Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе тодоров

Обновлено: 08.07.2024

На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов.

Вложенные файлы: 1 файл

Выступление.docx

На современном этапе школа, как и общество в целом, выдвигает своей целью нравственное, эстетическое воспитание. Духовная жизнь определяет судьбу, характер того, что с человеком делается, что им руководит в его поступках, формируя личность, является высшим невидимым духовным центром. Активная переориентация школьного литературного образования оказывает позитивное воздействие на повышение его уровня, развитие творческого потенциала личности, воспитание её в духе общечеловеческих идеалов. Поэзия А. Ахматовой, бесспорно, является важным компонентом формирования духовности, эстетической чуткости.

В культурном контексте XX века творчество А. Ахматовой занимает особое место. Её поэзия чутко впитала элементы культуры XIX века, творчества английских, французских, испанских, американских писателей; унаследовала от А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, А. Блока, И. Анненского и др., особое отношение к слову как вместилищу не только культурных, нравственных ценностей человечества, но и способа выражения психологического состояния автора, которое обязательно должно быть донесено до читателя.

Лирика – наиболее трудный для восприятия род литературы. Вошедшие в программы стихи поэтов XX века, в том числе и А. Ахматовой, требуют читательских усилий. Следовательно, повышаются требования к подготовке квалифицированного читателя, воспитанного на лучших образцах лирики. В связи с этим данная проблема в школах представляется глубоко актуальной.

Объект исследования – процесс восприятия и изучения творчества Анны Ахматовой в 11 кл. якутской школы.

Предмет исследования - методика изучения лирики А. Ахматовой в якутской школе.

Цель исследования – теоретически обосновать и разработать систему изучения поэзии А. Ахматовой в курсе русской литературы для якутских школ, создать экспериментально проверенную методику изучения лирических произведений в старших классах.

В ходе исследования была выдвинута и проверялась следующая гипоте за: методика изучения лирики А. Ахматовой в национальной школе будет эффективной, если:

- изучение начнётся в среднем звене и будет проходить поэтапно с последовательным углублением и развитием новых представлений о своеобразии лирики А. Ахматовой в рамках разработанной системы;

- в процессе изучения будут рассмотрены в контексте культурных традиций, с учетом особенностей её поэтики, специфики её восприятия и понимания якутскими учащимися;

- на всех этапах системы будет организовано творческое чтение и анализ лирических произведений А. Ахматовой, а процесс изучения пройдет в интересной эмоциональной и интеллектуальной работе учащихся;

- будут учитываться возрастные и интеллектуальные возможности учащихся, уровень восприятия ими лирических произведений;

- изучение основывается на методе творческого чтения во взаимосвязи с эвристическим методом;

- работа на уроках и внеклассных занятиях будет включаться в единый процесс обучения и воспитания.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи:

1) выявить теоретические основы изучения лирики А. Ахматовой в национальных школах, опираясь на труды литературоведов и, в частности, ахматоведов, раскрыть содержание и особенности поэтики А. Ахматовой;

2) провести анализ литературоведческой и методической литературы в аспекте темы;

3) разработать и научно обосновать систему поэтапного изучения поэзии А. Ахматовой;

4) определить влияние поэзии А. Ахматовой на учащихся и реальный уровень эстетического восприятия ими поэтических текстов с целью выявления объективных и субъективных факторов, определить наиболее эффективные приемы обучения;

5) экспериментально проверить эффективность предложенной системы работы по изучению лирики А. Ахматовой в старших классах в национальных школах и обобщить результаты.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:

- теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;

- изучение и анализ школьных программ и учебников: наблюдение за состоянием вопроса изучения лирики А. Ахматовой в национальных школах;

- педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный).

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем даны конкретные методические рекомендации по изучению лирики А. Ахматовой в старших классах в национальной школе, разработаны уроки и внеклассные мероприятия в их тесной взаимосвязи.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Исследовательский метод заключается в развитии умения самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы: постановка проблемных вопросов, исследовательских заданий. Исследовательский метод имеет много общего с эвристическим. Виды деятельности: самостоятельный анализ части и целого художественного произведения, сопоставление, оценка спектакля или кинофильма. При репродуктивном методе учащиеся получают знания как бы в готовом виде, но не догматически. Развитию мысли учащихся способствует проблемное изложение материала. Виды деятельности: запись плана или конспекта лекции учителя, работа по учебнику, подготовка доклада по готовым материалам.

Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новые только для школьников… Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает и разъясняет условия и приемы работы, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения поставленных проблем. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности", – писал И.Я. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать пути постижения этой истины.

Мы знаем, лирика обладает удивительным педагогическим свойством; она способна активизировать эмоционально - нравственные возможности учеников.

Встретившись в стихах Ахматовой пережитыми лично чувствами, задача учителя дать детям услышать, понять эмоциональное настроение поэта в тот или иной период жизни посредством поэзии. Отсутствие у ребят дара сопереживаний, эмоциональная глухота и невнимание к чужому внутреннему миру становятся препятствием в восприятии лирики. Поэтому при работе над поэтическими произведениями наряду с решением образовательных и воспитательных задач нельзя не заботиться о развитии у учащихся способности к сопереживанию.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выступление Дзюбы Натальи Ивановны, учителя МБОУ Мишкинская СОШ, на августовской конференции учителей русского языка и литературы

Сегодня мне бы хотелось рассмотреть основные вопросы: (5)

2) Какие эффективные приемы обучения можно использовать на уроках родной (русской) литературы?

3) Как проводить промежуточную и итоговую аттестацию?

4) Можно ли преподавать по региональным пособиям или вообще без них на краеведческом литературном материале?

5) Когда будут учебники?

Предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями.

Приемы обучения на уроках родной (русской) литературы (7)

В процессе преподавания родной (русской) литературы для решения задач ее изучения я использовала различные приемы, составляющие методологическую основу технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения и др. К таким приемам относятся чтение текста с остановками, составление "толстых" и "тонких" вопросов, синквейн, письмо по кругу, перепутанные логические цепочки, написание эссе, сорбонки и др.

Любовь.
Несуществующая, безответная.
Является, воспламеняет, убивает.
Любовь зла…
Миф.

Любовь.
Лёгкая, ветреная.
Прилетает, окрыляет, надеется.
Любовь приходит и уходит.
Жизнь…

Любовь
Верная, волшебная.
Настигает, меняет, действует.
Любовь возникает внезапно.
Ответственность.

Составление "толстых" и "тонких" вопросов

"Толстые" вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, учащиеся составляют друг для друга на уроках литературы уже не первый год, и всегда такой прием работает положительно. Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту относится к предметным результатам изучения "Родной (русской) литературы", поэтому достаточно часто использую вышеназванный прием. Проблемные вопросы обучающиеся составляют либо на уроке, например, при взаимоопросе, либо готовят их заранее дома в качестве домашнего задания.

Что в рассказе А. Н. Толстого произвело на вас самое большое впечатление?

В чем проявилась человеческая красота героев рассказа?

Что говорится в рассказе о русском характере?

Используя периодически на уроках родной (русской) литературы групповую форму работы, обращаюсь и к такому приему, как письмо по кругу. Так, при изучении рассказа В.Солоухина "Под одной крышей" учащиеся были разделены на три группы: первая группа "работала" с образом Нюшки, вторая - с образом дяди Павла, третьей группе нужно было дать характеристику рассказчику и его жене. У каждой группы был листок с именем героя, и каждый, передавая листок по часовой стрелке, должен был написать словосочетание или предложение, характеризующее героя. Прием достаточно известный и при этом эффективный: помогает осмыслению прочитанного текста и способствует формированию коммуникативной компетентности через сотрудничество со сверстниками , что относится к личностным результатам изучения родной литературы.

I группа: Обижала отца. Была злой. Сильно ругалась. Выливала помои на лужайку. Вредила соседям. Распускала сплетни. Очень плохая.

II группа: Жил с дочерью. Страдал от Нюшки. Над ним издевалась его дочь. Плохо питался. Часто недоедал. Жаловался на дочь соседям.

III группа: Интеллигентные люди. Возмущались поведением Нюшки. Сделали ей замечание. Спокойные и умные. Хотели помириться. Подарили Нюшке дрожжи.

Как проводить промежуточную и итоговую аттестацию?(8,9)

Итоговая аттестация по результатам изучения родных языков и литератур проводится, но не в форме ОГЭ, ЕГЭ. Результаты итоговой аттестации заносятся в документ, свидетельствующий об окончании одного из уровней образования. Образовательные организации самостоятельно определяют виды и формы промежуточной и итоговой аттестации.

Можно ли преподавать по региональным пособиям или вообще без них на краеведческом литературном материале?

Что понимается под краеведческой литературой?

Это могут быть произведения выдающихся местных писателей (региональная литература), например, поэзия Б.Голотина.

Это имена писателей, чье кратковременное пребывание на территории края не стало значимым как в их творческой биографии, так и в развитии местной культуры, но находит отражение на литературной карте региона и носит культуроведческий характер.

Конечно, вся эта литература очень интересна и является зачастую частью культуры родного края. Курс русской родной литературы должен представлять всю Россию.

Однако преподавать русскую родную литературу, основываясь только на краеведческом литературном материале, нельзя. Несмотря на то что краеведение, по словам Д.С.Лихачева, принадлежит к типу комплексных наук и приучает людей повышать свой культурный уровень, оно не может заменить чтение художественной литературы, как и пособия по региональной литературе не могут заменить учебных пособий курса русской родной литературы, но могут входить в содержание предмета.

Хотелось бы поговорить об учебниках и учебных пособиях. (10,11)

Учебники находятся в работе. Далее планируется создание УМК, в которые будут входить методические пособия и поурочное планирование для каждого класса, сопровождающие учебную линию.

Тодоров Л.В., Лев Всеволодович Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе / [Л.В. Тодоров, М.Г. Ахметзянов, Л.Г. Басырова и др.; Редкол.: Г.П. Веселов и др.]. - Л. : Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1981. - 296 с. ; 21 см. - (Библиотека учителя русского языка и литературы национальных школ РСФСР)

Купить

Реферат по теме Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе

Курсовая по теме Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе

ВКР/Диплом по теме Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе

Диссертация по теме Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе

Заработать на знаниях по теме Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе

Актуальные вопросы преподавания родного языка (РРЯ) родной литературы (РРЛ) в основной и стар. школе

Спикеры: Шевчугова Екатерина Игоревна Трухина Светлана Валентиновна Тема: «Актуальные вопросы преподавания родного языка (русского) и .

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

Современный урок - это урок, где установлены деловая атмосфера и доброжелательные отношения, взаимоуважение учителя и учеников, это урок, .

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Программа профессиональной переподготовки разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и .

Методический портфель учителя русского языка и литературы
Как преподавать (современную) литературу? (5)

Семинар "Как преподавать (современную) литературу?". 5 занятие. Ведущие: Елена Погорелая — поэт, критик, переводчик, кандидат филологических .

Вопросы литературы Концепция преподавания русского языка и литературы. Ч.1. Лектор Федоров С.В.

Концепция преподавания русского языка и литературы. Лектор Федоров С.В. Лекция Фёдорова Сергея Владимировича, кандидата педагогических наук, .

Николай Подосокорский Методика преподавания литературы в условиях перехода к ФГОС - Кузнецова Т. А.

















Открытый урок- Русский язык и литература

5 октября мы будем отмечать день учителя. Мы решили не ограничиваться одним днем а растянуть удовольствие на всю неделю. Сегодня беседуем с .


Издательство "Русское слово"


Русский язык и литература: инструменты для учителя и ученика


Секция русского языка и литературы. Школьное филологическое образование

Санкт-Петербург, 27 июня, 10:00 – 14:00 Всероссийская научно-практическая филологическая конференция «Современный ученик в пространстве .

Канал для педагогов. Российский учебник


Учебный предмет "Родная литература (русская)": начинаем учебный год

Просвещение


Городской методический центр


Русскую классическую литературу называют основой национального менталитета. Произведения Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского, Бунина .

Библиотека им. Н.А. Некрасова


Трансмедиа и преподавание литературы в школе в цифровую эпоху


Международная научно-практическая конференция по вопросам преподавания русского языка и литературы

Международная научно-практическая конференция по вопросам преподавания русского языка и литературы в Греции в рамках проведения .

Светлана Усенко


Уроки родной русской литературы

Издательство "Русское слово"


Круглый стол "Русская и белорусская литература: в школе и в жизни" (Минск, 2020)

Пресс-центр выставки. Круглый стол "Русская и белорусская литература: в школе и в жизни" 08.02.2020. Мероприятие издательства "Время" и .


Методика преподавания литературы в контексте ФГОС. Часть 1

Канал для педагогов. Российский учебник


Канал для педагогов. Российский учебник


Духовно-нравственное содержание русской литературы 7.2 — курс Бориса Ланина

Методика преподавания литературы. Авторский курс Бориса Ланина. Модуль 7: Воспитательный потенциал литературного образования. Занятие 2: .

Канал для педагогов. Российский учебник


Новая модель аттестации учителей 2018

Тема: Новая модель аттестации учителей. Аттестация учителей в 2018. В ходе вебинара вы узнаете о том, что изменится в деятельности учителя, .

Вебинары. Корпорация Российский учебник



Интервью с директором Русской Школы им Пушкина. Как сохранить русский язык у детей?

До иммиграции мы тратим массу сил, чтобы впихнуть в детей побольше английского. Переехав, сражаемся за сохранение русского. Это непростая .

Vpered Global


Литература 8 класс (Урок№1 - Русская литература и история. Историзм творчества классиков рус.литер.)

Литература 8 класс Урок№1 - Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм .

LiameloN School


КК ИПК вебинары


Семинары для учителей русского языка и литературы 21.11.2018 г

school85.info


Игорь Волгин. Русская литература как национальная идея.

Встретились, поговорили - писатель и историк Игорь Волгин 1:59 – кому мешает Пушкин в Латвии 6:22 – как изменится человечество после пандемии .

Radio Baltkom I Mixnews


Метасюжеты русской литературы 19 века | Дмитрий Быков | Лекториум

Метасюжеты русской литературы 19 века | Лектор: Дмитрий Быков | Организатор: ФМЛ 239 Смотрите это видео на Лекториуме: .


Опыт обучения русскому языку в начальной школе: проблемы и пути решения

Дорогие коллеги! С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации .

Вебинары. Корпорация Российский учебник


Русский язык и литература с нерусским языком обучения видео №1

Центр Образовательных программ



Секреты мастерства создания и ведения сайта ИБЦ в школе

Канал для педагогов. Российский учебник



Государственный Литературный Музей


III Ежегодная международная конференция "IPR EDU-2019"

Участники Руководители вузов, библиотек, учебно-методических отделов, отделов комплектования, институтов и других подразделений .

Российская Ассоциация Электронных Библиотек


Как сохранить свой язык, а значит и свою культуру, будущее своего народа? Что бы такое придумать, чтобы воспрепятствовать растворению своего .


Современные подходы к обучению русскому языку как неродному

Канал для педагогов. Российский учебник


Русская литература, 6 - класс, 1 - четверть

Русская литература, 6 - класс, 1 - четверть.

Центр Образовательных программ


Литература 11 класс. Занятие 1. Русская литература конца XIX – начала XX века

Русская литература конца XIX – начала XX века. Традиции и новаторство Из этого занятия вы узнаете: - темы и герои реалистической литературы, .

Школа им. Н.И. Лобачевского ОНЛАЙН


Прямая трансляция - Русская классическая литература в репертуаре детского чтения

20 февраля 15:00, Детская библиотека им. Н.Д. Наволочкина В ходе чтений планируется рассмотреть вопросы преподавания русской классической .

ХКДБ им. Н.Д. Наволочкина


Положение русского языка в мире: презентация исследования МАПРЯЛ

Официальный канал МАПРЯЛ/РОПРЯЛ


История искусств // Лекция-консультация по олимпиаде PS(R)S

Победители и призёры олимпиады Petropolitan Science (Re)Search получают от 50 до 100 дополнительных баллов за индивидуальные достижения при .


Управление внутришкольным развитием профессиональной компетентности учителя

Канал для педагогов. Российский учебник


Будь успешным! Поступи в магистратуру Института ЛПО МИЭТ!


Русский язык | Подготовка к олимпиаде 2017 | Cезон V | 6 класс


Канал для педагогов. Российский учебник


Русский язык и литература, 10й класс, Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема: Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель: Думитраш Оксана Автор: Думитраш Оксана Музыка: Полли Анна - Автор: Евгений Дога, .

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 297 стр.
  • Жанр:к ультурология, р усский язык как иностранный, у чебно-методические пособия (методички), я зыкознание
  • Теги:м етодики преподавания, п реподавание литературы, р усская литератураРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 600 ₽ и две книги из персональной подборки.Узнать больше

Издание будет полезно для руководителей и учителей русской зарубежной школы, родителей билингвов, преподавателей русского языка и литературы в РФ, научных сотрудников, всех тех, кто интересуется методикой преподавания литературы.

Читайте также: