Возникновение русской классической музыкальной школы связано с именем

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении длительного периода до петровской России русская музыкальная мысль сильно отставала от музыкального искусства европейских стран.
Только с появлением в России иностранных музыкантов, в результате реформ Петра I, в высших кругах русского общества стало считаться признаком хорошего воспитатия умение владеть музыкальными инструментами и склонность к сочинению музыки. Пройдя период копирования лучших традиций европейского академического искусства русская музыкальная мысль стремилась к созданию самостоятельных сочинений, в которых классические формы Западной музыки соединялись бы исконно русскими национальными образами и мелодиями.

История русской классической музыки началась в первой половине XIX века. Первым классиком отечественной композиторской школы суждено было стать Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857). Ему удалось гармонично объеденить черты национального фольклора с наследием заподноевропейских композиторов и поднять звучание русской музыки на уровень классической западной традиции.
Музыкальный талант Глинки современники сравнивали с поэтическим талантом Пушкина. "Оба создали новый русский язык - один в поэзии, другой в музыке"- писал о Глинке музыкальный критик В. В. Стасов.
Определив формы классических жанров - оперы, симфонических произведений, романса и камерных сочинений, он обозначил основное направление развития русской классики.

Творчество Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881) пришлось на период расцвета общественной мысли в России. Интелектуал фортепьянных произведений, мастер психологических музыкальных портретов, пытливый ум, жаждущий творческой реализации. Его музыкальный талант сравним с талантом Достоевского, Гоголя и Салтыковова-Щедрина в прозе. В произведениях Мусоргского нашли своё место размышления и эстетика прогрессивного настроения современников.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) вошел в историю русского музыкального творчества не только как замечательный композитор большого числа произведений, но и как талантливый организатор, автор ряда трудов по теории музыки и оркестровки.
Замечательный педагог, дирижер и пропагандист русской музыки воспитал в стенах консерватории новую плеяду русских музыкантов. При этом считал для себя важным учиться самому, жадно впитывая недостающие знания. Он единственный из "Могучей кучки" получил профессиональные навыки композиции.

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) является горячо любимым и хорошо известным русским композитором не только в России, но и в мире. "Из века в век, из поколения в поколение передается любовь к Чайковскому,"- писал о нем Дмитрий Шостакович.
Доступность, простота доведенная до совершенства лежит в основе этой широкой известности и узнаваемости музыкальных произведений автора. Если до Чайковского процесс развития русской музыкальной мысли шел от западных образцов к национальной музыкальной традиции, то у Чайковского это движение было в обратном направлении. Специфические народные интонации, русское эмоциональное звучание и содержание передавалось в форме европейской художественной культуры. Возможно, это является причиной такой известности произведений Чайковского в мире.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975), композитор новой формации русского музыкального творчества. Его произведения, неразрывно связанные с новыми реалиями жизни Советской России, начинают новую веху в развитии музыкальной русской мысли. Созвучная с интелектуальными оборотами сочинений Мусорского, музыка Шостаковича переполнена огромным напряжением и драмматизмом звучания.

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка

Глинка – основоположник русской музыкальной классики

Рождение русской национальной оперы

М. И. Глинке принадлежит выдающаяся роль в создании русской национальной оперы, правдиво воссоздающей героику исторического прошлого и романтику национального эпоса. Он положил начало двум направлениям русской оперы рт народно- музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Главный персонаж оперы Иван Сусанин воспринимается как воплощение русского народного характера. Его душевная тепло­та сочетается с твёрдостью духа и глубоким пониманием чувства долга.

Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печаль­ная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средне­вековые замки, картины жизни далёких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян. Мощно и стройно зазвучал хор, исполнявший песню о родной земле и её доблест­ных и храбрых сынах. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участ­вовал во всём происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. Мело­дия хора проходит через всю музыкальную ткань оперы, она ук­рашает её подлинными народными интонациями.

В. Ф. Одоевский (1803/04—1869) — писатель и музыкальный критик откликнулся на оперу Глинки восторженной статьёй:

А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 но­ября 1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии на­писал шутливый канон в его честь:

Пой в восторге, русский хор,

Вышла новая новинка.

Веселися, Русь! наш Глинка —

Уж не Глинка, а фарфор!

За прекрасную новинку

Славить будет глас молвы

Нашего Орфея Глинку

От Неглинной до Невы.

Значение творчества М. И. Глинки в истории русской музы­кальной культуры трудно переоценить. Благодаря его произве­дениям русская музыкальная школа получила всемирное при­знание.

Вопросы и задания

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки раскры­ваются в его романсово-песенном творчестве? Почему именно в русской народной песне и поэтическом творчестве современных поэтов он черпал свое вдохновение? Проиллюстрируйте свой ответ произведе­ниями композитора.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил русскую национальную оперу? Какое отражение в его оперных произ­ведениях находят героический эпос и драма русского народа, сказоч­ная фантастика и вдохновенный лиризм?

Творческая мастерская

2. Свидетелем каких исторических событий был М. И. Глинка? Какое отражение они нашли в его творчестве?

(Б. Ф. Одоевский)? Напишите рецензию на это произведение.

Книги для дополнительного чтения

Асафьев Б. В . Русская музыка: XIX и начало XX в. Л., 1979.

Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987—1988.

Оржеховская Ф. М. Повести о русских композиторах. М., 1971.

Розанов А . С. М. И. Глинка: альбом. М., 1987.

Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. Л., 1984.

Соболева Г. Русский романс. М., 1980.

Фрид Р. М. И. Глинка. М.; Л., 1973.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. Г. Глинка Проектную раб.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Зарождение русской классической музыкальной школы. М. Г. Глинка Проектную раб.

Предисловие Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины 19 в.

Предисловие Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины 19 в. были связаны с именем Михаила Ивановича Глинки (1804-1857), являющегося основоположником русской классической музыки. В творчестве композитора нашли ярчайшее отражение передовые устремления своего времени, дух исторической эпохи. Подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки начинается именно с творчества Глинки, а впоследствии оно во многом определит дальнейшие пути развития русской музыкальной культуры.

План Глинка – основоположник русской музыкальной классики Рождение русской на.

План Глинка – основоположник русской музыкальной классики Рождение русской национальной оперы

Глинка – основоположник русской музыкальной классики Заметное место в творчес.

Глинка – основоположник русской музыкальной классики В 1840 г. М. И. Глинка с.

Глинка – основоположник русской музыкальной классики Не менее разнообразны и.

Глинка – основоположник русской музыкальной классики Увертюры «Арагонская хот.

Рождение русской национальной оперы Мысль о создании русской национальной опе.

Рождение русской национальной оперы Музыка увертюры передавала основной драма.

Рождение русской национальной оперы Музыка увертюры передавала основной драматургический конфликт. Торжественные и решительные аккорды сменяла простая и задушевная мелодия. За внезапно врывающимися звуками польской мазурки следовала светлая, немного печальная музыка, напоминающая слушателям мелодии колыбельной песни.

Рождение русской национальной оперы Зритель, привыкший видеть на сцене таинст.

Рождение русской национальной оперы Зритель, привыкший видеть на сцене таинственные средневековые замки, картины жизни далеких и чужих стран, увидел простую русскую деревню и толпу крестьян. Хору Глинка придавал особое значение. Хор стал действующим лицом оперы, впервые он активно участвовал во всем происходящем на сцене, направлял ход событий, выражая главную патриотическую идею произведения. С интересом следили зрители за развитием действия. Из крестьянского села, живущего повседневными делами и мирными заботами, оно перемещалось в замок польского магната. И вновь действие возвращалось к спокойному течению крестьянской жизни.

Рождение русской национальной оперы Суровый зимний лес неприветливо и насторо.

Рождение русской национальной оперы А. С. Пушкин, присутствовавший на премьер.

Рождение русской национальной оперы А. С. Пушкин, присутствовавший на премьере оперы 27 ноября 1836 г., был очарован музыкой Глинки и впоследствии написал шутливый канон в его честь: Пой в восторге, русский хор Вышла новая новинка. Веселися, Русь! наш Глинка – Уж не Глинка, а фарфор! За прекрасную новинку Славить будет глас молвы Нашего Орфея Глинку От Неглинной до Невы…

Тест «Выдающиеся достижения музыкальной культуры первой половины … в. были с.

5. В честь этого человека была названа одна из опер Глинки. Кто это? Выберите.

5. В честь этого человека была названа одна из опер Глинки. Кто это? Выберите из предложенных писателей тех, музыку которых Глинка использовал для написания своих романсов: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. В. Кукольник, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, А. П. Чехов

Ответы A B C C C Иван Сусанин А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Кукольник

Ответы A B C C C Иван Сусанин А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Кукольник

Ресурсы и литература 1. https://www.google.ru/img 2. Учебник «МХК. От истоков.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

Курс профессиональной переподготовки

Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 432 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по МХК/искусство "Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка. предназначена для учителей и учащихся 11класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "МХК/искусство" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах

МХК, 11 класс Урок № 15 Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка Д.З.: Глава 15, ?? (с.175), тв. задания (с.175-177) © ред. А.И. Колмаков

МХК, 11 класс

Зарождение русской классической музыкальной школы.

Д.З.: Глава 15, ?? (с.175), тв. задания (с.175-177)

© ред. А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА Познакомить учащихся с характерными чертами русской классической музыкальной школы, творчеством М.И. Глинки; Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать музыкальное произведение; Воспитывать культуру восприятия шедевров русской классической музыкальной школы.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты западноевропейской музыки романтизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения человека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, проявились отличия музыки романтизма от музыки классицизма? Поясните свой ответ.

2. Почему так тесны были связи музыки романтизма с литературой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы дальнейшие пути развития музыки романтизма?

4. Каковы характерные черты русской музыки романтизма? Почему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песенном творчестве русских композиторов?

Универсальные учебные действия

  • оценивать вкладМ. И. Глинки в историю мирового и отечественного искусства с позиций современности;различать характерные особенностииндивидуального авторского стиля композитора;проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве М. И. Глинки;систематизировать и обобщать полученные знанияо творчестве М. И. Глинки;слушать музыкукомпозитора и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;исследовать эволюцию художественных образови особенности их трактовки в творчестве композитора;комментировать научные точки зренияи оценки деятелей культуры;совершенствовать коммуникативную компетентностьв процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов
  • оценивать вкладМ. И. Глинки в историю мирового и отечественного искусства с позиций современности;
  • различать характерные особенностииндивидуального авторского стиля композитора;
  • проводить самостоятельный поиск, отбор и обработку информации о творчестве М. И. Глинки;
  • систематизировать и обобщать полученные знанияо творчестве М. И. Глинки;
  • слушать музыкукомпозитора и определять характерные признаки и приемы развития художественных образов;
  • исследовать эволюцию художественных образови особенности их трактовки в творчестве композитора;
  • комментировать научные точки зренияи оценки деятелей культуры;
  • совершенствовать коммуникативную компетентностьв процессе выступления, отстаивать и обосновывать собственную точку зрения, проявлять уважительное отношение к мнению оппонентов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Глинка - основоположник русской музыкальной классики.
  • Рождение русской национальной оперы.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет русская классическая музыкальная школа, творчество М.И. Глинки?

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Глинка был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Большой оперный театр

Глинка был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения.

Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения;

в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки.

Большой оперный театр

Глинка - основоположник русской классической музыки.

1. Камерно – вокальная музыка

80 романсов и песен созданы им на стихи

А.Пушкина, М.Лермонтова, В.Жуковского, Н.Кукольника

Особенно ярко дарование Глинки проявилось в жанре романса.

2. Симфоническая музыка

3. Русская национальная опера

Исторические события начала 17в., связанные с борьбой против польских завоевателей, как нельзя лучше подходили для воплощения замысла.

«Страха не страшусь, смерти не боюсь,

Сусанин - подлинно национальный характер , воплощенный в широкой стихии русской песенности.

Иван Сусанин

«..Кто русский по сердцу, тот бодро , и смело,

В 1838 году началась работа

над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге.

Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было —из-за глубоко новаторского характера драматургии).

На одном из представлений побывал Ф.Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.

Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель поэта не допустила исполнить это намерение

оперы. Как и любая сказка , она заканчивалась торжеством любви, победой добра над злом.

Сказочно-эпическая опера, воспевает героические странствия, верную любовь, победу добра над злом.

Она проникнута народной героикой, величием былинного эпоса, патриотизмом.

Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением.

Развитие сюжета отличается спокойным и неторопливым течением.

Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин.

Вся опера представляет собой контрастное чередование отдельных красочных картин.

Отличаясь масштабностью, она сочетает в себе развитые вокальные партии и

Отличаясь масштабностью, она сочетает в себе развитые вокальные партии и

пышное экзотическое зрелище, связанное с танцевальной пластикой.

пышное экзотическое зрелище, связанное с танцевальной пластикой.



 Величественная картина в стольном городе Киеве с заключительным могучим хором завершает произведение. Здесь народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, а также мощь и силу древнего Киева.

Величественная картина в стольном городе Киеве с заключительным могучим хором завершает произведение. Здесь народ прославляет не только доблестного витязя Руслана, одолевшего злого волшебника Черномора, а также мощь и силу древнего Киева.

С приходом М. И. Глинки в России появляются оперы не на развлекательные сюжеты, а на сюжеты русской истории, русских сказок. Композитор выработал музыкальные традиции (хоровые вступления, хоровые сцены в финале, богатые вокальные партии положительных героев и др.) Таким образом мы доказали то, что, М. И. Глинка играл ведущую роль в развитии и становлении русской национальной оперы, в которой прославляется героический дух славянина .

С приходом М. И. Глинки в России появляются оперы не на развлекательные сюжеты, а на сюжеты русской истории, русских сказок. Композитор выработал музыкальные традиции (хоровые вступления, хоровые сцены в финале, богатые вокальные партии положительных героев и др.) Таким образом мы доказали то, что, М. И. Глинка играл ведущую роль в развитии и становлении русской национальной оперы, в которой прославляется героический дух славянина .

Контрольные вопросы

1 . Русский художественный и музыкальный критик, историк

искусства В. В. Стасов (1824-1906) писал, что в русской

музыке М. И. Глинка имеет такое же значение, как А. С. Пушкин

в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык - один в

творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно

заключалась новизна открытий Глинки в музыкальном

искусстве? Почему его называют основоположником русской

музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им

были созданы непревзойдённые шедевры?

2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки

раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему

именно в русской народной песне и поэтическом творчестве

современных поэтов он черпал своё вдохновение?

Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора.

Предложите послушать своим одноклассникам некоторые из

наиболее понравившихся вам произведений.

3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил

русскую национальную оперу? Какое отражение в его

оперных произведениях находят героический эпос и драма

русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный

Темы проектных исследований или презентаций

2. Свидетелем каких исторических событий был М. И. Глинка? Какое отражение они нашли в его творчестве? Систематизируйте свои наблюдения в виде таблицы .

3. Одним из лучших исполнителей партии Ивана Сусанина был Ф. И. Шаляпин (1873-1938), с необычайной выразительностью и силой

Зуева Елена Николаевна

Родоначальником и главой русской композиторской школы является Михаил Иванович Глинка, соединивший специфику русского фольклора с профессиональны-ми законами композиции.

М.И.Глинка родился в Смоленской губернии в усадьбе отца – селе Новоспасском в 1804 году.

Родители постарались дать сыну достойное образование. Он научился играть на скрипке и на фортепиано. Вскоре продолжить свое образование его отправили в Петербургский пансион.

Там он познакомился с прекрасными музыкантами-педагогами : Дж.Филдом и К.Цейнером. Именно они сформировали музыкальный вкус будущего композитора .

В этом же пансионе Михаил познакомился с Александром Пушкиным. Их дружба продлилась до самой смерти Пушкина.

После окончания пансиона Глинка продолжает музыкальное самообразование. Тогда же происходит его знакомство с Грибоедовым, Дельвигом и Жуковским.

Именно в России происходит новый этап в творчестве- создание оперы по мотивам жизни крестьянина Ивана Сусанина(1836г). Ее первый показ на сцене заканчивается триумфом.

Впервые в истории русской оперы Глинка построил музыкальную композицию на непрерывном музыкальном развитии без диалогов. Он насытил оперу массовыми хоровыми сценами, дал яркие характеристики героев и русского быта.

Опера «Руслан и Людмила (1842г.) написана по мотивам одноименной поэмы А.С.Пушкина. Она является образцом сказочно-эпической оперы.

Новизна оперы состояла: 1 В наличии сказочного сюжета; 2 В неторопливом повествовании с отступлениями от сюжета;

3. Разработка особых выразительных средств в музыке для фантастических персонажей - Черномора, волшебницы Наины, говорящей Головы.

Длительный процесс развития камерной вокальной музыки Глинка подытожил в романсе.

Три основных раздела отображают моменты лирического сюжета- встречу, разлуку и новую встречу. М.И.Глинка посвятил этот романс дочери А.Керн- Екатерине.

Скончался М.И.Глинка в Берлине в возрасте 52 лет

Значение творчества М.И.Глинки: Создал первую русскую национальную оперу.

Создал : Две оперы; Шесть симфонических произведений; Пять камерно-инструментальных произведений; Романсы.

Читайте также: