Возникновение научных анатомических и хирургических школ в россии в первой половине xix века

Обновлено: 07.07.2024

Российская медицина развивалась в тесной связи с достижениями мировой науки и медицинской практики. Не останавливаясь на всех ее достижениях, рассмотрим школы, которые имели значение не только для отечествен­ной науки и медицины, но и мировой.

Мировую известность получила русская школа эмбриологии. Работавшие в России Каспар Фридрих Вольф (1733-1794 гг.), Карл Бэр(1792-1876 гг.) заложили основы сравнительной эмбриологии позвоночных. Честь создания этого направления как науки принадлежит нашим соотечественникам – Александру Онуфриевичу Ковалевскому (1840-1901 гг.) и Илье Ильичу Мечникову (1845-1916 гг.), ставшему в 1908 г. Нобелевским лауреатом. Эмбриология стала одной из важнейших дисциплин. Её применение в медицине не ограничивалось областью анатомии и гистологии. И сегодня она имеет важное практическое значение для профилактической медицины и борьбы с наследственными заболеваниями.

Выдающееся место в медицинской науке занимает российская школа физиологов, которая связана с именами Ивана Михайловича Сеченова(1829-1905 гг.) и Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.). Особое значение работы Сеченова имели для физиологии нервной системы и нервно-мышечной физиологии. Он первым выдвинул идею о рефлекторной основе психической деятельности и убедительно доказал, что “все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы”. Он открыл центральное (сеченовское) торможение (1863). Его классический труд “Рефлексы головного мозга” (1863) И.П.Павлов назвал “гениальным взмахом русской научной мысли”.

И.П.Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей физиологической школы современности, новатор в методах исследования в физиологии. Нобелевский лауреат (1904 г.), он стал пионером в обосновании принципа нервизма – идеи о решающей роли нервной системы в регуляции функционального состояния и деятельности всех органов и систем организма. Результатом этих исследований явилось создание учения о высшей нервной деятельности – одно из величайших достижений естествознания XX века.

В области клинической медицины XIX века огромное значение имеет деятельность хирурга, педагога Николая Ивановича Пирогова (1810-1881 гг.) создателя топографической анатомии и экспериментального направления в хирургии, одного из основоположников военно-полевой хирургии. В создании топографической анатомии метод “ледяной анатомии” занимает важное место. Россия была одной из первых стран, где эфирный наркоз получил самое широкое распространение. Научное обоснование его дал Пирогов. В 1847 г. он впервые в мире применил наркоз в массовом порядке на театре военных действий. Он провел наложение первой гипсовой повязки в полевых условиях (1854 г.), высказал идею о костной пластике (1854 г.). В области военно-полевой хирургии Пирогов впервые обосновал и осуществил на практике сортировку раненых на четыре группы: безнадежные, тяжелораненые, состояния средней тяжести, легкораненые. Послеоперационные больные им были впервые разделены на две группы: чистые и гнойные. Пирогову принадлежит инициатива привлечения женщин для ухода за ранеными в условиях военного театра – создание института медсестер.

В начале XIX в. существовало два центра подготовки специалистов: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия. Первый разрабатывал вопросы общей патологии, терапии и физиологии, второй – анатомии, топографической анатомии и хирургии. Развитие капитализма привело к расширению числа университетов: в конце XIX в. было уже 10 университетов.

В это время зарождается отечественная педиатрия. Наиболее известные представители педиатрической науки: Иустин Евдокимович Дядьковский (1784-1841 гг.), Матвей Яковлевич Мудров(1776-1831 гг.), Сергей Петрович Боткин (1832 -1889 гг.), Василий Парменович Образцов (1851-1920 гг.).

В XIX веке педиатрия сформировалась как самостоятельная научная дисциплина. Пионером в этой области в первой половине XIX века выступила Франция, где в 1802 г. была открыта первая в мире детская больница (в Париже). Это был ведущий европейский центр по подготовке специалистов в области детских болезней. Наиболее известные представители этой школы – П.Бретонно, изучавший дифтерию и круп у детей; Ш.Бийяр, создавший атлас патологической анатомии детских болезней; А.Труссо, разработавший операцию трахеотомии у детей. В 1844 г. во Франции были открыты первые ясли для детей. Со второй половины XIX в. лидерство переходит к немецким педиатрам: в Берлинском университете была создана первая самостоятельная кафедра детских болезней, которой руководил профессор М.Пфаундлер. В 1902 г. детские врачи объединяются в международную организацию – Лигу по борьбе с детской смертностью. Первый международный конгресс по охране младенчества состоялся в Берлине в 1911 г. Так было положено начало международному сотрудничеству в области педиатрии.

Специализированная помощь детям в России берет начало с 1834 г., когда в Санкт-Петербурге была открыта специальная детская больница на 60 коек. В 1842 г. в Москве открывается первая в мире больница на 100 коек для детей раннего возраста. Обе больницы содержались на благотворительные средства.

Основоположником научной педиатрии в России стал Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885 гг.), профессор кафедры акушерства, женских и детских болезней Петербургской медико-хирургической академии, где с 1836 г. он читал курс лекций, изданный в 1847 г. под названием “Педиятрика”. В 1861 г. в академии читается специальный курс по педиатрии, а в начале 70-х гг. XIX в. открывается первая в стране кафедра детских болезней под руководством профессора Н.И.Быстрова. В 1888 г. аналогичная кафедра открывается при Московском университете, которой с 1891 г. по 1902 г. руководил создатель крупной научной школы клинико-физиологического направления – Нил Федорович Филатов (1847-1902 гг.). Он впервые выделил и описал ветряную оспу и скарлатинозную краснуху, открыл ранний признак кори на слизистой полости рта. Его лекции, записанные и изданные учениками, переиздавались многократно. В 1885 г. в Санкт-Петербурге создается первое в России научное общество детских врачей под руководством Н.И.Быстрова, в 1892 г. – в Москве под руководством Н.Ф.Фила-това.

Становление и развитие социальной гигиены связано с утверждением капиталистических отношений во второй половине XIX века. Общественная (социальная) медицина – наука о сохранении здоровья населения, предупреждении и лечении болезней. Самостоятельной научной дисциплиной гигиена становится во второй половине XIX в.

Промышленный переворот приводит к концентрации рабочей силы, появлению новых производств, резкому росту числа городов и городских жителей. Ухудшились условия труда и быта рабочих. Все это вызвало инициативу передовых врачей по санитарному обследованию условий жизни. Первыми выступили врачи Англии. Джон Саймон – санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии. Он изучал причины смертности среди рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилищ, питанием и т.д. По его инициативе был издан в 1848 г. первый в мире закон об общественном здоровье, тогда же было создано государственное учреждение по охране здоровья. Научное обоснование и разработка идеи государственной организации медицинского дела принадлежит австрийскому врачу Иогану Франку. Разработка медико-статистического анализа состояния здоровья населения сформировала новую науку – экспериментальную гигиену. Основоположник – немецкий врач Макс Петтенкофер.

В России формирование научной гигиены проходило во второй половине XIX в. Однин из ее основоположников – профессор А.П. Доброславин (1842-1889 гг.) в 1871 г. стал инициатором открытия первой в России кафедры гигиены, экспериментальной лаборатории в Петербургской медико-хирургической академии. Он является создателем первых отечественных учебников по гигиене. В 1878 г. А.П.Доброславин основывает Русское общество охранения народного здравия и журнал “Здоровье”. В 1882 г. вторая в России кафедра гигиены была создана в Московском университете, которую возглавил профессор Ф.Ф.Эрисман (1842-1915 гг.). Следует отметить его деятельность в области общественной санитарии, практическое участие в разработке водопровода и канализации Москвы, обследование фабрик и заводов Московской губернии.

Наряду с другими специализациями в XIX в. получила свое дальнейшее развитие стоматология.

В первой половине XIX в. зубоврачеванием занимались главным образом лекари без высшего образования, которые имели право лечить болезни и производить всеоперации без исключения. В 1809 г. в России числилось 18 зубных врачей. С 1838 г. зубных врачей стали называть дантистами (экзамен сдавали в медико-хирургической академии). За первую половину XIX в. в Петербурге выдержали врачебный экзамен 54 человека, из них одна женщина - Мария Назон. К 1902 г. в стране уже был 221 зубной врач.

Государственная система организации медицинской помощи в России к началу XX века включала следующие элементы:

1) военную медицину, которая зародилась еще в XVI в. в ходе реформ Ивана Грозного;

2) фабрично-заводскую медицину (с 1719 г.);

3) городскую медицину (с 1775 г.);

4) земскую медицину (с 1864 г.).

В России во второй половине XIX в. сложилась оригинальная форма организации медицинской помощи – земская медицина. Одно из достижений земской медицины – начало внедрения наиболее прогрессивного принципа участкового обслуживания сельского населения. Земским врачам принадлежала инициатива развития санитарно-профилактической деятельности как приоритетного направления в охране здоровья населения. Особая роль отводилась привлечению населения, земской общественности к выполнению задач медицины, особенно санитарно-профилактических мероприятий. Этот принцип в дальнейшем стал одним из основных в здравоохранении. Для земской медицины характерными были бесплатность, общедоступность, единство науки и практики. До появления земской медицины сельское население (более 90% населения страны) не имело организованной медицинской помощи. Земская медицина представляла огромный шаг вперед в процессе рационализации охраны здоровья, в создании системы медицинского обслуживания населения. И.И.Моллесон писал: “Нам, русским, впервые предстоит сделать крупный шаг вперед и указать путь другим, так как, сколько известно, нигде за границей не было даже и попытки к такой организации народной медицины”. Следует подчеркнуть и международное признание земской медицины. Основные её принципы были рекомендованы резолюцией Всемирной организации здравоохранения 1970 г. “Об основных принципах национального здравоохранения”.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

В первой половине XIX века передовые хирурги признали необходимость точного знания анатомии для проведения оперативных вмешательств. В этом отношении значительной была роль отечественных хирургов. Причинами этого явились особенности развития медицины в России в прошлом. В XVI—XVII веках Россия не знала того цехового деления медицинских работников, которое в период феодализма разделяло их в странах Западной Европы. В Московской Руси не было цехов докторов, цирюльников и т. п. Цеховое деление медицинских работников существовало в западных русских и украинских областях, в Польше и отчасти в Прибалтике, вошедших в состав России в XVIII веке. Автор первого оригинального русского учебника по хирургии И. Ф. Буш в начале XIX века правильно и четко характеризовал положение.

В конце XVII и в XVIII веке при организации школьной медицинской подготовки будущих врачей в России не было разделения на докторов медицины (со школьной подготовкой) и хирургов, получавших знания и практические навыки в порядке ремесленного ученичества. Отечественные врачи, получившие школьное образование, по своей подготовке не уступали докторам медицины, а наряду с этим имели преимущество, так как они владели и практическими навыками хирургов и не погрязли в дебрях схоластики. В XVII веке в школе Аптекарского приказа, а особенно в госпитальных школах XVIII века в России врачи проходили анатомическую и хирургическую практику. Передовые русские врачи-преподаватели (М. И. Шеин, К. И. Щепин, С. Г. Зыбелин) давали своим ученикам разностороннюю подготовку. В XVIII веке в России установилось твердое положение, что хирург должен хорошо знать анатомию. О необходимости знания анатомии, тесной связи хирургии с анатомией не забывали " течение всей своей деятельности многие выдающиеся деятели отечественной медицины конца XVIII века и первой половины XIX века. Ь Западной Европе на протяжении XVIII века, а в некоторых странах Даже в первой половине XIX века хирургия носила следы средневековых "традиций и ремесленной подготовки хирургов. Многие хирурги не знали анатомии, не оценили к тому времени ее значения для хирургии. Анатомия и хирургия в XVIII веке и первой половине XIX века в России развивались в тесной связи, и только к середине XIX века произошло их разделение.

[. ]в Акарском приказе и позднее в госпитальных школах XVIII века, по характеру и уровню своей медицинской подготовки могли быть приравниваемы только к цирульникам и хирургам Западной Европы того времени.

Крупную роль в развитии анатомии в России сыграл Петр Андреевич Загорский (1764—1846). В 1786 г. он окончил школу при Петербургском генеральном сухопутном госпитале, после чего в том же училище работал 'прозектором «а кафедре анатомии, физиологии и хирургии. Проведя после этого 6 лет на практической врачебной военной и гражданской службе, П. А. Загорский в 1797 г. вновь стал работать в Петербурге в качестве адъюнкт-профессора, а в 1799 г. при преобразовании госпитальных училищ в Медико-хирургическую академию и отделении при этом от кафедры анатомии и физиологии вновь созданной специальной кафедры хирургии в Медико-хирургической академии П. А. Загорский возглавил кафедру анатомии и физиологии и руководил ею до 1833 г.

Анатомию П. А. Загорский рассматривал как часть естествознания; ее он разрабатывал и преподавал применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине. Он уделял много внимания педагогической работе. Им была составлена программа курса анатомии, разработана методика преподавания, проводилось обучение студентов на трупе, составлен учебник анатомии для студентов. П. А. Загорский в полном смысле слова явился основателем анатомической школы. Им были подготовлены помощники и ученики, впоследствии занявшие кафедры анатомии в Петербурге, Харькове и Казани, проводившие и развивавшие идеи учителя.

П. А. Загорский не ограничился простым наведением порядка в музее. Он занялся тератологией (изучением уродств), принципиально важным для времени вопросом, так как научный спор между представителями преформизма и сторонниками учения эпигенеза продолжался.

П. А. Загорский стоял на позициях эпигенеза, признавал развитие и под углом зрения этой концепции рассматривал проблемы тератологии, подкрепляя свои взгляды анатомическим исследованием трупов людей-уродов. Он описал многочисленные аномалии и вариации. В своих исследованиях П. А. Загорский опроверг теорию преформизма, разработал критерии для понимания уродств, создал классификацию уродств и опроверг мистические представления об их происхождении. Ему были чужды натурфилософские умозрения, распространенные в то время.

Современником П. А. Загорского, работавшим в области анатомии и хирургии, был Иван Федорович Буш (1771 —1843). Он родился в Нарве, был сыном солдата ганноверской армии, переселившегося в Россию в 1740 г. В 1785—1788 г. И. Ф. Буш учился в Петербурге в Калинкмнском медико-хирургическом институте и в 1788 г. (в возрасте 17 лет) во время войны со Швецией был выпущен лекарем во флот.

Будучи единственным врачом на крупных по тому времени военных кораблях, И. Ф. Буш оказывал медицинскую помощь раненым во время морских сражений: во время одного из боев на руках молодого медика оказалось более 200 раненых. В 1790 г. И. Ф. Буш стал прозектором и преподавателем госпитальной школы в Кронштадтском морском госпитале. С 1797 г. И. Ф. Буш перешел преподавателем анатомии и физиологии в Калинкинский медико-хирургический институт, который при образовании Петербургской медико-хирургической академии был слит с Петербургским медико-хирургическим училищем. В Медико-хирургической академии с 1800 г. И. Ф. Буш занял выделенную специальную кафедру хирургии и до 1833 г. руководил ею.

И. В. Буяльский. Учечиком, помощником и преемником по кафедре П. А. Загорского в области анатомии и учеником И. Ф. Буша в области хирургии был Илья Васильевич Буяльский (1789—1866), объединивший в одном лице анатома и хирурга. В 1814 г. И. В. Буяльский окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. Еще в студенческие годы он работал при кафедре анатомии у П. А. Загорского. С 1817 г. он бы\ адъюнктом при кафедре хирургии у И. Ф. Буша. С 1825 по 1844 г. И. В. Буяльский преподавал анатомию в Петербургской Медико-хирургической академии, сначала в качестве помощника П. А. Загорского, а после ухода П. А. Загорского в отставку (1833)—в качестве руководителя кафедры. Длительное время (1831—1866) И. В. Буяльский преподавал анатомию в Академии художеств.

И. В. Буяльский разделял эволюционные мысли своего учителя, стоял на позициях постепенного развития органического мира и высказал ряд прогрессивных мыслей о природе как едином целом, проводил сравнительно-анатомические параллели, часто обращался к данным эмбриологии, останавливаясь на возрастных различиях и признавая изменчивость человеческого тела в течение жизни. И. В. Буяльский провел исследования по анатомии сосудов, нервной системы и внутренних органов, сам изготовил многочисленные музейные препараты. Особенно прославился он изготовлением коррозионных препаратов сосудов почек.

Одновременно с преподаванием анатомии в Медико-хирургической академии И. В. Буяльский не прекращал практической хирургической Деятельности и с 1831 по 1864 г. состоял консультантом большой больницы. Он произвел более 2000 больших операций. Анатомическая подготовка И. В. Буяльского помогла ему стать блестящим хирургом. Он в совершенстве владел техникой и оперировал очень быстро. Буяльский разрабатывал важнейшие вопросы хирургии того времени: хирургию кровеносных сосудов и мочевых путей и пластическую хирургию. Он внес усовершенствования в оперативную технику, усовершенствовал и предложил несколько инструментов: турникет, лопаточку, акушерскую ложечку. Когда был предложен эфирный наркоз, И. В. Буяльский будучи уже немолодым, одним из первых русских хирургов стал применять его в практике.

Крупнейший представитель отечественной медицины XIX века Н. И. Пирогов вписал славные страницы в историю развития медицинской науки. Гениальный анатом, талантливый экспериментатор, разносторонний клиницист-хирург, терапевт, патологоанатом, Н. И. Пирогов был основоположником 'военно-полевой хирургии, одаренным педагогом, немало потрудившимся над развитием медицинского и общего образования в России. На идейно-практической деятельности ученого сказалось влияние крупнейших представителей русской прогрессивной демократической мысли.

В 1841 г., переехав в Петербург, чтобы продолжать профессорскую Деятельность в Медико-хирургической академии, Н. И. Пирогов читал там свой знаменитый курс лекций по новой науке — топографической анатомии.

Стремясь расширить и углубить знания врачей в области анатомии, И. И. Пирогов был инициатором создания в Медико-хирургической академии специального анатомического института. Он усовершенствовал методы исследования и преподавания анатомии, ввел принципы послойного препарирования при изучении анатомических областей, артерий п фасций.

Значение научной деятельности Н. И. Пирогова заключается в создании естественнонаучной основы хирургии и в преодолении в значительной мере эмпиризма. Н. И. Пирогов заложил фундамент новой науки хирургической анатомии. Все это повело к созданию нового анатомо-физиологического направления в хирургии. Анатомические, патологоанатомические, экспериментальные и клинические исследования Пирогова имели прежде всего практические цели: проникновение в сущность патологических процессов 'И улучшение способов лечения.

В практической врачебной и преподавательской деятельности Пирогов больше всего известен как хирург. Он успешно производил самые серьезные операции. В течение 30 лет он работал в госпиталях и клиниках. Пирогов был хирургом-экспериментатором, хирургом-новатором. Свою диссертацию о перевязке брюшной аорты он построил целиком на экспериментах. Применение эксперимента на животных для решения клинических вопросов аз первой половине XIX века было редким явлением. Н. И. Пирогов многие вопросы хирургии (перерезка ахиллова сухожилия, костная пластика, наркоз и др.) решал с широким применением эксперимента. Многочисленные работы его посвящены практическим и теоретическим проблемам хирургии. Он разработал способ костнопластического удлинения костей голени при вылущении стопы (1851), писал о резекции коленного сустава, о перерезывании ахилловой жилы и о пластическом процессе, происходящем при сращении концов перерезанной жилы, о ринопластике.

В опубликованных ученым клинических лекциях по хиругии наряду с критическими обзорами, охватывающими многие вопросы частной хирургии, Н. И. Пирогов высказал догадки, предположения и утверждения, на многие годы опередившие науку того времени.

Велики заслуги Н. И. Пирогова в области обезболивания. Одним из первых в Европе применив эфир во время операции, Н. И. Пирогов впервые в мире воспользовался эфирным наркозом при оказании помощи раненым на поле сражения в Салтах. Эфирный наркоз, с рекламной шумихой чисто эмпирически применявшийся в Америке и Западной Европе, сопровождался опасными осложнениями. Предложив новые разновидности методики эфирного наркоза, Н. И. Пирогов деятельно поддержал А. М. Филомафитского в экспериментальном изучении эфирного и хлороформного наркоза, благодаря чему русская наука уже в середине XIX столетия показала всему миру пути научного разрешения и практического применения наркоза.

Некоторые положения Н. И. Пирогова, решительные его возражения против крупных госпиталей, требование рассеивания раненых и больных, неприемлемые с современной точки зрения, объяснялись в его время уровнем развития эпидемиологии, гнойной хирургии и госпитальной гигиены.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Общая характеристика анатомо-хирургических школ России XIX века.

К началу 19 века в россии было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия.

Развитие хирургии в россии было тесно связано с немецкой хирургией, на русский язык переводились немецкие учебники.

В первой половине 19 века центр развития хирургии в россии – петербургская медико-хирургическая академия. Студенты проводили анатомические вскрытия, наблюдали операции и сами участвовали в них под руководством хирургов.

Россия была одной из стран, в которой широкое применение получил эфирный наркоз (Пирогов) – возникновение анестезиологии.

Во второй половине 19 века в области терапии особое место занимали две научные клинические школы: Боткина , положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине, и школа Захарьина , олицетворявшая искусство клинической практики.

С именами этих ученых связано развитие анатомо-хирургических школ:

Заго́рский - основоположник отечественной анатомической школы

Буя́льский ( 1789 — 1866 ) —Был одним из первых русских хирургов, вводивших общее обезболивание ( эфир , хлороформ ). Наиболее значительное произведение Буяльского — Анатомико-хирургические таблицы, вышедшие в трёх частях! (1828, 1835, 1852), — первый в России оригинальный атлас по оперативной хирургии.

Мухин, Ефрем Осипович (1766 — 1850) —Автор первого в России руководства по хирургии и одного из первых руководств по анатомии. М. способствовал внедрению в мед. практику физич. методов лечения (массаж, минеральные ванны, электролизация, гальванизация и др.). Ввел (начиная с 1801) в Москве противооспенную вакцинацию! и пропагандировал всеобщее оспопрививание в России; принимал активное участие по борьбе с холерой во время эпидемии в Москве (1830).

Буш Иван Федорович (1771—1843) — основатель петербургской хирургической школы. 17 сентября 1800 года Буш получил кафедру хирургии в медико-хирургической академии и впервые стал читать лекции на русском языке !. Буш принимал весьма видное участие в издании одного из величайших научных трудов по оперативной хирургии — «Анатомико-хирургических таблиц.

Склифосовский оценил по существу все преимущества антисептики! и начал внедрять ее в практику. постоянно стремился совершенствовать хирургическую технику, уделяя особое внимание анатомо-физиологическому обоснованию операций. Еще в 1864 году он один из первых провел лапаротомию. С приходом Н.В. Склифосовского изменилось преподавание клинической хирургии (стало более наглядным). Студенты начали чаще посещать клинику, подолгу находясь у постели больных, в перевязочной и операционной. Они с захватывающим интересом слушали блестящие по форме и богатые по содержанию лекции Н.В. Склифосовского по частной хирургии; восторженно отзывались об его искусных операциях на органах брюшной полости; восхищались изяществом техники выполнения различных врачебных манипуляций и особенно техникой наложения гипсовых повязок при переломах трубчатых костей.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->


ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ РАЗВИТИЯ АНАТОМИЧЕСКИХ ШКОЛ РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

"Врач - не анатом, не только бесполезен, но и вреден"

Развитие медицины и анатомии в мировой истории берет начало с начала второго тысячелетия. Толчком к этому послужило развитие городов, торговли, культуры. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет позволялось совершать вскрытие трупов человека. Открываются первые институты. В 14-15в. в них для демонстрирования студентам стали вскрывать 1–2 трупа в год.

Поражающий скачок в анатомии совершили Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, вскрыв 30 трупов, сделал многочисленные схемы и рисунки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам. Он смог изучить тело человека с разных ракурсов, определил пропорции тела, предложил классификацию мышц и объяснил их функцию с точки зрения законов физики.

Андрей Весалиус является основателем научной анатомии, который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но и обобщил и систематизировал их (то есть сделал науку из анатомии). После А. Весалиуса профессора начали публично разбирать трупы погибших в своих руках, стремясь как к изучению анатомического строения человека, так и к преподаванию анатомии ученикам.

В России начало анатомических вскрытий связывают с царствованием Петра I (1682-1725), проявившего большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Находясь в Амстердаме (в 1698 и 1717 годах), Пётр I посещал лекции и анатомический музей Руйша, посещал операции и анатомические диспозиции. Он получил заранее уведомление о каждом случае открытия и проник в секционный зал через специальную секретную дверь.

В 1717 году Пётр I приобрел анатомическую коллекцию Руйша (около - 2 тысяч экспонатов) за 30 тысяч голландских гульденов. Он заложил основу для фондов первого русского музея, Кунсткамера, Петровский музей раритетов (ныне Музей антропологии и этнографии РАН в Санкт-Петербурге). Указом царя (1718) эта коллекция стала расширяться и дополнять труды русских учёных. (В настоящее время оставшаяся часть препаратов Ф. Руйша находится в Музее антропологии и этнографии РАН, в Кировской военно-медицинской академии и Казанском медицинском институте.)

Вернувшись в Россию после своей первой поездки в страны Западной Европы (1697-1698), Петр I учредил лекционный курс по анатомии бояр с демонстрациями на трупах в Москве в 1699. Для вскрытия также использовалась лекарственная школа, основанная по указу Петра при Главном госпитале в Москве (1707), на которой он часто бывал. Авторитетный - "Рассказы о деяниях Петра Великого" И.И. Голиков пишет об этом: "Он велел уведомлять себя, нужно ли анатомировать тело в больнице или где-то еще или делать какую-то хирургическую операцию, и когда только время позволило я редко пропускал такой случай, чтобы не присутствовать на нем, и часто даже помогал операциям. Со временем он приобрел столько мастерства в том, что мог очень умело анатомировать тело, кровоточить, вырвал зубы и сделал это с большим желанием ".

Преподавание анатомии в России с первых шагов велось на естественнонаучной основе. Первоначально, при обучении студентов, учебники иностранных авторов (Бидлоо, Готтфрид; Бланкардт, Штефан и другие) использовались на латинском и немецком языках. Тогда лучших из них стали переводить на русский язык.

Первый перевод анатомического трактата на славянский язык был сделан в 1658 году: монах Епифаний Славинецкий перевел книгу А. Везалия "Эпитоме", изданную в Амстердаме в 1642 году, и назвал ее Врачевской анатомией. К сожалению, рукописи этого перевода не сохранились и по сей день.

В начале XVIII в. В частности, для Петра I был переведён на русский язык анатомический атлас Готтфрида Бидлоо "Анатомия человеческого тела в 105 таблицах" ("Anatomia humani corporation". ), который был опубликован в 1685 году в Амстердаме. В 1729 году этот перевод был сделан заново, но, как и первый, он не был издан на русском языке и существовал только в виде рукописей.

Племянник Г. Бидлоо - Николай Ламбертович Бидлоо, приглашенный в Россию в 1702 году и основавший первую школу медицины в Москве (см. выше), составил очень ценное рукописное руководство "Инструкция для учеников хирургии в анатомическом театре", которое первые русские целители изучили (впервые опубликовано в 1979 году).

Первый отечественный атлас анатомии "Syllabus, seu omnium particis humani figuris illust-ratus" на латинском языке составил в 1744 Мартын Иванович Шехин (1712-1762), чья деятельность имела важное значение для развития национальной анатомии и хирургии. Будучи отличным чертежником, М. И. Шеин сам выполнил большую часть иллюстраций для этого первого в России издания анатомического ЦКОфо атласа. В 1757 году он впервые занялся переводом Сокращенной анатомии, всю анатомическую записку, содержащую Лоуренса Гейстера, ставшего первым в России анатомическим справочником на русском языке. М.И. Шеин занимался не только переводом анатомических и медицинских терминов, но и заложил основы русского научного медика. Терминология, которой до этого не существовало. Он верил в будущее национальной науки: "География, навигация, архитектура, медицина и другие знания, которые были в основном неизвестны в России, сейчас открыты для нас, что у нас уже есть подходящие русские географы, навигаторы, архитекторы и врачи и, возможно, через короткое время наши потомки увидят все это в гораздо большем совершенстве".

Первая анатомическая школа в России была создана при Санкт-Петербургской медико-хирургической академии академиком П. А. Загорским (1764-1846). Продолжая начатую М. И. Шеином работу, А. П. Протасовым и Н. М. Чеховым. Максимович-Амбодик (см. стр. 300), П. А. Загорский утверждал русскую анатомическую терминологию вместо латинской. Он создал первый в России оригинальный отечественный анатомический справочник "Конденсированная анатомия". в двух книгах, который переиздавался пять раз.

Академик И. В. Буяльский (1789-1866) - П.А. Ученик Загорского и его преемник по анатомии Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1833) оставил глубокий след в русской и мировой анатомии.

В 1828 году И. В. Вуйальский опубликовал Анатомико-хирургические таблицы, которые сразу же стали всемирно известными. Они состояли из 14 таблиц и 36 фигур, изображающих органы размером с жизнь; Их ценность определялась также тем, что существовавший на тот момент учебник анатомии П. А. Загорского и учебник хирургии И. Ф. Буша не имели иллюстраций. Таблицы И. В. Буяльского объединяют данные топографической анатомии для оперативной хирургии и являлись первым российским национальным атласом оперативной хирургии.

"Это издание можно назвать великолепным и оно чтит не только писателя, но и всю русскую хирургию", - писал И. Буйлянский о "Столах". Он был искусным анатомом и блестящим хирургом. Он внес большой вклад в создание новых хирургических инструментов, внедрил новые методы бальзамирования трупов, предложил методы изготовления тонких коррозионных анатомических препаратов. Коррозионные препараты почек в 1863, сделанные им, сохранились и по сей день.

Среди первых российских хирургов И. В. Буяльский применил анестезию, крахмальную повязку, антисептики. Он разработал ряд новых операций (в верхней челюсти, кровеносных сосудах и др.). Он написал большие монографии "Краткая общая анатомия человеческого тела" (1844), "Анатомические записки для учеников живописи и скульптуры в Императорской Академии художеств" (1860). В 1866 году была отлита мемориальная золотая медаль в честь И. В. Буйлянского.

Наивысший расцвет хирургической анатомии связан с деятельностью Николая Ивановича Пирогова - великого анатома и хирурга, создателя топографической анатомии, новатора методов "ледяной" анатомии и разрезов замороженных трупов. Его фундаментальные научные работы блестяще доказали важность практической важности анатомии для клинической медицины

В конце XIX в. В ведущих научных центрах России образовались большие анатомические школы: при Московском университете - школа Д. Н. Жера-ивея (1834-1917), внесшая большой вклад в изучение анатомии центральной нервной системы; В Киевском университете, школа В. А. Бетса (1834-1894) - инициатора изучения архитектурной инженерии коры головного мозга.

В Петербурге Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909) развивал функциональное направление в медицине - основоположник теоретической, анатомии и основоположник национальной науки физического воспитания. Он пришел к оценке физкультуры из анатомии: по словам Лесгафта, форма непрерывно меняется под влиянием функций и питательных условий, следовательно, совершенная форма здорового организма напрямую зависит от активного влияния на нее упражнений, разработанных на научной основе. Так, ФНС Лесгафт впервые заложила мост между анатомией и физкультурой и воспитанием людей.

Внедрение новых исследовательских методов расширило возможности научной анатомии и ещё больше приблизило её к клинической медицине. Таким образом, открытие рентгеновских лучей и создание рентгеновской анатомии позволили использовать метод рентгенологической диагностики в клинике.

Важность анатомии для врача любой специализации переоценить нельзя. Именно поэтому необходимо уделять изучению данной дисциплины максимум времени.

Читайте также: