Вступительная беседа к музыкальному произведению в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Конспект беседы о содержании музыкального произведения с детьми.

1. Развитие навыка слушания музыкального произведения.

2. Развитие устойчивого интереса и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение.

3. Расширение музыкального кругозора, развитие музыкального вкуса.

4. Воспитание чувства такта, умения доброжелательно вести себя во время занятия.

Форма организации занятия: групповая.

Структура занятия: вводная часть – 5 минут, основная часть – 20 минут, заключительная часть – 5 минут.

Продолжительность: 30 минут.

Методы обучения: словесный, игровой.

Материалы и оборудование:

фортепиано, портрет П. И. Чайковского, стульчики для детей

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Педагог предлагает детям занять свои места.

2. Основная часть.

Дети: Зима, весна, лето, осень.

Педагог: Правильно. Уже наступила весна! Что вы можете рассказать о изменениях в природе?

Дети: Больше солнышка, подтаивает снег, сосульки и т. д.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

Во время прослушивания произведения педагог наблюдает за поведением и эмоциональной отзывчивостью детей. Делает вывода о индивидуальной особенности восприятия музыки каждым обучающимся.

Педагог: Итак, вы прослушали это замечательное произведение. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко-тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и. т. п.

Педагог: Молодцы! А услышали ли вы трели жаворонка в этом произведении? Послушайте этот фрагмент.

Педагог: Вот так, на фортепиано передаются радостные трели птички, приветствующей весну и солнце.

3. Заключительная часть.

Педагог: Сегодня мы с вами слушали музыкальное произведение о весне. Как называется это произведение?

Педагог: А как зовут композитора?

Дети: Пётр Ильич Чайковский.

Педагог: Верно! Молодцы - П. И. Чайковский. Благодарю всех вас за участие в обсуждении музыкального произведения и желание слушать и понять услышанное. Предлагаю вам дома вместе с родителями выбрать стихи о весне или сочинить самостоятельно и рассказать нам эти стихи на следующем занятии. Если есть возможность и у вас дома есть компьютер, послушайте это произведение вместе с родными и расскажите им всё, что узнали об этой музыке. До свидания!

Прикреплённые файлы:

Д.Б.Кабалевский. 2-ая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром (фрагмент) – слушание.

I. Вступительное слово

Это было летом в середине 20 столетия. Небольшой дачный посёлок Руза под Москвой. Здесь в тишине, на природе расположились дачные домики, из которых доносятся звуки фортепиано. В одном из домиков по комнате между роялем и письменным столом, на котором лежит исписанная нотная бумага, в задумчивости ходит высокий человек. Он что-то напевает про себя, подходит к столу, записывает…

- Ребята, как вы думаете, кто это может быть? (Ответы учащихся).

- Верно, это замечательный композитор, прекрасный, добрый, умный, талантливый человек, Дмитрий Борисович Кабалевский. Он родился в начале прошлого столетия в Петербурге в семье интеллигентных людей. Любовь к музыке Дмитрий Борисович унаследовал от своей матери. Став композитором, Д.Б.Кабалевский написал много произведений. В них он воспевал мир на земле, счастливое детство. Композитор очень любил детей. Он говорил, что если их не было бы рядом, он испытывал бы чувство пустоты. Дети для него – источник вдохновения.

Задание перед слушанием:

- Слушая песню, подумайте, что помогло композитору так быстро подобрать мелодию.

II. Анализ произведения

- Понравилась вам песня?

- Ребята, что же помогло композитору так быстро сочинить музыку?

- Какие жанры встретились в этом произведении? (песня, танец).

- Почему танец? (музыка плавная, лёгкая, хочется танцевать).

- Какой это танец? (вальс).

- О чём поётся в песне? (о родине).

- Кто её исполняет? (детский хор в сопровождении фортепиано).

- Вы встречались с этой музыкой раньше и, если встречались, то где? (ответы детей).

Задание перед слушанием:

- Сейчас прозвучит очень красивая музыка! Постарайтесь это услышать и узнать её, а ещё обратите внимание на то, кто исполняет музыку.


Д.Кабалевский. Вторая часть Третьего концерта для фортепиано с оркестром.

Анализ

- А кто пел песню? (Никто, мелодию песни исполнял оркестр).

- Какой оркестр исполнял музыку? (симфонический).

- Почему симфонический? (были скрипки).

- А какой солирующий инструмент вёл тему песни? (фортепиано).

- Кто знает, как называется музыкальное произведение, в котором оркестр вступает как бы в соревнование с одним инструментом: скрипкой, фортепиано? (называется концерт для фортепиано с оркестром).

- Да, это был фрагмент из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Д.Б.Кабалевского.

- Поднимите руку, кому понравилась эта музыка.

- Чем она вам понравилась? (высказывания учащихся о музыке).

Вывод:

2.2.2. Пение. Воспитательное значение хорового пения

Цель: ознакомление с особенностями слуха и голоса младших школьников, методикой работы по развитию певческой деятельности учащихся.

Терминологический словарь

Певческая установка – правильная поза поющего.

Диапазон – интервал, охватывающий расстояние от самого низкого звука до самого высокого, в пределах которого звучит голос.

Звукообразование – образование звука человеческого голоса.

Атака звука – способ певческого звукообразования, связанный с характером работы голосовых связок.

Твёрдая атака – быстрое, плотное смыкание голосовых связок до начала звука.

Мягкая атака – одновременное с возникновением звука смыкание связок.

Дикция – ясность, разборчивость, правильность произнесения текста.




Артикуляция – работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции.

Артикуляционный аппарат – губы, язык, челюсти, гортань, голосовые связки, зубы.

Ансамбль – совместное и согласованное исполнение произведения.

Строй – умение интонировать, т.е. чисто воспроизводить высоту звука.

Деятельность – труд, активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры.

Импровизация (от латинского – непредвиденный) – сочинение музыки во время её исполнения.

План

1. Общая характеристика деятельности. Воспитательное значение хорового пения.

2. Особенности развития слуха и голоса младших школьников. Охрана детского голоса.

3. Вокально-хоровые навыки и умения.

4. Методика работы с фальшиво поющими детьми.

5. Последовательность разучивания песни.

Н.Л.Гродзенская

Тезисы лекции




Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы будем знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига. Он жил и творил в 19 веке. Он написал множество фортепианных пьес, сюит, так же он писал вокальную музыку, преимущественно романсы. Все его творчество было пронизано мотивами его родины – Норвегии. Природа Норвегии очень богата горами и скалами. Обратите внимание на доску.

4ПОБ НАЧ кз

Ярошенко А.А.


Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня на занятии мы будем знакомиться с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига. Он жил и творил в 19 веке. Он написал множество фортепианных пьес, сюит, так же он писал вокальную музыку, преимущественно романсы. Все его творчество было пронизано мотивами его родины – Норвегии. Природа Норвегии очень богата горами и скалами. Обратите внимание на доску.

Вы видите портрет этого композитора. Внимательно на него посмотрите и подумайте, как вы думаете, какие черты характера присущи этому человеку? Как вы думаете, каким он был человеком?

Дети: талантивый, добрый, благородный, умный, гордый.

Педагог: Умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к ее суровой природе. Послушайте одно из произведений Эдварда Грига и подумайте, какое время суток изобразил здесь автор?

Педагог: А как вы поняли, что это утро? Может вам музыка как то подсказала?

Дети: музыка напоминает рассвет, утро. Природа просыпается, сначала музыка звучит тихо, а потом громче.

Педагог: Правильно. А какое это утро? Пасмурное и дождливое или наоборот солнечное и теплое?

Дети: Солнечное и теплое.

Педагог: Эдвард Григ писал много красивой музыки. И одно из таких произведений мы с вами сейчас прослушаем. А вы подумаете, какая эта музыка маршевая, песенная или танцевальная?

Дети: танцевальная

Педагог: Правильно. А какой это танец?

Дети: Легкий, воздушный

Сюита – это когда в нескольких произведениях участвует один герой. Таким героем является Пер Гюнт. Он попадает в пустыню и видит восходящее солнце, видит свою Родину.

Слушаем ещё раз. Перед этим даю задание, когда услышат, что солнышко взошло – поднять руки. (Можно закрыть глаза). Прислушайтесь, какие инструменты звучат, когда взошло солнышко? – (скрипки)

Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются.

Цель: познакомить детей с творчеством австрийского композитора Ф. Шуберта.

Предварительная подготовка: разучивание с детьми музыкальных произведений Ф. Шуберта.

Исполнители песен Ф. Шуберта

Ход занятия

Ведущая. Какая замечательная музыка! Кажется, что ее написал очень счастливый человек. Сама музыка говорит об этом (напевает).

Ведущий. А знаешь ли ты, кто написал эту музыку?

Ведущая. Конечно! Ее автор - австрийский композитор Франц Шуберт, современник Моцарта и Бетховена. Жаль только, что Шуберт прожил так мало - всего 31 год.

Но его наследие огромно. Он написал 9 симфоний, несколько опер и более 600 песен. Песни считаются самыми популярными его сочинениями.

А еще он писал фортепьянные пьесы. Все юные музыканты обязательно разучивают вальсы или другие танцы, написанные Шубертом для фортепиано.

Ведущий. Я очень рад, что тебе нравится музыка Ф. Шуберта. И очень жаль, что этот композитор прожил такую недолгую жизнь. Но то, как он ее прожил, заставляет говорить о настоящем творческом подвиге.

Ведущая. Творческом подвиге?

Ведущий. Да. Юный Ф. Шуберт еще в школьные годы начал сочинять музыку, причем делал он это настолько профессионально, что это вызывало у его отца тревогу. Отец Франца знал, как труден путь музыкантов, даже всемирно признанных, таких как Моцарт и Бетховен.

Он хотел уберечь сына от подобной участи, но его усилия привели к серьезной ссоре с сыном, в результате чего юный Шуберт был вынужден уйти из дома.

Ведущая. Жизнь Шуберта могла сложиться счастливо, ведь его отец был школьным учителем. Неужели он не смог понять собственного ребенка?

Ведущий. Выходит, что так. В течение всей жизни композитор не имел собственного дома. Он жил то у одного из своих приятелей, то у другого. Большей частью он жил в столице Австралии - Вене, и венцы любили его музыку, главным образом - его песни.

Простая бесхитростная мелодия очень хорошо передает радостное настроение мальчика.

Ведущая. Песни занимали в творчестве Шуберта главное место. В своих произведениях Шуберт всегда рисует простого и скромного человека, который рассказывает с помощью музыки о своих маленьких жизненных событиях, об эпизодах счастья или страданий. Словом, песни Шуберта повествуют о том, с чем в жизни обычно сталкивается каждый человек.

Ведущий. Очень часто единственным другом героя Шуберта становится природа. Именно ей он доверяет свои мысли, надежды и печали.

В произведениях Шуберта часто встречаются образы ручейка, леса, цветов, птиц, ночного простора и др. Эти художественные образы окружают героев песен Шуберта, становятся спутниками его странствий, разделяют его радости и горести.

В песне говорится о том, как поэт наблюдает за игрой веселой серебристой рыбки в горном ручье. Но рыбак, ловящий рыбу, замутил воду в ручье, и бедняжка форель попалась на его удочку.

Ведущая. Вечная материальная необеспеченность и беспрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Однако никто из его друзей не отмечал, что Шуберт впадал в мрачное настроение.

Ведущая. А еще композитор мог написать к одним и тем же словам по несколько музыкальных сопровождений. Так, однажды к одному варианту текста он сочинил семь различных мелодий.

Музыкальные мысли посещали его даже во сне. Тогда он просыпался и стремился скорее их записать. Поэтому он даже спал в очках!

Серенады обычно исполнялись в вечернее или ночное время. Исполнители серенад аккомпанировали себе на гитаре или мандолине.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Ее мелодия льется плавно и неторопливо, а написана она в мягком ритме вальса. Фортепианное сопровождение серенады напоминает звучание гитары.

Ведущий. Знаешь, я хочу, чтобы мы сделали одно исключение для нашего сегодняшнего вечера.

Ведущая. Какое исключение?

Ведущая. Конечно, могли бы. А что это за пьеса?

Ведущая. Сегодняшнее занятие я предлагаю закончить слушанием одного из вальсов Шуберта.

Город Вена, в котором жил композитор, всегда славился своими вальсами. Такие танцевальные пьесы сочинял и Шуберт.

Один из вальсов (си минор) наверняка знают все юные музыканты. Этот вальс несложен, у него особенное светлое, мягкое звучание. Но в середине вальс меняет свою тональность с минорной на мажорную, становится более бодрым, решительным. Наверное, сочиняя этот вальс, Шуберт вспоминал что-то радостное из своей жизни, а может быть, мечтал о будущем.

Звучит вальс си минор Ф. Шуберта.

Ведущий. Музыка Шуберта сама была похожа на ручеек, который неоднократно звенел в его песнях.

Ведущая. Подобно светлому ручейку она передавалась от певца к певцу, и простые люди, которые жили в предместьях Вены, полюбили их.

Ведущий. Надеемся, что и вы после сегодняшнего занятия полюбите музыку австрийского композитора Ф. Шуберта.

Читайте также: