Виды терапии в доу

Обновлено: 05.07.2024

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Увеличение количества детей, имеющих речевые патологии, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ результатов.

Прежде чем внедрять повсеместно арт-терапию для дошкольников, учёные провели множество исследований, результаты которых оказались положительными. Так, были набраны группы детей с речевыми нарушениями. Известно, что задержка речевого развития негативно влияет и на общее развитие ребёнка, потому что, изучая мир, общаясь со своими сверстниками, с людьми, которые старше, отвечая им, малыш познаёт мир. Смотрит, как нужно поступать в той или иной ситуации, планирует свои ответы и т.д.

Одновременно с речевой задержкой страдает и эмоциональный фон ребёнка, да и чаще всего проблема с речью кроется не только в логопедии. Проблемы кроются намного глубже. И единственный способ как-то изменить это – найти индивидуальный подход к ребёнку, желательно в момент его увлечения чем-то, найти с ним общие интересы, чтобы он мог раскрыться, показать свои эмоции, и как следствие, начать говорить и понимать окружающий мир.

Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя.

· Изотерапия, во время которой дети рисуют красками, карандашами.

· Цветотерапия, во время которой благодаря воздействию и изучению цветов, ребёнок лучше познаёт окружающий мир.

· Песочная терапия, которая позволяет развить не только воображение, но и улучшает моторику из-за необычности песка.

· Игротерапия, во время которой проводят специальные игры, каждая из которых направлена на познавание определенной эмоции, действия и т.д.

· Музыкотерапия, которая нравится многим детям, так как на ней разрешают даже покричать.

· Сказкотерапия, во время которой малышу прививаются нравственные качества через героев книжек, на их примере, на их поступках.

Взаимодействие с детьми во время арт-терапии строится на взаимном понимании, уважении, на выборе предпочтений, поэтому большинству малышей это нравится, и они с удовольствием посещают занятия.

Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребёнок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стрессы). На занятиях ребёнок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику. Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.

Занятия проводятся профессиональными педагогами в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у малышей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

Главными задачами , которые эффективно решает арт-терапия для дошкольников, являются:

· Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

· Гармонизация эмоционального состояния детей.

· Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).

· Раскрытие творческого потенциала.

· Развитие оригинальности мышления.

· Улучшение внимания и памяти.

· Формирование активной жизненной позиции.

· Развитие коммуникативных способностей.

Преимущества арт-терапии для дошкольников.

Благодаря тому, что арт-терапия совмещает в себе и психологию, и медицину, и педагогику - получается достичь многих целей, а самое главное, выделить массу преимуществ.

· Во-первых, обстановка на занятиях абсолютно безопасная. На них нет никакой конкуренции, каждый ребёнок делает то, что ему нравится и сам старается достичь поставленных целей.

· Во-вторых, благодаря тому, что после каждого занятия получается видимый результат (рисунок, танец, песня, поделка и т.д.), можно чётко проследить за развитием малыша, увидеть, насколько комфортно ему, насколько изменилось его мировоззрение.

· В-третьих, каждый ребёнок может осознать собственную ценность. После каждого занятия родители видят поделку, за которую хвалят. Также, иногда преподаватели просят малышей сделать часть к чему-то общему. И видя, что его сделанная частичка составила одну общую картину, он будет не только горд собой, но и поймёт, что значит многое.

· В-четвёртых, детки, у которых наблюдаются проблемы с речью, могут найти иные способы выражения своих эмоций через искусство, тем самым не замыкаясь в себе.

Большое внимание уделяется результатам после занятий, потому что именно они показывают, насколько действенна терапия для определенного ребёнка и нужно ли что-то изменить в подходе.

Изотерапия.

Один из самых распространенных методов арт-терапии - это изотерапия. Она изучена намного больше, чем другие способы, да и применять её проще. Все дети любят рисовать, кто-то берет для этого карандаши, кто-то фломастеры, а некоторые рисуют исключительно красками. И ничего удивительного в предпочтениях малышей нет, потому что каждый из них видит мир по-своему и осваивает те методы, которые ему ближе и понятнее. Это тоже касается рисунков.

Специалисты по изотерапии способны на основании рисунка малыша сделать выводы об его эмоциональном состоянии, о психологической составляющей. Так, некоторые родители замечают, что их ребенок в определенный момент начинает рисовать исключительно только темными цветами. Это говорит о том, что его состояние, в первую очередь моральное и психологическое, напряженное, что его что-то беспокоит. И очень важно узнать, что именно.

В процессе обучения и прохождения улучшение его состояния будет заметно по его же рисунками. Так, если ребёнок стал применять светлые или яркие цвета, постепенно заменять темное на яркое, то это говорит о правильности выбранного направления.

Песочная терапия.

Игра в песке даёт средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребёнка подходящими средствами, поскольку они вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребёнка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребёнка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребёнок сам придумывает, о чём они говорят или что делают: иногда он может пригласить присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех случаях ребёнок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссёром мини - сценки, разыгрываемой на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет: персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребёнка чувства и мысли.

Игрой с песком не нужно руководить. Взрослый выполняет всего лишь роль зрителя. Это активное присутствие, а не руководство процессом. Положительная энергетика ребёнка, которая высвобождается во время игры, оказывает положительное влияние на развитие личности и последующее обучение дошкольников.

Опытные специалисты во время специальных занятий с песком могут по действиям, по поведению малыша обратить внимание на его психологическое состояние. Известны случаи, когда при помощи занятий с песком удалось корректировать поведение деток с легкой формой аутизма и задержкой психического развития. К тому же, было отмечено, что именно этот вид терапии способен помочь в лучшей реабилитации в случае перехода в другой детский сад, потере близкого человека, домашнего животного, переезда из одного города в другой и т.д.

Сказкотерапия для дошкольников.

Практически все родители знают, насколько важно читать детям сказки, потому что из них он может познать нормы поведения, сравнить их с чем-то.
Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, такие сеансы приходятся им по душе.

В зависимости от того, что делают персонажи рассказа, куда они попадают, как себя ведут, педагог может сделать вывод об общем состоянии ребенка, и в случае нарождения каких-то проблем при помощи сказок помочь ему.

Например, непослушным детям придумывают сказки, в которых при хорошем поведении их хвалят, обнимают и т.д. Именно на это реагируют дети, потому что они хотят быть лучшими и хорошими, чувствовать к себе больше внимания. Правда, не все умеют добиваться его хорошими методами. А на примере сказочных героев, сделать это просто.

Музыка и танцы.

Все дети любят танцевать, им нравится, когда включают музыку, учат каким-то движениям. Так устроены все люди, что под определенное настроение им хочется слушать определенную музыку. Так же и у малышей.

Музыкотерапия, правда, сегодня встречается очень редко, но с каждым годом из-за повышения ее популярности, появляется все больше специалистов.
Музыка способна помочь ребенку в следующем:

· Отрегулировать отклонения в речи. Многие психологи и логопеды считают, что песни помогают малышу лучше говорить, так как задействуются клетки головного мозга, язык тренируется.

· Отрегулировать его поведение, например, когда ребёнок часто проявляет агрессию, грубит.

· Увеличить подвижность, благодаря чему улучшается общее физическое состояние.

Во время музыкотерапии педагог представляет перед ребёнком целую неизведанную и необычную для него страну, где правят короли, принцессы. Воображение ребёнка создает интересные картины, ему хочется понять больше.

А самое главное - танцы и музыка помогают ребёнку отвлечься от реального мира.

Театр для малышей.

В каждом детском саду несколько раз в год проводятся утренники. Правда, не всем малышам достаются хорошие роли, да и стесняются тоже многие. Именно поэтому отличным способом адаптировать ребёнка к жизни, дать ему шанс приобрести свою индивидуальность будет посещение театрального кружка. В театральном кружке ребёнок будет примерять на себя различные образы, использовать свой голос, свою мимику и жесты, повторять интересные движения. Благодаря этому он станет увереннее .

Куклотерапия.

Драматерапия .

Арт-терапия для – очень важное направление, которое позволяет помочь малышу адаптироваться в новых условиях, обрести свою индивидуальность, перестать стесняться.

Понятие здоровье неотделимо от человека, поэтому проблема здоровья – проблема человека. На сегодняшний день тема здоровьесбережения в образовательном процессе является особенно актуальной, в качестве основной задачи выдвигается сохранение и укрепление здоровья дошкольников, здоровья не только физического, но и психического, и социального. Одним из средств решения данной задачи становятся здоровьесберегающие технологии. Известно, что это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий. Невозможно решить комплекс таких проблем традиционным путем, особенно в современном образовании, требующем новых подходов. Сегодня многие педагоги озабочены поиском таких методов, приемов, чтобы сделать образовательный процесс не только оригинальным и увлекательным, но и дающим определенный результат. И здесь на помощь нам пришла арт-терапия.

ВложениеРазмер
art-terapiya.docx 38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Виды арт-терапии, используемые в ДОУ.

Сказкотерапия, как метод сохранения и укрепления здоровья детей.

Арт-терапия понятие, история, виды

Арт-терапия считается сравнительно молодым направлением в практической психологии. Развиваясь быстрыми темпами, она стала популярна в работе с детьми. Ею пользуются в детских садах, школах, кружках и просто домашней обстановке.

Впервые это понятие использовал британский художник Адриан Хилл. Цели сделать какое-то великое открытие у него не было. Он был увлечен рисованием с детства, закончил колледж искусств. В 1938 году вынужден был пребывать в санатории, где его лечили от туберкулеза. Все свободное время, художник рисовал. Через некоторое время он понял, что этот процесс положительно влияет на его здоровье, он быстро шел на поправку. Уже на следующий год в санатории были организованы групповые занятия художественной терапии. Пациенты ощущали, что им становится легче, проблемы эмоционального, психологического характера уходят на второй план.

В настоящее время под сочетанием слов "арт-терапия" (от англ. аrt — искусство, и греч. therapеia — лечение, забота) понимается забота о психологическом и эмоциональном состоянии человека с помощью творчества.

В России тоже использовалось лечение искусством, но оно являлось лишь одним из многочисленных методов психотерапии. На данном этапе развития отечественная арт-терапия стремится стать отдельной дисциплиной.

Цель и задачи арт-терапии

Арт-терапия имеет две главные, основополагающие цели. С точки зрения искусства главное получать удовольствие от процесса, раскрыть творческий потенциал. С позиции психологии данная терапия призвана оказывать на пациента терапевтическое действие, решать внутренние психологические проблемы, конфликты. Арт-терапия применялась для пациентов с психическими, психологическими расстройствами, задержкой умственного развития, нарушениями речи, двигательной функции. В последнее время данная методика все больше применяется для саморазвития совершенно здоровых людей, она снимает негативные эмоции, помогает успокоиться, привести эмоции, чувства, мысли к гармонии.

На пути к своей цели арт-терапия решает ряд немаловажных задач. Вот лишь малая часть из них:

  • перебороть чувство отверженности;
  • вызвать яркие эмоции;
  • овладеть новыми знаниями, практическими навыками;
  • дать выход агрессии, негативу;
  • облегчить процесс лечения;
  • развить самоконтроль;
  • сконцентрировать внимание на чувствах, эмоциях;
  • повысить самооценку;
  • помочь успокоиться, расслабиться;
  • подтвердить свою индивидуальность, значимость.

Любая методика, технология должна придерживаться принципов.

Доступность и простота . Все должно быть изначально просто и понятно, чтобы не возникло чувство страха невыполнимости тех или иных действий.

Привлекательность. Лечение искусством должно нравиться ребенку, быть интересным, увлекательным, не скучным.

Создание комфортной обстановки. Этот принцип направлен на повышение эффективности терапевтического воздействия. Для детей лучше организовывать индивидуальные занятия либо в группе до 5-10 человек.

Любое занятие с ребенком является сложным, разносторонним процессом. Психологам, педагогам, родителям нужно учитывать его чувства, эмоции, творческие и физические способности.

Изначальным, классическим видом арт-терапии было рисование. Вероятно, это связано с тем, что первые исследователи в этой области по роду деятельности были художниками. В настоящее время арт-терапия начинает стремительно развиваться, охватывая все области искусства и творчества. Особенно арт-лечение популярно у воспитателей, педагогов, детских психологов, то есть, направлено на развитие малышей, дошкольников, ребят младшего, среднего, старшего школьного возраста. Какие виды арт-терапии для детей используются сейчас.

Виды арт-терапии , представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют изотерапию, цветотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, игротерапию, песочную терапию, маскотерапию, драмотерапию, куклотерапию, библиотерапию, сказкотерапию.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер ,М. Осориной, Е.Лисиной и др.

В 1998 году был основан Российский институт комплексной сказкотерапии в г.Санкт-Петербурге, основателем института, автором метода комплексной сказкотерапии является Татьяна Дмитриевна Зинкевич- Евстигнеева – доктор психологии, член-корреспондент международной Академии наук экологии и безопасности природы и человека. Здесь дают курсы по основам сказкотерапии преподаватели, мастера и ассистенты.

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

С каждым днем сказкотерапия становится все более популярной.
И педагоги детского сада с удовольствием "подхватили" это направление. Поскольку метод сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать и драматизировать.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании , и в образовании , и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:

2. Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия , творчество . Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

3. Сказкотерапия как рассказ, повествование. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.

4. Сказкотерапия как психотерапия . Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых человек, работая со сказкой, находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания

Задачи сказкотерапии:
- снизить уровень детской конфликтности и агрессивности,
- уменьшить число психосоматических заболеваний,
- помочь недостатки ребёнка превратить в достоинства,
- определить главные черты ребёнка и облагородить их.

Сказка нужна всем: и большим и маленьким. Она помогает нам понять других, самих себя, своих детей.
Основные методы сказкотерапии:

По мнению Чех Е.В можно выделить несколько методов сказкотерапии:

1.Сочинение и рассказывание сказки.

5.Медитация на сказку, постановка сказки

Выбор метода работы со сказкой определяется возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, этапом коррекционной работы.

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, в сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи , басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки , анекдоты .

Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок (по Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д): художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, медитативные.

1. Художественные сказки:

  • народные;
  • сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных;
  • бытовые сказки;
  • страшные сказки;
  • волшебные сказки;
  • авторские.

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешно используются многими психотерапевтами в психологическом консультировании. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты.

2 . Дидактические сказки самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки скромна - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

3. Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

4.Психотерапевтическая сказка: это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в следующем:

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Многовековая народная мудрость богаче любой авторской теории, а сказкотерапия базируется на неисчерпаемом богатстве этой мудрости и безбрежном потенциале психологических возможностей.

Что же лучше читать или рассказывать сказку? Мнения неоднозначны - “ А вот как правильно подать ребенку сказку?”, в первую очередь это нужно сделать с удовольствием, тогда ребенок получит больше пользы от данного вида творчества. И вообще, лучше ВСЁ делать с удовольствием, это - лучший и правильный подход. Тогда и в нашей жизни будет больше приятных моментов, чем трудностей. Сказка - это не чудо-лекарство, помогающее за один прием, а долгая, кропотливая работа, эффект от которой со временем обязательно будет!

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Цели методики арт-терапии

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки,рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии :

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?

- Создает положительный эмоциональный настрой.

- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Основные принципы занятий арт-терапией :

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Задачи занятий с применение методов арт-терапии

1. Развитие творческих и коммуникативных способностей, познавательных процессов.

3. Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5. Сплочение детского коллектива.

6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

8. Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

9. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

10. Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Условия подбора техник и приемов создания изображений.

Рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Техники арт-терапии в работе с дошкольниками

В работе с детьми дошкольного возраста возможно использовать следующие арт-терапевтические техники :

В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!

Можно получать разные оттиски:

• если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

• если на оригинал наносить много/мало краски;

• если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его

Полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Рисунок на стекле

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование под музыку

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Рисование на мокрой бумаге

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Арт-терапия в инклюзивном образовании Арт-терапия в инклюзивном образовании. Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков.

Арт-терапия в ДОУ В настоящее время вырос интерес у логопедов, психологов, дефектологов, воспитателей, родителей интерес к использованию арттерапии в развитии.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Песочная терапия в детском саду Игры с кинетическим песком способны надолго занять ребенка, ведь он мягкий, пористый, так легко лепится. Каждый детский психолог при желании.

Арт-терапия в психологии Арт- терапия в психологии. Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными.

К сожалению, не все дети развиваются так, как того хотели бы любящие родители. Различные психологические проблемы могут возникнуть у малыша даже в самой благополучной семье. И для их решения замечательно подойдет арт-терапия, включающая в себя огромное количество методов, приемов и форм работы. Очень удобно то, что использовать их можно не только на занятиях у профессионалов, но и в домашних условиях.

СУТЬ ПОНЯТИЯ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и страхами, фобиями.

Задачи методики разнообразны:

О ПОЛЬЗЕ ТЕРАПИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

Для работы с маленькими пациентами специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся:

  • сказкотерапия;
  • песочная терапия;
  • изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);
  • библиотерапия (исцеление при помощи книг);
  • имаготерапия (работа с театральными образами);
  • фототерапия;
  • цветотерапия;
  • музыкотерапия.

В домашних условиях можно использовать элементы этих направлений. Чаще всего используется работа с художественным творчеством, дающая возможность расслабиться, проявить себя, отказаться от общепринятых рамок и раскрыть свою личность. Полезна и танцевальная терапия (кинезитерапия), которая помогает выразить эмоции и переживания в спонтанных движениях, обрести свободу, избавиться от застенчивости и комплексов, сбросить груз негативных эмоций. Групповые занятия позволяют дошкольникам научиться общению.

Песочная терапия основана на предоставлении малышу полной свободы действий. Он может лепить из песка все, что посчитает нужным, улучшая таким образом свое тактильное восприятие, а также творческое начало.

Сказкотерапия – замечательная форма работы с дошкольниками, поскольку полностью им понятна. Именно ее зачастую используют для самых маленьких пациентов, которым другие формы искусства пока не представляются привлекательными. Вариантов реализации несколько:

  • прослушивание сказки, которую читает педагог (родитель);
  • придумывание собственного произведения с разной степенью участия взрослого;
  • ответы на вопросы, призывающие порассуждать, на основе прослушанного текста.

Далее – фототерапия, новое направление, позволяющее малышу не только создать продукт (например, красивый коллаж), но и проявить себя, придумать что-то, украсить свой мир.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

  • дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
  • ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Использовать терапевтические элементы можно дома, не обращаясь к специалисту. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы. Однако в наиболее сложных случаях, когда домашние занятия не дают результата, следует обратиться к специалистам.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

ИЗОТЕРАПИЯ

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

  • Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
  • Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
  • Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
  • Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
  • Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
  • Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
  • Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

ДРУГИЕ ВИДЫ

Для арт-терапии можно смело использовать лепку, но чтобы дошкольнику не стало скучно, необходимо использовать не только пластилин, но и иные материалы:

  • макароны разной формы;
  • крупы;
  • природные материалы – желуди, шишки, семечки, камешки;
  • пуговицы;
  • бусинки, бисер, пайетки.

Создавая с их помощью композицию, ребенок сможет проявить фантазию и дать эмоциям выход.

Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение им.П.А.Юдина
Населённый пункт: Волгоградская область, город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Арт-терапия - это метод оказания психологической поддержки посредством художественного

Арт – терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит

удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

Арт-терапия используется в качестве инструмента для обеспечения эмоционального

благополучия и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса.

Арт-терапия – это метод воздействия на человека с помощью рисования, танцев, сказок. Все

это очень близко детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей.

Она способствует самовыражению:

застенчивым и нерешительным в своих действиях она помогает избавиться от страха;

гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности.

Арт-терапевтические методы работы с детьми – это безопасный способ разрядки

разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык

подавлять, повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни, снижает

утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.

Цель использования арт-терапии:

-формирование психологического здоровья детей;

психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

-привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей развитию всех

-развитие эмоционально-нравственного потенциала;

формирование умения выражать свои эмоции;

-развитие коммуникативных навыков, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;

-развитие творческих способностей.

Арт-терапия включает множество направлений:

Одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи музыки. Использование музыки

может быть активным и пассивным. Музыкотерапия помогает преодолевать внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Предлагаем детям взять инструменты и попробовать сочинить музыку, соответствующую

Инструменты: банки с водой и горохом, с мелкими и крупными камешками, с разными крупами,

с мелким и крупным песком, разные виды бумаги, деревянные и металлические ложки,

колокольчики, расчёски, резиновые шары, бусы.

Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности ребенка. В работе со сказкой,

которая позволяет решить несколько задач одновременно развивать речь, внимание, память,

воображение, активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей,

побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции,

формированию собственных ценностных ориентаций. Сказка позволяет развить у детей умение

чувствовать и понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать,

порадоваться за другого, а также повышает самооценку детей, их уверенность в себе.

Формы работы в сказкотерапии:

Постановка (разыгрывание) сказки

Одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов

изобразительного искусства. Щадящая методика такой практики позволяет успешно

использовать изотерапию в работе и с маленькими детьми.

Изотерапия помогает ребенку понять самого себя,свободно выразить свои мысли, освободиться

от переживаний. Ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, выражает различные

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого

ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его

Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства,

поэтому в своей работе необходимо применять упражнения цветотерапии, которые позволяют

снять напряжённость у детей, стабилизировать их настроение. Цветотерапия направлена на то,

чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

разных по характеру, выражающих разные эмоции) в кружочки или домики разного цвета в

соответствии с представлениями ребенка об этом персонаже. Дети рассказывают почему

расселили игрушки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру,

создав проблемную ситуацию: к счастливым, радостным жителям Желтой страны проникает

злой черный колдун. Можно предложить им реальную ситуацию: попадает не колдун, мальчик-

драчун. Дети придумывают невероятные истории. Т.е. работая с цветом, обязательно нужно

уточнить его психологические характеристики.

Можно собраться в кружок, поприветствовать друг друга, рассказать о своем настроении, в

соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет лепестка и помещает

туда свою фотографию. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию

на другой лепесток, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно

провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это

прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми,

уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в

основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром

Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для

него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных

жизненных ситуаций, "отыгрываемых" или моделируемых в игровом процессе.

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Игра проводится для дальнейшего сближения детей и воспитания дружеских,

доброжелательных отношений в группе. В ней создается такая игровая ситуация, в которой

каждый ребёнок может выбрать тот подарок, который ему хотелось бы получить. Все остальные

дети движениями изображают этот предмет; они как бы удовлетворяют желания друг друга. Эта

ситуация создает настроение праздничности и ожидания сюрприза.

Задача ребёнка в игре - передать движениями изображаемую игрушку, сделать это красиво и

выразительно. Решение такой задачи активизирует воображение детей, воспитывает

инициативу, подготавливает к принятию роли и воображаемой ситуации.

Используется как прием частичного освобождения от страхов. Играем с 4-х лет.

Дети становятся в круг, руки свободны. Читают стихотворение В.Кудрявцевой "Страх",

сопровождая слова движениями, мимикой:

У страха глаза велики,

У страха не зубы – клыки.

Он всех ест и всё пьёт.

У страха желание есть

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает: "Ах!"

А я ничего не боюсь:

Придумаю страх и смеюсь!

Главное достоинство песочной терапии в том, что она позволяет реально создавать картину

мира в живом трёхмерном пространстве. Ребёнку предоставляется возможность строить свой

личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Игры с песком развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.

Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей можно использовать

свободные движения по песку сверху вниз, слева направо,

правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;

ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

(поставить или закопать в песок игрушку).

Арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и не опасны,

приемлемы для детей и взрослых!

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она

предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру

Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции,

помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную

Арт-терапия оказывает эффективное действие на людей любого возраста. Она помогает

избавляться от негативных эмоций, повышает собственную самооценку, учит самостоятельно

находить выход из сложной ситуации, развивает творческие способности.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой подготовки на это не

нужно. Различные методики применяются как индивидуально, так и в групповой терапии.

В арт-терапии множество различных методов, которые воздействуют на состояние человека,

оказывают психологическую помощь. В их основе находятся различные виды арт-терапии,

связанные с творческой деятельностью. Каждый может выбрать свой метод. Все они оказывают

хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.

поднять настроение, арт-терапия станет замечательным способом в решении ваших проблем.

Читайте также: