Влияние службы примирения на школу

Обновлено: 02.07.2024

Среднее образовательное учреждение — это место, где ребенок проводит большое количество времени на протяжении нескольких лет. Помимо нагрузки в виде новых предметов, большого количества информации и домашнего задания, учащиеся попадают в новую социальную среду. Как бы ни был дружен класс, какую хорошую превентивную работу ни проводили бы педагоги, полностью избежать конфликтных ситуаций невозможно. Для решения возникших противоречий и профилактики проблем в будущем создаются так называемые школы примирения. Они помогают наладить контакт между одноклассниками, улучшить взаимодействие педагога и класса, предупредить и устранить последствия правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Кому и для чего нужна служба примирения

Создание школьной службы примирения повышает эффективность работы всего преподавательского состава. А главное, самого директора, который не только своевременно получает сигналы о возникновении конфликтных ситуаций, но и может получить наиболее полную информацию о сути конфликта. Родители, в свою очередь, знают: если в школе действует эта программа, то их ребенок может рассчитывать на помощь и поддержку не только со стороны семьи.

Еще один важный аспект работы школьных служб примирения: если конфликт уже произошел или правонарушение совершено, в центре внимания оказывается не только жертва, но и зачинщик. Но вместо порицания и осуждения виновник получает помощь, его тоже хотят понять и выслушать. Цель заключается не в том, чтобы рассказать лицу, начавшему конфликт, что он плохой и неправильный. Напротив, его точка зрения не менее интересна, его тоже попытаются выслушать, понять и разобраться в причинах совершенного проступка.

Основные принципы деятельности служб примирения таковы:

  • Добровольность участия. В решение конфликтов нельзя затягивать никого силой, участники должны быть заинтересованы в восстановлении доброжелательных отношений.
  • Нейтральность арбитра, разрешающего спор. Этим лицом чаще всего выступает преподаватель, важно его умение беспристрастно выслушать каждого ученика.
  • Информированность всех сторон. Учащиеся имеют право на получение исчерпывающих сведений о том, кто и как может помочь им, каковы условия участия в программе примирения.
  • Конфиденциальность. Этот пункт становится особенно важным, если речь идет о совершенном правонарушении. Пострадавший должен быть уверен в том, что вся личная информация не станет известна посторонним.
  • Ответственность сторон. Ведущий — лицо, которое помогает разрешить конфликт, — следит за безопасностью и комфортом всех участников. Вторые, в свою очередь, ответственны за результативность процесса.

Как работает школьная служба примирения

Принципы создания и функционирования школьных служб примирения были сформулированы в таких документах и программах:

Одно из ключевых понятий школьной службы примирения — медиация. Это процесс, в котором беспристрастное лицо (медиатор) помогает сторонам урегулировать конфликт. Сначала происходит встреча и беседа с каждой из сторон отдельно, затем они встречаются и под руководством преподавателя обсуждают ситуацию и приходят к консенсусу. Если речь идет о совершенном серьезном правонарушении, готовность сторон примириться с помощью службы может быть учтена в судебном разбирательстве.

Общая программа школьной службы примирения визируется и утверждается директором, в дальнейшем педагоги опираются на нее при разработке индивидуальных программ для каждой конкретной ситуации.

Как организовать школьную службу примирения

Если директор и педагогический коллектив, посовещавшись с родителями, приходят к решению участвовать в программе, первое, что должна подготовить администрация, — план работы школьной службы примирения. Он включает в себя все пункты, которые необходимы для эффективного функционирования системы:

  • График всех действий и совещаний.
  • Поиск тренеров и подготовка медиаторов из состава преподавателей.
  • Информирование о запуске программы (в том числе, например, создание сайта школьной службы примирения).
  • Классные часы и стенды для отбора волонтеров среди учеников.
  • Практические занятия и индивидуальные беседы с детьми, проявившими инициативу.

План работы школьной службы примирения разрабатывается на год. К концу указанного в документе периода подводятся итоги и оценка эффективности, вносятся необходимые коррективы.

Какие документы нужны для организации

Приказ о создании школьной службы примирения — основной документ, подписывается директором и включает в себя:

  • Непосредственно само указание на создание службы.
  • План работы школьной службы примирения и ее состав (руководитель и несколько преподавателей).
  • Цели, принципы, задачи и порядок формирования службы.
  • Порядок организации деятельности.

На момент разработки документации школьной службы примирения желательно определиться с выбором тренера. Как правило, директор отправляет запрос в региональные центры восстановительной медиации для привлечения специалиста.

На заседании педсовета рассматривается и утверждается положение о школьной службе примирения, в котором ставятся конкретные задачи на учебный год, назначаются ответственные лица и определяется порядок действий.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Деятельность Службы основана на принципах добровольности, информированности, нейтральности, конфиденциальности, ответственности, самостоятельности.

Целью деятельности ШСП является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

В первый год функционирования ШСП находилась в процессе подготовки к созданию и функционированию:

1 шаг: Определен куратор, члены ШСП, в которую входят специалисты школы: Зам по ВР, педагоги организаторы, социальный педагог.

2 шаг: Разработаны необходимые документы: Положение о ШСП; Устав ШСП; Должностная инструкция куратора; план мероприятий по организации ШСП, журнал регистрации конфликтных ситуаций; форма примирительного договора; форма отчета - самоанализа для описания работы со случаем.

3 шаг: Проведены отборочные процедуры (анкетирование) среди учащихся для формирования группы волонтеров. В состав волонтеров входит 11 чел. Учащиеся 7-10 классов.

Участниками рабочей группы в составе службы примирения изучена методическая литература и рекомендации.

С волонтерами проведена программа тренинговых занятий на сплочение и командообразование.

ШСП определило название, девиз и эмблему. Был создан буклет Школьной службы примирения.

4 шаг : Информированы участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) о новой технологии работы с несовершеннолетними, допускающими в своем взаимодействии с окружающими людьми правонарушения или просто имеющие склонность провоцировать конфликтные ситуации со сверстниками.

На родительских собраниях была доведена необходимая информация о работе и назначении службы до родителей учащихся.

Волонтерами и специалистами ШСП были проведены классные час ы:

Для учащихся школы было проведено торжественное открытие ШСП, где ребята- волонтеры представили визитку и презентацию о Школьной службе примирения. ШСП имеет свое название, девиз и эмблему.

Проведен семинар-практикум для классных руководителей «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса.

Членами ШСП проведена Неделя психологии. Каждый день прошедшей недели был необычен, в течение шести дней ребят ожидали самые разнообразные мероприятия, но объединены они были одной идеей – сплочения коллектива учащихся и преподавателей.

В первый год работы медиативные способы разрешения конфликтов среди несовершеннолетних не применялись по объективным причинам (куратор и члены-специалисты ШСП не проходили тренинги восстановительной медиации с получением сертификата).

Работа школьной службы примирения в 2014-2015 учебном году строилась в соответствии с поставленной целью и задачами и была направлена на создание комфортных условий для учащихся школы через помощь в разрешении конфликтных ситуаций и обучение модели урегулирования конфликтов.

Деятельность школьной службы примирения, прежде всего, направлена на социализацию учащихся группы риска, а также организацию социальной деятельности учащихся. Таким образом, заказчиками работы ШСП выступают администрация школы, родители учеников, школьники.

В основе деятельности ШСП лежит восстановительный подход в разрешении конфликтов с помощью медиаторов (посредников), что помогает реализовать важные для общества ценности: заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения, исцеление жертв преступлений.

Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Важной составляющей семейной конференции является активизация потенциала семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по поводу кризисной ситуации в семье.

Работа ШСП помогает осуществлять заглаживание вреда перед потерпевшей стороной, формировать реальное чувство ответственности за совершенное деяние у правонарушителя. Модель работы школьной службы примирения в школе функционирует следующим образом:

1. Информация о произошедшем конфликте поступает в ШСП от специалистов, школьников, педагогов, родителей или свидетелей.

2.Исходя из характера произошедшего конфликта, медиаторы ШСП принимают решение о необходимости проведения восстановительных программ и распределяют случаи и проводят восстановительные процедуры.

3.Ведущие программ из школьной службы примирения поочередно встречаются со всеми участникам конфликтной ситуации, где происходит анализ случая.

4.Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в восстановительной медиации. Важным результатом разрешения конфликта является преодоление враждебности между сторонами и участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. И в случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты фиксируются в письменном Соглашении о намерениях сторон.

5.Информация о проведенных программах возвращается куратору ШСП, где проводится анализ и мониторинг проделанной работы.

На сегодня в нашем арсенале две восстановительные программы: медиация и семейная конференция.

В результате проведенных программ было достигнуто примирение сторон с последующей нормализацией отношений.

Помимо проведения восстановительных программ были проведены следующие мероприятия:

- разработаны анкеты по изучению взаимоотношений в детских коллективах, проведено анкетирование в 5-6-8х классах.

- продолжено формирование электронной библиотеки школьной службы примирения;

- создана и обновляется страничка школьной службы примирения на школьном сайте.

В 2014-2015 уч г. запланированы занятия с учащимися и педагогами:

Цикл занятий для учащихся начальной школы, подростков.

Конфликты в детской и подростковой среде – без этого не обходится ни одно учебное заведение. Многим детям и подросткам ничего не стоит обидеть кого-нибудь, причинить боль. Они безрассудно грубы, подчас жестоки, по каждому ничтожному поводу затевают драку. В этом привычном для них состоянии раздраженности они болезненно реагируют на любые слова и поступки сверстников и сами служат источником конфликтов.

Дети и подростки сталкиваются с насилием в различных формах. Например, в общении друг с другом или через средства массовой информации. Вывод из этого один: побеждает сильнейший. Становясь свидетелями и участниками насилия они приходят к убеждению, что насилие приемлемо в жизни. Тем самым в конфликтной ситуации со сверстниками или старшими они боятся ударить “в грязь лицом”, проявить слабость. Лозунг “побеждает сильнейший” бытует в среде детей и подростков.

В предложенном цикле занятий используются элементы восстановительных технологий с целью профилактики жесткого и агрессивного поведения учащихся. Упражнения и игры подобраны таким образом, что они позволяют детям и подросткам взглянуть на конфликты как на ситуацию, которую можно разрешить мирным путем.

Цель: научить учащихся способам ненасильственного разрешения конфликтов.

  • Создание психологически безопасной обстановки
  • Ознакомление с понятием конфликта
  • Обучение способам ненасильственного разрешения конфликтов.

Занятия рассчитаны на учащихся. Работа с этими категориями предполагает использование проективных методик, рисуночных тестов, ролевых игр, проигрывание конфликтных ситуаций, различных форм обсуждения.

С учащимися начальной школы подведение итогов представляет собой продукты творческой деятельности (коллаж, рисунки, стенгазета). Для подростков разработана анкета, которая позволяет оценить полученные знания и навыки разрешения конфликтов.

Цикл занятий для педагогов “От конфликта к примирению”

Работая с педагогами нужно отметить тот факт, что одним из источников межличностных конфликтов является внутриличностные проблемы педагогов.

Для решения данной задачи были разработаны занятия, ориентированные на педагогов . В ходе занятий организованы игры и упражнения, при выполнении которых педагоги обучаются способам разрешения межличностных конфликтов. Работа с внутриличностными конфликтами предполагает проведение самодиагностики педагогов. Психолог знакомит педагогов с видами внутриличностных конфликтов и способами их разрешения (визуализация, медитация и другие). В ходе бесед и тестирования выявляется уровень конфликтности педагогов, обсуждаются стратегии поведения в конфликте.

Результативность данных занятий определяется с помощью рисуночных тестов, обратной связи.

Подводя итог можно отнести работу ШСП школы №4 эффективной и позволяющей сделать систему профилактическую работы с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, продуктивной.

Также хочется сказать о трудностях , которые возникают в процессе становления школьных служб примирения. Основные проблемы заключаются в том, что из-за перегруженности учителей, специалистов и учащихся меняется состав ШСП.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. КАЧЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

2.1 Организационные условия деятельности школьных служб примирения

Форма ШСП-1. Распределение школьных служб примирения по типам в регионе

Примечание: при заполнении таблицы образовательным учреждением выбирается только один тип ШСП, подходящий по характеристике. Управлением/отделом образования на основе данных школ представляется сводное количество типов ШСП ОУ муниципалитета.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ

ШСП в процессе подготовки к созданию (длительность периода неопределенная, может быть, по нашему опыту, от недели до нескольких лет). Директор школы принял решение о создании ШСП. Идет процесс изучения вопроса, подготовки документов, определения куратора. Детей-волонтеров нет. Программы примирения (медиации и др.) не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Создаваемая ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Директор школы принял решение о создании ШСП. Утверждено положение о ШСП, издан приказ о создании ШСП, определен куратор. Куратор находится в процессе обучения (самообучение, обучение на курсах и тренингах). Команда детей-волонтеров находится в процессе формирования и обучения. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Программы примирения (медиации и др.) проводятся в игровом обучающем режиме. Реальные программы примирения не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Недавно созданная ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена (хотя бы минимально). Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Проведены первые программы примирения (медиации и др.) ‒ от 1 до 4 (вероятно, по легким случаям). Опыт работы задокументирован. Запланирована или проведена супервизия первых программ примирения (менее 4-х программ в год). (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Профессионально работающая ШСП. То же, что в п. 4, а также: куратор (один или с участием детей-волонтеров) проводит программы примирения (медиации и др.) по сложным случаям, включая конфликты с участием взрослых (семейных, учительских и др.), по уголовным делам (отказным материалам и реальным). Куратор включен в работу совета профилактики, взаимодействует с КДН и ПДН, судами и другими органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Куратор организует после программ примирения дальнейшую помощь жертвам и правонарушителям. Куратор обобщает и передает свой опыт коллегам, помогает кураторам вновь создаваемых ШСП, он включен в сетевое взаимодействие сообщества специалистов восстановительных практик, как правило, как координатор, супервизор, преподаватель и эксперт (проводит более 4-х программ в год) (включается в таблицу количественного мониторинга ШСП - 1)

Низко активная ШСП (длительность периода неопределенная). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен и прошел несколько супервизий, семинаров/тренингов по повышению квалификации и обмену опытом. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена. Куратор и команда детей-волонтеров организуют и принимают участие в мероприятиях информационно-просветительского характера (фестивалях, конференциях, форумах и др.). Налажен процесс обновления команды детей-волонтеров. Опыт работы систематически документируется. Куратор и дети-волонтеры анализируют работу ШСП, составляют отчеты, участвуют в мониторинге, передают опыт, они включены в сетевое взаимодействие сообщества специалистов и волонтеров восстановительных практик. Программы примирения (медиации и др.) проводятся систематически (как по легким, так и по более сложным случаям), однако количество программ недостаточное (по стандартам сообщества), чтобы ШСП была учтена как нормально действующая (менее 4-х программ в год). (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

ШСП приостановившая свою работу ШСП в процессе обновления, переформирования, стагнации или холостого хода (длительность периода неопределенная). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Куратор обучен и, возможно, прошел несколько супервизий, семинаров/тренингов по повышению квалификации и обмену опытом. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена. Есть положительный опыт нормальной работы ШСП в течение не менее 1 года. Куратор и команда детей-волонтеров организуют и принимают участие в мероприятиях информационно-просветительского характера (фестивалях, конференциях, форумах и др.). Однако программы примирения (медиации и др.) по различным причинам (неверные установки руководства, профессиональное выгорание куратора, противодействие окружения и др.) не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Распавшаяся ШСП (длительность неопределенная). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Директор школы не считает целесообразным продолжение работы ШСП (например, директор сменился, руководство его не поддерживает или по другим причинам). Или директор школы по-прежнему заинтересован в продолжение работы ШСП, но должность куратора остается вакантной (куратор длительно болеет, уволился и др.). Команда детей-волонтеров распущена и вновь не сформирована. Программы примирения (медиации и др.) не проводятся (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП - 1)

Дополнительные вопросы:

В чем вы видите особенности ШСП вашего образовательного учреждения?

Разрешение конфликтов силами самой школы.

Какие выводы и что, на ваш взгляд, нужно сделать для улучшения деятельности школьной службы примирения?

Более активно, разнообразно рекламировать ШСП, проводить примирительные программы по возникающим конфликтам, научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят.

В чем, на ваш взгляд, должна быть поддержка регионального представителя Всероссийской ассоциации восстановительной медиации?

В обучении специалистов.

Форма ШСП-2. Анализ влияния школьных служб примирения на образовательную организацию

Что в вашем образовательном учреждении делает ШСП для распространения принципов и ценностей восстановительного подхода?

1.Создается альтернативный путь разрешения конфликтов.

2.Приобретаются навыки активного слушания и другие полезные коммуникативные умения.

3.Улучшаются взаимоотношения среди детей и взрослых.

4.Развивается чувство ответственности за свой выбор и решения, а также усиливается чувство личной значимости.

для директоров школ

(руководителей подразделения образовательного комплекса), где создана ШСП

Если бы к Вам обратился за советом о школьной службе примирения директор другой школы вашего района/города, порекомендовали бы вы ему ее создать?

Почему (поясните)?

Разрешает конфликты силами самой школы.

Создает условия для того, чтобы конфликты больше не повторялись.

Что стоит улучшить или на что важно обратить внимание службе примирения в вашей школе?

Более активно, разнообразно рекламировать ШСП.

куратора школьной службы примирения

В чем, на ваш взгляд, выражается влияние школьной службы примирения на психологическую атмосферу школы (если влияет)?

Ученик, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения.

Пострадавший избавляется от негатива и желания мести.

В чем, на ваш взгляд, выражается влияние службы примирения на педагогов?

Помогает педагогам в разрешении школьных конфликтов, может дать рекомендации по работе с детьми.

В чем, на ваш взгляд, выражается влияние службы примирения на администрацию?

С появлением ШСП сократилось количеств конфликтных ситуаций, разбираемых администрацией в кабинете директора.

Замеряли ли вы какие-то показатели влияния?

для медиаторов-ровесников (юных медиаторов)

Что ваша работа дает вам? Что самое интересное в работе волонтера ШСП? Что самое трудное в работе волонтера ШСП?

Умение лучше разбираться в людях, помогать им.

Самым интересным являются общение, занятия, тренинги.

Самым трудным является проведение примирительных встреч.

Что ваша работа дает школе?

Развитие ценностей культуры взаимопонимания.

Что ваша работа дает вашим сверстникам (ровесникам)?

Учащиеся школы знают, куда можно обратиться в сложной ситуации.

Чтобы вы посоветовали, чтобы ссор в школе было меньше. Как наладить мирные отношения, остановить насилие в классе/в школе и что для этого может сделать волонтер ШСП?

Быть более дружелюбными, уметь договариваться.

Проводить беседы о том, как правильно выйти из конфликтной ситуации.

2.2. Качественный анализ восстановительных программ.

Форма ШСП-3. Анализ проведенной программы

Город, образовательное учреждение, ФИО медиаторов

Хожолаева Заира Магомедовна – зам. по УВР

Камилова Айшат Магомедалиевна – зам. по ВР

Паридалаев Бадай Магомедалиевич – социальный педагог

Джаватханова Альбина Ахмедовна – психолог

Лабазанова Азизат Абдулгамидовна – председатель род. комитета

Балаева Патимат – ученица 11 класса

Далгатова Разият – ученица 9 б класса

Краткое описание ситуации (ФИО участников можно изменить).

Фабула ситуации: Магомедов Магомед порвал тетрадь Ахмедова Шамиля, за что Шамиль погнался за Магомедом и ударил мальчика в нос, повредив его. Причем, произошло это в присутствии учителя, который вел ребят обратно в класс.

вывела Шамиля перед собранием всех учеников и сказала: «Это наш самый главный

Ход и результат программы

Шамиль на предварительной встрече сказал, что он чувствует себя неправым, что ударил Магомеда в нос, поскольку так конфликты решать нельзя, и что он хотел бы извиниться. Но при этом с другой стороны его не устраивает поведение Магомеда, и он не знает, что с эти делать.

Магомед также согласился, что лучше расставаться в мире.

Вопрос о возмещении ущерба сторонами не поднимался (поскольку повреждения были не сильными).

На примирительной встрече присутствовали Шамиль, Магомед, отец Шамиля и бабушка Магомеда и члены ШСП. Мальчики и ведущие сидели вокруг стола, а родители сзади на диване.

Разговор начался с рассказа Шамиля о том, что произошло и его переживаний по поводу издевательств, помятой тетради. Однако на все это Магомед завил, что он тут не причем, что Шамиль сам во всем виноват.

На вопрос ведущего, какие именно действия Шамиля вызывают такую реакцию, Магомед не смог ответить.

Поскольку эмоции между ребятами стали вновь накаляться, ведущие вывели Магомеда в другую комнату для конфиденциального разговора. Там Магомед сказал, что не чувствует вины, поскольку Шамиль сам виноват. Однако (по возвращении в комнату) на прямой вопрос: считает ли он такие действия справедливыми, Магомед после долгих раздумий ответил, что не считает. Он признал, что последствия его действий для Шамиля были неприятными и что он переживает из-за этого.

Вернулись Мальчишки спокойные и сказали, что обо всем договорились.

За столом ребята уже спокойно общались между собой, но главным знаком примирения ля нас послужил следующий факт: когда бабушка Магомеда сказала, чтобы он собирался уходить, тот сказал, что пойдет только вместе с Шамилем и будет его дожидаться. Так ребята ушли вместе, что может служить знаком примирения.

Административные и юридические последствия конфликта в зависимости от результата восстановительной программы

Прекращение дела за примирением сторон

Дальнейшие действия службы примирения в случае отказа от медиации одной или обеих сторон.

Дело завершилась примирением.

Реализация принципов восстановительного подхода.

восстановительного подхода

Реализация (в чем и как проявилось)

Восстановление способности людей понимать друг друга

а) через медиатора;

б) друг с другом (стороны задают друг другу вопросы на прояснение);

в) появляется интерес друг к другу.

- Диалог без обвинений.

Участие уважаемых участниками людей и социального окружения (родителей, родных, друзей, заинтересованных педагогов).

Отец Шамиля и бабушка Магомеда

Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был обидчик)

Согласие на участие в программе.

- Подписание примирительного договора.

- Возмещение ущерба, личный вклад в возмещение ущерба.

Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва)


- Согласие на участие в программе.

Приход на встречу.

- Способность обсуждать ситуацию в прямом диалоге с обидчиком

- Появляется способность говорить и мыслить про ситуацию

- Появляется способность говорить о своих потребностях.

- Подписание примирительного договора.

Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию.

Шамиль предложил вместе сходить в кафе. А Магомед сначала долго молчал, а потом сказал, что вполне достаточно просто поговорить наедине и выяснить отношения.

Что стороны договорились сделать, чтобы подобное не повторилось?

поговорить наедине и выяснить отношения.

Особенности случая (интересные находки в работе медиатора, особенности)

Выводы по кейсу, сделанные медиатором:

кейс-стади-совместными усилиями учащихся проанализировали представленную ситуацию, разработали варианты проблемы и нашли пути их решения. Самый лучший путь-примирение воинствующих сторон.

Полное описание кейсов и стенограммы супервизий

Цель метода кейс-стади-совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти практическое решение, закончить оценкой, применяя метод дискуссии, кейс разрешения конфликта или проблемы, которая может быть предложена школьной медиации

Примечание: при отсутствии полного описания проведенных кейсов, последние исключаются из общей отчетной таблицы и не подлежат подсчету по причине отсутствия подтверждения.

Дополнительные вопросы:

Какие основные достижения и сложности в работе ведущих восстановительных программ (медиаторов) вашей ШСП вы видите, исходя из анализа данных по качественному мониторингу проведенных программ?

ШСП позволяет разрешать конфликтные ситуации разной степени таким образом, что отношения между сторонами могут быть не просто улучшены, но и восстановлены до предконфликтного уровня.

Как можно повысить качество работы медиаторов (специалистов служб примирения) в вашем образовательном учреждении?

Повышать не надо.

2.3. Обратная связь: что дала программа участникам (в том числе р одителям и педагогам)

Форма ШСП-4. Анкета участникам

1. Если бы Ваш друг/подруга (знакомый/знакомая) попал в аналогичную ситуацию (конфликтную, проблемную, правонарушения - выбрать), посоветовали ли бы Вы ему принять участия в такой программе? Подчеркните один из вариантов ответа:

2. Если ДА, то почему? Как бы Вы кратко объяснили, зачем стоит попробовать принять участие в такой программе?

ШСП помогает осознать правильность выбора поведения в конфликтных ситуациях.

3. Если НЕТ, то почему?

Что, с Вашей точки зрения, стоило бы изменить, чтобы улучшить программу?

Улучшать ничего не надо.

Микогазиева Саида Микогазиевна

Школьная служба примирения: что это такое и зачем это нужно


Основания для создания службы примирения в школе

Школа – место, объединяющее людей разного поколения, социального статуса, убеждений, культурных ценностей, уровня воспитания и т.д. Поэтому учащиеся нередко сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, что приводит к множеству противоречий, вызывает чувство отторжения и стремление к сопротивлению. По этой причине дети, находящиеся в школе большую часть времени, испытывают стресс и могут впадать в депрессию. В результате чего у ребенка либо развиваются комплексы и неуверенность в себе либо возникает желание мстить и бунтовать.

Не стоит также забывать, что для каждого учащегося важное место занимает его принадлежность к определенной группе в классе, взаимоотношения со сверстниками, принятие его взглядов обществом. Именно этому он уделяет первостепенное внимание и часто при существовании какого-либо противоречия или отторжения его одноклассниками забывает о необходимости успешно осваивать новые знания. Что делать в подобной ситуации?

Самыми распространенными методами считаются административные вмешательства, замалчивание конфликтов, привлечение социальных педагогов и психологов или разборки между школьниками после уроков. Но чаще всего такие методы не приносят пользы, а порой только усугубляют создавшееся положение.

Создание школьной службы примирения (ШСП) позволяет обеспечивать эффективную поддержку в конфликтных ситуациях, возникающих между участниками образовательного процесса. Заинтересованным лицам в службе примирения оказывают компетентную помощь и учат самостоятельно находить инструменты для решения проблем, улаживать конфликты через диалог.


Чем отличается школьная служба примирения от других инструментов разрешения конфликтов

Самой важной отличительной характеристикой такой службы является ее создание не под принуждением, а на добровольных началах. То есть ее формируют волонтеры, действительно неравнодушные к проблемам окружающих, а не безразличные школьные работники под давлением администрации, что обеспечивает большее доверие со стороны общества и более эффективное решение проблем.

Форма организации может быть любой: от образования отдельного подразделения в структуре школы до клуба или объединения. Главное – соблюдение определенных рамок, полномочий и действий в интересах ребенка. Служба в своей деятельности руководствуется соответствующими документами, методическими рекомендациями, но, при этом обходится без заполнения множества бумаг, обходясь минимальным количеством отчетов.

Участниками ШСП выступают кураторы (медиаторы) из числа школьных работников (учителей, психологов и т.д.), а также учащиеся старших классов. Каждый из них проходит специальную подготовку, где обучается методам проведения медиации. Привлечение в службу школьников благоприятно отражается на всей деятельности, так как им легче находить общий язык со сверстниками. Для участия в ШСП отбираются учащиеся, которые пользуются уважением в классе, могут и хотят помогать в разрешении конфликтных ситуаций.

Основные цели и задачи школьной службы примирения

Главной целью создания школьных служб примирения является разработка и совершенствование методов, способствующих своевременному обнаружению и реагированию на правонарушения и конфликты, что позволит формировать и укреплять человеческую способность к взаимопониманию. К задачам ШСП относится:

  • сокращение вероятности возникновения реакций на конфликты, направленных на наказание;
  • установление нормальных взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса посредством диалога;
  • делегирование опыта и обучение ценностям службы всех заинтересованных лиц и т.д.

Специалисты службы примирения никогда не навязывают свои идеи, не обвиняют и не воспитывают ни одну из сторон конфликта, а также не пытаются найти решение вместо них. Они выступают в качестве посредников – медиаторов, которые проводят беседы наедине с каждым участником конфликта. По обоюдному согласию конфликтующих сторон школьный медиатор организовывает примирительные встречи, на которых они учатся выстраивать конструктивные диалоги, позволяющие глубже понять ситуацию и найти способы решения конфликта. Такой подход дает возможность минимизировать вероятность необоснованного использования силы во взрослой жизни и не позволит стать жертвой жестокого отношения.


Не решать, а предотвращать

Существование в школе службы примирения, безусловно, можно назвать эффективным инструментом взаимодействия школьников, родителей и учителей. Но успешное разрешение конфликта не дает гарантии исключения подобной ситуации в будущем. Кроме того, службы, стремящиеся сформировать у конфликтующих сторон способность к взаимопониманию и уважению, иногда вмешиваются слишком поздно. В этом случае следует задуматься: зачем решать существующие конфликты и противоречия, если можно их предотвратить?

Конфликтными людьми и правонарушителями часто становятся личности, которым по тем или иным причинам не рассказали о важности проявления уважения к другому человеку, о принципах равноправия и о других элементарных правах человека. Как детям, так и взрослым нередко недостает этих знаний, и они не умеют выстраивать диалог, который бы позволил глубже понять другого человека и найти компромисс в сложной ситуации.

В связи с этим, в поле зрения служб примирения следовало бы включить деятельность по:

  • обучению школьников их правам и обязанностям,
  • формированию у них навыков построения уважительных отношений с окружающими,
  • приобретению навыков решения конфликтов посредством мирного диалога,
  • воспитанию привычки принимать других людей такими, какие они есть, но при этом сохранять верность своим убеждениям.

Проведение в рамках школьной службы примирения различных семинаров, тренингов и учебных сессий в неформальной обстановке будет способствовать укреплению взаимоотношений между школьниками, а также поможет понять важность таких качеств, как взаимовыручка и увеличит вероятность исключения конфликтов. На этапе формирования личности такие мероприятия станут наиболее эффективным инструментом не только для налаживания дружественных отношений между школьниками, но и помогут им взаимодействовать с окружающим миром во взрослой жизни.

Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.

Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы действующей службы примирения сервисного типа.

Роль службы примирения (медиации) профилактике правонарушений несовершеннолетних. Из опыта работы.

куратор школьной службы примирения

Все специалисты службы прошли специализированное обучение на базе Регионального центра развития сети школьных служб примирения, а также на базе ИПК. Это, пожалуй, ключевой момент начального этапа.

Кроме того, на этапе становления Службы была сформирована нормативно-правовая база, включающая документы федерального, регионального и локального уровня, Стандарты восстановительной медиации, методические рекомендации Министерства просвещения.

Проведению пиар-кампании Службы было уделено значительное внимание.

В настоящий момент о Службе все целевые группы (дети, родители, педагоги) хорошо информированы.

Остановлюсь подробнее на локальных актах, регулирующих деятельность Службы:

· приказ о создании службы;

· план работы (годовой);

· программа обучения детской команды медиаторов:

· журнал регистрации случаев;

· примирительный договор (образец);

· регистрационная карточка (образец);

· тематические методические разработки;

Подготовка нормативной базы – приоритетная задача специалистов Службы, но этого недостаточно для того, чтобы служба начала функционировать. Необходимо донести до школьного сообщества (детей, родителей, педагогов) информацию о деятельности Службы, эффективности пропагандируемых восстановительных технологий разрешения конфликтов.

В нашей школе, равно как и во многих других школах области, собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.

Конфликты травмируют душу и психику как обидчика, так и жертвы.

До того, как в школе стала работать Служба, способы реагирования педагогов на конфликты и криминальные ситуации были следующими:

• направление к психологу/соц. педагогу;

• передача в органы детского самоуправления;

Что общего у этих способов?

Решение о способе выхода из конфликта принимали не сами участники ситуации, а кто-то другой, используя при этом:

Служба примирения предлагает для работы с конфликтами использовать восстановительную медиацию и ведет активную информационную кампанию.

С помощью восстановительных технологий в разрешении конфликтов подростки избавляются от обиды, ненависти и других негативных переживаний. Применяемые технологии позволяют участникам конфликта самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем. И в этом им помогает медиатор. Он не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, он помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения.

· разрешить конфликт в спокойной, уважительной обстановке;

· разобраться в причинах случившегося;

· обидчику принести извинения потерпевшему и загладить причиненный вред;

· определить, что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;

· научиться учитывать различные точки зрения.

А самое главное – научиться самостоятельно разрешать конфликты.

Как же работает служба примирения в нашей школе?


Технологии, применяемые специалистами Службы:

· семейный совет (встреча).

В настоящий момент по-прежнему большинство обращений в Службу о конфликтах поступают от педагогического коллектива, однако наблюдается стабильный рост обращений родителей. Предпочитают обращаться ко взрослым медиаторам.

Читайте также: