Волос хуррамабад краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Андрей Волос не придерживается неких заданных тем, не перекошен стилистически в какую либо сторону. Он может поиграть в социальную фантастику в духе Пелевина, но если тот заржавел в своих латах и движется только по кругу, то Волос как будто хаотично мечется от риэлтора к агенту КГБ, а от того, к знаменитому таджикскому поэту и в этом нет ни натянутости, ни неискренности.

Об авторе

В общем, автор любопытный, с какой стороны не зайди, гуляющий от Пелевина к Павичу, от Толстого кавказского периода к раннему Прилепину.

Сюжет

По сути это парафраз, смесь комсомольцев, пассионариев, целинников в одном флаконе. Не секрет, что многие из республик, вошедших после революции в состав СССР, находились на крайне низком уровне развития, не имея даже собственной письменности. И во все эти республики отправились молодые специалисты, которые строили, лечили, учили…

Можно посоветовать прочитать несколько наиболее выразительных рассказов, чтобы сложить общее мнение о книге, например:

Но это не даст той переливчатой гаммы ощущений, как при прочтении книги целиком. Не успеешь ощутить тот тягучий недобрый саспенс, бегущий за ворот холодок, когда в таком ярком и солнечном мире, каким Волос рисует город своего детства, начинают пробиваться ростки грядущей гражданской войны, которую нельзя ни предотвратить, ни остановить.

Некоторые герои перемещаются из рассказа в рассказ или упоминаются вскользь, что ещё более цементирует сюжет, и не везде русские персонажи стоят на первых ролях, Волос рисует таджикские типажи так же непринуждённо. И рисует их живыми людьми, которые иногда, однако, сливаются в шумную безжалостную вооружённую толпу.

И уже потом широкий пласт романтических воспоминаний о городе, который уже не вернуть, о мире без прикрас, но полном жизни, которую внезапно вытесняет смерть; о продавцах лепёшек, сотрудниках НИИ, бандитах, пенсионерах и генералах боевиков.
И ещё о возвращении в Россию, которое выпало многим и с которым немногие свыклись.

Так сыновья всевозможных наместников и губернаторов Британской Империи на островах в Индийском океане, не помнившие Туманного Альбиона не хотели возвращаться в хмурый официальный и чужой Лондон. Последний рассказ посвящён именно этому.

В остальном — и война, и всё, что вокруг этого бывает, не являясь поводом для разговоров, живет и болит там, где положено. Я прочитал с удовольствием, но особым поклонником этого автора не стал. Рассказы довольно разные… Но читабельные. Собственно это даже не рассказы, а так называемый роман пунктир, где присутствует связь между рассказами и образы персонажей развиваются, а не находятся в статике. Для начинающего автора очень правильный жанр, который позволяет выпутаться из длинных сюжетных перевивов.

Читать Хуррамабад нужно хотя бы для того, что бы понять почему не нужно снова создавать СССР и уж точно не надо участвовать в создании ничего подобного. Тем же кому хочется такого величия- прямая дорога в поселки вагончики для беженцев, там они могут увидеть свое будущее уже сегодня.

Чтение в общем грустное, но я читал с удовольствием. Интересно сравнивать его с Маканиным. Нет в нем Маканинской виртуозности и владением словом, но видимо примерно общее образование и жизнь, сделали их похожими.

И вдруг страна побе­див­шего соци­а­лизма стала рас­пол­заться на раз­но­цвет­ные лос­куты. Арме­ния! Азер­бай­джан! Казах­стан! Узбе­ки­стан! Кир­ги­зия! Таджи­ки­стан! И еще! И еще.

Запад­ный мир при­шел в заме­ша­тель­ство. Была одна страна — стало много. И в каж­дой, ока­зы­ва­ется, — своя исто­рия и куль­тура, свои соб­ствен­ные надежды и пре­тен­зии, свои разо­ча­ро­ва­ния, беды и кровь… Как к ним отно­ситься? Чего от них ждать? Что они несут миру?

Если бы где-нибудь на тер­ри­то­рии быв­шего Совет­ского Союза и впрямь суще­ство­вал город Хур­ра­ма­бад, то, несо­мненно, обо­зна­ча­ю­щий его кру­жо­чек можно было бы отыс­кать на карте Таджикистана…

Таджи­ки­стан в его совре­мен­ных гра­ни­цах — это не одно­род­ная глыба. При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии ста­но­вится понятно, что таджики делятся на несколько тер­ри­то­ри­аль­ных общ­но­стей. (При­мерно так Гер­ма­ния делится на раз­ные земли.) Все они гово­рят, вроде бы, на одном языке — да в каж­дой земле все-таки по-сво­ему. Песни не те. Одежда отли­ча­ется. Танцы дру­гие. Свой­ства наци­о­наль­ного харак­тера разнятся…

Земли, сла­га­ю­щие совре­мен­ный Таджи­ки­стан — это Ход­жент, Куляб, Гис­сар, Гарм и Памир.

Памир больше всех не похож на собра­тьев. Языки памир­цев (на неко­то­рых из них гово­рит не больше двух сотен чело­век), имея один исто­ри­че­ский корень, сильно отли­ча­ются от сред­него таджик­ского. Шугнан­ский, бар­танг­ский, оро­шор­ский, хуфз­ский, сары­коль­ский, язгу­лем­ский, вахан­ский, ишка­шим­ский… Бла­го­даря труд­но­до­ступ­но­сти и уда­лен­но­сти Памира, все они сохра­нили черты, поз­во­ля­ю­щие воз­во­дить их к эпо­хам Бак­трии и Сог­ди­аны — древним госу­дар­ствам Сред­ней Азии.

Худ­жанд — город, исто­рия кото­рого насчи­ты­вает более чем две с поло­ви­ной тысячи лет. Воз­ник­нув на пере­се­че­нии тор­го­вых путей, он являлся цен­тром вла­сти и куль­туры. Худ­жан­дец скло­нен к разум­ным ком­про­мис­сам, к поли­ти­че­ским спо­со­бам раз­ре­ше­ния кон­флик­тов, в какой-то сте­пени — к конформизму.

Куля­бец — чело­век гораздо более жест­кий, реши­тель­ный. Это вспыль­чи­вый горец, мало­об­ра­зо­ван­ные предки кото­рого веками боро­лись с самой при­ро­дой, а не с ее тай­нами. Он реши­те­лен, все­гда готов к столк­но­ве­нию, не скло­нен про­щать обид и пола­гает кров­ную месть разум­ным и спра­вед­ли­вым делом.

Гарм гор­дится чисто­той сне­гов, рек, языка и веры.

Гис­сар — пло­до­род­ная и густо­на­се­лен­ная долина, где рас­по­ло­жи­лась, в част­но­сти, сто­лица Таджи­ки­стана — Душанбе, город, постро­ен­ный в 30‑х годах.

Исто­ри­че­ски Таджи­ки­стану при­над­ле­жали также Бухара и Самар­канд, и по сей день засе­лен­ные пре­иму­ще­ственно таджи­ками. Однако в 1929 году, когда совет­ская власть при­ня­лась по сво­ему разу­ме­нию про­во­дить спра­вед­ли­вые тер­ри­то­ри­аль­ные гра­ницы между раз­ными наро­дами, эти города ока­за­лись на тер­ри­то­рии тюр­ко­языч­ного Узбе­ки­стана. Так и хочется вспом­нить, как неосмот­ри­тельно Хафиз несколько веков назад про­пел в любов­ной горячке, что, мол, оба слав­ных города готов отдать за одну только родинку некоей смаз­ли­вой тюр­чанки! — вот и про­бро­сался Буха­рой и Самаркандом…

До рево­лю­ции, до при­хода Совет­ской вла­сти никто не пытался сле­пить из всех этих земель еди­ное госу­дар­ство. Каж­дой из них управ­лял бек — став­лен­ник Бухар­ского эмира. В свою оче­редь, весь Бухар­ский эми­рат с 1868 года нахо­дился в вас­саль­ной зави­си­мо­сти от России.

В 1929 году сли­я­ние про­изо­шло — была создана Таджик­ская ССР. Само объ­еди­не­ние раз­ных земель в еди­ное госу­дар­ство опре­де­лило и при­чины буду­щих кон­флик­тов и воз­мож­ного рас­пада: силой содви­нули вме­сте несколько частей, пре­воз­мо­гая сопро­тив­ле­ние пру­жин. Так взво­дят курок, кото­рый потом уда­рит по бойку.

У кор­мила вла­сти встали пред­ста­ви­тели Худ­жанда — поскольку пер­выми вос­при­няли рево­лю­ци­он­ную волну, катив­шу­юся с севера.

Худ­жандцы пра­вили больше шести­де­сяти лет, про­водя ту поли­тику, кото­рую им поз­во­ляли про­во­дить из Цен­тра, — поли­тику пар­тии. На их веку Таджи­ки­стан стал инду­стри­аль­ной рес­пуб­ли­кой с раз­ви­тым сель­ским хозяй­ством, запла­тив за это тем же, чем пла­тили все дру­гие рес­пуб­лики — сна­чала граж­дан­ской вой­ной, погро­мы­хи­вав­шей здесь до конца трид­ца­тых годов, затем репрес­си­ями, истреб­ле­нием ста­рой наци­о­наль­ной интел­ли­ген­ции, насиль­ствен­ными пере­се­ле­ни­ями и, в конце кон­цов, мно­го­чис­лен­ными и неиз­беж­ными при пла­но­вой эко­но­мике пере­ко­сами развития.

Совет­ский Союз пре­кра­тил свое суще­ство­ва­ние в 1991 году. Как только исчезла сила вла­сти союз­ного цен­тра, появи­лась воз­мож­ность попы­таться сде­лать жизнь лучше.

Вот такая исто­рия — очень корот­кая в моем изло­же­нии, а на самом деле бес­ко­неч­ная, как исто­рия любого народа.

Выходцы из Рос­сии зани­мают в ней свое место. В конце два­дца­тых годов они дви­ну­лись сюда вслед за Совет­ской вла­стью, чтобы стро­ить элек­тро­стан­ции, выра­щи­вать тон­ко­во­лок­ни­стый хло­пок, лечить людей, добы­вать уран и золото, засе­дать в парт­ко­мах и рыть каналы в каче­стве ссыль­ных. А в наши дни, гони­мые вой­ной и голо­дом, еще более мас­сово отка­ти­лись назад, на родину, навсе­гда оста­вив за спи­ной этот уди­ви­тель­ную страну — Таджикистан.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Андрей Волос Хуррамабад

Хуррамабад: краткое содержание, описание и аннотация

Андрей Волос: другие книги автора

Кто написал Хуррамабад? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Андрей Волос: Победитель

Победитель

Андрей Волос: Хуррамабад

Хуррамабад

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Андрей Волос: Недвижимость

Недвижимость

Андрей Волос: Аниматор

Аниматор

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Андрей Столяров: Чистый город

Чистый город

Андрей Волос: Недвижимость

Недвижимость

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Дора Коуст: Город Счастья (СИ)

Город Счастья (СИ)

Хуррамабад — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

И вдруг страна победившего социализма стала расползаться на разноцветные лоскуты. Армения! Азербайджан! Казахстан! Узбекистан! Киргизия! Таджикистан! И еще! И еще.

Западный мир пришел в замешательство. Была одна страна — стало много. И в каждой, оказывается, — своя история и культура, свои собственные надежды и претензии, свои разочарования, беды и кровь… Как к ним относиться? Чего от них ждать? Что они несут миру?

Если бы где-нибудь на территории бывшего Советского Союза и впрямь существовал город Хуррамабад, то, несомненно, обозначающий его кружочек можно было бы отыскать на карте Таджикистана…

Таджикистан в его современных границах — это не однородная глыба. При внимательном рассмотрении становится понятно, что таджики делятся на несколько территориальных общностей. (Примерно так Германия делится на разные земли.) Все они говорят, вроде бы, на одном языке — да в каждой земле все-таки по-своему. Песни не те. Одежда отличается. Танцы другие. Свойства национального характера разнятся…

Земли, слагающие современный Таджикистан — это Ходжент, Куляб, Гиссар, Гарм и Памир.

Памир больше всех не похож на собратьев. Языки памирцев (на некоторых из них говорит не больше двух сотен человек), имея один исторический корень, сильно отличаются от среднего таджикского. Шугнанский, бартангский, орошорский, хуфзский, сарыкольский, язгулемский, ваханский, ишкашимский… Благодаря труднодоступности и удаленности Памира, все они сохранили черты, позволяющие возводить их к эпохам Бактрии и Согдианы — древним государствам Средней Азии.

Худжанд — город, история которого насчитывает более чем две с половиной тысячи лет. Возникнув на пересечении торговых путей, он являлся центром власти и культуры. Худжандец склонен к разумным компромиссам, к политическим способам разрешения конфликтов, в какой-то степени — к конформизму.

Кулябец — человек гораздо более жесткий, решительный. Это вспыльчивый горец, малообразованные предки которого веками боролись с самой природой, а не с ее тайнами. Он решителен, всегда готов к столкновению, не склонен прощать обид и полагает кровную месть разумным и справедливым делом.

Гарм гордится чистотой снегов, рек, языка и веры.

Гиссар — плодородная и густонаселенная долина, где расположилась, в частности, столица Таджикистана — Душанбе, город, построенный в 30-х годах.

Исторически Таджикистану принадлежали также Бухара и Самарканд, и по сей день заселенные преимущественно таджиками. Однако в 1929 году, когда советская власть принялась по своему разумению проводить справедливые территориальные границы между разными народами, эти города оказались на территории тюркоязычного Узбекистана. Так и хочется вспомнить, как неосмотрительно Хафиз несколько веков назад пропел в любовной горячке, что, мол, оба славных города готов отдать за одну только родинку некоей смазливой тюрчанки! — вот и пробросался Бухарой и Самаркандом…

Читайте также: