Восстановительный подход к решению школьных конфликтов

Обновлено: 05.07.2024

Конфликтные ситуации происходят среди учащихся очень часто. Этот факт подтвердился, когда членами Школьной Службы пмедиации в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на третьем месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %). При этом школы, с одной стороны, не стремятся афишировать такие ситуации, чтобы не портить "жизнь ребенку" и статистику - себе, а с другой стороны, не имеют иного способа разрешения, кроме административного, и, как правило, не эффективного воздействия. Наша школа не является исключением, и, как и в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении функционирования ученической среды, взаимодействия в ней, поиске путей трансформации и развития.

По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. К социально – психологической компетентности относят:

- выражение : способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;

- восприятие : способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;

- открытость: способность выслушивать критику и конструктивно спорить с другими;

- сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, проходят специальное психологическое обучение.

Концепция Службы медиации базируется на трех основных положениях:

1. Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.

2. В качестве ведущих примирительной встречи (медиаторов) работают подростки, поскольку у них наиболее тесный контакт со сверстниками (взрослым подростки часто не доверяют).

3. Навыки, полученные ведущими в ходе проведения примирительной встречи, по качеству превосходят любые искусственные ситуации на тренинге и понадобятся подросткам в их дальнейшей жизни.

Цель: формирование социально – психологической компетенции учащихся через деятельность Школьной Службы медиации (ШСМ).

l организовать деятельность ШСМ (подготовка нормативной документации и мотивация подростков для работы в Службе);

l обучить подростков – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

l реализовать деятельность Службы в контексте имеющейся образовательной среды.

Таким образом, цель восстановительного правосудия заключается в том, чтобы установить ответственность, удовлетворить потребности и способствовать исправлению. Восстановительные технологии – это работа, направленная на установление доброжелательных, понимающих, доверительных, эффективных и гармоничных отношений. Принципами восстановительного подхода к реагированию на конфликтные и криминальные ситуации являются:

  • Передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации.
  • Акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам. Личная ответственность нарушителя.
  • Выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам.
  • Восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.

Российская модель процесса медиации отличается от зарубежных тем, что она фокусирует свое внимание на чувствах сторон, налаживании диалога и доверия между участниками конфликта и побуждает их активность к примирению и изменению собственного поведения. Нам кажется, что такая фокусировка лучше соответствует российскому менталитету и особенно важна в семье, школах, когда стороны конфликта в дальнейшем продолжают общаться друг с другом. Кроме того, она, как нельзя лучше, соответствует нашей цели.

Как и в любой организации, Школьная Служба медиации придерживается в своей деятельности определенных принципов. К ним относятся следующие:

l добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе);

l нейтральность (ШСП не выясняет вопрос о виновности/невиновности сторон, является независимым посредником);

l создание ценностей и авторитета службы;

l наличие профессионального сопровождения (обучения).

l активное участие сторон в разрешении конфликта и принятии решения.

Восстановительная медиация проходит несколько важных этапов:

Первый этап является подготовительным . На данном этапе медиаторы получают информацию о конфликте и анализируют его по источнику информации, типу и характеру конфликта, его криминогенной направленности. Также выясняют, готов ли обидчик участвовать в разрешении конфликта, и планируют индивидуальную встречу с каждой из сторон.

Второй этап имеет несколько фаз. Первая фаза этапа имеет своей задачей установление доверительного контакта и безопасной атмосферы для диалога. Следующая фаза призвана помочь стороне сформулировать различные аспекты ситуации, увидеть ее с разных сторон, в том числе, со стороны оппонента. Кроме того, здесь важно обсудить с участником конфликта о последствиях, к которым он привел, и обсудить преимущества примирительной встречи. Третья фаза очень важна, так как оказывает поддержку принятия стороной ответственности за решение и выход из ситуации. Последняя фаза направлена на подготовку к примирительной встрече обеих сторон. На этом этапе участнику конфликта предлагается озвучить вопросы, которые он хотел бы обсудить с противоположной стороной, объясняются правила и роль медиатора на встрече, назначается дата и время.

Заключительным этапом служит сопровождение медиаторами участников примирительной встречи в течение какого-то периода времени, как правило, в течение месяца (в зависимости от сложности ситуации). На данном этапе медиаторы осуществляют включенное и не включенное наблюдение за своими подопечными, обсуждают с ними развитие отношений с противоположной стороной, и отслеживают выполнение условий договора.

Работа ШСМ заняла в школьном пространстве определенный сектор, и было замечено, что кроме разрешения конфликтов Служба своей деятельностью производит заметные изменения на личностном уровне:

- У участников встреч меняется отношение к себе на более ответственное, поскольку на примирительных встречах к детям и подросткам, участникам конфликтной ситуации, проявляли понимание и уважение, передавали им ответственность за разрешение ситуации независимо от их статуса в школе.

- Для подростков сама деятельность в качестве медиаторов и ведущих примирительных программ является социализирующим фактором. Ведущие программы, оказываясь в активной позиции, учатся видеть событие с разных сторон, строить на программе сложную коммуникацию между людьми с различными точками зрения, отслеживать процессы, протекающие в их сообществе, и управлять ими. В результате подростки получают возможность самореализоваться в новом для себя качестве, и развить способности, необходимые в дальнейшем практически в любой современной профессиональной деятельности.

- Подростки Службы медиации, часто работая с неформальным учеником, по своим характеристикам отличным от обычного класса, начали взаимодействовать с новым объектом - сообществом школы, в результате чего постепенно переходят к ученическому управлению различными социализирующими процессами в пространстве образовательной среды.

- Перед учителями и администрацией встает необходимость вырабатывать свое отношение к примирительным встречам, участникам ШСМ и диалогу, построенному на взаимоуважении

Предполагаемые результаты деятельности ШСП:

l воспитание установок толерантного сознания;

l снижение конфликтогенности, криминальности школьной среды и профилактика девиантного поведения;

l формирование и налаживание работы команды ученического самоуправления из числа учащихся 8 – 10 классов, работающих в направлении развития культуры мирного разрешения конфликтов в образовательной среде;

l утверждение новой практики разрешения конфликтов в школьной среде;

l обучение подростков основным навыкам работы с конфликтными ситуациями;

l трансляция опыта через выпуск стенгазет, буклетов, СМИ, конференций для педагогов и школьников;

l организация продуктивного сетевого взаимодействия с правовыми структурами.

Помимо разрешения конфликтных ситуаций предполагается, что подростки из Службы медиации будут при направляющей помощи психолога проводить в классах презентации, классные часы на правовую, гражданскую и превентивную тематику. Помогать проводить социально – психологические акции, оформлять газеты, проясняющие принципы примирения, делиться опытом через СМИ, проводить обучающие и примирительные встречи с учащимися других школ города.

Спектр применяемых медиаторами приемов и подходов, используемых для поддержания порядка в образовательной среде постоянно расширяется; постепенно изменяется подход с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные (некарательные) методы разрешения конфликтов при усилении роли ученического самоуправления.

Таким образом, мы видим, что происходит непрерывный процесс формирования социально – психологической компетентности учащихся через расширение информативного поля, анализ ситуаций и освоение новых способов взаимодействия с окружающим миром.

Вероятно, основным недостатком восстановительного правосудия является то, что оно требует очень много времени. Так как от поступившего сигнала о ситуации до самой примирительной встречи сторон иногда проходит около двух недель. И после разрешения ситуации всегда есть необходимость какое-то время сопровождать ребенка или подростка в школьной жизни, чтобы соблюдались условия договора, и его новое поведение приняло более или менее устойчивый характер. Кроме того мы пока не знаем, что делать и с правонарушениями, в которых нет жертв, например, дети и подростки, употребляющие алкоголь или психоактивные вещества.

Тем не менее, опыт равноправного сотрудничества и гражданской активности подростков, возможность включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы, представляется нам наиболее ценным опытом для формирования свободной, гармоничной, конкурентноспособной, компетентной, активной личности будущего члена общества. Да, существуют опасения, что для получения полного изменения психологической культуры в обществе, и в образовательной среде в частности, потребуется подготовка педагогов и психологов нового уровня, а возможно и смена поколений. Но даже если сегодня несколько положений найдут практическое воплощение, то и этого будет достаточно, чтобы оправдать изложенное.

Зачастую важна уже сама вербализация идеи. Не только рукописи не горят, но и мысли, вероятно, не исчезают бесследно. Очень хочется в это верить.

Предварительный просмотр:

В своё время техника "Я-высказывание" явилась для меня откровением, великим осознанием того, что я живу в мире иллюзий, придуманных самой. Как оказалось, я часто проецировала свои мысли на действия другого человека. Самым сложным для меня оказалось принять этот факт. Понять, что человек может думать совсем иначе, чем я предполагаю, что он думает.

Обучаясь этой технике, мы попеременно выступаем то в роли клиента, то в роли терапевта. Работая в паре я, как клиент, выбрала для себя ситуацию значимую и болезненную. Когда муж долго (подчёркиваю, долго — это может быть от трёх часов) сидит за компьютером — работает, изучает материалы, в общем, не обращает на меня внимания. Я вижу, что он занят и не мешаю ему. В то же время я не могу сообщить о том, что я хочу его внимания, т.к. в этот момент я ещё сама этого не осознала. И через некоторое время я замечаю, что нахожусь в подавленном состоянии. Я начинаю раскручивать ситуацию как клубок, который размотался, назад. И вот что получилось.

В момент здесь и сейчас я нуждаюсь во внимании любимого человека. В силу запретов, полученных в детстве ( "Не мешай; подожди — я занят; мне некогда с тобой возиться" , услышанных от значимых взрослых), я не могу подойти и потребовать это внимание для себя. И как послушный (адаптированный) ребёнок я жду, когда на меня обратят внимание. И так как я жду долго, и долго не получаю внимания, я начинаю думать, что он (близкий человек) меня не любит. Эти мысли приводят меня к тому, что я начинаю чувствовать себя несчастной, никому не нужной, у меня наворачиваются слёзы — я страдаю. В этом состоянии я могу обидеться на мужа и не разговаривать с ним, "раз он такой".

Что происходит на самом деле?

Муж работает, его мысли погружены в дела, он не догадывается о моём состоянии, т.к. не умеет читать мои мысли и угадывать мои желания — он нормальный человек, а не экстрасенс. И это моя задача — сообщить близкому человеку о том, что я хочу, в чём я нуждаюсь и что ожидаю от него.

Но для этого неплохо бы мне самой понять, что я хочу и в какой форме желаю это получить. Вот здесь-то и хороша в использовании формула "Я-высказывание".

Как применять технику "Я-высказывание"?


  1. Факт . Мы отталкиваемся от факта, от того, что происходит в реальной жизни, а не в наших фантазиях. Факт такой — муж сидит за компьютером.
  2. Чувства . Это самое простое и лёгкое, что можно понять про себя. Я чувствую себя плохо. Желательно расшифровать это "плохо": я чувствую обиду, недовольство, возмущение, горечь и пр. — когда я называю свои чувства мне становится понятнее, что происходит со мной.
  3. Мысли . Обязательно чувства связаны с мыслями. Когда я переживаю чувства, перечисленные выше, я думаю, что муж меня не любит, что я ему безразлична, кстати — это далеко не факт!
  4. Желание. Я хочу, чтобы он посидел со мной 10 минут и поговорил. Я хочу, чтобы он обнял меня — я хочу прикосновений. Этот пункт также помогает мне понять, какого именно контакта я хочу от мужа — ведь он может проявить внимание тем, что даст пачку банкнот, но банкноты не передадут мне чувство человеческого тепла.
  5. Намерение . Моё намерение — это моя ответственность в этой ситуации за мои чувства, мысли и действия. Я могу переложить ответственность на мужа и ждать от него внимания до конца своих дней и также упрекать его в бесчувственности. А могу принять ответственность на себя и сообщить мужу о том, что я нуждаюсь в общении с ним и пр. Моё намерение — это сообщить мужу о моем желании получить его внимание.

И также эта техника работает, когда для меня происходят приятные события. Например, я говорю мужу: "Когда ты мне даришь цветы, я чувствую себя счастливой и радостной. Я думаю, что ты любишь меня и хочу чаще принимать от тебя такие милые подарки". Я думаю, что любой мужчина поймёт, что нужно делать, когда услышит такие слова.

Так же можно применить эту формулу "Я-высказывание" с другими людьми. Например, дочери я могу сказать так: "Когда я вижу твою, не заправленную к обеду кровать, я чувствую недоумение и возмущение, я думаю, что кровать желательно заправлять сразу после пробуждения, я чувствую беспокойство и думаю, что моя дочь растёт неряхой. Я хочу, чтобы ты заправляла свою постель после пробуждения".

В этой ситуации я не сказала дочери: "Ты неряха!" , заклеймив её ярлыком и уничижив её чувство собственного достоинства. Я сказала, что беспокоюсь о том, что она может быть такой. И моя дочь слышит и понимает мои чувства, которые я испытываю. Вряд ли она тайно вынашивала мысль, доставить мне беспокойство. Она не могла знать о том, что я так думаю. Моя обратная связь — мой отклик на её действие или бездействие — даёт ей понимание о моих чувствах.

Важно! Эта полная формула "Я-высказывания" нужна, прежде всего, нам самим, чтобы разобраться, что такое с нами происходит, что волнует и беспокоит. Рекомендуется сначала написать эту формулу на бумаге и, возможно, не один раз, пока не выработается автоматизм. И если мы будем говорить людям полный текст, они посчитают нас занудами. Поэтому, поняв, что с тобой, ты можешь сказать своему собеседнику кратко. Например, в случае с дочерью, я могу сказать "Я расстраиваюсь, когда вижу твою постель неприбранной" . Поберегите уши своих близких и родных, им ещё долго с вами жить…

Ещё пример: "Когда я вижу тебя, дочка, радостной и весёлой — я чувствую радость и спокойствие и думаю, что у тебя всё хорошо. Я хочу видеть тебя весёлой, и намерена сделать всё от меня, как от родителя, зависящее, чтобы так и было".

(Здесь есть тонкий момент , и я не хочу, чтобы эти фразы были поняты искажённо:

  • Мои слова вовсе не означают, что плакать и огорчаться ребёнку нельзя. На её слёзы — у меня другие чувства и мысли, и я принимаю любое эмоциональное поведение ребёнка.
  • И также не означает, что дочь должна теперь всю жизнь улыбаться, чтобы не расстраивать маму.
  • И я не собираюсь потакать капризам, лишь бы видеть её улыбающейся. Я как родитель обязана привить определённые навыки, обучить тому, что знаю, чтобы дочь могла жить как свободная уверенная в себе личность, как счастливая будущая женщина).

Что я получаю, применяя технику "Я-высказывание"?

  • Во-первых, я понимаю себя глубже. Какие действия других людей вызывают во мне конкретные чувства. Как я реагирую на то или иное событие.
  • Во-вторых, я понимаю и выражаю свои чувства, а чувства — это международный язык общения, который понятен всем.
  • В-третьих, я сообщаю о том, что я ожидаю от общения и каким желаю, чтобы оно было. И мой партнёр по общению не вынужден ломать голову догадками, и может дать мне то, в чём я нуждаюсь, если у него это есть. И в этом общении, где нас двое, 100% ответственности за диалог, наши отношения — делятся поровну между нами. Мои 50% — сообщить о своём внутреннем мире. Его 50% ответственности — его действия.
  • В-четвёртых, получая то, что я хочу, удовлетворяя свои потребности, я чувствую себя довольной, спокойной и радостной. Счастливой. Ведь я живу в гармонии со своим внутренним "Я" и с окружающими. Я умею выстраивать общение (коммуникации).

И, напоследок. Когда ты, читатель, читаешь эти строки, я чувствую радость и ликование. Я думаю, как изменится твоя жизнь, когда ты станешь применять эту технику. Я хочу, чтобы тебя наполняло ощущение радости, гармонии, внутреннего спокойствия и уверенности. И я намерена публиковать подобные мануалы, чтобы в мире становилось как можно больше счастливых людей.

И мне интересно, как изменится твоя жизнь, насколько легче и радостнее ты станешь чувствовать себя, когда станешь применять эту технику в своей жизни?

Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога

В нашей стране в качестве примера близкого педагогического проекта можно назвать педагогику сотрудничества .

1. Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога для повышения его эффективности и самоорганизации класса.

Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов и классных руководителей. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, школьные восстановительные конференции и т. д.

Человечность в отношениях

В восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации, а то, как на других людях отражается то или иное поведение (или поступки, действия) человека.

При этом и для самого учителя ситуация может стать своеобразным вызовом: соответствуют ли его собственные поступки тем принципам, которые он транслирует своим ученикам, готов ли он по-человечески оказывать поддержку и заботу своим ученикам, признавать свои ошибки и т. д.

Восстановительный подход вносит человеческое в формальные отношения, и не все педагоги готовы это принять.

Сила сообщества

Восстановительный подход опирается на силу сообщества, веру в его ресурс и внутреннюю силу, способность найти решение, которое не будет подавлять кого-либо. Возможно, что в больших городах и мегаполисах именно школы остались одним из немногих мест, где возможно существование сообщества.

Нужно ли всегда стремиться избегать конфликта?

Я считаю, что педагогика изначально несет в себе противоречие и конфликт: ребенка втягивают в культуру, носителями которой являются взрослые. Ребенок далеко не всегда понимает смысл тех или иных правил и элементов культуры, далеко не всегда хочет им соответствовать. Но взрослые понимают, что если ребенка не воспитать, то в дальнейшем проблемы будут и у ребенка, и у окружающих. Потому и появляется педагогика — как взаимодействие обучающего и обучаемого, позволяющая конструктивно преодолевать данное противоречие. Конструктивным или деструктивным является не сам конфликт (конфликт — как потеря способности к пониманию и взаимопониманию), а выход из него. Разное отношение к конфликтной ситуации направляет человека или на разрушительный путь, или на конструктивный.

Конфликт может стать инструментом педагога, если он сможет им управлять и его использовать.

Создание воспитательной ситуации

2. Восстановительные программы и их элементы

в работе классного руководителя и педагога

Формированию сообщества, повышению ответственности учащихся и доброжелательной атмосфере в классе способствуют восстановительные программы и их отдельные элементы:

— я был очень рад, когда узнал что ты ….

— мне было приятно понять, что…

— меня расстраивает, когда происходит…

— мне обидно, когда мой труд не ценится, и когда я чувствую к себе негативное отношение…

— я сожалею, что мой труд по подготовке к уроку, в который я вложил много сил — остался незамеченным…

Помогают сконцентрироваться не на самооправдании, а на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Есть сходство с идеей коучинга , где вопрос помогает человеку рефлексировать и понимать происходящее, а также самому искать решение. Многое зависит от точности формулировки вопроса.

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение:

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других:

Вопросы можно задавать устно в беседе (конечно, не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию. Их можно давать письменно в качестве подготовки к беседе, если две стороны разгорячены, в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе обговорить эти вопросы не перебивая друг друга.

Обратите внимание, что вопросы сразу нацеливают на ответственность по заглаживанию вреда (исправлению ситуации) и на исцеление жертвы.

Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной) ситуации вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного.

Обычно в школе на вопрос учителя отвечают наиболее активные ребята. Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию.

Также коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга не только в формальных отношениях класса.

— тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу).

— не возникало обвинения и группового давления на кого-либо.

— не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога.

Подробнее см. ниже в пункте №4.

Восстановительные программы:

Также в случае конфликта в семье несовершеннолетнего или трудной жизненной ситуации

3. Восстановительный подход и школьные службы примирения в процессе воспитания и социализации

На мой взгляд, воспитание должно включать: способность взаимодействовать в обществе, не нарушая законов, не причиняя вред окружающим, нравственно оценивать и решать сложные человеческие взаимоотношения. Воспитание — это сформированность определенной позиции, определенный взгляд человека на происходящие с ним ситуации.

.5. Ребенок во взрослом мире

Фото из музея Белфаста

Принятие на себя ответственности за последствия своих действий и их влияние на свое будущее.

Ответственность в том числе предполагает способность предполагать, какие последствия своих действий и исправлять негативные последствия. Ответственность — когда человека осознает себя значимой частью происходящих событий и что от его действий зависит направление их развития.

Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:

Трансляция культурных ценностей

Ценности — это не то, что проговаривается и декларируется взрослыми (за исключением узкого круга людей. которых ребенок уважает), а реализация ценностей взрослыми в собственных сложных ситуациях. Если взрослый призывает ребенка, например к дружбе и прощению, а в собственных конфликтах применяет угрозы и наказание, грубость и силу, то что стоят его слова? И чему учатся окружающие его дети, ощущая на себе страх и наказание?

Развитие восстановительной культуры школы. Кронин-Лэмп.

Человечность и забота в отношениях

Способность видеть другого не только в социальной роли учителя, ученика и т.д. Чем меньше понимания другого, тем больше вероятность в конфликте сформировать образ врага. Если мы понимаем человека, то мы понимаем, как можно скорректировать свое или его поведение, чтобы не вступать в жесткое противостояние.

Опора на ресурс сообщества

В городах и мегаполисах одно из тех немногих мест, где может сформироваться сообщество — это школы .

При разрозненном сообществе одноклассники почти не общаются друг с другом и не дорожат отношениями. Такое возникает в недружных классах, где каждый сам по себе. В таком обществе уровень насилия достаточно высок, поскольку им некого стыдиться и не страшно терять уважение. На другой стороне оси – чрезмерная взаимозависимость, когда никто не может действовать самостоятельно, в соответствии со своими убеждениями. Такая ситуация возникает в подростковых группировках, где подростки не могут идти против группового давления. Они совершают насилие не потому, что хотят этого, а потому что так требуют правила их группировки, иначе они потеряют авторитет в глазах лидера и статус в группе. Низкий уровень конфликтности и правонарушений будет находиться между этими крайними вариантами.

  • Включение детей во взрослые отношения

Ребенок в мире взрослых (фото из музея в Японии)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

1 слайд прим.jpg

служба примир. возм последн или первый.jpg

Выбранный для просмотра документ презентация.docx

Конфликты в школе, как и в обществе в целом, были,

есть и будут. В частности, конфликты между детьми разных

социальных слоев, национальностей, разного культурного

уровня. Формы реагирования на поведение окружающих,

приемлемые в одной семье или национальной культуре, ока-

зываются совсем неподходящими в условиях современной

мультикультурной школы. При этом порой взрослые втяги-

ваются в конфликты или формируют у своих детей жесткие

С конфликтами в школе сталкивались все. Кто-то поссорился с другом или родителями, кто-то подрался, а у кого-то возможно даже идет настоящая война. И каждый человек стоял перед вопросом, как разрешить эту конфликтную ситуацию. Ведь если сделать вид, что ничего

не произошло, то, скорее всего, напряжение будет расти и закончиться все может очень даже

кто-то спешит к школьным психологам и социальным педагогам.

Но почему для разрешения ваших подростковых конфликтов надо идти к кому-то из

взрослых? Почему бы активным ребятам ни начать самостоятельно разрешать конфликтные

ситуации? Разумеется, разрешать предлагается не самим поругавшимся, а третьему,

нейтральному человеку. Посреднику. Который учится в том же классе или в той же школе.

Не становясь на позицию какой-либо из сторон (и потому не теряя их доверия), посредник

помогает организовать сторонам встречу и смотрит, чтобы каждая сторона была выслушана,

Способы разрешения конфликтов, которые практикуются учителями,

чаще всего сводятся к административным мерам, манипуляции и клеймению,

что в определённой мере затрудняет освоение школьниками цивилизованных

подходов и методов урегулирования конфликтных ситуаций.

Наблюдение за поведением учителей на данных мероприятиях показали:

педагоги чаще всего используют такие способы, как морализаторство,

клеймение, формальное разрешение и угроза наказанием. Формальное

практикуется в младшем школьном возрасте и, действительно, иногда

Но с возрастом ситуации детей становятся все более разнообразными,

возрастает количество случаев, не поддающихся стандартным формам

реагирования. И в этот период дети чаще всего не получают поддержки и

средств, обеспечивающих цивилизованный выход из создавшейся ситуации2.

Морализаторство разрушает коммуникацию и вызывает отторжение даже тех

норм, которые подросток в иной ситуации признал бы справедливыми.

Угроза наказанием: отчисление из школы, перевод в спецшколу, вызов

родителей к директору вплоть до обращения в полицию и КДНиЗП – также

широко используется педагогами. Клеймение применяется в случае, когда

дело уже приняло серьезный оборот и о нем стало известно родителям и

полиции или когда ребенок постоянно срывает уроки, бьет одноклассников.

Часто в данной ситуации от подростка пытаются избавиться путем перевода

на домашнее обучение или в другую школу, а то и в специальное учебное

заведение открытого или закрытого типа.

Ситуация осложняется и социальным расслоением школьников. Дети,

чьи родители не столь благополучны в материальном и социальном плане,

отягощенные семейной ситуацией, не всегда могут приобрести значимое

место в школьной жизни за счет овладения школьными предметами.

Материально необеспеченные дети для поддержания статуса пытаются

различными способами получить те или иные вещи. Часть из них

субкультуре и нередко занимаются вымогательством. Но и успевающие дети

фактически попадают под влияние такой подростковой субкультуры,

поскольку и их возможности самоутвердиться в школе, особенно в

подростковом возрасте, ограничены.

Описанные процессы вступают в парадоксальное противоречие с

государственным нормотворчеством, которое ориентировано на процесс

повышения ответственности и самостоятельности учреждений образования3.

(таким образом , снижается ответственность самих учащихся, р-лей)

Не имея поддержки со стороны взрослых, не осваивая навыки

конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, не участвуя в анализе и

нормировке отношений с другими детьми и воспитателями, многие

подростки начинают все богатство отношений и разнообразные способы их

взаимоотношениями и действиями. Более того, замыкаясь в собственной

среде и оказываясь выключенными из пространства культурных регуляторов

поведения и отношений, они несут свои разрушительные навыки в социум.

школьниками являются встречи, где происходят драки, называемые

исходный силовой опыт разрешения конфликтов.

и удержания (приобретения) высокого статуса лидеров подростковых

насильственного разрешения конфликтов между подростками, форма

перераспределения и завоевания власти и статуса, борьбы за влияние и

возможность безнаказанно осуществлять криминальные действия;

дальнейшем продают записанные на мобильные телефоны драки,

во многих школах дети из благополучных семей (чаще всего

Практика внедрения медиативных восстановительных технологий в ОО.

Содержимое разработки

Конфликты в школе и восстановительная медиация ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних. Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.

Конфликты в школе и восстановительная медиация

ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери

Практика применения восстановительной медиации в школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.

Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.

Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов. Алла Баркан (педиатр и детский психолог) Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.

Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся негативных импульсов.

Алла Баркан (педиатр и детский психолог)

Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства , в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО

Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства ,

в которых отражается борьба двух-трех лидеров

и их группировок за первенство в классе.

Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная.. Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.

Подростки сами настроены на конфликты, так как их природа более конфликтная, чем конструктивная..

Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.

В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.

В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.

Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и класса.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ

Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.

А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.

Практика показывает, что Осознание случившегося и договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.

Практика показывает, что Осознание случившегося и

договоренности, достигнутой на подобных встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.

Организация работы ШСП в моу сош №15 Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года. Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.

Организация работы ШСП в моу сош №15

Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года.

Но для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных служб примирения как Российской модели школьной медиации.

Коновалов Антон Юрьевич

Профессиональный медиатор и тренер по медиации,

автор концепции школьных служб примирения,

Научный сотрудник и Председатель Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы.

Член Ассоциации управляющих советов образовательных учреждений г. Москвы

Член Европейского форума по Восстановительному правосудию.

ШСП МОУ СОШ №15 сотрудничает с - Межрегиональным общественным

в частности с президентом ОЦ

Максудовым Рустемом Рамзиевичем уже третий год.

Так же МОУ СОШ №15 сотрудничает с

- институтом Государства и Права РАН г. Москвы.

и Коноваловым Антоном Юрьевичем

Центром Судебно-правовая реформа проводится обучение медиаторов; межрегиональные и Всероссийские конференции, научно-теоретические семинары, посвященные практикам разрешения конфликтов и примирению, профилактике правонарушений.

В марте, каждого года в Институте государства и права РАН г. Москвы проводится (вот уже на протяжении восьми лет) межрегиональный Всероссийский семинар по анализу программ восстановительного правосудия и иных восстановительных программ с участием несовершеннолетних, в котором принимают участие педагоги и нашей школы.

Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.

Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В., а так же коллеги из разных регионов страны.


Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ. Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм. Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.

Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15 проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ.

Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм.

Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.

ШСП с 2014 года основывается на восстановительной модели медиации и опирается на ее стандарты.

• Конституция Российской Федерации;

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Семейный кодекс Российской Федерации;

• Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

• Приказ МОУ СОШ №15 «Об утверждении локального акта и составе комиссии от

01.09.2014 №66;

Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях. В основе деятельности ШСП лежит:

Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

В основе деятельности ШСП лежит:

Основные направления деятельности школьной службы примирения :

  • Разбор уже случившихся конфликтных ситуаций;
  • Профилактика и предупрекждение конфликтных ситуаций через волонтерскую деятельность и команду ШСП.

Это направление является самым основным, так как профилактическая работа – это глобальный пласт системы безконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних; снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.

ШСП опирается на следующие принципы: Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе . Принцип нейтральности , запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Принцип конфиденциальности , предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности . 25

ШСП опирается на следующие принципы:

Принцип добровольности , предполагающий как добровольное участие обучающихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе .

Принцип нейтральности ,

запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Принцип конфиденциальности ,

предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности .


Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15 № Типы конфликтов 1. 2014-2015 уч.год 2. Межличностные конфликты 2015-2016 уч.год. 4 3. Между родителями учащихся 1 Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети) 2016-2017 уч.год 7 4. 2 2017-2018 уч.год 3 6 Причинение материального ущерба (порча имущества, кража) 5. 5 2 3 1 Длительные пропуски занятий в результате конфликта 6. 3 --- 3 Между учащимися и педагогами --- 7. --- Между детьми и родителями 3 --- --- --- В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору. Итого --- --- --- --- --- 9 1 1 2 14 17 --- 7

Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ СОШ №15

Типы конфликтов

2014-2015 уч.год

2015-2016 уч.год.

Между родителями учащихся

Взаимные оскорбления между обучающимися (в том числе соц.сети)

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч.год

Причинение материального ущерба (порча имущества, кража)

Длительные пропуски занятий в результате конфликта

Между учащимися и педагогами

Между детьми и родителями

В период с 2014 по 2017 учебные года было проведено более 40 медиативных восстановительных программ примирения, из них только 2 программы не привели к примирительному договору.

Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:

Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:

  • сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
  • повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
  • сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
  • обеспечить открытость деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
  • оздоровить социально-психологическую обстановку в образовательной организации .

На основе наработанного опыта опубликовано методическое пособие:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации служб примирения

в образовательных организациях

на примере работы МОУ СОШ №15 г. Тверь

Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте. Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.

Для обучающихся школы проводятся ситуативные занятия, а для младших классов игры по внедрению восстановительной медиации, применению методов конструктивного реагирования в конфликте.

Необходимо сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения конфликтных ситуаций.

О проекте ШСП – 2

О проекте ШСП – 2

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Образовательная среда — совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.

Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.

Чаще всего конфликтные ситуации у участников образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.

Проблема изучения конфликтов в образовательной среде изучается в России более 12 лет и параллельно ведется поиск способов ее разрешения.

Актуальность проблемы обусловлена важностью поиска оптимального метода разрешения и устранения конфликтов в образовательной среде, как с целью улучшения качества образования, так и с целью воспитательного процесса, социализации детей и обучающихся.

…приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);

…развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

…организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

…внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей [3].

Устранение конфликтов и их последствий в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей.

Решение данной проблемы возможно при внедрении служб по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях. Деятельность служб примирения в образовательных организациях направленна на формирование безопасного пространства не только для обучающихся, но и для работников организации и родителей, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.

Работа служб основана на парадигме восстановительного правосудия, то есть в центре внимания находится ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в самостоятельном заглаживании вины и восстановлении разрушенных отношений.

Для анализа конфликта и его решения службы примирения используют различные методы и подходы, например методика школы примирения (или службы примирения), метод Сабона и метод диалога (Nansen dialogue).

Эти методы привлекли к себе внимание своей новизной, гуманностью и эффективностью, которая подтверждается успешным опытом зарубежных стран.

Модель Школьной службы примирения активно используется за рубежом и в некоторых областях России. Особенности данной модели заключаются в следующем.

1. В центре внимания данного метода- ответственность обидчика перед жертвой, состоящая в заглаживании им самим причиненного жертве вреда и восстановлении разрушенных отношений. А также важно, чтобы конфликтующие стороны перестали видеть друг в друге врага и поняли, как видит ситуацию противоположная сторона.

2. В школьную службу примирения входят учащиеся, поскольку часть происходящих в образовательном учреждении конфликтов скрыта от взрослых, и помочь решить их могут только сверстники.

3. В работе Школьной службы примирения большое внимание уделяется воспитательному результату. Этот результат может выразиться в осознании участниками конфликта произошедшего события и последствий, в принятии на себя ответственности за исправление последствий случившегося, в обсуждении вопроса, что нужно делать, чтобы подобное больше не повторялось.

4. Школьная служба примирения стремится распространить свои идеи и принципы, популяризует их педагогам, ученикам и их родителям, проводит просветительские и обучающие мероприятия.

Медиация в образовательной среде в форме Школьных служб примирения развивается в России более 12 лет и имеет успешный опыт применения на практике.

Именно эти 7 концептов Сабоны составляют теоретический базис и практическую часть и оказывают помощь в правильном выборе инструментов для эффективного и быстрого выхода из конфликта.

Центральные элементы метода - это видение личности с противоположными целями и прогнозирование последствий поведения.

Цель Сабоны- повышение управляемости встречных целей и улучшение социальных навыков.

Сабона метод практически не используется в России, однако имеет широкий опыт распространения в скандинавских странах (только там?). Концепт Сабоны применим и эффективен как в образовательной среде, так и в любой сфере жизни человека.

Другим методом решения конфликтов является метод диалога (Nansen dialogue).

1. Мероприятия разработаны в соответствии с территориальными традициями и культурой общества.

2. Повышение доверия и взаимоуважения, а также стремления к общей ответственности за рабочий процесс и результат.

3. Работа в партнерстве.

4. Многоуровневый подход основанный на знаниях и опыте, ориентированный на долгосрочный результат.

5. Качество предпочитается количеству.

6. Систематический контроль и оценка результатов.

7. Обмен информацией, знаниями и опытом среди участников.

Итак, образовательная среда- это пространство, в котором взаимодействует большое количество участников образовательного процесса. Одним из результатов их взаимодействия являются конфликты, не совпадение интересов, мнений, взглядов, целей. В результате этого в образовательной организации преобладает негативный настрой, нездоровый психологически- социальный климат, вследствие чего снижается результативность образовательного процесса.

Внедрение в образовательное пространство служб примирения и актуальных методов работы с конфликтами, поспособствует решению этих проблем, как в детском, так и взрослом коллективе. К тому же, с помощью описанных методов возможно не только урегулирование конфликтов, но и гармоничное развитие личности, прививание моральных ценностей и социальной компетентности.

Таким образом, функционирование служб примирения в образовательных организациях позволит:

- сократить общее количество конфликтных ситуаций и их остроту среди участников образовательного процесса;

- повысить эффективность ведения профилактической, просветительской и коррекционной деятельности, направленной на снижение асоциального поведения среди обучающихся;

- сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

- повысить квалификацию работников образовательной организации в сфере защиты прав и интересов детей;

- создать условия для участия педагогов и родителей в решении актуальных задач в части профилактики правонарушений и девиантного поведения среди обучающихся;

- оздоровить социально-психологический климат в образовательной организации.

Таким образом, вытеснив конфликт из образовательной среды возможно создание комфортного и безопасного пространства для эффективного обучения и полноценного развития обучающихся. Благоприятны психологический климат в образовательной организации будет способствовать повышению работоспособности и психологическому равновесию всех участников образовательного процесса.

1. Гришина, Н. В. психология конфликта [Текст] : / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2005. – 464с.

2. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] : / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. — 365 с.

Читайте также: