Виды школьной мотивации подростков

Обновлено: 05.07.2024


Презентация к педагогическому совету или заседанию методичесекого объединения. Тип выступления мастер - класс. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы.

Содержимое разработки

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики, МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область 2019 г. Типы учебной мотивации подростков

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,

МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

Типы учебной мотивации

Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.

 Мотивация Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.

Мотивация

Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.

Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.

 Мотивация Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на: внутреннюю – развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое; внешнюю – стимулирующую стремление учиться для того, чтобы соответствовать требованиям окружающих людей (родителей, учителей, одноклассников).

Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:

  • внутреннюю– развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;

В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.

Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.

 Мотивация По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации: достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие; исключение неудачи, когда ребенок учится ради того, чтобы не получать плохих оценок и не быть наказанным.

По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:

  • достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;

Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.

Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.

Основные положения формирования учебной мотивации 1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес; 2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности; 3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.

Основные положения формирования учебной мотивации

1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;

2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;

3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.

Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.

Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.

Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.

Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.

Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.

Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.

Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.

Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.

Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.

Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.

Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.

Практическая работа Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев: Тимур – Незнайка – Петр 1 – Шерлок Холмс – Онегин – Мальвина –

Практическая работа

  • Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:

Пять мотивационных типов школьников

Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям

Исследователь

Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.

Проектировщик

Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.

Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.

Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.

Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.

2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте Исследователь Проектировщик пройти до конца узнать неизвестное доказать понять почему, проверить предположение решить проблему Испытатель создать воплотить, усовершенство-вать внедрить предложить способ понять, как изменить пройти до конца осуществить Активист проверить на прочность развить у себя понять про себя доказать себе, опровергнуть Призер увлечь сообща доказать сделать вместе помочь другим изменить впечатлить показать свои возможности доказать другим, продемонстри-ровать преимущества получить усовершенство-вать

2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте

Исследователь

Проектировщик

  • пройти до конца
  • узнать неизвестное
  • доказать
  • понять почему, проверить предположение
  • решить проблему
  • создать
  • воплотить, усовершенство-вать
  • внедрить
  • предложить способ
  • понять, как
  • изменить
  • пройти до конца
  • осуществить
  • проверить на прочность
  • развить у себя
  • понять про себя
  • доказать себе, опровергнуть

3. Подобрать тип проекта

  • Практико-ориентированный
  • Информационный проект
  • Игровой проект
  • Учебно - исследовательский
  • Творческий

4. Определите количество участников Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект Коллективный проект Групповой проект Индивидуальный проект Парный проект

4. Определите количество участников

  • Коллективный проектГрупповой проектИндивидуальный проектПарный проект
  • Коллективный проект
  • Групповой проект
  • Индивидуальный проект
  • Парный проект

5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен Сценарий праздника Рукописная книга Бизнес – план Система школьного самоуправления Модель Видеофильм Слайд-шоу Законопроект Прогноз Аналитическая справка Макет журнала Презентация

5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен

  • Сценарий праздника
  • Рукописная книга
  • Бизнес – план
  • Система школьного самоуправления
  • Модель
  • Видеофильм
  • Слайд-шоу
  • Законопроект
  • Прогноз
  • Аналитическая справка
  • Макет журнала
  • Презентация

6.Каким образом презентовать результаты Исследователь Проектировщик дискуссия пресс-конференция интеллектуа льная игра защита на ученом совете Испытатель мастер-класс стендовый доклад Активист интеллектуа льная игра защита пресс-конференция Призер пресс-конференция ролевая игра Информацион-ный лист публичный отчет доклад шоу праздник-спектакль

6.Каким образом презентовать результаты

Исследователь

Проектировщик

  • дискуссия
  • пресс-конференция
  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита на ученом совете
  • интеллектуа
  • льная игра
  • защита
  • пресс-конференция

Какая помощь педагога может понадобиться

Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.

Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы

Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:

Гост

ГОСТ

Психологические особенности мотивации в подростковом возрасте — это особенности, которые характеризуются укреплением познавательных мотивов, стремлением к решению сложных задач, выходящих за пределы школьной программы. Также в это время возникает осознание значимость знаний для будущей профессии и личностного развития.

Сущность и типы мотивации подростков

Существует огромное количество исследований и научных трудов по мотивации учебной деятельности. Не смотря на это, педагоги по-прежнему сталкиваются с тем, что у учащихся не сформировались потребности в знаниях, у многих из них нет интереса к учению. Особенно остро данную проблему можно наблюдать у учеников в подростковом возрасте.

Мотивация — это базовый компонент, который входит в структуру учебной деятельности. Она представляет собой решающий фактор обучения и эффективности учебного процесса.

Принято рассматривать 2 типа мотивации, которая может носить внешний и внутренний характер. Мотивация считается внешней, если основа действия, которая направлена на получение каких-либо ресурсов, состоит в мотиве, не связанном с самим действием. В противовес ей внутренняя мотивация к какой-либо деятельности рассматривается в качестве неотделимого от человека состояния радости, вдохновения, удовольствия и удовлетворения от своих действий. Она представляет собой результат взаимодействия человека и его окружения, неразрывно связываясь с самой деятельностью.

В рамках внутренней мотивации к обучению подростка в основе находится познавательный интерес. Он связан с изучаемыми предметами и получением знаний. Это становится целью деятельности школьника, а не средством достижения другой цели

Готовые работы на аналогичную тему

Виды мотивов в подростковом возрасте

В отношении обучения подростка принято выделять разные виды мотивов. В основе первых из них заложен сам процесс учебной деятельности. В этой ситуации подросток стремится узнать что-то новое, ему интересно проникать в сущность явлений и закономерностей исследуемых предметов. При обучении часто проявляется инициатива, интеллектуальная активность. Школьники самостоятельно преодолевают трудности, решая сложные задачи.

В состав мотивов, которые находятся за пределами самой учебной деятельности, входят:

  • Социальные мотивы, включая ответственность перед обществом, чувство долга перед родителями и педагогами;
  • Мотивы самоопределения, связанные с выбором будущей профессии и личностным развитием в ходе учебы;
  • Индивидуальные мотивы, представленные желанием заслужить одобрение и занять достойное место среди сверстников;
  • Мотив избегания неприятностей (исключение неодобрения со стороны родителей и педагогов).

Если рассматривать аспекты мотивации в подростковый период, то для подростков присуще укрепление познавательных мотивов, стремление к решению сложных задач, выходящих за пределы школьной программы. Для них знания приобретают значимость для будущей профессии и личностного роста.

Современные исследования показали, что мотивы учебной деятельности внутреннего плана (познание, достижение, саморазвитие) больше всего связаны с академической успеваемостью. В этом плане поддержка и заинтересованность взрослых способна внести существенный вклад в выраженность внутренних мотивов подростка.

Внешние личностные мотивы, включая мотив самоуважения и регуляции поведения, считаются также значимыми и влияют на выбор продуктивных стратегий учебного поведения. Внешние межличностные мотивы, в том числе мотив уважения и чувства долга, не считаются продуктивными и в итоге могут отрицательно сказаться на учебной и профессиональной мотивации.

Исследования показали, что в классе, где в качестве ведущего мотива учения выступает познавательный мотив, происходит формирование положительного отношения подростков-школьников к обучению. Источники познавательной мотивации представлены удовлетворением в процессе обучения потребностями в независимости, компетентности и принятии.

Методики исследования психологических особенностей мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте

Для исследования мотивации к обучению у подростков используются различные психодиагностические методики. Они могут быть направлены на анализ мотивации учебной деятельности подростков и включают:

  • Методику диагностики структуры учебной мотивации школьников (разработана М. В. Матюхиной);
  • Методику исследования отношения к обучению и к учебным предметам (разработана Г. Н. Казанцевой);
  • Методику изучения познавательных затруднений (разработана Н. П. Фетискиной);
  • Методику изучения направленности на приобретение знаний (разработана Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой).

Методики дают возможность понять степень выраженности определенных мотивов к обучению, включая познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, позицию ученика, достижения, внешние мотивы (поощрения, наказания).

Если у подростка выражен познавательный мотив, то это отражает то, что он мотивирован на приобретение новых знаний, учебных навыков. Такой школьник заинтересован в учебном материале, принципах и основных идеях учебного материала. Выраженность мотива достижения предполагает, что подростки в ходе обучения ставят перед собой цель, включаются в ее реализацию, выбирая средства для достижения.

Существенная выраженность внешних мотивов (поощрение и наказание) отражает то, что деятельность осуществляется в силу долга или для приобретения нужного положения среди одноклассников. Иногда это происходит при наличии давления окружающих.

Методики позволяют определить любимые и нелюбимые предметы подростка в школе и узнать причины, по которым один или несколько из них стали таковыми. Они дают возможность провести анализ причин, по которым подростки учатся в школе. Результаты исследования показывают, как правило, что любимые предметы мальчиков включают физкультуру, а девочек — литературу. Это отражает то, что направленность в образовании юношей и девушек различна.

Читайте также: