Ворожейкина н и человек в истории россии преподавание истории в школе

Обновлено: 05.07.2024

кандидат педагогических наук, Институт стратегии развития образования РАО.

Аннотация. Автор анализирует современные учебники отечественной истории, выявляя их возможности в показе исторических личностей, приводит примеры заданий и учебных ситуаций.

Для цитаты: Ворожейкина Н.И. Характеристики исторических личностей в современных учебниках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2019. № 5. С. 54–58.

ОПИСАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

Characteristics of historical personalities in contemporary History textbooks.

Natalia I. Vorozheykina

PhD (Education) , Institute for Strategy of Education Development of RAE (Russian Academy of Education)

Abstract . The author analyzes contemporary textbooks on Russian history taking into consideration their resources in characteristics of historical personalities. In light of this observation recommendations for projecting learning situations and tasks for students are proposed.

Keywords: textbooks, line “people in history”, characteristic of a historical personality, texts and visual materials, questions and tasks.

Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней школе // ПИОШ. 2009. № 6.

Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М., 2014.

Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие для учителя. М., 2018.

Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI –XV II века: Учебник для 7 класса общеобразовательных организаций. М., 2015

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., И.В. Курукин и др. История России. 7 класс Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред А.В. Торкунова. М., 2016.; Арсентьев Н.М., Данилов А.А., И.В. Курукин и др. История России. 7 класс: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. А.В. Торкунова. М., 2016.

Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Визуальные источники в современных учебниках истории как объект познавательной деятельности школьников // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 58–72.

Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Электронные формы учебников истории: образовательный потенциал и использование в школьной практике // ПИОШ. 2017. № 2. С. 28–38.

Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В. и др. История России: конец XVII – XVIII в. 8 кл.: Учебник. М., 2016..

Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч . Ч. 2 / Под ред. А.В. Торкунова. М., 2016.

Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век: Учебник для 8 класса общеобразоват. организаций. М., 2015.

Алексашкина Л.Н. Преподавание истории в школе: от педагогического проекта к практике: пособие для учителя. М., 2018.

© ООО "Школьная Пресса" 2002-2022
Сайт является средством массовой информации. Cвидетельство № Эл ФС77-36853

Научная биография

Окончила исторический факультет Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (1972 г.). Специальность: учитель истории и обществоведения средней школы.

Награды

Научные публикации

После перевода исторической пропедевтики в начальную школу, участвовала в создании комплектов для 3-4 классов:

Научные публикации 2018 года:

К 95-летию Института содержания и методов обучения РАО:

Ворожейкина, Н. И. Вспоминая учителей //Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – №1. – С. 42-44.

Статьи

1. Ворожейкина, Н. И. Использование электронных форм учебников в работе с картографическим материалом на уроках истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – №4. – С.55-60.

4. Ворожейкина, Н. И. Новые технологии в преподавании истории: возможности и риски. // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: Памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова // сборник научных статей. Выпуск V. В 2 т. / Под ред. А.А. Сорокина. – М.: Книгодел, 2018. Т. 1. С. 67-74.

Кроме того, в соответствии с приказом № 345 от 28 декабря 2018 г. в Федеральный перечень учебников начального общего образования включены учебники, одним из авторов которых является Ворожейкина Н.И.:

Научные публикации 2017 года:

Учебно-методические пособия

Центр информационной поддержки мигрантов

Обслуживание в пандемию

Год культурного наследия народов России

Опрос библиотеки-филиала № 3

Нацпроект

СТОП грипп и COVID-19

Полезные сайты

Ветераны

Модельные библиотеки в Оленегорске

ЛитРес

mgounb

planetarii

donor

Список статей для учителя истории.2020/3

Алексашкина Л. Н. Формирование представлений о человеке на войне при изучении школьниками истории: содержательные и деятельностные аспекты // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 3-12.

Автор характеризует способы формирования у старшеклассников представлений о жизни и судьбах людей в годы Великой Отечественной войны в контексте линии "человек в истории". Рассматривает работу с фактами, анализ источников информации и формирование собственного суждения у старшеклассников в качестве приоритетов учебной, в том числе поисковой деятельности. Приводит примеры учебных заданий, дает рекомендации по работе с историческими материалами.

Ахмадуллин В. А. Взаимодействие Совета по делам религиозных культов и духовных управлений мусульман по формированию положительного образа СССР у зарубежных граждан в 1944-1953 годах // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 27-31.

Опыт взаимодействия России с верующими и их организациями, в том числе с духовными управлениями мусульман по решению важной задачи - формированию положительного образа СССР у зарубежных граждан.

Ворожейкина Н. И. Мемориальные сооружения как память о Великой Отечественной войне // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 13-16 : фот.

Мемориальные сооружения рассматриваются как источники информации, которые в художественно-образной форме сохраняют память о войне. В статье охарактеризованы возможности использования данного вида источников на уроках истории в средней школе.

Исаев А. В. Артиллерийская дуэль Германии и СССР в 1941-1945 гг. // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 17-23.

Автор пишет о соотношении вооружения СССР и Германии в период Великой Отечественной войны.

Кибардина Т. А Реализация регионального компонента в контексте изучения отечественной истории в IX классе / Т. А. Кибардина, Д. В. Куриленко // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 56-61.

Разработка серии уроков с использованием регионального компонента при изучении истории России в IX классе. Варианты включения краеведческого материала в курс истории России на примере истории Тобольской губернии XIX - нач. XX веков.

Куликова Т. А. Дидактическая игра "Знаем ли мы Конституцию?" // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 62-68 : табл.

Описание организации дидактической игры, посвященной Конституции РФ и предназначенной для работы с учащимися старших классов.

Никорук С. Н. Киноурок по истории Великой Отечественной войны // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 29-32.

Автор пишет о методике проведения занятия по истории с просмотром художественного фильма на примере урока в X классе по военной киноповести "Ты не сирота" (1962 г., "Узбекфильм"). Приведены 10 интересных фактов об этой картине.

Поляков В. Е. Наградная политика в отношении крымских татар - участников Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 20-26 : табл., рис.

Наградная политика в годы Великой Отечественной войны в целом и по отношению к крымским татарам в частности. Впервые приводятся точные сведения по числу награжденных, как за войну, так и на ее различных этапах. Показано влияние депортации народов Крыма на негативные изменения по числу награжденных и по статусу наград.

Пазин Р. В. Картографический практикум по истории России первой четверти XVIII века / Р. В. Пазин, П. А. Ушаков // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 72-74, 77, [2-4-я с. цв. вкл.] : цв. ил.

После введения в ЕГЭ по истории заданий по исторической карте (схеме) появилась проблема подготовки учащихся к выполнению подобных заданий. Представлен набор заданий для работы с картами и схемами по истории России первой четверти XVIII века.

Пазин Р. В. Справочник-практикум "Великая Отечественная война": рекомендации по работе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 47-49.

Автор, являясь одним из соавторов рассматриваемого учебного пособия, рассказывает о его содержании, структуре и назначении, а также дает рекомендации по работе с ним.

Санников В. С. Сибирская областная дума и решение аграрного вопроса // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 39-42.

Деятельность Сибирской областной думы в 1918 году по решению аграрного вопроса и ее взаимоотношения с Временным Сибирским правительством.

Синельников И. Ю. Поиски путей межпредметного взаимодействия в отечественном образовании ХХ века: история и современность // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 3. - С. 30-38.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного школьного образования - вопросу выстраивания взаимодействия между различными учебными предметами. На основе анализа практики реализации в советском школьном образовании идеи интеграции в обучении автором выявлены негативные и позитивные стороны комплексного и межпредметного подходов к организации междисциплинарного взаимодействия, определены возможности и перспективы использования в современных условиях опыта, накопленного отечественной педагогикой.

Смолыгина Н. С. По страницам истории Древней Руси (урок в VI классе) // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 69-71.

Урок по теме "Древняя Русь" для VI класса в рамках ТРИЗ-технологии.

Соловьев Я. В. Практика подготовки выпускников к выполнению задания 24 на аргументацию КИМ ЕГЭ по истории / Я. В. Соловьев, А. Е. Бакулин // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 3-8 : табл., схем.

Советы учителям по подготовке выпускников к выполнению задания на аргументацию ЕГЭ по истории.

Учебно-методические материалы раскрывают основы подготовки и проведения тематического урока, посвященного Дню Неизвестного солдата, который в России отмечается 3 декабря.

Токмянина С. Е. Подготовка учащихся к написанию исторического сочинения (задание 25 ЕГЭ по истории) / С. В. Токмянина, Л. Н. Повесма // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 14-19.

Актуальные вопросы подготовки учащихся к написанию исторического сочинения (задание 25 ЕГЭ по истории). Приемы формирования и развития у школьников умений вычленять и устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями (процессами, явлениями). Алгоритм написания исторического сочинения.

Фактор компьютерных игр в реализации политики памяти / С. Н. Федорченко, Д. О. Тедиков, К. В. Теслюк, Р. А. Маркарян // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 3. - С. 39-47.

Авторы исследуют риски и потенциал популярных компьютерных игр в целях реализации политики памяти в системе образования. Приходят к выводу, что компьютерные игры не способны заменить существующие приемы преподавания истории; важна историческая экспертиза подобных форм информационного воздействия на молодежь.

Фарис В. Г. Офицеры Генерального штаба русской армии в процессах организации и функционирования ассирийских частей: исторические свидетельства и судьбы // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 75-77.

Вклад офицеров Генерального штаба русской армии в процессы организации и функционирования ассирийских национальных отрядов в годы Первой мировой войны.

Цимбаев Н. И. Славянофилы: общественно-политические взгляды // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 3. - С. 3-13.

Автор прослеживает развитие общественно-политических представлений славянофилов, раскрывает особенности славянофильского либерализма. Особое внимание в статье уделено взглядам славянофилов на крепостное право.

Шилин С. Н. Использование карикатур при изучении курса истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2020. - № 4. - С. 74-80 : рис.

Автор знакомит с методическими способами использования карикатур в процессе изучения истории в средней школе. Приведены примеры учебных материалов (рабочих листов) для уроков отечественной истории в X классе.

Шубин В. И. Основание Регия: из истории Великой греческой колонизации // Преподавание истории в школе. - 2019. - № 9. - С. 43-47.

Обстоятельства основания и первоначальный статус ранней греческой колонии, основанной в VIII в. до н. э. в Южной Италии, под названием Регий. На основе сравнительного анализа свидетельств античной письменной традиции автор пришел к выводу о том, что Регий с самого начала был основан как аграрное поселение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ворожейкина Наталия Ивановна Ведущий научный сотрудник центра социально-гуман.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ворожейкина Наталия Ивановна Ведущий научный сотрудник центра социально-гуман.

Научная биография Окончила исторический факультет Московского государственног.

Научная биография Автор более 140 публикаций, специалист по исторической проп.

Научная биография Автор более 140 публикаций, специалист по исторической пропедевтике, проблемам методики изучения курсов отечественной истории в основной школе. Она принимала участие в разработке проектов стандартов, программ, планирования, материалов ЕГЭ, разнообразных методические рекомендации для учителей (статьи, дидактические материалы, рабочие тетради, пособия).

Научная биография

Научная биография Ею был создан комплект для 5 класса основной школы: концепт.

Научная биография После перевода исторической пропедевтики в начальную школу.

Научная биография После перевода исторической пропедевтики в начальную школу.

Научная биография В последние годы занимается созданием УМК по предмету «Осно.

Читайте также: