Всеобщая история обработанная сатириконом краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Что такое история как таковая — объяснять незачем, так как это каждому должно быть известно с молоком матери. Но что такое древняя история — об этом нужно сказать несколько слов.

Трудно найти на свете человека, который хотя раз в жизни, выражаясь языком научным, не влопался бы в какую-нибудь историю. Но как бы давно это с ним ни случилось, тем не менее происшедший казус мы не вправе назвать древней историей. Ибо пред лицом науки все имеет свое строгое подразделение и классификацию.

а) древняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно;

б) древняя история есть такая история, которая произошла с римлянами, греками, ассириянами, финикиянами и прочими народами, говорившими на мертворожденных языках.

Все, что касается древнейших времен и о чем мы ровно ничего не знаем, называется периодом доисторическим.

Ученые хотя и ровно ничего об этом периоде не знают (потому что если бы знали, то его пришлось бы уже назвать историческим), тем не менее разделяют его на три века:

1) каменный, когда люди при помощи бронзы делали себе каменные орудия;

2) бронзовый, когда при помощи камня делали бронзовые орудия;

3) железный, когда при помощи бронзы и камня делали железные орудия.

Вообще изобретения тогда были редки и люди на выдумки были туги; поэтому чуть что изобретут — сейчас по имени изобретения называют и свой век.

В наше время это уже немыслимо, потому что каждый день пришлось бы менять веку название: пилюлиарский век, плоскошинный век, синдетиконский век и т. д. и т. д., что немедленно вызвало бы распри и международные войны.

В те времена, о которых ровно ничего не известно, люди жили в шалашах и ели друг друга; затем, окрепнув и развив мозг, стали есть окружающую природу: зверей, птиц, рыб и растения. Потом, разделившись на семьи, начали ограждаться частоколами, через которые сначала в продолжение многих веков переругивались; затем стали драться, затеяли войну, и, таким образом, возникло государство, государство, государственный быт, на котором основывается дальнейшее развитие гражданственности и культуры.

Древние народы разделяются по цвету кожи на черных, белых и желтых.

Белые в свою очередь разделяются на:

1) арийцев, произошедших от Ноева сына Иафета и названных так, чтоб не сразу можно было догадаться — от кого они произошли;

2) семитов — или не имеющих права жительства — и

3) хамитов, людей в порядочном обществе не принятых.

Обыкновенно историю делят всегда хронологически от такого-то до такого-то периода. С древней историей так поступить нельзя, потому что, во-первых, никто ничего о ней не знает, а во-вторых, древние народы жили бестолково, мотались из одного места в другое, из одной эпохи в другую, и все это без железных дорог, без порядку, причины и цели. Поэтому учеными людьми было придумано рассматривать историю каждого народа отдельно. Иначе так запутаешься, что и не выберешься.

Египет находится в Африке и славится издавна пирамидами, сфинксами, разлитием Нила и царицей Клеопатрой.

Пирамиды суть здания пирамидальной формы, которые воздвигались фараонами для своего прославления. Фараоны были люди заботливые и не доверяли даже самым близким людям распоряжаться своим трупом по их усмотрению. И, едва выйдя из младенческого возраста, фараон уже присматривал себе укромное местечко и начинал строить пирамиду для своего будущего праха.

После смерти тело фараона с большими церемониями потрошили изнутри и набивали ароматами. Снаружи заключали его в раскрашенный футляр, все вместе ставили в саркофаг и помещали внутри пирамиды. От времени то небольшое количество фараона, которое заключалось между ароматами и футляром, высыхало и превращалось в твердую перепонку. Так непроизводительно тратили древние монархи народные деньги!

Но судьба справедлива. Не прошло и нескольких десятков тысяч лет, как египетское население вернуло свое благосостояние, торгуя оптом и в розницу бренными трупами своих повелителей, и во многих европейских музеях можно видеть образцы этих сушеных фараонов, прозванных за свою неподвижность мумиями. За особую плату сторожа музеев позволяют посетителям пощелкать мумию пальцем.

Памятники Египта часто покрыты письменами, которые разобрать чрезвычайно трудно. Ученые поэтому прозвали их иероглифами.

Жители Египта делились на разные касты. К самой важной касте принадлежали жрецы. Попасть в жрецы было очень трудно. Для этого нужно было изучать геометрию до равенства треугольников, включительно и географию, обнимавшую в те времена пространство земного шара не менее шестисот квадратных верст.

Дел у жрецов было по горло, потому что, кроме географии, им приходилось еще заниматься и богослужением, а так как богов у египтян было чрезвычайно много, то иному жрецу подчас за весь день трудно было урвать хоть часок на географию.

В воздании божеских почестей египтяне не были особенно разборчивы. Они обожествляли солнце, корову, Нил, птицу, собаку, луну, кошку, ветер, гиппопотама, землю, мышь, крокодила, змею и многих других домашних и диких зверей.

Ввиду этой богомногочисленности самому осторожному и набожному египтянину ежеминутно приходилось совершать различные кощунства. То наступит кошке на хвост, то цыкнет на священную собаку, то съест в борще святую муху. Народ нервничал, вымирал и вырождался.

Среди фараонов было много замечательных, прославивших себя своими памятниками и автобиографиями, не ожидая этой любезности от потомков.

Тут неподалеку находился и Вавилон, известный своим столпотворением.

Главным городом Ассирии был Ассур, названный так в честь бога Ассура, получившего в свою очередь это имя от главного города Ассу. Где здесь конец, где начало — древние народы по безграмотности разобраться не могли и не оставили никаких памятников, которые могли бы нам помочь в этом недоумении.

Ассирийские цари были очень воинственны и жестоки. Врагов своих поражали более всего своими именами, из которых Ассур-Тиглаф-Абу-Хериб-Назир-Нипал было самым коротеньким и простеньким. Собственно говоря, это было даже не имя, а сокращенная ласкательная кличка, которую за маленький рост дала юному царю его мамка.

Обычай же ассирийских крестин был таков: как только у царя рождался младенец мужского, женского или иного пола, сейчас же специально обученный писарь садился и, взяв в руки клинья, начинал писать на глиняных плитах имя новорожденного. Когда, истомленный трудом, писарь падал мертвым, его сменял другой и так дальше до тех пор, пока младенец не достигал зрелого возраста. К этому сроку все его имя считалось полностью и правильно написанным до конца.

Цари эти были очень жестоки. Громко выкликая свое имя, они, прежде чем завоюют страну, уже рассаживали ее жителей на колья.

По сохранившимся изображениям современные ученые усматривают, что у ассириян очень высоко стояло парикмахерское искусство, так как у всех царей бороды были завиты ровными, аккуратными локонами.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Надежда Лохвицкая Всеобщая история обработанная Сатириконом

Всеобщая история обработанная Сатириконом: краткое содержание, описание и аннотация

Среди мистификаций, созданных русской литературой ХХ века, "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом" (1910) по сей день занимает уникальное и никем не оспариваемое место: перед нами не просто исполинский капустник длиной во всю человеческую историю, а еще и почти единственный у нас образец черного юмора — особенно черного, если вспомнить, какое у этой "Истории" (и просто истории) в XX веке было продолжение. Книга, созданная великими сатириками своего времени — Тэффи, Аверченко, Дымовым и О.Л.д'Ором, — не переиздавалась три четверти века, а теперь изучается в начальной школе на уроках внеклассного чтения. То, что веселило искушенных интеллигентов начала XX века, осталось таким же смешным (но и познавательным) и в начале XXI века.

Надежда Лохвицкая: другие книги автора

Кто написал Всеобщая история обработанная Сатириконом? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Надежда Лохвицкая: Рассказы

Рассказы

Надежда Лохвицкая: Всеобщая история обработанная Сатириконом

Всеобщая история обработанная Сатириконом

Надежда Лохвицкая: Ностальгия. Рассказы. Воспоминания

Ностальгия. Рассказы. Воспоминания

Надежда Лохвицкая: Юмор начала XX века [сборник]

Юмор начала XX века [сборник]

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

С Кормилов: История русской литературы XX века (20–90–е годы). Основные имена.

История русской литературы XX века (20–90–е годы). Основные имена.

Надежда Лохвицкая: Юмор начала XX века [сборник]

Юмор начала XX века [сборник]

Борис Мирский: Сатирическая история от Рюрика до Революции

Сатирическая история от Рюрика до Революции

Василий Рогожкин: Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень

Всеобщая история. XX – начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень

Михаил Алпатов: Всеобщая история искусств. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. Том3

Всеобщая история искусств. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. Том3

Всеобщая история обработанная Сатириконом — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Всеобщая история обработанная Сатириконом

Что такое история как таковая — объяснять незачем, так как это каждому должно быть известно с молоком матери. Но что такое древняя история — об этом нужно сказать несколько слов.

Трудно найти на свете человека, который хотя раз в жизни, выражаясь языком научным, не влопался бы в какую-нибудь историю. Но как бы давно это с ним ни случилось, тем не менее происшедший казус мы не вправе назвать древней историей. Ибо пред лицом науки все имеет свое строгое подразделение и классификацию.

а) древняя история есть такая история, которая произошла чрезвычайно давно;

б) древняя история есть такая история, которая произошла с римлянами, греками, ассириянами, финикиянами и прочими народами, говорившими на мертворожденных языках.

Все, что касается древнейших времен и о чем мы ровно ничего не знаем, называется периодом доисторическим.

Ученые хотя и ровно ничего об этом периоде не знают (потому что если бы знали, то его пришлось бы уже назвать историческим), тем не менее разделяют его на три века:

1) каменный, когда люди при помощи бронзы делали себе каменные орудия;

2) бронзовый, когда при помощи камня делали бронзовые орудия;

3) железный, когда при помощи бронзы и камня делали железные орудия.

Вообще изобретения тогда были редки и люди на выдумки были туги; поэтому чуть что изобретут — сейчас по имени изобретения называют и свой век.

В наше время это уже немыслимо, потому что каждый день пришлось бы менять веку название: пилюлиарский век, плоскошинный век, синдетиконский век и т. д. и т. д., что немедленно вызвало бы распри и международные войны.

В те времена, о которых ровно ничего не известно, люди жили в шалашах и ели друг друга; затем, окрепнув и развив мозг, стали есть окружающую природу: зверей, птиц, рыб и растения. Потом, разделившись на семьи, начали ограждаться частоколами, через которые сначала в продолжение многих веков переругивались; затем стали драться, затеяли войну, и, таким образом, возникло государство, государство, государственный быт, на котором основывается дальнейшее развитие гражданственности и культуры.

Древние народы разделяются по цвету кожи на черных, белых и желтых.

Белые в свою очередь разделяются на:

1) арийцев, произошедших от Ноева сына Иафета и названных так, чтоб не сразу можно было догадаться — от кого они произошли;

2) семитов — или не имеющих права жительства — и

3) хамитов, людей в порядочном обществе не принятых

Обыкновенно историю делят всегда хронологически от такого-то до такого-то периода. С древней историей так поступить нельзя, потому что, во-первых, никто ничего о ней не знает, а во-вторых, древние народы жили бестолково, мотались из одного места в другое, из одной эпохи в другую, и все это без железных дорог, без порядку, причины и цели. Поэтому учеными людьми было придумано рассматривать историю каждого народа отдельно. Иначе так запутаешься, что и не выберешься.

Египет находится в Африке и славится издавна пирамидами, сфинксами, разлитием Нила и царицей Клеопатрой.

Пирамиды суть здания пирамидальной формы, которые воздвигались фараонами для своего прославления. Фараоны были люди заботливые и не доверяли даже самым близким людям распоряжаться своим трупом по их усмотрению. И, едва выйдя из младенческого возраста, фараон уже присматривал себе укромное местечко и начинал строить пирамиду для своего будущего праха.

После смерти тело фараона с большими церемониями потрошили изнутри и набивали ароматами. Снаружи заключали его в раскрашенный футляр, все вместе ставили в саркофаг и помещали внутри пирамиды. От времени то небольшое количество фараона, которое заключалось между ароматами и футляром, высыхало и превращалось в твердую перепонку. Так непроизводительно тратили древние монархи народные деньги!

Но судьба справедлива. Не прошло и нескольких десятков тысяч лет, как египетское население вернуло свое благосостояние, торгуя оптом и в розницу бренными трупами своих повелителей, и во многих европейских музеях можно видеть образцы этих сушеных фараонов, прозванных за свою неподвижность мумиями. За особую плату сторожа музеев позволяют посетителям пощелкать мумию пальцем.


Содержание

Произведение состоит из 4 разделов:

Публикация

Книга вышла как приложение, после этого несколько раз отдельно переиздавалась, так как пользовалась огромной популярностью.

Проблемы с 4-й частью

Издание 1910 года насчитывает 154 страницы, так как вышло без неё, в 1911 году вышел том в 240 страниц, включавший недостающую часть. Издание 1912 года опять оказалось без запрещенного цензурой раздела.

Характеристика

Для сатирического изображения политического положения России и общественных нравов авторы использовали приём ироничного изображения исторического прошлого России, спроецировав на древнюю эпоху характерные для событий своего времени особенности, а ярких представителей истории наделяя чертами современников.

I. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ — ТЭФФИ (ИЛЛЮСТРАЦИИ А.ЯКОВЛЕВА). II. СРЕДНЯЯ ИСТОРИЯ — ОСИПА ДЫМОВА (ИЛЛЮСТРАЦИИ А.РАДАКОВА). III. НОВАЯ ИСТОРИЯ — АРКАДИЯ АВЕРЧЕНКО (ИЛЛЮСТРАЦИИ А.РАДАКОВА, РЕ-МИ, А.ЯКОВЛЕВА И А.ЮНГЕРА). IV. РУССКАЯ ИСТОРИЯ — О.Л.Д’ОРА (ИЛЛЮСТРАЦИИ РЕ-МИ).

ИЗДАНИЕ М.Г.КОРНФЕЛЬДА

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ


Что та­кое ис­то­рия как та­ко­вая — объяснять не­за­чем, так как это каж­до­му долж­но быть из­вест­но с мо­ло­ком ма­те­ри. Но что та­кое древ­няя ис­то­рия — об этом нуж­но ска­зать нес­колько слов.

Трудно най­ти на све­те че­ло­ве­ка, ко­то­рый хо­тя раз в жиз­ни, вы­ра­жа­ясь язы­ком на­уч­ным, не вло­пал­ся бы в ка­кую-ни­будь ис­то­рию. Но как бы дав­но это с ним ни слу­чи­лось, тем не ме­нее про­ис­шед­ший ка­зус мы не впра­ве наз­вать древ­ней ис­то­ри­ей. Ибо пред ли­цом на­уки все име­ет свое стро­гое под­раз­де­ле­ние и клас­си­фи­ка­цию.

а) древ­няя ис­то­рия есть та­кая ис­то­рия, ко­то­рая про­изош­ла чрез­вы­чай­но дав­но;

б) древ­няя ис­то­рия есть та­кая ис­то­рия, ко­то­рая про­изош­ла с рим­ля­на­ми, гре­ка­ми, ас­си­ри­яна­ми, фи­ни­ки­яна­ми и про­чи­ми на­ро­да­ми, го­во­рив­ши­ми на мерт­во­рож­ден­ных язы­ках.

Все, что касается древнейших времен и о чем мы ровно ничего не знаем, называется периодом доисторическим.

Ученые хо­тя и ров­но ни­че­го об этом пе­ри­оде не зна­ют (по­то­му что ес­ли бы зна­ли, то его приш­лось бы уже наз­вать ис­то­ри­чес­ким), тем не ме­нее раз­де­ля­ют его на три ве­ка:

1) ка­мен­ный, ког­да лю­ди при по­мо­щи брон­зы де­ла­ли се­бе ка­мен­ные ору­дия;

2) брон­зо­вый, ког­да при по­мо­щи кам­ня де­ла­ли брон­зо­вые ору­дия;

3) же­лез­ный, ког­да при по­мо­щи брон­зы и кам­ня де­ла­ли же­лез­ные ору­дия.

Вообще изобретения тогда были редки и люди на выдумки были туги; поэтому чуть что изобретут — сейчас по имени изобретения называют и свой век.

В на­ше вре­мя это уже не­мыс­ли­мо, по­то­му что каж­дый день приш­лось бы ме­нять ве­ку наз­ва­ние:

пилюлиарский век, плос­ко­шин­ный век, син­де­ти­конс­кий век и т. д. и т. д., что не­мед­лен­но выз­ва­ло бы расп­ри и меж­ду­на­род­ные вой­ны.

В те вре­ме­на, о ко­то­рых ров­но ни­че­го не из­вест­но, лю­ди жи­ли в ша­ла­шах и ели друг дру­га; за­тем, ок­реп­нув и раз­вив мозг, ста­ли есть ок­ру­жа­ющую при­ро­ду: зве­рей, птиц, рыб и рас­те­ния. По­том, раз­де­лив­шись на семьи, на­ча­ли ог­раж­даться час­то­ко­ла­ми, че­рез ко­то­рые сна­ча­ла в про­дол­же­ние мно­гих ве­ков пе­ре­ру­ги­ва­лись; за­тем ста­ли драться, за­те­яли вой­ну, и, та­ким об­ра­зом, воз­ник­ло го­су­дарст­во, го­су­дарст­во, го­су­дарст­вен­ный быт, на ко­то­ром ос­но­вы­ва­ет­ся дальней­шее раз­ви­тие граж­данст­вен­нос­ти и культу­ры.

Древние на­ро­ды раз­де­ля­ют­ся по цве­ту ко­жи на чер­ных, бе­лых и жел­тых.

Белые в свою оче­редь раз­де­ля­ют­ся на:

1) арий­цев, про­изо­шед­ших от Но­ева сы­на Иафе­та и наз­ван­ных так, чтоб не сра­зу мож­но бы­ло до­га­даться — от ко­го они про­изош­ли;

2) се­ми­тов — или не име­ющих пра­ва жи­тельства — и

3) ха­ми­тов, лю­дей в по­ря­доч­ном об­щест­ве не при­ня­тых

Обыкновенно историю делят всегда хронологически от такого-то до такого-то периода. С древней историей так поступить нельзя, потому что, во-первых, никто ничего о ней не знает, а во-вторых, древние народы жили бестолково, мотались из одного места в другое, из одной эпохи в другую, и все это без железных дорог, без порядку, причины и цели. Поэтому учеными людьми было придумано рассматривать историю каждого народа отдельно. Иначе так запутаешься, что и не выберешься.

Египет на­хо­дит­ся в Аф­ри­ке и сла­вит­ся из­дав­на пи­ра­ми­да­ми, сфинк­са­ми, раз­ли­ти­ем Ни­ла и ца­ри­цей Кле­опат­рой.

Пирамиды суть зда­ния пи­ра­ми­дальной фор­мы, ко­то­рые возд­ви­га­лись фа­ра­она­ми для сво­его прос­лав­ле­ния. Фа­ра­оны бы­ли лю­ди за­бот­ли­вые и не до­ве­ря­ли да­же са­мым близ­ким лю­дям рас­по­ря­жаться сво­им тру­пом по их ус­мот­ре­нию. И, ед­ва вый­дя из мла­ден­чес­ко­го воз­рас­та, фа­ра­он уже прис­мат­ри­вал се­бе ук­ром­ное мес­теч­ко и на­чи­нал стро­ить пи­ра­ми­ду для сво­его бу­ду­ще­го пра­ха.

После смер­ти те­ло фа­ра­она с больши­ми це­ре­мо­ни­ями пот­ро­ши­ли из­нут­ри и на­би­ва­ли аро­ма­та­ми. Сна­ру­жи зак­лю­ча­ли его в раск­ра­шен­ный фут­ляр, все вмес­те ста­ви­ли в сар­ко­фаг и по­ме­ща­ли внут­ри пи­ра­ми­ды. От вре­ме­ни то не­большое ко­ли­чест­во фа­ра­она, ко­то­рое зак­лю­ча­лось меж­ду аро­ма­та­ми и фут­ля­ром, вы­сы­ха­ло и прев­ра­ща­лось в твер­дую пе­ре­пон­ку. Так неп­ро­из­во­ди­тельно тра­ти­ли древ­ние мо­нар­хи на­род­ные деньги!


Не прошло и несколько десятков тысяч лет, как мумиями стали торговать

Но судьба спра­вед­ли­ва. Не прош­ло и нес­кольких де­сят­ков ты­сяч лет, как еги­петс­кое на­се­ле­ние вер­ну­ло свое бла­го­сос­то­яние, тор­гуя оп­том и в роз­ни­цу брен­ны­ми тру­па­ми сво­их по­ве­ли­те­лей, и во мно­гих ев­ро­пей­ских му­зе­ях мож­но ви­деть об­раз­цы этих су­ше­ных фа­ра­онов, проз­ван­ных за свою не­под­виж­ность му­ми­ями. За осо­бую пла­ту сто­ро­жа му­зе­ев поз­во­ля­ют по­се­ти­те­лям по­щел­кать му­мию пальцем.

Памятники Егип­та час­то пок­ры­ты письме­на­ми, ко­то­рые ра­зоб­рать чрез­вы­чай­но труд­но. Уче­ные по­это­му проз­ва­ли их иерог­ли­фа­ми.

Жители Егип­та де­ли­лись на раз­ные кас­ты. К са­мой важ­ной кас­те при­над­ле­жа­ли жре­цы. По­пасть в жре­цы бы­ло очень труд­но. Для это­го нуж­но бы­ло изу­чать ге­омет­рию до ра­венст­ва тре­угольни­ков, вклю­чи­тельно и ге­ог­ра­фию, об­ни­мав­шую в те вре­ме­на прост­ранст­во зем­но­го ша­ра не ме­нее шес­ти­сот квад­рат­ных верст. Дел у жре­цов бы­ло по гор­ло, по­то­му что, кро­ме ге­ог­ра­фии, им при­хо­ди­лось еще за­ни­маться и бо­гос­лу­же­ни­ем, а так как бо­гов у егип­тян бы­ло чрез­вы­чай­но мно­го, то ино­му жре­цу под­час за весь день труд­но бы­ло ур­вать хоть ча­сок на ге­ог­ра­фию.

В воз­да­нии бо­жес­ких по­чес­тей егип­тя­не не бы­ли осо­бен­но раз­бор­чи­вы. Они обо­жеств­ля­ли солн­це, ко­ро­ву, Нил, пти­цу, со­ба­ку, лу­ну, кош­ку, ве­тер, гип­по­по­та­ма, зем­лю, мышь, кро­ко­ди­ла, змею и мно­гих дру­гих до­маш­них и ди­ких зве­рей.

Ввиду этой бо­гом­но­го­чис­лен­нос­ти са­мо­му ос­то­рож­но­му и на­бож­но­му егип­тя­ни­ну еже­ми­нут­но при­хо­ди­лось со­вер­шать раз­лич­ные ко­щунст­ва. То нас­ту­пит кош­ке на хвост, то цык­нет на свя­щен­ную со­ба­ку, то съест в бор­ще свя­тую му­ху. На­род нерв­ни­чал, вы­ми­рал и вы­рож­дал­ся.

Среди фа­ра­онов бы­ло мно­го за­ме­ча­тельных, прос­ла­вив­ших се­бя сво­ими па­мят­ни­ка­ми и ав­то­би­ог­ра­фи­ями, не ожи­дая этой лю­без­нос­ти от по­том­ков.

Читайте также: