Воздушный змей краткое содержание

Обновлено: 01.05.2024

История воздушного змея — простейшего летательного аппарата, созданного человеком, — насчитывает более 2 тысяч лет. Первые экземпляры появились в Китае, где изобрели и бумагу. Они были в виде бабочек, птиц, жуков, человеческих фигур, но чаще всего в виде традиционного китайского дракона.

Популярная игрушка помогала человеку осваивать небо

Змей-дракон в Древнем Китае был довольно сложным сооружением из 20-30 конических бумажных колец, частично входящих друг в друга и образующих извивающееся в полёте змеиное тело с четырьмя лапами, крыльями летучей мыши и рогатой головой с оскаленными клыками.

Созданы для полётов

Прообразы дронов

Журнал: Загадки истории №44, октябрь 2019 года
Рубрика: Гениальные изобретения
Автор: Михаил Ефимов

Николай Самохин построил мельницу на воздушном змее. Вместе с другом Семёном Лучкиным они провели испытание, но из-за Егора Амплеева едва не разбились. Егора арестовали, и второй полёт прошёл успешно.

За минуту

Друзья Николай Самохин и Семён Лучкин жили в деревне Буйково. Колька учился в школе, а Сёмка был сиротой и работал в поле.

Колька сделал модель ветряной мельницы, а затем — воздушного змея с вертушкой из мельничных крыльев. Когда ветер стих, змей ещё висел в небе — значит, наверху ветер был. Колька решил построить настоящую мельницу на воздушном змее.

Через 10 лет Сёмка стал трактористом, а Колька — инженером. Вернувшись в родную деревню, Николай рассказал Семёну, что его изобретение — воздушную мельницу — уже скоро привезут в Буйково.

Николай и Семён поднялись на площадку воздушной станции, чтобы запустить змея. Ночью Самохин зажёг сигнальную лампу. Змей оторвался от земли, и Николаю пришлось выпустить газ, чтобы безопасно спуститься.

От мальчика Прошки Самохин узнал, что в аварии виноват крестьянин Егор: он сделал насечки на проволоке, удерживавшей змея. Егора арестовали. Николай получил деньги на повторное испытание, которое прошло успешно.

Воздушный змей

Воздушный змей вызывает множество приятных эмоций и воспоминаний у каждого ребенка или взрослого. Каждый, кто хоть однажды запускал змея сам надолго запомнит это увлекательное занятие. Невозможно не полюбить то ощущение, когда представляешь, что летит не змей, запущенный тобой, а ты сам. Воздушный змей – это самый известный в мире летательный аппарат тяжелее воздуха. Первые упоминания о воздушном змее датируются II веком до н.э., когда в Древнем Китае их делали из листьев растений с бамбуковым каркасом. Правда, чуть позже, когда китайцы изобрели шелк, именно он стал основным материалом для их изготовления.

Виды воздушных змеев:

Запустить воздушного змея очень просто. Вот несколько правильных шагов, если у вас есть напарник:

  • Размотайте нить на 15 - 30 метров (Стандартная длина нити, которая прилагается к воздушному змею 30 метров);
  • Сориентируйтесь по ветру (так чтобы нить повторяла направление ветра);
  • Натяните нить и дерните за нее или бегите (Уже на высоте 10-15 метров воздушный змей может поймать ветерок. Если змей начинает вырываться у вас из рук, то дайте ему набрать высоту. Важно уловить момент натяжения).

Воздушный змей – это потрясающая игрушка, любоваться полётом которой можно в ветреный день. Запуск воздушных змеев – комплекс отличных упражнений, которые не имеют совершенно никаких противопоказаний, на координацию движения, развитие внимания и воображения. Некоторые модели детских воздушных змеев может запустить ребенок уже в возрасте 3-х лет. Но все-таки стоит соблюдать основные меры предосторожности. Выберете безопасное место для запуска змея, это может быть парк или сквер, главное, это должно быть открытое пространство без деревьев, построек, проводов, шоссе и дорог.

В наши дни воздушные змеи вновь обрели свою популярность. Эта игра способствует развитию смекалки, наблюдательности, а также точности движений. Во второе воскресенье октября отмечают Всемирный день воздушного змея, где все любители запускают свои летающие объекты, проводятся различные конкурсы и фестивали, посвященные этим ярким летающим фигурам.

Существует даже вид спорта, связанный с воздушными змеями – кайтинг. Его родоначальник немец Отто Лилиенталь, который в 1891 году смог подняться на воздушном змее собственной конструкции. Именно тогда и зародился этот вид спорта, при котором спортсмены передвигаются по территории с помощью воздушных змеев. Еще один вид спорта, связанный с воздушными змеями, называется Кайтсерфинг. Название говорит само за себя: серфингист, который ловит волны, держась за воздушный змей, превращается в кайтингиста. Воздушный змей здесь играет роль мотора, который позволяет спортсмену набирать огромную скорость при покорении волн.

История воздушного змея – древняя и захватывающая.
Запуск воздушных змеев относится к числу самых древних развлечений в мире. Никто не может с определенностью сказать, когда точно оно появилось, но достоверно известно, что люди знали об этом занятии много веков назад и что пришло оно с Востока. Более того, изобретение воздушного змея отвечало вековым стремлениям человека овладеть воздушным пространством.

История воздушного змея. Античность

В истории завоевания человеком воздушного океана воздушные змеи занимают важное место. Нельзя сказать с определенностью, кто их изобрел и когда они впервые поднялись в воздух. Древнегреческие источники утверждают, что это произошло в IV веке до нашей эры и что честь их изобретения принадлежит Архитасу из Тарен-тума. В корейских древних свитках говорится, что один генерал в те далекие времена запустил воздушного змея с прикрепленным к нему фонарем, чтобы вдохнуть смелость в своих воинов. Они поверили тому, что это — новая звезда, которая сулит им помощь небес.

Но одно известно доподлинно — в IV веке до нашей эры воздушные змеи были широко распространены в Китае. Полагают, что первые китайские воздушные змеи были сделаны из дерева. Скорее всего, они представляли собой бамбуковые каркасы, обтянутые шелком, изобретенным китайцами более 4000 лет назад. Вполне вероятно, что его стали использовать и в изготовлении змеев. Примерно около 105 года китайцы из волокон растений научились делать бумагу. Потом новый материал применили для обтяжки змеев.

Если говорить о целях и задачах запуска воздушных змеев китайцами в столь древние времена, то мы найдем здесь немало интересного. Древние китайские историки писали, что змеев использовали для переброски веревок через широкие реки и глубокие горные ущелья. А потом к ним крепились деревянные пешеходные мосты.

Рассказывают, что китайский генерал династии Хань (295 г. до н. э. — 221 г.) обратил вражеское войско в бегство, запустив над лагерем противника ночью музыкального воздушного змея. Враги бежали, подумав, что это звуки голосов их ангелов-хранителей, предупреждающих их об опасности. Змеев, поднимавших в воздух людей, использовали при осаде городов и для переброски воинов через линии вражеских войск. Трудно сказать, когда точно это происходило, потому что даты в те времена не указывали. Известно лишь, что в XVII веке китайские и японские войска использовали воздушных змеев для разведки вражеских позиций.

Воздушные змеи — одно из традиционных народных развлечений в Китае. С самого начала нашей эры там делали самых разнообразных змеев в виде птиц, зверей, чудовищ и героев. Их украшали фонариками и ветряными вертушками, что, вероятно, послужило толчком к изобретению пропеллера. Определенные типы воздушных змеев были созданы для сражений между ними. Верхнюю часть линя покрывали острыми осколками стекла. Необходимо было обрезать линь змея противника и заставить змея упасть на землю.


Через века до нас дошли гравюры, на которых изображены запуски воздушных змеев. На одной из них все небо заполнено парящими воздушными змеями, которые запускают все — от детей до глубоких стариков. Автор не может не упомянуть здесь о своих личных впечатлениях. Не так давно он видел двух пожилых китайцев, запускавших воздушного змея во дворе больницы, когда другие достаточно бодрые пациенты играли в крикет или занимались дыхательной гимнастикой.

Существует мнение, что воздушные змеи были известны и в Древних Греции и Риме. Нельзя утверждать это наверняка, но, приняв за отправную точку Китай IV века, можно проследить распространение воздушных змеев по разным странам, вплоть до таких, как Новая Зеландия. Местные жители — маори использовали для их изготовления перфорированный тростник. Считалось, что звуки, которые издают такие воздушные змеи, отпугивают злых духов.

История воздушного змея. Рыцари

В Европу воздушные змеи попали в XV веке, но, возможно, о них знали и раньше. Венецианец Марко Поло оказался в Китае в конце XIII века и провел там семнадцать лет. За это время он стал членом свиты императора и получил возможность свободно разъезжать по стране. Возвратившись в Венецию с богатой коллекцией предметов роскоши, он, возможно, взял и воздушных змеев. Кроме того, рассказывая о людях, которых он встречал, Марко Поло не мог не упомянуть об их пристрастии к запуску воздушных змеев. Обращаясь к истокам зарождения искусства запуска змея в Европе, необходимо отметить, что сведения о нем могли быть занесены сюда случайно торговцами с Востока.

Изучая историю воздушных змеев, мы неизбежно подходим к этапу изобретения самолета. Каждое изобретение имеет автора, и в истории создания самолета важное место принадлежит Джорджу Кейли. Он жил и многие годы работал в Бромптон-Хилл, около Скарборо, в графстве Йоркшир. Это был человек пытливого ума и, исследуя принципы полетов, проводил многочисленные опыты с бумагой и воздушными змеями. Кейли открыл то, что мы называем аэродинамическими свойствами воздушных змеев. Благодаря его знаниям аэроплан перестал казаться несбыточной мечтой, а бесценные опыты позволили Кейли создать научные основы полета аппаратов тяжелее воздуха. Наблюдая, как воздушные змеи парят в воздухе, своим пытливым умом он пытался проникнуть в секрет таких полетов. Современный мир многим обязан этому великому человеку, который в простых предметах видел прообразы великих открытий и изобретений.

Теперь вернемся от моря и кораблей к воздуху и летательным аппаратам. Эксперименты по совершенствованию конструкций воздушных змеев продолжались. Часто их связывали с именем Лоуренса Харгрейва (или Харгрива). Этот австралиец приступил к изучению полетов воздушных змеев в 1884 году, а в 1893 году он изобрел змея коробчатого типа. Уже через несколько месяцев это изобретение было с восторгом встречено по обе стороны Атлантики. Этот энтузиазм легко понять, потому что воздушные змеи коробчатого типа обладали хорошей подъемной силой и устойчивостью. Наиболее распространенный тип змея Харгрейва представлял собой два продолговатых ящика, открытых с обеих сторон и закрепленных на каркасе.

История воздушного змея. Коди

Необходимо также отдать должное другим первопроходцам. Одним из них был капитан Б.Ф.С. Баден-Пауэлл, брат основателя движения скаутов. Он был известным пилотом воздушных шаров, а в 1904 году в Пирбрайт-Кемп успешно демонстрировал полеты воздушных змеев с человеком. Несколькими годами позже Г.Д. Врайз попытался соединить несколько воздушных змеев коробчатого типа для поднятия в воздух человека.

В кратком перечне пионеров воздухоплавания особое место должно быть уделено Сэмюелю Франклину Коди. Родившись в Америке, в 1896 году он переехал на жительство в Англию. Биограф Коди отмечает, что он стал первым человеком в Британии, который поднялся в воздух на первом практически пригодном для полетов летательном аппарате. Коди работал на военной фабрике в Фарнборо, выпускавшей воздушных змеев и шары. В 1901 году он запатентовал воздушного змея, способного поднять в воздух человека, Его конструкция напоминала систему Баден-Пауэлла, только коробчатые змеи были соединены в ряд. Конструкция Коди была официально принята военным ведомством в 1904 году. В такой конструкции пилот находился на одном из змеев, который был соединен тросом с другими змеями. Змей, несущий человека, мог подниматься или опускаться на тросе. По-видимому, были и такие тросы, которые позволяли пилоту отклоняться в сторону.

Интересно отметить, что миссис Коди, следуя примеру Марты Покок, совершила несколько подъемов на воздушном змее своего мужа. В 1903 году Коди на своем летательном аппарате пересек Ла-Манш, перелетев из Франции в Англию. Летательный аппарат представлял собой специальную лодку, к которой был прикреплен воздушный змей. Коди также совершил первый в Англии короткий моторизованный полет, приделав к воздушному змею мотор.

Из Америки мы вернемся в Европу, к Альберто Сантос-Дюмону, богатому бразильцу, жившему во Франции. Воспользовавшись конструктивной разработкой коробчатого змея Харгрейва, он построил летательный аппарат с мотором, который на самом деле представлял собой моторизованного воздушного змея. В Багателе близ Парижа в 1906 году Альберто Сантос-Дюмон завоевал приз французского аэроклуба, совершив первый публичный полет в Европе и пролетев 25 метров.
Впоследствии принципы построения воздушного змея коробчатого типа оказали большое влияние на проектирование самолетов.

История воздушного змея. Грэхем Белл

Появление воздушных змеев нового типа связано с именем Александра Грэхема Белла, который изобрел в 1876 году действующий телефон. Белл создал четырехгранного воздушного змея в форме пирамиды. Но хотя он задумывался автором как аппарат, способный поднимать в воздух человека, и в 1909 году был снабжен мотором и пропеллером, аппарат не оправдал своего предназначения.

В течение девяностых годов и до конца XIX века было проведено множество захватывающих экспериментов с воздушными змеями и летательными аппаратами, построенными на их основе. Люди настойчиво и смело пытались завоевать воздушную стихию. Их преданность великой идее проложила путь современной авиации.

История развития воздушных змеев связана и с другими знаменитыми именами и событиями. Начнем с XVIII века. В 1706 году в Бостоне, штат Массачусетс, родился Бенджамин Франклин, ставший крупным ученым в области метеорологии. В 1746 году он приступил к изучению электричества. В 1752 году, решив доказать, что молния — это электрический разряд, Франклин запустил воздушного змея во время грозы, чтобы получить электричество из облаков. Он привязал к линю, на котором запускал змея, металлический ключ, а к нему — шелковую ленту. Эта лента должна была воспрепятствовать прохождению молнии через тело экспериментатора. Молния прошла по линю и ушла в землю. Когда Франклин доложил в Королевском обществе о том, что его воздушный змей достал электричество из облаков, то был осмеян.

История воздушного змея. Бэнжамин Франклин

Но потом коллеги вынуждены были признать его правоту. Результатом этого эксперимента стало изобретение Франклином в 1753 году громоотвода. Когда за три года были зафиксированы шестьдесят три удара молнии в вершину небоскреба Эмпайр-Стейт-Билдинг, стала понятна вся важность этого открытия. И воздушный змей сыграл в нем определенную роль. Интересно, что, еще будучи мальчиком, Франклин перелетел на воздушном змее через озеро и уже тогда заявлял, что таким же способом можно перелететь через Ла-Манш.

Опыт Франклина — не единственный пример запуска воздушных змеев с целью изучения погоды, которая всегда вызывала у людей живой интерес. В XIX веке воздушных змеев стали использовать для подъема метеорологических приборов, и эта практика продолжилась в XX веке. Выдающийся запуск метеорологических воздушных змеев был осуществлен в Германии в 1905 году. Связка из шести змеев достигла высоты четырех миль. Это почти половина высоты до тропосферы — низшей границы атмосферы. Проведенный полет позволил получить ценную информацию о температуре, давлении и влажности на больших высотах.

Гульельмо Маркони, как и Бенджамин Франклин, с детских лет интересовался электричеством. В 1895 году он начал эксперименты по приему и передаче электрических импульсов, которые называются волнами Герца. И 12 декабря 1901 года Маркони добился большого успеха – принял беспроволочные сигналы, прошедшие через весь Атлантический океан, из небольшого города на полуострове Корнуолл в Великобритании до Сент-Джонса на Ньюфаундленде. Имя этого изобретателя радио известно всем, но мало кто знает, что его выдающееся изобретение было сделано благодаря воздушному змею. В 1901 году Маркони использовал в Сент-Джонсе, где он установил свою аппаратуру, для подъема антенны воздушного змея.

Во время Первой мировой войны (1914—1918) воздушные змеи использовались воюющими сторонами, равно как и воздушные шары. Хвост змея крепился к воздушному шару для придания последнему устойчивости. Такие комбинированные шары-змеи поднимались на высоту до 1,5 км. Их запускали над морем для защиты конвоев и наблюдения за германскими подводными лодками. Кроме того, воздушные змеи-шары применялись в Британии для защиты от вражеских самолетов. Они поддерживали в воздухе сеть из тонких стальных тросов, которая приводила в негодность самолеты противника. Во Вторую мировую войну (1939—1945) воздушные змеи продолжали оставаться в строю. Их применяли для подъема радиоантенн, как это делал Маркони. С их помощью поднимали на лодках или плотах людей с затонувших судов и сбитых самолетов.

Обратив взгляд в прошлое, мы рассказали, как воздушные змеи помогли людям добиться выдающихся научных достижений. Рассказали и об истории государств и народов через призму парящих в небе летательных аппаратов.История эта охватывает многие века и страны, поэтому можно смело сказать, что изобретение воздушных змеев имело всемирное значение.
Поэтому мы надеемся, что изготовление и запуск воздушных змеев еще долго будет одним из самых интересных хобби в мире.

Читайте также: