Враги сожгли родную хату краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

История написания поэзии

Критика и цензура

Тематика произведения

Автор обращается к теме возвращения солдата с войны. Несчастный человек приходит к месту, где некогда стоял его дом. Но теперь дома нет: враги сожгли все. От произведения веет глубокой грустью и отчаянием: солдат плачет об отсутствии дома и родных людей. Героя произведения Исаковского не ждут, автор пишет об одиночестве, о потере близких и друзей в это страшное время.

Писатель учитывает фольклорные мотивы (что тоже обусловливает популярность песни). В центре сюжета – классическая история о возвращении солдата с поля боя. Герой стремится вновь увидеть родные места, встретиться с женой.

Но – увы – дом сожжен, родные края пустуют. Супругу убили враги, дом – сожгли. Солдата ждет лишь могильный холм, заросший травой. Здесь покоится жена героя – Прасковья. Мужчина с горя садится рядом и пьет. Праздник победы обернулся в траурный обед. Герой плачет, потому что никого не осталось: ни любящей жены, ни родного дома, ни уютного огня, ни накрытого стола.

Особенности композиции и жанра стиха

Композиция

Формальная структура произведения – это 10 четверостиший. Условно поэзия делится на три части:

  • Первая часть раскрывает условия, в которых оказались люди сразу после окончания военных действий. Автор уделяет много внимания экспозиции. При этом вступление отличается нарочито спокойным тоном.
  • Вторая часть посвящается возвращению солдата домой. Здесь автор пишет об эмоциональном состоянии героя. На фоне первой части ярко выделяется экспрессивность второго фрагмента стиха. Читателя впечатляет картина отчаяния солдата, который пьет вино около могилы супруги. Писатель оформляет эту часть произведения в виде монолога главного героя.
  • Третья часть описывает пронзительные переживания солдата, который обращается к умершей жене.

Монологический и диалогический характер текста

Об этой черте произведения упоминает Адриан Македонов. В стихе описывается жизненная сцена – без лишних комментариев. Автор вообще избегает лишних слов – это еще одна отличительная черта поэзии. Македонов придерживается мнения, что песня является диалогом. Этот диалог ведется одновременно героем и автором произведения. Стих – это история, которую один человек рассказывает о другой личности.

Произведение русского автора является, по сути, классическим рассказом в стихах. История, рассказанная писателем, содержит одновременно драматические и эпические черты. Описание судьбы солдата (главного героя произведения) – это элемент эпоса. Эмоциональный подрыв, настроение отчаяния и фатальности – это элемент драмы.

Враги сожгли родную хату

Нравственный посыл стихотворения

Автор акцентирует внимание, прежде всего, на осознании главным героем масштаба трагедии. Война – не самое страшное, что пришлось пережить. На войне умирают люди, но это чужие люди.

Возвращение домой показывает герою, что смерть не осталась позади, потери продолжаются. Сквозь строки легко читается сомнение писателя: а можно ли вернуться к нормальной жизни, начать все с нуля? Дома не ждет жена, ужин, друзья и родственники.

Сюжет произведения

Характеристика смысла стиха

Произведения советского писателя отличаются простотой, понятностью, отсутствием приукрашенности. Это реалистические тексты, открытые и искренние. Автор обращается к суровым послевоенным реалиям. Как бы ни старалась цензура, от настоящих чувств не убежишь. С чем столкнулись люди после войны? Разруха, бедность, потеря близких и родных.

Враги сожгли родную хату

Радость победы омрачилась горечью утраты родственников и друзей. Герой анализируемого произведения сдержанно реагирует на свое горе. Сдержанность, умение терпеть и переносить страдания молча – это качества русского человека. Волю эмоциям такие люди дают, радуясь, а не горюя. Даже находясь наедине с собой, русский солдат не позволял своей печали полностью выйти наружу.

Художественные особенности песни

Автор пользуется четырехстопным ямбом. Мелодичность и запоминаемость строк обусловливается выбором перекрестной рифмовки.

Враги сожгли родную хату

Такой прием упрощает восприятие содержания текста, придает произведению фольклорные черты. Поэзия характеризуется напевностью, песенными интонациями. В стихе присутствует как мужская, так и женская рифма. Писатель включает в произведение следующие средства художественной выразительности:

Ключевые приемы автора

Приемы, использованные писателем, подробно анализирует Адриан Македонов. Выводы критика можно оформить следующим образом:

Отзывы о поэзии

Александр Твардовский и появление песни

Одним из первых произведение Исаковского оценил русский писатель и журналист Александр Твардовский. Идея положить строки поэзии на музыку, прежде всего, пришла в голову именно Твардовскому. Тогда Александр Трифонович обратился с этим замыслом к Матвею Блантеру. Сам Исаковский не сразу по достоинству оценил эту идею. По мнению автора, стих не подходил для переделки в песню из-за внушительной длины. Матвей Блантер переубедил писателя. Вскоре на свет появилась музыка на слова произведения Исаковского.

Одним из первых на радио песню исполнил Владимир Нечаев. Однако произведение быстро запретили – так распорядилась цензура.

Дмитрий Ковалев о творчестве Исаковского

Любопытные факты о произведении

История одной песни. Враги сожгли родную хату.

1. Враги сожгли родную хату
Сгубили всю его семью
Куда ж теперь идти солдату
Кому нести печаль свою
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок

2. Стоит солдат и словно комья
Застряли в горле у него
Сказал солдат
Встречай Прасковья
Героя мужа своего
Готовь для гостя угощенье
Накрой в избе широкий стол
Свой день свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел

3. Никто солдату не ответил
Никто его не повстречал
И только теплый летний вечер
Траву могильную качал
Вздохнул солдат ремень поправил
Раскрыл мешок походный свой
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой

4. Не осуждай меня Прасковья
Что я пришел к тебе такой
Хотел я выпить за здоровье
А должен пить за упокой
Сойдутся вновь друзья подружки
Но не сойтись вовеки нам
И пил солдат из медной кружки
Вино с печалью пополам

5. Он пил солдат слуга народа
И с болью в сердце говорил
Я шел к тебе четыре года
Я три державы покорил
Хмелел солдат слеза катилась
Слеза несбывшихся надежд
И на груди его светилась
Медаль за город Будапешт
Медаль за город Будапешт

У этой песни не простая судьба. Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет.

История одной песни. Враги сожгли родную хату.

…Как-то композитор Матвей Блантер встретил Александра Твардовского.
- Идите к Мише (так любовно называли поэты Михаила Васильевича Исаковского, хотя многие из них были моложе его). Он написал замечательные стихи для песни. М.И.Блантер

Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР М.И. Блантера и Героя Социалистического Труда М.В. Исаковского связывала долголетняя творческая дружба, они написали вместе немало хороших песен. Вот тут можно почитать о них:

Но на этот раз Исаковский стал всячески отнекиваться, говорил, что стихи не песенные, слишком длинные, чересчур подробны и т.д. Однако Блантер настаивал.

- Дайте мне посмотреть эти стихи. Исаковский был несказанно поражен, когда через некоторое время узнал, что Блантер сочинил музыку.

Но, как мы уже сказали, песня долгие годы не звучала ни в эфире, ни на концертной эстраде. В чем же дело?

История одной песни. Враги сожгли родную хату.

Вот что рассказывал об этом М. Исаковский: М.В. Исаковский

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою.

Поначалу в зале возникло недоумение, но потом установилась абсолютная тишина. А когда певец закончил, раздался гром аплодисментов. Успех превзошел все ожидания!

А вот что написал Марку Бернесу Михаил Васильевич Исаковский:
«Я уже давно собирался написать Вам, но, как видите, собрался только сейчас.

Дело в том, что еще в дни, когда у нас отмечалось двадцатилетие Победы над фашистской Германией, я слышал в Вашем исполнении песню Матвея Блантера, написанную на мои слова, - “Враги сожгли родную хату“.

Исполняли Вы великолепно – с большим талантом, с большим вкусом, с глубоким проникновением в саму суть произведения. Вы просто потрясли миллионы телезрителей, заставили их пережить все то, о чем говорится в спетой Вами песне…

Этот рассказ о песне хочется закончить словами Александра Твардовского:
«Удивительно послевоенное стихотворение Исаковского, ставшее широко известной песней “Враги сожгли родную хату”, сочетанием в нем традиционно-песенных, даже стилизованных приемов с остросовременным трагическим содержанием. С какой немногословной и опять-таки негромогласной силой передана здесь в образе горького солдатского горя великая мера страданий и жертв народа-победителя в его правой войне против вражеского нашествия.

И каким знаком исторического времени и невиданных подвигов народа – освободителя народов от фашистского ига – отмечена эта бесконечная тризна на могиле жены:

История одной песни. Враги сожгли родную хату.

Приведём фрагмент из статьи Евгения Евтушенко о М. Исаковском из его (Е.Евтушенко) антологии:

Анализ произведения

Многие авторы затрагивали в своих рассказах и стихотворениях военную тематику, отражая в ней весь кошмар происходящего. В 1945 году поэт Михаил Исаковский написал произведение, главным героем которого стал солдат, вернувшийся с войны и обнаруживший, что у него теперь нет ни семьи, ни дома. Стихотворение на протяжении долгих лет подвергалось жёсткой цензуре. Бытовало мнение, что победа в войне и радость от неё не должны быть связаны ни с печальными нотками.

Поэт Михаил Исаковский

Жанр этого произведения — рассказ в стихах. Автор описывает боль солдата, который лишился своих близких. Пока он воевал, враги родную хату сожгли и отправили на тот свет всю семью. И теперь, вместо любимой супруги Прасковьи, его встречает только могильный холмик, и не будет никакого накрытого стола, и пить придётся не за здоровье, а за упокой. А ведь на войне его только и спасала мысль о родных, которые его ждут дома.

Тем не менее бурного проявления эмоций не наблюдается, ведь человек прошёл войну. Мужчина сдерживает свои чувства, так он изменился. В этом проявляется достоинство русского солдата, который много испытал на своём веку и не раз давал волю радостным эмоциям, но не позволяет проявиться горю в полной мере, даже когда находится один.

Средства выразительности и история написания

Для стихотворения характерны фольклорные и песенные мотивы, мужская и женская рифма чередуются между собой. Поэт задействует простые эпитеты, которые поймёт каждый читатель:

Произведение раскритиковали за распространение пессимистических настроений, вследствие чего песня пропала из репертуара советской эстрады на долгое время. Может быть, она бы так и оставалась под запретом, однако в 1960 году на большом концерте её исполнил Маркс Бернес. Слушатели ответили бурной овацией.

Большинство известных критиков отмечают предельный трагизм ситуации, описанной в ней. Многие литературоведы относят песню к вершинам отечественной военной лирики.

История создания песни

В 1945 году наконец-то закончилась тяжёлая Великая Отечественная война. Тогда погибло не только множество военных, но и мирных граждан. Когда отслужившие мужчины возвращались в родные села и деревни, то иногда на месте своих домов находили лишь пепелища.

Также и герой песни, придя домой, он не нашёл не только родных стен, но и жену, детей. Все они погибли во время войны.

Произведение Исаковского было опубликовано в одном из журналов в 1946 г.

Когда это стихотворение прочёл поэт Александр Твардовский, он показал его композитору Матвею Блантеру. Твардовский уже тогда понял, что из этих строчек может получиться замечательная песня.

Матвей Блантер также проникся этой идеей, сочинил не менее проникновенную музыку, которая прекрасно легла на уже готовые строчки.

Сначала поэт Твардовский не верил в то, что получится песня, так как он считал, что строки слишком длинные для того, чтобы стать музыкальным произведением. Но затем поэт изменил своё мнение, когда услышал итоговый вариант песни.

Когда поэт и музыкант принесли своё творение на радио, то им сказали, что не могут пропустить эту песню в эфир.

Второе рождение

Быть может, эта песня так и осталась бы лежать на полке, но ее услышал Марк Бернес. Этот актёр и певец исполнил это лирическое произведение на одном из концертов, который проходил в Лужниках. Конечно, он рисковал, так как не знал, какова будет реакция властей и народа.

Тогда песня стала знакома буквально всем, так как в то время телевидение стало большим средством массовой пропаганды.

Одним из них стал Михаил Пуговкин. Не все знают, что этот комедийный актер уже в начале войны подал документы, чтобы уйти добровольцем на фронт. Через год его тяжело ранили в ногу, началась гангрена. Врачам чудом удалось спастись ногу будущего актера и его самого.

Поэтому он знал о войне, о страданиях, которая приносит она, не понаслышке.

Позже эту песню исполнил Владислав Косарев, Игорь Осотов, Александр Маршал и другие певцы. Это произведение вошло в некоторые кинофильмы, делает их более лиричными и пронзительными.

Читайте также: