Воскресенская летопись краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — общерусский свод 16 в. Составлен в 1533-44. Отличается полнотой использования источников. Включает легенду о происхождении Рюриковичей от римского императора Августа. Один из списков хранился в Новоиерусалимском (Воскресенском) монастыре.

Летопись Воскресенская — крупнейший, после Летописи Никоновской, памятник московского летописания XVI в. Название памятника дано неизвестными издателями опубликованному ими в 1793-1794 гг. списку, который был пожертвован в 1658 г. патриархом Никоном Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю; оно вошло затем в научную литературу.

Воскресенский свод, самый древний рукописный свод летописей XVI столетия. Для его создания использовано очень большое количество исторических источников, о жизни на Московских землях. До нашего времени дошла в тринадцати списках, и названа по месту обнаружения одного из них Воскресенской обители в Новом Иерусалиме. Существует Воскресенский свод летописей в четырех редакциях. Каждый вариант писался разными авторами, соответственно мотивируются события и описываются действующие лица по-разному. В первой редакции, последние освещаемые события датируются августом 1533 года, составлена сторонником Василия III. Вторая редакция освещает события, которые заканчиваются в 1537 годом. Третья редакция, является единственной сохранившейся до настоящего времени, освещает события до 1541 года, в составлении принимал участие митрополит Иоасаф. Четвертая последняя редакция написана с 1542 по 1544 год составлялась служилыми людьми князей Шуйских. Для составления Воскресенских сводов использованы материалы Московских описаний 1479 года (редакции 1526 года) и сведения Ростовских описаний 1489-1503 года.

Списки Воскресенского свода.

Всего найдено 13 списков Воскресенского свода, описывающих события, произошедшие в Московских землях со средины XVI столетия. Ни один список не содержит полного описания событий всего периода и с более ранних событий до 1541 года. Самыми полными и уцелевшими можно назвать десять списков из тринадцати. Кроме того, списки полно видные, не деленные на части:

  • Библиотечный, состоящий из трех частей. Первая, заканчивается описанием событий декабря1515 года, с 1 до 842 листа. Вторая часть описана другим писцом, другим почерком. Идет с 843 листа до 968. Описывает события в Московии с декабря1515 года по 1541 год. На бумаге водяные знаки тиары. Третья часть с 970 листа по 1079 лист, написана на совершенно отличающейся бумаге и другим почерком.

Точными копиями Библиотечного списка является список Карамзинский и Мазуринский, созданные для личного пользования. Ценность этих списков заключается в полноте текстов и отсутствии дефектов.

  • В Мазуринском списке, датируемым 50-60 годами XVI столетия, описания с 1451 года и обрывки за 1460, 1461, 1492, 1493, 1496 года. Бумага с водяными знаками вепря.
  • В Катыревском списке, содержатся описания до 1230 года, обрывочно события 1269-1286 годов. Описания вел летописец князя Катырева-Ростовского. Бумага с водяными знаками корабля, сферы и вазы с цветами.

Далее списки делятся на двух разрядные, разделены на две половины.

  • В Воскресенском списке описания доходят до 1347 года, существуют на 512 листах. Бумага с водяными знаками щита и козла с вепрем.
  • В Алатырском списке 356 листов. Ведется описание событий до 1347 года. Бумага с водяными знаками вазы, или кувшина с одной ручкой. Куплена В. Н. Татищевым в 1741 году и передана в Библиотеку Академии Наук.
  • В Быстровском списке, хорошо сохранились описания событий 913 – 1340 годов, находится в Публичной библиотеке.

Вторая половина Воскресенского свода включает:

  • Парижский список, содержит тексты с 1354 по 1541 годы, на 514 листах. Водяные знаки на бумаге кувшин с одной ручкой.
  • Археографический список, содержит сведения с 1479 по 1541 года на 304 листах. Водяные знаки на бумаге буквы RP, крест с перчаткой. Список найден в Ферапонтовом монастыре.

Точной копией Археографического списка является Румянцевский список, специально выполненный для личных потребностей графа Н. Румянцева.

  • В Уваровском списке содержатся сведения о событиях 1347 по 1541 годов. Выполнен на 502 листах. Водяные знаки на бумаге кувшин с одной ручкой, находящийся под короной.
  • В Синоидальном списке содержатся описания о событиях 1347 по 1541 годов, выполнено на 347 листах. На первом листе обложки стояла дата 15декабря1590 года с уведомлением о вкладе летописи во Владимирский Рождественский монастырь.

Особенности Воскресенского свода.

Для создания летописных текстов использовались рассказы о реальных событиях, изложение ведется с включением разговорной речи, передается эмоциональное состояние героев описаний. Тексты делятся на отдельные повествования, озаглавленные и делящие все повествование на отдельные главы. С другой стороны, во второй половине XV столетия, в летописные своды начали включать архивные и посольские бумаги, превращая летопись в государственный свод документов.

Воскресенская летопись — летопись, представляющая собой общерусский летописный свод XVI века, учитывающий в отражении событий интересы великих князей московских, один из первых по богатству использованных материалов и по полноте известий. Названа по списку, принадлежавшему Воскресенскому монастырю в Новом Иерусалиме.

Том 7. VII. Летопись по Воскресенскому списку

Полное собрание русских летописей. — Т. 7. VII. Летопись по Воскресенскому списку / Под. к изд. Я. И. Бередниковым и А. Ф. Бычковым; под ред. А. С. Норова. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1856.

Том 8. VII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку

Полное собрание русских летописей. — Т. 8. VII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку / Под ред. А. Ф. Бычкова. — СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1859.

Летопись Воскресенская – крупнейший, после Летописи Никоновской, памятник московского летописания XVI в. Название памятника дано неизвестными издателями опубликованному ими в 1793–1794 гг. списку, который был пожертвован в 1658 г. патриархом Никоном Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю; оно вошло затем в научную литературу.

Разрешить вопрос о политических симпатиях и антипатиях составителя Л. В. помогает сравнение изложений одних и тех же событий в разных источниках XVI в., а также анализ умолчаний составителя Л. В. Сравнение описания истории заточения в темницу князя Юрия Ивановича (1533 г.) в Л. В. (ПСРЛ. Т. 8. С. 286) и Никоновской летописи (там же. Т. 13, ч. 1. С. 78–79), а также князя Андрея Ивановича Старицкого (1537 г.) в Л. В. (там же. Т. 8. С. 292–294) и в Летописях Софийской II (там же. Т. 6. С. 301–303), Вологодско-Пермской (там же. Т. 26. С. 317–318) и в Повести о поимании князя Андрея Ивановича Старицкого показывает, что составитель Л. В. в одном случае пытался оправдать Андрея Шуйского, а в другом – опорочить Ивана Федоровича Овчину Телепнева-Оболенского, врага Шуйских. Под 1538–1540 гг. Л. В. умалчивает о событиях, помещение которых в летописи могло либо скомпрометировать, либо быть неприятным Шуйским. Все это позволяет предположить, что Л. В. составлена сторонником Шуйских. Мы не имеем данных, позволяющих установить имя составителя Л. В. Предположение В. С. Иконникова о составлении Л. В. митрополитом Иоасафом следует признать неосновательным, так как в то время, когда составлялась Л. В., он был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где вряд ли мог заниматься ее составлением; кроме того, он был сторонником Бельских, а не Шуйских.

Изд.: Русская летопись с Воскресенского списка. СПб., 1793–1794. Ч. 1–2; ПСРЛ. СПб., 1856–1859. Т. 7–8.

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-. / Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, [2] с.

Читайте также: