Внешнеполитические концепции этико политических школ древнего китая

Обновлено: 02.07.2024

Общественно-политическая мысль Древнего Китая получила расцвет в VI-III вв. до н. э. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Критика достижений культуры и цивилизации, отказ от прогресса, от знаний делают даосизм утопией. А его призывы свести государственное управление до минимума свидетельствуют об анархистских идеях даосов.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и норм ли.

Отношения правящих и подданных подобны семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Государь должен относиться к подданным, как к своим детям, заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. В свою очередь, народ обязан почитать государя, повиноваться ему.

Конфуций стремился восстановить всю сумму сложившихся веками обычаев и ритуалов, определявших каждый шаг китайцев.

Конфуцианство очень быстро стало влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н. э. было признано официальной идеологией и стало играть роль государственной религии.

Легисты предложили провести целый ряд реформ. Вся власть должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, наместников следует лишить властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Легисты предлагали упразднить наследственную передачу должностей и отдавать предпочтение тем, кто доказал свою преданность государю на службе в войске.

Одной из реализованных идей легистов стал принцип коллективной ответственности. Круговая порука распространялась не только на родственников, но и на объединение нескольких общин (дворов). Освободить от коллективной ответственности мог только своевременный донос. Таким образом, в Древнем Китае была внедрена система доносов и тотальной взаимослежки подданных друг за другом.

Легисты создали модель деспотичного, тоталитарного государства. Их программа централизации государства была использована при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.). Однако на практике применение положений легизма привело к усилению деспотизма, эксплуатации народа, внедрению в сознание подданных страха перед правителем и всеобщей подозрительности.

Это привело к недовольству широких масс. Поэтому последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с конфуцианством.

Во II-I вв. до н. э. в качестве государственной религии Китая утвердилось конфуцианство. Моизм постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает свое влияние.

Вместе с появлением государства и обособлением политической сферы от других сфер жизнедеятельности общества возникает и фено­мен международных отношений, а сама политика дифференцируется на внутреннюю и внешнюю.

Эти процессы находят свое отражение в политической мысли Древнего мира. Поскольку поначалу межгосудар­ственные отношения не носили регулярного характера, а внешнеполи­тическая деятельность выглядела, с точки зрения современных крите­риев, весьма примитивно, то и внешнеполитическая мысль древности оставалась неразвитой и фрагментарной. Можно назвать лишь отдель­ные исключения из этого правила. К таким исключениям относятся внешнеполитические концепции Древнего Китая, которые оказывали значительное влияние на отношения этой самобытной страны с други­ми народами и государствами на протяжении многих веков.

В противоположность конфуцианству легизм ориентировался на более активный характер внешней политики. Первоначально ранние легисты придерживались в отношении варваров тех же взглядов, что и ранние конфуцианцы, но затем их позиции изменились. Под воз­действием реальных условий легисты признали возможность и необ­ходимость заимствования у чужестранцев элементов бытовой культуры или военного искусства, например, техники ведения конного боя, если окружающие народы превосходили в этом китайцев.

Поскольку легизм делал ставку на насилие и принуждение как наиболее эффективные средства управления людь­ми, постольку и во внешнеполитической сфере он ориентировался прежде всего на силовые методы.

Конфуцианство - это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.

В эпоху войн и феодальной раздробленности конфуцианство пыталось стать мировоззренческой основой укрепления общественного строя и сложившихся форм государственного управления, призывая строго соблюдать древние традиции. Нужно отметить, что философия Конфуция носит традиционалистский характер, то есть он идеализировал определенные предками принципы взаимоотношений между людьми в семье и обществе.

Поэтому главными здесь были вопросы этики, морали и управления государством. Отсюда вполне правомерно считать именно конфуцианство первой философской концепцией менеджмента, где правление рассматривалось как этическая доктрина.

Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременяя народ тяжёлыми налогами и повинностями. Это, по мнению Кун Фу-цзы, должно было способствовать усилению главного элемента управления государством. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал мысль о том, что народ имеет право свергнуть жестокого правителя путём восстания. Эта мысль определялась в конечном итоге сложностью социально-политических условий, острой классовой борьбой и войной между царствами.

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других идеологических течений, в особенности легизма, что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат.

Несмотря на пропаганду жесточайших наказаний, часто не совместимых с деяниями и методами откровенной манипуляции общественным сознанием невежественного народа, легизм укрепил управленческую практику, разработанную Конфуцием.

Итак, со временем во главе нового управленческого аппарата стали конфуцианцы, овладевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний.

Реформированное Конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (II в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией, космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии.

В 136 году до н. э. при императоре У-ди конфуцианство было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти.

Таким образом, конфуцианство как господствующая идеология, как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль.

Выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции, учение ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в VII-VIII веках.

Роль Конфуцианства

Конфуцианство - этико-политическое и религиозно-философское учение о нравственном поведении человека и основанном на морали, социальном порядке, возникшее в Китае.

Как и некоторые другие восточные религии, Конфуцианство часто интерпретируется как образ жизни, который на протяжении двух тысяч лет поддерживал религиозное единство китайского народа и способствовал этнической консолидации.

Этико-политические взгляды Конфуция и его последователей в форме ортодоксального конфуцианства легли в основу духовной жизни старого Китая. И какую бы сторону этой жизни ни рассматривать - взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки,- везде заметно влияние конфуцианских идей.

В отличие от мифических богов Конфуций был реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство заботилось, прежде всего, об устройстве жизни на этом свете. Низы общества верили в провозглашаемые человеколюбие, добродетель, справедливость, проповедуемые Конфуцием, поддерживали конфуцианский словесный протест против жестокости, алчности, лицемерия.

Эксплуататоры видели в конфуцианстве залог соблюдения раз навсегда данных устоев, сохранения установившихся в классовом обществе порядков, оправдания повиновения нижестоящих вышестоящим. Жестокое угнетение китайских трудящихся прикрывалось конфуцианской проповедью строжайшей морали и любви к народу.

Учение Конфуция развивали и переосмысливали его последователи. Одним из видных последователей Конфуция был Мэн-цзы (372-289). Он родился в области Цзоу, на территории современной провинции Шаньдун.

Здесь же, в княжестве Лу, около двух столетий назад жил его великий предшественник Конфуций. Мэн-цзы много путешествовал по стране, ведя многочисленные беседы, в которых излагал сущность своего учения.

Таким образом, предполагалось смягчить социально-классовые противоречия в обществе и ограничить абсолютную власть правителя.

Так обосновывалась правомерность устранения с трона правителя, нарушившего конфуцианские этико-политические нормы.

Такое материалистическое объяснение причины обожествления Неба, по существу, подрывало учение Конфуция и Мэн-цзы о воле Неба как божественной силе, определяющей судьбу людей.

В соответствии с новыми социально-экономическими и политическими явлениями жизни китайского общества, философски переосмыслив этико-политическое учение Конфуция, Сюнь-цзы оказал большое влияние на последующее развитие китайской философии.

Древнее конфуцианство, выработанное Конфуцием и его последователями в V-III вв. до н. э., возникло и развивалось в период острой классовой и идейной борьбы в китайском обществе.

Если древние конфуцианцы в основу управления государством и народом стремились положить морально-этические принципы, исходя при этом из определяющей роли воли Неба, то легисты во главу угла ставили законы и строгие наказания. Их идеалом была сильная государственная власть, деспотия.

Укрепление новой могущественной знати и объективно существовавшая тенденция к централизации страны способствовали утверждению принципов легизма в первой китайской империи Цинь (III в. до н. э.). Однако конфуцианские постулаты послушания, покорности, соблюдения иерархии и др. нужны были и правителям единой империи, поэтому во II в. до н. э. при династии Хань создается официальная конфуцианская доктрина, синтезировавшая часть взглядов легистов и других древних школ, принявшая на свое вооружение идеал сильного государства с развитой системой законов и практику суровых наказаний, т. е. все атрибуты деспотического государства. Так во II - I вв. до н. э. появилось ортодоксальное, ханьское конфуцианство.

На раннем этапе конфуцианство имело известное прогрессивное значение. Однако со временем, впитав в себя многие положения других идеологических школ, в частности легизма, оно стало классической феодальной идеологией, в основе которой лежала идея строгой дифференциации общества. Строгая регламентация жизни и положения людей в обществе нужны были китайским феодалам, и именно поэтому конфуцианство как государственная идеология могло существовать в течение более двух тысячелетий. В период Сун (X-XIII вв.) некоторые положения конфуцианства были обновлены философом-идеалистом Чжу Си (ИЗО-1200). В основном это обновление шло по линии усиления тех элементов, которые были выгодны господствующим классам.

Конфуцианское учение имеет прогрессивную, демократическую сторону - и это, прежде всего учение о человеколюбии, но оно включает и консервативные, реакционные догмы - идеализацию старины, обожествление Сына Неба - императора, восхваление всего китайского и очернение всего некитайского. Господствующий класс китайских феодалов взял на вооружение консервативную, реакционную сторону конфуцианства, приспособив это учение к своим интересам. Превратившись в идеологию класса феодалов, конфуцианство на протяжении многих веков служило моральным обоснованием дикой деспотии.

Маньчжуры, завоевав Китай, не отвергли конфуцианского учения. Напротив, они приспособили его для укрепления своего господства. И хотя политика маньчжурских завоевателей расходилась со многими конфуцианскими наставлениями, это нисколько их не смущало. Им важно было иное - в своих целях использовать авторитет имени Конфуция, огромное влияние его учения. Маньчжурские императоры унаследовали ритуал чествования Конфуция и неукоснительно его соблюдали, придав ему даже более пышные, чем прежде, формы.

Таким образом, учению Конфуция была уготована сложная судьба и неоднозначная роль: оно - то превращалось в основополагающий принцип правления, то подвергалось страшным гонениям.

В 555 г. издан императорский указ о возведении в каждом городе храма в честь Конфуция и регулярных жертвоприношениях в этих храмах. В конце 19 в. в Китае было 1560 храмов, посвященных Конфуцию, где одновременно размещались и экзаменационные залы для чиновников.

Главная особенность китайской экономической мысли заключается в том, что она пронизана идеями конфуцианства как философии хозяйства (рис.2).


Рисунок 2. - Общая взаимосвязь конфуцианства как философии хозяйства и современной китайской экономической мысли и науки, экономической политики и хозяйственной практики.

Успех конфуцианских идей в практике государственного управления определялся тем, что Конфуцию удалось выразить традиционные особенности менталитета. Конфуцианство как философия хозяйства все больше рассматривается как фактор, способствующий развитию экономики, т.к. заложенные в этом учении принципы китайской нации способствовали стабильному гармоничному развитию и личности, и государства.

Принципом поведения человека в Китае становится общее благо, процветание народа и государства, а не личные корыстные интересы.

Единство этического и политического обеспечивается путем воспитания индивидуальных нравственных принципов, находящихся в единстве с принятыми в обществе правилами поведения.

Конфуцианская теория управления позволила преодолеть важнейшие противоречия, которые несут угрозу стабильности общества, такие как противоречие, между богатыми и бедными, поскольку происходил отбор правящей элиты из всех социальных слоев, и обеспечивалась поддержка большинства населения. Кроме того, можно отметить отсутствие противостояния интеллигенции и власти ввиду политической направленности образования, что было характерно для других цивилизаций, прежде всего для западной. Образованный человек, представитель интеллигенции, оказывался, включен в государственную систему и направлял свои усилия на ее поддержку и сохранение, а не на критику и разрушение.

Эволюционизирующаяся китайская парадигма экономического развития (от социалистического рыночного хозяйства до гармонического общества и инновационного государства) стала, по сути, идеологическим фактором стабилизации экономики КНР.

Конфуцианство - сложный комплекс этико-философских категорий, созданный на основе учения древнекитайского мудреца Конфуция. После его смерти учение было развито и дополнено последователями Конфуция и стало играть колоссальную роль во всех областях жизни китайского общества.

Заключение

конфуций государственный управление политический

Итак, образ благородного сановника, благородного правителя и их основные функции очерчены вполне четко и определенно. Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа Цзюнь-цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил (пи), но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она в конфуцианской модели государства являлась и толкователем и носителем правил. В этом одна из коренных причин большей значимости бюрократии в конфуцианской модели государства, нежели легистской, ибо там бюрократия была скована законом, и у нее не было такой свободы творчества в толковании законов, как у конфуцианских сановников в интерпретации правил. Можно предположить, что Конфуций вполне умышленно развязывал руки какой-то небольшой части управляющих из числа самых высших ее представителей, допустив их к толкованию правил. Таким образом, правитель и его ближайшее окружение всегда могли в удобное им время и в выгодном для них смысле истолковать определенное правило даже концепцию.

И в завершении работы нужно заметить, что Конфуций, будучи сторонником авторитарной системы, в то же время был противником изменений абсолютизации императорской власти. Его модель государства свидетельствует о том, что Конфуций стремился ограничить права императора. В этом, по-видимому, одна из причин возникновения концепции благородного мужа - прообраза будущего “совершенного” бюрократа.

Список литературы

1. Бобровская А.В. Древнекитайская философия. - М.: Мир, 2012. − 279с.

2. Кобзев А.И. Философия китайского конфуцианства. - М.: Логос, 2009. - 356 с.

. Лукашин С.П. Конфуций. - М.: Мир книг, 2011. - 368 с.

. Ломанов А.В. Современное конфуцианство. - М.: Орион, 2009. − 276 с.

. Малявин В.В. Конфуцианство. − М.: Астрель, 2010. - 357 с.

. Мартынов А.С. Конфуцианство: классический период / Пер. с китайского А.С.Мартынова. − СПб.: Азбука-классика, 2006. − 384с.

. Невилл Р. Бостонское конфуцианство// Проблемы Востока. 2011. - №3.

. Переломов Л.С. Конфуцианство в политической истории Китая. - М.: 2010. − 211 с.

Другая особенность развития китайского философско-политического знания — крайне пренебрежительное отношение философов и политиков к естественным наукам. Принизив общественный статус естественнонаучных наблюдений и прикладных знаний, представив их как удел и занятие низших людей, лишенных возвышенных идей, они создали идеологический заслон для привлечения данных естественных наук в философские и политические рассуждения, отгородив себя от источника формирования целостного мировоззрения. Об этом свидетельствуют политические учения трех весьма влиятельных философско-политических направлений Древнего Китая — конфуцианства, легизма и даосизма.

Для всех этих политических направлений характерна связь с мифологией. Опору государственной и общественной жизни они видели в верховной власти Неба. Конфуций, например, почитал Небо как сверхъестественного всеединого повелителя, а также производное от него — аристократическое управление. Лао-цзы исходную идею политической власти видел в сверхъестественном Дао, направляющем жизнь людей согласно естественным законам, избавляющим их от тиранического господства аристократии.

Некоторые философские системы, возникшие во вторую половину эпохи Чжоу, послужили основанием для развития религиозных учений, ставших в дальнейшем государственными религиями Китая. Мы имеем в виду конфуцианство и даосизм. Рассматривая отношение древнекитайских мыслителей к вопросам государственного правления, нельзя не заметить превалирование нормативно-поведенческой, морально-этической направленности в создании модели хорошего правителя.

Следует особо подчеркнуть, что в построении концепции политической власти, правителя, иными словами, политического лидера китайские мыслители исходят из одних и тех же структурных и функциональных интерпретаций предфилософского и философского мировоззрения.

В зависимости от мировоззренческой ориентации на идеалы правителя и избранной структурно-функциональной парадигмы они наделяют правителей различным набором содержательных свойств и различными качествами. Образ совершенномудрого человека в роли идеального государственного деятеля как исторической личности присутствует в китайской теофилософии даосизма, конфуцианства, легизма. В каждой из них совершенномудрый определяется по-своему, в зависимости от содержания учения.

В то же время их социально-генетический базис субъектов носителей политической власти как бы един, традиционен и, скорее всего, продолжает действовать вплоть до наших дней. Первоочередными являются для них дела общественные, а не личные. В исполнении властных функций политические учения Древнего Китая указывают на множество вариантов, ориентируя на искусное их исполнение через постоянство к постоянству, посредством добра (особенно это заметно в конфуцианстве и даосизме).

Китайская политическая мысль социальна и проникнута этикой. Она пыталась увязать социальные и политические проблемы в одно целое, много внимания уделяя организации системы политической власти, в частности чиновничье-бюрократическому аппарату. Практически все ведущие китайские доктрины так или иначе отражали интересы государства. Они всегда были прагматичны и мало проникнуты мистикой, метафизическими, иррациональными мотивами, мифологическими идеями. В центре их стояло стремление понять и объяснить не мир вообще, а мир человека, общества, основы социальной организации и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и мудрого правления.

Даосизм: Лао-цзы

Одним из основных принципов в управлении государством, согласно учению Лао-цзы, является принцип воздержания, недеяния (у вей). В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего порядка2. Принцип бездействия — основа свободы, счастья и процветания. Всякое же действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

Лао-цзы подчеркивал зависимость прогресса и процветания государства от качества управления обществом и обращал внимание на те свойства и качества, которые отличают хорошего правителя от дурного. Поэтому мудрый правитель, управляя государством, следует дао, не делая ничего, что могло бы нарушить спокойствие и естественный ход социальной жизни. Согласно его взглядам, вселенную, как и человеческое общество нельзя привести в порядок искусственным образом. Для воцарения порядка нужно дать свободу прирожденным качествам человека.

Как и Лао-цзы, даосские философы хорошо понимали, что земное устройство нельзя установить искусственным образом, нарушая природный порядок, в соответствии с которым определено действие каждого человека. Свобода прирожденных качеств людей от космического дао не требует приобретения каких-то особых искусственных знаний, все дано человеку природой и всякое вмешательство в работу духовных сил человеческой природы и человеческого бытия ведет к нарушению естественного порядка вещей, жизненного равновесия.

Своеобразно отношение даосов к войнам, к политике завоеваний других народов. Если государство, учил Лао-цзы, управляется справедливостью, то война ведется хитростью и не всегда на стороне того, кто ее затевает. Ибо тот, кто покоряет другие страны при помощи войск, должен понимать, что это может обратиться против него и его народа. Главное, по мнению даосов, состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие, а прославлять себя победой — значит радоваться убийству людей.

В развитии даосизма в научной литературе выделяют три периода:

  1. метафизический, связанный с выработкой собственной философской системы;
  2. мистический, период увлечения мистикой и погони за сверхъестественным;
  3. жреческий (общения с духами и выполнение жреческих обязанностей).

Этико-политическое учение конфуцианства

Конфуций

Согласно его концепции, политическое правление должно осуществляется на основе принципов эффективности, традиционных правил ли, справедливости и меритократии.

1. Принцип эффективности означает управление с помощью ритуала.
В содержании власти, по Конфуцию, на первом месте стоит не силовая, политико-законодательная, а духовно-нравственная характеристика. Он совершенно отчетливо разделяет и отграничивает моральную власть от чисто политической власти, которая реализуется путем насилия, и придает особое значение ее ритуализации, усматривая в этом необходимую добродетель.

Ключ к эффективности управления народом Конфуций видел:

Конфуцианские символы сочувствия правителя к народу, взяты из образов родительской заботы и внимания, и должны были передавать беспристрастность правителя, опекающего общество в целях его сплочения гармонизации отношений.

2. Принцип управления с помощью системы традиционных правил — ли. Он означает:

Человеколюбие, по Кун-цзы, означает проявление пяти качеств: почтительности, обходительности, правдивости, сметливости и доброты. Вследствие отсутствия у простолюдинов воспитания и образования они не могут обладать такими качествами.

Политическая роль конфуцианского учения сугубо консервативна, весь смысл его состоял в соблюдении религиозных традиций в отношении к государственным обязанностям. Конфуцианская идеология — это идеология патриархальной монархии, стратегической целью которой являлось сохранение незыблемости китайского феодально-деспотического государственного строя. Она более двух с половиной тысячелетий оказывала и ныне оказывает существенное влияние на политическую жизнь Китая.

Мэн-цзы

Легизм

Шан Ян

Доктрина легизма в варианте, предложенном Шан Яном, стала одним из крупных направлений в политической мысли Китая. По существу она стала обоснованием тоталитарной концепции государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения.

По мнению ее автора, государство есть высший смысл деятельности общества, мера всех вещей, самоценный и абсолютный в своем совершенстве институт, ради которого должен обуздывать себя и сам правитель, отбросив все личное. Государство возникает поэтапно, по мере того как люди стали разделяться на своих и чужих (любить только своих и ненавидеть чужих), различаться по социальному положению (между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами), по именам и рангам, регламентам.

Преследуя цель насильственного объединения Китая и создания сильного централизованного государства, Шан Ян вел активную борьбу с конфуцианством, приведшим, по его мнению, страну к беспорядкам и ослаблению государственной власти.

Основные причины ослабления власти, ведущего к гибели государства, Шан Ян видел:

  • в распущенности нравов народа (стремление беспечно жить на склоне лет, безумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и вкусной еде, стремление к роскоши, к удовольствию);
  • в упадке основного занятия — земледелия и господстве второстепенных занятий (ремесло, торговля, политическое интриганство);
  • в подражании древности, особенно связанном с соблюдением ритуалов, не приносящих пользы.

Он указывает на обязательное выполнение основных принципов государственного управления и наведения порядка:

Чтобы навести порядок до того, как вспыхнет беспорядок, Шан Ян считает необходимым:

Только так, по мнению Шан Яна, может сложиться страна, где земледелие и война — главные опоры государства. Ради этого она существует, здесь народ боится государственных законов, послушен в войне и пойдет на смерть за правителя.

Для достижения унификации следует применить следующие методы:

  • устранение второстепенных занятий, позволяющих извлекать частную выгоду и ослаблять казну;
  • пресечение разномыслия, уничтожение философии и искусства;
  • осуществление цензорского надзора и введение системы всеобщего шпионажа;
  • обеспечение материального стимулирования, с точным расчетом снижения налогов и повышения льгот, с целью сделать выгодным основное занятие — земледелие;
  • введение системы круговой поруки;
  • использование системы пожалования рангов, титулов, должностей, наград с целью уравнения имуществ.

Государственный аппарат, чиновничество, формируется за счет выдвиженцев, при условии их достаточной подготовки. Но надо создать условия, которые препятствовали бы усилению самодовлеющей силы аппарата, развитию в нем коррупции и злоупотреблений. Никакие прежние заслуги не должны освобождать чиновников от суровых наказаний за провинности. Родственные связи также не должны иметь значения. Во времена Шан Яна для контроля за деятельностью аппарата администрации были введены штатные контролеры-инспекторы.

Таким образом, в трактате Шан Яна впервые в истории Китая сформулирован целый ряд концепций и институтов, вошедших в императорско-бюрократическую систему. К их числу можно отнести следующие:

  • государственное регулирование экономических процессов в стране;
  • институт бюрократии;
  • систему круговой поруки;
  • институт рангов знатности;
  • законодательную систему;
  • равные возможности при выдвижении на административные посты;
  • личную ответственность чиновника;
  • унификацию мышления чиновничества; f институт цензорского надзора.

Хань Фэй

Большое значение в трактате он придавал централизованному контролю системы экономического регулирования, уделяя первостепенное внимание земледелию и военной силе государства. Вместе со своими сторонниками он выступал против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые защищали привилегии старой знати. Им Хань Фэй противопоставлял новую мораль, которая выше всего ценила интересы государства, игравшего в то время прогрессивную роль.

Согласно его концепции, государство — это система созданных институтов, высшая цель которых — обеспечить порядок и процветание общества, силу государства и преданность населения. Для этого на первый план выдвигается закон как важнейшее средство достижения указанных целей, так и теснейшим образом связанная с ним система наказаний и роль государя.

В центре — проблема сохранения власти на самом высшем уровне, т. е. как вести себя государю, обеспокоенному угрозой стать игрушкой в руках умного придворного сановника. Хань Фэй рисует образ идеального сановника, первого помощника и друга правителя. Согласно его представлениям, он должен быть преданным государю, следовать его повелениям, умным и сведущим в законах, в искусстве управления, способным разбираться ясно в делах, распознавать своекорыстие других, обладать качествами дальновидного, решительного, непреклонного борца с коварным противником.

Шан Ян разрабатывал идею наделения государства экономическими функциями, в соответствии с которой царская администрация должна была регулировать частнопредпринимательскую деятельность, дабы все доходы стекались в одно место.

  • во-первых, это ученые-конфуцианцы, которые расхваливают путь прежних правителей и своими изысканными речами вызывают сомнения в существующих законах, порождая раздвоенность в душе правителя;
  • во-вторых, болтуны, демагоги, несущие всякий вздор, главная цель которых — устроить свои личные дела и отбросить дела, полезные для государства;
  • в-третьих, меченосцы, выставляющие напоказ свои качества, чтобы прославить свое имя и нарушить запреты правительства;
  • в-четвертых, земледельцы-общинники, уклоняющиеся за взятки от несения трудовых и воинских повинностей и перешедшие под покровительство крупных землевладельцев, избегающих повинностей;
  • в-пятых, торговый и ремесленный люд (спекулянты, перекупщики), посягающие на выгоды земледельцев, мастера грубых поделок. Поэтому он выступал против чрезмерного обогащения торговцев, ремесленников, чтобы не выпускать из рук рычаги экономической власти.

Читайте также: