Во второй половине xix в к представителям государственной школы относились

Обновлено: 05.07.2024

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.

Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"

В дальнейшем представители Г. ш. пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Г. ш. стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки Г. ш. детально изучали политическую историю, историю государственных учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирно-исторического процесса. Теория Г. ш. в начале 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1—2, М., 1955—60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственная школа" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА — основное направление в русской историографии 2 й пол. 19 нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель Б. Н. Чичерин, виднейшие представители К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И.… … Большой Энциклопедический словарь

Государственная школа — основное направление в русской историографии 2 й пол. 19 нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель Б. Н. Чичерин, виднейшие представители К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И.… … Политология. Словарь.

государственная школа — основное направление в российской историографии второй половины XIX начала XX вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Виднейшие представители: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв,… … Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА — господств. направление рус. бурж. историографии пореформ. периода. Назв. связано с тем, что в основу ист. процесса в России историки Г. ш. ставили гос во и его деятельность. Употребляемый также термин юридическая школа отражает лишь внеш.,… … Советская историческая энциклопедия

Нижегородская государственная школа № 172 — Связать? Нижегородская государственная школа № 172 муниципальная средняя школа с углублённым изучением биологии. Открыта в Нижнем Новгороде в 1961 году. Школа … Википедия

Высшая государственная школа электротехники, электроники, информатики, гидравлики и телекоммуникаций — Ecole nationale supérieure d électrotechnique, d électronique, d informatique, d hydraulique et des télécommunications (Высшая государственная школа электротехники, электроники, информатики, гидравлики и телекоммуникаций) (ENSEEIHT) Международное … Википедия

РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА — направление в русской либеральной историографии второй половины XIX начала XX в. К этому направлению относят идеи У.Чичерина (считающегося основателем данного направления), А.Д.Градовского, К.Д.Кавелина, П.Н.Милюкова и др. Теоретики этой школы… … Политология: словарь-справочник

Школа акварели Сергея Андрияки — (Гороховский переулок, № 17). Школа акварели Сергея Андрияки российская государственная специ … Википедия

Школа № 179 (Москва) — Школа № 179 Основана 1950 Директор П. А. Якушкин Тип Средняя общеобразовательная школа с профильными классами Адрес Москва, ул. Бол. Дмитровка, д.5/6, стр.7; Москва, Орлово Давыдовский пер., д. 5 Телефон Work … Википедия

Во второй половине XIX в. формируется так называемая государственная школа в русской историографии. Представители этой школы (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, А. Д.

В. О. Ключевский, П. Б. Струве, П. Н. Милю-' ков и др.), анализируя историю России, пыта-: лись открыть ее закономерности в контексте развития русской государственности. Государственная школа проявилась в русской философии права, испытавшей значительное влияние со стороны таких общепризнанных сторонников активной роли государства, как Т. Гоббс и Гегель.

Борис Николаевич Чичерин (1828—1904) — философ, правовед, историк, социолог. После окончания юридического факультета Московского университета он сочетал научную работу с интенсивной публицистической деятельностью. Преподавал на кафедре государственного права Московского университета. В 1881 г. Чичерина избрали московским городским головой, но в следующем году он вынужден был оставить этот пост по политическим мотивам.

Вместо гегелевской триады (тезис — антитезис — синтез) Чичерин выдвинул идею четырехзвенного саморазвития любого предмета: начальное единство, раскалываясь на две противоположности, обретает себя в конечном единстве. В человеческой истории саморазвитие Абсолютной сущности (Бога) протекает в практической (покорение природы, экономика, гражданский быт, политический строй) и теоретической (искусство, наука, философия, религия) сферах.

Поскольку последняя является определяющей, открытие законов саморазвития Абсолюта ведет, по Чичерину, к пониманию закономерности процессов, происходящих в обществе, государстве, праве. Политико-правовые воззрения Чичерина, имея много общего в формальном плане с философией права Гегеля, в отличие от нее носят более индивидуалистический характер и в большей степени пронизаны либеральным началом.

С точки зрения Чичерина, личность есть основа социальной жизни, субстанция общества; она представляет собой единичную метафизическую сущность, обладает свободой воли и сознанием связи с Абсолютом. Будучи самоценной и выступающей всегда в виде цели, а не средства, личность с необходимостью приходит к идее права, которая становится объединительной социальной основой. Именно поэтому Чичерин определяет право как внешнюю свободу человека, выраженную в законе. Право приобретает у него характер объективированной идеи свободы, проходящей в своем развитии три стадии: стадию внешней свободы (право), стадию внутренней свободы (нравственность) и стадию общественной свободы (соединение права и нравственности в семье, гражданском обществе, церкви и государстве).

Критерием законодательства выступает у Чичерина естественное право. Руководящим началом естественного права является (помимо свободы) справедливость, которую он, вслед за Аристотелем, подразделяет на уравнивающую и распределяющую. Если уравнивающая справедливость находит свое воплощение во внешней свободе (юридическое формальное равенство), то распределяющая — в общественной (фактическое неравенство в обществе). Юридическое равенство и фактическое социальное неравенство Чичерин находил естественным, коренящимся в природном и божественном миропорядке.

Подобно Аристотелю и Гегелю, Чичерин полагал, что реальному государству предшествует идея государства, исходящая от Абсолюта и выражающая предопределенные им цели. Совпадающее в целом логическое и историческое развитие государства проходит у него по четырехзвенной схеме: стадия первобытного единства (соединенность гражданского общества, семьи, церкви, государства), период раздвоения (социальное целое полярно разделено на гражданское общество и церковь, между которыми исчезает государство) и конечная ступень высшего единства (государство появляется как высший союз, объединяющий и сдерживающий противоборствующие стремления других социальных образований).

В отличие от классического либерализма, сводившего роль государства в обществе к минимуму, Чичерин полагал, что государство является вершиной социального развития и наиболее гармонично соединяет в себе основные элементы других общественных союзов (семья, гражданское общество, церковь). Но государство, в трактовке Чичерина, не поглощает общество, а лишь возвышается над ним.

Исходя из задач государства (охрана права и осуществление целей идеального целого), Чичерин кладет в основу взаимоотношений государства и общества принцип свободы. В этом плане он различает свободу индивидуальную, общественную и политическую. Индивидуальная свобода, по Чичерину, есть источник общественной свободы. А поскольку гражданское общество представляет собой союз частных лиц, то совокупная общественная свобода—это многократно сложенная индивидуальная свобода. Государство, несмотря на то что оно является высшим союзом и стоит над обществом, произрастает из него и черпает в нем свои силы. Иначе говоря, политическая свобода, нормы властных отношений задаются гражданским обществом, вырабатываются в его недрах. Поэтому связь между личной свободой, свободой общественной и политической представляется Чичерину непосредственной. Там, где нет широкой гражданской свободы, делает он вывод, отсутствует свобода и политическая. Общественная свобода служит гарантией свободы политической, а также гарантией и дополнением свободы индивидуальной.

Ограничение монархической власти Чичерин связывает с господством права и законов. Закон выступает как связующее звено государственного союза, олицетворение юридической и нравственной связи между властью и подвластными. С одной стороны, он устанавливает правомерное господство общего интереса над частным, а с другой — ограждает свободу частных лиц. Государство, по Чичерину, нравственно настолько, насколько оно управляется законом.

Оценивая российскую монархию как исторически необходимую и отвечающую внутренним потребностям русской нации, Чичерин в последние годы своей жизни стал выступать за ее конституционное ограничение.

В этом плане он был одним из тех представителей либерального консерватизма в России, которые предлагали гибко сочетать традиционную российскую государственность с идеями либерального конституционализма.

Согласно политической философии Гра- довского, государство есть итог длительного развития различных видов социальной власти (семейной, экономической, моральной, религиозной). На стадии созревания общественных институтов (семья, церковь, собственность) власть, им принадлежащая, в силу объективного объединения социальных отношений постепенно приобретает характер единой и универсальной, начинает распространяться на все население данной территории. Организационным и идейным центром, в котором фокусируется социальная власть, сосредоточивается ее авторитет и материализуется ее воля, становится государство. Последнее, по Градовскому, представляет собой не только особую, наиболее зрелую форму человеческого общения, но прежде всего всеобъемлющий социальный синтез, органично включающий в себя элементы других общественных союзов и институтов. Тем самым Градовский, как и Чичерин, примыкает к мировоззрению либерального консерватизма.

Градовский рассматривает государство как организацию, далеко не тождественную обществу и другим социальным институтам, имеющую собственные корпоративные интересы. Главную цель государства он видит в обеспечении им своего могущества, ибо слабое государство, теряя власть, перестает быть таковым. Однако выдвижение этой цели в качестве первостепенной не ведет к чрезмерному преувеличению роли государства, так как благодаря могуществу государства, по мнению Градовского, создаются условия для достижения общественных и личных целей. Важнейшая задача государства — содействовать все большей включенности человека в общественную жизнь, полнейшей реализации его социальной природы. В этом смысле Гра- довский оценивает образование государства как результат устранения изолированности человека: только в государстве, полагает он, личность достигает своего высшего развития1.

Гегеля, JI. Гумпловича (Струве посещал его занятия) и Б. Н. Чичерина (его учение Струве считал непосредственным предшественником своей политической философии).

Струве указывает на тесную взаимосвязь между государством, нацией и национальной культурой. Он полагает, что нация является первичным органическим началом, центром сосредоточения потенциальной энергии, которая затем может взорваться мощью великой культуры и государственности. Национальный дух находит свое объективное воплощение в культуре, имеющей, по Струве, универсальный, всесторонний характер и как бы формально закрепляющей уровень самосознания (в первую очередь в форме правосознания) народа. Культура, таким образом, есть непосредственная среда, где формируется волевое и сознательное начало нации — государство. Богатство, глубина и самобытность культуры определяет силовые возможности государства, его способность подчинять себе другие нации и государства. В этом плане борьбу между нациями и государствами Струве рассматривает как борьбу культур: побеждает та культура, в которой уровень правосознания, степень дисциплины и порядка оказываются выше. Таким образом, государство, по Струве, является квинтэссенцией, энергийным стержнем национального духа и национальной культуры.

Государственная ,или юридическая,школа в русской историографии сложилась в середине 19 в.,когда ее основные принципы были сформулированы в трудах Б.Н.Чичерина. Своими идейными корнями историческая концепция Чичерина уходит в философскую систему Гегеля. Главным принципом государственной школы являлось признание государства как основного творческого начала истории и ее движущей силы.По определению Чичерина,"государство есть высшая форма общежития ,высшее проявление народности в общественной сфере". Чичерин видел в государстве надклассовую силу и связывал с его деятельностью все изменения в общественной жизни. Он считал ,что наиболее полно руководящая роль государства обнаружилась в истории России,где сам народ был создан государством,которое собрало под свою власть отдельных лиц ,блуждавших по необъятным просторам. Географические условия России вызвали всемогущество русского самодержавного государства,которое силой своей власти создало сословия,закрепило их и заставило служить себе. Самодержавному государству Чичерин приписывал создание общины в России для фискальных целей.Такая община сменила собой в 17-18вв.вотчинную,которая еще ранее пришла на смену общине родовой. В книге "Опыты по истории русского права"(1858г.)Чичерин анализирует многочисленные юридические памятники,уделяя внимание истории земских соборов.Сама схема исторического развития,созданная Чичериным, согласно которой в России "союз кровный" сменился в 12 в."союзом гражданским",а ему на смену при Петре1 пришел "союз государственный", принципиально сходна со схемой Соловьева и Кавелини. Чичерин утверждал,что "образование государства- вот поворотная точка русской истории". Его формула:"у нас княжеская власть сделалась единственным двигателем народной жизни"подводила к заключению,что общественное устройство в России"получило бытие от государства,а монархия стала исходной точкой всего исторического развития народной жизни".Это ,по мнению Чичерина,является основным отличием русской истории от истории Западноевропейских государств. В пореформенный период традиции государственной школы продолжили ученики Б.Н Чичерина-В.И.Сергеевич (1832-1911),А.Д.Градовский(1841-1889),Ф.И,Леонтович(1835-1911) На взглядах В.И.Сергеевича отразились позитивистские теории Конта ,Миля и Спенсера, о чем свидетельствовала его докторская диссертация"Задачии метод государственных наук"(1871г.). В работе"Вече и князь"(1867г) Сергеевич подверг критике родовую теорию Соловьева,согласно которой отношения между князьями в древней Руси регулировались принципом старшинства в роде. Опровергая теорию "лествичного восхождения" при замещении княжеских столов, Сергеевич отмечал,что "корень ошибочного толкования источников родовой теории заключается в том,что она отправлялась от предположения наличия строго выработанного порядка преемства для такого времени,когда люди действовали не столько по правилам,сколько в меру своей силы" Согласно утверждению Сергеевича,договорные отношения определяли собой все стороны государственной и общественной жизни древней Руси.Древнерусское государство -результат договора между князем и народным представительством-вечем.Государственники продолжали освещать проблему происхождения крепостного права в России. В монографии "Крестьяне Юго-Западной Руси по литовскому праву 15 и 16 столетий" Ф.И.Леонтович отмечал решающую роль государства в закрепощении крестьян. Новую для исторической науки тему рассматривала диссертация А.Д.Градовского"История местного управления в России".Автор пытался обосновать распространенную в либеральных кругах идею "земского царя." Градовский издал книгу "Высшая администрация России18 столетия и генерал-прокуроры".В исследовании Градовский осветил деятельность Сената,Верховного тайного совета, а также административных преобразований в царствование Екатерины 2 и Александра 1. Влияние государственной школы прослеживается в трудах В.О.Ключевского и П.Н.Милюкова.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: