Волкодав семенова краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Книги серии

Описание сюжета

Серия романов повествует о молодом воине из рода Серого Пса по прозвищу Волкодав. Когда он был ещё мал, на его родное селение напали. Всех представителей веннского рода Серых Псов предали мечу, однако оставили мальчика живым и продали его в рудники под названием Самоцветные горы. Но Волкодав вышел из рудников (единственный раб, сумевший сделать это по своей воле). Его первоочередной целью стала месть за свой род.

Главные герои

Главный герой серии романов — Волкодав. В начале первого романа ему 23 года [1] , к концу серии — около 30 лет [2] . В первых книгах Волкодав показан как молчаливый варвар, способный решать проблемы только физической силой — хотя он довольно рассудителен, но не дипломатичен. В предпоследней части серии, по воле судьбы став учителем боевого искусства кан-киро в замке-храме Близнецов, он становится уже достаточно просвещённым и много часов проводит в местной библиотеке. Ещё одна отличительная особенность Волкодава — его трепетное отношение к женщинам:

Место действия

Реальное подобие времени и мест действия романов нигде не упоминается точно. Сама писательница говорит об этом следующее:

Это, конечно, некая другая планета, хотя и подозрительно похожая на нашу Землю. Я ее снабдила некоторыми другими животными, да и с климатическими условиями обошлась так, как мне этого хотелось. Но вообще-то не слишком вдавалась в размышления, в каком созвездии эту планету расположить.
Мария Семёнова [2] .

Что касается народностей, показанных в романе, по словам Марии Семёновой, племя веннов можно отнести к славянам, сегванов — к германцам-скандинавам, а вельхов — к кельтам [4] .

Оформление серии

Экранизации

Книги мира Волкодава

С самого начала в работе над циклом участвовал Павел Молитвин. Вот как рассказывала об этом М. Семёнова в 1996 году:

У века каждого
На зверя страшного
Найдётся свой
Однажды волкодав.

Содержание

Как ни странно, Щенок в неволе не только уцелел, но вырос и возмужал. Каждую свободную минуту юный раб тратил на тренировки в рукопашном бое или во владении импровизированном оружии. Соседи по забою сначала кидались камнями в неугомонного мальчишку, мешающему спать в короткие часы отдыха — но затем нашёлся учитель, воин из Мономатаны, взятый в плен и проданный в рабство. За ним последовали другие. Попутно Щенок учил языки всех племён, чьи представители встречались в Самоцветных Горах — и готовился к мести.

Настал день, когда надсмотрщик по кличке Волк решил позабавиться и вызвать на поединок одного из рабов. По обычаю Самоцветных Гор раб, одолевший без оружия вооружённого надсмотрщика, получал свободу. И первым вызвался как раз Щенок (к тому времени — уже, скорее, Пёс). Он убил Волка голыми руками — но сам был тяжело ранен, и потому с рудника его выкинули умирать. Однако племя вилл, летучих людей, подобрало его, вылечило и выходило. Оклемавшись, Волкодав (а как ещё называть Пса, убивающего волков?) спустился с гор, чтобы в один прекрасный момент вернуться на родину и отомстить тому, кто погубил его род.

За время пути Волкодав испытал множество приключений. Он встретился с жрицей матерью Кендарат, научившей его борьбе кан-киро [3] . Он учился владеть уже настоящим оружием. Поневоле принимал участие в войнах — Волкодав защищал мать Кендарат и стоял за справедливость. И наконец его путь привёл его на берега реки Светынь, где в недавно отстроенном замке жил кунс Винитар по кличке Людоед.

Пробравшись в замок, Волкодав убивает Винитара и пару его подручных, поджигает замок и готовится красиво умереть в огне — с его точки зрения жизнь кончена: месть свершилась — и чего дальше тянуть? Но вышло так, что к Волкодаву прибились пленник из подземелий замка Тилорн и девчонка-рабыня Ниилит — их надо было спасти, и поневоле Волкодаву приходится жить дальше.

Волкодав со своими вновь обретёнными спутниками добирается до Галирада — столицы державы сольвеннов, народа, родственного веннам. Но и там жить тихо и мирно не получается: то Волкодав возьмётся защищать Эвриха, раба жреца Богов-Близнецов, то местная правительница-кнесинка вдруг решит нанять чужака из веннских лесов в качестве телохранителя, то боярин вдруг замыслит измену… Одним словом, Волкодав поневоле окажется втянут в большую политику — и его путь проляжет из Галирада далеко в другие земли.

Кроме того, сеттинг весьма богат на культурные шаблоны:

  • Венны — аналог древних и предельно архаичных славян.
  • Сольвенны — аналог жителей то ли Киевской Руси (или, судя по обильной морской торговле — Новгорода Великого), то ли Чехии или Польши. Одним словом — дохристианское славянское княжество.
  • Сегваны — германские племена. При этом чётко делятся на островных (аналог скандинавов) и береговых (аналог именно германцев из Центральной Европы).
  • Арранты — Древний Грим как он есть. Этакая дикая помесь классической Древней Греции, Римской Империи и поздней Византии.
  • Вельхи — кельты. Многие слова вельхского языка, приводимые в книге — на самом деле слегка изменённые ирландские. Плюс волынки-пиобы, плюс боевые колесницы вместо кавалерии, плюс обычай коллекционировать головы врагов…
  • Нарлак — аналог венгров.

Это далеко не полный перечень: народов в цикле целая куча — и у каждого найдётся исторический аналог.

По состоянию на начало 2017 года в цикл входят следующие книги (перечисляются в порядке выхода):


Содержание

Обзор на первую…

…и вторую половину фильма.

0. Истовик-камень (2000)
0. Мир по дороге (2014)
1. Волкодав (1995)
2. Право на поединок (1996)
3. Знамение пути (2003)
4. Самоцветные горы (2003)

  • Там, где лес не растёт (2007)
  • Братья
    • Тайный воин (2015)
    • Царский витязь (2018)
    • Павел Молитвин
      • Спутники Волкодава (1996)
        • Жемчужина для вождя (Тилорн)
        • Сундук чародея (Ниилит)
        • Глаз дракона (Эврих)
        • Бусый Волк (Кузница ветров) (2007)
        • Берестяная книга (2009)
        • Чёрная звезда (2015)

        Срисованы культуры не всегда достоверно, зато любовно и с неизменным тщанием, так что серьёзной критике от внимательных читателей книги Семёновой подвергаются довольно редко.

        • Венны — архаичные (и, надо сказать, изрядно романтизированные) северные славяне.
        • Сольвенны, близкие родичи веннов — восточные славяне дохристианской Руси, Чехии… Короче, любые славяне того периода, когда государство уже возникло, а христианство ещё не было воспринято славянами.
        • Сегваны — германцы. Островные, живущие на архипелаге и постепенно переселяющиеся на материк — местный аналог скандинавов, береговые, испокон веков обитавшие на материке, мастера конного боя в тяжёлых доспехах — соответственно, германцы центрально-европейские.
        • Вельхи — кельты. Многие слова вельхского языка, приводимые в книге — на самом деле искажённые ирландские. Вдобавок вельхи ездят на колесницах, не дураки выпить, подраться и сыграть на пиобах (волынках), у них много рыжих и бой-баб, а после смерти попадают на Остров Яблок (который Авалон).
        • Арранты — нечто среднее между Древней Грецией (развитая философия и литература), Древним Римом (в прошлом остров Аррантиада владел обширными колониями на материке) и Византией эпохи упадка (в описываемое время Царь-Солнце, монарх Аррантиады, не очень уверенно контролирует даже собственные города).
          • Некий завоеватель из прошлого этого мира, Гурцат Великий — тоже явно параллель с римскими императорами. Во всяком случае, его войско носило характерные шлемы, очень похожие на шлемы римлян.
          • Богиня любви Прекраснейшая — аналог Афродиты. Творит только добро, самое худшее — не подарит взаимности в любви.
          • Особняком стоят итигулы, которые не столько списаны со стереотипных горцев, сколько с индейцев, а конкретно — с инков, с их земляным яблоком и узелковым письмом.
          • Ну, сами меорэ просто нагло полезли на берег, шуганув местных степняков. Последняя война началась именно со спровоцированных этим разборок в степи, перекинувшихся на близлежащие государства.
          • Точнее, не почитается в официальном культе. В народной вере в Близнецов культ Матери ещё и фору даст богородичному культу в христианстве. Но вот иерархами он почитается полуязыческим и осуждается.

          — Сколько тебе лет? — Двадцать три. — А сражаешься сколько? — Четыре… — А я — с четырёх, — с мальчишеской досадой заявил Крут. — В тот год твой отец, не знаю, родился ли! Почему ты сразу увидел то, что я понял только теперь? Волкодав сказал: — Наверное, ты всё с честными воинами дело имел, воевода. Не как я, с висельниками.

          Мария Семенова - Волкодав

          Мария Семенова - Волкодав краткое содержание

          Волкодав - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

          Автор сердечно благодарит

          филолога и этнографа

          Елену Всеволодовну Перехвальскую

          Павла Вячеславовича Молитвина

          Павла Львовича Калмыкова

          Владимира Тагировича Тагирова

          инженера по компьютерам

          Без их деятельной помощи эта книга ни за что не получилась бы такой, какова она есть!

          Одинокая птица над полем кружит.
          Догоревшее солнце уходит с небес.
          Если шкура сера и клыки что ножи,
          Не чести меня волком, стремящимся в лес.

          Лопоухий щенок любит вкус молока,
          А не крови, бегущей из порванных жил.
          Если вздыблена шерсть, если страшен оскал,
          Расспроси-ка сначала меня, как я жил.

          Я в кромешной ночи, как в трясине, тонул,
          Забывая, каков над землёй небосвод.
          Там я собственной крови с избытком хлебнул —
          До чужой лишь потом докатился черёд.

          Я сидел на цепи и в капкан попадал,
          Но к ярму привыкать не хотел и не мог.
          И ошейника нет, чтобы я не сломал,
          И цепи, чтобы мой задержала рывок.

          Не бывает на свете тропы без конца
          И следов, что навеки ушли в темноту.
          И ещё не бывает, чтоб я стервеца
          Не настиг на тропе и не взял на лету.

          Я бояться отвык голубого клинка
          И стрелы с тетивы за четыре шага.
          Я боюсь одного – умереть до прыжка,
          Не услышав, как лопнет хребет у врага.

          Вот бы где-нибудь в доме светил огонёк,
          Вот бы кто-нибудь ждал меня там, вдалеке…
          Я бы спрятал клыки и улёгся у ног.
          Я б тихонько притронулся к детской щеке.

          Я бы верно служил, и хранил, и берёг —
          Просто так, за любовь! – улыбнувшихся мне…
          …Но не ждут, и по-прежнему путь одинок,
          И охота завыть, вскинув морду к луне.

          1. Замок Людоеда

          Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым призрачным серебром. Человек по имени Волкодав шагал через лес – с холма на холм, без троп и дорог, широким шагом, размеренным и неутомимым. Он не прятался. Не хоронился за деревьями, не избегал освещённых прогалин, не пригибал головы, хотя босые ноги по давней привычке несли его вперёд совершенно бесшумно. Связанные тесёмками сапоги висели у него на плече. На другом плече, держась коготками, сидел пушистый большеухий чёрный зверёк. Когда Волкодав перепрыгивал через валежины или нырял под нависшую ветку, зверёк, чтобы сохранить равновесие, разворачивал крылья. Тогда делалось видно, что это летучая мышь и что одно крыло у неё разорвано почти пополам.

          Волкодав помнил эти места наизусть, как свою собственную ладонь. Он знал, что доберётся до цели прежде, чем минует полночь. Копьё покачивалось в его руке, блестя в лунном луче. Короткое копьё с прочным древком и широким, остро отточенным наконечником, снабжённым перекладиной, – на крупного зверя.

          Останавливался он всего дважды. В первый раз – возле большой засохшей осины, что стояла у скрещения давно заброшенных лесных троп. Вытащив нож, Волкодав проколол себе палец и начертал на обнажённом, лишённом коры стволе священный Знак Огня – колесо с тремя спицами, загнутыми посолонь. Кровь казалась чёрной в холодном, мертвенном свете. Волкодав прижался к дереву обеими ладонями и лбом и постоял так некоторое время. Губы его беззвучно шевелились, перечисляя какие-то имена. Потом он снял заплечный мешок, положил копьё и ссадил Нелетучего Мыша на гладкое древко, осторожно отцепив от своей рубахи его коготки. Зверёк, однако, расставаться с ним не пожелал: подпрыгнув, привычно вскарабкался по одежде на прежнее место и устроился на плече Волкодава, крепко ухватившись зубами за толстую льняную ткань – на тот случай, если человек вновь попробует его отодрать. Волкодав покосился на него и молча полез вверх.

          Достигнув первой ветки, он повис на руках, потом стал раскачиваться. Скоро ветка затрещала и обломилась под его тяжестью. Волкодав со звериной ловкостью приземлился в мягкую лесную траву. Упёрся коленом и переломил ветку на несколько частей. Ему не было дела до посторонних ушей, способных услышать хруст. Вновь вытащив из ножен тяжёлый боевой нож, Волкодав принялся расщеплять обломки. Вышел изрядный пучок лучины. Каждую щепку Волкодав смочил кровью из пальца, потом убрал их в кошель на поясе. Поднялся, поклонился дереву и зашагал дальше.

          Второй раз он остановился, когда с высокого, крутого холма перед ним открылась деревня. Взгляд Волкодава мгновенно отыскал один из домов под низко нахлобученной земляной крышей – и больше не покидал его. Посередине крыши, возле охлупня, светилось отверстие дымогона. Когда-то, очень давно, в этом доме жил мальчик из рода Серого Пса. Жил от самого рождения и до двенадцати лет. На двенадцатую весну мужи рода должны были отвести его в мужской дом для испытаний, назвать мужчиной и, сотворив обряды, наречь новым именем. Не младенческим домашним прозванием, а настоящим именем, которое ни в коем случае нельзя открывать чужаку. Это имя будут знать только самые близкие люди. Да ещё жена, когда ему придёт время жениться. А прежде чем уводить его лесными тропами, собирались устроить пир, на котором должно было хватить места всем: и родне, и соседям, а может, даже и чужеземцам – сегванам кунса Винитария, поселившимся за поворотом реки…

          Но именем мальчика так и не нарекли. Потому что в самый канун праздника наёмные воины кунса Винитария пристегнули мечи к поясам и напали на спящую деревню ночью, по-воровски. Как говорили, задуман был этот набег не ради пленников или наживы – ради захвата обжитых земель и устрашения окрестных племён. Явившись гостем, Винитарий устраивался в этих местах надолго…

          Мальчик, сражавшийся как мужчина, остался в живых по дурной прихоти победителей. На него спустили собак, но злющие кобели, сколько их ни натравливали, рвать его так и не стали: подбегали, сердобольно обнюхивали и отходили прочь… Потом было хуже. Восемь неудачных побегов, четыре рабских торга, досыта унижений. И наконец строптивый щенок Серого Пса угодил в Самоцветные горы, в страшный подземный рудник…

          В доме раскрылась дверь. Острые глаза Волкодава различили девичий силуэт, мелькнувший на фоне освещённого прямоугольника. Притворив дверь, девушка пошла по тропинке к берегу реки – туда, где, несмотря на поздний час, вился дым над крышей кузницы и раздавался мерный стук молотка. Волкодав мог бы поклясться: девка несла ужин кузнецу, припозднившемуся с работой.

          Читайте также: