Водитель для веры краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Чем закончился сериал

Чем закончилось?

Авторы умело создали атмосферу начала шестидесятых. Страной правит Хрущёв, в разгаре оттепель. Всюду звучит лёгкая музыка, ходят стиляги и модницы. Советский Союз давно залечил раны Второй мировой, но быть военным намного престижнее, чем инженером или рабочим на заводе. К концу фильма краски явно сгущаются, зритель узнаёт о многочисленных проблемах того времени. Осуществится ли план Виктора стать генералом?

Но у властного генерала Серова дела неважнецкие. Капитан Савельев продолжает свою грязную игру, плетёт интриги и любой ценой желает отыскать секретную папочку с компроматом на отца Веры. Хитрый особист даёт понять сироте-Виктору, что именно он помог с учёбой в столице, а не пожилой генерал. Подлый службист намёками просит парня поискать жёлтую папочку или ключ от сейфа в кабинете тестя. Природная простота и честность водителя мешают осуществить планы Савельева. Его грызёт совесть, уже скоро он поймёт, что стал шестерёнкой в жестоком механизме интриг, подлости и предательства.

Виктор пытается что-то предпринять, но ключ от генеральского сейфа находится на шее у тестя. И снять его незаметно не выйдет. Он нежно ухаживает за своей приёмной дочкой, изображает любящего мужа Веры. Но это не решает ключевой задачи. Ранним утром под видом дезинфекторов на даче появляются сотрудники КГБ. Главный герой пытается противостоять беспределу, в дело вмешивается Савельев. Он убеждает генерала и всех живущих покинуть помещение на сутки. У него даже есть приказ санитарного врача и липовая легенда, что дачу может уничтожить древесный жук.

У Виктора и Веры остаётся время до вечера, уже скоро он отправится в Москву. Молодая мама рассказывает о своём детстве, показывает фото, на котором она ещё здорова. Главная героиня искренне полюбила своего водителя, она плачет и не хочет разлуки. Савельев рад, что целые сутки дача будет свободна, ведь он наверняка отыщет компромат на Серова. Капитан подгоняет новоиспечённого папашу и помогает собрать вещи. Сержант понимает, что жизнь его новых родственников под угрозой. Он всеми силами пытается сместить дату выезда. Особисту приходится говорить упрямцу, что дела его тестя плохи: высшее военное командование уже приняло решение об отставке. Савельев прямым текстом заявляет, что в случае промедления Виктора ждут лагеря.

С наступлением темноты главный герой увозит всех за пределы дачи. По дороге выясняется, что забыта фотография и детское питание. Виктор принимает решение вернуться. Вера идёт в дом и становится свидетелем обыска: Савельев рыщет в сейфе отца. А в соседней комнате ожесточённая борьба — мнимые дезинфекторы душат генерала. Один из них стреляет девушку, а Савельев инсценирует самоубийство. Виктор всё видит, но его комитетчики не замечают. Капитан говорит няне и поварихе, что Вера убила отца и застрелилась.

Главный герой пытается сбежать, но вдруг слышит детский плач. Он забирает Светку и уезжает на машине. Но все выезды и дороги уже перекрыты. Есть лишь один путь — уйти по берегу моря. Уже дан приказ — уничтожение на месте. Виктор с малышкой прячется в камышах, но плач ребёнка их выдаёт. Но что-то мешает Савельеву устранить лишнего свидетеля. Он сам молодой отец и вид младенца на несколько минут пробуждает в нём человека. Виктор уходит, уже утром он отдаёт Свету Лиде, разжалованной уборщице. Он обещает вернуться и прощается с рыдающей подругой.

Что ждёт героев? Как сложится судьба ребёнка? Сможет ли водитель устроить свою жизнь и рассказать о чудовищном преступлении работников КГБ. Ответы на вопросы даст лишь фантазия зрителей.


Начало шестидесятых, Крым, расцвет бурной любви к родине с большой буквы "С" и бурный расцвет соответствующих органов, которые эту любовь призваны были обеспечивать. Генерал Серов (Богдан Ступка), съездив по делу в Москву к приятелю-генералу, привозит из столицы нового водителя - сержанта Виктора (Игорь Петренко). Виктор - молод, красив, статен, скромен и четко понимает службу, как может понимать ее воспитанник детского дома, не желающий ни под каким видом возвращаться в это дерьмо. Поэтому Виктор держится за свою работу так, что соответствующие органы могут быть спокойны, будь они органы хоть внутренних дел, хоть внешних сношений.


Серов берет Виктора в водители вовсе не просто так, а с некоторым, так сказать, намеком. Дело в том, что у генерала есть взрослая дочь Вера (Алена Бабенко) - даже, так сказать, слишком взрослая дочь, которая, во-первых, хромоножка, бедняжка, а во-вторых, немножко беременна, причем беременность эта прогрессирует. И ладно бы она была беременна от какого-нибудь бравого моряка, сурового лоцмана или ответственного замполита - папа бы и слова не сказал. Но Вера, к сожалению, не замужем, что не сильно приветствовалось в те годы, когда одной из главных ячеек любви к родине являлась крепкая советская семья, а кроме того, беременна от какого-то тупого кубинского мачо с членом вместо мыслительных органов, который хотя и является представителем страны победившей революции, но мозгов и совести это ему не прибавило ни на грамм.


Вот и думает генерал Серов, что Виктор и Вера - ну, пока просто предположим - с его помощью найдут друг друга в этом бушующем мире построения новой жизни в одном отдельно взятом социалистическом лагере. Скажете, что это какие-то недостойные мысли для сурового генерала? Да чего уж тут недостойного? Любой отец - это прежде всего сначала отец, а уж потом - генерал, член Партии, слуга царю, отец солдатам и все такое. Ему больно смотреть на то, как страдает Вера, он не может ее утешить и успокоить. Вот он и делает единственное, что подсказывает отцовское сердце, - приводит в дом молодого красивого парня, который подобные дома высшего командного состава даже и в мечтах никогда не видал.


Но трудно ожидать, что Вера сразу же кинется к Виктору за утешением. Она - девушка, выросшая, так сказать, в доме настоящей элиты, - не может считать какого-то водителя ровней себе. Поэтому и обращается с ним так же, как и с остальной обслугой в доме: подай, принеси, делай дело и заткнись. Кроме того, ее физический недостаток довольно неприятным образом повлиял на характер Веры: она все время опасается насмешек, поэтому в общении очень резка и недоброжелательна. Частокол комплексов, короче говоря, который скрывает ранимую душу несчастной, в общем-то, женщины.


Тем не менее ситуация в доме генерала развивается практически как по писаному. Вера злится и ругается, ищет способы прервать нежеланную беременность. Виктор ведет себя ровно, с достоинством и за внешней ершистостью Веры видит глубоко ранимую душу. При этом парень хорошо понимает, что именно может дать ему - детдомовцу без рода, без племени - женитьба на дочке генерала, поэтому и действует соответствующим образом. Однако не нужно считать Виктора меркантильным мерзавцем или принципиальным альфонсом - он вовсе не такой. Просто он хорошо понимает. Что. Это. Ему. Дает. Глупо считать, что другой на его месте поступил бы как-то по-другому.


Однако светлому счастью одной и объяснимо-меркантильному счастью другого может помешать одна весьма серьезная проблема. Положение генерала Серова вовсе не так монолитно-незыблемо, как может показаться со стороны. Когда-то давно генерал позволил одному своему судну затонуть из-за непотушенного пожара. А пожар не стали тушить потому, что корабль вез стратегический груз, и Партия вместе с соответствующими органами решили, что Родина лучше пожертвует нескольким десятком всяких разных матросов и офицеров, чем позволит врагам узнать, что же такого стратегического перевозит простой советский корабль. Приказ, собственно, отдавал вовсе не генерал, а некий высокий кагэбэшный чин, однако в силу нынешней политической обстановки все решили свалить на генерала. Но Серов - он старый морской волк. У него есть некая папочка, которая может его обезопасить. Однако рядом с ним есть адъютант - прожженный кагэбэшник Савельев (Панин), который интересы родного КГБ, разумеется, ставит несколько выше профессиональной адъютантской чести. И теперь начнется великое противостояние Серова и КГБ на фоне слияния водителя и Веры. Все это переплетется в тугой ком. Такие дела.


Что интересно, Павел Чухрай остался вполне верен себе. То есть своему стилю. "Водитель для Веры" по выстраиванию сюжета, мотивации персонажей, манере постановки - настолько похож на "Вора", что просто диву даешься. Поэтому достоинства и недостатки нового фильма - практически такие же, как и в "Воре".


На первый взгляд все хорошо. Крепкая история по теме, актуальной до сих пор: суровые с виду, но трепетные в душе мужчины (Серов), суровые с виду, но трепетные в душе женщины (Вера), трепетные с виду, но с четким стержнем внутри сержанты (Виктор), подлые кагэбэшники, сохранившие, однако, человеческие чувства (Савельев), ну и простые советские люди, которые могут вспылить, но все равно добрые, хорошие и отзывчивые, причем даже в сексуальном плане (обслуга Лида). Все это очень аккуратно и достаточно профессионально снято, в результате чего выглядит вполне пристойно.


И даже главная составляющая любого действительно хорошего кино - никто из персонажей не является на сто процентов "черным" или "белым" - также присутствует: плохих тут нет ни одного. Отрицательные герои имеют свои явные положительные образы (даже сволочь Савельев), а положительные герои имеют свои явные отрицательные стороны (ну разве что за исключением самого Серова). Даже Виктор сделан очень правильно - казалось бы, велик соблазн сделать из него ну просто наивного душку-сержанта, - ан нет, с Виктором все не так просто! Ведь он действительно начинает крутить роман с Верой ради карьеры, прекрасно понимая, что именно ему обломится при женитьбе на генеральской дочке, он стучит на генерала-благодетеля в КГБ, он трахает Лиду и, в общем, так же далек от образа розовощекого душки-сержанта, как кот Бублик далек от образа сексуального маньяка.


Так что же мне все-таки не понравилось-то? Не понравился тот самый налет легкого лубка, который был характерен и для "Вора". Вот вроде все правильно сделано, все правильно снято, а легкий лубочный флер, причем от начала и до конца, все равно присутствует. В чем? В том, как снято, как трактуются персонажи, с какой просчитанной точностью подводят к тому или иному эпизоду. Хорошо просчитанное кино - вот что можно сказать по этому поводу. И это обидно, потому что вложи в него чуть менее просчитанных эмоций - и могло получиться значительно лучше.


Еще мне довольно сильно мешали определенные параллели с "Утомленными солнцем". Я даже не задумывался на эту тему специально, но в памяти все равно всплывал могутный военачальник, которого кольцует КГБ (ГПУ), стукачок с непростой судьбой в его окружении, любовь на фоне государственной махины и так далее.

Но не могу сказать, что мне совсем не понравилось. Наоборот, я и пишу о недостатках потому, что, на мой взгляд, кино могло бы стать явно лучше. Чуть меньше этой слегка ученической старательности в постановке, чуть менее грубовато и прямолинейно сделать переходы - может быть, термин "лубок" и не возник.


За что можно хвалить долго, разнообразно и даже с чувством восторга - за роли Ступки (генерал Серов) и Панина (адъютант Савельев). Богдан Ступка - актер высочайшего уровня, и ему это уже давно не нужно доказывать. Любую роль он играет так, что просто диву даешься, как можно практически без мимики, скупо и немногословно рисовать настолько мощные и яркие образы. Генерал Серов получился именно такой - "настоящий полковник", мощный мужик, но вместе с тем - трепетный отец. Вероятно, только Ступка мог сыграть эту роль так, что в ней как раз не было ни малейшей фальши, а ее могло быть полные ведра. Блестяще сыграл, мне очень понравилось. Впрочем, от Ступки ничего другого я и не ожидал.


Об Андрее Панине можно сказать практически все то же самое - это актер, который плохо не играет никогда, а уровень оценок его ролей обычно колеблется от "очень хорошо" до "блистательно". Адъютант Савельев - это уже выше, чем "блистательно". Это временами "потрясающе". Я не знаю, как у Панина получается настолько разнообразно играть мерзавцев. Везде совершенно разные черты, совершенно разные акценты. Савельев - очень интересный типаж. Ну да, сволочь и стукачок. Ну да, втягивает в это дело Виктора и к тому же руководит операцией по предательству. Но вы посмотрите, как Савельев вербует Виктора, как он себя ведет в доме Серова, а главное - посмотрите эпизод с тем, как Виктор вдруг отказывается стучать на генерала - мол, он ему теперь "папа". Панин - просто гений. Это изумительно сыграно.


Игорь Петренко сыграл хорошо. Да, вполне в образе, вполне такой Виктор, симпатичный предатель, которого не осуждаешь, гнусный альфонс, которого опять-таки не осуждаешь, потому что у парня тяжелое детство. Сыграно ровно и правильно. От этого - довольно скучно. Чего-то не хватает. Нет неожиданностей, все слишком ровно, и это как раз и является составляющей того самого "лубка".


Алена Бабенко, Вера, чуть поярче, но тоже слишком шаблонна. И слишком резкий переход от ощетиненного ежика к ласковой зайчихе. Где-то там должно было быть что-то промежуточное - например, лисичка.

И еще хотелось бы сказать о Галине Петровой, играющей в маленьком эпизоде Верину тетку-алкоголичку. Вот все-таки хорошая актриса - она и в мельчайшем эпизоде запомнится надолго. Очень яркая сцена.


Резюмирую. Вполне неплохое кино, не свободное, к сожалению, от определенных недостатков, среди которых налет некоторой лубочности и слишком бросающейся в глаза просчитанности в сюжете и трактовке главных персонажей. Плюс - самый финал, который, на мой взгляд, просто на редкость не клеится и сделан как будто под "Оскара", на который этот фильм даже и не попадет. Однако второстепенные персонажи - генерал и его адъютант - искупают многие огрехи этого фильма. Ради них его даже можно смотреть снова и снова. В общем и целом - вполне четверка. А уж на фоне крайне редко появляющихся на постсоветском пространстве действительно удачных картин - можно сказать, действительно событие.

На экраны выруливает долгожданный "Водитель для Веры", картина Павла Чухрая, в июне получившая главный приз сочинского "Кинотавра". С ее появлением уже можно говорить о том, что в наше кино наконец возвращаются его фирменный уровень и качества, за которые его любил, по которым ностальгирует массовый зритель.


Трейлер

Водитель для Веры

Водитель для Веры (2004)

драма, мелодрама, триллер
Режиссер: Павел Чухрай
В ролях: Игорь Петренко, Алёна Бабенко, Богдан Ступка, Андрей Панин, Екатерина Юдина
Премьера: 29 июля 2004 года

Фильм Павла Чухрая выходит на экраны

Кадр из фильма "Водитель для Веры"

Кадр из фильма


У генерала дочь-хромоножка. Замуж выдать трудно. И генерал берет в личные шоферы красавца-парня из кремлевских курсантов – хочет дочь пристроить. Парень тоже не промах – ему нужно делать большую карьеру. Остальное понятно. Но фильм не об этом.

На экраны выруливает долгожданный "Водитель для Веры", картина Павла Чухрая, в июне получившая главный приз сочинского "Кинотавра". С ее появлением уже можно говорить о том, что в наше кино наконец возвращаются его фирменный уровень и качества, за которые его любил, по которым ностальгирует массовый зритель. И происходит это уже не в единичных прорывах наподобие "Возвращения" или "Кукушки", а в том, что называют "мейнстримом" – главным руслом российского кино.

О высочайшем профессионализме Павла Чухрая, создателя "Вора" и оскаровского номинанта, можно не распространяться – он очевиден, я его отмечаю только потому, что именно кинопрофессии более всего пострадали от малокартинья. Тщательность, с которой воссоздана канувшая в вечность эпоха, скрупулезная проработка характеров и умение через них создать внутреннее напряжение – в наших новых фильмах пока редкость. Эти умения чаще заменяются игрой света и монтажа, что свидетельствует о рекламном опыте режиссеров, но отсекает любую историю от реального мира, делая ее подобием разбухшего клипа (такие ленты снимаются десятками, от курьезного "Одиночества крови" до подражательного "Ночного дозора").

Кадр из фильма "Водитель для Веры"

Кадр из фильма


В новой картине Чухрай возвращается в 60-е годы, которые принято считать временем оттепели, и делает историю о том, как люди пытались в этой оттепели выжить. На вопрос, почему он уже не впервые обращается к прошлому, отвечает так: "Время, когда я рос, мне ближе, и я его понимаю лучше". Сюжет многослоен, и мелодраматическая история потенциального брака по расчету, который становится любовью из жалости, здесь только на поверхности. Эта история и сама способна тронуть, взволновать безысходностью моральных коллизий, заставить неотрывно следить за развитием отношений и нравственным выбором героев. Но зритель более чуткий увидит сюжет второй, подводный и главный – трагедию страны, где каждый за каждым следит, каждый ощущает себя игрушкой в руках тайных сил, каждый из победителя легко может стать жертвой.

И это будет пересмотром сложившегося представления о легендарных 60-х, эпохе романтических надежд и веры в "коммунизм с человеческим лицом".

Кадр из фильма "Водитель для Веры"

Кадр из фильма


Маленькая история Веры, ее всесильного отца-генерала и ее последней надежды быть любимой – пылинка в космосе, где схлестнулись силы совсем иных масштабов, уже не имеющие отношения ни к чему человеческому. Эти силы и правят страной, от них зависит хрупкое существование каждого. Они к финалу размажут всю эту частную жизнь, за которой мы следили с волнением и надеждой, в абсолютную слизь. Причем даже не намеренно, а просто потому, что нормально функционировать у нас не умеет ни один государственный механизм – ни явный, ни тайный. Картина задумывалась давно, но выходит на экран еще более актуальной: осмыслить трагическую роль этих сил в нашей истории ни люди в массе, ни страна в целом так и не удосужились. И мы опять в преддверии чего-то неясного.

Фильм сделан как на одном дыхании. Режиссер умеет захватить внешне неважными деталями: многие кадры поначалу молчаливы, за людей говорят вещи, интерьеры, погоны, само молчание с бездной его оттенков. Чухрай актеров берет таких и задания им дает такие, что и в молчании чувствуешь нечто нависшее и грозное. Нет ни одного эпизодического персонажа – важен каждый: каждый, кроме личной, несет в себе государственную функцию. Мы успели забыть об этой странности советского бытия – но так было. Расторопный генеральский адъютант капитан Савельев (предельно органичный, как всегда, Андрей Панин) – не только адъютант, но и тайный сотрудник органов, о чем генерал может только подозревать. И горничную Лиду (Екатерина Юдина) в генеральский дом прикомандировали не просто так. И в рабочих, что пришли дезинфицировать дачу, видна какая-то другая выучка. И красивого шофера Витька (Игорь Петренко) из отборных кремлевских курсантов взяли не только потому, что он мог бы составить счастье дочке-хромоножке, – заодно у адъютанта из органов появится новый осведомитель. Любого можно, если нужно, прижучить, шантажировать, пустить в расход, размазать по стенке – ибо у каждого есть свой "скелет в шкафу", своя вина перед государством. Каждый это знает и потому в каждом живет опасение. Даже в уверенном в себе генерале.

Кадр из фильма "Водитель для Веры"

Кадр из фильма


Генерала играет Богдан Ступка, и мы еще раз убеждаемся, что это артист гениальный, умеющий одним присутствием в кадре передать и характер, и его историю, и космос, его окружающий. Играть властную самоуверенность у нас способны многие; так скупо и так исчерпывающе сыграть глубоко спрятанную обреченность, беспомощность умного человека в бесчеловечной системе – может только Ступка. Он же полнее всех в фильме передает двойственность существования человека в насквозь преступной системе: в сценах с дочерью с его героя слетает весь генеральский напор, остается человек любящий, страдающий и тоже беззащитный.

Игорь Петренко, которого уже окрестили русским Томом Крузом, пока, слава богу, не настаивает на своей роли секс-символа, но предъявляет серьезные актерские потенции, в ключевых сценах доходя до трагедийного накала, причем молчание и у него оказывается важней и выразительней слов. Его Витек, детдомовец, в армии впервые узнавший вкус хоть какой-то жизни, к этой жизни словно примеривается, ощупывает шансы, открывшиеся ему благодаря его мужским статям. А поняв, зачем его взяли в генеральский дом, без особых мудрствований, но явно мучается двусмысленностью своего положения и постоянно находится в процессе мучительного выбора. Он-то и оказывается в точке пересечения сразу многих сил – столь многих, что приходит на ум упрек в драматургической перегруженности сценария. По воле генерала парню нужно укротить до предела взвинченную Веру – та беременна, давно отчаялась и в любой момент готова взорваться, стать неуправляемой; влюбленная в Витька Лида пытается отвадить его от "брака по расчету"; "органы" хотят убрать генерала и видят в шофере удобного стукача, а вся генеральская дача становится одним из эпицентров вечной борьбы между "гэбэшниками" и "армейскими". Эта сверхплотность создает в финале ощущение искусственности, чрезмерной выстроенности развязки – даже при том, что фильм заканчивается многоточием, и о дальнейшей судьбе слишком много узнавшего Витька можно только догадаться.

Эту искусственность усугубляет и неизбежное предположение: а что, если Вера предстала бы не в облике утонченно красивой Алены Бабенко, а была уродиной, – остался бы тогда Витек таким благородным, стал бы рисковать жизнью ради чужого ребенка, испытал бы святое сочувствие к ближнему? Надо признать, что в интересах зрелищности фильма авторы предельно облегчили герою путь к душеспасительным решениям и тем неосознанно приблизили картину к типу коммерческого триллера с погоней и падением лакированного ЗИЛа в пропасть.

Но это осознаешь только после финальных титров, разбираясь в том, что вдруг помешало тебе в такой сильной картине испытать настоящий катарсис.

Водитель для Веры кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Водитель для Веры (2004): смотреть онлайн
Водитель для Веры (2004): смотреть онлайн

информация о фильме

Павел Чухрай

Павел Чухрай

Игорь Клебанов , Владимир Климов

Эдуард Артемьев

Ольга Кравченя

Игорь Толстунов , Александр Роднянский , Михаил Зильберман

Игорь Петренко , Алёна Бабенко , Богдан Ступка , Андрей Панин , Екатерина Юдина , Марина Голуб , Валерий Баринов , Наталья Гудкова , Алиса Гребенщикова , Дмитрий Высоцкий , Наталья Горшкова , Алексей Зеленский , Сергей Удовик , Александр Мезенцев , Владимир Коваль , Александр Шаврин , Олег Лопухов , Александр Фастовский , Галина Петрова , Мариюс Багдонавичюс

Лето 1962 года. На даче генерала в Крыму появляется новый водитель. Виктору суждено перевернуть судьбы всех обитателей большого дома. Горничная Лида откровенно добивается его. Дочь генерала Вера надменна с водителем, и вскоре - безоглядно влюбляется в него. Генеральский адъютант плетет интриги, вовлекая новичка. Но любовь Веры и Виктора, его блестящая карьера, жизни многих людей - все становится разменной монетой в чьей-то большой игре. Новый масштабный проект от создателей фильма "Вор" (номинация на "Оскар").

последнее обновление информации: 02.11.18

Читайте также: