Внеклассное чтение в начальной школе компенсирующего и коррекционно

Обновлено: 05.07.2024

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7

Развивающие упражнения для начальной школы

Составитель А.Д. Шадрина, учитель начальных классов МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7

Автор-составитель Н.А. Ленёва, учитель начальных классов, Н.А. Перелыгина, учитель начальных классов, МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7

Данный сборник содержит развивающие упражнения, направленные на развитие речедвигательных операций чтения, логического мышления, мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации).

Предложенные нами коррекционные упражнения развивают и значительно повышают познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте, произвольное внимание, активизируют учебно-познавательную деятельность младших школьников; развивают положительную мотивацию к учению.

Сборник адресован учителям начальных классов. Упражнения можно включать в урок на этапах введение в тему, закрепление изученного.

Одна из важнейших задач начальной школы формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих пониманию текста.

Вырастить грамотного читателя – совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой. Сложность этой задачи заключается в том, что при обучении чтению необходимо строить работу на принципах системности и комплексности: учитывать психические процессы, которые включены в чтение, активно влиять на определенные анализаторы. Интерес к чтению возникает у ребенка в том случае, когда он свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Чтобы усилить мотивационную сторону, необходимо сочетать обучение чтению со специальными заданиями, активно влияющими на становление и развитие необходимых навыков.

Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др. Дети в специальных (коррекционных) классах, умея читать (артикулировать написанное), проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними учителя, как правило, дают более чем скромный результат. Предлагаемый нами путь это различные упражнения со словами и текстами, выполнение которых обеспечивает формирование целого ряда мыслительных операций и способностей, которые в качестве составных компонентов входят в процесс чтения. Этот комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие эмоционального напряжения и тревожности, на формирование, автоматизацию следующих компонентов чтения: строгий побуквенный анализ, зрительный образ и смысл слова; быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазодвигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова.

Подчеркивая основную ориентированность этих упражнений на детей, испытывающих большие трудности с формированием навыка чтения, заметим, что они также оказываются полезными и для таких детей, которые читают неплохо; они помогают им научиться читать более быстро, правильно и осмысленно. Предлагаемые нами упражнения помогут учителю развивать навыки чтения без отрыва от программного материала. Упражнения классифицированы по классам и по разделам изучаемого материала.

Библиотека коррекционной школы VIII вида ставит перед собой цель воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью средствами библиотечной работы. Данная задача решается путем системы мероприятий, направленных на исправление недостатков развития детей, на формирование личности.

Основным недостатком учащихся является ослабление аналитико – синтетической деятельности, вследствие чего у школьников нарушаются связи между предметно-образным и логическим мышлением, между словом и действием. Неполноценный навык беглого чтения, низкий уровень любознательности, недопонимание смысла прочитанного, неумение правильно выбрать книгу, исходя из своих возможностей, всё это подрывает основу формирования ребенка и как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

Данная работа в коррекционной школе может дать положительные результаты, если она проводится регулярно.

Одно из методических требований к работе с книгой – постоянный контроль за чтением учащихся, за их умением понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. По прочитанной книге библиотекарь проводит с учеником небольшую беседу, чтобы оценить степень понимания прочитанного, помочь ему правильно понять описываемые события и поступки героев.

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о творчестве К.Г. Паустовского.
  • Развивать связную речь учащихся.
  • Способствовать развитию воображения.
  • Совершенствовать технику чтения.
  • Воспитывать вдумчивого читателя.
  • Способствовать развитию чуткого отношения ко всему живому.

В скобках приводятся ответы учащихся, обобщенных библиотекарем.

Ход занятия

Организационный момент.

Вступительная беседа библиотекаря.

Какие задачи стоят перед нами, когда мы приступаем к чтению любого произведения?

(Понять героев: их характеры, настроение, взаимоотношения и понять отношение автора к своим героям).

Чем резиновая лодка отличается от обычной? (Резиновую лодку можно надуть и закрыть отверстие пробкой).

Библиотекарь читает первую часть рассказа.

Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.

Купили мы ее еще зимой в Москве, но с тех пор не знали покоя. Больше всех волновался Рувим. Ему казалось, что за всю его жизнь не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным.

Рувим хватался за голову и жаловался на дурные сны. То ему снилось, что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем; то снился пронзительный разбойничий свист – это из лодки, распоротой корягой, стремительно выходил воздух, и Рувим, спасаясь, суетливо плыл к берегу и держал в зубах коробку с папиросами.

Страхи прошли только летом, когда мы привезли лодку в деревню и испытали ее на мелком месте, около Чертова моста.

Десятки мальчишек плавали около лодки, свистели, хохотали и ныряли, чтобы увидеть лодку снизу.

Лодка спокойно покачивалась, серая и толстая, похожая на черепаху.

Белый мохнатый щенок с черными ушами – Мурзик – лаял на нее с берега и рыл задними лапами песок.

С какими героями знакомит нас автор?

– Каким вы представляете себе друга автора Рувима, где он живёт? Что любит?( Он живет в деревне, любит природу, добродушным, ворчливым, мечтательным).

– Прочитайте его страхи и опасения.

– Как реагировали на появление лодки деревенские мальчишки? Прочитайте об этом.

– Как вы думаете, что будет дальше?

Чтение 2 части рассказа библиотекарем.

Это значило, что Мурзик разлаялся не меньше, чем на час. Коровы на лугу подняли головы и все, как по команде, перестали жевать.

Бабы шли через Чертов мост с кошелками. Они увидели резиновую лодку, завизжали и заругались на нас.

– Ишь, шалые, что придумали! Народ зря мутится!

После испытания дед, по прозвищу “Десять процентов”, щупал лодку корявыми пальцами, нюхал ее, ковырял, хлопал по надутым бортам и сказал с уважением:

– Воздуходувная вещь!

После этих слов лодка была признана всем населением деревни, а рыбаки нам даже завидовали.

Но страхи не прошли. У лодки появился новый враг – Мурзик.

Почему бабы завизжали и заругались, увидев лодку? (Всё новое пугает)

– Как назвал лодку Дед? Прочитайте.

Какие ещё выражения вызвали у вас улыбку?

Чтение 3 части.

Мурзик был недогадлив, и потому с ним всегда случались несчастья: то его жалила оса, и он валялся с визгом по земле и мял траву, то ему отдавливали лапу, то он, воруя мед, измазывал им мохнатую морду до самых ушей, к морде прилипали листья и куриный пух, – и нашему мальчику приходилось отмывать Мурзика теплой водой.

Но больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть все, что ему попадалось под руку.

Лаял он преимущественно на непонятные вещи: на черного кота Степана, на самовар, на часы-ходики.

Кот сидел на окне, тщательно мылся и делал вид, что не слышит назойливого лая. Только одно ухо у него странно дрожало от ненависти к Мурзику. Иногда кот взглядывал на щенка скучающими наглыми глазами, как будто говорил Мурзику:

– Отвяжись, а то так тебя двину.

Тогда Мурзик отскакивал и уже не лаял, а визжал, закрыв глаза. Кот поворачивался к Мурзику спиной и громко зевал. Мурзик не унимался.

Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили.

Какую характеристику даёт автор Мурзику? (Недогадливый)

– Как вы думаете, почему Мурзик был недогадлив?(Он маленький, неопытный)

– Прочитайте, к чему приводила его неопытность.

– Какие отношения были у Мурзика с котом Степаном?

– Сравните характеры кота и щенка. (Щенок – любопытный, озорной, всё время лающий. Кот степенный, спокойный, только дрожащим ухом выражающий свою ненависть к Мурзику.)

Чтение 4 части.

Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки. Он долго пытался ухватить ее за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что. Тогда Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух.

Мы в это время пили в саду чай и не подозревали ничего плохого. Мурзик лег, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь. Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух.

Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах. Куры раскудахтались по всем соседским дворам, а черный кот промчался тяжелым галопом через сад и прыгнул на березу. Оттуда он долго смотрел, как булькала странная лодка, выплевывая толчками последний воздух.

Расскажите, как Мурзик расправился с резиновой лодкой и что из этого вышло?

– Как по вашему поступят с Мурзиком хозяева лодки? (Накажут)

Чтение 5 части.

После этого случая Мурзика наказали. Рувим нашлепал его и привязал к забору.

Мурзик извинялся. Завидев кого-нибудь из нас, он начинал подметать хвостом пыль около забора и виновато поглядывать в глаза. Но мы были непреклонны – хулиганская выходка требовала наказания.

Мы скоро ушли за двадцать километров, на Глухое озеро, но Мурзика не взяли. Когда мы уходили, он долго визжал и плакал на своей веревке около забора. Нашему мальчику было жаль Мурзика, но он крепился.

На Глухом озере мы пробыли четыре дня.

На третий день ночью я проснулся оттого, что кто-то горячим и шершавым языком вылизывал мои щеки.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слез Мурзикину морду.

Как наказали Мурзика? (Привязали к забору)

– Что чувствовал щенок? (Свою вину)

– В чём это выражалось? Прочитайте.

– Докажите, что Мурзик не только недогадливый, любопытный, умный, но и преданный пёсик?

– Прочитайте, что чувствовал он, добежав до рыбаков. (Усталость и потрясение)

Чтение 6 части.

Я разбудил всех. Мальчик засмеялся, потом заплакал и опять засмеялся. Мурзик подполз к Рувиму и лизнул его в пятку – в последний раз попросил прощения. Тогда Рувим раскупорил банку тушеной говядины и накормил Мурзика. Мурзик сглотал мясо в несколько секунд. Потом он лег рядом с мальчиком, засунул морду к нему под мышку, вздохнул и засвистел носом. Мальчик укрыл Мурзика своим пальто. Во сне Мурзик тяжело вздыхал от усталости и потрясения.

Я думал о том, как, должно быть, страшно было, такому маленькому щенку бежать через ночные леса, вынюхивая наши следы, сбиваться с пути, скулить, поджав лапу.

Когда мы возвращались с Глухого озера, мы посадили Мурзика в резиновую лодку. Он сидел тихо, расставив лапы, искоса посматривал на клапан, вилял самым кончиком хвоста, но на всякий случай тихо ворчал. Он боялся, что клапан опять выкинет с ним какую-нибудь зверскую штуку.

После этого случая Мурзик быстро привык к лодке и всегда спал в ней.

Однажды кот Степан залез в лодку и тоже решил там поспать. Мурзик храбро бросился на кота. Кот со страшным шипом, вылетел из лодки, больше к ней не подходил, хотя ему иногда и очень хотелось поспать в ней. Кот только смотрел на лодку и Мурзика из зарослей лопухов завистливыми глазами.

Лодка дожила до конца лета. Она не лопнула и ни разу не напоролась на корягу.

Что ещё вы узнали о Мурзике из этой части? (О храбрости щенка)

– О каких чувствах пишет автор? (Радость, нежность, любовь к маленькому живому существу)

– Чем закончилась история Мурзика и резиновой лодки?

– Прочитайте, как Мурзик привыкал к лодке.

– Как он защищал своё право на лодку?




Рассказы учащихся с опорой на иллюстрации Приложение.

Какой эпизод вам больше всего понравился?

– А что показалась смешным?

– Давайте ещё раз прочитаем слова, характеризующие героев.

(Данный словарь вывешивался в течение занятия по мере выявления черт характера героя).

Рувим: добродушный, ворчливый, боязливый.

Мальчишки: весёлые, любопытные, смелые.

Мурзик: недогадливый, любопытный. Умный, храбрый, смелый, преданный.

Степан: степенный, спокойный.

– А кто увидел все эти душевные качества героев? (Автор)

– С каким чувством относится Паустовский к своим героям? (С чувством доброты, юмора и любви)

– Давайте прочитаем, что советует нам автор, чтобы мы с добротой относились ко всему живому.

(Чтение учащимися высказывания Паустовского).

И своим произведением Паустовский помогает нам, читателям, понять и полюбить всё живое и вырастить в своём сердце доброту, видеть поэзию жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательской активности. Способствовать развитию навыка грамотного, беглого,выразительного чтения.

Программа занятий по внеклассному чтению в коррекционных школах для детей YIII вида

«Любите книгу всей душой! Она не только ваш

Эрнест Миллер Хемингуэй.

Пояснительная записка

Всегда велась и ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Сегодня отмечается снижение интереса к чтению у детей. Перед учителем стоит задача- построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало культурных, нравственных, и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности.

В наш век научно- технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного, сознательного и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы- интерната YIII вида характерно значительными трудностями, связанными с такими особенностями детей, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу, исходя из своих возможностей.

На своих уроках я стараюсь пробуждать у воспитанников любовь к чтению и интерес к книге, развивая чувство родного языка, обогащая активный и пассивный словарь учащихся.

Но первоначальные результаты диагностики уровня читательского интереса к книге поставила перед собой 2 проблемы:

- Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью

- Как обеспечить учащемуся эффективное восприятие и осознание прочитанного.

Цель программы:

- Обогащение внутреннего мира ребенка через книгу.

- Повышение уровня читательского интереса у учащихся с ОВР

- Развитие навыков чтения, как вида речевой деятельности

- Подготовить детей к восприятию словесного искусства, которое раскрывает перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии и красоты, учит понимать прекрасное в жизни.

- Формирование эколого- валеологических компетенций на уроках внеклассного чтения.

Задачи программы;

- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

- Формировать умения воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащегося, воспитывать художественный вкус.

- Совершенствовать все виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо)

- Прививать любовь к чтению книг, развивать навыки самостоятельного чтения, желание

преодолевать трудности чтения.

- Расширение знаний о литературных произведениях.

- Формирование первичных представлений о произведениях казахских, зарубежных и

- Воспитание бережного отношения к книге.

Межпредметная связь

Межпредметные связи осуществляются с такими дисциплинами, как:

- казахский язык (запоминание и проговаривание специфических звуков ә,ң,ғ,ү,ұ,қ,ө,һ, правильная постановка ударения)

- русский язык и чтение (расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, высокой культуры речи)

- естествознание и география (человек и его взаимоотношения с окружающей средой)

- родиноведение (сведения об этнокультуре и быте казахского народа)

- мир вокруг (обогащает представление об окружающем мире)

- изодеятельность (дает возможность выразить свои эмоции и чувства на бумаге)

Пути реализации программы:


Формы и виды работы:

- Уроки- экскурсии в прошлые военные года

- Частично- поисковая работа

- Работа по иллюстрациям, рисование

В программу для внеклассного чтения входят произведения литературы – казахская и русская поэзия, произведения Т.Алексеева, Н.Носова, М.Пришвина, А.Пушкина, В.Короленко, Л.Толстого, Г. Троепольского, Р. Фраермана, Б.Полевого, Т.Кажебаева, М.Абылкасымова, М.Кабанбаева,У. Турманжанова, Ж. Карменова, Ж. Мулдагалиева, К. Идрисова, М. Ауэзова, М. Гумерова, М. Сундетова, А. Кунанбаева, С.Муканова, С.Бегалина, а также произведения мировой литературы – Марк Твена, сказки Г.Х. Андерсона, Шеперро.

Методическое и материально-техническое оснащение программы

В основе методики внеклассного чтения лежит совместная деятельность педагога и ребенка. Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного интереса. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития. Методы очень разнообразны. Они зависят от многих условий: от объема и качества информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Информацию ребенок получает по многим каналам, поэтому так важен метод целостного восприятия, детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

Методическое обеспечение программы меняется в зависимости от форм организации деятельности. В программе всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытии тайн.

В зависимости от поставленных задач, педагог использует различные методы обучения: проблемно- поисковый, репродуктивный, беседы, диагностические ситуации, путешествия, просмотра видеофильмов.

Учитывая условия школы, использование ТСО, оформление выставок на различные темы и т.д., данная программа дает возможность выявлять и развивать психофизический потенциал учащегося, его способности, больше проявлять интерес к чтению.

Структура программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Изучение начинается с 5 класса и заканчивается в 9 классе.

Программа по данному курсу распределена по месяцам.

Порядок прохождения программы и планирование количества часов – 1 раз в месяц. При тематическом планировании учитываются потребности и учебно - воспитательная работа в школе.

На весь курс программы отводится 9 часов в каждом классе.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта школьников. Это творчество помогает ученику оценить художественное произведение.

Разработка конспекта урока внеклассного чтения с презентацией. Применима на уроках чтения начальных классов коррекционной школы VIII вида. Содержит материал, способствующий самостоятельной работе на уроке чтения, развитию творческих способностей учащихся с проблемами в развитии.



Предмет: Литературное чтение

Целевая аудитория: для 3 класса

Представлены конспект и презентация. В конспекте отсутствует навигация по слайдам. Презентация содержит иллюстративный материал к уроку.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: