Виды школьной мотивации подростков
Обновлено: 05.07.2024
Презентация к педагогическому совету или заседанию методичесекого объединения. Тип выступления мастер - класс. В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы.
Содержимое разработки
Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики,
МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область
Типы учебной мотивации
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья.
Мотивация
Мотивация (Битянова М.Р.) – это особое внутреннее состояние ума и воли, определенная психологическая сила, которая придает действиям человека целенаправленность, осмысленность, делает предлагаемую ему деятельность значимой, ценной лично для него.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Типы учебной мотивации могут быть описаны через систему таких ключевых понятий, как ведущая потребность и ценностное отношение к знанию.
Мотивация, формирующая стремление учиться, подразделяется на:
- внутреннюю– развивающую интерес к самому процессу научения, стремлению узнавать новое;
В средней школе мотивация к учебе у подростков начинает меняться. И все потому, что ведущими становятся другие потребности и мотивы. Теперь жажда новых знаний уходит на второй план, а на замену ей приходит желание самореализоваться в своей среде, быть признанным одноклассниками и друзьями.
Сложный подростковый период начинает сказываться не только на взаимоотношениях с родителями, но и на учебных результатах.
По способу достижения результата, выделяют следующие виды мотивации:
- достижения успеха, при которой ребенок стремится получить новое знание, освоить умение или навык, поскольку ему важен успешный результат, от достижения которого он получает удовольствие;
Мотив самореализации должен стать основной движущей силой в учебной мотивации. Подросток начинает больше внимания обращать на окружение, оценивать, кто каких результатов в жизни добился, подражать своим кумирам. Чтобы не пустить ситуацию на самотек, нужно быть в курсе, чем интересуется ребенок, какие увлечения являются для него самыми важными.
Увлеченность нужно использовать для того, чтобы подросток начал изучать мир профессий, и определяться, на какие предметы нужно сделать особенный акцент.
Основные положения формирования учебной мотивации
1 подход применяется на практике педагогами начального общего образования и рассматривает мотивацию как возбуждаемый интерес;
2 подход основан на формировании познавательного интереса учебной деятельности;
3 подход основан на формировании ценностного отношения к знаниям.
Общественная польза и даже этическая сторона получаемого знания не имеет для них большого значения.
Знания – это инструмент достижения цели. Цель есть – учится, в случае, если знания не нужны для достижения цели – не учится). Сами по себе знания не имеют ценности, но если есть замысел – есть деятельность.
Трудно учиться впрок. Проектировщики ориентированы на реализацию себя, своего потенциала в мире людей.
Мотивация к обучению построена на амбициях, самоутверждении.
Отдельные представители этого типа могут самоутверждаться и в собственных глазах, но большинству нужно расти на фоне и относительно других.
Интересны те ситуации получения знания, в которых есть соревнование, публичность, возможность показать себя с лучшей стороны.
Важным может быть само знание, если оно несет общественную пользу, помогает людям, улучшает их жизнь.
Если предлагается социально значимая задача, с интересом включается в понимание и освоение нового знания.
Мыслят лучше с другими, чем самостоятельно.
Мотивация построена на ценностном отношении к знаниям в связи с проверкой себя.
Важно преодолевать трудности, подходить к получению знаний творчески, неординарно. Критерий обучения – что именно я получу, где именно мне пригодятся эти знания.
Практическая работа
- Определить тип мотивации вымышленных и реальных героев:
Пять мотивационных типов школьников
Ведущая потребность и ценностное отношение к знаниям
Исследователь
Потребность в исследовании, познании, открытии. Знание как самоценность.
Проектировщик
Потребность самореализации в значимой, взрослой деятельности. Знание как средство решения проектной задачи; знание для дела.
Потребность в преодолении, испытании себя. Знание, как личный вызов, материал для саморазвития.
Потребность в социальном признании, социально значимом действии. Знания как средство установления отношений или оказания помощи.
Потребность в достижении, самоутверждении, получении высокого (по сравнению с другими) результата. Знания как средство социального роста, удовлетворения амбиций.
2. Двумя-тремя фразами от имени героя объясните, зачем ему нужно участвовать в проекте
Исследователь
Проектировщик
- пройти до конца
- узнать неизвестное
- доказать
- понять почему, проверить предположение
- решить проблему
- создать
- воплотить, усовершенство-вать
- внедрить
- предложить способ
- понять, как
- изменить
- пройти до конца
- осуществить
- проверить на прочность
- развить у себя
- понять про себя
- доказать себе, опровергнуть
3. Подобрать тип проекта
- Практико-ориентированный
- Информационный проект
- Игровой проект
- Учебно - исследовательский
- Творческий
4. Определите количество участников
- Коллективный проектГрупповой проектИндивидуальный проектПарный проект
- Коллективный проект
- Групповой проект
- Индивидуальный проект
- Парный проект
5. Какой продукт в результате реализации проекта будет получен
- Сценарий праздника
- Рукописная книга
- Бизнес – план
- Система школьного самоуправления
- Модель
- Видеофильм
- Слайд-шоу
- Законопроект
- Прогноз
- Аналитическая справка
- Макет журнала
- Презентация
6.Каким образом презентовать результаты
Исследователь
Проектировщик
- дискуссия
- пресс-конференция
- интеллектуа
- льная игра
- защита на ученом совете
- интеллектуа
- льная игра
- защита
- пресс-конференция
Какая помощь педагога может понадобиться
Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное.
Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.
Как повысить мотивацию к учёбе: советуют профессионалы
Многие родители хотели бы видеть своих детей, радостно бегущими в школу, с удовольствием и самостоятельно выполняющими уроки, приносящими пятерки и грамоты за успехи в учебе. Но все это может исчезнуть. Часто сами взрослые виноваты в том, что у ребенка снижается интерес к учебе:
ГОСТ
Психологические особенности мотивации в подростковом возрасте — это особенности, которые характеризуются укреплением познавательных мотивов, стремлением к решению сложных задач, выходящих за пределы школьной программы. Также в это время возникает осознание значимость знаний для будущей профессии и личностного развития.
Сущность и типы мотивации подростков
Существует огромное количество исследований и научных трудов по мотивации учебной деятельности. Не смотря на это, педагоги по-прежнему сталкиваются с тем, что у учащихся не сформировались потребности в знаниях, у многих из них нет интереса к учению. Особенно остро данную проблему можно наблюдать у учеников в подростковом возрасте.
Мотивация — это базовый компонент, который входит в структуру учебной деятельности. Она представляет собой решающий фактор обучения и эффективности учебного процесса.
Принято рассматривать 2 типа мотивации, которая может носить внешний и внутренний характер. Мотивация считается внешней, если основа действия, которая направлена на получение каких-либо ресурсов, состоит в мотиве, не связанном с самим действием. В противовес ей внутренняя мотивация к какой-либо деятельности рассматривается в качестве неотделимого от человека состояния радости, вдохновения, удовольствия и удовлетворения от своих действий. Она представляет собой результат взаимодействия человека и его окружения, неразрывно связываясь с самой деятельностью.
В рамках внутренней мотивации к обучению подростка в основе находится познавательный интерес. Он связан с изучаемыми предметами и получением знаний. Это становится целью деятельности школьника, а не средством достижения другой цели
Готовые работы на аналогичную тему
Виды мотивов в подростковом возрасте
В отношении обучения подростка принято выделять разные виды мотивов. В основе первых из них заложен сам процесс учебной деятельности. В этой ситуации подросток стремится узнать что-то новое, ему интересно проникать в сущность явлений и закономерностей исследуемых предметов. При обучении часто проявляется инициатива, интеллектуальная активность. Школьники самостоятельно преодолевают трудности, решая сложные задачи.
В состав мотивов, которые находятся за пределами самой учебной деятельности, входят:
- Социальные мотивы, включая ответственность перед обществом, чувство долга перед родителями и педагогами;
- Мотивы самоопределения, связанные с выбором будущей профессии и личностным развитием в ходе учебы;
- Индивидуальные мотивы, представленные желанием заслужить одобрение и занять достойное место среди сверстников;
- Мотив избегания неприятностей (исключение неодобрения со стороны родителей и педагогов).
Если рассматривать аспекты мотивации в подростковый период, то для подростков присуще укрепление познавательных мотивов, стремление к решению сложных задач, выходящих за пределы школьной программы. Для них знания приобретают значимость для будущей профессии и личностного роста.
Современные исследования показали, что мотивы учебной деятельности внутреннего плана (познание, достижение, саморазвитие) больше всего связаны с академической успеваемостью. В этом плане поддержка и заинтересованность взрослых способна внести существенный вклад в выраженность внутренних мотивов подростка.
Внешние личностные мотивы, включая мотив самоуважения и регуляции поведения, считаются также значимыми и влияют на выбор продуктивных стратегий учебного поведения. Внешние межличностные мотивы, в том числе мотив уважения и чувства долга, не считаются продуктивными и в итоге могут отрицательно сказаться на учебной и профессиональной мотивации.
Исследования показали, что в классе, где в качестве ведущего мотива учения выступает познавательный мотив, происходит формирование положительного отношения подростков-школьников к обучению. Источники познавательной мотивации представлены удовлетворением в процессе обучения потребностями в независимости, компетентности и принятии.
Методики исследования психологических особенностей мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте
Для исследования мотивации к обучению у подростков используются различные психодиагностические методики. Они могут быть направлены на анализ мотивации учебной деятельности подростков и включают:
- Методику диагностики структуры учебной мотивации школьников (разработана М. В. Матюхиной);
- Методику исследования отношения к обучению и к учебным предметам (разработана Г. Н. Казанцевой);
- Методику изучения познавательных затруднений (разработана Н. П. Фетискиной);
- Методику изучения направленности на приобретение знаний (разработана Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой).
Методики дают возможность понять степень выраженности определенных мотивов к обучению, включая познавательные, коммуникативные, эмоциональные мотивы, позицию ученика, достижения, внешние мотивы (поощрения, наказания).
Если у подростка выражен познавательный мотив, то это отражает то, что он мотивирован на приобретение новых знаний, учебных навыков. Такой школьник заинтересован в учебном материале, принципах и основных идеях учебного материала. Выраженность мотива достижения предполагает, что подростки в ходе обучения ставят перед собой цель, включаются в ее реализацию, выбирая средства для достижения.
Существенная выраженность внешних мотивов (поощрение и наказание) отражает то, что деятельность осуществляется в силу долга или для приобретения нужного положения среди одноклассников. Иногда это происходит при наличии давления окружающих.
Методики позволяют определить любимые и нелюбимые предметы подростка в школе и узнать причины, по которым один или несколько из них стали таковыми. Они дают возможность провести анализ причин, по которым подростки учатся в школе. Результаты исследования показывают, как правило, что любимые предметы мальчиков включают физкультуру, а девочек — литературу. Это отражает то, что направленность в образовании юношей и девушек различна.
Читайте также: