Воспитательные цели по русскому языку в средней школе

Обновлено: 04.07.2024

перестройки во все х областя х ж изни. В том числе и в области образования.

Перемены в российском образ овании привел и к переосмыслению социаль ных

функций системы образова ния, выдвинули воспитание как одну из важнейших

стратегических задач общества и школы. Перед образованием поставле на

следующая стратегичес кая цель: воспитание в общественно м сознании

установок на социальн ую о тветственн ость, толерантность и патриотизм ,

формирование националь ной систе мы позитивны х ценнос тей.

Таким образом, воспитани е является одной из важнейших составляющ и х

образовательн ого процесса наряду с обучени ем. Дополняя друг друга, обуче ние

и воспитан ие служат едино й цели: цел остному развит ию личности ш кольника.

Новый закон об о бразован ии определяет в оспитание как «деятельност ь,

направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и

социализации обучающегос я на основе социокультурных, духов но -

нравственных ценностей и принят ых в о бществе правил и норм поведения в

Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова р азвитие, воспитание ,

Важнейшим условием достижения но вого качества образовани я является

совершенствов ание урока - о сновной организационн ой ф ормы учебно -

воспитательного п роцесса в образов ательном учреж дении.

Наивно рассуж дать, что воспитатель ная работа – это нечто внекласс ное,

внеурочное, что это забота классных р уководителе й, кураторов, мастеров

производственн ого обучения, завуча по воспитательн ой работе, но н е учи теля,

ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведен ие

воспитательной работы непосредственн о на уроке вступает в конфликт с

основным содержанием урока, н аносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что

время на воспитательную работу надо отры вать о т объяснения нового материала

или от других видов деятельности на уроке). По - настоящему развивающ ее

обучение н е может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и

иные внеклассные мероприятия сост авляют не более 3% времени общ ения

ребенка с педагогом. Вос питательная работа долж на провод иться главным

Урок обладает уникаль ными возможн остями влиять на становл ение очень

многих качеств личности учащихся. Дидактические и воспитательн ые

Воспитательная работа должна п ланироватьс я заранее самым тщательн ым

образом. Воспит ывающий аспект д олжен предусматр ивать использова ние

содержания у чебного мате риала, технолог ий обуче ния, форм организации

познавательно й деятельности в их взаимодейств ии для осуществлени я

формирования и развития н равственны х, трудовых, эстетических ,

патриотически х, экологических и других качеств лично сти школьника. Он

должен быть на правлен на в оспитани е пра вильного отноше ния к

общечеловече ским ценностям, вы сокого чувства гр ажданского долга.

П роблема воспитательного по тенци ала урока затрагивает различные стороны

функционирова ния классно - урочно - предметной системы со временн ой школы.

Выделяются два аспекта пр облемы: воспитательные возможно сти учебных

предметов и использован ие на уроке с овременны х образовательны х технологий.

Базой развития и воспитан ия обучающегося п родолжают оставатьс я

фундаменталь ные знания, которые он п олучает в ходе образовательног о

процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только

на усвоение определ енной суммы знаний, но и на развити е самостоятельност и,

личной о тветствен ности, созидательных способностей и качеств человека,

позволяющих ему учиться, действовать и эф фективно трудиться в современных

На уроке мы учим, вооружаем умениями применять знан ия на практике. Но

продолжение это й жизни, и прежде всего общение. И задача учител я – сделать

так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нрав ственным общение м,

Урок – продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса

Сегодня настало время рассматривать воспитател ьный, развивающий и

дидактическ ий потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержани я

образования. Содержан ие со временн ых учебных программ обладает

значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от

целенаправленн ого отбора содержания у чебного материала, предоставляющег о

ученикам образцы подлинной нравственност и, п атри отизма, духовности,

Содержание вос питательной работ ы на уроке должно вытекать из содержани я

затягиваются одновременно и нак репко неторопливым движен ием з амка –

Какими путями можно реализовать воспитательн ый потенциал урока? Что

должен сделать у читель, чтобы диало г на уроке сост оялся?

Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможносте й

Это сужде ние поро й произно сят как педагогическую ак сиому, вид я в ней

отражение н екой зако номерности: если урок дидактически правильно

организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На

формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно

целенаправленн ый процесс, непрерывн ый, т.е. организованный и построенный с

осознанной и специально п оставленно й целью. Следовательно, урок, ли шенный

такой цели, не воспитывает, хо тя, конечно же, оказывает формирующее влияние

Очень важно уметь правильно поставить эту цель н а каждом урок.

Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе ко торо го

организуется целенаправленное формирование запланированных педаг огом

отношений учащихся к различным явлениям окружающе й жизни, с которы ми

ученик сталкиваетс я на уроке. Круг этих отношений достат очно широк. Поэто му

воспитательная цель будет ох ватывать целый ряд отношений. Но эти отношения

достаточно по движны. Из урока в урок, имея одну воспитательн ую цель,

учитель ставит различные воспитательные за дачи и указывает, через что они

могут быть достигн уты, через какие виды деятельности. Должна быть система

воспитательных зад ач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на

конкретный результат. А так как стан овление отношения не пр оисходит в од ин

момент, на одном уроке, и для его фор мирова ния необходимо время, то

внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть

постоянным. Нужно помнить одно: цель д олжна б ыть конкретной и

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности

обучающег ося на каждо м этапе урока в связи с поставленными

воспитательным и задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через

эмоции. Учителю порой нет не обходимости количе ственно прове рять, насколько

он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза

учеников, значит, урок проходит зря. «Не актив ностью поднятых рук, а

Не всякое содержа ние учебного занятия п озволяет воспитывать, а лишь то,

которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает

Есть учебные предметы, содержание которых н е поддается формализации и

стандартизаци и. Примерам и могут быт ь уроки русског о языка и л итературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитательные аспекты современного урока как средство формирования личностных универсальных учебных действий ученика

Краткая характеристика основных направлений воспитательной работы на уроках русского языка и литератур

Воспитание - одна из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Обучение не может не быть не воспитывающим. Воспитательная работа должна быть на уроке, а не после него.

Воспитывающий аспект предусматривает использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

Поговорим о воспитательных возможностях таких предметов как русский язык и литература.

Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство, а значит, можно формировать средствами языка различные стороны личности ребёнка: эстетические качества, нравственные, патриотические.

Эстетическое воспитание на уроках русского языка - это формирование у школьников эстетического чувства, т.е. представления о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности. . Основным направлением в эстетическом развитии учащихся на уроках русского языка является работа над эстетикой языка и речи, потому что прекрасное объективно заложено в самой природе языка, выполняющего как коммуникативную, так и эстетическую функции.

Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка используются упражнения следующих видов :

-подбор учащимися высказываний о русском языке;

-анализ словарных статей многозначных слов в толковых словарях (в том числе и в словаре учебников);

- подбор синонимов, антонимов и выявление условий их употребления;

-подбор синонимичных фразеологизмов, нахождение их в художественном тексте;

-сочинение разных типов речи.

Русский язык и литература - те предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Делать это можно ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.

Воспитание нравственных качеств на уроках русского языка и литературы путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Рассмотрим некоторые виды деятельности, формирующие воспитательную функцию уроков русского языка и литературы.

Приёмы, используемые на уроках:

особое внимание нужно уделять работе над сочинениями. Сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой..

Текст художественного произведения уже несёт определённую эмоциональную нагрузку, заставляет думать, сопереживать, соглашаться или опровергать мнения героев произведения.

На примере любого произведения, изучаемого в курсе литературы, можно воспитывать различные нравственные качества или демонстрировать примеры положительного и отрицательного жизненного опыта, учитывая собственный опыт учащихся или его отсутствие.

Реализуя воспитательный аспекта урока, необходимо:
- учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целям;
- осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
- использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
- применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
- проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

3.Практическое занятие.

Задание для группы.

-Повторите определения синонимов, антонимов и выполните задания

-Что называется синонимами? ( Синонимы - слова одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют близкие значения: недалеко, близко, рядом . Что такое антонимы? (Слова одной части речи, имеющие противоположные значения: близкий - далёкий, низкий-высокий, правда-ложь)

1.Замените выделенные слова противоположными по смыслу:

Восход солнца, начало урока, ясное небо.

2.Замените в тексте выделенные слова близкими по смыслу. Можно ли к некоторым из них подобрать антонимы?

Ярко ______________ светит летнее горячее _________________ солнце. Тихо _____________в старом саду.

- Что такое фразеологизм? Назовите их признаки (устойчивое сочетание слов, равное по значению одному слову- сломя голову (быстро), как снег на голову (неожиданно) и т.д.

Задание. Найдите фразеологизмы в стихотворении.

Бывает частенько, что слово - одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмём хоть короткое слово вода.

Вот я был мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

Глагол - одна из наиболее важных и богатых частей речи в русском языке. Красочность, живописность, точность художественных картин во многом зависит от глагола. Он передаёт тончайшие оттенки мысли и чувства.

Какие глаголы выделены в этом отрывке? Что они обозначают? Какие оттенки значения передают выделенные глаголы, как они помогают автору раскрыть общественное положение героев?

«Со сладкой улыбкой на сморщенных губах гуляла барыня по гостиной и подошла к окну. Перед окном был разбит палисадник, и на самой средней клумбе,…лежала Муму и тщательно грызла кость. Барыня увидала её.

- Боже мой!- воскликнула о на вдруг,-что это за собака?

Приживалка, к которой обратилась барыня, заметалась, бедненькая, с тем тоскливым беспокойством, которое обыкновенно овладевает подвластным человеком, когда он еще не знает хорошенько, как ему понять восклицание начальника.

- Н. н. е знаю-с,- пробормотала она,- кажется, немого.

- Боже мой!- прервала барыня, -да она премиленькая собачка! Велите ее привести. Давно она у него? Как же я это ее не видала до сих пор. Велите ее привести.

Приживалка тотчас порхнула в переднюю. - Человек, человек!- закричала она,- приведите поскорей Муму! Она в палисаднике.

- А ее Муму зовут,- промолвила барыня,- очень хорошее имя.

- Ах, очень-с! - возразила приживалка.- Скорей, Степан!

Задание. Выполнить комплексный анализ текста.

Прочитайте. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст.

Вот и настало время делать друг другу подарки. Любовно выбра(н,нн)ый дар без труда узнаеш… среди прочих по неповторимости выбора и по тому как вручается подарок.

Но больше чем получать получать подарки я люблю их д..рить. Тут самое трудное выбор подарка. Подарки нужно выб…рать для того кому они пр…дназначены а не для того кто их пр…подносит.

Не будем з..бывать что щедрость неот…емлемая часть праздничного настроения. Д..рить проявляя при этом осмотрительность и б..режливость не значит д..рить. Самый скромный дар может привести в восторг того кому его пр..подносят при том условии что возможности д..рителя (не)велики.

Если д…рить своего рода иску(с,сс)тво то и пр…нимать подарок тоже иску(с,сс)тво и не менее трудное. Кто не способен принимая заботливо выбра(н,нн)ый подарок оценить усердные хлопоты д..рителя не сумеет как следует выр..зить свою пр…знательность.

Нужно ли высказывать притворную радость если испытываешь раз…чарование при получении подарка? Тут двух мнений быть не может. Нужно доставить удовольствие тому кто з…ботился о вас. Лучше маленькая лож… нежели большое горе. (А.Моруа)

Выполните задания.

Что нового вы узнали из текста? Кратко расскажите о своём впечатлении от прочитанного.

Перечитайте последний абзац. Разделяете ли вы мнение автора?

Сформулируйте и запишите:

а) главные правила: как принимать подарки…,;

б) главные правила: как дарить подарки….

Запишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи, графически обоснуйте свой выбор.

Карточки с заданиями.

Сцена в церкви: возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.

-С какими людьми А. Соколов сталкивается в этом эпизоде?

1.Солдат-христианин
2 .Доктор,
3.Крыжнёв

Как ведут себя герои в этой ситуации? Какая позиция ближе всего Соколову. Как повёл себя сам герой? (Солдат - христианин предпочитает погибнуть, нежели отказаться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырёх человек. Крыжнёв пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора вызывает у Соколова уважение и восхищение.)

-Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

-В заключение работы по рассказу прочитайте несколько высказываний, стихотворений, написанных в разное время, но смысл их соотносится со смыслом рассказа Шолохова. -Какие из этих строк вы могли бы взять для себя как руководство к действию?

Каждый выбирает для себя Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу. Слово для любви и для молитвы,

Дьяволу служить или пророку, Шпагу для дуэли, меч для битвы,

Каждый выбирает для себя.. Каждый выбирает по себе…

1.Какие качества характера формируются предложенными заданиями?

2. Какие приёмы работы по воспитательному направлению урока вы могли бы предложить?

Важность воспитательной работы на уроке, ее формы и методы.

ВложениеРазмер
vospitatelnyy_potentsial_urokov_russkogo_yazyka_i_literatury.docx 42.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 136

Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы

Литягина Ирина Викторовна

ГБОУ НПО ПУ № 136 МО

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании.

Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Сегодня наше государство переживает период кардинальной перестройки во всех областях жизни. В том числе и в области образования. Перемены в российском образовании привели к переосмыслению социальных функций системы образования, выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и школы. Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей.

Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Главными, на мой взгляд, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в школе.

Наивно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, завуча по воспитательной работе, но не учителя, ведущего урок . С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб (хотя бы в том смысле, что время на воспитательную работу надо отрывать от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке). По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Дидактические и воспитательные возможности урока далеко не исчерпаны.

Воспитательная работа должна планироваться заранее самым тщательным образом. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.

Проблема воспитательного потенциала урока затрагивает различные стороны функционирования классно-урочно-предметной системы современной школы. Выделяются два аспекта проблемы: воспитательные возможности учебных предметов и использование на уроке современных образовательных технологий.

Базой развития и воспитания обучающегося продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях.

Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования. Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?

Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом урок. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач. Если это обобщающий урок, то учитель должен выйти на конкретный результат. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательным целям и ее задачам должно быть постоянным. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой.

При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.

Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся.

Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.

Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности подрастающего поколения в неразрывном единстве.

Образование призвано не просто научить ребёнка правильно писать гласные и согласные в корне слова, верно ставить знаки препинания в сложных предложениях, но и привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.

Поэтому воспитание нравственных качеств на уроках русского языка путем использования художественного текста – это не дань моде, а жизненная необходимость. Ведь общество нуждается в людях воспитанных, думающих, со всемерно развитым мышлением, творцах, новаторах.

Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает высокие чувства. Именно это заставляет находить для каждого урока тот текстовый материал, содержание которого поможет нам в формировании гражданственности, личных качеств ученика. Дидактический материал должен обращать внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.

Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.

Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный, требующий постоянного поиска, но творческий. Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и учителя.

Главными ценностями для многих стали прагматизм, умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.

Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее…

Чем же она так уникальна и в чём её неповторимость? Именно во взгляде на смысл человеческого существования. Русская литература сосредотачивает внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике.

Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из школы. Учитель литературы должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.

Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде этических бесед и лекций, откровенного разговора, суть которых сводиться к разъяснению смысла моральных категорий и убеждению в необходимости следовать им.

К ним относятся:

Преподавание литературы должно строиться не только на анализе произведения с учетом всех художественных особенностей. Конечно, важно, чтобы ученики открыли мастерство писателя, научились понимать классическую литературу. Но важнее – помочь им открыть мир, научить встречать и преодолевать трудности, решать нравственные проблемы.

Художественное произведение – это своеобразный мост между автором и читателем. Понимая точку зрения писателя, раскрывая проблемное содержание текста, ученик познает себя.

А учитель – это проводник и помощник. Значит, главное для учителя литературы – построить разговор так, чтобы ученик с радостью последовал за ним в мир литературы. Через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.

Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей .

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться. Этим самым можно сказать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников.

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером.

В.А.Сухомлинский писал: "У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания. выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира".

Профессионализм учителя заключается не столько в методической грамотности, сколько в умении отбирать материал к уроку, определять его образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Для того чтобы контакт педагога и ученика был не только деловым, но и межличностным необходима в первую очередь демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью школьников на уроке. Этот стиль проявляется в поощрении учителем самостоятельного мнения, оригинальности мышления, предоставлении школьникам инициативы, активности, а также познавательной самостоятельности при решении учебно-познавательных задач. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами. Он приводит аргументированные доводы, стремясь убедить в правильности своей точки зрения. Педагог терпим к критическим замечаниям учеников, пытается их понять. Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы.

Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества.

Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

article123.jpg

Для начала определим наиболее актуальные вопросы методической науки:

— обозначение главной и основополагающей целью процесса обучения языкам подготовку языковой личности, способной свободно общаться на изучаемом языке;

— учить нужно и невербальной коммуникации, точнее, умению сочетать вербальные и невербальные средства при коммуникации, что даст возможность почувствовать обучаемым свободу при общении, как это бывает при говорении на родном языке;

— как начать общение, как его завершать, об этом ничего не говорится в программах обучения языкам (в том числе и родному языку). Зато учащиеся получают подробные сведения о том, что надо говорить. Т.е. получают языковое, вербальное содержание того, что может пригодиться в процессе общения. В процессе обучения языку необходимо постоянно имитировать общение и создавать условия для применения накопленных знаний и навыков в пределах учебного и естественного общения.

При обучении языку исходить нужно из того, что учить языку это и есть учить общению. Иначе, какой смысл обучать языку и изучать его?

Цели обучения русскому языку в условиях средней школы в течение прошлого века постоянно менялись, в разные годы ставились и решались совершенно отличные друг от друга задачи. С одной стороны, это связано с развитием педагогической науки, неустанно разрабатывающей новые методы и приемы обучения. В этом смысле цели обучения языкам постоянно совершенствовались. Однако практика обучения языкам реагировала на эти изменения очень слабо. В целом же результат преподавания русского языка с точки зрения обучения коммуникации был всегда низким – немногие из тех, кто завершал курс обучения языкам, становились носителями языка, хотя и владели знаниями по языку в пределах программы.

Трансформацию целей обучения языку в различные периоды с начала прошлого столетия можно представить следующими формулировками:

1. Долгий период основной целью процесса обучения языкам считалось обучение языку без всякого уточнения, когда основной упор делался на изучение структуры языка. Ведущим методом при таком подходе мог быть только грамматико-переводный. Такое положение в методике обучения русскому языку сложилось из-за того, что первые программы по русскому языку были дословно скопированы с программ по русскому языку для русской школы, т.е. с программ по родному языку.

2. В последующем целью стали считать обучение речи, что повлекло за собой внедрение в процесс обучения самых разнообразных списков учебных тем и типовых ситуаций. При таком подходе упор стали делать на развитие речи. В обучении начали применять сознательно-практический метод.

3. В последние десятилетия прошлого века целью обучения русскому языку стало обучение речевой деятельности, обучение общению. При этом необходимо отметить, такая трансформация в основном касалась теории методики, на практике происшедшие сдвиги были едва заметными.

С изменением цели обучения менялся и перечень актуальных проблем, рассматриваемых методической наукой. Теперь ведущей целью овладения русским языком считается приобщение обучаемых к иной культуре и обеспечение участия в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Следовательно, основное назначение русского языка состоит в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Целью обучения языку при таком подходе является не система языка, а речевая деятельность на изучаемом языке.

Настало время обобщить накопленный теоретический материал, учитывая при этом последние данные лингвистики, психолингвистики, психологии, теории общения, речевой деятельности и коммуникации.

В прямом смысле этого слова, общению никто никого не учит (некоторые учителя проводят уроки русского языка). То, что мы умеем, приобретено практически, путем подражания. А что, если эталоны были некачественные? Может, потому и многие люди так плохо общаются и остаются недовольными своим речевым поведением? Выходом из положения может быть отбор и включение в содержание обучения наиболее распространенных слов, выражений и оборотов речи современного варианта русского языка.

В конце ХХ века количество людей, не понимающих других, не научившихся уважать носителей другого языка, другой культуры, увеличилось. К сожалению, большая часть молодежи, кто учился в школах в переходный период, осталась вне зоны влияния русского языка и его литературы, известной и почитаемой в мировом масштабе. В тот период русский язык, хотя и значился в расписании школьных уроков, занимал очень скромные позиции. К сожалению, все это привело к образованию еще более ощутимых барьеров между людьми, между культурами.

Как учили русскому языку в разные годы? На этот счет существуют разные мнения. Многие тут же начинают вспоминать, казалось бы, весомые аргументы – раньше часов недельных в школах было много, уроки русского языка проводились до шести раз в неделю. Внимание к русскому языку было особое, о его значении много говорили по радио и телевидению, проводились разные конференции на самых высоких уровнях. Но конечный результат обучения языкам зависит не только от количества выделенных часов. Результаты обучения языку больше всего зависят от правильно выбранной установки и качества решаемых на уроке задач, рационально подобранной системы учебных материалов. Если учитель на уроке создает условия для общения, проявления речевой активности и инициативного говорения, обучаемые будут работать в этом режиме.

В прошлом столетии освоение программного материала по русскому языку не всегда приводило к формированию у учеников навыков общения. Умению говорить на изучаемом языке обучали только самые передовые учителя, кто работал по-новаторски, от души, выходил за пределы программных требований.

Результаты опроса людей, проведенного с целью выяснить, как они стали носителями русского языка, могут удивить. Причинами овладения языком были названы: влияние русскоязычной среды по месту жительства; родители, говорящие на русском языке; воспитание в русских группах детского сада; учеба в русской школе; служба в армии (для мужчин) и другие причины, весьма далекие от школы. Только незначительная часть опрошенных носителей языка назвала основной причиной того, что они стали носителями русского языка, уроки в школе. Все они говорили, что им повезло с учителем, с благодарностью называли фамилии и имена своих бывших наставников. Эти результаты наглядно демонстрируют беспомощность существовавшей ранее системы обучения русскому языку. Ведь все опрошенные должны были назвать главной причиной того, что они являются носителями русского языка, прежде всего, школу, уроки русского языка и своих учителей!

Перефразируя эти задачи можно прийти к конкретному выводу – учить языку нужно основательно, с учетом современных запросов людей и общества, а это означает, что нужно учить коммуникативной компетентности, другим компетенциям… Пот ому и проблемы обучения русскому языку сегодня встают еще более остро, ибо мир меняется стремительными темпами. Увеличивается объем информации, что приводит к затруднениям ее восприятия, сортировки и применения. Людей необходимо учить общению, что само по себе является основой обучения и толерантности, и дружбе народов, и межкультурному диалогу.

Жители нашей планеты стремятся к единству, во всем мире расширяется процесс интеграции. Людей волнуют одинаковые проблемы, интересуют тождественные вопросы. Многие пользуются результатами общих достижений человечества, зачастую не задумываясь над тем, кем и где это изобретено. На учителей русского языка, возложена особая миссия – добиться того, чтобы люди полнее понимали друг друга, уважали то, что дорого другим, научились ощущать и прощать чужие слабости, стремились помогать другим в преодолении трудностей.

Сегодня важно воспитание нового поколения школьников в духе уважительного отношения к соседям, внимательного подхода к иной культуре. Только таким образом можно подготовить людей к межкультурному диалогу, что является главным показателем процесса обучения языку и его конечной целью. Важной задачей является разработка принципов воспитания молодежи на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Использование широких возможностей русского языка и литературы может дать позитивные результаты в процессе обучения и воспитания с молодежи.

Учебный процесс – это совместная деятельность учителя и учащихся по передаче и усвоению новых знаний и овладению умениями в течение определенного времени. Так пишут во всех учебниках по педагогике и методике. Но учебный процесс, по ходу которого учат новому языку, не очень укладывается в это определение.

Отличие между преподаванием русского языка в качестве родного и преподаванием русского языка в узбекской школе довольно большое. Курс русского языка в русской школе учит детей владеть языком в целях общения – это курс практической направленности. В русскоязычных школах дети уже владеют русским языком, они владеют нормами произношения, имеют достаточный лексикон для общения, по мере обучения в школе ученики могут свободно общаться, то есть употреблять слова и конструкции в правильных грамматических формах. Однако никаких серьезных проблем в общении у них, как правило, не возникает.

Учащиеся узбекской школы – это особая категория учащихся, которые требуют к себе коммуникативного и компетентностного подхода. Изучая русский язык, они удовлетворяют свои коммуникативные потребности, которые, в свою очередь, диктуют цели обучения:

— коммуникативные — научить письменной и устной речи на русском языке;

— развивающие — знание культуры народа, язык которого изучается, истории, современной политической и социокультурной ситуации в стране, всего того, что необходимо для успешной социальной адаптации;

— воспитательные — усидчивость, умение работать со словарем, книгой; уважение к народу, носителю языка, чувство толерантности, умение вести межкультурный диалог;

— образовательные цели – все, что связано с языком и практикой его применения в целях общения. Они должны полностью совпадать с коммуникативными целями, иначе какой смысл обучать языку.

Изучая русский язык, учащиеся должны овладеть четырьмя основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением и письмом.

Обучение русскому языку направлено на развитие способности детей к общению. Основу такого общения составляют коммуникативные умения: лишь научив ребенка говорить, слушать, читать и писать на русском языке (в рамках определенных программой минимумов), можно добиться качественного достижения основной цели обучения. Необходимо прививать школьникам не только практические умения, но и формировать определенные качества личности: общительность, раскованность, желание и умение инициативно вступать в контакт, умение взаимодействовать в коллективе.

Итак, основными задачами урока русского языка являются:

— образовательная: вооружить учащихся системой знаний по языку, формировать и развивать необходимые для коммуникации компетенции;

— развивающая: при обучении языку необходимо развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие;

— воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Как формулировать цели и задачи урока?

Цель – заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Приступая к формулировке целей, учитель:

— изучает требования образовательного стандарта и программы;

— обращает внимание на требование к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности школьников;

— определяет приёмы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;

— выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность школьника в результатах обучения.

После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности школьников.

Коммуникативные цели урока должны быть сформулированы в качестве основной образовательной цели каждого урока русского языка. При их определении для отдельного урока русского языка было бы целесообразно исходить от уровня подготовленности учащихся всего класса в целом, каждого ученика в отдельности.

Анализ конспектов учителей русского языка показал, что большинство специалистов применяет просторные формулировки, коммуникативную цель урока не выделяет в качестве главной цели урока. Это в то время, когда сами учителя на уроках ставят и решают коммуникативные задачи. Об этом можно судить по конечному результату обучения — определенное количество детей все-таки приобретает навыки общения в процессе школьного курса русского языка. Реализация цели одного урока должна приблизить ученика к конечной цели на один шаг. Реализация целей всех уроков должна привести к формированию коммуникативной компетенции!

Более продуманный подход к вопросу об определении формулировок целей урока русского языка, без всякого сомнения, приведет к оптимизации процесса обучения, позволит повысить уровень речевой, языковой, социально-культурной и прагматической компетенций учащихся. В к онечном итоге планируемые формулировки целей уроков должны соответствовать требованиям, предусмотренным в Государственных образовательных стандартах.

1. Габдулхаков Ф.А. Определение целей урока русского языка./В кн. "Квалификационная педагогическая практика", методическое пособие, Наманган, 2002.

2. Габдулхаков Ф. Очерки по методике обучения русскому языку. – М., Ridеro, 2018 г. – 160 с.

3. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учебное пособие для вузов/ – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.

Читайте также: