Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в доу

Обновлено: 05.07.2024

Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 260 (далее Программа) является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.

Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МДОУ № 260 является:

- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (от 4 ноября 1950г. с изменениями и дополнениями);

- Конвенция о правах ребёнка (от 20 ноября 1989г.);

- Декларация прав ребёнка;

- Конституция РФ (1993г.);

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23.11.2009 г.);

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10);

- Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 260;

- Договор между МДОУ № 260 и родителями.

Образовательная программа является одним из основных нормативных документов, регламентирующих жизнедеятельность дошкольного образовательного учреждения.

Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 260 (далее Программа) состоит из трех частей:

I часть – обязательная,

II часть – вариативная,


    1. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 260 (в дальнейшем именуемое МДОУ № 260) является некоммерческой организацией, созданной Учредителем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочии органов местного самоуправления в сфере образования.

    2. МДОУ является правопреемником муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 260.

    3. Организационно - правовая форма: муниципальное образовательное учреждение.

    Вид: детский сад комбинированного вида.

    -обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

    - воспитание с учетом возрастных категории детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

    - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

    - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

    - организация условий в группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – слабослышащих детей.

    Лицензия: серия А №254093, регистрационный номер № 1205 от 23.03.2007 срок действия до 23.03.2012, выдана Министерством образования и науки УР.

    Свидетельство о государственной аккредитации: серия ГА 005103 регистрационный номер 682 от 25.06.2008 г., выданная Министерством народного образования УР, действительна до 25.06.2013г..

    Заведующий ДОУ: Лебедева Марина Михайловна.

    Режим работы МДОУ № 260 является следующим:

    рабочая неделя – пятидневная,

    длительность работы 12 часов: с 6.30 до 18.30.

    1. Порядок комплектования МДОУ детьми определяет Учредитель в лице Центр дошкольного образования и воспитания Устиновского района. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом, количество групп определяется в зависимости от санитарных норм, предельной наполняемости.

    2. Прием детей в МДОУ производится на основании следующих документов:

    - путевки, выданной ЦДОиВ Устиновского района;

    - медицинской карты ребенка;

    - свидетельства о рождении ребенка (копия);

    - медицинского полиса ребенка (копия).

    3. Преимущественное право поступления имеют категории лиц, установленные законом или соответствующим распоряжением Учредителя.

    - дети многодетных семей;

    - работающих одиноких матерей;

    - инвалидов 1, 2 групп;

    - дети, находящиеся под опекой;

    - дети, отцы которых находятся на службе в Вооруженных силах РФ,

    - дети, родители которых работают в МВД.

    4. При приеме ребенка в МДОУ заключается договор с родителями (законными представителями).

    5. Предельная наполняемость в группах общеразвивающей направленности в зависимости от возраста детей составляет:

    от 1 года 6 месяцев до 3 лет – 15 детей

    от 3 до 7 лет – 20 детей

    смешанные группы от 2 до 7 лет: дети слабослышащие – 2-4, нормально развивающиеся дети – 8

    площадью из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, не менее 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах;

    6. Отчисление ребенка из МДОУ может производиться в следующих случаях:

    - по заявлению родителей (законных представителей);

    - по медицинским показаниям, препятствующим пребыванию ребенка в МДОУ;

    7. Отчисление воспитанника оформляется путём расторжения договора с родителями (законными представителями) ребенка.
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 260 (в дальнейшем - МБДОУ № 260) посещают дети от 2-х до 7-и лет.

    В МБДОУ №260 функционируют 13 групп. Из них 11 групп – общеразвивающей направленности, 2 группы – комбинированного вида. Смешанные группы посещают 10 детей с ограниченными возможностями по слуху.

    Детский сад посещают дети из 232 семей, из них 191 - полных (81%), 41 - не полных (19%).

    В возрасте от 1,5 до 3-х лет продолжают совершенствоваться строение и функции внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной систем. Повышается работоспособность нервных клеток. Совершенствуется ходьба, развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети сами учатся координировать свои движения. При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия, которые воспроизводят после показа взрослого и путём подражания с разнообразными игрушками : разборными (пирамиды, матрешки и др., строительным материалом и сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушки на другие.

    К концу 2-го года в игровых действиях ребё нка отражается привычная для него жизненная последовательность: погуляв с куклой, её кормят и укладывают спать.

    К 3-м годам ребенок начинает понимать принадлежность к человеческому роду (мальчик, девочка, какие глазки, цвет волос и пр.).

    Младший дошкольный возраст (3 - 5 лет)

    К концу младшего возраста детям характерно появление групповых традиций: кто, где сидит, последовательность игр, как поздравляют друг друга с днём рождения, элементы группового жаргона, выражений и т. п.

    В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу, по отношению к детям другого пола, их привлекают гендерные роли.

    Ребенок овладевает навыками самообслуживания — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. В среднем дошкольном возрасте активно развиваются такие компоненты детского труда, как целеполагание и контрольно-проверочные действия на базе освоенных трудовых процессов. Младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания

    в туалетной комнате.

    Высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Этот возраст также является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости). К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

    Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно, его устойчивость проявляется по-разному. К 5 годам внимание становится всё более устойчивым. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Мышление детей 4—5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Однако образы у ребёнка 4—5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий, поскольку ещё отсутствуют целенаправленные действия воображения.

    К концу 4-ого года должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Ребенок знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п., с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п., о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник, праздниках (Новый год, день своего рождения, свойствах воды, снега, песка (снег белый, песок сыпучий). В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Если игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе, то к концу 5-ого года в игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

    Постепенно, к 4 годам, ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

    Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи. Активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы; умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения; высказывается в двух-трёх предложениях об эмоционально значимых событиях; начинает использовать в речи сложные предложения.

    Развитие трудовой деятельности в большей степени связано с освоением процессуальной стороны труда. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. В 3-4 года работы схематичны, детали отсутствуют — трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

    Важным показателем развития ребёнка является изобразительная деятельность. К концу 4 года круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. В лепке дети могут создавать продукт, используя прием отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания, в аппликации — располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов.

    Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей.

    Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический (согласованный и единый) характер. Восприятие музыкальных образов происходит в синтезе искусств - при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). Развитию исполнительской деятельности способствует преобладание в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой.

    Старший дошкольный возраст (5 - 7 лет)

    К семи годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т. п.) и стойкая мотивация достижений. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

    К пяти годам у ребенка появляется способность удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему выстраивать представления о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовления кулинарного блюда. Пятилетний возраст — возраст идентификации ребенком себя со взрослыми того же пола. Девочки относят себя к группе женщин, мальчики — мужчин. Это подходящий возраст для того, чтобы приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда. У детей формируется элементарное сотрудничество в совместной деятельности.

    Пятилетние дети влюбчивы, причем объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Дети очень ранимы и чувствительны к иронии. Поэтому обращаться с их чувствами следует необычайно деликатно. Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет акцент его внутреннего, душевного внимания смещается на взаимоотношения людей. Пятилетки обладают прекрасным чутьем на реальное отношение к себе и к другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды проявил ее.

    В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый сюжет, протяженный во времени. Они могут развивать действие, играя в игру с продолжением в течение многих дней. Усложняются сюжеты игр, она приобретает более творческий характер.

    У детей появляется произвольность как новое особое качество основных психических процессов — внимания, памяти. Теперь ребенок уже может принять и попытаться выполнить задачу запомнить, сосредоточиться.

    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение для преодоления инфантильности и эгоцентризма.

    В старшем дошкольном возрасте происходит осмысление и осознание многих закономерностей, которые ребенок уже успешно использует в практике, но пока не рефлексивно.

    Старший дошкольный возраст — период многоаспектной социализации ребенка. Одной из ее сто-рон является формирование первичной идентификации с широкой социальной группой — своим народом, своей страной. Воспитание патриотических чувств и убеждений — важная цель работы с детьми данного возраста.

    На шестом году жизни очень важно обратить внимание на развитие тонких эмоциональных реакций ребенка на красоту окружающего мира. У ребенка формируется способность адекватно оценивать результат собственной деятельности, видеть его недостатки, принимать и реализовывать замечания и указания взрослого по их исправлению.

    Возраст шести-семи лет является сензитивным периодом для морального развития детей. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения. Дети могут соблюдать нормы при отсутствии внешнего контроля и принуждения и вопреки собственным желаниям и интересам.

    Дошкольники оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми своего и противоположного пола, осознают необходимость и целесообразность выполнения правил поведения во взаимоотношениях с детьми разного пола в соответствии с этикетом, замечают проявления женских и мужских качеств в поведении окружающих взрослых, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и других видах деятельности. При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого. При этом если мальчики обладают ярко выраженными женскими качествами, то они отвергаются мальчишеским обществом, девочки же принимают в свою компанию таких мальчиков. В 5—6 лет дети имеют представление о внешней красоте мужчин и женщин; устанавливают связи между профессиями мужчин и женщин и их полом.

    В эстетическом развитии происходит сочетание двух противоположных тенденций - высокий творческий потенциал и стремление к подражательности, нормативности. Физически ребенок более подвижен, уравновешенней и устойчивей. Двигательная активность более целенаправленна и осмысленна.

    Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

    Инструктор физкультуры и воспитатель. Совместная работа в оздоровлении детей в дошкольном образовательном учреждении Проблема сохранения здоровья детей сегодня особенно приковывает внимание всех членов общественности, воспитателей, родителей. Благополучие.

    Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

    Педагогическая поддержка адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения очень актуальна. От того, как.

    Адаптация детей в возрасте 2–3 лет в дошкольном образовательном учреждении Проблема адаптации детей 2–3 лет является актуальной, так как от ее результатов зависит психическое и физическое развитие. Благоприятные.

    Особенности работы психолога в образовательном учреждении для одаренных детей Рассмотрим возможные направления работы психолога в образовательном учреждении, специализирующемся на обучении и психологическом развитии.

    Роль социально-культурной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Социально-культурная деятельность – это деятельность личностей, социальных групп, институтов, общества, предполагающая сохранение, трансляцию,.

    Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении

    Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

    1.4.Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы……………….

    1.5. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми Программы..……………

    1.6 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы……………………………….………..……
    ЧАСТЬ 2. Формируемая участниками образовательного процесса

    2.1.Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста…………………………………………………………………………………………….53

    2.2.Особенности организации образовательного процесса в группах старшего возраста……………………………………………………………………………………….…. 62

    2.3 Содержание психолого-педагогической работы по реализации дополнительного бесплатного образования…………………………………………………………………………………..

    2.4. Содержание психолого-педагогической работы по реализации приоритетного направления……………………………………………………………………………………….…. 87

    2.6.Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения

    2.6.1. Управление реализацией программы………………………………..……………….99

    2.6.2. Создание и обновление предметно-развивающей среды…………………………..99

    2.6.3. Формы сотрудничества с семьей………………………………………………….…100

    2.6.4. Преемственность в работе ДОУ и школы……………………………………….…..101

    2.6.5. Взаимодействие с другими учреждениями…………………………………………102

    Литература…………………………………………………………………………….……103
    Пояснительная записка
    Общеобразовательная программа МАДОУ № 82–комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с двух до семи лет с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

    Проектная мощность - 154 ребенка.

    Функционирует 9 групп, из них:


    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

    Сведения о педагогических кадрах

    Сведения о семьях воспитанников

    В целом для основного контингента родителей характерны: средний уровень жизни и доходов, высокие требования к образованию, большое желание дать ребенку хорошее образование.

    2. Содержание образовательного процесса по реализации Программы

    Приоритетом деятельности образовательного учреждения является физкультурно-оздоровительное направление: создание единого личностно-ориентированного педагогического пространства, направленного на оптимизацию форм, средств, методов и технологий внедрения физкультурно-оздоровительной системы ДОУ.

    Приоритетным направлением для детей комбинированных групп является обеспечение равных стартовых возможностей подготовки детей к обучению в школе.

    3. Цели по реализации основной общеобразовательной Программы дошкольного образования:

    1. Разностороннее и целостное развитие ребёнка, с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям– физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому; психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей; готовности к обучению в школе.

    2. Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через систему методических мероприятий, базирующих на системном подходе. (методические фестивали, ярмарки педагогических идей, научно-практические конференции, проектную деятельность, мастер-классы, кружки качества и т.д.)

    3. Оптимизация разработки и внедрения совместных видов деятельности ДОУ и родителей (тренинги, дискуссии, психологические вечера, телефон доверия, практикумы, родительские гостиные и т.д.)

    -синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей;

    -создать комфортный и благоприятный психологический климат в ДОУ, обеспечивающий личностно-ориентированный подход к ребёнку;

    -стимулировать ценностную ориентацию на творчество в педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы;

    -обеспечить взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.

    4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие)

    При организации образовательного процесса учтены национально-культурные, демографические, климатические особенности региона г. Стерлитамак Республики Бшкортостан.

    5.Принципы и подходы к формированию Программы

    -принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
    -сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
    -соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
    -обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
    -строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
    -основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
    -предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
    -предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    Линия чувств определяет в программе направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка, гармонию взаимодействия со сверстниками и взрослыми, предметным и природным миром. Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.

    Линия познания в программе основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром . Задача программы — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

    В соответствии с особенностями познавательной деятельности дошкольника программа обеспечивает главным образом развитие образных форм познания мира — наглядно-образного мышления и воображения. Развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется благодаря насыщенности программы познавательными задачами, расширению круга объектов познания (люди и их отношения, город, страна, мир предметов и трудовая деятельность, природа,, искусство и др.) и познавательных умений.

    В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия развития самостоятельности и творчества детей. Задача программы — обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

    Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Возрастные и индивидуальные особенности детей, средней группы.

    Психолого-педагогическая работа с воспитанниками строится с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста, который необходим для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    Возрастная характеристика, контингента детей 4-5 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении

    Физическое развитие

    В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении . Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию. Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

    Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики . Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

    В 4-5 лет у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки ( хорошо освоен алгоритм умывания, одевания, приема пищи) : они аккуратны во время еды, умеют правильно надевать обувь, убирают на место свою одежду, игрушки, книги. В элементарном самообслуживании (одевание, раздевание, умывание и др.) проявляется самостоятельность ребенка.

    Социально-личностное развитие

    К 5 годам у детей возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками , осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Совершенствуется умение пользоваться установленными формами вежливого обращения.

    В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. В этом возрасте начинают появляться постоянные партнеры по игре. В общую игру может вовлекаться от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин.

    Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.) - проявление произвольности.

    У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений). Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков. К 5-ти годам в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными) проявляется самостоятельность .

    Познавательно-речевое развитие

    Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.

    В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

    Усложняется конструирование . Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

    Художественно-эстетическое развитие

    На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

    Значительное развитие получает изобразительная деятельность . Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.

    К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества.

    В образовательном учреждении функционирует 1 разновозрастная группа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития с различными медицинскими диагнозами и различной тяжестью дефекта, возраст воспитанников: 5-7 лет. Комплектование группы детей осуществляется по смешанно-возрастному принципу на основании заключений ПМПК.
    Особенности развития детей с ЗПР

    Дети с задержкой психического развития представляет собой неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с органической недостаточностью центральной нервной системы генетического характера. В настоящее время выявлено две основных варианта патогенетических механизмов формирования ЗПР:

    1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим инфантилизмом;

    - деятельность детей носит рассеянный и недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;

    - рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость;

    - сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: особо затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность;

    - отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в

    формировании пространственных ориентировок;

    - недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

    - у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания); - отставание отмечается на уровне всех форм мышления;

    - наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики;

    - нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

    1. 6. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)


    • динамика в развитии физических и психических качеств детей;

    • элементарное освоение детьми основных видов деятельности при помощи взрослых;

    • социальная адаптация и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья;

    • повышение положительного эмоционального уровня у родителей

    • воспринимает взрослую речь, может выполнить просьбы взрослого и ребенка;

    • узнает предметы и пытается их назвать;

    • пытается соотносить действия, изображённые на картинке, с реальными, соотносит форму предметов с геометрической формой

    • ориентируется в пространстве;

    • воспринимает звуки и музыку, эмоционально откликается на музыку;

    • группирует предметы по образцу и речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе составления рассказа;

    • пытается произносить слова и выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

    • составляет предложения из 2х и более слов (короткие предложения) по действиям детей с игрушками, сюжетным картинкам;

    • пытается повторить движения;

    • эмоционально откликается на музыкальные произведения и пытается пропевать песни;

    • пытается производить анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач, устанавливает связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках;

    • соотносить текст с соответствующей иллюстрацией;

    • выполняет задания на классификацию картинок;

    • знает своё имя; выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их;

    • знает отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей.

    Предполагаемый результат работы психолого-педагогической


    • Программа помогает дошкольникам адаптироваться к детскому коллективу в детском саду, снизить уровень ситуативной тревожности, агрессивности, учиться выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами, учит находится вместе с другими детьми и участвовать в совместной деятельности.

    • Программа помогает развить социальные умения и навыки сформировать основы самосознания и самопринятия, снизить уровень личностной тревожности и агрессивности.


    1.7 Система оценки результатов освоения Программы

    В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

    Мониторинг в компенсирующей группе проводится комплексно, с участием не только воспитателей, но и других педагогов, участвующих в образовательном процессе. Это комплексная диагностика не только отдельного ребенка, но и всего педагогического процесса в целом.

    Категории, участвующие в мониторинге образовательного процесса:


    • Воспитатели

    • Психолог

    • Учитель - дефектолог

    • Музыкальный руководитель

    • Инструктор по ФИЗО

    • Администрация

    • Старшая медицинская сестра

    • Родители воспитанников

    Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить наличие затруднений у ребенка в освоении образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

    При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через анализ условий для освоения основной образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе анализа индивидуального развития ребенка.

    Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы в процессе игровой деятельности, организуемые педагогом. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

    Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица, используемая педагогом для планирования дальнейшей образовательной деятельности.

    Мониторинг детского развития
    Мониторинг детского развития осуществляется педагогами, психологами дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

    Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

    Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

    Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

    Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности— эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

    2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
    2.1. Принципы отбора содержания образования Содержание Программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.

    1. Структурно-системный принцип, согласно которому интеллект рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое. Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры интеллектуального нарушения. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностного подхода к развитию человека, где деятельность выступает как основное средство его психического развития и формирования личности.

    2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

    3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой и интеллектуальной недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

    4. Принцип концентричности предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны пытаться общаться в пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической деятельностью и недостаточным контролем поведения. Соблюдение данного принципа обеспечивает:

    1) высокую мотивированность речевого общения;

    2) доступность постепенное усложнение материала, плавный переход от уже усвоенного к новому. Реализуя принцип концентричности, учитель-дефектолог и другие специалисты организуют изучение определенной лексической темы. Такая организация работы с содержанием способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях.

    5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

    6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.

    7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

    8.Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

    9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, психокоррекции и пр.

    10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.

    11.Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

    12. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

    Читайте также: