Вспомогательные исторические дисциплины в школе

Обновлено: 07.07.2024

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач — отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

- историческая физическая география (историческое землеведение) – самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;

- историческая политическая география – изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;

- историческая география населения – изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;

- историческая социальная география – изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;

- историческая культурная география – изучает духовную и материальную культуру;

- историческая география взаимодействия общества и природы – прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека);

историческая экономическая география – изучает развитие производства, промышленные революции;

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет , насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вспомогательные исторические дисциплины. О важности использования во внеурочной и кружковой деятельности.

При изучении истории в школе, в школьных программах, практически нет места изучению вспомогательных исторических дисциплин. Хотя такие дисциплины как палеография, сфрагистика, геральдика, хронология, ономастика, метрология могут помочь обучающимся расширить свои знания по истории. Не так давно список особых дисциплин расширился за счет филиграноведения, кодикологии, берестологии, векселлологии, эмблематики, филокартии, фалеристики. Я бы хотел выделить еще две дисциплины, которые, по моему мнению, для школьников всегда будут интересны - это нумизматика и бонистика. Многие перечисленные названия для современных школьников совершенно не известны, и о том, что эти исторические дисциплины могут помочь в разгадывании исторических тайн они даже не догадываются.

Многие учителя истории, с которыми мне приходилось общаться сходятся во мнении, что традиционные формы обучения истории устарели. Школьника нужно удивить, заинтересовать, завладеть его вниманием. Вопрос в том, как это сделать. Как заинтересовать, как погрузить школьника в этот интереснейший мир познания, открытий, поиска. Вспомогательные исторические дисциплины это тот инструмент, который может помочь в решении этой проблемы. Эти науки позволят увидеть мир по-новому, делают историю понятней и ближе.

Методики и технологии, которые в последнее время активно внедряются в школах, в какой-то степени позволяют повысить результативность и эффективность в обучении истории. Факультативные занятия, элективные курсы, кружковая деятельность позволяют увеличить количество часов которые можно посвятить изучению этих исторических наук. По моему мнению, кружковая деятельность позволяет добиться наиболее значительных успехов, большего эффекта, так как в рамках кружковой деятельности можно применить различные технологии: проектную и исследовательскую деятельность, использовать индивидуальные, групповые формы работы, разнообразные методики и приемы.

Вспомогательные исторические дисциплины это тот механизм, правильное применение которого может помочь приобщить школьников к истории и культуре, воспитать уважительное отношение к прошлому своей Родины.

Конечно, невозможно в работе исторического кружка использовать все исторические дисциплины которые я перечислил, слишком многогранна наша наука, но кружок это только первый шаг для юных исследователей. Личность, грамотная, образованная с искрой исследователя в глазах, таким я вижу выпускника школы.

Гост

ГОСТ

Вспомогательные исторические дисциплины – это относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими особыми методами изучают отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

Исторические источники – это остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие историю человеческого общества.

Исторические источники являются материалом для исторической науки, на основе которых она делает свои выводы. Эти исторические источники могут быть вещественными, лингвистическими, этнографическими, устными, письменными и др.

Процесс работы с историческими источниками, а также принципы и методы их научной критики на первом этапе связаны с получением информации об источнике. Если это письменный источник, то устанавливается место и время составления источника, авторство, восстановление утраченных мест текста, его подлинность, установление копий, списков, редакций.

На первом этапе внешней критики исследователь должен дать глубокий анализ текста, топографических и географических сведений, имен собственных, данные о языке, знаках письма и материалов письма. Цель внешней критики заключается в возможности использования этого источника в научном исследовании. Достоверность источника устанавливается путем внутренней критики, а для этого изучается содержание источника.

Внутренняя и внешняя критика связаны между собой и не рассматриваются изолированно, поскольку служат общей цели.

Вспомогательными историческими дисциплинами являются:

  • палеография,
  • метрология,
  • археография,
  • геральдика,
  • нумизматика,
  • хронология,
  • генеалогия,
  • ономастика,
  • дипломатика,
  • эпиграфика,
  • кодикология,
  • сфрагистика и др.

Рисунок 1. Вспомогательные исторические дисциплины. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Палеография занимается исследованием рукописных источников и их внешних признаков, например, графика букв, художественные украшения, материал для письма.

Хронология занимается исследованием счисления времени, а метрология исследует меры длины, веса, поверхности, объема, существовавшие в истории в разные её периоды.

Если сфрагистика изучает сохранившиеся при документах печати, то сфера изучения геральдики – гербы. Денежно-весовые системы, монеты с надписями на них, денежное обращение – сфера изучения нумизматики.

Генеалогия интересуется происхождением семей и родов, родственных связей, отдельных лиц рода, занимается составлением родословных, а имена собственные и их историю исследует ономастика.

Все официальные документы – грамоты, протоколы, записи исследует дипломатия.

Очень часто на твердых телах, например, камень, кость, глиняные кувшины, остаются какие-либо надписи, которые исследует эпиграфика, она же исследует эволюцию этих знаков.

Археографию можно отнести к прикладным историческим дисциплинам, которая занимается разработкой правил и методов издания исторических источников.

Для каждой вспомогательной исторической дисциплины, исходя из их специфики, характерны свои методические приемы, эффективность которых зависит от уровня разработки теоретических вопросов.

Несмотря на то, что каждая вспомогательная дисциплина имеет свой объект исследования – цель у них будет одна.

Эта цель связана с оказанием помощи исследователю в глубоком и всестороннем изучении исторических источников.

Практическое использование вспомогательных дисциплин

В работе историка очень важными являются архивные материалы и навыки работы с ними, которые обрабатываются техническими приемами самых разных вспомогательных дисциплин. В свою очередь архивные работники нуждаются в знаниях вспомогательных дисциплин не меньше чем историки-исследователи.

Все архивные фонды должны находиться в таком состоянии, чтобы любой исследователь мог отыскать необходимый ему материал и смог удобно им воспользоваться. Архивисты соединяют разрозненные источники воедино, а для этого они должны правильно прочитать текст и пронаблюдать его палеографические приметы. Например, для обработки уникального собрания пергаментных рукописей XI-XVI вв., которые находятся в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге, архивисты должны были обработать 195 единиц хранения. Из них 134 единицы представляли собой рукописные фрагменты. Работа проводилась по атрибуции каждого отрывка – анализ содержания, типа письма, почерка, материала для письма, цвета чернил и др. Исходя из этого, ряд отрывков был между собой идентифицирован, установлена их принадлежность к одной рукописи, фрагменты, хранящиеся в этом собрании, были привязаны к рукописям других коллекций и наоборот.

Методы вспомогательных исторических дисциплин используются и в работе с опубликованными материалами, в которых довольно часто упоминаются старые метрологические и денежные единицы, печати, гербы, монеты. Для обработки этих материалов требуется специальная источниковедческая подготовка, включая приемы вспомогательных исторических дисциплин.

Все страны и города имеют свои собственные гербы, которые глубже можно изучить, зная основы теоретической геральдики.

Методики вспомогательных исторических дисциплин и использование фактического материала помогают организации школьных музеев, краеведческой, экскурсионной работе, на факультативных занятиях и школьных исторических кружках.

Развитие вспомогательных исторических дисциплин в России

Вспомогательные исторические дисциплины в древности реализовали чисто практические нужды. Для установления подлинности тех или иных документов писцы сравнивали почерк, следили за способами прикрепления печати, стремясь излагать события в исторической последовательности. Для установления чисел церковных праздников требовалось хронологическое вычисление пасхалий.

Развитие практической хронологии в это время шло по двум направлениям – накопление практических знаний по математике и астрономии и вычисление пасхалий как главных вех.

В исторических трудах М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, И.И. Болтина есть сведения по хронологии, генеалогии, палеографии, топонимике.

При Сенате по указу Петра Великого в 1722 г создали Герольдмейстерскую контору по составлению гербов.

Нумизматические находки сосредотачивали в Академии наук, а в 1755 г монеты собирал нумизматический кабинет Эрмитажа.

Однако, несмотря на все это, предмет и задачи некоторых вспомогательных исторических дисциплин ещё в начале XX века выражены были нечетко и рассматривались в качестве прикладных по отношению к другим вспомогательным историческим дисциплинам. Ряд разработок имели ошибочные положения.

Овладение приемами и методами, разрабатываемыми вспомогательными историческими дисциплинами, является необходимой ступенью к активному восприятию курса источниковедения и получению навыков критики исторических источников: установлению их подлинности, времени и места составления, авторства. Особенно большое значение для историка эти навыки имеют в работе с архивными материалами, требующими их обязательной обработки методами и техническими приемами палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики и других вспомогательных исторических дисциплин.

Не в меньшей степени, чем исследователю-историку, знание вспомогательных исторических дисциплин нужно архивным работникам, обрабатывающим архивные фонды и приводящим их в такое состояние, чтобы каждому исследователю можно было легко отыскать необходимые материалы и удобно пользоваться ими. Умение прочесть тексты и наблюдение за их палеографическими приметами помогают архивистам соединить воедино разрозненные источники. Примером такой работы служит обработка архивистами уникального собрания пергаменных рукописей XI–XVI вв., хранящихся в библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Особенности этого собрания состоят в том, что из его 195 единиц хранения 134 единицы были представлены рукописными фрагментами. Архивисты проделали работу по атрибуции каждого отрывка с точки зрения анализа его содержания, типа письма, почерка, цвета чернил, материала для письма и т. д. Благодаря этому удалось идентифицировать ряд отрывков между собой, установить их принадлежность к одной рукописи, привязать фрагменты, хранящиеся в этом собрании, к рукописям других коллекций или, наоборот, разъединить издавна существующие единицы хранения как относящиеся к разным рукописным книгам[44].

Навыки чтения текстов, наблюдений за делопроизводственной терминологией учреждений (приказов, коллегий, министерств) помогают архивистам соединить разрозненные источники в единые фонды, принадлежащие либо какому-то конкретному лицу, либо учреждению.

Совершенно очевидна необходимость использования приемов вспомогательных исторических дисциплин и в работе с опубликованными материалами. В публикациях часто упоминаются старые метрологические и денежные единицы, дается описание монет, печатей, гербов, обработка которых требует специальной источниковедческой подготовки, в том числе и владения приемами вспомогательных исторических дисциплин.

Большое значение в школе имеют походы по достопримечательным местам и в городе и в сельской местности. Учитель должен знать историческую ономастику и топонимику и объяснить учащимся происхождение названий городских улиц, рек и речек, урочищ и других географических названий, а также объяснить школьникам происхождение имен собственных, прозвищ и фамилий. Применение фактического материала и методик вспомогательных исторических дисциплин необходимо и в создании экспозиции школьного музея, краеведческой и экскурсионной работе, в факультативных занятиях и занятиях исторических школьных кружков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Практическое послесловие

Глава 17 Много шума из ничего (действия вспомогательных крейсеров)

Глава 17 Много шума из ничего (действия вспомогательных крейсеров) Состоявшееся 13 февраля 1904 г. Особое совещание признало возможным проведение таких операций с привлечением либо мобилизованных и вооруженных быстроходных пароходов Добровольного флота, либо судов,

Командование вспомогательных войск

Командование вспомогательных войск Структура командования внутри вспомогательных когорт была в чем-то подобна той, что была принята внутри когорт легиона, однако это сходство ограничивалось в основном названиями рангов. Всей когортой командовал префект. Этот пост мог

РОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Технические особенности вспомогательных крейсеров

Технические особенности вспомогательных крейсеров Корпуса и маскировка Одними из самых главных условий для успешных действий вспомогательного крейсера, являлась его способность ничем не выделяться среди множества мирных торговых судов, бороздящих просторы морей, а

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ

Значение интеграции научных дисциплин

Значение интеграции научных дисциплин Теперь хотелось бы остановиться на одной методической проблеме, которая представляется мне весьма важной. Историческая наука, подобно любой другой отрасли знания, долгое время развивалась путем дифференциации. Внутри нее возникло

Из истории развития вспомогательных исторических дисциплин в России

Из истории развития вспомогательных исторических дисциплин в России Появление и развитие приемов и понятий, ставших впоследствии неотъемлемой частью вспомогательных исторических дисциплин, было связано с чисто практическими нуждами. Древние писцы в целях

Глава 26 Много шума из ничего (действия вспомогательных крейсеров)

Глава 26 Много шума из ничего (действия вспомогательных крейсеров) Состоявшееся 13 февраля 1904 г. особое совещание признало возможным проведение таких операций с привлечением либо мобилизованных и вооружённых быстроходных пароходов Добровольного флота, либо судов,

Глава 2. Практическое обучение казака

Глава 2. Практическое обучение казака Задача главы на простых примерах доступным языком познакомить казачьи чины с положениями и приемами пешего и конного казака на исторических примерах. Материал взят из действующих воинских уставов, книги «Кашкаров Д.Д. Служба солдата

Практическое действие поводьев и управление ими

Практическое действие поводьев и управление ими Поводья служат для передачи воли всадника переду лошади и составляют мягкую связь руки всадника со ртом лошади, но отнюдь не должны служить средством для держания в седле.Поводья действуют давлением удил на язык, на

Глава 6 Использование устных исторических источников в научно-исследовательской работе и их интерпретация

Глава 6 Использование устных исторических источников в научно-исследовательской работе и их интерпретация Сферы использования устных исторических источников Использование устных исторических источников — непростой вопрос. Ответ на него зависит от того, в какой сфере

Использование устных исторических источников в научных исследованиях и аналитической практике: проблемы и достижения

Использование устных исторических источников в научных исследованиях и аналитической практике: проблемы и достижения Второй путь использования устных исторических источников — это их введение в аналитические исторические исследования. Частью проблемы использования

Использование устных исторических источников в культурно-массовой и воспитательной работе

Использование устных исторических источников в культурно-массовой и воспитательной работе Третий путь использования устных исторических источников связан с популяризацией исторических знаний, с развитием гражданского общества, с воспитанием патриотизма и любви к

Использование устных исторических источников в научных исследованиях и публикаторской деятельности

Использование устных исторических источников в научных исследованиях и публикаторской деятельности Проблемы использования устноисторических свидетельств. Публикации документов устной истории. Подготовка устных исторических источников к публикации: дискуссии о

§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

§ 1. История политических и правовых учений в системе юридических дисциплин История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин. Задача этой дисциплины — познакомить студента с содержанием и историей наиболее значительных и

Читайте также: