фильмы "для молодежи" будто посланы нам стариками – нравоучительно-назидательны или нравоучительно-развлекательны. Нравоучая, развлекают типа, как мы говорим. А этот – нифига. Кислород уже после титра "конец" неминуемо должен осознаться как взрослость, как ответственность, перед собой в том числе, – вот без чего жить нельзя.

… До роковых выстрелов Санек и Саша парят в пространстве небесного цвета – как ангелы в небе, как зародыши в утробе, а голос за кадром раскручивает историю "появления меня на свет" обратно, постепенно переходя на будущие (с точки зрения младенца, конечно) ошибки, от тюрьмы до абортов, под терпкий аккордеон Айдара Гайнуллина. Чтобы, грешные, герои наши упали в воду и пошли ко дну, пуская пузыри… которые теперь уже на экране есть зримый воздух жизни. А потом вынырнули и начали хватать ртом воздух.

"Лишь бы не перекрыли кислород – вот о чем это я, – признается автор, погружая зрителя в новую толщу образов, – лишь бы дышать не тем говном, которым я надышался недавно в паспортном столе своего района".

- Не было соблазна самому сыграть?
- Нет, я уже не гожусь для этой роли. Леше Филимонову, который ее играет, 28 лет, Каролина тоже молодая. А мне 35, и я уже по-другому чувствую. И потом, надо же было снимать, то есть руководить процессом.

- Каролина произносит всю эту скороговорку по-русски?
- По-русски. Мы вначале хотели ее дублировать. Но в польском акценте оказался такой шарм!

- Говорят, в вашем фильме какие-то потрясающие подводные съемки…
- Это снималось в бассейне. Фильм сделан в клиповой манере, поэтому кадров пришлось делать много, и места действия различны. И носителей тоже много разных: мы снимали на пленку, на фотоаппарат, там есть анимация, компьютерная графика – все существующие технологии, кроме 3D.

- Как возникла идея снимать под водой? Ведь под водой кислород особенно необходим.
- Ну да, вода – это отсутствие кислорода, герои ведь тонут в конце.

- Приятно было всех их обставить и получить приз за режиссуру?
- Конечно, приятно. Но к этому надо относиться с иронией, это же все игра, выбор семи человек: сегодня жюри - они, завтра – я.

Иван Вырыпаев - Кислород

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Иван Вырыпаев - Кислород краткое содержание

Кислород читать онлайн бесплатно

Это АКТ, который нужно производить здесь и сейчас.

Композиция 1. Танцы

ОН: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду? А я знал одного человека, у которого был очень плохой слух. Он не слышал, когда говорили, не убей, быть может, потому, что он был в плеере. Он не слышал, не убей, он взял лопату, пошел в огород и убил. Потом вернулся в дом, включил музыку погромче, и стал танцевать. А музыка была такая смешная, такая смешная, что и танцы его сделались смешными в такт музыки. И плечи его сделались смешными, и ноги, и волосы на голове, и глаза. Танцы стали увлекать его, увлекать, и увлекли в какую-то новую страну. В этой стране, было только движение, только танцы и танцы . И танцы увлекали его, увлекали, и уже так сильно увлекли, что он решил навсегда остаться в этой стране, и он решил, что больше не одной минуты не будет жить не танцуя, а будет только танцевать и танцевать.

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

А у этого человека с танцами все было в порядке, а со слухом плохо. Он танцевал, а к нему приехали его друзья на машинах, такие же бандиты, как и он. Из-за танцев не слышно было, как они вошли в дом. И из-за танцев не слышно было, как один из них стал кричать, что: Ты че, Санек, блядь, охуел, ты че сделал то, блядь?! Ты же, блядь, жену свою изрубил почти на куски. Санек, ты че, не слышишь? Ты че натворил, ты че свихнулся, тебя че передернуло?. Но Санек не слышал из-за плеера, как к нему обращался его друг. И тогда его друг, ударил его четыре раза по лицу, два раза по животу, и один раз по груди. Танцоры в груди остановились, и Санек упал, на пол пытаясь ртом отыскать кислород.

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

И вот этот Санек, лежал на полу, искал кислород губами, и вдруг, почувствовал, что танцоры в его груди снова зашевелились. Тогда он спросил у своих друзей, таких же бандитов, как и он, что вам нужно? И его друг, тот, что его избил, повторил свой вопрос, насчет изрубленной лопатой жены в огороде. И когда Санек, понял вопрос, понял, о чем его спрашивают, и что имеют в виду, он ответил так. Он сказал, что зарубил лопатой свою жену в огороде, потому что, полюбил другую женщину. Потому что, у жены его, волосы были черного цвета, а у той, которую, он полюбил – рыжего. Потому что, в девушке с черными волосами и короткими полными пальцами на руках нет, и не может быть кислорода, а в девушке с рыжими волосами, с тонкими пальцами, и с мужским именем Саша, кислород есть. И когда, он понял, что его жена не кислород, а Саша кислород, и когда он понял, что без кислорода нельзя жить, тогда, он взял лопату, и отрубил ноги танцорам, танцующим в груди его жены.

А в каждом человеке есть два танцора: правое и левое. Один танцор – правое, другой – левое. Два легких танцора. Два легких. Правое легкое и левое. В каждом человеке два танцора – его правое и левое легкое. Легкие танцуют, и человек получает кислород. Если взять лопату, ударить по груди человека в районе легких, то танцы прекратятся. Легкие не танцуют, кислород прекращает поступать.

И в каждой женщине есть два танцора, и каждая женщина поглощает кислород, но не каждая женщина сама является кислородом. И если человечеству сказали не убей, а кислорода вдоволь не предоставили, то всегда найдется Санек из маленького провинциального городка, который, для того, чтобы дышать, для того чтобы легкие танцевали в груди, возьмет кислородную лопату, и убьет не кислородную жену. И будет дышать полными легкими. Потому что, когда говорили не убей, у него плеер был в ушах, и танцоры в груди увлекали его в другую страну, в страну, где только танцы и кислород. И кто скажет ему: рака – конченый человек, подлежит синедриону. А кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной.

Композиция 2. Саша любит Сашу

ОН: Вы слышали, что сказано: не прелюбодействуй? И что: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Представьте, какое огромное сердце должно быть у мужчины, чтобы в нем могли поместиться все женщины, на которых, он смотрит с вожделением? Это, даже, не сердце, а большая двух спальная кровать, простыни, которой, залиты семяизвержениями. И вот, мой знакомый Санек из маленького провинциального городка, возжелал в сердце своем, девушку Сашу из большого города, увидев ее на парапете памятника одному писателю, в то время, как она с друзьями курила траву.

И вот, если сказано: не смотри с вожделением, то это означает, не возжелай в сердце своем. А тот, кто смотрит на женщину с похотью, у того сердце, закрыто на амбарный замок. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь, себя желает опустошить.

А когда, мой приятель, тот самый Санек, с кислородными танцорами в груди, увидел Сашу с рыжими волосами, то так сильно возжелал ее в сердце своем, что его сердце стало подобно, пресловутой, белой кровати, с той лишь, разницей, что простыни на ней, были абсолютно белого цвета. И когда, он увидел Сашу ходившую по парапету босяком, то с ним случилось кислородное отравление, потому что, кислородное отравление, случается с теми, у кого было кислородное голодание.

И если сказано: не смотри с вожделением, то это означает, не возжелай в сердце своем. А тот, кто смотрит на женщину с похотью, у того сердце, закрыто на амбарный замок. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь, себя желает опустошить.

И кислородное голодание, случается с теми, кто много лет дышал воздухом мало насыщенным кислородом. Кто дышал женщинами, пахнущими потом или дешевыми духами, вместо детского мыла, поскольку, если нет у тебя денег, на дорогие духи, то на детское мыло и на шампунь из крапивы, всегда можно насобирать. И если нет у тебя, дорогого платья, то сарафан из цветов, всегда можно сшить самой. И если ты следуешь моде из журналов, и не знаешь, что мода это то, что отражает твой внутренний мир, то не духи, не мыло, не сарафан из цветов, не насытят воздух кислородом, и у любого мужчины рядом с тобой, обязательно наступит кислородное голодание. А Саша вся была сплошной кислород. У нее было платье из льна, сумка обшитая стеклом, сандалии на веревочках, а глаза ее были зеленого цвета. Но главное, у Саши, были красивые, дорогие очки и рыжие волосы. И вот, когда видишь такую девушку, то понимаешь, что это кислород. А когда, стоишь с такой девушкой рядом, то чувствуешь запах детского мыла, дорогих духов и шампуня из крапивы.

И вот, если сказано: не смотри с вожделением, то это означает, не возжелай в сердце своем. А тот, кто смотрит на женщину с похотью, у того сердце, закрыто на амбарный замок. И тот, кто смотрит на женщину с похотью, тот не ее желает наполнить, а лишь, себя желает опустошить.

Поэтому, если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, тоже именно поэтому. Поэтому, именно поэтому, Санек из маленького провинциального городка, поняв, что больше не смотрит на жену свою с вожделением, а только с похотью, схватил лопату, и сперва, ударил ее по груди, прекратив танцы ее легких, потом краем лопаты рассек ей глаз, а после отрубил ей руку, ибо, пусть лучше пострадают члены, чем все ее, впрочем, не очень то уж, красивое тело, ввержено будет в геенну огненную.

Композиция 3. Нет и да

ОНА: Еще слышали вы, что сказано: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого царя? И вот я не знаю, кто сегодня в Иерусалиме царь, и, даже, кажется, что там вообще нет такого человека, который мог бы все уладить, но только, я знаю, что точно не буду клясться городом, в котором люди, как арбузы взрываются под палящим солнцем в автобусах, и на площадях. Но зато, одна моя знакомая, девушка с мужским именем Саша, за свою короткую жизнь, уже два раза клялась небом, и один раз землей. Первый раз она поклялась, когда какой-то парень, прямо на улице поцеловал ее не в щеку, не в губы, не в лоб, не ухо, не в шею, не в плечо, не в грудь, не в живот, не в спину, не в бедро, не в ягодицы, не в ноги, не вовсе эти перечисленные места, а поцеловал ее, и прямо на улице, среди белого дня. Тогда, она поклялась небом, что даже трава, не действовала на ее тело, так волшебно, как этот возмутительный поцелуй. Второй раз, она поклялась небом, когда ее муж, удивительной красоты брюнет, спросил: правда ли, что ты изменяешь мне, с каким-то чуханом из провинции?, и она сказала: клянусь небом, что нет. А уже землей она поклялась, когда ее рвало от водки с пельменями, которыми ее накормили друзья этого парня, с которым она изменяла мужу, в первый раз в жизни, потому что до этого, она ничего подобного не ела. И тогда она поклялась землею, на которую блевала, что больше никогда не будет, есть эти смертельные русские продукты, в которых нет ни одной частицы кислорода, а только тошнота и великодержавный пафос.

Читайте также: