Владимир сорокин краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Книги Владимира Сорокина переведены на английский, французский, немецкий, голландский, финский, шведский, итальянский, польский, японский и корейский языки. На Западе его романы публиковались в таких крупных издательствах, как Gallimard, Fischer, DuMont, BV Berlin, Haffman, Verlag Der Autoren.

Член Русского PEN-клуба.

Живет в Москве. Женат, имеет двух дочек-близнецов.

В 2013 году Владимир Сорокин был номинирован на британскую Международную Букеровскую премию (Man Booker International Prize 2013) в числе девяти литераторов из восьми стран.


Повествование ведётся от лица опричника Андрея Комяги.

Царь вызывает Батю и трёх приближённых опричников в Тайный Приказ по важному делу. Там начальник Тайного Приказа зачитывает им пасквиль на царского зятя Урусова — тайного насильника и убийцу. По видеосвязи государь приказывает допросить преступника, что сразу же и происходит. Тот во всём сознаётся. Пока государь велит не преследовать своего родственника-преступника. Комяга искреннее восхищается царём.

Балерина достаёт запрещённый китайский наркотик — аквариум. Комяга слушает западные радиостанции, недоступные для народа. Он искренне возмущён европейской критикой в адрес властей России по поводу отсутствия демократии и террора против собственного народа. Герой горячо поддерживает ответные шаги самодержавия против враждебного Запада, выражающиеся в том числе и в отключении подачи газа.

Герой везёт аквариум в баню, рассуждая о достоинствах и недостатках различных наркотических средств. Кокаин, травка в стране официально разрешены, а героин, грибы и аквариум запрещены. Комяга не согласен с политикой государя относительно рыбок из аквариума; он сожалеет, что подобное удовольствие ему достаётся редко и вопреки закону.

Комяга, Батя и остальные приближённые впадают в преднаркотический транс. Пустив микроскопическую рыбку в вену, герой ждёт, когда она доплывёт до мозга и наступит настоящий кайф. В наркотическом угаре ему чудится, что все семеро обратились в семиглавого Змея Горыныча, полетели в США, перебили массу заокеанского народа и возвратились домой. Очнувшись, опричники чувствуют небывалый душевный и физический подъём.

Комяга по делу летит в Оренбург и встречается с дочерью казнённого врага народа. Женщина смело разговаривает с ним, и герой рассуждает об излишней, на его взгляд, милости государя к семьям казнённых преступников.

Андрей возвращается в Москву. По дороге на концерт он наблюдает, как плетьми наказывают подъячего из Приказа искусств. Телесные наказания — обыденная реальность; представителей различных сословий регулярно секут в определённых районах столицы.

Комяга является к царице доложить о визите к ясновидящей и неудачной расправе с бардом. Он полон восторга и пиетета перед царской супругой. Не стесняясь опричника, государыня обнажается и принимает ванну, после чего равнодушно встречает собственных детей-близнецов. Во время завтрака царица критикует Комягу за прокол с Артамошей — ей докладывают и показывают видео всех важных происшествий. Герой ловко уворачивается от царского гнева. Царица признаёт собственное распутство и ругает русский народ, высмеивающий её. Вокруг неё масса пресмыкающихся приживалов. Комяга испытывает к царской супруге двойственные чувства — любовь и ненависть.

Ближний круг опричников расслабляется в Батиной бане. Государевы люди подсчитывают коррупционные доходы за день (день оказывается прибыльным) и вступают в круговую гомосексуальную связь (это укрепляет корпоративное единство). Прибывшего с просьбой о защите опального царского зятя графа Урусова опричники убивают, так как получили разрешение царя. Оставшись на заполуночье вшестером, герои принимают наркотики и ведут лицемерные беседы о православной вере и Родине. Играют в любимую Батину игру — просверливают друг другу ноги и, пьяные, отправляются по домам. В мыслях о собственной значимости для России Андрей Комяга засыпает. День опричника закончен.

Пересказала Римма Аркадьева. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

На дворе 21 век. В Сибири правительство создало секретную лабораторию, в которой работают биологи и филологи. Все экспериментальные действия проводятся в подземном бункере. Из вещества военные работники и филологи создавали клонов известных писателей России.

В романе рассказываются о 2 временных эпохах. Эксперименты с голубым салом ученые начали проводить со 2 января 2048 года. Весь рассказ книги ведет ученый и филолог Борис Глогер, который работал в засекреченной лаборатории, где создавали клонов.

Голубое сало в процессе выделялось в подкожных слоях каждого клона. Ценность вещества ученые не смогли выявить. Биологи создали клонов Достоевского, Чехова, Толстого, Набокова, Платонова и Пастернака. Работа лаборатории была нарушена после появления военных солдатов монашеского ордена, которых называли землеебами. Солдаты полностью уничтожают все улики и забирают с собой экспериментальное вещество. Другие исследователи заморозили вещество и отправили в прошлое во времена Хрущева и Сталина.

Сало попадает в 1954 год. В те годы Европа разделилась на 2 части как Германия и СССР. В тот момент между государствами была установлена дружба. Вещество попадает в руки Сталина. Сталин вместе с Хрущевым уезжают в Берлин, для передачи сала к Адольфу Гитлеру.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Владимир Сорокин: от постмодернизма к мифам нового времени

Владимир Сорокин – ведущий представитель российского концептуализма, одна из самых заметных и неоднозначных фигур в литературной жизни современной России.
Его ненавидят, им восхищаются, его считают безумным гением либо просто безумным.

Дискуссии вокруг его творчества не утихают, а выход каждой новой книги неизменно сопровождается как разгромной критикой, так и восторженными отзывами и многочисленными наградами.

Становление Сорокина как писателя пришлось на конец 80-х годов прошлого века, когда впервые о молодом литераторе стали говорить в кругах московского андеграунда.

На обломках старой идеологии создавалось новое культурное течение — русский постмодернизм в литературе.

Постмодернисты бросали вызов власти, представляя жизнь общества в своих произведениях в виде ночных кошмаров Льюиса Кэрролла, где действительность ужасна, отвратительна и фантасмагорична, лирические герои не являются нормальными в общепринятых смыслах, а смелые эксперименты авторов со стилистикой позволяли говорить о создании новых жанровых особенностей.

Романы Сорокина — антиутопии, политическая сатира или альтернативная история

Так рождалось творчество Сорокина, не поддающееся, по мнению критиков, никаким определениям. Его романы и повести называют антиутопией, политической сатирой и даже альтернативной историей.

Сам автор в отношении определения жанровых особенностей своих произведений достаточно скромен:

Некоторые критики (Б. Кенжеев, Ю. Рахаев) считают, что Сорокин настолько заигрался со стилистикой, что потерял свой собственный стиль и собирает свои произведения по частям, словно сшивая лоскутное одеяло.

Однако это не совсем верное определение.

Произведения писателя хорошо сконструированы, имеют жесткую, четкую схему, особенную композиционную сложность и напоминают не лоскутное одеяло, а, пожалуй, китайскую шкатулку, которую нужно разгадывать как головоломку.

Книгам этого автора присущ особый язык, уничтожающий привычные речевые штампы и клише. Его стиль, сухой и отстраненный, также указывает на принадлежность писателя к концептуалистам (подобной нарочитой бесчувственностью концептуализм в России отвечал на советские стереотипы, долгие годы царившие в массовом сознании).

Даже характеристики персонажей больше напоминают досье следователя, краткое изложение фактов, напрочь лишенное оценочной направленности, нежели литературное описание.

Творческая эволюция писателя

Так происходит эволюция Сорокина как писателя. В более ранних его произведениях

перед нами предстоит писатель — классический постмодернист. Старая советская культура умирает, нового ничего не создано, да и не может быть создано на основе обломков и руин. Отсюда вытекает равнодушие автора к своим героям, его отстраненность, местами бесчувственность.

Развязка у этих романов стандартна — все превращается в абсурд, в ничто, в абсолютно бессмысленное существование.

На страницах романа весьма активно действуют известные российские фигуры — Сталин, Хрущев, Ахматова, Бродский, которые открываются читателю с совершенно незнакомой стороны.

Изначально поп-арт — направление в изобразительном искусстве, использующее образы продуктов потребления. Причем образ, заимствованный из массовой культуры, помещается в иной контекст, изменяется его вид, масштабы, методы использования.

А исторические персонажи меняются до неузнаваемости: от них, известных и привычных широкому кругу людей, не остается ровным счетом ничего, впрочем, так же, как и от самой истории, которая идет вспять.

И, конечно, главным образом является голубое сало, которое выступает в романе не только главным продуктом потребления, а значит, и главным объектом поп-арта, но и цементирующим веществом, соединяющим такие разрозненные, на первый взгляд, сюжетные линии.

Недалекое будущее человечества автор видит как смешение времен, где узнаваемые приметы прошлого причудливо переплетаются с будущим. Так,

Перед читателем предстает стройный ряд антиутопий, обличающих и бичующих нравы современного общества. Финалы же произведений — типично сорокинские, местами абсурдные, местами непонятные, но, в любом случае, безнадежные.

Братья Света пытаются сложить свое слово, то, ради чего они искали друг друга, то, что являлось смыслом их жизни, но в итоге не получается ничего.

Роман Теллурия

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Оценки

Страшный сон. о романе владимира сорокина “голубое сало”

Сибирь, первая половина XXI века, строго засекреченная лаборатория. В ней работают филоги-биологи, говорящие на почти непонятной смеси русского и китайского языков (в помощь читателю прикладывается словарь).

В подземных бункерах они проводят изуверский эксперимент – военные литературоведы выращивают клонов великих русских писателей. Воскрешенные садистской генетикой авторы пишут новые сочинения (образцы прилагаются).

В процессе письма в их телах накапливается таинственная субстанция – голубое сало, за которым охотятся члены секретного ордена или братства. . .

Скандал

См. также: Порнография в России § Юридические аспекты

Урок по роману Владимира Сорокина “Очередь”

– А теперь послушаем о некоторых произведениях писателя. (Выступление учащегося- литературоведа).

Повествование о зверствах ЧК на селе в период коллективизации, по-видимому, можно интерпретировать как размышление на тему нормы допустимой власти – в какой момент она превращается в насилие и издевательство.

Еще один текст – стихотворения о временах года (норма природно-социальная), другой – представлен в виде усадебной прозы о поисках национальной идеи (норма патриотическая), и последний – анекдоты в духе черного юмора, обыгрывающие клише советских фильмов и песен 1930-х. При этом в сборнике отсутствует сквозной сюжет или герой, объединяющий произведение в органическое целое.

Сознание читателя фиксирует, как описывается природа, усадьба, выражение лица барышни и т.д., но при этом впечатление получается совсем иное, чем при чтении реального Толстого или Тургенева.

Отторгнутый от собственного содержания голый скелет романной формы дает странный сопутствующий эффект обесценивания и самого русского романа как литературного и культурного явления.

Сорокин показывает, как трясина коллективного бессознательного поглощает индивидуальные формы существования вплоть до полного их исчезновения. История заканчивается характерной для Сорокина концовкой – уходом в абсурд, в ничто, в бессвязную и бессмысленную идеологическую риторику.

Стиль

В нашем современном мире мы часто задаёмся вопросами:

Над этим размышляют, конечно же, и современные писатели.

Противники, наоборот, высказывали своё мнение о том, что роман противно читать, так как писатель надсмехается в своём произведении не над возможным будущим мироустройством России, а над людьми, живущими в описываемом Сорокиным антиутопическом обществе.

Владимир Сорокин описывает в своём романе возможное будущее России.

Действие романа происходит в 2027 году. Страна отгородилась от стороннего мира Великой Русской Стеной, воцарилось самодержавие. Кругом репрессии карательных органов, коррупция.

Автор рассказывает, как проживает один день своей жизни рядовой государевый слуга Андрей Комяга, который служит опричником в самодержавной России.

Расправа над ними жестока: дома сжигаются, а жёны насилуются. Выполнив свою миссию по наказанию, ослушавшихся власти, опричники замаливают свои грехи за стенами Кремля в Успенском соборе. А отпустив грехи, Комяга продолжает свой день в распутстве: баня с соратниками и однополая оргия служат укреплению единства опричников и самодержавной власти.

Многие, прочитавшие данное произведение писателя говорят о том, что сцены изнасилования, пыток представлены с перебором и вызывают у них отвращение.

Поклонники Сорокина говорят о том, что описываемый один день из жизни опричника заставляет задуматься о завтрашнем дне и поразмышлять о том, что же ждёт нас дальше… И у каждого из нас свой ответ и свои предположения, которые порой неутешительны… Но всё же хочется верить, что описываемые Сорокиным события невозможны… Или же они уже практически стоят у наших дверей.

Читайте также: