Володин мать иисуса краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мать Иисуса. Евангельская история глазами современного драматурга.

Пьеса А. Володина “Мать Иисуса” – вещь немыслимая до перестройки. С такой симпатией говорить об Иисусе, с таким реализмом пытаться воссоздать историю смерти и воскресения Иисуса, первые споры, первые шаги Церкви!

Не стану обсуждать авторскую интерпретацию евангельских событий детей Иосифа, приемного отца Иисуса Володин делает детьми самой Марии; телесное воскресение Христа для него не факт, подтвержденный множеством свидетелей, а лишь благочестивая легенда: апостол один, а не двенадцать, так что содержание проповеди и судьба Церкви решаются единолично, а не соборно, и т. д. Понятно, пьеса не богословский трактат, а художественное произведение, поэтому поразмышляем о том, о чем размышляет сам автор – о нравственных проблемах.

Среди персонажей пьесы есть “нервный человек” – интеллигент, богоискатель, терзаемый. скептицизмом и моральными парадоксами. Мать Иисуса умеет помочь – просто сочувствием. участием, сопереживанием, цельностью собственной личности. Из беседы с нею нервный интеллигент делает для себя важный вывод (и вместе с ним, я думаю, и автор):

“До этого разговора я полагал так: если нет веры, значит, жизнь лишена смысла, нет единства с людьми, пустота. Теперь же я понял: можно быть лишенным религиозной веры и все же оставаться нравственным человеком, делать добро и не терзаться суетой. Разумеется, для этого требуется много сердца и ума”.

Может ли верующий человек согласиться с этим утверждением – по существу, одним из основополагающих принципов гуманизма? Полагаю, что может, и вот почему.

Существуют моральные принципы и живые человеческие чувства, которые имеют ценность и общезначимость независимо от того, есть Бог или нет Его. “Почитай отца и мать”, “люби ближнего твоего как самого себя”, “любите врагов ваших”, “кто ударит тебя в правую щеку твою; обрати к нему и другую”, “нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”, “человек. прилепится к жене своей и будут два одною плотью” – эти и подобные заповеди не есть заповеди существенно религиозные, они суть заповеди общечеловеческие, вытекающие из единства человеческой природы. Это единство дано нам как факт, вопрос же о происхождении этого единства – морально вторичен. Сотворен ли человек Богом из ничего, произведен ли Им из своей собственной сущности, есть ли человек плод эволюции природы или занесен из космоса – не меняет сути дела: природного единства человечества.

Наиболее непосредственно это единство дано при рождении – пуповина, связывающая человека с матерью, связывает его и со чсем человеческим родом. С матерью, затем с родом, затем с нацией, затем со всем человечеством. Все, что разрушает единство человечества, воспринимается как зло, – убийство потому есть зло, что убийца отрицает в другом такого же человека, как он сам. Греховны сами чувства, направленные против единства: “Всякий, ненавидящий брата своего есть человекоубийца”. Идеология зла – это отрицание за другими народами или классами, кроме своего, полноты принадлежности к человеческому роду: “только мы (катары*, брахманы**, мусульмане, арийцы, аристократы, пролетарии*** и т. д.) – настоящие люди, остальные – не настоящие”. Все начинается с матери – в ней для ребенка явлена плоть всего человечества. Если Иисус – проповедник единства человеческого рода, он ближе всех к самой сущности материнского начала.

Как я понимаю, Володину для того и нужны другие дети у Марии, чтобы показать, как они изменяют ей – и одновременно Иисусу. Старший сын эгоист, тем самым он уже отделил себя от всех людей, для него нет своих или чужих, для него все – чужие, младший – отворачивается от своего народа, римляне для него – более “настоящие” люди, чем евреи, дочь, напротив, ненавидит II презирает римлян: “настоящие” люди – это только евреи, ее путь в националистическое подполье. Иисус же открывает объятия всем – поэтому только Он в полной мере сын своей матери, поэтому только Он в полном смысле “Сын человеческий”. Мать тоже открыта всем. Да, дети ушли от пер. И Иисуса тоже физически нет рядом: Он пошел к людям. Но это не значит, что Он ушел от матери. Пусть фарисей не лжет дом ее нс пуст, Иисус всегда живет в нем, хотя и умер телом. Он живет и в душах человеческих – воскрес ли Он телесно и прочее – для Володина не так уж важно.

Уже отчасти несет в своей душе Иисуса римлянин: для него евреи – такие же люди, как римляне, поэтому он фактически усыновляет младшего сына Марии. Гордый успехами Рима, он уже готов приобщить к ним всех. Для него Иисус выражает то же, что и Рим, – универсальность человеческой сущности. Отрекшись от политических страстей, он все еще не может отрешиться от своих культурных пристрастий. Поэтому, не усомнившись, отрывает сына от семьи, чтобы воспитать его как римского гражданина.. Но Рим – это лишь часть мира. Обретая его, юноша теряет Иудею. Таким образом, полнота человеческая – удел лишь Иисуса, эту полноту сердцем принимает Мать.

Что же, по Володину, делает ученик, апостол, основатель Церкви? Он пытается присвоить Иисуса и создать свою партию, группу, секту, противостоящую остальным людям. Это- отрицание сути того, что принес Иисус, это – новое расщепление единства человечества, новая форма сепаратизма, уже не национального, но идеологического. Он делает то же, что фарисей, только v гого другая партия. Фарисей ненавидит Иисуса, ученик же боготворит Его. Мать защищает Иисуса от обоих, но ученик опаснее, ибо превращает Иисуса в идола и тем самым убивает дух Его; фарисей же лишь злобствует бессильно.

Ученик считает себя ближе к Иисусу, чем Мать, но он не понимает сути материнства, а значит, и учения Иисуса. Он не понимает, что именно в материнстве – универсальное начало человечества, и ищет это единство в идее, в организации. Ради этого он отрекается от невесты, у него не будет детей, его удел – насаждать идею. И Мать нужна ученику не потому, что он ее любит, а лишь для подтверждения идеи, для укрепления авторитета организации. Он даже не правдив и готов приписать Иисусу чудеса, которых тот не совершал: требует, чтобы Мать изображала из себя целительницу: он клевещет, что Иисус не любил Мать. Так в нем уже проступают в зачатке черты Великого инквизитора – этот дух не раз проявил себя в историческом христианстве. Не умер и сейчас.

Простые, глубокие мысли, ясность духа, высокий гуманизм – таковы основы и границы моего согласия – как верующего – с А. Володиным. А теперь мои возражения с позиции верующего: Иисуса и учения его Володин не постиг. В этом непонимании он не одинок и разделяет его со многими деятелями культуры, пытавшимися писать о Христе и христианстве. Если восхищение и любовь, то не к Иисусу, а к кому-то другому, выдуманному: если образы верующих, то не тех, которых чтит Церковь, но в лучшем случае – мятущихся душ, “взыскующих веры”, вроде “нервного интеллигента”. Что же, и образ старца Зосимы из “Братьев Карамазовых” был решительно отвергнут реальными оптинскими старцами, хотя самого Достоевского они очень любили. Так что мои возражения Володину – не есть сомнения в его добросовестности или литературном таланте. Меня мучает другой вопрос – может ли вообще автор, личность которого сформирована безрелигиозным гуманизмом, понять и тем более художественно изобразить верующего человека?

Чтобы услышать, понять другого, необходима внутренняя свобода, причем от всякого догматизма, в том числе и от гуманистического. Это особенно важно при обсуждении тех сторон христианской нравственности, которые не совпадают с моралью светского гуманизма. Существуют категории морали, интерпретация которых прямо зависит от того, есть Бог или нет Его. И еще от того – какой Он?

Что же нового с этой точки зрения принес Иисус? Володин прав – Иисус не создал новой партии в прежнем человечестве. Не расщепляя единства старого человечества, Он положил начало человечеству новому: оно существует не вместо прежнего, но вместе с ним. Для христиан единство человеческого рода символизируется происхождением всех от одного и того же праотца Адама. Как и мы, Иисус потомок Адама, и, подобно другим великим Учителям, Он собирает род Адама воедино. Христиане считают, что в этом Он добился большего, чем все другие Учители. Но суть не в этом. А суть в том, что если бы Он сделал только это, то не был бы Спасителем, не был бы Христом.

Иисус и, вслед за ним, верующие в Него ясно понимали и понимают, что человечество, предоставленное самому себе. обречено на гибель. В нем развивается как бы прогрессирующая раковая опухоль, и нет души, свободной от метастазов первородного греха, то есть от попытки остановиться и самоутвердиться в индивидуальности, которая выделяет, но и отделяет от единства человечества. Корень этого греха – отказ человека от сотворчества с Богом в созидании самого себя, отказ от решающего шага в этом созидании – сотворения себя как соборной личности. В результате то, что разделяет людей, оказывается сильнее того, что соединяет.

Речь не о том, что в человеке вне Иисуса Христа нет здоровых и добрых начал. Они есть в каждом, а в некоторых людях и преобладают. Но в конечном счете все же зло в мире оказывается мобильнее, хотя и добро сопротивляется упорно, порой успешно, иногда даже одерживает большие победы.

С появлением нового, христианского начала в человеке свобода не отменяется, зло не исчезает, но соотношение сил уже другое. Истина и добро ветхого человека получает опору в человечестве Христа, поэтому зло в конечном счете обречено на поражение, хотя будет упорно сопротивляться и временами побеждать. Последняя надежда сил зла – разрушить доверие ветхого человека, живущего в нас, к новому человеку, не пустить ветхого человека приобщиться к новому, не дать ему стать участником также и нового человеческого рода.

Новое человечество в нас не отменяет старого, оно спасает его: “не нарушить пришел Я, но исполнить”, – говорит Иисус. Поэтому подтверждаются и усиливаются все прежние заповеди: “люби ближнего”, “почитай отца и мать”, “человек. да прилепится к жене своей” и т. д. Но если старое не дает жить новому, если оно утверждает себя как единственное универсальное начало, если оно стремится изгнать новое, то погубит само себя. Тогда вступают в силу другие заповеди Иисуса: “кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня”; “нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради меня и Евангелия, и не получил бы ныне. во сто крат более. ”, “не мир пришел Я принести но меч ибо Я пришел разделить человека. с ближними его”; “предоставь мертвым погребать своих мертвецов” и т. д.

Всякая попытка рассматривать христианство лишь как религию объединения старого человечества – значит, проповедовать другую религию, не ту, что принес Иисус. Что мешает объединить человечество, которое на клеточном уровне, на уровне индивидуальности, несет в себе отрицание своего единства? Только через взаимную любовь Адама и Христа, только через подвиг смирения, самоотрицания, умерщвление ложного самодостаточного Я, через новое сотворение себя как свободной соборной личности может полностью исцелиться больная человеческая природа и спастись погибающий человеческий род. “Любите друг друга; как Я возлюбил вас”; “Я и Отец одно” – вот то поистине новое в морали, что принес Иисус, и только Он. Чтобы мы были все едины, как Сын и Отец одно – именно этот моральный идеал соборности наглядно выражен в иконе “Троица” Андрея Рублева, являющей собой вершину православного сознания.

Сама вера есть первичный нравственный акт христианина: она есть выражение его отношения к Богу, желание, согласие, чтобы Он был; она есть выражение воли к соборной любви во Христе, сознания невозможности спасения без Христа.

Образ Христа в культуре – благо, когда показывает, что Христос нам, ветхим людям, не чужой, что ничто человеческое ему не чуждо, кроме греха (грех так же бесчеловечен, внечеловечен. античеловечен). Образ Христа в культуре может служить злу, когда внушает нам, что Христос – только потомок Адама, только сын Марии, но не Сын Божий. Образ Христа в культуре во зло, когда внушает невозможность бытия каждого человека во Христе как нового и другою, как человека веры, смирения, свободы, как соборного человека.

Согласно христианскому преданию, мать Иисуса, братья и сестры Его – дети приемного отца Иосифа от первого брака, вся родовая, человеческая семья Иисуса входит в новую человеческую семью – в Христово братство, в Христову Церковь. Мария, родив Его, ввела Его в род Адамов, Он же, поскольку она поверила Ему и стала его ученицей и причастницей, ввел ее в новый род человеческий, род Иисусов. Но она не перестала от этого быть дочерью Адама и матерью Иисуса, не перестала быть еврейкой из рода Давидова, как и сам Иисус, будучи ее Сыном, не перестал быть евреем из того же рода. Но как зачатый во чреве Марии Богом, Он есть новый человек, всечеловек, основатель нового рода, в котором “нет ни эллина, ни иудея”. Так и никто из христиан не теряет своего единства с семьей, нацией, всем человеческим родом, но, напротив, окончательно это единство обретает, обретая и новое, большее – единство с Иисусом Христом, а через Него с Богом. В этом – источник и щит христианской нравственности, в этом ее коренное отличие от морали гуманизма.

Этого нет в пьесе Володина, и все же есть в ней, повторюсь, те моральные принципы и живые человеческие чувства, которые ценны и общезначимы для всех и всегда. Тем она и полезна.

***В 30-е годы в нашей стране мужик рассматривался как человек “низшего сорта” — это оыло психологической, основой для террора против него (см., напр.: Ксения Мяло. Оборванная нить. “Новый мир”, 1988. № 8).

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Мать Иисуса: краткое содержание, описание и аннотация

Александр Володин: другие книги автора

Кто написал Мать Иисуса? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Александр Володин: С любимыми не расставайтесь! (сборник)

С любимыми не расставайтесь! (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Мать Иисуса — читать онлайн ознакомительный отрывок

Тридцать третий год нашей эры. Дом Марии, матери Иисуса. В открытой двери стоит ее младшая сестра. Она вглядывается в сумрак дома.

- Мария! - тихо позвала она.

- Что там? Где мальчик? - отозвалась Мария.

- Отвела ребеночка, нашлись люди, приютили.

- Ну кто теперь не боится! Тоже дрожат. Самые верные друзья попрятались. Все куда-то исчезли, никого не найти. А первый друг, Петр, первый и отрекся.

- Вот ругаешься. Нехорошо.

- А вот потому и нехорошо.

- Почему нехорошо? Ты можешь объяснить членораздельно?

- Почему, спрашиваю, нехорошо? Мария прислушивалась к тому, что происходит на улице. Гомон голосов нарастал.

- А. Он что говорил? Других не надо судить. Тогда и тебя судить не будут.

- Не знаю, не слышала, чтоб он это говорил.

- Спроси у людей, которые слышали.

- Все что-нибудь слышали. Каждый что-нибудь да слышал. Мы, говорят, ученики. Учились, учились, ничему не научились.

- Я все-таки пойду, - сказала Мария.

- Не знаю, не знаю. Лягу на гробницу, полежу.

- Тогда я тоже с тобой. Пускай видят. А то правда, живой был - за ним толпы ходили, а казнили - никого нет.

Дверь отворилась. Вошел мальчик лет шестнадцати.

- Почему ты ушел? - спросила Мария.

- Они сказали - иди домой.

- Там хозяин пришел. Он сказал, чтоб я убирался домой, не хватает, чтобы меня у них нашли.

- Еще один смельчак, - сказала сестра.

- Я есть хочу, - жалобно сказал мальчик.

- Что ты сразу начинаешь ныть? Как будто ему не дают. Не дадут - тогда будешь ныть.

- Смотри, мама, она опять придирается.

- Потому что не строй из себя ребеночка.

- Не ссорьтесь, - сказала Мария.

- Поцелуй его, - сказала сестра.

- Я и тебя могу поцеловать.

- Мы уйдем, а его куда денем?

- Я дома буду, я есть хочу, - сказал мальчик.

- Сейчас покормлю, - сказала Мария.

- А вы куда собрались?

- Мы в Ерусалим идем.

- Пойдем к гробнице, где лежит Иисус.

- В гробнице Его уже нет.

- Как нет? - не поняла Мария.

- Где же Он? - спросила сестра.

- А Его унесли оттуда.

- Куда унесли? Кто унес? Где Он? Где! - всполошилась Мария.

- Неизвестно. Кто-то вытащил и унес.

- Что-то недослышал, что-то недопонял и болтает, - сказала сестра.

- Объясни, недоразвитый, - что ты там недопонял?

- Да это все уже знают. Женщины пошли к пещере, а камень отвален. Пещера открыта, и никого там нет.

- Какие женщины ходили? Припомни, кто это видел? - настаивала сестра.

- Магдалина ходила и еще кто-то.

- Магдалине верить нельзя, она истеричка.

- А если Петр видел то же самое? Только потому, что я это говорю, мне не верят!

- Постой, что они видели там? Просто пустая пещера?

- Просто пустая пещера. И только пелены лежат, в которые Он был обернут. Белые пелены в крови.

- Верно, Он был обернут, - сказала Мария.

- Если это правда - надо разобраться. Может быть, Его эти негодяи утащили, фарисеи. И зарыли где-нибудь в другом месте. Чтоб ничего не осталось. Чтоб никто не мог прийти к этой пещере. Чтобы не встретились пришедшие туда, не посмотрели бы друг другу в глаза, не подумали чего-нибудь.

- А говорят, наоборот, что его унесли друзья и спрятали в надежном месте, - сказал мальчик.

- Как они тебя спрятали, так они и Его спрятали.

- А может быть, Он все-таки остался жив? - сказала Мария.

- Что ты? - воскликнул мальчик.

- Мария, перестань, - сказала сестра.

- Думают, замучили Его до смерти, а Он жив.

- Пойдем, там все выясним. Нечего верить слухам, да еще из десятых уст.

- Теперь как раз нельзя отлучаться. В случае чего - куда Ему идти? Он же сюда пойдет. Пришел, а нас дома нет.

- Мария, бедная моя, ты послушай себя, что ты говоришь. Он три часа висел на кресте. Потом специально проверяли, что Он умер!

- Ты иди. Все узнай там и мне расскажешь. А я пойду. Привести хоть в порядок дом. Разгром такой. Сынок, ты помоги мне, чтобы побыстрее.



Облачное Успение. Начало XIII в.
Государственная Третьяковская галерея

За исключением двух пьес Симеона Полоцкого и Димитрия Ростовского, внимание драматургов было сосредоточено на ветхозаветной истории. Выбор именно этих сюжетов не случаен: кроме того, что они красочны и захватывают внимание, они не приводили к конфликту с церковными богослужениями, поскольку эти книги во время служб не использовались.


Богоматерь Иерусалимская. XVI в.
Вологодский государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

В 1820-е гг. по поручению Синода в России началась работа по переводу Библии на современный русский язык (так называемый Синодальный перевод). Перевод издавался по частям, по мере завершения работы над отдельными книгами, до 1875 г., а в 1876 г. был выпущен в свет и полный текст. Публикация книг Священного Писания на русском языке вызвала всплеск интереса к ним в драматургическом отношении.


Всех скорбящих Радость (с грошиками).
XIX в. Государственный исторический музей (Москва)


Н. Ершова (сестра), Т. Кулиш (мать Иисуса), С. Сытник (старший брат). Александринский театр. 1991 г. Фото В. Красикова

Александр Володин, внимательный читатель, следует Евангелию. В первую очередь это относится к ближайшему окружению Марии — Ее, а значит, и Ее Сына родственникам.


Т. Кулиш (мать Иисуса). Александринский театр. 1991 г. Фото В. Красикова


Похвала Богоматери с Акафистом.
XIV в. Успенский собор Московского Кремля


Е. Дурова (дочь), А. Каменкова (мать), С. Тарамаев (младший сын). Театр на Малой Бронной. 1988 г. Фото Г. Несмачного


А. Каменкова (мать). Театр на Малой Бронной. 1988 г. Фото Г. Несмачного

В пьесе немного общих исторических реалий. Володин не заостряет на них внимание, лишь эпизодически вводя в текст.


Богоматерь Вифлеемская. Вифлеем. Храм Рождества







Всех скорбящих Радость. 1707 г. А. И. Квашнин.
Государственная Третьяковская галерея




Благовещение Устюжское. XII век.
Государственная Третьяковская галерея



Мать Иисуса, Александр Моисеевич Володин - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

О книге

Краткое содержание

"Эта пьеса была дорога Александру Володину особенно. Написал он ее давно, ставилась она мало и, кажется, не очень удачно. Как-то речь зашла об издании "библиотечки драматурга XXI века". Идея была простая: одна книга - одна пьеса, но самая любимая. Александр Моисеевич, почти не раздумывая, сказал: "Печатай "Мать Иисуса". Этот проект его очень воодушевил, но, к сожалению, мы не успели. Володин умер. Это седьмая книга Александра Моисеевича, мной изданная. Если следовать мистике цифр, то число "семь" означает полноту и совершенство замысла". Николай Якимчук

Читайте также: