Виды рисунков в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

* Нажимая кнопку "Заказать" Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с установленными правилами, ознакомитесь с ними внизу страницы.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Рисование забавными отпечатками

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.

пластеин
пластеин

2. Штампики из ниток

Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

нить

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

пенопласт

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

природные материалы
природные материалы

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

овощи и фрукты
овощи и фрукты

овощи и фрукты
овощи и фрукты

Рисование руками

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

рисование пальцами
рисование пальцами

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.

рисование пальцами
рисование пальцами

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.

Стакан с водой
Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Соль Краска
Кисть Бумага

Рисование смятой бумагой

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

Салфетка Бумажка
Салфетка Бумажка

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Пастель масляная
Пастель масляная

Монотипия

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Гладкая поверхность
Гладкая поверхность

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Монотипия предметная

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть . до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Кляксография
Кляксография

Ниткография

Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Ниткография
Ниткография

Рисование ватными палочками

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Ватные палочки
Бумага

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.

Граттыж
Граттыж

Фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.

Фроттаж
Фроттаж

Пластелинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.

Пластелинография
Пластелинография

Автор: Попко Мария Степановна

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere – возделывание, позднее – воспитание, образование, развитие, почитание) [2]

Трактовок определения много, однако, обратить внимание стоит, что для детей младшего школьного возраста многие из них будут не понятны. Поэтому достаточно объяснить , что

Особое место в культуре занимает искусство. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок, искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм. Именно оно обладает предельно широким спектром воздействия на развитие и формирование личности в силу объединения в нем всех видов деятельности: ценностно-ориентационной, созидательной. Л.С Выготский, пишет о том, что все прикладное значение искусства, в конечном счете, сводится к его воспитательному действию.

Изобразительное искусство в начальной школе нацелено на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, эмоционального оценивания, способности к познанию мира через чувства и эмоции. В соответствии с Федеральным Государственным

Образовательным Стандартом нового поколения, задачи изучении курса изобразительного искусства в контексте основных педагогических задач образовании следующие:

Восприятие интереса к изобразительному искусству – обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле – развитие нравственных чувств – уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. [5]

Поэтому, необходимо, начиная с истоков детства, показывать младшему школьнику мир с любовью и ценить все проявления этой жизни.

Начнем с определения понятия.

Слайд 2-й Изобразительное искусство это один из наиболее крупных разделов искусства.

Изобразительное искусство – вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры

В своей презентации рассмотрим лишь основные виды и жанры.

Слайд 3 Изобразительное искусство делится на виды и на жанры. Классифицируют их по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

скульптура
живопись
графика
фотоискусство
декоративно-прикладное искусство

Слайд 4 Жанры изобразительного искусства. Жанр (от фр. genre – род) – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения; исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр и др.) Рассмотрим лишь самые основные жанры:

По характеру изображения

Парадный портрет – как правило, предполагает показ человека в полный рост.
Полупарадный – обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.
Камерный портрет – используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет – является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью.
Более дробная жанровая дифференциация обусловлена тем, что в художественном творчестве сливаются познавательные, идейно-оценочные, образно-художественные элементы, а каждое произведение искусства имеет ещё и определенное функциональное назначение. Так, поскольку идейно-оценочная позиция художника- портретиста может быть не только объективной или апологетической, но и иронической или гневно-обличительной, портрет может приобрести форму шаржа или карикатуры. В зависимости от своего назначения тот же портрет может быть парадным, камерным, интимным и пр.[4]

Слайд 6 Пейзаж – жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

Слайд 7 Натюрморт – (Мёртвая природа) изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в XV-XVI веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.[4]

Слайд 8 Жанровая композиция является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

Слайд 9

Виды изобразительного искусства и их взаимодействие с жанрами. Тут стоит особо обратить внимание на взаимосвязь видов и жанров, поскольку каждый из вышеперечисленных основных жанров может быть реализован и в скульптуре , и в живописи, и в графике, и в любом другом виде изобразительного искусства.

Слайд 10

Скульптура (лат.sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов – в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах. Основано на принципе объёмного, физически трехмерного изображения.
Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором, или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слайд 11

Живопись вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, преходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. Это позволяет живописи не только наглядно воплощать зримые явления реального мира, показывать широкую картину жизни людей, но и стремиться к раскрытию сущности исторических процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей [4]

Слайд 12

Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.[4]

Слайд 13

Слайд 14

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco – украшаю) – широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.

Слайд 15

Скульптура. Художественно-выразительные средства скульптуры – построение объёмной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди)), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством; и рельеф. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае – барельеф, во втором – горельеф). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка – искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина; литейное дело, или скульптура в тесном смысле – искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ; к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). [6]

Слайд 16 Главные жанры скульптуры – портрет, исторические, мифологические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр (изображение животных). [6]

Слайды 17, 18, 19, 20 В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может быть исполнена масляными красками, темперой, акриловыми красками и акварелью.[7]

Слайды 26, 27 Декоративно-прикладное искусство – собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Хотелось бы, чтобы первичное знакомство с видами искусства запомнилось и явилось сильным мотивационным стимулом для их дальнейшего развития. [4]

* Нажимая кнопку "Заказать" Вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с установленными правилами, ознакомитесь с ними внизу страницы.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • масляная пастель + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия.

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж;
  • фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Рисование забавными отпечатками

1. Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Губка; 5.Кисть; 6.Бумага; 7.Баночка для воды.

пластеин
пластеин

2. Штампики из ниток

Материалы: 1.Нить шерстяная; 2.Основа; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

нить

3. Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Материалы: 1.Пенопластовая форма; 2.Карандаш; 3.Краска; 4.Кисть; 5.Бумага; 6.Баночка для воды.

пенопласт

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Материалы: 1.Листик; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

природные материалы
природные материалы

5. Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

Материалы: 1.Овощ/фрукт; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

овощи и фрукты
овощи и фрукты

овощи и фрукты
овощи и фрукты

Рисование руками

1. Рисуем ладошками

Очень интересно и увлекательно рисовать цветными ладошками. Очень приятно и необычно раскрашивать свои ручки яркими цветами и оставлять свои отпечатки на листике бумаги. Рисование ладошками – это веселая игра для маленьких художников.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

рисование пальцами
рисование пальцами

2. Рисуем пальчиками

Можно рисовать и пальчиками, оставляя разноцветные отпечатки на бумаге.

Материалы: 1.Пальчиковые краски; 2.Бумага; 3.Карандаш/Фломастер; 4.Баночка для воды.

рисование пальцами
рисование пальцами

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.

Материалы: 1.Стакан с водой; 2.Краска; 3.Мыльный раствор; 4.Трубочка; 5.Бумага.

Стакан с водой
Бумага

РИСОВАНИЕ СОЛЬЮ

Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

Материалы: 1.Соль; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Соль Краска
Кисть Бумага

Рисование смятой бумагой

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

Материалы: 1.Салфетка/Бумажка; 2.Краска; 3.Кисть; 4.Баночка для воды.

Салфетка Бумажка
Салфетка Бумажка

РИСОВАНИЕ МАСЛЯНОЙ ПАСТЕЛЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ

Материалы: 1.Пастель масляная белая; 2.Акварель; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Пастель масляная
Пастель масляная

Монотипия

Это техника рисования с помощью уникального отпечатка. Отпечаток получается только один и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно.

Существует два вида монотипии.

1. Монотипия на стекле

На гладкую поверхность(стекло, пластмассовая доска, пленка) наносится слой гуашевой краски. Затем создается рисунок пальчиком или ватной палочкой. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Материалы: 1.Гладкая поверхность; 2.Гуашь; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Гладкая поверхность
Гладкая поверхность

2. Монотипия предметная

Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками. Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

Материалы: 1.Краска; 2.Кисть; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Монотипия предметная

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть . до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

Материалы: 1.Акварель; 2.Трубочка; 3.Кисть; 4.Бумага; 5.Баночка для воды.

Кляксография
Кляксография

Ниткография

Материалы: 1.Нить; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Ниткография
Ниткография

Рисование ватными палочками

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Материалы: 1.Ватные палочки; 2.Краска; 3.Бумага; 4.Баночка для воды.

Ватные палочки
Бумага

Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи.

Материалы: 1.Картон; 2.Пастель масляная; 3.Гуашь; 4.Зубочистка/Спица; 5.Кисть; 6.Баночка для воды.

Граттыж
Граттыж

Фроттаж

Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.

Материалы: 1.Плоский рельефный предмет; 2.Карандаш; 3.Бумага.

Фроттаж
Фроттаж

Пластелинография

Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

Материалы: 1.Пластилин; 2.Основа; 3.Бусины/Бисер; 4.Стеки.

Пластелинография
Пластелинография

Автор: Попко Мария Степановна

Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Основные виды учебных занятий определяются способами эстетического и научного освоения действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств:

- рисование с натуры:

- рисование и лепка по памяти отдельных объектов и явлений действительности;

- композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование);

- декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции;

- декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве;

- эстетическое восприятие действительности;

- художественное восприятие искусства (беседы об искусстве).

· рисование с натуры (рисунок, живопись);

· рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

· аппликация с элементами дизайна;

· беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Рисование с натуры включает в себя рисование по памяти и представлению объектов действительности. Длительность выполнения заданий от 7-15 минут до 1-3 уроков. Для развития зрительной памяти и пространственных представлений у учащихся нужно чаще рисовать по памяти и по представлению.

На уроках рисования с натуры изучаются законы реалистического изобразительного искусства; основные закономерности линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени и цветоведения, основные пропорции человека. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты, выражающейся в плавности линий, изящных очертаниях, пропорциональности форм, гармонии цветовых сочетаний, логической взаимосвязи групп предметов в натюрмортах.

Рисование на темы – это рисование самостоятельных композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений. На уроках тематического рисования закрепляются навыки грамотного изображения, закрепляются и осознаются знания, приобретенные на уроках рисования с натуры. Одной из обучающих целей тематического рисования является изучение художественно-выразительных средств композиции (симметрия, динамика, точка зрения, колорит). Значение приобретает выработка умений выразительно выполнять композиционный рисунок, самостоятельно (творчески) решать композиционные задачи и передавать художественно-выразительными средствами свое отношение к выбранному сюжету.

Декоративная работа – это выполнение упражнений на основе образцов народного искусства, самостоятельных орнаментальных композиций, составление эскизов оформительских работ. На уроках декоративной деятельности раскрывается значение народного искусства как средства трудового, нравственного, эстетического и патриотического воспитания, а самобытность народных промыслов рассматривается как часть народной (национальной) культуры. Одной из обучающих задач является освоение основ декоративной композиции и колористики. Знания и умения приобретенные на уроках ДПИ носят прикладной характер.

Лепка – формирует объемное видение предметов, помогает осмыслить пластические особенности форм, развивает чувство цельности пространственной композиции. На уроках лепки предметы и объекты действительности изображаются с натуры и по памяти, сюжетные композиции по представлению и воображению. Обучение скульптурным навыкам ведется от плоскостных форм через рельеф к объему и пространству (пример: лист дерева, гипсовая розетка, птичка, многофигурная композиция).

Аппликация - это составление цветных наклеенных рисунков предметов с натуры (овощей, фруктов, цветов, животных), сюжетных композиций и декоративных работ.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства и их анализе. Беседы об искусстве нацелены на воспитание интереса к искусству, любовь к нему, бережного отношения к памятникам культуры. Они так же расширяют представление об окружающем мире, развивают умение понимать картины и некоторые средства художественной выразительности.

В таблице № 2 (см. лекцию №2) представлено распределение учебного времени по всем видам художественной деятельности. В начальной школе ведущими видами являются рисование на темы и декоративные работы, а в классах 5-9 ведущим становится рисование с натуры. Такое распределение обусловлено возрастными особенностями школьников. Беседы об искусстве проводятся как часть вводных бесед на уроках тематического рисования и декоративной работы, но с четвертого класса беседы могут занимать целый урок.

Художественная деятельность школьников на уроках ИЗО находит разнообразные формы выражения:

- изображение на плоскости и в объеме (живопись, графика, скульптура);

- декоративно-прикладная деятельность (декоративное рисование на плоскости, декоративные работы в объеме и пространстве);

- конструктивная работа (художественное конструирование и моделирование из бумаги и различных материалов);

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в тематическом единстве. Тематическая цельность программы (блочная система планирования) помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к культуре стран и народов мира, а также обеспечивает поступательность в развитии практических умений и навыков детей.

На протяжении обучения с 1 по 7 классы учащиеся осваивают всю систему средств художественной выразительности. Художественные умения и навыки выстраиваются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотень, объем, цвет, линия, фактура, материал, композиция.

В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (в начальной школе они представлены изображением, украшением и постройкой). Выполненные на уроках художественные работы (изделия, коллективные декоративные панно и др.) можно использовать как подарки для друзей и родных, а общественная значимость некоторых работ /оформление ими интерьеров школы/ имеет принципиально важное значение в воспитании детей.

Основные задачи первого этапа обучения:

Через искусство заложить основы художественного и эстетического восприятия окружающей жизни.

Создать фундамент художественных представлений об эмоциональном и техническом языке искусства.

Раскрыть место и роль искусства в жизни человека и общества.

Основные принципы обучения и воспитания:

Единство восприятия и созидания.

Целостность, неспешность эмоционального освоения жизни и искусства.

Единство формы и содержания в изобразительном искусстве.

Тесная связь искусства с жизнью, преобразующая сила искусства.

Создание потребности и приобретения знаний и навыков.

Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью человека и общества, его специфическая роль в удовлетворении общественных и личных потребностей. Полученные знания по каждому из видов искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.

На втором этапе обучения общение с искусством приобретает различные формы, наиболее разнообразны они в самостоятельном общении: это и поисковая работа, коллекционирование репродукций, подготовка докладов, устройство ретроспективных выставок, посещение музеев и выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Владение основными средствами художественного языка на этом этапе закрепляется и доводится до определенного уровня изобразительной грамоты. В результате бесед об искусстве дети получают представление о роли реалистического искусства в жизни общества, узнают основные этапы истории русского, советского и зарубежного искусства, искусства своего народа. На этих уроках следует вести ребенка в глубь понимания искусства, тогда отношение к собственной художественной деятельности будет более серьезно и иметь творческий характер.

Основные виды художественной деятельности в начальной школе:

- основы художественного изображения (живопись, графика, композиция на заданную тему, декоративное рисование);

- народный орнамент России;

- орнамент в искусстве народов мира.

Основные виды художественной деятельности в средней школе:

- изобразительная деятельность (живопись, графика, скульптура);

- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств;

- диалоги об искусстве (восприятие искусства и беседы об искусстве).

Основными видами занятий школьников являются рисование с натуры, по памяти и представлению, композиционно-творческая деятельность на основе овладения ими живописными, графическими и объемно-пространственными средствами художественной выразительности. Цвет, тон, линия, силуэт, пятно и другие средства для обогащения опыта художественно-творческой деятельности детей и формирует осознанность выбора выразительных средств при создании художественных образов.

Этот раздел предусматривает познание учащимися истоков рождения орнамента, значения орнаментальных мотивов в древности, понимание первоначального смысла орнамента как знака, символа, выявление значения символики на мотивах произведений декоративно-прикладного искусства.

Особое значение придается освоению содержания, системы образов, принципа отражения действительности на примере вещей- типов в народном искусстве. Предусматривается художественно-творческая деятельность школьников на основе углубления их представлений о художественно-образных системах народного и профессионального (классического) искусства, дальнейшего освоения средств художественной выразительности, художественных техник и материалов.

Особое значение придается основам формообразования – связь формы предмета с материалом и декором. Не менее важно знание изобразительно-выразительных средства дизайна (точка, линия, фактура, текстура, цвет, форма, объем, пропорции, масса и пространство) и умение их использовать.

Таким образом, не смотря на все разнообразия формулировок видов художественной деятельности в трех типовых программах художественная деятельность на уроках изобразительного искусства обоснована спецификой художественной практики в области трех основных видов пластического искусства:

- изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура) - изобразительная деятельность;

- декоративно-прикладное искусство (народное и профессиональное) - декоративно-прикладная деятельность;

- архитектура - конструктивная деятельность.

Синтетические виды пластического искусства (монументально-декоративная живопись, дизайн и т.п.) и искусство книги, театра, кино, раскрывая интеграцию искусств, вовлекают учащихся в полихудожественную деятельность.

А так же потреблением или восприятием произведений пластических искусств на уроках изобразительного искусства.

Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать методику организации 1) уроков изображения с натуры; 2) уроков рисования на темы (композиционное творчество); 3) уроков декоративно-прикладного искусства и конструирования, 4) уроков бесед по искусству как методику организации основных видов художественной деятельности.

Читайте также: