Виды оснащения адаптивной спортивной школы

Обновлено: 02.07.2024

Как определено в ст. 31 Федерального закона N 329-ФЗ , физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурно-спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Организация деятельности учреждений адаптивной физической культуры и спорта регламентируется кроме Федерального закона N 329-ФЗ Письмами Росспорта от 12.12.2006 N СК-02-10/3685 (далее - Методические рекомендации N СК-02-10/3685) и от 21.03.2008 N ЮА-02-07/912 (далее - Методические рекомендации N ЮА-02-07/912).

Рассмотрим особенности такой организации.

Методические рекомендации N ЮА-02-07/912 согласованы с Минобрнауки, которым разработаны Рекомендации "Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта" для использования в работе по подготовке документов по организации деятельности:

  • детско-юношеских спортивно-адаптивных школ;
  • отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта;
  • школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, осуществляющих подготовку спортсменов высокого класса по адаптивному спорту;
  • физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии.

Данные Рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к Методическим рекомендациям N СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта, то есть основой деятельности остаются Методические рекомендации N СК-02-10/3685.

Обязанность по организации физкультурно-спортивного развития, в том числе созданию детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, а также расходы по ним возлагаются на субъекты РФ и органы местного самоуправления, об этом говорится в п. 2 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ, а также в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912. В этих целях рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитию спорта инвалидов.

Кроме того, при организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты в виде приобретения и использования спецтранспорта и оборудования, обустройств парапетов и подъемников и пр. (п. 2 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912).

Формирование учебных групп

Исходя из положений п. 3.1 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685 занятия в спортивной школе проводятся по образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных программ по видам спорта, допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, и (или) образовательных программ, рекомендованных Федеральным органом управления в сфере образования.

При этом максимальный возраст обучающихся не может превышать 18 лет (для учащейся молодежи - 21 год). Однако данное ограничение не подпадает под обучение инвалидов. Как определено в п. 4 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих учебно-тренировочный процесс с указанным контингентом, рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления.

Формирование групп, а также предоставление учебно-тренировочных нагрузок зависят от степени подготовки спортсмена, а также от степени его функциональных возможностей.

Существуют несколько этапов подготовки: спортивно-оздоровительный, начальный, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Отличия данных этапов подготовки представлены в п. п. 3.4 - 3.8 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685. Применительно к учреждениям адаптивной физкультуры и спорта этапы подготовки формируются следующим образом:

  • спортивно-оздоровительные группы формируются как из вновь зачисляемых в спортивную школу обучающихся, так и из обучающихся, не имеющих по каким-либо причинам возможности продолжать занятия на других этапах подготовки, но желающих заниматься избранным видом спорта;
  • при невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов. Порядок проведения отбора устанавливается учреждением;
  • на учебно-тренировочный этап, как правило, зачисляются спортсмены, прошедшие необходимую подготовку на этапе начальной подготовки не менее одного года, при условии выполнения ими контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, установленных образовательными программами;
  • на этап спортивного совершенствования рекомендуется зачислять спортсменов, выполнивших норматив спортивного разряда не ниже кандидата в мастера спорта России, по игровым видам спорта - не ниже первого спортивного разряда;
  • на этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный состав сборной команды субъекта РФ и показывающие стабильные высокие результаты (на уровне норматива мастера спорта России). Возраст обучающегося на этом этапе может не ограничиваться, если спортсмен продолжает выступать за данную спортивную школу на условиях письменного договора.

Распределение спортсменов по группам

Такое распределение возлагается на специально созданную комиссию, в состав которой входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре и спорту, врач (невролог, травматолог, при необходимости - офтальмолог).

В п. 3.12 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685 сказано, что при объединении в одну группу обучающихся разных возрастов и спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов. Данное положение в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912 дополнено тем, что при объединении, помимо спортивного мастерства, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов.

Указанное объединение проводится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).

Состав групп функциональных возможностей

Согласно п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 таких групп три.

К первой группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из таких поражений, как:

  • полная потеря зрения (класс B1);
  • детский церебральный паралич (классы CP1 - CP4, передвигающиеся в креслах-колясках);
  • спинномозговая травма (классы 51 - 54, передвигающиеся в креслах-колясках);
  • ампутация или порок развития (классы A1, A2, A5):

а) двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);

б) односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;

в) двусторонняя ампутация плеч;

г) ампутация четырех конечностей;

  • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.

Ко второй группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:

  • нарушение зрения (класс B2);
  • умственная отсталость от 60 до 40 IQ;
  • детский церебральный паралич (классы CP5 - CP6);
  • спинномозговая травма (классы 55, 56, передвигающиеся в креслах-колясках);
  • ампутация или порок развития:

а) одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс A6);

б) одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);

в) двусторонняя ампутация предплечий (классы A5, A7);

  • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.

К третьей группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они нуждаются в относительно меньшей посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям лиц с ампутацией одной нижней конечности должен выражаться в том, чтобы ампутация проходила через голеностопный сустав. С ампутацией верхней конечности - через лучезапястный. При прочих поражениях опорно-двигательного аппарата укорочение конечности должно быть на 10 см.

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:

  • нарушение зрения (класс B3);
  • нарушение слуха, полная потеря слуха;
  • умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS - FID);
  • ахондроплазия (карлики);
  • детский церебральный паралич (классы CP7 - CP8);
  • высокая ампутация двух нижних конечностей (классы 57, 58, соревнуются в креслах-колясках);
  • ампутация или порок развития:

а) одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс A4);

б) односторонняя ампутация стопы по Пирогову в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс A3);

в) одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс A8);

г) одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);

  • прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.

Организация учебного процесса

Перейдем к изменениям, внесенным в организацию учебного процесса. Как предусмотрено в п. 4.5 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685, по всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы. Полный перечень лиц, привлекаемых для проведения занятий, представлен в п. 8 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912. Помимо основного тренера-преподавателя привлекаются как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.

Оплата труда работников учреждений адаптивной физической культуры и спорта

Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам.

Вместе с тем до разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендовано тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.

Произведем примерный расчет ставок тренеров-преподавателей. Он производится по следующей методике (п. 10 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912):

  • количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 3 таблицы), умножается на коэффициент нормирования (графа 9);
  • показатели по каждой группе суммируются, общая сумма делится на 100;
  • полученный суммарный показатель умножается на коэффициент 1,1 (замещение работников в связи с уходом в отпуск и по болезни) и на коэффициент 1,5.

Общая сумма по графе 6 составит 15,1 (1511,7 / 100). Определили потребность в количестве ставок 15,1.

  • потребность в количестве ставок для замещения работников в связи с уходом в отпуск или по болезни: 15,1 x 1,1 = 16,61;
  • потребность в тренерско-преподавательских должностях: 15,1 x 1,5 = 22,65.

Кроме ставок работникам учреждений адаптивной физической культуры и спорта выплачиваются надбавки. При этом помимо надбавок, предусмотренных п. 7.4 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685, в указанных учреждениях осуществляется выплата надбавки за особые условия труда. Право на ее получение имеют директора, заместители директоров, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта, иные штатные работники, непосредственно работающие в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Данную надбавку также рекомендуется устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.

В заключение отразим расчет повышения должностного оклада тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов. Показатели расчета надбавок за результативность приведены в таблице.

Должностной оклад увеличивается на повышающий коэффициент, который рассчитывается следующим образом (п. 12 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912):

  • количество занимающихся, достигших результата, по каждой позиции, указанной в графе 2, умножается на коэффициент повышения норматива (графа 3);
  • данные показатели суммируются, к сумме прибавляется количество занимающихся у данного тренера, но не имеющих результата;
  • исчисленная сумма делится на общее количество занимающихся;
  • учитывается количество занимающихся, зачисленных приказом директора в группы к данному тренеру-преподавателю (тренеру) на момент тарификации (расчета месячного должностного оклада).

Например, если у тренера-преподавателя один ученик из пяти стал чемпионом мира, при установленном ему должностном окладе в 10 000 руб. коэффициент повышения составит 1,2 ((1 x 2 + 4) / 5). Следовательно, размер оклада тренера-преподавателя составит 12 000 руб. (10 000 руб. x 1,2).

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

2 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Автор программы: к.п.н., старший преподаватель Померанцев Андрей Александрович Утверждено на заседании кафедры Спортивных дисциплин Факультета физической культуры и спорта (протокол от 2010 г.) Зав. кафедрой к.п.н. Шкляров В.Б 2

3 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Популяризация и развитие физической культуры и спорта среди инвалидов является целесообразными по целому ряду причин, основными из которых являются: профилактика гиподинамии и гипокинезии, помощь в освоении жизненно важных двигательных умений и навыков, социализация в процессе общения людей друг с другом. Разнообразие доступных двигательных действий для различных категорий инвалидов предполагает разностороннюю работу по созданию условий для занятий: проектирование и оборудование спортивных сооружений, создание и использование средств протезной техники, конструирование специализированных кресел-колясок для занятий спортом, а также разработку специального инвентаря. ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ - создать представление у студентов о принципах организации материально-технической базы физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами. ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - освоение знаний по вопросам материально-технического обеспечения адаптивной физической культуры; - обучение студентов самостоятельному поиску правильных и доступных решения по созданию условий для занятий и изменению окружающей среды с учетом возможностей инвалидов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен знать: - нормативно-правовую базу по вопросам материально-технического обеспечения адаптивной физической культуры; - требования к спортивным сооружениям с учетом возможностей инвалидов; - перечень необходимого оборудования и инвентаря для проведения занятий по различным видам спорта; - классификацию тренажерных устройств, используемых в адаптивной физической культуре;

4 - требования безопасности при проведении занятий с инвалидами. Студент должен уметь: - решать практические задачи адаптивной физической культуры с учетом имеющегося материально-технического обеспечения; - оценивать имеющуюся материально-техническую базу для занятий спортом инвалидов и вносить предложения по её совершенствованию. 1.2.ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА Индекс Наименование дисциплины и её основные дидактические единицы ДС.10 Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры Спортивные сооружения для инвалидов; конструктивные особенности протезно- ортопедической техники, применяемой для восстановления движений физической культуры и спорта, спортивные тренажеры, инвентарь, оборудование, экипировка. Всего часов на освоение учебного материала ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Шифр и с е Виды учебной работы в часах Вид наимено о р е Трудо Всего Лекц. Семин Лаб. Сам. итогово. го вание емкост аудит. курс занят. Занят. работа контрол ь я специальн. и зачет зачет 1.4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: 4

5 п/п Наименование раздела, темы Всего Лекц. курс 1. Введение в дисциплину Классификация средств, используемых для спортивно- оздоровительной работы с инвалидами. Семин. занят. Самост. работа Раздел I. СРЕДСТВА ПРОТЕЗНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 3. Технические средства для инвалидов с дефектами верхних конечностей 4. Приспособления для инвалидов после ампутации верхних конечностей Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей для занятий ходьбой и бегом 6. Специфика и конструкция искусственных стоп 7. Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей для различных видов спорта 8. Конструкции технических средств для инвалидов с дефектами нижних кон ечностей для занятий различными видами спорта Раздел II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

6 9. Кресла-коляски для занятий физической культурой и спортом Классификация кресел колясок Классификация технических средств для выполнения спортивных двигательных действий в положении сидя 12. Стандартизация и специфика спортивных колясок Раздел III. ДОСТУПНАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ 13. Параметры зон и пространств для инвалидов Приспособление окружающей среды к возможностям инвалидов Доступная среда для инвалидов 2 Раздел IV. ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ Нормативные документы, регламентирующие правила проектирования и строительства зданий и сооружений для инвалидов. 17. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 12. Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения. МДС Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей

7 инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 13. Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения МДС Раздел V. ТРЕНАЖЕРЫ И ТРЕНАЖЕРНЫЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ 8 ЗДОРОВЬЯ, ТРЕНИРОВКИ И РЕКРЕАЦИИ ИНВАЛИДОВ Разнообразие тренажеров и 19. тренажерных устройств для 2 тренировки, восстановления здоровья и рекреации инвалидов 20. Тренажерный зал для инвалидов Тренажерные устройства для занятий 2 2 инвалидов Раздел VI. ОСНАЩЕНИЕ СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ МАССОВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 10 ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНВЕНТАРЕМ ПО ВИДАМ СПОРТА СРЕДИ ИНВАЛИДОВ Табель оснащения спортивных сооружений массового пользования 22. спортивным оборудованием и инвентарем по видам спорта среди инвалидов Требования, предъявляемые к 23. спортивным сооружениям, оборудованию, экипировке и местам проведения соревнований в различных видах спорта на паралимпийских играх

8 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 2.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ (ЛЕКЦИОННЫЙ) МАТЕРИАЛ 1. Введение в дисциплину Причины, по которым люди с ограниченными возможностями должны заниматься физической культурой. Гиподинамия и гипокинезия. Физическая культура и спорт как средства новой адаптации к жизни. Социализация в процессе занятий физической культурой и спортом. Сложности, возникающие при использовании спортивных сооружений людьми с ограниченными возможностями. Классификация средств, используемых для спортивно- оздоровительной работы с инвалидами. Приспособления окружающей среды к возможностям инвалидов в целях соревновательной деятельности. Приспособления окружающей среды к возможностям инвалидов в целях просмотра соревнований. Средства безопасности. Средства доставки. Тренажерные средства. Современные протезы для мелкой моторики. Раздел I. СРЕДСТВА ПРОТЕЗНОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 2. Технические средства для инвалидов с дефектами верхних конечностей Сложности, возникающие при занятиях спортом после ампутации верхних конечностей. Доступность видов спорта после ампутации верхних конечностей. Специальные приспособления и насадки к рабочим протезам для занятий физической культурой. Универсальные захваты. Материалы, используемые при изготовлении технических средств. 3. Технические средства для инвалидов с дефектами нижних конечностей для занятий ходьбой и бегом Трудности, возникающие при занятиях бегом инвалидов. Принцип работы искусственной стопы. Фазы в работе искусственной стопы. Энергосберегающие искусственные стопы. Производители энергосберегающих искусственных стоп. 8

14 дополнительное и вспомогательное оборудование, контрольно- измерительные, судейские и информационные средства. Перечни оборудования, инвентаря и других технологических средств для различных категорий инвалидов по видам спорта: армспорт, бадминтон, баскетбол, биатлон, волейбол, гандбол, голбол, греко-римская борьба, дартс, легкая атлетика, настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, спортивная гимнастика, спортивные танцы на колясках, тхэквондо, шахматы, шашки. 13. Требования, предъявляемые к спортивным сооружениям, оборудованию, экипировке и местам проведения соревнований в различных видах спорта на паралимпийских играх Требования, предъявляемые к спортивным сооружениям, оборудованию, экипировке и местам проведения соревнований в различных видах спорта на паралимпийских играх: легкая атлетика, фехтование, бочча, стрельба из лука, теннис, футбол, пауэрлифтинг, настольный теннис, волейбол, баскетбол, регби, голбол, пулевая стрельба, велоспорт, дзюдо, конный спорт, парусный спорт. 2.2 СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ Семинарское занятие 1. Классификация средств, используемых для спортивно-оздоровительной работы с инвалидами Приспособления окружающей среды к возможностям инвалидов в целях соревновательной деятельности. Приспособления окружающей среды к возможностям инвалидов в целях просмотра соревнований. Средства безопасности. Средства доставки. Тренажерные средства. Современные протезы для мелкой моторики. Семинарское занятие 2. 14

15 Приспособления для инвалидов после ампутации верхних конечностей Приспособление для управления велосипедом. Приспособление для плавания. Приспособление для удержания лыжной палки. Приспособление для использования гантелей. Приспособление для игры в настольный теннис. Приспособление для игры в бадминтон. Приспособление для игры в гольф. Приспособления для игры в бейсбол. Приспособления для стрельбы из лука. Приспособления для гребли на байдарках. Приспособление для альпинизма. Приспособление для игры в баскетбол. Приспособление для виндсерфинга. Приспособления для гимнастики. Семинарское занятие 3. Специфика и конструкция искусственных стоп Конструктивные особенности искусственных стоп: 1C30Trias, Seattle Foot, Flex Foot, Carbon Copy, Sten Foot, Otto Bock, C-Walk, TruStep, Pathfinder. Семинарское занятие 4. Конструкции технических средств для инвалидов с дефектами нижних конечностей для занятий различными видами спорта Технические средства для занятий плаванием. Технические средства для занятий различными дисциплинами велоспорта. Технические средства для занятий лыжными видами спорта. Технические средства для занятий силовыми видами спорта. Семинарское занятие 5. Классификация кресел колясок Классификация кресел колясок: по назначению, по принципу работы, по наличию микропроцессоров, по возрасту инвалида. Компании-производители спортивных колясок. Конструктивные особенности колясок компании Meyra: Meyra-Profi, Meyra-Profi2, Hobby. Конструктивные особенности колясок компании Otto: Switch, GrandSlam. Коляски азиатских компаний- производителей. Коляска Trikinetic K-2. 15

19 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Объем дисциплины составляет 80 часов. Структура курса состоит из шести относительно самостоятельных разделов: Средства протезной техники для занятий физической культурой и спортом, Технические средства для выполнения спортивных двигательных действий в положении сидя, Доступная среда для инвалидов, Правила проектирования и строительства зданий и сооружений для инвалидов, Тренажеры и тренажерные устройства для восстановления здоровья, Тренировки и рекреации инвалидов, Оснащение спортивных сооружений массового пользования оборудованием и инвентарем по видам спорта среди инвалидов Для проверки знаний студентов по окончании изучения отдельных разделов в рамках семинарских занятий выполняется устный рубежный контроль. При изучении курса и подготовке к семинарским занятиям рекомендуется помимо конспектов лекций, использовать электронные версии федеральных законов, официальные документы (СНиП и рекомендации по проектированию) учебники и учебные пособия, а также официальные сайты, посвященные адаптивной физической культуре. Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется изложение лекционного материала с элементами обсуждения. Для усвоения лекционного материала, а также самостоятельного повторения и контроля предлагается использовать мультимедийные презентации по 13 лекционным темам (более 500 слайдов). В качестве методики проведения практических занятий использовать тематические доклады, позволяющие вырабатывать навыки публичных выступлений. 19

20 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: Уч. пос. - М., с.: ил. 2. Верхало Ю.Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов. - М.: Советский спорт, с.: ил. 3. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебн. пособие / Под редакцией проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, с. 4. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учебник/ С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, с. 5. Справочник по материально-техническому обеспечению адаптивной физической культуре. / С.П. Евсеев С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, с. Дополнительная литература: 1. Требования к спортивным сооружениям, предназначенным для занятий инвалидов. Организация и проведение соревнований среди инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата. М.: ВНИФК, Адаптивная физическая культура. Ежеквартальный периодический журнал : Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 12. Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения. (МДС ) / Госстрой России. Минсоцзащиты России. АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. 20

21 4. Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 13. Общественные здания и сооружения. Физкультурно- оздоровительные сооружения (МДС ) / Госстрой России. Минсоцзащиты России. АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева. 5. Свод правил по проектированию и строительству. Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям (СП ) / Госстрой России. 6. Свод правил по проектированию и строительству требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей (СП ) / Госстрой России. 7. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: Учебник. В 2 т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, с.: ил. 8. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: Учебник. В 2 т. Т.1: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, с.: ил МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В процессе обучения используются следующие технические средства: - персональный компьютер для выхода в глобальную сеть интернет и поиска дополнительной информации по тематике курса, оформлению докладов; - мультимедийный комплекс для презентаций, включающий ноутбук, проектор и экран для представления инновационных проектов. Перечень программного обеспечения: - программа презентаций Microsoft Office PowerPoint; 21

24 30. Контрольно-измерительные, судейские и информационные средства, необходимые для проведения соревнований среди инвалидов. 31. Дополнительное оборудование и инвентарь, необходимые для проведения занятий по видам спорта среди инвалидов. 32. Основное оборудование и инвентарь, необходимые для проведения занятий и соревнований по видам спорта среди инвалидов Примерная тематика рефератов Средства протезной техники для занятий спортом (на примере конкретного вида спорта). Технические средства для выполнения спортивных двигательных действий в положении сидя (на примере конкретного вида спорта). Доступная среда для инвалидов (на примере выбранного города, района или спортивного сооружения). Тренажеры и тренажерные устройства для восстановления здоровья, тренировки и рекреации инвалидов (на конкретном примере). Оснащение спортивных сооружений массового пользования оборудованием и инвентарем по видам спорта среди инвалидов (на примере конкретного вида спорта). 5. УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ВЕДУТ Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя Учебный год Факультет Специальность Померанцев Андрей Александрович, к.п.н., старший преподаватель Факультет физической культуры и спорта

В адаптивной физической культуре используется большая группа специальных дополнительных средств, без которых занятия с лицами, имеющими определенные отклонения в состоянии здоровья, в том числе с инвалидами, вообще невозможны. Это – средства, обеспечивающие доступность к занятиям, и средства, представляющие собой важнейший компонент соревновательной деятельности, – спортивный инвентарь для инвалидов: протезная техника для верхних и нижних конечностей, многочисленные технические средства, в которых спортсмен тренируется, соревнуется сидя (коляски для различных видов спорта, санки для занятий лыжными видами спорта, конструкции для велоспорта и многие другие), специальное оборудование для выполнения упражнений сидя (для волейбола сидя, легкоатлетических метаний, фехтования и др.), специальные озвученные мячи для незрячих спортсменов и др.

В качестве примера рассмотрим спортивный инвентарь для выполнения двигательных действий в положении сидя.

Спортивный инвентарь для выполнения двигательных действий в положении сидя – это такие технические средства, которые позволяют выполнить физические упражнения лицам, частично или полностью утратившим функции нижних конечностей, т. е. технические средства, позволяющие выполнять целый ряд двигательных действий (бытового, профессионального, спортивного, рекреационного и другого характера) преимущественно с помощью рук и туловища без использования нижних конечностей.

Данный термин требует некоторых комментариев.

Чаще всего под такими техническими средствами понимались так называемые кресла-коляски. Именно с них начиналась, например, история паралимпийского движения. Однако в настоящее время имеется большое количество технических средств, позволяющих выполнять двигательные действия с помощью рук и туловища без использования нижних конечностей и не относящихся к креслам-коляскам.

Особенно много таких средств разработано и применяется в сфере адаптивного, прежде всего паралимпийского, спорта. Для того чтобы в этом убедиться, необходимо вспомнить виды спорта, входящие в программу зимних Паралимпийских игр.

Здесь, однако, следует сделать замечание. Во всех перечисленных случаях имеется в виду такое поражение нижних конечностей, которое, по существу, исключает возможность их использования в деятельности, выполняемой в данном техническом средстве. Именно поэтому к данным техническим средствам не следует относить, например, трехколесный велосипед для лиц с последствиями ДЦП, в котором главные действия по перемещению средства осуществляются ногами, хотя спортсмен и находится в положении сидя. Также к данным техническим средствам нельзя отнести обычный (или спортивный) велосипед, который управляется человеком с ампутационными поражениями нижних конечностей, но использующим протезы, заменяющие эти конечности.

Главное, что все эти лица не используют нижние конечности в деятельности.

Рассмотрим классификации спортивного инвентаря для выполнения двигательных действий в положении сидя.

В качестве первого классификационного признака (основания деления) возьмем цель деятельности, выполняемой человеком, находящемся в техническом средстве, и роль двигательных действий по управлению, маневрированию техническим средством в этой деятельности.

Исходя из этого признака, все технические средства данного типа можно разделить на три крупные группы (рис. 7):


Рис. 7. Классификация технических средств для выполнения двигательных действий в положении сидя

Наглядно можно проиллюстрировать технические средства выделенных групп на примере адаптивного спорта. Так, например, к первой группе относятся гоночные коляски, ко второй – кресла-коляски для игры в баскетбол, а к третьей – технические средства для размещения спортсмена-паралимпийца, участвующего в соревнованиях по фехтованию.

Гоночные коляски используются для того, чтобы как можно быстрее преодолеть расстояние от старта до финиша, и все действия спортсмена направлены именно на это.

Кресла-коляски для игры в баскетбол позволяют спортсмену перемещаться по баскетбольной площадке, но действия по управлению и маневрированию коляской составляют базу, можно сказать, – фон, позволяющий совершать главные (определяющие) для баскетбола действия: прием и передачу мяча, ведение мяча, бросок мяча в корзину и т. п.

В фехтовании, понятно, главное – владение оружием, а кресло-коляска используется лишь для размещения спортсмена.

В соответствии с этим признаком все технические средства первой группы делятся на две подгруппы (рис. 8):

1) технические средства, перемещение которых обеспечивается преимущественно за счет активных мышечных усилий человека, находящегося внутри того или иного технического средства;

2) технические средства, перемещение которых обеспечивается преимущественно за счет внешних по отношению к ним сил, которые в свою очередь могут быть естественными (сила тяжести устройства и человека при спуске с гор, сила ветра, сила партнера) и искусственными (сила электромотора, обычного двигателя и др.).


– гоночные коляски (усилия прикладываются непосредственно к колесам);

– хандициклы (усилия прикладываются к педалям ручного привода колеса);

– гоночные санки (салазки) [усилия прикладываются с помощью лыжных палок или других устройств к поверхности, по которой скользят санки (салазки)];

– лодки для гребли (усилия прикладываются с помощью весла к воде).


Нетрудно видеть, что именно такие технические средства являются доминирующими в паралимпийских состязаниях (как летних – первые два класса, так и зимних – третий класс).

– monoski – конструкция для горнолыжных спусков – естественная сила тяжести спортсмена и технического средства;

– велоконструкция с четырьмя колесами для скоростного спуска – та же сила, что и у monoski;

– яхта для парусного спорта – естественная сила ветра;

– дельтаплан с креслом-коляской – естественная сила ветра;

– лодка для спуска по горным рекам – естественная сила (течение реки);

– кресло-коляска, управляемое человеком, сопровождающим инвалида;

– карты с ручным управлением – искусственная сила (сила двигателя);

– водные лыжи – искусственная сила (сила тяги моторной лодки).


В этой связи целесообразно выделить технические средства (рис. 11) для:

– хоккея в салазках;


Так, выделяют технические средства, позволяющие выполнять двигательные действия (рис. 12), характерные для:

– легкоатлетических метаний (копья, диска, ядра, булавы);

– стрельбы из лука;


Таковы основные группы, подгруппы, классы спортивного оборудования для выполнения двигательных действий сидя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

В детские годы закладывается здоровье на всю жизнь. Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, поэтому проблема низкой двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стоит очень остро.

Физическая культура (ФК) и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ОВЗ. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром.

В связи с этим основной целью проекта является создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Подобрать специальное оборудование и спортивный инвентарь в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся;

Представить усовершенствованную модель зала АФК для дальнейшего материально-технического обеспечения.

Внести посильный вклад в обеспечение зала необходимым дидактическим материалом для изучения теоретической части программы.

I . Особенности организации учебной деятельности по предмету

При организации учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой деятельностей обучающихся, на уроках и коррекционно-развивающих курсах обязательным является соблюдение рекомендаций психолого-педагогической и медицинской комиссии.

1. Медицинский аспект.

В результате сравнительного анализа видно, что количество детей, нуждающихся в специальных условиях для физического развития с прошлого учебного года увеличилось на 2%, соответственно и потребность в модернизации среды обучения возросла.

2. Психолого-педагогический аспект.

Согласно коллегиальным заключениям территориальной психолого-педагогической комиссии, обучение учащихся осуществляется по следующим программам:

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) (вариант 8.4).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Адаптивная физическая культура

Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) (вариант 8.4).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Адаптивная физическая культура

Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аустического спектра (РАС) (вариант 8.4).

Адаптивная физическая культура

Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

Музыкально ритмические занятия

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.3).

Адаптивная физическая культура

Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

Адаптивная физическая культура

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.

Адаптивная физическая культура

Исходя из информационных данных, представленных в таблице следует, что учителем на уроках АФК осуществляется реализация 2-3 разноплановых программ одновременно, в таком случае фундаментальная материально-техническая поддержка, за счет переложения части обязанностей педагога на оборудование способствует: повышению качества обучения, обеспечению непрерывного контроля и оказания помощи обучающимся при выполнении упражнений, осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку без временных и других затрат. За счет применения дополнительных средств и материалов приводит к: увеличению положительной мотивации и заинтересованности в предмете, внедрению новых методов и технологий, расширению тематических границ.

Согласно АООП ОУ освоение программного материала обучающимися в 2019-2020 учебном году, осуществляется по следующему учебно-тематическому плану:

II . Материально-техническое обеспечение и оснащенность зала АФК

Цена: 56 500 руб.

Назначение: Беговая дорожка Partner TS-240C предназначена для для проведения тренировок в профессиональных и школьных спортзалах, домашних условиях, а также для выполнения упражнений ЛФК в реабилитационных кабинетах. Ее можно использовать для развития или восстановления навыков ходьбы при частичных параличах и парезах. Регулярные занятия ходьбой улучшают физическое состояние, замедляют развитие остеопороза и остеохондроза, улучшают деятельность кишечника и других внутренних органов, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения. Опция увеличения угла наклона дорожки расширяет возможности физических нагрузок. Встроенный вибромассажер позволяет дополнить ходьбу расслабляющим или укрепляющим массажем.

hello_html_4e8deece.jpg

Цена: 39 000 руб.

LY-901-FH - тренажер для разработки верхних и нижних конечностей

Назначение: Тренажер для пассивной реабилитации верхних и нижних конечностей при неврологических заболеваниях, нарушениях двигательной активности. Способствует улучшению кровообращения и предотвращению развития застойных явлений у неходячих детей. Помогает избежать образования контрактур, анкилозов и деградации мышечной ткани.

hello_html_5aff9a3.jpg

hello_html_3ae1b9ac.jpg

Цена: 10 790 руб.

Шведская стенка — это многофункциональный спортивный снаряд, используемый для проведения тренировок в профессиональных и школьных спортзалах, домашних условиях, а также для выполнения упражнений ЛФК в реабилитационных кабинетах, гимнастический комплекс используется для укрепления здоровья, развития всех мышечных групп детьми дошкольного, школьного и подросткового возрастов, а также взрослыми. Очевидными плюсами являются: укрепление иммунитета, мышечного корсета; профилактика и лечение заболеваний опорно-двигательного и вестибулярного аппарата; лечение бронхиальной астмы, бронхита и гастрита; растяжка мускулатуры и позвоночника; терапия остеохондроза, устранение искривления позвоночника; развитие гибкости, силы; улучшение координации; снижение массы тела.

hello_html_6acf5919.jpg

Степпер поворотный с поручнями SportElite GB-5085 обеспечивает нагрузку, имитирующую подъем по лестнице. При этом задействуются все мышцы ног, даже те, которые не нагружаются при беге и обычной ходьбе.

Особенно важно заниматься на степпере детям с ДЦП. При занятиях на степпере происходит правильное распределение веса на опорную ногу. Ребенок вынужден наступать на всю стопу, растягивая ахиллово сухожилие и задействуя те мышцы, которые обычно остаются скованными.

hello_html_m6854ec14.jpg

Спортивный инвентарь:

Эспандер универсальный WaistRex кардио - спортивный аксессуар для оптимальной тренировки мышц при минимальной нагрузке на суставы, тренируемые группы мышц: бедра, кисти, руки, шея, спина, ноги, пресс, плечи, ягодицы, грудь, живот.

hello_html_mcc0924f.jpg

Цена: 1000 руб. (1600*630 мм)

Основными задачами зеркальных стен в тренажерных залах; комнатах лечебной и адаптивной физкультуры являются: контроль правильности выполнения движений; повышение мотивации к тренировкам; улучшение качества освещения и переносимость физических нагрузок, совершенствование сенсорно-моторных функций организма.

Цена: 3 480 руб. Цена: 600 руб. Цена: 200 руб.

Цена: от 1550 руб.

Цена: от 10 000 руб.

Телевизор ЖК. Одной из функций данного устройства является передача информации с USB -носителей, для обеспечения безопасного рационального тренировочного процесса за счет расширения возможности визуализации учебного материала. Использование данного оборудования направлено сделать образовательный процесс более разнообразным, увлекательным и интенсивным.

Цена: от 15 000 руб.

Ноутбук. Преимущество данного устройства перед стандартным ПК его портативность, в условиях постоянного движения возможность переноса прибора в более удобное место становится просто необходимой. Ко всему прочему данная оргтехника отличается эффективностью и многофункциональностью, сфера ее применения при обучении детей с ОВЗ ( в том числе детей – инвалидов) очень велика.

hello_html_m7e102cc3.jpg

hello_html_1ff25b6b.jpg

Школьное спортивное оборудование — важное подспорье в деле физического воспитания, дающее отличные возможности для развития ребенка. Грамотно подобранные, качественные спортивные снаряды и инвентарь для школьных площадок и залов способны сделать уроки более интересными и интенсивными, а значит, приносить больше пользы для здоровья. Кроме того, учитель, имеющий качественные материалы для работы, получает возможность подбирать наиболее эффективные физические упражнения, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого школьника. Правильно созданная предметно – развивающая среда физкультурного зала, повышает интерес к физической активности, способствует коррекции, либо полному устранению двигательных нарушений у детей с ОВЗ, увеличивает качество преподования, повышает уровень обученности учащихся по предмету, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач работы инструктора-педагога.

hello_html_3f44919b.jpg

Общая стоимость, заложенного в проект оборудования и спортивного инвентаря, составляет: 176 000 руб.

Библиографическое описание

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).

СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 года N 189 (с изменениями на 22 мая 2019 года).

АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

АООП начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.3).

АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.4).

Читайте также: