Влияние латерализации полушарий гендерных различий на школьные успехи и школьную адаптацию

Обновлено: 06.07.2024

Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женских ролей или социальный пол человека. Традиционно считалось, что социальные роли неизбежно определяются биологическим полом индивида, и что именно биологический пол является основной причиной психологических и социальных качеств личности.

ВложениеРазмер
Гендерные исследования заставляют по-новому взглянуть на философскую проблему соотношения биологического и социального. 18 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ:


« ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ

Воспитателя ГБОУ СДД № 17

Гендер — относительно новое понятие, возникшее в США в 1980-х гг., которое означает социальное разделение людей по признаку пола. То есть гендер — это набор социально приписанных мужских и женских ролей или социальный пол человека. Традиционно считалось, что социальные роли неизбежно определяются биологическим полом индивида, и что именно биологический пол является основной причиной психологических и социальных качеств личности. Однако результаты женских, а затем гендерных исследований привели к переосмыслению традиционных стереотипов. Необходимость гендерного подхода в образовании становится все очевиднее, так как наряду с другими агентами социализации институт образования развивает в человеке гендерную идентичность и помогает сделать личный, гражданский и профессиональный выбор.

Сейчас в школе преобладает бесполая система обучения с элементами скрытой дискриминации в школьных программах, которые были выявлены в результате исследований, проведенных по заказу ЮНЕСКО. Только путем гендерного воспитания молодежи, целью которого станет развитие новых представлений о границах личности, смягчение гендерных стереотипов и индивидуальный подход к каждому ученику, можно преодолеть проблему двойного стандарта и гендерного неравенства в современном российском обществе.

Результаты исследований на Западе и в России до сих пор не дали однозначного ответа, приносит ли раздельное обучение какие-либо ощутимые плоды. Та часть исследований, которая подтверждает положительные результаты данного подхода, констатирует, в среднем, несколько более высокий уровень обученности (около 20%) в классах с раздельным обучением, а также снижение усталости и улучшение здоровья школьников. Однако есть и другие результаты исследований, порой очень неожиданные, например, исследование, проведенное в тайских школах, показало, что раздельное обучение на 40 % повышает успеваемость девочек, но на 20 % понижает успеваемость мальчиков [3]. Противоречивость получаемых данных объясняется тем, что помимо гендерного состава класса есть ряд других влияющих факторов: национальность, культурные традиции, социально-экономический статус, образование и профессия родителей, особенности школьной программы, уровень подготовки преподавателей, способ подачи материала и т. д.

Мальчики и девочки : развитие и воспитание или половые различия латерализации полушарий коры головного мозга.

I. Теория полов В. А. Геодаляна.

В основу теории легла теория доктора биологических наук, генетика В. А. Геодаляна. Его теория асинхронной эволюции полов предполагает 2 противоположных, тенденции, по которым развивается женская и мужская половины человечества. Первая - необходимость сохранить то, что уже создано, передать это, сделать потомков похожими. Вторая - необходимость прогресса дальнейшего поиска и изменений, расширение среды обитания для разнообразия потомков.

Реализация данных теорий происходит в процессе психического развития мальчиков и девочек соответственно. Данные тезисы нашли своё подтверждение и применение не только в теории, но и в процессе обучения и воспитания.

1) Цель: женского пола - сохранить изменения в генетической памяти.

Мужского пола - легко теряя старое, приобретает новое.

2) Ориентация женского пола на выживание, мужского - на прогресс.

II. Процесс психического развития.

• Процесс психического развития протекает в общении и деятельности и должен соответствовать психофизическим возможностям ребёнка.

• Пластичность мозга на ранних этапах.

Различия.

• Латерализация полушарий ярко выражена у мальчиков и проявляется к 6 - 7 годам.

• Девочки рождаются зрелыми детьми на 3 - 4 недели раньше, ходить начинают на 2 - 3 месяца раньше, говорить - на 4 - 6 месяцев раньше.

Восприятие :

• острота слуха у мальчиков выше до 8 лет.

• девочки более чувствительны к шуму.

• в 7 - 8 лет у девочек выше кожная чувствительность - раздражает

• восприятие детализировано у девочек (им понятен внешний порядок).

1. Игры девочек опираются на ближнее зрение (куклы). Игры мальчиков - на дальнее зрение (горизонтальное и вертикальное пространство).

2. Девочки более конформны и внушаемы и превосходят мальчиков по вербальным способностям: правильность, сложность анатомии.

3. Мальчики более ориентированы на информацию, девочки на отношения между людьми. Мальчики задают вопросы ради информации, девочки - ради установления контакта.

5. Время вхождения в урок зависит от пола: девочки сразу сосредоточены, мальчики - к середине урока, когда девочки устают.

6. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигая идеи. Но требования к качеству невелики: профессию придумывают мужчины, а доводят до совершенства - женщины. Обучая мальчиков необходимо опираться на их поисковую активность, сообразительность. Обучая девочек необходимо учить их действовать самостоятельно, а не только по заранее разученным схемам.

7. У девочек одна и та же тактика при изучении различных предметов (оценки ровные, запоминание механическое, получают пятёрки и забывают). Мальчики используют разные стратегии мышления на разных уроках, оценки неровные. Т. о. традиционное образование для девочек.

8. У мальчиков число соединяющих два полушария нервных волокон меньше, чем у девочек, т. е. им труднее сопоставить информацию, обрабатываемую в правом и левом полушариях. У мальчиков избирательно включаются в мыслительные процессы левое и правое полушария.

9. Для мальчиков характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме:

• большая степень специализации;

• меньшая степень межполушарности.

10. У мальчиков левое полушарие созревает к 12 годам, а у девочек правое.

11. Утомление сказывается неодинаково на работе мозга. У мальчиков страдают левополушарные (речевые) процессы. А у девочек страдают правополушарные (эмоциональное самочувствие и образное мышление).

12. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности. Изложите ему кратко своё недовольство в течение 1-1,5 минут. Ругая девочку, помните о её эмоционально бурной реакции, которая помешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки.

13. Мальчики кратковременно и ярко, но избирательно реагируют на эмоциональньный фактор. У девочек в эмоциональной ситуации резко нарастает общая активность. Мозг девочек готовится к ответу на любую неприятность, что повышает выживаемость. Мужчина быстро снимает напряжение и переключается на продуктивную деятельность.

14. Взрослые долго ругают мальчиков, нагнетают эмоции и сердятся, что он не переживает вместе с ними. Внешнее равнодушие - результат того, что у него прошёл пик эмоций на первых минутах разговора. Он не удерживает эмоциональное напряжение и отключает восприятие - информация не доходит.

15. Помните - нормой для ребёнка является что-то не уметь, ошибаться и учиться.

Анализ половых дихотомий в латерализации полушарий заставляет признать реальность их существования. Специфические для каждого пола психофизиологические возможности, лежа­щие в основе познавательного развития, также, по-видимому, зависят от особенностей созрева­ния левого и правого полушарий. К сожалению, нет специальной программы обучения для девочек и для мальчиков, в частности математике. При одной и той же методике обучения, при од­ном и том же учителе мальчики и девочки прихо­дят к одним и тем же знаниям и умениям, но - разными путями, используя разные стратегии мышления. При этом восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологи­ческим характеристикам.

Общепринято, что ребенок 6-7 лет готов к школьному обучению, независимо от половой принадлежности. Процесс школьного обучения не учитывает уже достаточно выраженный поло­вой деформизм и психофизиологическую инди­видуальность. Достаточно очевидно, что дети разного пола и разного типа функциональной асимметрии мозга по-разному воспринимают учебную информацию.

Девочки превосходят мальчиков по вер­бальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но по­сле двух лет девочки, в среднем, более охотно разговаривают с другими детьми, их речь пра­вильная и сложная. Это вербальное превосходст­во проявляется в разных формах. Так, девочки лучше решают задания по математике, в которых требуется найти логические аналогии. То есть они легко справляются с алгебраическими урав­нения. Мальчики же превосходят девочек в про­странственных умениях, а это требует высокой познавательной активности. Таким образом, мальчики лучше справляются с геометрическими задачами. Особенностью же мальчиков является способность к поиску нового, нестандартного решения. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полуша­рия мозга в отношении пространственных функ­ций имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее к 13-ти.

Специалисты также отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия бы­стро набирают оптимальный уровень работоспо­собности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются они по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. К тому времени, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Учитель же в это время снижает нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик рабо­тоспособности мальчиков не совпадают.

Кроме того, установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, вы­двигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку. Девочки обычно лучше выполняют типо­вые шаблонные задачи. А это именно то, что тре­буют в школе учителя математики. Сначала де­тям объясняют, как надо решать задачу, затем решается серия шаблонных заданий и исключает­ся этап поиска. Минимальные требования к новаторству, максимальные - к тщательности ис­полнения.

Определение доминирующего полушария мозга проводилось с помощью ЭЭГ-диагности на выборке 53 школьников 1-2 классов общеобразо­вательной школы. В результате обследования выявлено достоверное отличие в преобладании правого полушария у мальчиков (67%), по срав­нению у девочек (42 %).

Таким образом, деятельность учителя по развитию мыслительных процессов школьников должна учитывать не только врожденные осо­бенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий головного мозга учеников.

Адаптация ребенка в школе является особым и сложным периодом в его жизни. От того, насколько хорошо она пройдет, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его роль в жизни коллектива. Адаптация у мальчиков и девочек протекает по-разному. Необходимо изучить теорию для того, чтобы в дальнейшей педагогической работе помогать первокласснику адаптироваться в школе – в этом заключается актуальность данного исследования, а проблема − в дефиците научных фактов о гендерном аспекте психологической готовности детей к школьному обучению при видимой актуальности данной проблематики.

Объектом исследовательской работы является адаптация ребенка в школе. Предмет исследования: адаптация ребенка в школе с учетом влияния гендерных особенностей. Цель исследования заключается в обосновании влияния гендерных особенностей на адаптацию ребенка в школе

Адаптация является неотъемлемым процессом обучения. Первый класс школы − однин из наиболее сложных и стрессовых периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-кризисной ситуации: изменяется для первоклассника установленный тип поведения, возрастает психическая и эмоциональная нагрузка. Проблема психологической готовности детей к школе рассматривается независимо от их индивидуальности и половой принадлежности. Данный факт нельзя не учитывать на практике. Мальчики и девочки готовы к школе по-разному, поэтому и проблемы обучения в начальных классах у них тоже неодинаковые.

О влиянии гендерных особенностей на адаптацию ребенка в школе писали разные ученые, например: В. В. Абраменков, Р. Бэрон, В. Е. Каган, И. И. Лунин, А. В. Мибин, Д. Ричардсон, Т. И. Юрьев и др.

Школа с первых дней ставит перед учеником задачи, не связанные напрямую с их опытом и требующие максимальной оптимизации интеллектуальных и физических сил. В первые месяцы начинают формироваться системы отношений ребенка с классом и самим собой. Начинают устанавливаться устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также основные учебные установки, которые в дальнейшем определяют успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, развитие потенциальных возможностей ребенка. Будет дальнейшее обучение успешным или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, враждебный коллектив во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.

В первом классе ребёнок постигает новую социальную роль − роль ученика, новый вид деятельности - учебную. Изменяется его социальное окружение: появляются одноклассники, учителя и другие школьные работники. Школа как большая социальная группа, в которую включается ребёнок, изменяется весь режим его жизни.

Для того чтобы успешно овладеть новой ролью, мы выделили условия для адаптации личности: развитие коммуникативных способностей и эмоциональной сферы; учёт временного фактора (срок вхождения ребенка в школьную жизнь продлен до одного месяца, уроки длительностью 30 минут); плавный переход от игровой деятельности к учебной; безоценочная деятельность в течение первого полугодия; создание условий, похожих на условия детского сада.

Критериями успешности развития личности будут усвоение знаний, умений, навыков самостоятельности. Обучающийся получает сведения о здоровом образе жизни, у него формируются умения ориентироваться в системе ценностей, развиваются психические и познавательные процессы.

В последнее время гендерным аспектам детства уделяют большое внимание специалисты разных областей: психологи, педагоги, врачи. В научной литературе выделяются различия между мальчиками и девочками в темпах и качестве интеллектуального развития, эмоциональной реактивности, мотивации деятельности и в оценке достижений. Специальные исследования направлены на выявление природы этих различий. Так, выявлено, что в обучении мальчики показывают более высокий уровень развития мышления, в то время как девочки более внимательны. Кроме того, девочки воспринимают сверстниц своего пола более благоприятными для общения, а общение с учителем рассматривают в качестве одного из самых привлекательных. В то же время мальчики предпочитают общаться только со сверстниками своего пола. И таких отличий достаточно много.

Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает нормы, правила и модели поведения, которые приближают его к установленным в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Впоследствии ребенок приобретает гендерные характеристики.

Таким образом, для школы важно, чтобы гендерное образование было направлено на преодоление гендерных стереотипов. Гендерные различия не должны мешать, а наоборот способствовать и стимулировать развитие каждого мальчика и девочки. Гендерное развитие следует проводить целенаправленно, и участвовать в нём должны не только педагоги, психологи, но и родители. Важно продемонстрировать на собственном примере, а в последующем помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Образовательный и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на мальчиков и на девочек. Все это должен знать и учитывать в процессе своей работы каждый педагог.

Читайте также: