Война и мир тильзитский мир краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В этой статье представлено краткое содержание романа "Война и мир" по томам: краткий пересказ 1, 2, 3 и 4 томов с эпилогом.

Смотрите:
- Краткое содерание "Война и мир" (наиболее сжатое)
- Все материалы по роману "Война и мир"

Краткое содержание романа "Война и мир" по томам: краткий пересказ 1, 2, 3, и 4 томов с эпилогом

Главными героями романа являются молодые дворяне Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, их братья и сестры. Центральное место в романе занимают несколько дворянских семей: Болконские, Ростовы, Безуховы, Друбецкие, Курагины.

Том 1

1805 год. Один из главных героев романа Пьер Безухов - молодой человек, незаконнорожденный сын богатого графа, добрый, умный, но доверчивый юноша. После смерти отца Пьер наследует огромное состояние, а также титул графа.

Лучшим другом Пьера является другой главный герой романа - молодой князь Андрей Болконский. Андрей - умный, глубокий, серьезный человек. Он презирает пустую светскую жизнь и не может найти свое призвание в жизни. Андрей женат на милой, но пустой женщине Лизе Болконской. Супруги ждут первого ребенка. Устав от светской жизни, Андрей решает ехать на фронт (в это время Россия воюет с Францией).

Пьер Безухов дружит с большой и доброй семьей Ростовых. Юноша особенно дружен с 13-летней Наташей Ростовой, одной из главных героинь романа. Наташа влюблена в Бориса Друбецкого, друга семьи и дальнего родственника. Влюбленные надеются пожениться, однако со временем их детская любовь утихает и каждый идет своей дорогой. Борис также едет на фронт, где строит блестящую карьеру.

Старший брат Наташи, всеобщий любимец Николай Ростов, бросает учебу в университете и тоже собирается на фронт. Он влюблен в свою троюродную сестру Соню (девушка живет в семье Ростовых как приемный ребенок). Николай и Соня надеются со временем пожениться.

Ноябрь 1805 г. Русские войска под командованием Кутузова находятся в Австрии у Браунау. Андрей Болконский служит здесь адъютантом Кутузова, а затем - помощником Багратиона. Русская армия проигрывает французам в Шенграбенском сражении. В этом сражении Николай Ростов получает ранение.

Пьер не идет на фронт, тогда как все его друзья отправляются воевать. В высшем свете Пьер считается завидным женихом. Князь Василий Курагин сводит Пьера со своей дочерью Элен Курагиной - красивой, но развратной девушкой. Пьер сомневается в своих чувствах к Элен, но в конце концов женится на ней. Элен выходит замуж ради денег.

2 декабря 1805 г. русская и австрийская армии проигрывают французам в сражении под Аустерлицем. В этой битве Андрей Болконский получает тяжелое ранение и попадает пленным в госпиталь к французам.
(смотрит: краткое содержание тома 1 - часть 1, часть 2, часть 3)


Том 2

Начало 1806 г. Пьер Безухов подозревает, что его жена Элен изменяет ему. После скандалов Элен и Пьер решают не жить вместе. Пьер передает жене часть своего состояния, чтобы та ни в чем не нуждалась. Элен ведет светскую жизнь. Она сближается с Борисом Друбецким, который тем временем продолжает делать блестящую карьеру.

В поисках себя Пьер Безухов увлекается идеями масонов и вступает в масонскую ложу. Вдохновленый идеями масонства, Пьер пытается улучшить жизнь своих крестьян (строит школы, больницы и т.д), снова живет вместе со своей женой Элен (живет с ней как сосед), а также устраивается на службу чиновником. Вскоре Пьер разочаровывается в масонской ложе и ее идеях. Он оставляет жену Элен и вновь ведет разгульную жизнь.

В июне 1807 г. между русской и французской армиями происходит Фридландское сражение, за которым следует перемирие. 13 июня Наполеон и император Александр I обсуждают мировое соглашение в Тильзите. Николай Ростов служит на фронте. Он оказывается в Тильзите и лично видит императора Александра I, что приводит его в восторг.

Тем временем все считают Андрея Болконского погибшим под Аустерлицем. Его сестра Марья Болконская и отец живут в своем имении. Княжна Марья - добрая, кроткая, но некрасивая девушка. Она глубоко страдает от тяжелого характера своего отца. Девушка находит утешение в религии и помощи бедным.

Наконец у Лизы Болконской начинаются роды. В этот же день Андрей Болконский внезапно возвращается домой. Родив сына (Николеньку), Лиза в ту же ночь умирает. Андрей Болконский два года живет в своей деревне и всерьез занимается хозяйством. После пережитых потрясений 31-летний Андрей постепенно приходит в себя. Он едет в Петербург, где работает в комиссии по составлению законов.

31 декабря 1809 г. Наташа Ростова выезжает на свой первый бал. Здесь она танцует с Андреем Болконским. Андрей влюбляется в Наташу и снова чувствует себя молодым и живым. В начале 1810 г. он делает Наташе предложение. Отец жениха требует отложить свадьбу на год, поэтому Андрей едет в путешествие за границу. Наташа тоскует без возлюбленного.

Однажды в театре Наташа Ростова знакомится с красавцем Анатолем Курагиным (братом Элен Курагиной) и влюбляется в него. Анатоль - легкомысленный и лживый человек. Он предлагает Наташе бежать из дома и тайно венчаться. Наташа готовит побег, но ее семья раскрывает замысел. Девушка тяжело переживает разрыв с Анатолем. Пьер поддерживает Наташу в ее горе и чувствует, что влюбляется в нее. Вернувшись в Россию, Андрей Болконский узнает о предательстве Наташи и тяжело переносит этот удар.

В конце 1810 г. расчетливый Борис Друбецкой оставляет идею жениться на небогатой Наташе Ростовой и ухаживает за некрасивой, но богатой Жюли Карагиной. В конце концов Борис и Жюли женятся. Борис получает в свое распоряжение все состояние жены.
(смотрите: краткое содержание тома 2 - часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5)

Том 3

Июнь 1812 г. Французская армия захватывает Вильно, доходит до Смоленска и двигается на Москву. Русские войска вынуждены отступать. Узнав о вторжении Наполеона в Россию, умирает отец Андрея Болконского. Тем временем сам Андрей Болконский служит в свите полководца Барклая де Толли, а затем переводится из штаба в саму армию и командует егерским полком.

Николай Ростов продолжает служить на фронте и уже командует эскадроном гусар. Однажды Николай оказывается в имении Болконских и помогает княжне Марье Болконской перебраться из усадьбы в безопасное место. Николай и Марья чувствуют, что нравятся друг другу.

Наташа Ростова поправляется после разрыва с Анатолем и находит утешение в религии. Пьер Безухов влюблен в Наташу, но старается избегать встреч с ней. Тем временем Элен Безухова принимает католичество и собирается разводиться с мужем, чтобы снова выйти замуж.

Младший брат Наташи, Петя Ростов, решает служить в армии, чем пугает своих родителей. Петя вступает в полк, который формируется Пьером Безуховым.

26 августа 1812 года происходит кровавое Бородинское сражение. В битве при Бородине Андрей Болконский получает тяжелое ранение. Русская армия во главе с Кутузовым отступает из Москвы. Французы оккупируют Москву и занимают Кремль.

Семья Ростовых покидает горящую Москву. На своих телегах Ростовы вывозят не дорогие вещи, а раненых военных. Среди раненых оказывается Андрей Болконский. В пути Наташа ухаживает за Андреем, между ними снова вспыхивает любовь.
(смотрите: краткое содержание тома 3 - часть 1, часть 2, часть 3)

Том 4

В Петербурге император Александр I узнает, что Кутузов сдал Москву французам и что город полыхает в пожарах. Там же в Петербурге графиня Элен Безухова внезапно умирает при странных обстоятельствах.

Семья Ростовых находится в Ярославле вместе с раненым Андреем Болконским. Наташа и Марья (сестра Андрея) ухаживают за больным. Вскоре Андрей умирает, у него остается 7-летний сын Николенька.

Николай Ростов продолжает служить в армии. Он снова видится с княжной Марьей и понимает, что влюблен в нее. Однако его тяготит обещание жениться на Соне.

Пьер Безухов находится в плену у французов в Москве. В плену он знакомится с простыми крестьянами, в частности с добрым солдатом Платоном Каратаевым. Пьер проводит в плену 4 недели. Пережив лишения и трудности, он наконец обретает душевный покой, который так давно искал.

Французы покидают Москву и выводят из города пленных русских, в том числе и Пьера. Наконец русские партизанские отряды освобождают пленных, среди которых оказывается и Пьер Безухов.

Петя Ростов идет в атаку с одним из этих партизанских отрядов, но ведет себя неосторожно и погибает от пули французов.

Армия Наполеона продолжает бежать из России и несет серьезные потери. Кутузов преследует врага, избегая сражений, но русские войска все равно несут крупные потери (солдаты умирают из-за холода, болезней и т.д.). Кутузов приводит армию в Вильно. Здесь император Александр I награждает Кутузова за успехи и отодвигает его от командования армией.

В Москву возвращаются покинувшие ее жители, в том числе Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская и др. Герои встречаются. Вскоре Наташа и Пьер понимают, что любят друг друга.
(смотрите: краткое содержание тома 4 - часть 1, часть 2, часть 3, часть 4)

Эпилог

Весной 1813 г. Наташа Ростова и Пьер Безухов женятся. К 1820 г. у супругов уже есть трое дочерей и сын. Наташа мало бывает в свете и полностью посвящает себя семье. Пьер Безухов становится членом тайного общества, которое выступает против царя (вероятно, речь идет о декабристах).

Осенью 1814 г. Николай Ростов (уже отставной военный) и Марья Болконская женятся и поселяются в деревне. Соня остается незамужем и живет в доме Николая. У Николая и Марьи рождается трое детей. Супруги ждут рождения 4-ого ребенка.

15-летний Николенька (сын Андрея Болконского) живет в семье своей тетки Марьи. Мальчик мечтает стать достойным человеком, которым бы гордился его отец.
(смотрите: краткое содержание эпилога - часть 1 и часть 2)

Таков краткий пересказ романа "Война и мир" Льва Толстого по томам: сжатое содержание 1, 2, 3 и 4 томов с эпилогом.


Место и время действия

События романа происходят в период с 1805 по 1812 год в Петербурге, Москве, Смоленске, русских деревнях, а также в Пруссии и Австрии. Эпилог — спустя 7 лет, то есть 1819-1820 годы.

Главные герои

  • Андрей Болконский – князь, сын Николая Андреевича Болконского, был женат на маленькой княгине Лизе. Находится в постоянном поиске смысла жизни. Участвовал в Аустерлицкой битве. Умер от ранения, полученного во время Бородинского сражения.
  • Наташа Ростова – дочь графа и графини Ростовых. В начале романа героине всего 12 лет, Наташа взрослеет на глазах читателя. В конце произведения выходит замуж за Пьера Безухова.
  • Пьер Безухов – граф, сын графа Кирилла Владимировича Безухова. Был женат на Элен (первый брак) и на Наташе Ростовой (второй брак). Увлекался масонством. Присутствовал на поле битвы во время Бородинского сражения.
  • Николай Ростов – старший сын графа и графини Ростовых. Участвовал в военных кампаниях против французов и Отечественной войне. После смерти отца берет на себя заботы о семье. Женился на Марье Болконской.
  • Илья Андреевич Ростов и Наталья Ростова – графы, родители Наташи, Николая, Веры и Пети. Счастливая супружеская пара, живущая в согласии и любви.
  • Николай Андреевич Болконский – князь, отец Андрея Болконского. Видный деятель Екатерининской эпохи.
  • Марья Болконская – княжна, сестра Андрея Болконского, дочь Николая Андреевича Болконского. Набожная девушка, живущая ради своих близких. Вышла замуж за Николая Ростова.
  • Соня – племянница графа Ростова. Живет у Ростовых на попечении.
  • Федор Долохов – в начале романа он офицер Семеновского полка. Один из лидеров партизанского движения. Во время мирной жизни постоянно участвовал в кутежах.
  • Василий Денисов – друг Николая Ростова, ротмистр, эскадронный командир.

Другие персонажи

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых любопытных -

Краткое содержание

Том 1

Том 2

В период, описанный во втором томе, в жизни героев происходят важные события, во многом меняющие их мировоззрение и взгляды на мир: возвращение Андрея Болконского домой, его разочарование в жизни после смерти жены и последующее преображение благодаря любви к Наташе Ростовой; увлечение Пьера масонством и его попытки улучшить жизнь крестьян в своих поместьях; первый бал Наташи Ростовой; проигрыш Николая Ростова; охота и святки в Отрадном (имении Ростовых); неудавшееся похищение Наташи Анатолем Курагиным и отказ Наташи выйти замуж за Андрея. Завершается второй том символическим явлением повисшей над Москвой кометы, предвещающей ужасные события в жизни героев и всей России – войну 1812 года.

Том 3

Особое место в третьем томе занимают авторские отступления, в которых он размышляет о природе войны, роли в ней главнокомандующих и обычных солдат. Толстой подчеркивает стихийность и непредсказуемость войны, которую невозможно контролировать.

Том 4

Эпилог

Если первая часть эпилога описывает личную жизнь героев, то во второй представлены размышления автора об исторических событиях, роли в этих событиях отдельной исторической личности и целых народов. Завершая свои рассуждения, автор приходит к выводу, что вся история предопределяется неким иррациональным законом случайных взаимовлияний и взаимосвязей. Примером этому служит изображенная в первой части эпилога сцена, когда у Ростовых собирается большая семья: Ростовы, Болконские, Безуховы – всех их вместе свел все тот же непостижимый закон исторических взаимосвязей – основная действующая сила, направляющая все события и судьбы героев в романе.

И что в итоге?

Андрей Болконский — погибает в 1812 году, получив смертельное ранение в Бородинском сражении.

Наташа Ростова — выходит замуж за Пьера Безухова, становится матерью четверых детей, находит счастье в семье.

Пьер Безухов — создаёт семью с Наташей Ростовой, вступает в тайное общество.

Николай Андреевич Болконский — умирает от инсульта в разгар войны 1812 года.

Мария Болконская — после смерти отца и брата выходит замуж за Николая Ростова.

Илья Андреевич Ростов — умирает в 1813 году после недолгой болезни.

Графиня Наталья Ростова — после смерти сына и мужа доживает последние годы в семье своего сына Николая.

Николай Болконский — в 15 лет продолжает жить со своей тётей Марьей.

Вера Ростова — к концу 1809 года выходит замуж за Берга.

Петя Ростов — героически погибает в юном возрасте, около 16 лет, во время войны 1812 года.

Соня — остаётся не замужем, не сумев забыть свою любовь к Николаю.

Элен Курагина — погибает в 1812 году из-за приёма некоего вещества.

Анатоль Курагин — вероятнее всего, умирает после ранения в Бородинском сражении и ампутации ноги.

Заключение

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти.

Тест по роману

Краткое содержание запомнится намного лучше, если вы ответите на вопросы этого теста:

Встреча двух императоров в Тильзите 25 июня 1807 г. Гравюра Куше-сына с рисунка Свебаха.

В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе множество идей о человеке, истории и мироздании вообще.

В Тильзите не происходит событий, которые в жизни героев имели бы такое значение, как мир с Францией в жизни России, но эпизод находится на пересечении определенных

идейных линий, затрагивая мотивы войны, справедливости, честности, а также добавляет штрихи к портретам очень важных персонажей – императоров Александра и Наполеона.

Само историческое событие было решающим в развитии международной политики начала XIX века, к тому же встреча двух великих императоров представлялась современникам и историкам эпохальной. Все это заставляет ожидать от сцены заключения мира торжественности, блеска и величия. Даже слова Бориса о том, что он хочет увидеть “le grand homme”, “l’empereur Napoleon”, а не “Buonaparte”, которые можно принять за фразерство, все-таки предсказывают

Однако Толстой, подобно тому как он разрушал иллюзии относительно войны в сценах Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, открывает всю правду и в этом эпизоде.

События Тильзитского мира показаны Толстым в восприятии Ростова, который приезжает доставить государю прошение Денисова о помиловании. Он едет ночью, в статском платье, чтобы не быть узнанным, и мы, следуя за ним, замечаем чувство неловкости, неестественности и смущения, которое связывается со всем, что увидено Ростовым.

Сначала вызывает замешательство встреча с французами в квартире Бориса, к которым в армии “все еще продолжали испытывать смешанное чувство злобы, презрения и страха”. Однако сам Толстой безусловно не поддерживает ни Бориса, без смущения ужинающего со своими бывшими врагами, ни Ростова, никак не отвыкающего от привычки ненавидеть французов. В этой сцене ставится под сомнение и абсолютность чрезмерного патриотизма, которая не оспаривалась в сценах войны, и абсолютность дружественного отношения к другому человеку, как в сцене встречи Ростова с немцем с вилами.

Эта идея компрометируется тем, что выражена сценой ужина “нелюбимого” героя – карьериста Бориса – с врагами-французами.

В эпизоде важна расстановка образов. Первая оппозиция, которую мы находим, – Борис-Ростов. Показательна сцена, в которой Ростов просил за Денисова, а Борис “слушал Ростова, как слушает генерал доклад подчиненного”, между тем как раньше сам просил за себя у князя Андрея.

Ростову было неловко, в то время как раньше они общались запросто. Правила “неписаной субординации” и ложные законы, по которым большей силой обладает тот, кто находится ближе ко двору, возвышают Бориса над Ростовым, и Толстой, позиция которого нам очень понятна, показывает наполняющую такие отношения фальшь, выставляя Бориса в невыгодном свете.

Идея неправды, разрушения старых убеждений распространяется и в область близких Ростову понятий и личностей. Направляясь к дому Александра, Ростов думает о нем: “Он бы понял, на чьей стороне справедливость. Он все понимает, все знает. Кто может быть справедливее и великодушнее его?” Он, как и прежде, на войне, видит в государе свой идеал, идеал прекрасного и безгранично доброго и честного человека.

Но идеализированный образ государя сначала изменяется Толстым, а потом становится иным и для Ростова. Сначала оказывается, что Александр – вовсе не тот безупречный монарх, который принимает всех несправедливо обиженных, путь к нему преграждает “невысокий полный человек”, обсуждающий “хорошо сложенную и свеженькую” девушку. Когда государь выходит на крыльцо, Ростов видит в нем только “соединение величия и кротости”, но Толстой сразу же находит недостатки Александра, показывая его фразером: государь “громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его”, говорит: “Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня” (как Наполеон на Аустерлицком поле говорил: “Voilа une belle mort”), уделяя внимание фразе, форме, красивой формулировке, не имеющей ничего общего с реальной жизнью.

Ростов восхищается Александром, Борис – Наполеоном, и Наполеон оказывается так же уязвимее Александра, как Борис – Ростова: величие его образа постоянно снижается, и Толстой то сам, то глазами своих героев подмечает его слабые черты. Сначала Ростов замечает, что Наполеон плохо держится в седле; затем мы видим неприятно-притворную улыбку на его губах; затем “длинный хвост свиты”, тянущийся за ним, малый рост Наполеона, его “белые маленькие руки”, “пухлые”. Важным становится то, что Ростов увидел, как “Бонапарте совершенно свободно, будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный общался с русским царем”, в то время как Ростов был уверен, что “не может быть дружбы между законным государем и преступником Бонапартом”.

Александр “улыбается Наполеону”, с “ласковым выражением” что-то говоря ему, Наполеон награждает Лазарева, которого называют тем, кто “храбрее всех вел себя в эту войну”, а между тем несправедливо наказанный Денисов, возможно, был гораздо храбрее его. Весь эпизод Тильзитского мира противопоставляется сценам войны и предыдущим главам в госпитале, в которых раскрывалась чистая жизненная правда со всеми (и некрасивыми) истинами, правда, скрытая в этом эпизоде какими-то формальными отношениями, множеством непонятного и неопределенного. Нельзя сказать, что внутри Ростова происходит перелом: он не пытается разобраться в своих мыслях, “пугается их”, когда думает, что не соответствует встреча “Бонапарте с белой ручкой” и Александра представлению об осмысленности войны, “оторванных рук, ног, убитых людей”.

Пьяный крик Ростова в финале эпизода – это вопль отчаяния, вызванный тягостным чувством отдаления от того, во что когда-то верил свято, попытка убедить себя самого в непреложности старых истин. “Государя нет – святого нет – Бога нет – ничего нет” – так Ростов определяет тот путь, пройти по которому он никак не согласен, так Толстой определяет формулу сомнения, являющуюся двигателем нравственного роста человека.

Таким образом, эпизод значим из-за того, что он показывает вторую сторону изображаемого Толстым мира, сторону, не проникнутую сознанием истины, проиллюстрированной примерами нагой жизненной правды, а непонятную, связи в которой ложны и существуют лишь благодаря форме, насквозь неоткровенной и фальшивой; искренний человек, попавший в такой мир, чувствует себя неловко в окружении неочевидного. За сутью этого эпизода виден и замысел всего романа: показать жизнь людей такой, как она есть, и увидеть путь человека в этой жизни.


Петербург, лето 1805 г. На вечере у фрейлины Шерер присутствуют среди прочих гостей Пьер Безухов, незаконный сын богатого вельможи, и князь Андрей Болконский. Разговор заходит о Наполеоне, и оба друга пытаются защитить великого человека от осуждений хозяйки вечера и её гостей. Князь Андрей собирается на войну, потому что мечтает о славе, равной славе Наполеона, а Пьер не знает, чем ему заняться, участвует в кутежах петербургской молодёжи (здесь особое место занимает Федор Долохов, бедный, но чрезвычайно волевой и решительный офицер); за очередное озорство Пьер выслан из столицы, а Долохов разжалован в солдаты.

Далее автор переносит нас в Москву, в дом графа Ростова, доброго, хлебосольного помещика, устраивающего обед в честь именин жены и младшей дочери. Особый семейный уклад объединяет родителей Ростовых и детей — Николая (он собирается на войну с Наполеоном), Наташу, Петю и Соню (бедную родственницу Ростовых); чужой кажется только старшая дочь — Вера.

У Ростовых продолжается праздник, все веселятся, танцуют, а в это время в другом московском доме — у старого графа Безухова — хозяин при смерти. Начинается интрига вокруг завещания графа: князь Василий Курагин (петербургский придворный) и три княжны — все они дальние родственники графа и его наследники — пытаются выкрасть портфель с новым завещанием Безухова, по которому его главным наследником становится Пьер; Анна Михайловна Друбецкая — бедная дама из аристокра­ти­ческого старинного рода, самозабвенно преданная своему сыну Борису и везде ищущая покрови­тельства для него, — мешает выкрасть портфель, и огромное состояние достаётся Пьеру, теперь уже графу Безухову. Пьер становится своим человеком в петербургском свете; князь Курагин старается женить его на своей дочери — красавице Элен — и преуспевает в этом.

В Лысых Горах, имении Николая Андреевича Болконского, отца князя Андрея, жизнь идёт давно заведённым порядком; старый князь постоянно занят — то пишет записки, то даёт уроки дочери Марье, то работает в саду. Приезжает князь Андрей с беременной женой Лизой; он оставляет жену в доме отца, а сам отправляется на войну.

Осень 1805 г.; русская армия в Австрии принимает участие в походе союзных государств (Австрии и Пруссии) против Наполеона. Главноко­мандующий Кутузов делает все, чтобы избежать участия русских в сражении, — на смотре пехотного полка он обращает внимание австрийского генерала на плохое обмунди­рование (особенно на обувь) русских солдат; вплоть до Аустерлицкого сражения русская армия отступает, чтобы соединиться с союзниками и не принимать сражения с французами. Чтобы основные силы русских смогли отступить, Кутузов посылает четырёх­тысячный отряд под командованием Багратиона задержать французов; Кутузову удаётся заключить перемирие с Мюратом (французским маршалом), что позволяет выиграть время.

Во время смотра Ростов испытывает чувство любви и обожания к императору Александру; это чувство только усиливается во время Аустерлицкого сражения, когда Николай видит царя — бледного, плачущего от поражения, одного посреди пустого поля.

Том второй

Николай Ростов приезжает в отпуск домой; Денисов едет с ним. Ростов везде — и дома, и знакомыми, то есть всей Москвой — принят как герой; он сближается с Долоховым (и становится одним из его секундантов на дуэли с Безуховым). Долохов делает предложение Соне, но та, влюблённая в Николая, отказывает; на прощальной пирушке, устроенной Долоховым для своих друзей перед отъездом в армию, он обыгрывает Ростова (по-видимому, не вполне честно) на крупную сумму, как бы мстя ему за Сонин отказ.

В Лысых Горах в декабре 1805 г. побывал князь Василий с младшим сыном — Анатолем; цель Курагина состояла в том, чтобы женить своего беспутного сына на богатой наследнице — княжне Марье. Княжну необычайно взволновал приезд Анатоля; старый князь не хотел этого брака — он не любил Курагиных и не хотел расставаться с дочерью. Случайно княжна Марья замечает Анатоля, обнимающего её компаньонку-француженку, m-lle Бурьен; к радости своего отца, она отказывает Анатолю.

Пьера Безухова мучает вопрос о связи его жены с Долоховым: намёки знакомых и анонимное письмо постоянно возбуждают этот вопрос. На обеде в московском Английском клубе, устроенном в честь Багратиона, между Безуховым и Долоховым вспыхивает ссора; Пьер вызывает Долохова на дуэль, на которой он (не умеющий стрелять и никогда не державший прежде пистолета в руках) ранит своего противника. После тяжёлого объяснения с Элен Пьер уезжает из Москвы в Петербург, оставив ей доверенность на управление своими великорусскими имениями (что составляет большую часть его состояния).

Возвратившись из отпуска в полк, Николай Ростов почувствовал себя как дома. Все было ясно, заранее известно; правда, нужно было думать о том, чем кормить людей и лошадей, — от голода и болезней полк потерял почти половину людей. Денисов решается отбить транспорт с продовольствием, назначенный пехотному полку; вызванный в штаб, он встречает там Телянина (в должности обер-провиант­мейстера), избивает его и за это должен предстать перед судом. Восполь­зо­вавшись тем, что он был легко ранен, Денисов отправляется в госпиталь. Ростов навещает Денисова в госпитале — его поражает вид больных солдат, лежащих на соломе и на шинелях на полу, запах гниющего тела; в офицерских палатах он встречает Тушина, потерявшего руку, и Денисова, который после некоторых уговоров соглашается подать государю просьбу о помиловании.

Старый Болконский тоже живёт в Москве; он заметно постарел, стал раздражи­тельнее, отношения с дочерью испортились, что мучает и самого старика, и в особенности княжну Марью. Когда граф Ростов с Наташей приезжают к Болконским, те принимают Ростовых недобро­же­лательно: князь — с расчётом, а княжна Марья — сама страдая от неловкости. Наташу это больно ранит; чтобы её утешить, Марья Дмитриевна, в доме которой Ростовы остановились, взяла ей билет в оперу. В театре Ростовы встречают Бориса Друбецкого, теперь жениха Жюли Карагиной, Долохова, Элен Безухову и её брата Анатоля Курагина. Наташа знакомится с Анатолем. Элен приглашает Ростовых к себе, где Анатоль преследует Наташу, говорит ей о своей любви к ней. Он тайком посылает ей письма и собирается похитить её, чтобы тайно венчаться (Анатоль уже был женат, но этого почти никто не знал).

Том третий

В июне 1812 г. начинается война, Наполеон становится во главе армии. Император Александр, узнав, что неприятель перешёл границу, посылает к Наполеону генерал-адъютанта Балашева. Четыре дня Балашев проводит у французов, которые не признают за ним того важного значения, которое он имел при русском дворе, и наконец Наполеон принимает его в том самом дворце, из которого отправлял его русский император. Наполеон слушает только себя, не замечая, что часто впадает в противоречия.

Князь Андрей хочет найти Анатоля Курагина и вызвать его на дуэль; для этого он едет в Петербург, а потом в Турецкую армию, где служит при штабе Кутузова. Когда Болконский узнает о начале войны с Наполеоном, он просит перевода в Западную армию; Кутузов даёт ему поручение к Барклаю де Толли и отпускает его. По дороге князь Андрей заезжает в Лысые Горы, где внешне все по-прежнему, но старый князь очень раздражён на княжну Марью и заметно приближает к себе m-lle Bourienne. Между старым князем и Андреем происходит тяжёлый разговор, князь Андрей уезжает.

В толпе москвичей, встречающих царя, Петю чуть не задавили. Вместе с другими он стоял перед Кремлевским дворцом, когда государь вышел на балкон и начал бросать народу бисквиты — один бисквит достался Пете. Вернувшись домой, Петя решительно объявил, что непременно пойдёт на войну, и старый граф на следующий день поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда-нибудь побезопаснее. На третий день пребывания в Москве царь встретился с дворянством и купечеством. Все были в умилении. Дворянство жертвовало ополчение, а купцы — деньги.

Княжна Марья после похорон отца собирается выехать из Богучарова в Москву, но богучаровские крестьяне не хотят выпускать княжну. Случайно в Богучарове оказывается Ростов, легко усмиривший мужиков, и княжна может уехать. И она, и Николай думают о воле провидения, устроившей их встречу.

Ещё два персонажа даны крупным планом во время Бородинского сражения: Наполеон и Кутузов. Накануне сражения Наполеон получает из Парижа подарок от императрицы — портрет сына; он приказывает вынести портрет, чтобы показать его старой гвардии. Толстой утверждает, что распоряжения Наполеона перед Бородинским сражением были ничуть не хуже всех других его распоряжений, но от воли французского императора ничего не зависело. Под Бородином французская армия потерпела нравственное поражение — это и есть, по Толстому, важнейший результат сражения.

После Бородинского сражения русские войска отступают к Филям; главный вопрос, который обсуждают военачальники, это вопрос о защите Москвы. Кутузов, понимающий, что Москву защищать нет никакой возможности, отдаёт приказ об отступлении. В то же время Растопчин, не понимая смысла происходящего, приписывает себе руководящее значение в оставлении и пожаре Москвы — то есть в событии, которое не могло совершиться по воле одного человека и не могло не совершиться в тогдашних обстоятельствах. Он советует Пьеру уезжать из Москвы, напоминая ему его связь с масонами, отдаёт толпе на растерзание купеческого сына Верещагина и уезжает из Москвы. В Москву вступают французы. Наполеон стоит на Поклонной горе, ожидая депутации бояр и разыгрывая в своём воображении великодушные сцены; ему докладывают, что Москва пуста.

Том четвёртый

После освобождения Пьер находится в Орле — он болен, сказываются физические лишения, испытанные им, но душевно он чувствует никогда прежде не испытанную им свободу. Он узнает о смерти своей жены, о том, что князь Андрей ещё месяц после ранения был жив. Приехав в Москву, Пьер едет к княжне Марье, где встречает Наташу. После смерти князя Андрея Наташа замкнулась в своём горе; из этого состояния её выводит известие о гибели Пети. Она три недели не отходит от матери, и только она может облегчить горе графини. Когда княжна Марья уезжает в Москву, Наташа по настоянию отца едет с нею. Пьер обсуждает с княжной Марьей возможность счастья с Наташей; в Наташе тоже просыпается любовь к Пьеру.

Эпилог

В декабре 1820 г. Наташа с детьми гостит у брата. Ждут приезда Пьера из Петербурга. Приезжает Пьер, привозит всем подарки. В кабинете между Пьером, Денисовым (он тоже гостит у Ростовых) и Николаем происходит разговор, Пьер — член тайного общества; он говорит о дурном правительстве и необходимости перемен. Николай не соглашается с Пьером и говорит, что не может принять тайного общества. Во время разговора присутствует Николенька Болконский — сын князя Андрея. Ночью ему снится, что он вместе с дядей Пьером, в касках, как в книге Плутарха, идут впереди огромного войска. Николенька просыпается с мыслями об отце и о грядущей славе.

Пересказал Л. И. Соболев. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Читайте также: